Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономическое стимулирование. 
География населения с основами демографии

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В государствах, основанных на демократических принципах политического устройства, экономическое стимулирование является единственно возможным способом управления миграционными процессами. Реализация одного из основополагающих принципов демократического общества — принципа свободы передвижения — не оставляет возможности применения административного метода. Исключение составляют только так… Читать ещё >

Экономическое стимулирование. География населения с основами демографии (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Попытки регулирования миграции методами экономического стимулирования имеют давнюю историю. Даже при тоталитарных режимах, ориентирующихся на административные методы управления социальными процессами, необходимость применения экономических стимулов не отрицалась властями. В зависимости от сложившейся ситуации набор экономических стимулов менялся.

Так, основным экономическим стимулом проведения кампании переселения крестьян из европейской части России в Сибирь и на Дальний Восток в XIX — начале XX в. было предоставление обширных земельных участков. Это позволило за период с 1861 по 1913 г. переселить более 3,3 млн крестьян1. Поток переселенцев в южном и восточном направлениях особенно возрос в конце XIX — начале XX в., когда, по данным А. Кауфмана, ежегодно переселялось по 200 тыс. человек[1][2].

Даже в начале советского периода, когда само понятие экономических стимулов предавалось «анафеме», косвенно методы экономического стимулирования применялись для регулирования миграционных процессов. Предоставление гарантированного прожиточного минимума, возможность получить образование и сделать карьеру явились теми стимулами, которые подталкивали крестьян на переселение из нищающих деревень в города.

После 1953 г., когда размеры принудительной миграции в СССР резко сократились и управление миграционными процессами с помощью только административных рычагов становилось практически невозможным, методы экономического стимулирования стали распространяться более широко. Основными экономическими стимулами миграции в данный период становились: более высокий уровень заработной платы и возможность получения за счет государства благоустроенного жилья. Именно высокая заработная плата, наряду с возможностью последующего приобретения так называемых дефицитных товаров (легковых автомобилей, мебели и др.), являлась основным стимулом для переселенцев в регионы Крайнего Севера в 1960—1980;е гг.[3]

В Советском Союзе возможность получения благоустроенного жилья в городе по истечении 5—10 лет работы на предприятиях была значимой мотивацией для молодежи, стремящейся на заводы и стройки в городах европейской части СССР. Для этой категории мигрантов («лимитчиков»[4]) перспектива получения благоустроенного жилья стояла на первом месте среди экономических стимулов и была основным мотивом миграции.

Рассматривая соотношение административного и экономического методов управления миграционными процессами, следует отметить, что каждый из них ориентирован на решение своей части задачи перемещения людей из одного региона в другой. Так, экономическое стимулирование очень часто играет роль катализатора миграции, заставляя людей покидать прежнее место жительства. Создание более благоприятных экономических условий в регионах прибытия мигрантов, безусловно, влияет на направление и масштаб миграционных потоков, но очень часто такой вариант управленческого решения трудноисполним. Более «простым» решением в советский период считалось ограничить миграцию административными мерами, ужесточив процедуру «прописки». Такая политика в течение нескольких десятилетий проводилась в отношении сдерживания миграции в Москву, Ленинград, столицы союзных республик и ряд крупных промышленных центров.

Политические и социально-экономические перемены, произошедшие в России на рубеже 1990;х гг., коренным образом изменили саму концепцик) регулирования миграционных процессов. Административные методы управления миграцией, игравшие первостепенную роль весь предыдущий период российской истории, оказались неприменимыми в новых условиях.

В государствах, основанных на демократических принципах политического устройства, экономическое стимулирование является единственно возможным способом управления миграционными процессами. Реализация одного из основополагающих принципов демократического общества — принципа свободы передвижения — не оставляет возможности применения административного метода. Исключение составляют только так называемые закрытые административно-территориальные образования (ЗАТО), порядок въезда и регистрации на территории которых определяется специальными законодательными актами.

  • [1] Без учета вернувшихся обратно только за период 1897—1916 гг. в Сибирь и на ДальнийВосток переселилось более 2,5 млн человек.
  • [2] См.: Кауфман А. А. Переселение и колонизация. СПб., 1905.
  • [3] См.: Политика иммиграции и натурализации в России: состояние дел и направленияразвития. Аналитический доклад / под ред. С. Н. Градировского. М., 2005.
  • [4] Происхождение термина связано с тем, что, несмотря на проведение государством политики ограничения роста крупных городов, ввиду дефицита в них работников ряда специальностей существовала необходимость привлечения рабочей силы со стороны, для чего каждойорганизации устанавливался «лимит» привлечения иногородней рабочей силы.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой