Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие права. 
История государства и права России

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Из Свода исключались отмененные законы и повторы. При наличии нескольких норм, регламентирующих одну и ту же ситуацию, в Своде сохранялась более полная норма. Нормы заимствовались из источников, по возможности буквально. Выбирая из двух противоречащих друг другу законов, предпочтение отдавалось более позднему, как отменяющему более ранний. Свод не охватил все законодательство. Отдельно… Читать ещё >

Развитие права. История государства и права России (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Источники права

В начале XIX в. продолжились работы по систематизации законодательства. В 1801 г. была создана кодификационная комиссия, результатом деятельности которой можно считать подготовленные к 1812 г. отдельные части гражданского и уголовного уложения. Но они не были утверждены. В 1826 г. комиссия была преобразована во Второе отделение императорской канцелярии. Ее руководство поручили М. М. Сперанскому. Он изменил подход к кодификаторской работе, предложив первоначально свести воедино все существующие и действующие законы. Исходя из этого были определены следующие этапы систематизации: 1) составление Полного собрания законов; 2) составление Свода законов; 3) разработка отдельных кодексов (уложений).

Первый этап был завершен к 1830 г. Было составлено 40 томов Полного собрания законов Российской империи, которые включали 30 920 актов за период с 1649 г. по 12 декабря 1825 г. Сразу стало составляться второе Собрание, которое охватывало акты с 1830 по 1881 г. Впоследствии выйдет и третье Собрание, куда вошли акты с 1881 по 1913 г. В Полное собрание включались нормативные акты в хронологической последовательности.

Второй этап завершился в 1832 г. выходом в свет Свода законов Российской империи. Свод включал только действующие акты, систематизированные по предметному принципу. Он состоял из 15 томов и вступил в действие с 1 января 1835 г. По мере издания новых актов формировалось Продолжение к Своду. При переиздании оно включалось в Свод. Второе издание Свода вышло в 1842 г., а третье — в 1857 г. Юридическая природа Свода постоянно вызывала споры. Согласно доминирующему мнению, Свод рассматривался как новый закон, заменивший законодательные акты, на основании которых он был составлен.

В соответствии с идеями М. М. Сперанского Свод делился на восемь отделов. Первый (т. 1, ч. 1) — Основные государственные законы. Они включали законы о верховной власти и высших органах управления. Второй (т. 1, ч. 2 — т. 3) содержал законы о центральных и местных органах управления и государственной службе. Третий (т. 4−8) — законы о повинностях, налогах и сборах. Четвертый (т. 9) — о правовом статусе различных категорий населения. Пятый (т. 10) — законы гражданские. Шестой (т. 11−12) — законы, регламентирующие основные отрасли народного хозяйства. Седьмой (т. 13−14) — законы о полиции. Восьмой (т. 15) — уголовное законодательство.

Из Свода исключались отмененные законы и повторы. При наличии нескольких норм, регламентирующих одну и ту же ситуацию, в Своде сохранялась более полная норма. Нормы заимствовались из источников, по возможности буквально. Выбирая из двух противоречащих друг другу законов, предпочтение отдавалось более позднему, как отменяющему более ранний. Свод не охватил все законодательство. Отдельно действовали Свод военных постановлений (1839 г.), Свод морских уголовных постановлений (1839 г.), законодательство о государственных крестьянах, различные своды местных постановлений.

Третий этап кодификации М. М. Сперанского не стал таким удачным, как первые два. Был подготовлен только один кодекс — Уложение о наказаниях уголовных и исправительных, которое вошло в т. 15 Свода.

В начале XIX в. продолжали действовать различные нормативные правовые акты, изданные начиная с 1649 г.

В Своде законов была сделана попытка установить перечень основных форм законов, к которым относились: уложения, уставы, учреждения, грамоты, положения, наказы (инструкции), манифесты, указы, мнения Государственного совета, доклады. Особой разницы между этими актами не существовало. Отличительным признаком закона являлось то, что он утверждался императором. Все остальные нормативные правовые акты (сенатские указы или постановления, постановления министров и др.) относились к группе подзаконных актов.

Поскольку Россия являлась абсолютной монархией, то законодательная власть принадлежала императору. Он реализовывал ее совместно с законосовещательным органом — Государственным советом. В этот период только определились контуры законодательного процесса. Право законодательной инициативы принадлежало императору, Сенату, Синоду, министерствам. Государственный совет выступал субъектом права законодательной инициативы до 1826 г. Проекты законов предварительно рассматривались в Государственном совете. Однако на практике это правило не всегда четко исполнялось, и отдельные законопроекты поступали на утверждение императора из других центральных учреждений. Следующей стадией можно считать рассмотрение и утверждение законопроекта монархом. Обнародование законов входило в компетенцию Сената, который осуществлял это в том числе через губернские правления. В день объявления закона он приобретал юридическую силу. Применение закона начиналось с момента получения его в правительственном учреждении.

В первой половине XIX в. в законодательстве был закреплен принцип " закон обратной силы не имеет" . Исключения допускались, если новый закон подтверждал или разъяснял действовавший ранее законодательный акт или если закон содержал прямое указание на возможность распространения его действия на отношения, которые возникли до его обнародования. Формально закреплялась презумпция знания закона, в силу чего никто не мог отговариваться незнанием закона. Достаточно подробно регламентировались правила действия закона во времени.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой