Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Глоссарий. 
История менеджмента

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Зайкай — определенная система, в которую организован мир бизнеса в Японии. Она объединяет ряд ассоциаций крупного бизнеса, такие как Федерация экономических организаций («кэйданрен»), Федерация нанимателей, Комитет экономического развития и Японская палата торговли и промышленности. Среди них главную роль играет «кэйданрен», включающая около 100 промышленных ассоциаций и компаний, занятых… Читать ещё >

Глоссарий. История менеджмента (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

А

Авторитет — влияние или способность лидера побуждать других к добровольному и сознательному подчинению и ответственному исполнению возложенных на них обязанностей.

Административный совет — орган управления акционерным обществом, состоящий (по закону ряда стран) не менее чем из 3 и не более чем из 12 членов. Он руководит текущей деятельностью, совершает от имени общества все действия за исключением тех, которые относятся к компетенции общего собрания акционеров. Решение совета принимается большинством голосов, при равенстве голосов решающее слово остается за председателем.

Адаптации (в физиологии и медицине — привыкание) — приспособление структуры и функций (организма) организации к условиям функционирования.

Американское общество инженеров-механиков (ASME) —

собрание общества в 1888 г. рассматривается как исходный момент в истории американского менеджмента в качестве автономного и систематического направления теории и практики менеджмента.

Анализ — разложение целого в трудовом процессе на его составляющие элементы и объяснение принципов, на основании которых это разделение произведено.

Антитрестовское законодательство — законодательство, обеспечивающее существование конкуренции в отраслях с разными институциональными структурами: от производств, в которых занято большее число компаний (в силу законодательства, ни одна из структур не может повлиять на цены и объем поставляемых на рынок товаров), до сфер экономики, контролируемых несколькими крупнейшими компаниями. Под действие законодательства подпадает любая компания, стремящаяся к монополии.

Ассоциация — некоммерческая организация, состоящая из добровольно объединившихся компаний, создается для содействия и защиты интересов своих членов.

Б

Биржа — учреждение, в рамках которого функционирует регулярно действующий рынок по торговле определенными товарами, непосредственно не выносимыми на рынок, имеющими четкие качественные и количественные характеристики, подтверждаемые документами. Цены на бирже устанавливаются на основе спроса и предложения.

Бутлегерство — подпольное, контрабандное изобретательство, тайная работа над внеплановыми проектами. Поддержка и поощрение бутлегерства содействует активизации деятельности творческих работников. Этот подход (когда руководство компании, например, разрешает некоторым ученым-исследователем определенную часть своего времени использовать для работы над незапланированными проектами) используют многие американские фирмы, в том числе «Дженерал электрик».

В

Вертикальная и горизонтальная специализация в организации — вертикальная и горизонтальная взаимосвязь подразделений организации. Считается, что вертикальная взаимосвязь (вертикальное разделение труда) выражает ее назначение (цель), специализация подразделений по горизонтали формируется для осуществления процесса достижения цели. Задача менеджмента и состоит в том, чтобы объединить вертикальную и горизонтальную составляющие в общую организационную структуру.

Власть — способность или возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств. В иерархической модели управления власть осуществляется в основном пятью типами средств: с помощью поощрений, наложений взысканий, с помощью наделения ограниченными и контролируемыми полномочиями, с помощью авторитета профессиональных знаний управляющего и с помощью личностных достоинств управляющего, вызывающих уважение сотрудников.

Власть в организации — обоснование властных полномочий, которыми должны быть наделены руководители организации. Они определяют круг ответственности исполнителя перед вышестоящим руководителем (и круг санкций), обеспечивают профессиональную экспертизу всех принимаемых решений, обусловливают признание исполнителями и руководителями обязательных для них решений и целей.

Власть легитимная — узаконенное право оказывать воздействие на других, получаемое из разных источников. Чаще всего из системы законодательства (рациональная), из незыблемых традиций и обычаев (традиционная), на святости, личном мужестве или хороших манерах (харизматическая).

д Делегирование власти — передача части полномочий руководителем своим подчиненным. Благодаря этому организация получает дополнительную эффективность, так как руководитель получает возможность использовать дополнительное время для более важных дел, а подчиненные — получают управленческие навыки и опыт.

Диверсификация — процесс расширения товарного ассортимента с целью обеспечения большей стабильности результатов и избежания колебаний в получении прибыли, может быть вертикальной, горизонтальной и конгломератной.

Е

Единоначалие — в организации сотрудник не может иметь больше одного руководителя, перед которым несет непосредственную ответственность за выполняемую работу. Нарушение единоначалия приводит к риску потери координации работ.

Зайкай — определенная система, в которую организован мир бизнеса в Японии. Она объединяет ряд ассоциаций крупного бизнеса, такие как Федерация экономических организаций («кэйданрен»), Федерация нанимателей, Комитет экономического развития и Японская палата торговли и промышленности. Среди них главную роль играет «кэйданрен», включающая около 100 промышленных ассоциаций и компаний, занятых в обрабатывающей промышленности, торговле, финансовой сфере и транспорте, а также около 800 крупнейших корпораций. Основная функция «Зайкай» — общение и представление правительству различных точек зрения ее членов относительно экономической политики страны.

Закрытая корпорация — мелкое предприятие, принадлежащее сравнительно небольшому числу акционеров, которые принимают активное участие в управлении делами.

Золотые воротнички — это высококвалифицированные ученые и специалисты, обладающие предпринимательским подходом к использованию своих профессиональных знаний. Абсолютное их большинство работает по найму — в корпорациях, университетах, консультационных фирмах. Часть специалистов совмещают работу по найму с предпринимательской деятельностью. Мотивами такой деятельности чаще служат возможности для творческой самореализации, самостоятельности в принятии решений, получение дополнительных высоких доходов.

И

Иерархия — взаимосвязь уровней организации, обусловленная характером используемых в организации технологий. Увеличивается по мере того, как совершается переход от мелкосерийного производства к массовому и непрерывному. При этом, норма управляемости проявляет противоположную тенденцию.

Инжиниринг — система предоставления определенного рода услуг фирмой-консультантом фирмс-клиенту при строительстве промышленных или иных объектов. По роду деятельности инжиниринговые фирмы подразделяют на инженерно-строительные, инженерно-консультативные, инженерно-исследовательские и консультативные фирмы по организации и управлению.

Интеграция — состояние сотрудничества, необходимое для координации работы отделов одной организации.

Интегральное проектирование — метод организации инновационного процесса, совмещающего во времени все виды работ, связанных с созданием нового изделия.

Информационный менеджмент — подсистема принятия решений, направленная на управление процессами создания, обработки и распределения информации.

К

Квазиинтеграция — внспроизводствснная интеграция, независимые фирмы в интегрированной группе фирм контролируются ведущей фирмой. Средством усиления и закрепления контроля над интегрируемыми фирмами является владение акциями или командирование своих директоров в качестве управляющих.

Классические принципы организации — относительно универсальные и жесткие положения, определяющие поведение руководителей и организацию бизнеса.

Кэйрэцу — объединение фирм в устойчивые промышленнофинансовые группы, характерные для Японии. Объединившись в кэйрэцу, несколько десятков разнопрофильных фирм образуют универсальный многоотраслевой концерн с наличием собственной системы финансовых учреждений, взаимным владением акций, наличием обязательств о взаимных поставках внутри группы, системы регулярных совещаний руководителей фирм и взаимного обмена сотрудниками.

Конверсия — политический, экономический и технический процесс обеспечения упорядоченного перевода экономических ресурсов, используемых в настоящее время в военных целях, на альтернативные гражданские нужды.

Конгломерат — тип компании, определяемый характером ее диверсификации, на практике в основном за счет слияния и поглощения других компаний.

Конкурентоспособность компании — может быть выражена через пятиуровневую иерархию факторов: итоги предыдущего года — потенциал высшего звена руководства — стратегия фирмы — инновационный потенциал и производственные и сбытовые мощности — доля рынка.

Конкуренция — соперничество организаций, конфликтная ситуация, которая может стимулировать инновации и порождать новые идеи или порождать потерю эффективности. Требует воли к сотрудничеству.

Консорциумы — организационная форма сотрудничества промышленных и исследовательских организаций, используемых при проведении крупных проектов.

Контроль — функция менеджмента, позволяющая устанавливать отклонения от запланированного состояния.

Корпорация — организация, созданная на основе объединения нескольких организаций (юридических лиц) и физических лиц для реализации совместных целей. В своей деятельности использует нормы и принципы совместной деятельности, отраженные в корпоративном кодексе.

Концептуальное знание — умение рассматривать вещи и события в отдаленной перспективе. Этот вид знания позволяет менеджеру видеть взаимосвязи между отдельными элементами организации и предвидеть, как перемены в одном подразделении окажут влияние на работу других подразделений.

Кружки качества — неформальные организационные образования, объединяющие, как правило, рабочих и специалистов технологических подразделений и сборочных цехов с целью решения коллективными усилиями проблем повышения качества продукции. Как решение частных производственных проблем особенно широкое распространение получили в Японии. Организационные формы кружков качества: проблемные группы, цеховые кружки, инициативные группы, рабочие группы и т. п.

Л

Логистика — система единого управления потоками информации и процессами сборки, движения и складирования товаров с целью поставки их в необходимом количестве и комплексно в нужное время и место с минимальными затратами и с применением оптимальных методов поставки.

Линейный руководитель — посредник между руководителем высшего звена в организации и исполнительным персоналом внизу.

м.

Массовое производство — крупносерийное поточное производство, ставшее возможным в результате замены ручного труда машинами.

Мягкие элементы управления — отражают неформальную сторону организации, представляемую до последнего времени как непознаваемую, иррациональную и интуитивную. Важнейшими элементами являются стиль управления, сумма навыков персонала, состав персонала, совместно разделяемые персоналом ценности.

Менеджмент — в упрощенном понимании это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей: вид деятельности по руководству людьми в самых разнообразных организациях; область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию; определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению. Значимость менеджмента была особенно осознана в 1930;е гг., тогда стало ясно, что эта деятельность превратилась в профессию, область знаний — в самостоятельную дисциплину, а социальный слой — весьма влиятельную общественную силу.

Миссия — принципиальное назначение организации, которым она отличается от других. Правильно сформулированная миссия является инструментом планирования основных направлений настоящей и будущей деятельности.

Н

Научный менеджмент — менеджмент организации, основанный на определенных научных законах, принципах, правилах, применяемых для всех видов деятельности.

Научно-техническая стратегия — стратегия промышленных компаний, ориентированная на ценности, являющиеся главными в работе подразделений. Известны четыре основных типа используемых на практике научно-технических стратегий: «имитация», «разработка технологических процессов», «наступательная специализация», «наступательная инновация».

Норма управляемости — численность подчиненных, которыми может эффективно управлять один руководитель.

О.

Обновляемость технологии — один из показателей конкурентоспособности фирмы, отражающий долю новых технологий, используемых на промышленной фирме, в общем объеме технологического оборудования.

Организация — функция менеджмента, позволяющая посредством методов организации распределить и упорядочить работу исполнителей. Нередко используется для придания смысла технологизации процесса разработки и принятия решений.

Организация — объединение людей и капиталов для достижения совместных целей. Может принимать разнообразные формы.

Организационная структура — состав и взаимосвязь звеньев в системе управления организацией. В основу положены четыре фундаментальных принципа менеджмента: специализация и разделение труда, обособление функциональной деятельности, норма управляемости и единоначалие, сочетаемое с делегированием полномочий.

Организационные нововведения — включают в себя три основных типа: нововведения процедурного характера, нововведения, связанные со структурными преобразованиями, и нововведения, связанные с изменением производственных элементов, из которых состоит организация. Наиболее часто встречаются организационные нововведения процедурного типа: изменение наборов показателей, методов расчета коэффициентов значимости и т. п. К структурным нововведениям относятся изменения в направлениях соподчиненности, координации, обмена информацией между существующими звеньями и элементами.

П.

Планирование — одна из важнейших функций руководителя, содержащая в качестве главных компонент будущее развитие и выработку способов реализации этого будущего.

Поглощение компании — один из видов слияния. Слияние путем поглощения происходит в случае, когда одна или несколько компаний прекращают свое существование, но не ликвидируются и передают вес свои активы и пассивы другой (поглощающей) компании в обмен на ее акции.

Приватизации — политика повышения эффективности экономики путем устранения бюрократического контроля за деятельностью государственных предприятий. Негосударственный переход предприятия в частные руки, коллективное либо ассоциированное владение трактуется как последняя фаза приватизации.

Принцип координации — одно из фундаментальных положений организации, позволяющие сообща достигать целей организации.

Производственные кэйрэцу — один из трех основных типов объединения японских фирм в устойчивые промышленнофинансовые группы. Для них характерна вертикальная квазиинтеграция крупных промышленных фирм с другими поставщиками.

Р

Ротации — система регулярного перевода работников на аналогичные посты в другие подразделения каждые 3−5 лет с целью формирования у них ощущения принадлежности не к какому-то подразделению, а к фирме в целом.

Роли менеджеров — функции руководителя, позволяющие выступать в качестве, например, предпринимателя, посредника и организатора переговоров, диспетчера и др.

С

Синергизм — эффект повышения результативности за счет использования взаимосвязи и взаимных усилений различных видов деятельности, когда определенные приемы управления делают суммарную отдачу капиталовложений выше суммы показателей отдачи по каждому подразделению (2 + 2 = 5).

Социальная ответственность — принятие социальных ценностей и приоритетов менеджерами организации в качестве важнейших задач.

Стратегическая зона хозяйствования — отдельный сегмент окружения, на который фирма имеет (или хочет получить) выход и который является объектом анализа с точки зрения отдельных тенденций, опасностей, возможностей, вытекающих из состояния этого окружения.

Т.

Технополис — наиболее продвинутая концепция интеграции науки с производством (в Японии действуют с 1980 г.).

«Точно в срок» — система управления производством, в соответствии с которой необходимые заготовки и детали поступают на обработку и сборку в требуемом количестве в нужное место и время. Результаты внедрения системы «точно в срок» оказали влияние на эволюцию взглядов относительно организации управления.

У.

Управленческие навыки менеджера — необходимы три типа навыков: технические навыки — специальные или профессиональные знания; навыки человеческого общения, позволяющие координировать усилия всех членов группы; концептуальные навыки, позволяющие уметь видеть ситуацию в отдаленной перспективе.

Учредительский центр — новая организационная форма инновационной деятельности, представляющая собой территориальное сообщество вновь созданных предприятий, как правило, обрабатывающей промышленности и производственных услуг, имеющих общие административные здания, систему управления и консультирования. В Германии, например, в настоящее время насчитывается несколько десятков таких центров.

Ф.

Фирма-инкубатор — представляет собой организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых предприятий. Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным комплексным методом организации нововведенческого процесса.

X

Холдинговая компания — это особый вид финансовой компании, которая создастся для владения контрольными пакетами акций других компаний с целью контроля и управления их деятельностью, является важным звеном так называемой системы участия, при помощи которой финансисты подчиняют себе формально независимые компании, располагающие капиталами, во много раз превосходящими их собственный. Холдинговая форма организации позволяет руководить группой предприятий, их производственной политикой, осуществлять контроль над ценами, защищать интересы всей группы (а на отдельного) предприятий.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой