Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Правовое регулирование воспитательной работы в отношении осужденных к лишению свободы

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Индивидуальные. Это наиболее эффективная форма воспитательного воздействия. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов… Читать ещё >

Правовое регулирование воспитательной работы в отношении осужденных к лишению свободы (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

• цели, задачи и формы проведения воспитательной работы с осужденными, в том числе ее организацию в отрядах осужденных исправительного учреждения;

уметь

  • • отличать различные формы и направления воспитательной работы;
  • • устанавливать основания применения к осужденным к лишению свободы мер поощрения и взыскания, правовые последствия злостного нарушения порядка отбывания наказания осужденными к лишению свободы;

владеть навыками

• применения уголовно-исполнительных норм, регулирующих порядок осуществления воспитательной работы с осужденными в исправительном учреждении.

Цели, задачи, формы и методы воспитательной работы в отношении осужденных к лишению свободы.

Воспитательная работа с осужденными имеет два аспекта:

  • 1) согласно ст. 9 УИК РФ воспитательная работа признается одним из основных средств исправления осужденных. В Концепции воспитательной работы с осужденными в условиях реформирования уголовно-исполнительной системы[1] воспитательная работа определяется как система педагогически обоснованных мер, способствующих преодолению личностных деформаций осужденных, их интеллектуальному, духовному и физическому развитию, правопослушному поведению и социальной адаптации после освобождения;
  • 2) одновременно под воспитательной работой понимается и целенаправленное позитивное воздействие на осужденных путем включения их в различные сферы жизнедеятельности (трудовую деятельность, общеобразовательную и профессиональную учебу, общественную жизнь). Участие осужденных в воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления. Эти мероприятия могут быть предусмотрены распорядком дня, и в этом случае участие в них обязательно для осужденного.

Значение воспитательной работы в отношении осужденных, отбывающих наказание в воспитательной колонии, заключается в том, что она является частью единого учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с ч. 1 ст. 109 УИК РФ задачами воспитательной работы с осужденными к лишению свободы являются их исправление, формирование у них уважительного отношения к человеку, обществу, труду, нормам, правилам и традициям человеческого общежития, повышение их образовательного и культурного уровня.

Основные формы воспитательной работы с осужденными делятся на две группы в зависимости (ст. 110 УИК РФ):

  • 1) от их содержания;
  • 2) направленности воспитательного воздействия.

В зависимости от содержания формами воспитательной работы являются: нравственное, правовое, трудовое, физическое, эстетическое и иное воспитание осужденных к лишению свободы, способствующее их исправлению.

Нравственное воспитание нацелено на формирование морально-этических установок, приобщение к общественным ценностям, развитие таких качеств личности, которые соответствуют нормам поведения в обществе и выражают отношение к закону, семье, окружающим, своим поступкам, труду. Эта задача осуществляется в процессе учебы и индивидуальных бесед с осужденными.

Правовое воспитание направлено на получение представления о сущности взаимоотношений между гражданином и государством, формирование потребности соблюдения правовых норм, законопослушного поведения осужденных, развитие у них элементарной правовой культуры и правосознания, уважения к закону, стремления к его соблюдению, а также на осознание неотвратимости и справедливости назначения наказания за совершенное преступление.

Правовое воспитание непосредственно влияет на предупреждение совершения новых преступлений осужденными как во время отбывания наказания, так и после освобождения из исправительного учреждения. Основные формы правового воспитания: беседы, выступления в СМИ, трудовых коллективах, наглядная агитация.

Трудовое воспитание должно служить развитию трудовых навыков, овладению профессией, в том числе для трудоустройства после освобождения. При осуществлении трудового воспитания учитываются и потребности рынка труда. Трудовое воспитание, кроме того, призвано обеспечить понимание осужденными не только необходимости работать, но и соблюдать при этом трудовую дисциплину.

Основная роль в трудовом воспитании осужденных принадлежит администрации организаций и трудовым коллективам, в которых работают осужденные.

Физическое воспитание должно решать задачи физического и психического здоровья в условиях малоподвижного образа жизни в местах лишения свободы. При этом оно направлено не только на организацию свободного времени осужденных, но и на выработку умений при помощи физической нагрузки поддерживать организм в хорошем состоянии во время отбывания лишения свободы. Данная форма воспитания включает в себя проведение различных физкультурно-массовых и спортивных мероприятий.

Эстетическое воспитание призвано обеспечить эмоциональное развитие, способность воспринимать достижения человеческой культуры.

К иным направлениям воспитательного воздействия относится социально-политическое, экономическое, экологическое воспитание.

В организации воспитательной работы с осужденными повсеместно используется потенциал общественных формирований. Ежегодно при их помощи проводятся дни отрядов, родительские дни, конкурсы прикладного, театрального и поэтического творчества осужденных, что позитивно отражается на моралыю-иравствеином климате среди осужденных. В целях координации взаимодействия международных неправительственных и российских общественных организаций (объединений), религиозных конфессий с учреждениями и территориальными органами ФСИН России в январе 2007 г. создан Общественный совет по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системыК

В зависимости от направленности воспитательного воздействия формы воспитательной работы принято разделять:

  • 1) на массовые. К ним относят лекции, вечера вопросов и ответов, концерты художественной самодеятельности, тематические вечера, консультации по правовым вопросам, выступления в СМИ и т. д. Эти формы используются при проведении воспитательных мероприятий, требующих охвата всех или значительной части осужденных, отбывающих наказание в исправительных учреждениях. Они необходимы при подведении итогов и постановке задач на определенный период времени, для решения вопросов, требующих массового внимания и усилий;
  • 2) групповые (беседы, занятия по социально-правовым и экономическим вопросам, собрания отряда осужденных и др.). Основной группой здесь является отряд осужденных. Кроме того, воспитательные мероприятия могут проводиться с группами нарушителей дисциплины, группами осужденных, подготавливаемых к освобождению, группами лиц, содержащихся в помещениях камерного типа, и т. д.;
  • 3) индивидуальные. Это наиболее эффективная форма воспитательного воздействия. В содержание индивидуальной работы входят: изучение характера взаимоотношений в среде осужденных; выявление неформальных лидеров; разработка типовых методик изучения личности преступника и организации работы с осужденными, относящимися к различным классификационным категориям; составление и реализация планов индивидуальной работы с конкретными лицами; организация самовоспитания и аттестация осужденных; организация работы по склонению осужденных к явке с повинной; погашение исков и выплата алиментов; подготовка осужденных к освобождению и т. д.[2]

Одной из массовых форм воспитательной работы, закрепленной непосредственно в законе (ст. 94 УИК РФ), является просмотр осужденными к лишению свободы кинофильмов и телепередач, прослушивание радиопередач.

Запрещен просмотр кинофильмов и прослушивание радиопередач лишь осужденным, отбывающим наказание в тюрьме, а также осужденным, переведенным в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры. Остальным осужденным разрешается просмотр телепередач в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха.

Кинои видеофильмы демонстрируются не реже одного раза в неделю в клубах исправительных учреждений в выходные и праздничные дни во время, определенное распорядком дня. Запрещен просмотр кино-, видеофильмов и телепередач, пропагандирующих социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть или вражду.

Прослушивание радиопередач разрешено в свободные от работы часы, кроме времени, отведенного распорядком дня для ночного отдыха. Жилые помещения, комнаты воспитательной работы, комнаты отдыха, рабочие помещения, камеры штрафных и дисциплинарных изоляторов, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа, одиночные камеры оборудуются радиоточками за счет средств исправительного учреждения.

Радиосеть исправительного учреждения служит не только для приема радиопрограмм для прослушивания осужденными, но и для различного рода объявлений, проведения бесед, лекций, чтений.

Для просмотра фильмов и прослушивания передач осужденные и группы осужденных могут приобретать телевизионные приемники и радиоприемники за счет собственных средств через торговую сеть либо получать их от родственников и иных лиц.

В воспитательных колониях в качестве меры поощрения (п. «а» ст. 134 УИК РФ) осужденным предоставлено право посещения культурно-зрелищных мероприятий за пределами воспитательной колонии (это может быть и просмотр кинофильмов), а в качестве меры взыскания (п. «а» ст. 136 УИК РФ) — лишение права просмотра кинофильмов.

Посещение осужденными культурно-зрелищных мероприятий, проводимых в ночное время, не допускается. Продолжительность выхода за пределы воспитательной колонии не может превышать восьми часов. Осужденные имеют право снять со своих лицевых счетов деньги для приобретения во время выхода за пределы колонии продуктов питания и оплаты посещения культурно-зрелищных мероприятий.

В исправительных учреждениях для проведения воспитательной работы создана минимальная материально-техническая база (клубы, комнаты воспитательной работы, библиотеки и др.) (табл. 16.1), есть соответствующее кадровое (сотрудники воспитательного аппарата, психологической службы) и методическое обеспечение, воспитательные мероприятия предусмотрены распорядком дня и являются обязательными для осужденных.

Таблица 16.1

Нормы создания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях1

Наименование помещений и сооружений.

Единица измерения.

Исправительная колония.

Воспитательная колония.

Зрительный зал для массовой воспитательной работы.

Кв. м на 1 чел.

0,6.

0,6.

Класс общеобразовательного обучения.

Кв. м на 1 чел.

1,65.

1,65.

Комната воспитательной работы.

Кв. м на 1 чел.

0,4.

0,4.

Помещение радиоузла.

Кв. м.

—.

Читальный зал библиотеки.

Кв. м.

—.

Книгохранилище библиотеки.

Кв. м на 1000 томов.

2,5.

2,5.

Летняя площадка для просмотра кинофильмов со зрительскими местами.

Мест.

На расчетную численность осужденных.

На расчетную численность осужденных.

Примечания. В исправительных учреждениях предусматривается:

  • 1) количество мест в зрительном зале для массовой воспитательной работы:
    • — для исправительной колонии — не более 50% вместимости колонии;
    • — для воспитательной колонии — на полную вместимость колонии;
  • 2) количество мест в классах общеобразовательного обучения при работе в две смены:
    • — для исправительной колонии — на 20% вместимости колонии;
    • — для воспитательной колонии — на 50% вместимости колонии;
  • 3) количество комнат воспитательной работы из расчета одна комната на отряд осужденных из 50 чел.;
  • 4) площадь книгохранилища библиотеки из расчета пять книг на одного осужденного.

Участие осужденных в проводимых воспитательных мероприятиях учитывается при определении степени их исправления, а также при применении к ним мер поощрения и взыскания (ч. 2 ст. 109 УИК РФ).

В процессе воспитательной работы используются различные психологопедагогические методы.

убеждения (разъяснение, поучение, наставление, доказательство, опровержение, пример);

организации поведения (требование, приказ, объяснение, инструктирование, поручение, упражнение);[3]

торможения отрицательного поведения (внушение, осуждение, порицание, предупреждение, наказание);

— стимулирования положительного поведения (похвала, одобрение, доверие, поощрение, организация перспективы).

Профилактическая беседа отличается от воспитательной определенной направленностью используемых методов. Ведущим методом воспитательной беседы является убеждение. Профилактика же не требует того, чтобы требования общества превращались в результате беседы в личные убеждения осужденного, становились мотивами его поведения.

Состояние воспитательной работы с осужденными в учреждениях ФСИН России оценивается показателями:

  • — нагрузка на одного начальника отряда, психолога, старшего специалиста (специалиста) по социальной работе;
  • — доля лиц, освобожденных из штрафного изолятора, помещения камерного типа, единого помещения камерного типа по постановлениям прокуратуры как необоснованно водворенных, к общему количеству осужденных, водворенных в штрафные изоляторы, помещения камерного типа, единые помещения камерного типа в отчетном периоде;
  • — сумма средств, израсходованных на социальную и воспитательную работу в расчете на одного осужденного;
  • — процентное соотношение количества осужденных, которым оформлены паспорта, к количеству осужденных, не имеющих в личном деле паспорта, или срок действия паспортов которых истек;
  • — процентное соотношение количества обучающихся осужденных к количеству осужденных, не имеющих основного общего образования;
  • — процентное соотношение количества осужденных, которым оформлены документы на получение социальных пособий, в том числе ежемесячных денежных выплат, к количеству осужденных, имеющих право на получение социальных пособий;
  • — процентное соотношение количества психологов к количеству подразделений;
  • — количество суицидов среди осужденных, подозреваемых и обвиняемых в расчете на 1000 чел.;
  • — количество оборудованных психологических кабинетов для групповой работы с осужденными в расчете на одно подразделение;
  • — доля обследованных осужденных, подозреваемых и обвиняемых от численности поступивших за отчетный период осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • — доля осужденных, подозреваемых и обвиняемых, охваченных психокоррекционными мероприятиями, от среднесписочной численности осужденных, подозреваемых и обвиняемых;
  • — состояние исполнительской дисциплины сотрудников воспитательной, психологической служб, социальных работников территориальных органов ФСИН России.

Одной из задач воспитательной работы с осужденными является предупреждение преступлений. Основными направлениями предупреждения преступлений являются:

  • 1) профилактика — меры по выявлению, устранению (нейтрализации, блокированию, ограничению сферы действия) причин, условий, других факторов, способствующих совершению преступления;
  • 2) предотвращение — деятельность, направленная на недопущение замышляемых или подготавливаемых преступлений;
  • 3) пресечение — действия, обеспечивающие прекращение уже начатых преступлений.
  • [1] Утверждена приказом Минюста России от 20 апреля 2000 г.
  • [2] Федеральная служба исполнения наказаний: общие сведения. URL: 1цхр://фсин.рф/OS/svedeniya/ (дата обращения: 30.06.2015).
  • [3] См.: Постановление Правительства РФ от 02.08.1997 № 974 «Об утверждении нормсоздания материально-технической базы для организации воспитательной работы с осужденными в исправительных учреждениях».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой