Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Факторы, влияющие на тип партийной системы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Аналогичное положение имеет место в Канаде, для политической системы которой характерно то, что на провинциальном и федеральном уровнях участвуют разные партии, а избиратели, в свою очередь, на разных уровнях голосуют за разные партии. Как отмечал Р. Олфорд, в Канаде «политические партии являются скорее представителями региональных, религиозных и этнических группировок, нежели представителями… Читать ещё >

Факторы, влияющие на тип партийной системы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В утверждении той или иной партийной системы немаловажную роль играют исторические, национально-культурные и иные факторы. Значение имеет тип установившейся в данной стране политической системы и государственно-административного устройства. Если в унитарных государствах для них, как правило, характерна значительная степень централизации, то в федеративных государствах преобладают партии с более децентрализованными организационными структурами.

Так, США, как федеративный союз, состоят из 50 штатов и федерального округа Колумбия, имеющих свои региональные, этнические, расовые, религиозные и социально-классовые различия. Соответственно две главные общенациональные партии США — республиканская и демократическая — представляют собой федерации партий штатов, собирающихся вместе каждые четыре года для выдвижения кандидатов на посты президента и вице-президента страны.

Показательно, что некоторые авторы даже говорят о наличии в США 51 демократической и 51 республиканской партии. Дело в том, что во многих отношениях, например, алабамская демократическая партия по тем или иным вопросам может иметь больше общих черт с алабамской республиканской партией, чем, скажем, с демократической партией Массачусетса.

Аналогичное положение имеет место в Канаде, для политической системы которой характерно то, что на провинциальном и федеральном уровнях участвуют разные партии, а избиратели, в свою очередь, на разных уровнях голосуют за разные партии. Как отмечал Р. Олфорд, в Канаде «политические партии являются скорее представителями региональных, религиозных и этнических группировок, нежели представителями какихлибо национальных классовых интересов»[1].

В этом плане совершенно иное положение в Российской Федерации, где сколько-нибудь значимые политические партии могут называться таковыми лишь в том случае, если они имеют единую организационную структуру, единую иерархически построенную систему руководства, единую программу, утвержденную центральными органами, и т. д.

Партийные структуры в традиционном европейском понимании служат для более или менее спаянной организации сторонников определенного комплекса социально-философских, идейно-политических концепций, идей, убеждений и принципов. Но депутаты не всегда строго придерживаются предписаний своих партий и их парламентских фракций.

Так, в США члены конгресса могут голосовать в оппозиции к собственной партии, отвергать политику президента — представителя своей партии, но в то же время переизбираться на выборах в своем избирательном округе. В Великобритании же члены Палаты общин от одной из парламентских партий в таком случае имели бы мало надежд на переизбрание. Дело в том, что английские партии располагают различными санкциями для дисциплинирования своих членов в случае отказа поддержать линию партии. Отход от этой линии рассматривается как игнорирование предоставленного им избирателями мандата.

В США же все обстоит иначе. Национальные комитеты партий, находящиеся в Вашингтоне, имеют мало контроля над более или менее автономными штатными и местными партийными организациями. Сила во многом находится в руках местных партийных организаций или штата, которые контролируют большинство выдвижений кандидатов в конгресс США. Подобным же образом обстоит дело в Канаде.

В США и в ряде других стран, последовавших их модели, власть и влияние института президентства настолько значимы, что ни одна партия не способна достичь своих стратегических целей, не добившись контроля над президентской властью.

Такой контроль, разумеется, требует привлечения поддержки как можно более широкого круга избирателей. Поэтому можно утверждать, что здесь главные соперничающие партии являются коалициями разнородных социальных и политических сил. В отличие от стран с многопартийной системой, где коалиции создаются по результатам выборов между более или менее близкими по своим позициям партиями, в президентских республиках сами партии, борющиеся за главный приз — президентский пост, — являются коалициями. Обоснованность данного тезиса подтверждается на примере Республиканской и Демократической партий США, в которых группируются самые различные социальные слои — от крупных финансовых магнатов с Уолл-Стрит до «синих воротничков» из Детройта или фермеров Среднего Запада.

  • [1] Presthus R. Elite accommodation in Canadian Politics. Toronto, 1973. P. 37.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой