Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Этические аспекты холдинг терапии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

С самого начала своего существования холдинг терапия периодически подвергалась критике как со стороны некоторых специалистов, так и со стороны «неравнодушной общественности». Ни те, ни другие никогда всерьез не изучали количественные или качественные последствия терапии, реагируя, как правило, только на сам факт физического удерживания ребенка родителями, который в их рассуждениях связывался… Читать ещё >

Этические аспекты холдинг терапии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С самого начала своего существования холдинг терапия периодически подвергалась критике как со стороны некоторых специалистов, так и со стороны «неравнодушной общественности». Ни те, ни другие никогда всерьез не изучали количественные или качественные последствия терапии, реагируя, как правило, только на сам факт физического удерживания ребенка родителями, который в их рассуждениях связывался с «насилием» и «жестоким обращением с детьми». Попробуем разобраться, имеет ли холдинг отношение к этим понятиям.

По определению Всемирной организации здравоохранения, насилие — это «преднамеренное применение физической силы или власти, действительное или в виде угрозы, направленное против себя, против иного лица, группы лиц или общины, результатом которого являются (либо имеется высокая степень вероятности этого) телесные повреждения, смерть, психологическая травма, отклонения в развитии или различного рода ущерб»[1].

Как мы видим, насилие определяется не фактом применения силы, а позицией, целями и результатами применения. Это и понятно, ведь никому не придет в голову квалифицировать как насилие, скажем, ситуацию, в которой родители или даже посторонние взрослые насильно удерживают ребенка, когда он стремится выбежать на проезжую часть улицы. На этом примере можно зафиксировать важные для идентификации насилия вещи. Позиция — «за» или «против»? В данном примере — «за». За сохранение жизни в противовес сиюминутным, импульсивным действиям. Цель — благополучие ребенка, результат — ситуационное спасение жизни. Или рассмотрим, например, поход с ребенком к стоматологу. Ни один ребенок не пойдет сверлить зубы добровольно. В ситуациях, связанных с сохранением здоровья, взрослому приходится заставлять ребенка точно так же, как и в большинстве ситуаций, связанных с выработкой необходимых навыков. И приучая ребенка к горшку, и обучая его чтению, письму и счету, мы вынуждены на какое-то время «ограничить свободу» ребенка и принуждать его к выполнению наших инструкций.

Для того, чтобы определить, имеет ли холдинг отношение к понятию «насилие», зададимся следующими вопросами:

  • 1. Какова позиция родителей и терапевта по отношению к ребенку — «за» или «против» ! Очевидно, что, предпринимая усилия, чтобы помочь ребенку преодолеть аутизм, родители выступают на стороне ребенка, т. е. они «за» него. Да, возможно, ребенок «считает» иначе, но, согласитесь, у аутичного ребенка совершенно другие точки отсчета.
  • 2. Каковы цели родителей и терапевта! Облегчить или устранить страдания и ущерб, связанные с психическим состоянием ребенка. При этом страдающими сторонами высыпают как сам ребенок, так и его семья.
  • 3. Каковы краткосрочные и долгосрочные результаты холдинг терапии? Если холдинг проводится родителями под руководством квалифицированного специалиста, то уже в результате первого сеанса ребенок расслабляется, вступает в контакт с родителями, смотрит им в глаза. Длительная терапия приводит к смягчению аутистических проблем, к продвижению в эмоциональном и когнитивном развитии ребенка, что никак нельзя признать «ущербом» .
  • 4. Есть ли здесь психологическая травма? Характерной и неотъемлемой особенностью психологической травмы в различных ее определениях является наносимый ею вред. Аргументация, связанная с отсутствием вреда от холдинг терапии и, более того, с ее очевидной пользой, описана в предыдущем пункте.
  • 5. Приводит ли холдинг к отклонениям в развитии? Сам по себе аутизм является отклонением в развитии ребенка (точнее, искажением). Холдинг терапия, являясь эффективной частью коррекционной помощи при аутизме, помогает возвращению развития ребенка в нормальное русло. Таким образом, грамотно, профессионально проводимая холдинг терапия на первых порах действительно требует физического ограничения свободы ребенка. Однако такого, которое не только не приносит вреда, а наоборот, ведет к несомненно позитивным результатам. Проблема отношения к холдингу, таким образом, становится проблемой свободного выбора родителей и терапевтов. Речь идет о выборе метода. Осуществляя подобный выбор, специалисту не стоит путать принципы профессиональной этики с прямой работой с выраженными проявлениями аффекта. В любом случае, игровая холдинг терапия не является единственным и универсальным методом коррекции аутизма, поэтому всегда можно обратиться к иным формам работы, соответствующим возрасту ребенка и наиболее актуальным проблемам его развития.

Безусловно, холдинг терапия, как и любой другой метод психолого-педагогической коррекции, потенциально может оказаться травматичным или превратиться в наказательную процедуру, но только в неумелых руках или в том случае, когда она становится «самостоятельной работой» родителей. В условиях отсутствия обязательного лицензирования практиков, работающих с аутичными детьми, их родителям стоит внимательнее относиться к выбору специалистов, всякий раз интересуясь их профессиональной подготовкой и опытом работы. В руках хорошо подготовленных практиков игровая холдинг терапия является одним из наиболее эффективных методов помощи при аутизме.

При этом, подчеркнем еще раз, данная терапия рассматривается нами только как часть системной психолого-педагогической коррекции аутизма. В работе с аутичными дошкольниками необходимо ее сочетание с индивидуальными и, чуть позже, с групповыми игровыми занятиями, нацеленными в первую очередь на развитие подражания и взаимодействия, на усвоение социальных правил. И, конечно, игровая холдинг терапия — это лишь часть домашнего «лечебного режима» воспитания аутичного ребенка. Воспитания, направленного на развитие его возможностей совместного переживания с близкими людьми, эмоционального осмысления того, что происходит в окружающем мире и, прежде всего, в его собственной жизни.

  • [1] Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире // Всемирная организация здравоохранения. 2003. URL: wwvv.refworld.org.ru/docid/5406d6fl4.litml.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой