Нормы профессиональной этики и понятие конфликта интересов педагогического работника
Вместе с тем данная норма довольно сложна в правоприменении. Во-первых, крайне сложно доказать сам факт ведения платной деятельности (для этого надо зафиксировать передачу денег, так как платное репетиторство и бесплатные занятия с отстающим обучающимся различаются только фактом передачи денежных средств, причем именно в качестве оплаты услуг, а не, например, в качестве возврата долга… Читать ещё >
Нормы профессиональной этики и понятие конфликта интересов педагогического работника (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Необходимо отметить, что статус педагога предполагает высокие моральные и нравственные требования к работнику, занимающему педагогическую должность, а также к другим лицам, профессионально занимающимся образовательной деятельностью. Законодательно эти требования обеспечиваются условиями «допуска к профессии» как на стадии приема на работу, так и в период работы. В этих целях установлены ограничения на право занятия профессиональной образовательной деятельностью.
Так, в частности, трудовым законодательством издавна установлено право (и даже обязанность) администрации образовательной организации уволить педагогического работника «за аморальный проступок, несовместимый с продолжением выполнения воспитательных функций» (п. 8 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Кроме того, ст. 331 ТК РФ предусматривает, что к педагогической деятельности не допускаются лица:
- • лишенные права заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим в законную силу приговором суда;
- • имеющие или имевшие судимость, подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности
- (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных ч. 3 ст. 331 ТК РФ[1];
- • имеющие неснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления;
- • признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
- • имеющие заболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Аналогичные ограничения установлены также для всех иных (непедагогических) работников «детских» образовательных организаций. В частности, ст. 351.1 ТК РФ установлено, что к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено, но реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные выше. Работодатель обязан отстранить от работы (не допускать к работе) работника в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних при получении от правоохранительных органов сведений о том, что данный работник подвергается уголовному преследованию за соответствующие преступления (па весь период производства по уголовному делу до его прекращения либо до вступления в силу приговора суда). Некоторые лица из их числа, однако, могут быть допущены к трудовой деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной власти субъекта РФ, о допуске их к соответствующему виду деятельности (если речь идет о преступлениях небольшой и средней тяжести).
Указанные запреты на педагогическую деятельность, а также на другую работу в детских учреждениях не являются юридической отвстственностью. По своему характеру они представляют собой ограничения на занятие определенной деятельностью или в определенных организациях для лиц, которым не может быть доверена работа с детьми, в том числе педагогическая, в соответствии с федеральным законодательством.
Судебная практика В связи с жалобами граждан Постановлением Конституционного Суда РФ от 18.07.2013 № 19-П было проверено соответствие ст. 331 и 351.1 ТК РФ Конституции РФ и даны некоторые разъяснения. Конституционный Суд констатировал, что введение ограничений возможно для достижения такой конституционно значимой цели, как защита жизни, здоровья и нравственности несовершеннолетних, поскольку детство — это период физической, умственной и психологической незрелости и одновременно важнейший этап развития личности, на котором закладываются основы моральных и нравственных качеств, формируются мировоззрение и взгляды, определяющие жизненные принципы и перспективы, что позволяет предъявлять к лицам, отвечающим по роду своей деятельности за воспитание и образование несовершеннолетних, повышенные требования.
Особая ответственность за сохранение жизни и здоровья несовершеннолетних, а также за их воспитание в условиях, обеспечивающих полноценное психическое, духовное, нравственное и физическое развитие, лежит на лицах, которые реализуют свое конституционное право на выбор рода деятельности и профессии в особой сфере, сопряженной с непосредственными и регулярными контактами с несовершеннолетними. В первую очередь это относится к педагогическим работникам, выполнение которыми своих трудовых обязанностей заключается в деятельности, направленной на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения.
Требования, предъявляемые законодательством об образовании к педагогическим работникам с учетом специфики их трудовой деятельности и задач, стоящих перед системой образования, касаются не только их профессиональной подготовки, деловых качеств, но и морально-нравственного уровня. Ограничения на доступ к осуществлению педагогической или иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних должны обеспечивать приоритетную защиту прав и законных интересов несовершеннолетних, принимая во внимание их эмоциональную, духовную и интеллектуальную незрелость, но вместе с тем нс приводить к несоразмерному ограничению прав и свобод лиц, осуществляющих трудовую деятельность в указанных сферах. Федеральный законодатель, минимизируя риски для жизни, здоровья и нравственности именно несовершеннолетних — основы будущих поколений и при этом наиболее беззащитной и уязвимой категории граждан, вправе ограничить доступ к педагогической и иной профессиональной деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних соответствующих категорий лиц.
Указанное постановление Конституционного Суда РФ содержит целый ряд дополнительных комментариев, которые послужили основной для внесения изменений в соответствующие статьи ТК РФ.
Помимо своеобразного «фильтра» при приеме на работу, установлен ряд требований, которые должны соблюдаться в ходе профессиональной деятельности педагога.
Статьей 47 Закона об образовании установлено, что педагог должен осуществлять свои академические права и свободы с соблюдением норм профессиональной этики педагогических работников. Статьей же 48 Закона к обязанностям педагогических работников помимо следования требованиям профессиональной этики отнесено требование соблюдать нравственные и этические нормы.
Исходя из ч. 4 ст. 47 Закона об образовании, нормы профессиональной этики могут быть закреплены в локальных нормативных актах организации, осуществляющей образовательную деятельность (например, в виде профессионального кодекса педагога). Нравственные и этические нормы не имеют специальной формализации и определяются исходя из общественных представлений. Данные требования в целом уже должны были бы гарантировать решение всех потенциальных конфликтов с участием педагогического работника. Однако в действительности степень формализации требований крайне невысока, и в целом ряде случаев возникают вопросы, какое именно поведение все же выходит за рамки нравственного, этичного, а какое все еще может быть признано соответствующим требованиям этики и нравственности.
В связи с этим отдельные вопросы были закреплены в виде конкретизированных правовых норм. В частности, установлен вполне конкретный запрет в связи с конфликтом интересов педагогического работника. Исходя из ч. 2 ст. 48 Закона об образовании, педагогический работник организации, осуществляющей образовательную деятельность, в том числе в качестве индивидуального предпринимателя, не вправе оказывать платные образовательные услуги обучающимся в данной организации, если это приводит к конфликту интересов педагогического работника.
Согласно ст. 2 Закона об образовании конфликт интересов педагогического
работника — это ситуация, при которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся.
Пример
В качестве конфликта интересов можно охарактеризовать, например, ситуацию, стимулирующую педагогического работника занижать оценки своим ученикам, нс выполнять в полном объеме тематику занятий и т. п. с тем, чтобы ученики, имеющие право на получение качественного образования на бесплатной основе, но не получающие его в силу указанных причин, были вынуждены обращаться за дополнительными платными образовательными услугами к данному педагогу либо его коллегам и знакомым.
Вместе с тем данная норма довольно сложна в правоприменении. Во-первых, крайне сложно доказать сам факт ведения платной деятельности (для этого надо зафиксировать передачу денег, так как платное репетиторство и бесплатные занятия с отстающим обучающимся различаются только фактом передачи денежных средств, причем именно в качестве оплаты услуг, а не, например, в качестве возврата долга). Во-вторых, сложно доказать наличие конфликта интересов, поскольку зачастую, наоборот, чем лучше работает педагог, тем больше у него желающих заниматься платно, т. е. зачастую возможность репетиторства только стимулирует качественный труд педагога. ТК РФ предусматривает специальное основание для расторжения работодателем трудового договора в случае непринятия работником мер по предотвращению или урегулированию конфликта интересов, и указанные действия дают основание для утраты доверия к работнику со стороны работодателя (п. 7.1 ч. 1 ст. 81 ТК РФ). Однако в данном случае доказать наличие связи между возникшим конфликтом интересов и утратой доверия со стороны работодателя крайне сложно.
Педагогическим работникам запрещается также использовать образовательную деятельность для политической агитации, принуждения обучающихся к принятию политических, религиозных или иных убеждений либо отказу от них, для разжигания социальной, расовой, национальной или религиозной розни, для агитации, пропагандирующей исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, их отношения к религии, в том числе посредством сообщения обучающимся недостоверных сведений об исторических, национальных, религиозных и культурных традициях народов, а также для побуждения обучающихся к другим противоправным действиям.
Формально, таким образом, соответствующие обязанности, запреты закреплены в законодательстве. Однако привлечение к реальной ответственности за неисполнение таких обязанностей, за нарушение таких запретов сопряжено с целым рядом сложностей.
- [1] Согласно ч. 3 ст. 331 ТК РФ лица из числа указанных в абз. 3 ч. 2 настоящей статьи, имевшие судимость за совершение преступлений небольшой тяжести и преступлений средней тяжести против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности (за исключением незаконной госпитализации в медицинскую организацию, оказывающую психиатрическую помощь в стационарных условиях, и клеветы), семьи и несовершеннолетних, здоровьянаселения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасностигосударства, мира и безопасности человечества, а также против общественной безопасности, и лица, уголовное преследование в отношении которых по обвинению в совершенииэтих преступлений прекращено, но нереабилитирующим основаниям, могут быть допущенык педагогической деятельности при наличии решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, созданной высшим исполнительным органом государственной властисубъекта РФ, о допуске их к педагогической деятельности.