Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические признаки труда в сознании его субъекта

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Е. А. Климов представил модель компонентов сознания человека как субъекта труда, обозначив ее термином «психологические признаки труда"1 [5, с. 101 — 115; 26). Речь идет здесь о четырех сущностных компонентах труда, которые должны быть зафиксированы в чувственной и вербальной форме составляющих профессионального сознания работника (табл. 2.1). Кроме того, образ каждого компонента труда должен… Читать ещё >

Психологические признаки труда в сознании его субъекта (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Е. А. Климов представил модель компонентов сознания человека как субъекта труда, обозначив ее термином «психологические признаки труда»1 [5, с. 101 — 115; 26). Речь идет здесь о четырех сущностных компонентах труда, которые должны быть зафиксированы в чувственной и вербальной форме составляющих профессионального сознания работника (табл. 2.1). Кроме того, образ каждого компонента труда должен сопровождаться положительными аффективными переживаниями.

Таблица 2.1

Психологические признаки труда.

Сущностные признаки труда.

Психологические признаки труда.

1. Результат труда — социально ценный продукт.

1. Сознательное предвосхищение социально ценного результата.

2. Обязательный, социальнонормативный характер труда.

2. Сознание обязательности достижения социально фиксированной цели.

3. Труд осуществляется с помощью орудий.

3. Сознательный выбор, применение, совершенствование или создание орудий, средств деятельности.

4. Труд вовлекает работника в систему производственных социальных отношений.

4. Осознание межлюдских производственных зависимостей, отношений («живых» и «овеществленных»).

1 Точнее было бы говорить о психологических признаках сознания субъекта труда.

Е. А. Климов разработал методику дифференцированной оценки психологической структуры труда, которая предусматривает экспертную оценку каждого из четырех психологических признаков, представленных в правом столбце табл. 2.1, применительно к обследуемому человеку — ребенку, участвующему в домашнем труде, учащемуся профессионального учебного заведения в процессе выполнения на практике трудовых задач, к работнику любого возраста и любой профессий [26, с. 45—52].

Программа экспертной оценки в этой методике предполагает, что каждый из четырех психологических признаков структуры труда может быть развит в разной степени. Например, человек может обладать разными по полноте и точности знаниями о продукте труда, нормах, правилах его производства, средствах труда, отношениях с людьми в процессе работы; эмоциональные отношения к разным компонентам труда также могут быть разными. Общая характеристика обследуемого субъекта труда предстает как совокупность упорядоченных балльных оценок, позволяющих психологу судить об относительно слабо развитых компонентах знаний и навыков, а также требующих коррекции эмоциональных отношений обследуемого к проблемным сторонам труда. Высшие градации признаков (оцениваемые баллом 5) в своей совокупности намечают обобщенный социально желательный идеал субъекта любого вида труда, который можно при желании «заземлить», конкретизировать для частных изучаемых видов профессиональной деятельности.

Применение этой методики требует предварительного изучения конкретного вида профессиональной деятельности и сбора образцов профессионального поведения и его продуктов, соответствующих разным уровням мастерства и формам эмоционально-смыслового отношения субъекта к данной работе.

Методика была успешно применена в исследованиях разной прикладной направленности: при совершенствовании индивидуальных программ профессиональной переподготовки учителей английского языка [28]; при разработке технологии оценки профессиональной эффективности экскурсоводов музея «Бородинская панорама»); в исследовании начального этапа онтогенеза человека как субъекта труда [ 10; 571. Данная методика представлена в ЭП-2−1.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой