Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Специфические законы развития искусства и его место в общей системе культуры

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими его проявлениями. Так, искусство сохраняет наиболее тесные связи с религией. Это объясняется не только общностью их происхождения, но и тем, что обе эти стороны духовной жизни человека — религия и искусство — относятся к его эмоциональной чувственной сфере. Имеется в виду и изобразительное искусство, и музыка, и пение… Читать ещё >

Специфические законы развития искусства и его место в общей системе культуры (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Эстетика происходит от греческого слова aisthetikos — чувствующий, что вполне вытекает из предыдущего рассуждения о связи искусства с чувством. Таким образом, эстетика — это теория чувственного познания окружающей действительности. Искусство же — это авторское чувственное воплощение красоты, в полной мере понимаемой зрителем только тогда, когда ему передается и авторское чувство.

Эстетика — это прежде всего общефилософская наука, изучающая законы творчества. Но нас интересует практическая сторона этой науки, а именно искусство, ею специфические законы и моего в общей системе культуры.

В связи с этим можно выделить три этапа, в рамках которых обнаруживается действие законов развития искусства.

Первый этап — это взаимодействие традиции и новаторства. Примером может служить новаторство «передвижников» в условиях господствовавшего в России традиционного академизма.

Второй этан — борьба между реализмом и романтизмом в литературе.

XIX в.

Третий этап — появление в мировом искусстве таких общепринятых жанров музыки как джаз США, аргентинское танго, в изобразительном искусстве многообразие видов абстрактного искусства.

Искусство как вид творческой деятельности человека тесно связано с другими его проявлениями. Так, искусство сохраняет наиболее тесные связи с религией. Это объясняется не только общностью их происхождения, но и тем, что обе эти стороны духовной жизни человека — религия и искусство — относятся к его эмоциональной чувственной сфере. Имеется в виду и изобразительное искусство, и музыка, и пение.

Различие между религией и искусством заключается в том, что верующий человек, даже если он художник, его субъективные переживания прежде всего связаны с Творцом, Богом. Художник же, оставаясь атеистом, поклоняется красоте созданного Творцом мира и его чувства и переживания связаны с поиском тех средств, с помощью которых он может адекватно воспроизвести или передать эту красоту. Но когда художнику, писателю, поэту, музыканту это удается, тогда говорят, что Господь помог ему найти эти средства.

Не менее тесными являются связи и взаимодействия между искусством и моралью. Нравственность и красота — категории, органически дополняющие друг друга. Далеко не всегда красота и нравственность находятся в идеальном синтезе. «Красивая» порнография безнравственна по существу. Примером могут служить стихи талантливого русского поэта И. Баркова (XVIII в.). В искусстве часто имеет место противоречие между содержанием и формой, ко трое не создает нравственной гармонии.

В истории культуры России можно говорить о двух этапах относительной гармонии искусства и нравственности. Это «золотой» XIX век русской литературы, музыки и живописи и «серебряный» — нач. XX в. К сожалению в XX — в нач. XXI вв. гармония искусства и нравственности нарушилась по причине гибели Российского государства в результате захвата власти большевиками и установления тоталитарного коммунистического режима. Наследники «серебряного» века выдающиеся писатели, художники, музыканты были либо изгнаны из страны в 1922 г. под страхом смерти, если попытаются вернуться, либо были репрессированы и уничтожены в концлагерях.

К сожалению, начало XXI в. не стало для России эпохой Возрождения. Возникшая в 1991 г. Российская Федерация стала правопреемницей развалившегося по причине своей несостоятельности СССР и продолжила свое существование на началах советской правовой и политической системы. Метастазы распавшегося тоталитарного Советского Союза прежде всего отрицательно повлияли на образование и культуру, вытравив из них остатки гуманистических традиций и ценностей.

Вместе с развитием НТР появился новый вид художественной творчества — дизайн с его теорией, так называемой технической эстетикой, задача которой пробуждать в человеке чувство красоты, через современные архитектурные комплексы, машины, мебель, осветительные приборы, компьютеры, телефоны и т. д. Однако в техническом дизайне чаше, чем в гуманистических видах творчества возникает перенасыщенность тиражированными образцами и подлинные шедевры появляются гораздо реже.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой