ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² ΡƒΡ‡Ρ‘Π±Π΅, ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ быстро...
Π Π°Π±ΠΎΡ‚Π°Π΅ΠΌ вмСстС Π΄ΠΎ ΠΏΠΎΠ±Π΅Π΄Ρ‹

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ подростка

Π Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚ΠŸΠΎΠΌΠΎΡ‰ΡŒ Π² Π½Π°ΠΏΠΈΡΠ°Π½ΠΈΠΈΠ£Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ ΡΡ‚ΠΎΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΠΌΠΎΠ΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Ρ‹

НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… подростков, Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ присуща лишь Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…, Π° ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ антиобщСствСнного повСдСния связано Π½Π΅ Ρ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ статусом, Π° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями сСмСйной ситуации ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ (рис. 1.1). Π’ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΌ исслСдовании ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ тСстостСрона — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ²… Π§ΠΈΡ‚Π°Ρ‚ΡŒ Π΅Ρ‰Ρ‘ >

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ подростка (Ρ€Π΅Ρ„Π΅Ρ€Π°Ρ‚, курсовая, Π΄ΠΈΠΏΠ»ΠΎΠΌ, ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΡŒΠ½Π°Ρ)

Π’ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚Π΅ изучСния Π³Π»Π°Π²Ρ‹ студСнт Π΄ΠΎΠ»ΠΆΠ΅Π½:

Π·Π½Π°Ρ‚ΡŒ

  • β€’ закономСрности формирования ΠΏΠΎΠ»ΠΎΡ€ΠΎΠ»Π΅Π²ΠΎΠΉ идСнтичности;
  • β€’ психофизиологичСскиС измСнСния ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π°;

ΡƒΠΌΠ΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Π² ΠΏΡΠΈΡ…ологичСском ΠΊΠΎΠ½ΡΡƒΠ»ΡŒΡ‚ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ Π·ΠΎΠ½Ρ‹ уязвимости ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ развития подростков;
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ влияния Ρ€Π°Π·Π»ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания Π½Π° ΠΏΡΠΈΡ…ичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ подростков;
  • β€’ ΠΎΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»ΡΡ‚ΡŒ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ риска Π² ΠΏΡΠΈΡ…ΠΎΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ подростков;

Π²Π»Π°Π΄Π΅Ρ‚ΡŒ

  • β€’ ΠΊΠ»ΡŽΡ‡Π΅Π²Ρ‹ΠΌΠΈ понятиями: полоролСвая ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, аксСлСрация, тСлСсная ΠΈΠ΄Π΅Π½Ρ‚ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, нСрвная анорСксия, нСрвная булимия, ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½ΠΎ-личностноС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅;
  • β€’ критСриями Π²Π°Ρ€ΠΈΠ°Π½Ρ‚ΠΎΠ² ΠΎΡ‚ΠΊΠ»ΠΎΠ½Π΅Π½ΠΈΠΉ Π² Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° физичСского Π―.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π°

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ подростка запускаСтся с Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΠΎΠΌ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π° Ρ‚Π΅ΠΌΠΈ биологичСскими измСнСниями, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π»Π΅ΠΆΠ°Ρ‚ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания. Π’Π΅Ρ€ΠΌΠΈΠ½ «ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚» происходит ΠΎΡ‚ Π»Π°Ρ‚инского слова pubescere, ΠΎΠ·Π½Π°Ρ‡Π°ΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ «ΠΏΠΎΠΊΡ€Ρ‹Ρ‚Ρ‹ΠΉ волосами». ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΠ΅ измСнСния связаны с Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΈΠΌ ускорСниСм Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² роста (сопоставимым с Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠ°ΠΌΠΈ созрСвания Π² ΡΠΌΠ±Ρ€ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π΅ ΠΈ Π² ΠΌΠ»Π°Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΡ‚Π²Π΅), Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ΠΌ Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‡Π½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² ΠΈ ΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ становлСниСм Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ. Π₯отя эти физиологичСскиС измСнСния носят ΡƒΠ½ΠΈΠ²Π΅Ρ€ΡΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€, врСмя ΠΈΡ… Π½Π°ΡΡ‚уплСния для ΠΊΠ°ΠΆΠ΄ΠΎΠ³ΠΎ подростка своС, Π° ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π½ΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ носят ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΉ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€ Π² Π·Π°Π²ΠΈΡΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΎΡ‚ Π½Π°ΡΠ»Π΅Π΄ΡΡ‚вСнности, Π·Π΄ΠΎΡ€ΠΎΠ²ΡŒΡ ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄Π° ΠΈ ΡƒΡΠ»ΠΎΠ²ΠΈΠΉ Π΅Π³ΠΎ ΠΆΠΈΠ·Π½ΠΈ.

ПоловоС созрСваниС — ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ развития Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π² Ρ…ΠΎΠ΄Π΅ ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ³ΠΎ формируСтся ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΊ ΠΎΡΡƒΡ‰Π΅ΡΡ‚Π²Π»Π΅Π½ΠΈΡŽ Ρ€Π΅ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΡƒΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΈ.

Π₯Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹Π΅ для ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π° физиологичСскиС измСнСния ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ичСскиС состояния Π²ΠΎΠ·Π½ΠΈΠΊΠ°ΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ². Врадиционная Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠ° зрСния Π½Π° ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ возраст ΠΊΠ°ΠΊ Π½Π° ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π±ΡƒΡ€ΡŒ, ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΏΠ°Π΄ΠΎΠ² настроСния ΠΈ Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΠΈ Π²Π΅Ρ€Π½Π° лишь отчасти. ИсслСдования ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ влияниС уровня Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² Π½Π° ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ состояниС Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Ρ‚Π΅Ρ‡Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… процСссов, ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΡŽ внимания, ΠΈΠΌΠΏΡƒΠ»ΡŒΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, Π΄Π΅ΠΏΡ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈΠ»ΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π½Π΅ ΡΡ‚ΠΎΠ»ΡŒ катастрофично ΠΈ Π²ΡΠ΅Π³Π΄Π° опосрСдовано ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌΠΈ ΠΈ ΠΏΡΠΈΡ…ологичСскими Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Π°ΠΌΠΈ.

УсилСниС активности Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² мСняСт ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростков, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Ρ ΠΈΡ… Π±Π΅ΡΠΏΠΎΠΊΠΎΠΉΡΡ‚Π²ΠΎ ΠΈ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ‹ΠΉ Ρ€Ρ‹Π²ΠΎΠΊ роста ΠΏΡ€ΠΈΠ²ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚ ΠΊ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΡΠΌ вСса, роста ΠΈ ΠΎΠ±Ρ‰ΠΈΡ… ΠΏΡ€ΠΎΠΏΠΎΡ€Ρ†ΠΈΠΉ Ρ‚Π΅Π»Π°, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π°Π΅Ρ‚ взрослыС очСртания. БобствСнноС Ρ‚Π΅Π»ΠΎ Π½Π° Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ΅ врСмя становится Ρ‡ΡƒΠΆΠΈΠΌ, ΠΈ Π½Π΅Π»ΠΎΠ²ΠΊΠΎΡΡ‚ΡŒ, смущСниС — самыС распространСнныС чувства Π² Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π΅ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π°. ΠŸΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ ΠΎΡ‡Π΅Π½ΡŒ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹ ΠΊ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΡΡ…одящим Π² Ρ‚Π΅Π»Π΅ измСнСниям ΠΈ Π½Π΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΎΡΡΡ‚ Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΊΠΈΡ… ΠΏΠΎΠ΄Ρ€Π°Π·Π½ΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠΉ ΠΈΠ»ΠΈ ΠΈΠ·Π΄Π΅Π²ΠΎΠΊ. ОсобСнно тяТСло ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΡ‚ΡŒ Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΡΠΊΠΈΠ΅ насмСшки, связанныС с ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ: «Π˜ Π΄Π»Ρ ΠΊΠΎΠ³ΠΎ ΠΆΠ΅ Ρ‚Ρ‹ Π½Π°Π΄Π΅Π»Π° Ρ‚Π°ΠΊΡƒΡŽ ΠΊΠΎΡ€ΠΎΡ‚ΠΊΡƒΡŽ ΡŽΠ±ΠΊΡƒ?», «ΠšΠΎΠΌΡƒ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΠ½Ρ€Π°Π²ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π΄Π΅Π²ΠΈΡ†Π°, которая Π΄Π°ΠΆΠ΅ Π½Π΅ ΠΌΠΎΠΆΠ΅Ρ‚ ΠΏΠΎΡΡ‚ΠΈΡ€Π°Ρ‚ΡŒ своС бСльС?» ΠΈΠ»ΠΈ «Π‘ΠΌΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ‚Π΅-ΠΊΠ°, ΠΎΠ½ Π·Π°Π³Π»ΡΠ΄Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ся Π½Π° Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, Π° Ρƒ ΡΠ°ΠΌΠΎΠ³ΠΎ Π΅Ρ‰Π΅ ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠΊΠΎ Π½Π° Π³ΡƒΠ±Π°Ρ… Π½Π΅ ΠΎΠ±ΡΠΎΡ…Π»ΠΎ!».

Одними ΠΈΠ· Π²Π°ΠΆΠ½Π΅ΠΉΡˆΠΈΡ… Π·Π°Π΄Π°Ρ‡ психичСского развития для подростков ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ осознаниС ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠ½ΡΡ‚ΠΈΠ΅ сСбя ΠΊΠ°ΠΊ взрослого прСдставитСля ΠΏΠΎΠ»Π°, принятиС своСй Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ тСлСсности, ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, осознаниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… потрСбностСй, освоСниС Π½ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Ρ€ΠΎΠ»Π΅ΠΉ ΠΈ ΠΏΡ€ΠΈΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΠΎΠ³ΠΎ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚Π° романтичСского, ΠΈΠ½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ³ΠΎ общСния. МногиС ΠΌΠΎΠ»ΠΎΠ΄Ρ‹Π΅ люди ΡƒΠΆΠ΅ Π² ΠΎΡ‚рочСствС ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ ΠΏΠ΅Ρ€Π²Ρ‹ΠΉ ΠΎΠΏΡ‹Ρ‚ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ.

Π˜Π½Ρ‚ΠΈΠΌΠ½ΠΎΠ΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ — Π΄ΠΎΠ²Π΅Ρ€ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅, Π±Π»ΠΈΠ·ΠΊΠΎΠ΅, исповСдальноС мСТличностноС ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅, ΡΠΏΠΎΡΠΎΠ±Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π²Π²Π΅Ρ€ΡΡ‚ΡŒ свою Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌΡƒ, Π½Π΅ Π±ΠΎΡΡΡŒ Ρ€Π°ΡΡ‚Π²ΠΎΡ€ΠΈΡ‚ΡŒΡΡ Π² Π½Π΅ΠΉ.

Π‘Ρ€Π΅Π΄Π½ΠΈΠΉ возраст ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания Π·Π° ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄Π½ΠΈΠ΅ 20 Π»Π΅Ρ‚ сущСствСнно снизился. Начало мСнструаций Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»Π»ΡŽΡ†ΠΈΠΉ Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ² происходит ΠΏΡ€ΠΈΠΌΠ΅Ρ€Π½ΠΎ Π½Π° ΠΏΠΎΠ»Ρ‚ΠΎΡ€Π°—Π΄Π²Π° Π³ΠΎΠ΄Π° Ρ€Π°Π½ΡŒΡˆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Ρƒ ΠΈΡ… ΠΏΡ€Π°Ρ€ΠΎΠ΄ΠΈΡ‚Π΅Π»Π΅ΠΉ, ΠΏΡ€ΠΈ ΡΠΎΡ…Ρ€Π°Π½ΡΡŽΡ‰Π΅ΠΉΡΡ достаточно большой ΠΈΠ½Π΄ΠΈΠ²ΠΈΠ΄ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ вариативности. ΠžΠ±Ρ‰Π΅Π΅ ускорСниС Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания связано с ΡƒΠ»ΡƒΡ‡ΡˆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ питания ΠΈ ΠΌΠ΅Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠ½ΡΠΊΠΎΠ³ΠΎ обслуТивания, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° Π΄Π΅Ρ‚ΠΈ всС Ρ€Π΅ΠΆΠ΅ Π±ΠΎΠ»Π΅ΡŽΡ‚ ΡΠ΅Ρ€ΡŒΠ΅Π·Π½Ρ‹ΠΌΠΈ инфСкциями, ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌΠΈ тормозящСС воздСйствиС Π½Π° ΡΠΎΠ·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅, ΠΈ Π±Ρ‹ΡΡ‚Ρ€Π΅Π΅ Π½Π°Π±ΠΈΡ€Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅ΠΎΠ±Ρ…ΠΎΠ΄ΠΈΠΌΡ‹ΠΉ для Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания вСс. МассовоС ускорСниС Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания становится Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ риска Π² ΠΏΡΠΈΡ…ичСском Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠΈ подростков, Ρ‚Π°ΠΊ ΠΊΠ°ΠΊ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠ΅ стороны развития — ΠΈΠ½Ρ‚Π΅Π»Π»Π΅ΠΊΡ‚ΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ, ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Π°Ρ — ΠΎΡΡ‚Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Π² ΠΏΡ€Π΅Π΄Π΅Π»Π°Ρ… Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… Ρ‚Π΅ΠΌΠΏΠΎΠ² взрослСния.

НСсмотря Π½Π° Ρ‚ΠΎ Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ Ρƒ Π²ΡΠ΅Ρ… подростков, Π°Π³Ρ€Π΅ΡΡΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ присуща лишь Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ΠΌ ΠΈΠ· Π½ΠΈΡ…, Π° ΠΏΠΎΡΠ²Π»Π΅Π½ΠΈΠ΅ Π°ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΡ€ΠΈΠ²Ρ‹Ρ‡Π΅ΠΊ ΠΈΠ»ΠΈ антиобщСствСнного повСдСния связано Π½Π΅ Ρ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ статусом, Π° Π² ΠΏΠ΅Ρ€Π²ΡƒΡŽ ΠΎΡ‡Π΅Ρ€Π΅Π΄ΡŒ с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями сСмСйной ситуации ΠΈ Π²Π·Π°ΠΈΠΌΠΎΠ΄Π΅ΠΉΡΡ‚вия со ΡΠ²Π΅Ρ€ΡΡ‚Π½ΠΈΠΊΠ°ΠΌΠΈ (рис. 1.1). Π’ ΠΎΠ΄Π½ΠΎΠΌ Π·Π°Ρ€ΡƒΠ±Π΅ΠΆΠ½ΠΎΠΌ исслСдовании ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ тСстостСрона — ΠΎΠ΄ΠΈΠ½ ΠΈΠ· ΠΏΡ€Π΅Π΄ΠΈΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠ² ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности 12—16-Π»Π΅Ρ‚Π½ΠΈΡ… Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ. Однако Ссли Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠΊΠ° растСт Π² ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΠΉ сСмьС ΠΈ ΠΎΡ‚Π΅Ρ† ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ Π΅Π΅ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΎΡ†Π΅Π½ΠΊΡƒ, ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности сущСствСнно сниТаСтся. Π”Ρ€ΡƒΠ³ΠΈΠΌ ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ, ΠΎΠ³Ρ€Π°Π½ΠΈΡ‡ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠΌ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΠ΅ ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ для Π΄Π΅Π²ΡƒΡˆΠ΅ΠΊ, ΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ занятия спортом. ΠšΡ€Π°Ρ‚ΠΊΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎΠ΅ влияниС Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² растворяСтся Π² Π΄Π΅ΠΉΡΡ‚Π²ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Ρ… установок, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Ρ… сСмьСй, Π² ΡƒΡΡ‚ΠΎΠΉΡ‡ΠΈΠ²Ρ‹Ρ… цСнностных ориСнтациях ΠΈ ΠΌΠΎΡ€Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… убСТдСниях, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ подростка, Π²ΠΎΠΏΡ€Π΅ΠΊΠΈ ΠΌΠΈΡ„Ρƒ ΠΎ Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π±ΡƒΡ€Π΅. Π’ Π΄Ρ€ΡƒΠ³ΠΎΠΌ исслСдовании, ΠΏΡ€ΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Π½ΠΎΠΌ ΡƒΠΆΠ΅ Π² XXI Π². Π² Π’Π΅Π»ΠΈΠΊΠΎΠ±Ρ€ΠΈΡ‚Π°Π½ΠΈΠΈ, Π±Ρ‹Π»ΠΎ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π½ΠΎ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΡΡ…, Π³Π΄Π΅ приняты Ρ‚Ρ€Π°Π΄ΠΈΡ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ сСмСйныС ΡƒΠΆΠΈΠ½Ρ‹, возраст ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ Π΄Π΅Π±ΡŽΡ‚Π° наступаСт Π½Π° Π΄Π²Π° Π³ΠΎΠ΄Π° ΠΏΠΎΠ·ΠΆΠ΅, Ρ‡Π΅ΠΌ Π² ΡΠ΅ΠΌΡŒΡΡ…, Π³Π΄Π΅ ΠΎΠ±Ρ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ ΠΈ ΡΠΎΠ²ΠΌΠ΅ΡΡ‚Π½Ρ‹ΠΉ досуг ΠΎΡ‚ΡΡƒΡ‚ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚.

Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ.

Рис. 1.1. Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹ ΠΏΡ€ΠΎΡ„ΠΈΠ»Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠΊΠΈ Ρ€Π°Π½Π½ΠΈΡ… ΡΠ΅ΠΊΡΡƒΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ, Π΄ΠΈΡ„Ρ„Π΅Ρ€Π΅Π½Ρ†ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½Π½Ρ‹Π΅ ΠΏΠΎ Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏΠ°ΠΌ.

ΠŸΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ влияниС Π½Π° Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·Π° Ρ‚Π΅Π»Π° ΠΎΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°ΡŽΡ‚ занятия спортом ΠΈΠ»ΠΈ Ρ‚Π°Π½Ρ†Π°ΠΌΠΈ, ΡƒΡΠΈΠ»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ чувство собствСнной физичСской ΡΠΎΡΡ‚ΠΎΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ, саморСгуляции ΠΈ ΡΠ°ΠΌΠΎΠΊΠΎΠ½Ρ‚роля, Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠ΅ Π½Π°ΠΏΠΎΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒ ΠΈ Ρ†Π΅Π»Π΅ΡƒΡΡ‚Ρ€Π΅ΠΌΠ»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ. Π€Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΏΠΎΠ΄Π΄Π΅Ρ€ΠΆΠΊΠΈ слуТит Π½Π°Π»ΠΈΡ‡ΠΈΠ΅ устойчивых друТСских ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΉ ΠΈ ΡƒΠ²Π°ΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ Π² ΡΡ€Π΅Π΄Π΅ свСрстников.

Π’ ΠΏΡ€ΠΎΡ†Π΅ΡΡΠ΅ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ мСняСтся Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ всСх физиологичСских систСм, Π² Ρ‚ΠΎΠΌ числС ΠΈ Π¦ΠΠ‘ (Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²Π½ΠΎΠΉ систСмы). НаиболСС Π²Π°ΠΆΠ½Ρ‹ΠΌ Ρ„Π°ΠΊΡ‚ΠΎΡ€ΠΎΠΌ ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ являСтся Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ эндокринных ΠΆΠ΅Π»Π΅Π· ΠΈ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚аламуса, ΠΎΠ±Ρ€Π°Π·ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π³ΠΎ с Π³ΠΈΠΏΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΎΠΌ Π΅Π΄ΠΈΠ½ΡƒΡŽ Π³ΠΈΠΏΠΎΡ‚Π°Π»Π°ΠΌΠΎ-Π³ΠΈΠΏΠΎΡ„ΠΈΠ·Π°Ρ€Π½ΡƒΡŽ систСму, Ρ€Π΅Π³ΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΡƒΡŽ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒ систСм ΠΌΠΎΠ·Π³Π°, связанных с Π²Ρ‹ΡΡˆΠΈΠΌΠΈ психичСскими процСссами. Π Π΅Π·ΠΊΠΈΠΉ скачок активности гипоталамуса Π² ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ Π½Π°Ρ‡Π°Π»Π° ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания опрСдСляСт ΠΏΡ€ΠΈΠ½Ρ†ΠΈΠΏΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ измСнСния Π² Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠΈ всСго ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ° подростка. Π­Ρ‚ΠΈ измСнСния Π·Π°Ρ‚Ρ€Π°Π³ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ всС физичСскоС Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ ΠΈ Π²Π΅Π³Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ обСспСчСниС. Как ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ возрастныС Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈ, Π² ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΎΠ²ΠΎΠΌ возрастС происходит Ρ€Π΅Π·ΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°ΡΡˆΠΈΡ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ Ρ€Π΅Π·Π΅Ρ€Π²Π½Ρ‹Ρ… возмоТностСй ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΎΠ² ΠΈ ΡΠΈΡΡ‚Π΅ΠΌ Π²Π΅Π³Π΅Ρ‚Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ³ΠΎ обСспСчСния [9).

Π­Π½Π΄ΠΎΠΊΡ€ΠΈΠ½Π½Ρ‹Π΅ измСнСния Π½Π° ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½Ρ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠΌ ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π½Π΅ ΠΏΡ€ΠΎΡΠ²Π»ΡΡŽΡ‚ΡΡ Π² Ρ‚ΠΎΠΌ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π½Π°Ρ‡Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ этапы ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания, связанныС с ΠΊΠΎΠ½Ρ†Π΅Π½Ρ‚Ρ€Π°Ρ†ΠΈΠ΅ΠΉ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π³ΠΎΡ€ΠΌΠΎΠ½ΠΎΠ² (11 — 12 Π»Π΅Ρ‚ Ρƒ Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ 13—14 Π»Π΅ Π³ Ρƒ ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ²), ΡΠΎΠΏΡ€ΠΎΠ²ΠΎΠΆΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ…Π°Ρ€Π°ΠΊΡ‚Π΅Ρ€Π½Ρ‹ΠΌ ростом ΡΠΌΠΎΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Ρ€Π΅Π°ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Π°ΠΌΠ±ΠΈΠ²Π°Π»Π΅Π½Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ эмоций, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Π½Π΅Ρ€Π²ΠΎΠ·Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΎΠ±ΡŠΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ ΡƒΡ‚ΠΎΠΌΠ»ΡΠ΅ΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ ΡΠ½ΠΈΠΆΠ΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π°Π΄Π°ΠΏΡ‚Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Ρ… возмоТностСй ЦНБ. ИсслСдования отСчСствСнных возрастных Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΎΠ² М. М. Π‘Π΅Π·Ρ€ΡƒΠΊΠΈΡ…, Π’. Π”. Бонькина, Π”. А. Π€Π°Ρ€Π±Π΅Ρ€ ΠΏΠΎΠΊΠ°Π·Π°Π»ΠΈ, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Ρ€Π΅Π·ΡƒΠ»ΡŒΡ‚Π°Ρ‚ΠΎΠΌ Ρ‚Π°ΠΊΠΈΡ… ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠΉ становится появлСниС Π² Π­Π­Π“ (элСктроэнцСфалограммС) ΠΏΠΎΠ΄ΠΊΠΎΡ€ΠΊΠΎΠ²Ρ‹Ρ… Π΄ΠΈΡΠ½Ρ†Π΅Ρ„Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π·Π½Π°ΠΊΠΎΠ² — комплСксов высокоамплитудной Π²ΠΎΠ»Π½ΠΎΠ²ΠΎΠΉ активности, ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ Π² Π­Π­Π“ Π·Ρ€Π΅Π»ΠΎΠ³ΠΎ Ρ‚ΠΈΠΏΠ° Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°ΡŽΡ‚ΡΡ Ρ‚ΠΎΠ»ΡŒΠΊΠΎ ΠΏΡ€ΠΈ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… ΠΈ ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΈΡ… Π½Π°Ρ€ΡƒΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΡ… Π΄ΠΈΡΠ½Ρ†Π΅Ρ„Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… структур. Π’Π°ΠΊΠΆΠ΅ ΠΏΠΎΠ΄ влияниСм активности гипоталамуса увСличиваСтся ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΡ‚Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ Ρ‚Π΅Ρ‚Π°-Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° ΠΈ Π½Π΅ΠΊΠΎΡ‚ΠΎΡ€Ρ‹Π΅ рСгрСссивныС сдвиги ΠΏΠ°Ρ€Π°ΠΌΠ΅Ρ‚Ρ€ΠΎΠ² Π°Π»ΡŒΡ„Π°-Ρ€ΠΈΡ‚ΠΌΠ° |9|.

ΠžΠ΄Π½ΠΎΠ²Ρ€Π΅ΠΌΠ΅Π½Π½ΠΎ ΡƒΡ…ΡƒΠ΄ΡˆΠ°Π΅Ρ‚ΡΡ ΠΏΠΎ ΡΡ€Π°Π²Π½Π΅Π½ΠΈΡŽ с ΠΌΠ»Π°Π΄ΡˆΠΈΠΌ ΡˆΠΊΠΎΠ»ΡŒΠ½Ρ‹ΠΌ возрастом функция внимания, особСнно явный рСгрСсс отмСчаСтся Π² ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΌ Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠΈ, Π·Π°Π΄Π°Π²Π°Π΅ΠΌΠΎΠΌ словСсной инструкциСй. Π˜ΡΡΠ»Π΅Π΄ΠΎΠ²Π°Ρ‚Π΅Π»ΠΈ ΠΏΠΎΠ΄Ρ‡Π΅Ρ€ΠΊΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚, Ρ‡Ρ‚ΠΎ «ΠΏΠΎΠ΄Ρ€ΠΎΡΡ‚ΠΊΠΈ Π½Π° ΡƒΡ€ΠΎΠΊΠ°Ρ… находятся ΠΊΠ°ΠΊ Π±Ρ‹ Π² ΡΠΎΡΡ‚оянии прострации — Π²Π½ΠΈΠΌΠ°Π½ΠΈΠ΅ каТСтся ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈΡΡ‡Π΅Π·Π½ΡƒΠ²ΡˆΠΈΠΌ ΠΈΠ· ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ активности» [9]. ΠžΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ сдвиги ΠΎΡ‚ΠΌΠ΅Ρ‡Π°ΡŽΡ‚ΡΡ ΠΈ Π² ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠΈΠ·Π²ΠΎΠ»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ рСгуляции сСнсорных Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΉ, Ρ€Π΅Π°Π»ΠΈΠ·Π°Ρ†ΠΈΠΈ ΠΏΠΎΠ·Π½Π°Π²Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Врудности осущСствлСния ΡƒΡ‡Π΅Π±Π½ΠΎΠΉ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ связаны с ΠΎΡΠΎΠ±Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ями функционирования рСгуляторной систСмы, сниТСниСм ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΈ.

ОсобСнно Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΌ с Ρ‚ΠΎΡ‡ΠΊΠΈ зрСния повСдСнчСских проявлСний соматичСских пСрСстроСк являСтся ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ 13—14 Π»Π΅Ρ‚, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° растСт ΡƒΡ€ΠΎΠ²Π΅Π½ΡŒ напряТСнности функционирования ΠΎΡ€Π³Π°Π½ΠΈΠ·ΠΌΠ°, ΠΏΡ€Π΅ΠΎΠ±Π»Π°Π΄Π°ΡŽΡ‚ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹Π΅ ΠΈ ΠΌΠ΅Π»Π°Π½Ρ…оличСскиС чувства, Π»Π΅Π³ΠΊΠΎ смСняСмыС Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΈ Π±ΡƒΡ€Π½Ρ‹ΠΌΠΈ проявлСниями ΡΡ‡Π°ΡΡ‚ΡŒΡ, радости, восторга. Π’Π°ΠΊ, Π¨. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ выдСляСт Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Ρ„Π°Π·Ρƒ развития Π² ΠΎΡ‚рочСствС — Ρ„ΠΈΠ·ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΡƒΡŽ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ, которая приходится Π½Π° Π²ΠΎΠ·Ρ€Π°ΡΡ‚ 13—15 Π»Π΅Ρ‚ для Π΄Π΅Π²ΠΎΡ‡Π΅ΠΊ ΠΈ 14—16 Π»Π΅Ρ‚ для ΠΌΠ°Π»ΡŒΡ‡ΠΈΠΊΠΎΠ². НСгативная Ρ„Π°Π·Π° развития связана с ΠΎΡ‚ΠΊΠ°Π·ΠΎΠΌ ΠΎΡ‚ ΠΏΠΎΡΠ»ΡƒΡˆΠ°Π½ΠΈΡ Π°Π²Ρ‚ΠΎΡ€ΠΈΡ‚Π΅Ρ‚Π°ΠΌ, Π½Π΅ΠΎΠ±ΡƒΠ·Π΄Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠ΄ΠΈΠΌΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΏΠΎΠ²Ρ‹ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠΉ Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ ΠΈ Ρ€Π°Π·Π΄Ρ€Π°ΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ. МладшиС подростки, ΠΏΠΎ ΠΌΠ½Π΅Π½ΠΈΡŽ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€, Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²ΡƒΡŽΡ‚ сСбя бСзрадостно ΠΈ Π±Π΅ΡΠΏΠ΅Ρ€ΡΠΏΠ΅ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎ. Они Π½Π΅ ΠΌΠΎΠ³ΡƒΡ‚ ΠΊΠΎΠ½Ρ‚Ρ€ΠΎΠ»ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Ρ‚ΡŒ Π½ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠ΅ Ρ‚Π΅Π»ΠΎ, Π½ΠΈ ΡΠ²ΠΎΠΈ поступки («Π΄ΡƒΡ€Π½Ρ‹Π΅» ΠΈ Π½Π΅ΠΏΡ€Π΅Π΄ΡΠΊΠ°Π·ΡƒΠ΅ΠΌΡ‹Π΅). ЗамСчая ΡΡ‚Ρ€Π°Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ своСго повСдСния, подростки, Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π΅ ΠΌΠ΅Π½Π΅Π΅, ΠΏΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠ»ΠΆΠ°ΡŽΡ‚ ΠΊΡ€ΠΈΡ‡Π°Ρ‚ΡŒ, Π±ΡƒΡˆΠ΅Π²Π°Ρ‚ΡŒ, Ρ€Π°Π·Ρ€ΡƒΡˆΠ°Ρ‚ΡŒ ΠΈ Π½Π°ΡΠΌΠ΅Ρ…Π°Ρ‚ΡŒΡΡ. НСгативизм Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΉ Π²Π΅Π΄Π΅Ρ‚ ΠΊ Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²ΠΈΠ·ΠΌΡƒ Π²ΠΎ Π²ΡΠ΅ΠΌ: ΠΈ Π² ΠΏΠΎΠ²Π΅Π΄Π΅Π½ΠΈΠΈ, ΠΈ Π² Π²ΠΎΡΠΏΡ€ΠΈΡΡ‚ΠΈΠΈ, ΠΈ Π² Ρ‡ΡƒΠ²ΡΡ‚Π²Π°Ρ… ΠΈ Π² ΡΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΡΡ….[1][2]

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΎΡ„ΠΈΠ·ΠΈΠΎΠ»ΠΎΠ³ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠΎΠ΅ Ρ€Π°Π·Π²ΠΈΡ‚ΠΈΠ΅ подростка.

Однако, Π½ΠΎ ΠΌΠ΅Ρ€Π΅ тСлСсного созрСвания ΠΈ ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Сния физиологичСского равновСсия, подростки пСрСходят Π² ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΡƒΡŽ Ρ„Π°Π·Ρƒ развития, открывая Π½ΠΎΠ²Ρ‹Π΅ источники радости, пСрспСктиву благоприятно ΠΎΠΊΡ€Π°ΡˆΠ΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ Π±ΡƒΠ΄ΡƒΡ‰Π΅Π³ΠΎ ΠΈ ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠΈΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ³ΠΎ самоощущСния. Π’Ρ‹Ρ…ΠΎΠ΄ ΠΈΠ· Π½Π΅Π³Π°Ρ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Ρ‹ сопровоТдаСтся Π²Π»ΡŽΠ±Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, ΠΎΠ±Ρ€Π΅Ρ‚Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ дополнСния (Π² Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ ΠΈΠ»ΠΈ Π² Ρ„антазиях) ΠΈ ΠΏΡ€ΠΎΠ±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ ΠΆΠ°ΠΆΠ΄Ρ‹ Π΄Π΅ΡΡ‚Π΅Π»ΡŒΠ½ΠΎΡΡ‚ΠΈ. Π’ ΠΏΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠΉ Ρ„Π°Π·Π΅ Π»ΠΈΡ‡Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ подростка обогащаСтся Π½ΠΎΠ²Ρ‹ΠΌΠΈ эстСтичСскими ΠΈ ΡΡ‚ичСскими пСрСТиваниями, связанными с ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄ΠΎΠΉ, искусством, Π½Π°ΡƒΠΊΠΎΠΉ ΠΈ ΠΎΡ‚Π½ΠΎΡˆΠ΅Π½ΠΈΡΠΌΠΈ с Π»ΡŽΠ΄ΡŒΠΌΠΈ. К ΠΊΠΎΠ½Ρ†Ρƒ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄Π°, ΠΊΠΎΠ³Π΄Π° ΠΊ 16—17 Π³ΠΎΠ΄Π°ΠΌ Π΄Π΅ΡΡ‚Π°Π±ΠΈΠ»ΠΈΠ·ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰Π΅Π΅ влияниС ΠΏΠΎΠ»ΠΎΠ²ΠΎΠ³ΠΎ созрСвания прСкращаСтся, Π° ΠΎΡ‚Ρ€ΠΈΡ†Π°Ρ‚Π΅Π»ΡŒΠ½Ρ‹Π΅ отклонСния Π² Π­Π­Π“ Π½ΠΈΠ²Π΅Π»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΌΠΎΡ‚ΠΈΠ²Π°Ρ†ΠΈΠΎΠ½Π½Ρ‹Π΅ процСссы ΠΈ Ρ„ункция внимания Π²ΠΎΡΡΡ‚Π°Π½Π°Π²Π»ΠΈΠ²Π°ΡŽΡ‚ΡΡ, ΠΈ Π½Π°Π±Π»ΡŽΠ΄Π°Π΅Ρ‚ся ΠΎΠΏΡ‚ΠΈΠΌΠ°Π»ΡŒΠ½ΠΎΠ΅ Ρ„ΡƒΠ½ΠΊΡ†ΠΈΠΎΠ½ΠΈΡ€ΠΎΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ ЦНБ.

ΠŸΠΎΠ·ΠΈΡ‚ΠΈΠ²Π½Ρ‹ΠΉ этап развития, согласно Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€, связан с Π²Ρ‹Π·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ психичСской пубСртатности. Π€Π°Π·Π° пубСртатности проявляСт сСбя особыми психичСскими явлСниями: Π²Ρ‹Π·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ потрСбности Π² Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ ΠΈ ΠΏΠ΅Ρ€Π΅ΠΆΠΈΠ²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ Π·Π°Π²Π΅Ρ€ΡˆΠ΅Π½ΠΈΡ дСтства. Π‘ΠΎΠ΄Π΅Ρ€ΠΆΠ°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ отрочСства становится сначала остроС ΠΎΡ‰ΡƒΡ‰Π΅Π½ΠΈΠ΅ нСудовлСтворСнности спокойствиСм, одиночСством, Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π° ΡΠ°ΠΌΠΎΠΌ сСбС, Π²Π½ΡƒΡ‚Ρ€Π΅Π½Π½ΠΈΠΌ ΠΈ Π²Π½Π΅ΡˆΠ½ΠΈΠΌ Π²ΠΎΠ·Π±ΡƒΠΆΠ΄Π΅Π½ΠΈΠ΅ΠΌ, Π° Π·Π°Ρ‚Π΅ΠΌ Π½Π°ΠΏΡ€Π°Π²Π»Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ Π½Π° ΠΏΠΎΠΈΡΠΊ дополнСния, Ρ‚. Π΅. сблиТСниС с Π»ΠΈΡ†ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°.

ΠŸΡΠΈΡ…ΠΈΡ‡Π΅ΡΠΊΠ°Ρ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒ — ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄ развития личности, опрСдСляСмый Π²Ρ‹Π·Ρ€Π΅Π²Π°Π½ΠΈΠ΅ΠΌ особой биологичСской потрСбности — потрСбности Π² Π΄ΠΎΠΏΠΎΠ»Π½Π΅Π½ΠΈΠΈ, сопровоТдаСмый Π½Π΅ΡƒΠ΄ΠΎΠ²Π»Π΅Ρ‚Π²ΠΎΡ€Π΅Π½Π½ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ своСй Π·Π°ΠΌΠΊΠ½ΡƒΡ‚ΠΎΡΡ‚ΡŒΡŽ, одиночСством ΠΈ ΡΡ‚ΠΈΠΌΡƒΠ»ΠΈΡ€ΡƒΡŽΡ‰ΠΈΠΉ Π°ΠΊΡ‚ΠΈΠ²Π½ΠΎΠ΅ сблиТСниС с Π»ΠΈΡ†ΠΎΠΌ ΠΏΡ€ΠΎΡ‚ΠΈΠ²ΠΎΠΏΠΎΠ»ΠΎΠΆΠ½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΠΎΠ»Π°.

  • [1] Π¨Π°Ρ€Π»ΠΎΡ‚Ρ‚Π° Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ (1893—1974) — психолог, докторфилософии, спСциалист ΠΏΠΎ Π΄Π΅Ρ‚ской психологии. Π£Ρ‡Π΅Π½ΠΈΡ†Π°
  • [2] ГуссСрля, ΠΆΠ΅Π½Π° психолога К. Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€Π°. Π‘Ρ‡ΠΈΡ‚Π°Π»Π°, Ρ‡Ρ‚ΠΎ Π² ΠΎΡΠ½ΠΎΠ²Π΅ чСловСчСской ΠΏΡ€ΠΈΡ€ΠΎΠ΄Ρ‹ Π»Π΅ΠΆΠΈΡ‚ Π½Π°ΠΌΠ΅Ρ€Π΅Π½ΠΈΠ΅ (интСнция).На основС изучСния Ρ€Π΅Π°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π±ΠΈΠΎΠ³Ρ€Π°Ρ„ΠΈΠΉ прСдставитСлСйразличных ΡΠΎΡ†ΠΈΠ°Π»ΡŒΠ½Ρ‹Ρ… Π³Ρ€ΡƒΠΏΠΏ Π‘ΡŽΠ»Π΅Ρ€ сформулировала идСюо многофазности ΠΆΠΈΠ·Π½Π΅Π½Π½ΠΎΠ³ΠΎ ΠΏΡƒΡ‚ΠΈ Ρ‡Π΅Π»ΠΎΠ²Π΅ΠΊΠ°, Π³Π΄Π΅ понятиС"Ρ„Π°Π·Π°" ΡƒΠΊΠ°Π·Ρ‹Π²Π°Π΅Ρ‚ Π½Π° ΠΈΠ·ΠΌΠ΅Π½Π΅Π½ΠΈΠ΅ направлСния развития. НаиболСС значимая ΠΈ ΠΈΠ·Π²Π΅ΡΡ‚ная Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚Π°: «Π§Ρ‚ΠΎ Ρ‚Π°ΠΊΠΎΠ΅ ΠΏΡƒΠ±Π΅Ρ€Ρ‚Π°Ρ‚Π½Ρ‹ΠΉ ΠΏΠ΅Ρ€ΠΈΠΎΠ΄» (1922).
ΠŸΠΎΠΊΠ°Π·Π°Ρ‚ΡŒ вСсь тСкст
Π—Π°ΠΏΠΎΠ»Π½ΠΈΡ‚ΡŒ Ρ„ΠΎΡ€ΠΌΡƒ Ρ‚Π΅ΠΊΡƒΡ‰Π΅ΠΉ Ρ€Π°Π±ΠΎΡ‚ΠΎΠΉ