Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Программа опытно-экспериментального исследования образовательной карьеры социального педагога

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Данная методика была направлена на определение у студентов перспектив их интеграции в социально-педагогическую деятельность на основе формирования профессионально важных качеств. Необходимость этой методики определяется тем, что от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Учитывалось, что самооценка… Читать ещё >

Программа опытно-экспериментального исследования образовательной карьеры социального педагога (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Теоретическое исследование возможностей планирования образовательной карьеры позволило проанализировать основные образовательно-воспитательные концепции формирования педагога, раскрыть сущность и характеристики процесса формирования профессионально важных его качеств, а также теоретически обосновать организационнопедагогические условия продуктивного процесса формирования выделенных качеств у студентов.

С целью подтверждения теоретически полученных выводов нами была составлена программа опытно-экспериментального исследования по изучению процесса планирования образовательной карьеры будущего социального педагога в колледже на основе формирования профессионально важных качеств. Опытно-экспериментальное исследование проводилось в течение трех лет. В нем участвовали студенты — будущие социальные педагоги третьих, четвертых и пятых курсов колледжа.

Стратегия всего исследования зависела от того, насколько сам исследователь был включен в процесс подготовки будущих специалистов. Включенное наблюдение и систематическая работа со студентами способствовали качественному осуществлению исследовательского замысла.

При подготовке исследовательской работы были определены экспериментальная и контрольные группы. Экспериментальную группу составили студенты — социальные педагоги, для которых были разработаны авторские программы «Введение в специальность» и «Социальная педагогика». В контрольные группы вошли студенты — будущие социальные педагоги, где проводились только констатирующие исследования.

Опытно-экспериментальная работа состояла из подготовительного, констатирующего, созидательного и заключительного этапов.

Подготовительный этап опытно-экспериментального исследования был посвящен теоретическому анализу отечественной и зарубежной литературы по проблеме формирования профессионально важных качеств у студентов колледжа — будущих социальных педагогов.

Одновременно изучался опыт конкретного колледжа по формированию у будущих социальных педагогов профессионально значимых и профессионально важных качеств специалиста. Подробно анализировались учебные планы, программы основных и специальных дисциплин, документация по воспитательной работе и другим организационным мероприятиям, имеющим отношение к подготовке социальных педагогов в колледже. Подготовительный этап позволил преподавателям и исследователю констатировать существующее состояние в колледже и определить перспективы по совершенствованию процесса формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов и всей профессиональной подготовки в учебном заведении.

Проведенная подготовительная работа позволяла постоянно уточнять концептуальные положения по организации педагогических условий продуктивного процесса формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов, выстраивая в целом опытноэкспериментальную работу.

Организационно-педагогическими условиями продуктивного процесса формирования профессионально важных качеств являлись: допрофсссиональная подготовка студентов; гуманистическая направленность исследуемого процесса; преемственность содержания теоретической и практической подготовки социальных педагогов в колледже.

Для реализации опытно-экспериментальной работы в ходе подготовительного этапа были частично модернизированы методики исследования процесса формирования профессионально важных качеств у студентов.

Таким образом, подготовительный этап стал основанием для следующего, констатирующего, этапа изучения процесса формирования профессионально важных качеств социального педагога в колледже.

Практическое решение задач опытно-экспериментальной работы по организации продуктивного процесса формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов зависело от многих факторов и требовало создания целого ряда определенных условий. Одним из основных, теоретически обоснованным организационнопедагогическим условием явилась допрофессиональная подготовка будущих студентов колледжа. С нею был связан констатирующий этап исследования процесса формирования профессионально важных качеств социального педагога. При изучении допрофсссионалыюй подготовки студентов учитывались и результаты, которые были получены в процессе работы со студентами, не получившими допрофессиональной подготовки. В ходе данного этапа анализировались планы работы по организации допрофессиональной подготовки абитуриентов, изучались продукты творческой деятельности учащихся в этих классах, обобщались их суждения в отношении профессионального самоопределения, проводились беседы с учителями. В работе с будущими абитуриентами использовались следующие диагностические средства: анкета «Сведения о профориентации» и проективные методики: «Самооценка профессионала» и «Портрет социального педагога».

Первоначально система допрофессиональной подготовки будущих социальных педагогов изучалась по содержанию ответов студентов па вопросы авторской анкеты «Сведения о профориентации». Эта анкета включала вопросы о содержании допрофессиональной и начальной подготовки будущих социальных педагогов. Кроме того, в анкете имелись вопросы о направленности предстоящей теоретической и практической подготовки в колледже. Наконец, имелись вопросы, необходимые для прогнозирования и определения специфики профессиональной деятельности социальных педагогов — выпускников колледжа (приложение 1).

Анализ построения творческо-образовательного пространства колледжа обнаружил неполную включенность студентов в творческую деятельность по интересам. К планированию внеучебной занятости студентов привлекались только активы групп совместно с кураторами. Процесс социальной адаптации к специфике учебно-воспитательного процесса колледжа был длительным, студенты только на втором году обучения осознавали «временные рамки» в которых они должны были стать профессионально подготовленными к социально-педагогической деятельности в обществе. Программы практических занятий будущих социальных педагогов определялись общим учебным планом подготовки специалистов и недостаточно интегрировались с задачами практики по другим дисциплинам.

На основе обобщения результатов анкетирования студентов первого года обучения была разработана программа допрофессиональной подготовки студентов колледжа. Отдельные этапы реализации этой программы были выполнены при участии студентов старших курсов, преподавателей и администрации социально-правового отделения колледжа.

Анализ допрофессиональной подготовки позволил в контексте исследования сделать определенные выводы по ее продуктивности и разработать необходимые, с нашей точки зрения, рекомендации по ее совершенствованию. Таким образом, определилось одно из основных направлений опытно-экспериментального исследования по формированию профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже.

Важно отметить, что констатирующий этап исследования предполагал применение комплекса проективных методик по принципу их взаимного дополнения. Методический прием взаимной дополнительности имеет своей содержательной основой объективную взаимосвязь субъективно осознаваемых качеств личности человека, существующую независимо от его уникальности. Поэтому объективное профориентационное обследование обычно дополняется материалом субъективных ожиданий испытуемых в отношении их будущей профессиональной деятельности. Так, в составе диагностического комплекса проективных методик предлагалась «Самооценка профессионала», — как усовершенствованная форма «Методики выявления стержневых черт характера путем самооценки».

Данная методика была направлена на определение у студентов перспектив их интеграции в социально-педагогическую деятельность на основе формирования профессионально важных качеств. Необходимость этой методики определяется тем, что от самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими людьми, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Учитывалось, что самооценка влияет на эффективность профессиональной деятельности и дальнейшее саморазвитие личности человека. Нс случайно, А. В. Петровский указывает на то, что «…самоопределение личности осуществляется в процессе постоянной сверки ее поступков, помыслов и оценок с позициями, ценностными ориентациями и оценками, присущими настоящему коллективу» (212; 99).

Поэтому ведущее условие развития самооценки и ее преобразования — это организация деятельности, выявляющей противоречия между уровнем притязаний и возможностями человека, а также между требованиями коллектива, общества и уровнем развития качеств личности. Формируясь в процессе всей жизнедеятельности личности, самооценка, в свою очередь, выполняет важную функцию в ее развитии, выступает регулятором различных видов деятельности и поведения человека в его взаимоотношениях с окружающими людьми. Характер самооценки человека ярко выявляется в жизненных ситуациях выбора, в том числе и в профессиональном самоопределении.

В ходе опытно-экспериментальной работы у студентов колледжа формировалась устойчивая самооценка, выражавшая уже сформировавшиеся их отношения к самим себе, как будущим специалистам, что имело существенное влияние па их профессионально-ориентированное поведение и на качество развивающейся профессиональной деятельности. При этом было необходимо способствовать развитию у студентов умения грамотно оценивать свои силы и возможности при соотнесении их с внешними условиями и требованиями культурно-цивилизационной среды. Самооценка способностей или качеств студентов определяла уровень их притязаний, а также те цели и задачи, к выполнению которых они считали себя в той или иной мере подготовленными.

Соответствующая методика «Самооценка профессионала» предлагалась студентам третьих курсов. Согласно инструкции к методике, студентам предлагалось выписать и упорядочить по значимости 16 поиятий, представляющих, по их субъективным мнениям, профессионально важные качества социального педагога. Это позволило реально определить структуру основных качеств специалиста и таким образом обнаружить динамику формирования профессионально значимых и профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже.

В дополнение к методике «Самооценка профессионала», в ходе констатирующего этапа опытно-экспериментального исследования студентам всех трех курсов была предложена еще одна проективная методика: «Портрет социального педагога». По содержанию этой методики студенты с помощью вспомогательного словаря понятий имели возможность творчески разработать профессиональную характеристику современного социального педагога. Выделенные студентами 16 наиболее существенных характеристик социального педагога, представляя профессионально значимые и профессионально важные его качества, в своей совокупности образовали субъективный портрет специалиста.

Для обеспечения надежности методик «Портрет социального педагога» и «Самооценка профессионала» в опытно-экспериментальном исследовании, их диагностические возможности были сопоставлены нами с возможностями такой известной методики, как личностный опросник Р. Кэттелла. По технологии проведения данного опросника рекомендуется обрабатывать результаты ответов испытуемых по 16 первичным и четырем вторичным факторам. Число этих факторов как показывает практика, является необходимым и в то же время достаточным в полноценной характеристике личности человека и специалиста.

В подтверждение целесообразности факторного подхода в опытноэкспериментальной работе по установлению и формированию профессионально важных качеств социального педагога в колледже можно привести опыт исследований X. Шулера, который достаточно убедительно демонстрирует значение результатов избирательного тестирования, применяемого нс только при диагностике когнитивных способностей, но и при исследовании личностных качеств профессионалов. Как указывает X. Шулер, на основе выделения этих качеств, при приеме на работу или в учебное заведение, с большей степенью достоверности (0,45−0,54) удается прогнозировать эффективность деятельности или обучения (200).

Таким образом, реализация констатирующего этапа опытноэкспериментальной работы осуществлялась с помощью методик, применение которых предполагало необходимость упорядочения различных, наиболее часто встречающихся качеств социального педагога. В ходе применения данных методик были экспериментально опрсдслсны 16 профессионально важных качеств специалиста, наиболее часто встречающихся в ответах студентов.

Эти качества дифференцируются в соответствии с результатами анализа основных концепций общего и профессионального образования специалиста па два класса. Первый из них объединяет духовнотеоретические, нравственные качества, а второй включает практикоориентированные, организационно-педагогические качества. Основанием разделения на эти классы является признак или критерий взаимоотношения теории и практики профессиональной подготовки в колледже. При последующем разделении этих классов в каждом из них выделяются, соответственно, по две группы качеств.

В соответствии с условиями дифференциации приведенных качеств, нравственные качества формируются в теоретической рефлексии, при актуализации духовно-нравственных способностей самосознания студентов. Профессионально важные, практико-ориентированные качества формируются на основе преобразующего, организационнопедагогического взаимодействия будущих социальных педагогов в процессе их практики (схема 2).

На созидательном этапе опытно-экспериментальной работы важнейшим условием организации продуктивного процесса формирования профессионально важных качеств у студентов колледжа выступали:

Объективные результаты реализации основных направлений программы допрофсссиональной подготовки будущих студентов колледжа; гуманистическая направленность педагогов учебно-воспитательного процесса колледжа; преемственное и интегрированное содержание программ теоретической и практической профессиональной подготовки студентов.

Изменения качества и направленности общей профессиональной подготовки зависели от степени личностной включенности преподавателей в творческое и духовно-нравственное взаимодействие со студентами, определяя полноту раскрытия лучших качеств и нравственных потенциалов этих студентов, их заинтересованности в становлении своего внутреннего мира, в развитии способностей сопереживать чувствам окружающих людей.

Схема 2

Образ специалиста, но самооценке студентов колледжа

Программа опытно-экспериментального исследования образовательной карьеры социального педагога.

Гуманистическая атмосфера колледжа, формируемая педагогическим коллективом, психологической службой, отделом организации внеучебной деятельности студентов и администрацией колледжа, представляла благоприятную профессиональную среду общения и творческого взаимодействия всех субъектов опытно-экспериментальной работы. Насыщенность гуманистическим содержанием взаимоотношений студентов и педагогов в коллективе колледжа послужила скорейшему переосмыслению содержания профессиональной подготовки в связи с реализацией опытно-экспериментальной ее модели.

Практическая реализация гуманистически ориентированных технологий исследования и развития этих качеств была осуществлена посредством разработки авторской методики, опирающейся на уже рассмотренный прием автопортрета, когда из множества профессионально существенных качеств личности выбираются те, которые, по мнению экспертов, обеспечивают успешность исследуемой социальнопедагогической деятельности. Наиболее существенные из этих качеств составили содержательную основу для постепенной разработки и адаптации отдельной проективной методики «Идеал специалиста — социального педагога». В ее разработке нами были использованы методология и опыт известных исследований А. Г. Ковалева по диагностике и развитию профессионально важных качеств специалистов, показавшего, что эти качества являются своеобразным эталоном или «идеальным образом» специалиста.

Разработанный на основе экспертного анализа и обобщения качеств эффективно работающих специалистов, идеальный образ социального педагога как профессионала, составил в нашем исследовании ориентировочную основу опытно-экспериментального процесса подготовки студентов — будущих социальных педагогов. Применяемый в нашем исследовании данный методический прием введения эталона специалиста как теоретически, так и практически является преемственным относительно современных методов и методик исследования профессионально важных и значимых качеств человека.

Таким образом, логическим продолжением подходов А. Г. Ковалева, а также Т. П. Зинченко, А. А. Фрумкина и других авторов явилось применение в диссертации материалов, в обобщенной форме представляющих результаты опросов успешно работающих социальных педагогов при их государственной аттестации. При этом задача профессионального отбора на определенную специальность рассматривалась как одна из существенных. На ее примере можно было наглядно продемонстрировать всю технологическую цепочку решения диагностической задачи, сравнить различные методы, оценить их корректность, перспективность дальнейшего развития и наметить пути необходимых исследований. Технологическая цепочка решения задачи профессионального отбора состояла из четырех этапов.

  • 1. Выявление профессионально важных качеств, обеспечивающих эффективную деятельность или построение психологического эталона специальности.
  • 2. Подбор диагностических методик в соответствии с построенным психологическим эталоном специальности
  • 3. Диагностика претендентов.
  • 4. Прогноз успешности и принятие решения о приеме претендентов на работу или учебу.

В основе этой системы находится прием совмещения двух портретов: построение реального психологического портрета обследуемого и принятие решения по результатам сравнения эталона специалиста и реального портрета. Применение данного подхода в образовательных учреждениях обеспечивает решение задач формирования классов или учебных групп, однородных по степени готовности, корректного определения образовательных маршрутов обучения, проведения профориентационных обследований и профессионального отбора в средние специальные и высшие учебные заведения, а также обоснованного распределения абитуриентов по специализациям.

Точно также и в любой возможной автоматизированной системе профотбора для построения эталона специальности используется метод экспертных оценок, основывающийся на опросе наиболее опытных специалистов той профессиональной области деятельности, к которой относится анализируемая профессия или специальность. Существенным преимуществом всех рассмотренных вариантов качественного или эталонного диагностического подхода является возможность определять не только перечень необходимых для данной специальности качеств, но и требуемую степень их выраженности или недопустимости. Таким образом, эталон специалиста может иметь и количественное выражение, что позволяет применять математические методы определения степени пригодности человека к овладению определенной специальностью (93; 217−218).

В целом, на созидательном этапе опытно-экспериментального исследования было продолжено применение адаптированных автором проективных методик: «Самооценка профессионала», «Портрет социального педагога» и «Идеал специалиста». Применение этих методик позволило изучить и организовать процесс формирования профессионально важных качеств как постепенное их наполнение содержанием и смыслом. Метод последовательного сопоставления результатов, полученных с помощью названных методик, состоял в том, что ответы студентов первого года обучения соотносились с ответами этих же студентов, переходящих на старшие курсы, что позволило провести количественный и качественный анализ содержания и динамики изменения профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже.

Научная достоверность опытно-экспериментального исследования на созидательном этапе обеспечивалась реализацией теоретически обоснованных организационно-педагогических условий процесса формирования профессионально важных качеств, в соответствии с критериями их системности и целостности. Поэтому последовательное продолжение опытно-экспериментальной работы на рассматриваемом, созидательном се этапе, также как и на предыдущих, осуществлялось на основе указанных организационно-педагогических условий, определяющих творческо-образовательное пространство колледжа.

Как отмечалось в теоретической части исследования, при соблюдении условия гуманистической его направленности, решающим условием созидательного этапа являлась преемственность содержания теоретической и практической подготовки. Опытно-экспериментальное исследование продуктивного процесса формирования профессионально важных качеств у студентов — будущих социальных педагогов строилось на раскрытии содержания и потенциала преемственности и последовательности связей теории и практики в течение всего периода обучения в колледже.

Опытно-экспериментальная работа была осуществлена с помощью разработанной нами интегративной модели как механизма реализации организационно-педагогических условий, позволившего поэтапно организовать процесс формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов. Основой организационно-педагогического эксперимента являлось общенаучное понимание модели как проектируемого образовательного пространства. В структуру интегративной модели вошли пять блоков: информационная среда, творческо-образовательную среда, внеучебная среда, содержание учебного плана и ожидаемый результат, свидетельствующий об эффективности профессиональной подготовки в форме идеального образа специалиста.

Содержание созидательного этапа исследования раскрывается в процессе направленного формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже. Управление этим процессом основывалось на результатах, полученных в ходе непрерывного анализа изменений структуры выявленных качеств у каждого студента. На этой основе раскрывались возможности практической реализации изучаемого процесса, выявлялись связи и взаимозависимости качеств социального педагога и уточнялись принципиальные положения и критерии, которыми определялась продуктивность процесса формирования профессионально важных качеств у будущих специалистов.

На заключительном этапе данного исследования осуществлялся анализ и синтез опытно-экспериментального его материала, сопоставлялись содержание и структура взаимосвязанных, теоретически обоснованных и реально сформированных профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже посредством дифференцированного обобщения всех основных результатов, зафиксированных в ходе подготовительного, констатирующего и созидательного этапов. Для наглядного представления динамики формирования профессионально важных качеств у будущих социальных педагогов в колледже были разработаны специальные таблицы и графические формы, полностью представляющие весь процесс и результаты последовательных изменений качества профессиональной подготовки студентов от первого до последнего года обучения.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой