Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации
В условиях школы, колледжа, других учебных заведений профориентационная работа должна быть направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Особое внимание при этом должно уделяться выбору учащимися своей будущей профессии. Чаще всего вопросами профессиональной ориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Они в первую очередь… Читать ещё >
Исследование познавательных интересов в связи с задачами профориентации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
В условиях школы, колледжа, других учебных заведений профориентационная работа должна быть направлена на формирование психологической готовности учащихся к трудовой деятельности. Особое внимание при этом должно уделяться выбору учащимися своей будущей профессии. Чаще всего вопросами профессиональной ориентации занимаются классные руководители, особенно в выпускных классах. Они в первую очередь обращают внимание на наличие у учащегося определенных трудовых установок, доминирование интересов в учебной деятельности, уровень знаний по выбираемой профессии, предъявляемые к ней требования, а также мотивы выбора продолжения учебы. Кроме того, отмечают снижение у учащихся интереса к учебе и ориентацию на внеучебную деятельность. Некоторые наиболее простые в применении методы изучения профессиональных интересов учащихся представлены ниже.
Изучение профессиональных намерений старшеклассников
Профориентационная анкета
Предлагаемая методика позволяет диагностировать готовность к выбору профессии[1]. По мнению авторов, это характеризуется внутренней осознанностью самого факта выбора и определенностью профессиональных интересов, осведомленностью учащегося и оценкой им своих способностей, а также знаниями о том, какие физические и психологические требования к человеку предъявляет избранная профессия.
Испытуемым дается инструкция: «Отвечая на вопросы анкеты, подчеркните ту букву, которая соответствует вашему мнению. Если на какой — либо из вопросов у вас есть несколько вариантов ответа, постарайтесь выбрать наиболее приемлемый из них» .
ТЕСТОВЫЙ МАТЕРИАЛ
- 1. Чем вы думаете заняться после окончания школы?
- а) продолжить учебу в вузе (каком?); б) поступить в СПТУ, техникум, среднее специальное учебное заведение; в) пойти работать на производство (на какое?); г) совмещать работу (какую?) с учебой (какой?); д) не знаю, чем буду заниматься.
- 2. Какой профессии, специальности вы бы хотели посвятить себя?
- 3. Какие требования, по вашему мнению, эта профессия предъявляет к человеку?
- а) необходимы знания, умения, навыки; б) необходимы общие качества личности; в) необходимы специальные качества личности.
- 4. Какие требования предъявляет выбранная вами профессия к здоровью человека? Как вы оцениваете вашу профессиональную пригодность по состоянию здоровья?
- 5. Как вы представляете себе условия работы по выбранной профессии?
- 6. Как вы готовите себя к выбранной профессии?
- а) работаете над развитием системы знаний, умений и навыков, необходимых для этой профессии; б) воспитываете у себя общие положительные качества (трудолюбие, самостоятельность в труде, настойчивость и т. п.); в) развиваете специальные качества, необходимые для выбранной профессии.
- 7. Где вы проверяете свои профессиональные качества?
- а) в школе на уроках; б) в кружках; в) во внешкольных учреждениях; г) самостоятельно дома; д) не проверял.
- 8. Знаете ли вы, где можно получить подготовку к выбранной профессии?
- 9. Где вы читали о выбранной профессии?
- а) в художественной литературе; б) в научно — популярной литературе; в) в специальной литературе.
- 10. С кем вы беседовали о выбранной профессии?
- а) с учителем; б) с родителями; в) родственниками; г) с товарищами — сверстниками; д) со старшими товарищами, знающими эту профессию; е) ни с кем не беседовал.
- 11. Знаете ли вы, что к выбранной профессии имеются близкие, родственные ей, которыми вы могли бы овладеть? Если знаете, назовите их.
- 12. Когда вы выбрали профессию? Происходили ли изменения в вашем выборе? По каким причинам вы меняли свой выбор?
- 13. Если вы до сих пор не выбрали профессию, то по каким причинам?
- 14. Ваше решение о выборе данной профессии окончательно или вы еще можете передумать?
- 15. Кто на вас оказал наибольшее влияние при выборе профессии?
- а) родители; б) учителя; в) работники производства; г) кто — то другой.
- 16. На что вы ориентировались, выбирая профессию?
- а) принести пользу обществу; б) престижность профессии; в) хорошая зарплата; г) интересная и содержательная работа; д) работа, соответствующая моим возможностям.
- 17. Что, по вашему мнению, необходимо, чтобы быть хорошим специалистом?
- а) поработать на производстве; б) закончить ПТУ; в) закончить колледж; г) закончить вуз; д) попробовать себя в выбранной профессии.
- 18. Какие материалы и по какой профессии вы хотели бы иметь в своей школе (библиотеке)?
- 19. На каких уроках учителя рассказывают о профессиях и как часто?
- 20. Какие экскурсии на производство вам больше всего понравились?
- 21. Какие замечания возникли у вас после экскурсии?
- а) по организации труда; б) по беседе о профессии; в) по условиям производства; г) по показу технологического процесса; д) другие замечания.
- 22. Сколько за последний год было встреч с ветеранами труда и какие из них вызвали у вас наибольший интерес?
- 23. Как вы предпочитаете работать?
- а) индивидуально; б) с товарищами; в) в группе.
- 24. Кем бы вы хотели быть в бригаде?
- а) исполнителем; б) организатором.
- 25. В каких предметных кружках вы принимаете участие? В каких еще хотели бы заниматься в школе и вне школы?
- 26. В каких факультативных занятиях вы принимаете участие или хотели бы участвовать?
- 27. Какой областью знаний и умений вы увлекаетесь?
- а) о природе; б) о науке; в) об искусстве; г) о технике; д) о человеке.
ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ
Качественный анализ ответов даст педагогу сведения:
- • об общих жизненных планах учащихся (вопросы 1, 16, 17, 27);
- • об увлечениях и профессиональных намерениях (вопросы 2, 11, 12, 13, 20, 23, 24, 25, 26);
- • о знаниях по выбранной профессии (вопросы 3, 4, 5, 11);
- • об оценке учащимися своей пригодности к выбранной профессии (вопросы 7, 14);
- • об оценке работы педагогов и старшеклассников по профессиональному самоопределению (вопросы 6, 8, 9, 10, 15, 18, 19, 21, 22).
- [1] См.: Изучение личности учащегося и ученических коллективов: кн. для учителя / Л. М. Фридман, Т. А. Пушкина, И. Я. Каплунович. М.: Просвещение, 1988.