Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Наука, искусство и религия в системе культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Сосуществование различных видов знания объясняется тем, что каждый из них обеспечивает успешное функционирование человека лишь в какой-то сфере бытия и не дает информации о всей полноте действительности. Таким образом, наука — только один из видов знания, необходимого человеку. Научное знание, как и всякое другое, имеет свои позитивные стороны и ограничения. Позитивность научного знания… Читать ещё >

Наука, искусство и религия в системе культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Культура возникла как адаптивно-адаптирутощее средство (Э. Маркарян). Человек как биологический вид создал искусственные средства взаимодействия с естественной средой, заняв все экологические ниши. Это стало возможным только в результате совершенствования орудий труда и средств защиты физического тела от внешней среды (жилище, одежда, оружие), что, в свою очередь, связано с производством знаний. Знание, в широком смысле, — это результат познания действительности, полученный человеком в ходе активного ее освоения. В узком смысле, знания — это обладание информацией, позволяющей решать поставленные задачи. Первоначально, в архаической культуре, познавательная деятельность не выделялась из производственной практики, и познание носило обыденный характер. При отсутствии специфических средств фиксации знаний (письменности, специального языка, материальных носителей) требовались мнемонические средства (средства запоминания) и средства трансляции (передачи следующим поколениям), поэтому они закреплялись путем сакрализации и ритуализации — в мифологической форме. Познавательная деятельность выделяется в самостоятельную сферу человеческой деятельности на зрелых этапах развития общества — когда культурная система достигает высокого уровня сложности, а объем знаний позволяет осуществлять познавательную деятельность наряду с производственной. Это означает, что предпосылками возникновения науки являются уровень развития материальной культуры, который характеризуется общественным разделением труда, и наличие письменности, которая позволяет не только фиксировать результаты познавательной деятельности, но и преобразовывать обыденное (наглядное) знание в абстрактную форму.

Знание бывает обыденное (житейское), этико-эстетическое, мифологическое, религиозное, философское, научное. Также знание подразделяется на практическое и теоретическое, рациональное и иррациональное, универсальное (публичное) и эзотерическое. Все эти виды знания обеспечивают успешное функционирование социальной системы во внешней среде, а также конкурентоспособность в социальной среде. Различные виды знания исторически возникают в процессе эволюции социальной и культурной системы, при этом они не замещаются новым видом знания, а дополняют имеющиеся виды. Так, знание в теоретической, абстрактной форме возникло в античной цивилизации, но оно не вытеснило окончательно обыденное знание. В истории познания этот период принято называть протонаукой, так как еще не были сформированы принципы классического рационального знания и не созданы специализированные институты производства знаний: академические учреждения, лаборатории и др.

Научное знание как знание рациональное, объективное, универсальное, системное, доказательное и непротиворечивое, эмпирически обоснованное возникло только в XVII в. в результате научно-технической революции. Но оно сосуществует с другими видами знания, потому что различные виды знания обеспечивают различные виды человеческой деятельности: рациональное — создание материальной культуры и научно-технический прогресс; религиозное — взаимодействие человека и действительности, а также существование человека как личности посредством определения высших смыслов (смысла жизни, смысла деятельности); мифологическое — согласование реальности и целеполагания. В мифах содержится знание о последствиях нарушения законов бытия и общезначимых целях. Например, миф о Прометее повествует о нарушении запретов (на разглашение тайны) и о знании как ценности, за которую заплачена высокая цена.

Сосуществование различных видов знания объясняется тем, что каждый из них обеспечивает успешное функционирование человека лишь в какой-то сфере бытия и не дает информации о всей полноте действительности. Таким образом, наука — только один из видов знания, необходимого человеку. Научное знание, как и всякое другое, имеет свои позитивные стороны и ограничения. Позитивность научного знания заключается в том, что его результатом является объективная истина, независимая от мнения и положения познающего субъекта. На основе научного знания создаются ценности, имеющие универсальное применение (техника, медицина). Но научное знание имеет и принципиальные ограничения. Во-первых, его дисциплинарный, поаспектный характер не дает целостного знания о мире. Во-вторых, рациональное знание вообще не может дать информацию о субъектно-субъектных отношениях, так как субъекты обладают собственной активностью и собственным целеполаганием, поэтому субъектно-субъектные отношения не подчиняются в полной мере причинно-следственным закономерностям. В-третьих, научное знание используется только в тех сферах человеческой деятельности, где возможна универсальная истина — применительно к физическим объектам. В социальной сфере универсальная истина невозможна, поскольку она имеет ориентированный характер. Например, убийство может интерпретироваться как зло и как добро: в случае убийства члена общества — как зло, в ситуации защиты общества — как добро. Знание, ориентированное на социальную действительность, институциализируется как этическое, религиозное или философское. Поэтому наука может обеспечить только материальное бытие человека, и лишь в ограниченной степени, но не в состоянии придать устойчивость общественной системе вне религиозного или философского знания.

Культура как «возделывание» среды обитания, «возделывание» самого человека невозможна без информации о свойствах объекта, с которым взаимодействует человек, без знаний о желаемых свойствах этого объекта и путях достижения этих свойств. Поэтому необходимым элементом деятельности людей являются ценности, которые задают идеал — желаемые свойства объекта, и допустимые и недопустимые средства его достижения. Создание более мощных орудий труда требовало более совершенных средств регуляции поведения. Биологические факторы регулирования поведения — инстинкты и рефлексы уже не справлялись с задачей организации взаимодействий социальной системы, поэтому человеческое сообщество выработало систему норм и правил, которые согласовывались ценностями. Отечественный философ и культуролог А. П. Назаретян в своей работе «Цивилизационные кризисы в контексте Универсальной истории» вывел закон техно-гуманитарного баланса, который «состоит в том, что чем выше мощь производственных и боевых технологий, тем более совершенные средства сдерживания агрессии необходимы для сохранения социальной системы».

Но дело не только в сдерживании агрессии. Вся человеческая деятельность должна быть направлена на общие цели, она должна быть согласована, а индивиды, осуществляющие эту деятельность, — мотивированы на формы поведения, выгодные для всего сообщества и не всегда выгодные для самого индивида. Такую роль выполняют ценности и нормы, например, правила поведения, нормы познания, моральные и правовые стандарты. Содержательно они тесно связаны с ценностью.

Ценность — это духовно-нравственная категория, задающая ориентир деятельности человеку и формирующая его мировоззрение. Философский словарь определяет ценность как отношение между представлением субъекта о том, каким должен быть оцениваемый объект, и самим объектом. То есть, ценность — это не свойство самого объекта и не сам объект. Но под ценностью может пониматься любой материальный или идеациональный (нематериальный) объект, наделяемый значением в процессе человеческой деятельности. Один и тот же объект может выступать как ценность и как нейтральная часть реальности, в зависимости от его роли в системе бытия человека и его окружения. Например, золото может выступать в роли материальной ценности — как элемент технологического объекта (в электронной промышленности), материальносимволической ценности — как эквивалент стоимости любого товара, сакрально-символической ценности — как символ бога Солнца, а также вообще не иметь никакой ценности, если носители конкретной культуры никак не используют его в своей деятельности. Ценности есть представление человека о должном и возможном, о желаемом и действительном, о благе и вреде, добре и зле, о предписываемом и запрещенном и т. д. Ценности создают ориентиры и программы долгосрочной и краткосрочной деятельности. Программы долгосрочной деятельности — это представления о миссии народа и общественном идеале. Они формируют преемственность в деятельности людей многих поколений, обеспечивая конкурентоспособность социальной системы. Краткосрочная деятельность — это повседневное поведение людей, а поведенческие программы строятся на основе представлений о смысле жизни, о месте личности в социальной системе, о благе. Ценности, разделяемые большинством людей, направляют человеческую деятельность на необходимые для социума цели, не позволяя реализоваться деструктивным формам поведения.

Ценности могут быть материальными и духовными. Но разделение их связано не субстратным содержанием объекта, а с той областью человеческой деятельности, в которой этот объект выполняет важную роль. Например, экспонаты музея — картины, скульптуры, предметы быта вполне материальны, но относятся к духовным ценностям, так как отвечают духовным потребностям общества и личностей. С другой стороны, знания в современной культуре могут не только удовлетворять материальные потребности человека, но и иметь стоимость.

Каждая эпоха, каждый тип культуры имеют свою иерархию ценностей, которая формируется в зависимости от конкретных условий существования общества и решаемых задач. Например, в феодальном обществе, в котором отношения собственности не были закреплены и благополучное существование людей зависело от личной преданности своему покровителю и его способности защитить своих приверженцев (вассалов), высшей ценностью (после Бога) являлись неличная свобода и равенство, а верность и храбрость. Но когда успешное функционирование общественной системы стало зависеть от личной инициативы людей, высшей ценностью оказались свобода и конкуренция.

Ценности фиксируются и транслируются не в рациональной форме, они не могут быть обоснованы рациональным и эмпирическим способом. Поэтому ценности, выполняющие функцию направления, мотивации и активизации человеческой деятельности, формируются и транслируются в других сферах духовной деятельности человека — в художественной и религиозной.

Религия является одной из подсистем духовной культуры наряду с художественной культурой, познавательной, идеологической и т. д., которые по мере развития человеческого общества могут пересекаться, взаимодополняться или передавать друг другу свои функции.

Религия (от лат. relegere — приступать заново либо от religare — воссоединять, восстанавливать связь), являясь одной из сфер не только духовной, но и практической жизни людей, представляет собой сложную систему взаимодействующих элементов:

  • 1. Религиозное сознание, основу которого составляет вера в существование «иного» мира, сверхъестественных сил и существ и которое может быть обыденным (личное отношение) и концептуальным (учение о Боге, нормы образа жизни и т. п.).
  • 2. Религиозная деятельность, которая проявляется в культовых и внекультовых видах. Ее важнейшим элементом является культ как средство сплочения религиозной группы. Его цель — коммуникация с сакральным миром (миром потустороннего), воспроизведение религиозных образов, идей и символов, продуцирующих соответствующие переживания. К внекультовой деятельности относится теологическая разработка и систематизация религиозного учения, преподавание богословских дисциплин, участие в работе религиозных структур, административная деятельность, миссионерство и пропаганда религиозных взглядов.
  • 3. Религиозные организации различного типа, объединяющие единоверцев, которые совместно отправляют культ, вырабатывают и претворяют в жизнь общие принципы поведения.
  • 4. Религиозный опыт, под которым понимается ощущение и осознание контакта с иной, Божественной реальностью. Переживание религиозного опыта, как правило, захватывает ум, эмоции, ценности и отношения человека, дает ощущение чуда, святости и глубины, может быть связано с усвоением нового миропонимания.

Функции любого социального явления определяются тем, ради чего возникает и впоследствии существует данный объект, явление, свойство. Функции религии в обществе условно можно разделить на две группы — когнитивные и регулятивные, которые являются комплементарными, т. е. взаимодополняющими, но не соподчиненными.

В группу когнитивных входят функции символизации и гносеологическая, напрямую связанные с формированием мировоззрения, поэтому некоторые авторы отдельно выделяют мировоззренческую функцию. Однако процесс формирования мировоззрения невозможен без соответствующего целеполагания, и направление познания (на природу, на самопознание или познание Абсолюта, Универсума) определяется этим целеполаганием. Целеполагание и смыслополагание обусловлены ценностностью фактов действительности для общности, что определяет развитие познания и обусловливает также направление познавательной деятельности, выходящей за пределы чувственного опыта, человеческой жизни, и даже обретающей трансцендентальную устремленность. Таким образом, с этими функциями сопряжена аксиологическая функция, которая определяет вектор социальной эволюции (при-родоцентричные, антропоцентричные, космоцентричные и т. д. социумы) и принадлежит к группе регулятивных (от лат. regulo — направляю).

Осуществление и развитие этих функций невозможно без коммуникации, необходимой для обмена информацией и опытом, для взаимодействия членов социума. Тем не менее собственно религия не имеет коммуникативной функции, которая принадлежит культуре, являющейся для религии метасистемой. Религия лишь использует созданные культурой средства коммуникации, как материальные, так и идеальные (речь, символы, знаки и т. д.), демонстрируя межсистемную сопряженность.

Консолидирующе-демаркационную функцию религия приобретает с усложнением структуры социума. Религия, прежде всего в традиционных обществах, посредством культа конституирует общество как целое, поддерживает традиции, верования, ценности, а также объясняет место и значение данной группы среди других. Эта функция возникает уже в процессе формирования доктрины, т. е. тогда, когда религия институциализируется и вероисповедание приобретает идеологическую окраску и значимость. На этом этапе, в рамках институционализированных религиозных систем эта функция сопрягается с легитимирующей. Демаркационная составляющая этой функции определяет границы религиозных групп, особенно при нарастании диссипативных процессов в обществе — рассеяния и размывания ценностей и норм, достигая в этих условиях своей крайней формы — фундаментализма. Именно поэтому фундаментализм (от лат. fundamentum — основание) как форма наиболее консервативных и ортодоксальных (догматических) религиозных течений возникает и распространяется только в модернизирующихся обществах, в которых новые ценности вступают в противоречие с традиционными.

Легитимирующая (от лат. lex, legitimus — закон, законный, правомерный) функция возникает в процессе оформления социальных институтов и не теряет своей религиозной окраски по отношению к любому из них. Религиозный аспект присущ легитимации в силу ее связанности с социальными явлениями (власть, авторитет, доверие, личная преданность), которые в своих коренных значениях лежат в области религиозных понятий, связаны с религиозным сознанием и религиозными отношениями. Религия может легитимировать формы социальности, формы деятельности, формы познания, формы брака и т. д., пронизывая практически все сферы общественной жизни. На позднем этапе развития общества часть функций легитимации переходит к праву, однако в гораздо более узкой сфере — социально-политической. Обратим внимание на сакрализацию (например, сакрализацию культурного ядра, норм и ценностей, различных социальных институтов общества и т. д.) как на инструмент легитимации, не выделяя его в отдельную функцию.

Религия всегда проявляется в формах конкретных вероисповеданий. Существуют различные классификации религий:

  • 1. В соответствии с историческим развитием. Религия возникает на ранних этапах становления человеческого общества и становится важнейшим компонентом общественного бытия и сознания. Исторически первыми формами религии были фетишизм, тотемизм, магия, шаманство, анимизм (родо-племенные религии), затем возникли народностно-национальные религии (конфуцианство, даосизм, индуизм, синтоизм, сикхизм, джайнизм, брахманизм и др.), которые принято объединять как политеистические и, наконец, на основе монотеизма (проведенного с той или иной степенью последовательности) появляются мировые религии (иудаизм, христианство, ислам).
  • 2. Разделение на естественную религию («Бог в природе»), религию закона, требующую повиновения Богу-господину («Бог в истории»), религию искупления, основанную на чувстве неустранимости греха и вере в Божественное милосердие и всепрощение.
  • 3. Религии можно разделить на традиционные (существующие в рамках данного этноса или группы этносов на протяжении нескольких или многих поколений) и нетрадиционные (религиозные новообразования).

Конфессия (от лат. confessio — признание, исповедание) — отдельное направление исповедания религиозной веры в какой-либо религии, признающее истинным собственное истолкование учения или культа этой религии и характеризующееся сложившейся самостоятельной организацией. В общем значении слова термин «конфессия» является синонимом определенного направления в рамках отдельной религии. Иногда он отождествляется с термином «деноминация» (религ.).

Примеры основных конфессий в мировых религиях и примерное количество последователей:

  • • христианство (в целом — 2, 31 млрд): православие — 300 млн; католицизм — 1,2 млрд; протестантизм — 800 млн;
  • • ислам (в целом — 1,58 млрд); суннизм — 75—90%; шиизм — 10—20%;
  • • буддизм (в целом — 780 млн); тхеравада (хинаяна); махаяна.

Буддизм — самая ранняя по времени появления мировая религия, возникшая на территории древней Индии в середине I тыс. до н.э. Его основателем был сын царя одного из небольших североиндийских государств из племени шакья. Он родился в г. Капи-лавасту у подножия Гималаев. Его звали Сиддхартха, позже он был больше известен как Гаутама (родовое имя) и Шакьямуни (мудрец из племени шакья). Познав во дворце отца все прелести роскошной, безоблачной жизни, он пережил душевный переворот, толчком к которому послужили четыре встречи: ему попались на глаза дряхлый старик, сильно страдающий больной, затем покойник, которого несли хоронить, и Сиддхартха впервые узнал, что болезнь, старость и смерть — удел всех людей; четвертой была встреча с монахом-отшельником, примеру которого в поисках душевного мира и познания истины решил последовать Гаутама. По преданию, однажды ночью, сидя под деревом (бодхи, или смоковница — древо познания) и погрузившись в глубокие мысли, Гаутама внезапно достиг «просветления»: ему открылась вся истина о том, что обе крайности — и жизнь, полная удовольствий и похоти, и жизнь, связанная с добровольным отречением от них и страданиями, — равно далеки от правильного пути. Правильный путь лежит посередине. С этого момента Сиддхартха (Гаутама) становится Буддой — Просветленным, Пробужденным.

Просветление Будды состояло в открытии Четырех великих истин: учение о страдании, о причинах страдания, о прекращении страдания и о пути к прекращению страдания. Вся жизнь, согласно учению Будды, это страдание. «Рождение есть страдание, старость есть страдание, болезнь есть страдание; соединение с немилым есть страдание; разлука с милым есть страдание; недостижение желаемого есть страдание…» Причина страдания — привязанность к жизни, жажда бытия. Эта жажда постоянно возвращает нас в сансару — бесконечный крут рождений и смертей и вновь возрождение для следующих страданий. Прекращение страдания заключается в «устранении этой жажды через полное уничтожение желания», подавлении в себе всякой страсти, всякой привязанности к чему бы то ни было. К прекращению страдания ведет «восьмеричный путь»: «праведная вера, праведная решимость, праведные слова, праведные дела, праведный образ жизни, праведные стремления, праведные помыслы, праведное созерцание», следуя которому человек достигает в конце концов совершенства и погружается в нирвану.

В I в. н.э. буддизм распался на два течения: хинаяну («малая колесница», или «узкий путь спасения») и махаяну («большая колесница», или «широкий путь спасения»). И если сторонники хинаяны стояли за строгое соблюдение устава и придерживались существующих догматов, махаянисты расширили учение буддизма как философско-этической системы множеством религиозных коннотаций. В такой форме буддизм оказался более способным к широкому проникновению в разные страны. На родине буддизма это учение называется «Дхарма» (Закон, Учение) или «Буддхадхарма» (Учение Будды). Термин «буддизм» возник в XIX в., когда с ним познакомились европейцы. Основы учения изложены в сборнике «Трипитака» (санскр. Три корзины; священные тексты записывались на пальмовых листьях, которые складывали в корзины).

Хронологически второй из мировых религий возникает христианство — в I тыс. н.э. Западное летоисчисление содержит упоминание об основателе христианства Иисусе Христе — наша эра начинается, как принято считать, от Рождества Христова.

Иисус, согласно новозаветным источникам, родился в маленьком городе Вифлееме в провинции Римской империи Иудее. В 30 лет он начал свое публичное служение в качестве духовного учителя, набрав себе учеников из разных слоев иудейского (еврейского) общества. На самом деле христианство начинается как одна из сект иудаизма, религии евреев, и только позже, уже при деятельности последователей Иисуса Христа, его апостолов, в христианские общины вливаются язычники, народы нееврейского происхождения, каких на территории Римской империи было множество. Основные события жизни Иисуса Христа описаны в четырех евангелиях его учениками, находившимися рядом с ним на протяжении его жизни до распятия. Каноническим текстом христианства является Библия (от греч. книга, папирус), которая состоит из двух частей: Ветхий Завет — священные книги иудеев, большинство из которых написано на древнееврейском языке, и Новый Завет, в котором отражена жизнь Христа и основные заповеди христианства, написанный на греческом языке.

Центральное событие христианства — распятие Иисуса Христа при Понтии Пилате, римском прокураторе в Иудее, но в метафизическом смысле для христиан важнее его воскресение после смерти, что дает надежду верующим на то, что они также воскреснут. Воскресение Христа есть основа праздника христианской Пасхи. Деятельность учеников Христа — апостолов — освещается в книге Деяний Апостолов, а разные стороны жизни следующего поколения христиан рассматриваются в посланиях — письмах апостолов своим ученикам. За три столетия количество последователей христианства умножилось многократно, и в начале IV в. император Константин издал вердикт о прекращении гонений и легализации христианства в Римской империи.

Основные положения христианского учения (догматы) формируются в течение восьми столетий на семи Вселенских соборах. Однако после падения Западной Римской империи на протяжении нескольких веков под влиянием культурных и политических событий накапливаются различия в вероучении и церковной практике христиан, населявших восточную империю (Византию) и западные государства Европы. Объективно эти различия привели к расколу церкви на Западную (католичество) и Восточную (православие) в 1054 г. В 1517 г. от католического крыла отделяется еще одна ветвь христианства — протестантизм, в настоящее время объединяющий в себе множество различных течений (деноминаций), которые имеют историю от нескольких веков до десятков лет, но всех их роднит признание за основу учения Символа веры, выработанного на Вселенских соборах.

В древнюю Русь христианство пришло из Византии в X в. в православной традиции. На протяжении тысячи лет православие на Руси, являлось господствующей, а затем официальной религией Российской империи.

Третьей и самой поздней по времени возникновения мировой религией является ислам, или мусульманство. Исторически ислам возник в VII в. в проповедях пророка Мухаммеда. Согласно учению ислама пророки и посланники, в том числе посланные ранее Муса (Моисей) и Иса ибн Марьям (Иисус Христос), отправлялись к разным народам для наставления их на путь единобожия и до эпохи Мухаммеда. Однако, как считают мусульмане, со временем люди стали впадать в заблуждения, а некоторые стали искажать веру, внося в Священные Писания свои собственные взгляды. Мухаммед, которому Аллах ниспослал свое священное учение — Коран, главную священную книгу ислама, считается в исламе самым великим пророком, замыкающим череду посланных ранее пророков и посланников. В месяц Рамадан 610 г., когда пророку Мухаммеду было 40 лет, во время уединения в пещере Хира во сне к нему явился ангел Джебраил и продиктовал ему первые пять аятов Корана. Этот (610-й) год считается годом возникновения ислама.

В течение трех лет после начала посланнической миссии пророк Мухаммед вел тайную проповедь среди друзей и близких. В этот период ислам приняли около 40 человек, среди которых были жена Мухаммеда Хадиджа, Али ибн Абу Талиб, Абу Бакр и др. В 613 г. Мухаммед выступил в Мекке публично как пророк. Правящие круги Мекки отнеслись к Мухаммеду враждебно, находиться там стало рискованно, и 24 сентября 622 г. он был вынужден переселиться (хиджра) в Ясриб-Медину. Населявшие Медину племена ауса и хазрадж, перейдя в ислам, стали основной группой приверженцев Мухаммеда. Мусульмане взяли на себя обязательство не притеснять иудеев Медины: «У иудеев своя религия, у мусульман своя». Иудеи, в свою очередь, обязались не помогать врагам мусульман. В январе 632 г. Мухаммед совершил хадж в Мекку, а в июне он скончался в Медине.

Главная книга мусульман — Коран — является сборником проповедей и призывов Мухаммеда к своим последователям. Коран состоит из 114 сур (глав) и более 6200 аятов (стихов). Также важную роль в вероучении играет собрание описаний жизни и изречений Мухаммеда, составленных по воспоминаниям его ближайших друзей и последователей и зафиксированных в сборнике Сунна. Эти две книги — основные Священные Писания для мусульман-суннитов. Однако Сунна не принимается в качестве источника веры второй по численности мусульманской конфессии — шиитами.

Основные предписания, образующие основу ислама и обязательные для всех верующих мусульман, — это пять столпов ислама:

  • 1. Шахада — утверждение строгого единобожия, заключенного в символе веры ислама: «Свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха, и свидетельствую, что Мухаммед — Посланник Аллаха».
  • 2. Намаз — совершение ежедневной пятикратной молитвы. Ша 4.
  • 3. Закят — материальное пожертвование. Мусульманин обязан ежегодно отдавать часть средств в помощь обездоленным и беднякам, сиротам, а также на некоторые социальные программы.
  • 4. Саум (тюрк, ураза) — соблюдение поста в месяц Рамадан.
  • 5. Хадж — совершение паломничества в Мекку.

Религиозные ценности, заповеди закрепляются в сознании людей посредством культа, но культ не может охватывать одновременно большие массы людей, так как сложные формы религии не транслируются в культовой форме и не достигают адресата. Кроме того, священные книги как способ трансляции ценностей доступны только обществу с высоким уровнем грамотности. Поэтому в культурных системах, объединяющих общество, не связанное кровным родством, формируются специальные средства трансляции и фиксации ценностей — искусство. В художественной форме закрепляется система духовных ценностей, и, воздействуя на эмоциональную сферу, мотивирует людей на предпочтительные модели поведения. Художественное отражение действительности, т. е. искусство, демонстрирует идеал, признанный в данном обществе, и задает границы нормы, а также образцы нежелательных форм поведения и их последствия.

В обыденном, самом широком, значении слова под искусством понимается следующее:

  • • мастерство в какой-либо области;
  • • вид деятельности, удовлетворяющий эстетические потребности человека;
  • • вид духовного творчества, направленного на выражение внутреннего мира человека в художественном образе;
  • • любая деятельность, нацеленная на создание эстетически-выразительных форм.

В философском значении этого слова под искусством понимается образное освоение действительности. Русское слово «искусство» восходит к церковнославянскому искусъство (от др.-слав. опыт), которое является «калькой», буквальным переводом латинского experimentum (опыт, проба). В свою очередь, латинское слово ars (мастерство, умение) восходит к греческому techne (мастерство, ремесло).

Осознание искусства как «особенности человеческого разума наряду с религией и наукой» стало складываться только к Новому времени. В процессе формирования искусства как самостоятельного вида человеческой деятельности и вида духовной культуры и разделения познания на отдельные формы сложилось современное понимание искусства. Под искусством понимается один из способов познания действительности (наряду с научным и религиозным), осуществляющийся в эмоционально-образной форме, а также одна из форм художественной деятельности (наряду с фольклором, ремеслом), представляющая собой результат творческого самовыражения всех поколений и личности.

Искусство как особая сфера человеческой деятельности зародилось в глубокой древности. От столь отдаленных времен остаются только материальные артефакты, поэтому нам ничего не известно о пластическом искусстве (танце), об аудиальном искусстве (музыке), о вербальном искусстве (сказаниях, литературе). Древнейшие образцы изобразительного искусства представляют собой живописные реалистические изображения животных и людей и скульптурные изображения женщин, так называемые палеолитические «венеры». Эти первые изображения относятся к эпохе ориньяк (35—20 тыс. лет назад) и принадлежат кроманьонцам (Homo sapiens). Среди существующих концепций возникновения искусства наиболее обоснованны следующие:

  • 1. Эстетическая или игровая концепция — искусство возникло как незаинтересованная деятельность, развившаяся из присущего человеку эстетического чувства или игры (Ф. Шиллер, Й. Хейзинга).
  • 2. Магическая концепция — искусство возникло как магическая деятельность, способствующая успеху в важнейших видах деятельности: охоте, продолжении рода (С. Рейнак).
  • 3. Информационная концепция — искусство возникло как способ хранения и передачи информации, как способ выйти за пределы естественной памяти путем создания искусственных мнемонических средств (А. Режабек).

Современные научные подходы к исследованию процессов самоорганизации предполагают, что сложная система детерминируется комплексом факторов. Сакрализация приемов производственной практики (приемов охоты) способствовала хранению и трансляции накопленных в опыте знаний, поэтому магическая и информационная концепции искусства не исключают, а взаимодополняют друг друга. Что касается эстетической концепции «незаинтересованного удовольствия», то потребность эстетического удовольствия могла актуализироваться только на поздних этапах развития общества, когда уровень развития материальной культуры обусловил не только общественное разделение труда и выделение специализированной группы людей, занимающихся непроизводственным трудом, но и появление свободного времени у некоторых групп населения.

Антропологические исследования (археологические и современных архаических обществ) позволяют выделить следующие функции искусства, которые детерминировали его возникновение как специфического вида деятельности:

  • 1. Гносеологическая функция проявляется в том, что искусство является средством интуитивно-образного освоения действительности. На ранних этапах антропокультурогенеза, когда рациональное мышление еще не сформировалось, интуитивно-образное познание было единственным способом освоения мира. Но и на поздних этапах общественного развития научное — рациональное познание дополняется интуитивно-образным — эстетическим познанием.
  • 2. Символическая функция заключается в том, что искусство формировало символы, которые являются средством абстрактного отражения действительности. Закономерно, что первыми стали изображаться наиболее значимые для выживания архаического общества объекты — объекты охоты, отпечатки руки как обозначение самого себя и т. п.
  • 3. Трансляционная функция искусства прослеживается в том, что первоначально, при условии отсутствия иных знаковых систем, посредством художественных образов передавались знания об основных константах бытия, а в дальнейшем в сложноорганизованных обществах, при возникновении языков и письменности, посредством художественного образа транслировалась информация на группы населения, не владеющие письменностью и не объединенные единым языком.
  • 4. Мотивационная или эмоциогенная функция заключается в том, что художественные образы, воздействуя на эмоциональную сферу человеческой психики, повышают человеческую активность в необходимых для общества направлениях. Современная психология признает, что эмоции возникли в человеческой популяции в процессе антропогенеза в связи с необходимостью активизации (возбуждения) деятельностной активности. Искусство, воздействуя на эмоциональную сферу, выполняет эту функцию и в современных обществах.

Первоначально в палеолитических обществах культура носила синкретический характер, т. е. основные сферы культуры существовали нерасчлененно. Поэтому искусство было неотделимо от производственной практики, выполняя роль средств магического воздействия на объекты, от которых зависит выживание общества. Институциализация искусства происходит в оседлых аграрных обществах — цивилизациях и связана с усложнением общества и необходимостью выполнения специализированных задач. Выделение специальной группы людей, занятых в непроизводственной деятельности, возможно только при условии производства достаточного для этого продукта (избыточного, т. е. избыточной пищи и других продуктов материальной культуры) и при необходимости выполнять вид деятельности, для которого выделяется эта группа. Образование государства в земледельческих обществах потребовало трансляции основных ценностей, символов, смыслов в доступной форме для населения, в основном не владеющего письменностью и часто говорящего на разных диалектах и даже языках. Поэтому главными и почти единственными в искусстве раннеземледельческих обществ были мифологические сюжеты, в эмоциональной форме посредством художественных образов преподносившие населению знания об одобряемых формах поведения и об основных константах бытия.

Выделившись из производственной практики, искусство обслуживало главным образом религиозную культуру. Отделение искусства от религиозной культуры происходило еще в ранних обществах (например, уже в античности появилась лирика как самостоятельный жанр), но возникновение искусства как светского вида культуры связано с секуляризацией общества и необходимостью выполнения функций, не являющихся основными для религиозных и других институтов духовной культуры. В сложноорганизованном обществе с появлением многообразных групп населения устанавливается светская иерархия. С появлением свободного времени расширяется сфера частной жизни. Образцы поведения в частной жизни (взаимоотношения полов, формы проведения досуга) и взаимоотношений социальных групп (отношения сюзерена и подданных, отношения своих и чужих) транслировались посредством изобразительного и словесного искусства.

Первоначально искусство конституировалось в синкретическом виде. Из религиозных мистерий возникло театральное искусство, которое соединяло в себе музыку, литературу, пластику (танец). Изобразительное искусство поначалу соединяло цвет и форму — архаические статуи были раскрашены. Дифференциация искусства связана с функциональной необходимостью и осуществляется в последовательности, определенной практической потребностью. Мифологическое мышление, связанное с доминированием эмоционально-образного восприятия, и необходимость трансляции ценностей по поколениям, формирующая временную целостность цивилизации, определили расцвет скульптуры. Зарождение рационального мышления, связанного с обслуживанием торгово-ремесленной цивилизации, и потребность в трансляции ценностей на большие пространства, в которых ограничены возможности скульптурного изображения, детерминировали развитие вербального (словесного) творчества — литература отделилась от театра.

Богатое разнообразие видов и жанров искусства, возникающих в процессе развития культуры, связано с появлением потребителя, обладающего свободным временем, ресурсами для удовлетворения своих потребностей, и самих потребностей, выходящих за пределы витальных. Усложнение человеческой духовности вызывает и развитие потребностей. Искусство приобретает новые функции — релаксационную и рекреативную. В соответствии с разнообразными потребностями и духовными запросами личности возникают сложные высокоспециализированные виды и жанры искусства: музыка с ее разнообразием жанров, балет, каллиграфия; каждый из этих видов может обслуживать другие виды деятельности (музыка — для театра и кино, поэзия для театра и т. д.), оставаясь при этом самодостаточным видом искусства.

В современном обществе, глубоко стратифицированном, испытывающем мощное давление стрессогенной среды и нуждающемся в творчески активных личностях, искусство приобретает новые функции. В силу того, что современное общество поликонфессионально и секуляризованно, аксиологическая функция присуща не только религиозной культуре. Искусство не только транслирует ценности, но является той сферой человеческого творчества, в которой эти ценности, выходящие за языковые, политические, конфессиональные и этнические границы, создаются. В современном обществе, вследствие столкновения этносов, культур, повышается конфликтогенность, поэтому в современных социокультурных системах большую роль играет язык музыки, живописи, танца.

Рациональное, абстрактно-логическое мышление, посредством которого осуществляется научное познание, главным образом анализирует уже завершенные процессы. Эмоционально-образное мышление, которое проявляется в художественном творчестве, обладает способностью интуитивного прозрения, предвосхищая грядущие события, предупреждая человечество о потенциальных опасностях. В этом заключается гносеологическая функция искусства.

Современное общество, успешное функционирование которого зависит от интенсивности внедрения и производства инноваций, нуждается в личностях особого типа. Потребности такой личности, от деятельности которой зависит благополучие всего социума, должны целиком лежать в сфере духовного. Формирование такого типа личности не заканчивается с переходом во взрослое состояние, поэтому ни семья, ни образование не завершают ее становление. В обществе, мировоззрение которого строится в основном на базе научной картины мира, сфера религиозного влияния сужается, поэтому формирование личности, ориентированной на совершенствование духовных качеств и на общественные цели, уже невозможно только в религиозной сфере. Эту гуманистическую функцию — формирования качеств личности, необходимых для успешного функционирования социума, выполняет искусство.

Каждой общественной системе необходимы специфические качества и свойства личности. Общества с относительно низким уровнем разнообразия видов деятельности, ограниченной стратификацией, нуждаются в гомогенном социуме. Качества личностей, решающих примерно одинаковый круг проблем, не отличаются большим разнообразием. Сложные социокультурные системы требуют и новых свойств и качеств личности, и познания возможностей человека. Наука в полной мере не дает такого инструмента познания человека. Функцию самопознания (помимо философии) не может выполнить ни религия, ни образование. Интроспективная функция и связанная с ней функция самовыражения (экстраспекции) могут быть реализованы только искусством.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой