Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие системы конфессиональной помощи в XIII–XVII вв

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В данный период появляется новая официальная институциализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции — от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. В отношении «инородцев», как в дореволюционной России называли представителей иных, чем русская, национальностей, приветствовалась политика… Читать ещё >

Развитие системы конфессиональной помощи в XIII–XVII вв (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Во второй период конфессиональной помощи (XIII- XVII вв.) происходит дальнейшее изменение идеологемы помощи, что было вызвано татаро-монгольским нашествием.

Князь уже не может выступать в качестве главного защитника, учителя и судьи — все эти функции постепенно переходят к церкви. Именно она помогает облегчить душевные муки претерпевшим насилие от татаро-монгольских набегов, формирует национальное самосознание и гордость, оказывает первую помощь. Князь постепенно отходит на второй план, становится частным милостедавцем. В его задачи входит договор о выдаче ярлыка от Орды, сбор разбежавшихся по лесам горожан, очистка стольных городов от последствий нашествия — т. е. похороны, организация скотомогильников, приведение в порядок разоренных храмов, очистка отравленных колодцев, забитых трупами младенцев и собак, и т. д.

Церковь между тем набирает силу и влияние. Вокруг нее формируются монастыри как главные помогающие субъекты. Сначала это монастыри ктиторские.

Ктиторские монастыри развивались в древних русских городах (а их насчитывалось по стране от 25 в X в. до 150 в XIII в.). Они были малочисленны — по 12−15 человек. Жизнь в них строилась по келейному принципу. Не возбранялось выходить за пределы с целью сбора для себя милостыни, не обязательны были соблюдение устава и даже обряд пострига. В народной среде они постепенно стали утрачивать свой авторитет, так как с победой над татаро-монголами перестали выполнять функции защиты и помощи.

Постепенно на первое место в качестве помогающего субъекта вышли вотчинные монастыри. Они стали развиваться на окраинах России, выполняли важные функции захвата земель и придания им статуса государственных российских, а также крестили инородцев. Кроме того, вотчинные монастыри привлекали к работе на себя народных умельцев, что давало им освобождение от произвола царских чиновников, пошлин и податей. В случае старости или увечья работный люд принимался в монастырь на полное обеспечение до самой смерти. Усопшего хоронили на территории монастыря, что было уже к тому времени ценностью.

Создателем первого вотчинного Иосифо-Волоколамского монастыря является Иосиф Волоцкий. С его именем напрямую связан идейный спор между «стяжателями» и «нестяжателями» (Нил Сорский), состоявшийся в 1501 г. Первые считали, что церковь должна собирать и приумножать богатство, чтобы быть могутной и иметь собственные социальные программы. Вторые утверждали, что всякое стяжание приводит к порче человеческой породы, к развитию ненасытности и злобы. Важна также мысль, культивируемая «нестяжатлями», о том, что бесплатная помощь развращает человека, формирует социальное иждивенчество.

Параллельно развиваются приходы как особые открытые институты конфессиональной системы помощи. С формированием приходов, развивающихся на окраинах государства, стала развиваться церковно-приходская помощь.

Основные формы церковно-приходской системы помощи: милостыня, беспроцентное кредитование, материальная помощь, просветительская деятельность.

Приходская благотворительность — переходное звено между монастырской и гражданской системами помощи. В отличие от монастырей с их закрытой организационной структурой, приходы — открытая структура, или система помощи. Руководителем прихода избирается «свой» церковный староста — т. е. уважаемый человек из числа прихожан (в монастыре назначается епископатской властью). В задачи старосты входит приобретение земель, строительство богаделен, сбор долгов, церковной кружки, раздача денег нуждающимся. Староста был подотчетен общине, мог быть ею переизбран. Старосты также приглашали в приход епископатские суды для разбора сложных, по преимуществу нравственных, дел. К ним относились «роспуст» (развод), «умычка невест», споры о наследстве, ссоры между мужем и женой, дела об отравительстве, об укушении при драке и многие другие.

Таким образом, посредством публичной деятельности судов формировались новые христианские правила и нормы поведения в обществе. Они отразились также и на отношении к вопросам оказания помощи в высших социальных слоях. В данный период появляются первые светские тенденции благотворительности, связанные с именами таких наших выдающихся соотечественников, как Афанасий Ордин-Нащокин, Федор Михайлович Ртищев, Ульянии Осорьина, прославившихся своими благими деяниями в пользу ближнего.

Институт церкви превращается в носителя не только новой государственной идеологии, но и новой философии помощи, основанной на христианских канонах милосердия.

В данный период появляется новая официальная институциализированная форма защиты в виде приходов и монастырей. Они несут в себе различные функции — от вспомоществования до лечения, от судебного делопроизводства до социального и семейного воспитания. В отношении «инородцев», как в дореволюционной России называли представителей иных, чем русская, национальностей, приветствовалась политика христианизации, т. е. крещения, но она не носила жесткого принудительного характера. Большинство новоиспеченных христиан параллельно продолжали совершать языческие обряды.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой