Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Значение инновационного процесса в антикризисном управлении

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В общемировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Анализ современных публикаций, посвященных исследованию сущности инноваций, показывает, что большинство авторов понимают под инновацией коммерциализацию научных знаний, получивших воплощение в виде… Читать ещё >

Значение инновационного процесса в антикризисном управлении (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Необходимым элементом антикризисного управления являются инновации. В экономической литературе существуют различные определения этой категории, которую ученые трактуют по-разному в зависимости от объекта и предмета исследования. Наиболее известные определения инновациям дали следующие ученые (фамилии приведены в исторически-хронологической последовательности): Н. Макиавелли, Й. Шумпетер, Э. Роджерс, Н. Мончев, И. Перлаки, В. Хартман, Э. Мэнсфилд, Р. Фостер, Б. Твисс, Р. Гути, Б. Санто, X. Решке, В. Колосов, И. Туккель, Д. Дорантес, С. Ильенкова, В. Бурков, В. Шапиро, В. Воропаев и другие.

Понятие «инновации» произошло от английского слова innovation, которое переводится на русский язык как «нововведение», «новшество». В соответствии с этим некоторые авторы предлагают рассматривать и употреблять эти термины как синонимы, в то время как другие под новшеством понимают новые порядок, обычай, метод, явление, а словосочетание «нововведение» в буквальном смысле «введение нового» означает процесс использования новшества.

В общемировой экономической практике понятие «инновация» интерпретируется как процесс превращения потенциального научно-технического прогресса в реальный, воплощающийся в новых продуктах и технологиях. Анализ современных публикаций, посвященных исследованию сущности инноваций, показывает, что большинство авторов понимают под инновацией коммерциализацию научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства, управления и приносящих различные виды эффекта.

В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций, которые представляют собой рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация — это конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Обобщая приведенные определения этого термина, можно дать следующую формулировку понятия «инновация» .

Инновация — это реализованная экономическим субъектом совокупность новых научных знаний, получивших воплощение в виде новой или усовершенствованной продукции (услуги), техники, технологии, организации производства и управления, приносящих различные виды полезного эффекта и способствующих переходу экономического субъекта в новое более совершенное состояние.

Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.

В зависимости от технологических параметров инновации подразделяются на продуктовые и процессные. Продуктовые инновации означают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов. Процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии) и могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (организации).

По типу новизны для рынка инновации делятся:

  • 1) на новые для отрасли в мире;
  • 2) новые для отрасли в стране;
  • 3) новые для данного предприятия (группы предприятий).

Если рассматривать предприятие (организацию) как систему, то можно выделить следующие типы инноваций:

  • • па входе в предприятие (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
  • • на выходе с предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
  • • касающиеся системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).

В зависимости от глубины вносимых изменений выделяют:

  • • инновации радикальные (базовые);
  • • улучшающие инновации;
  • • модификационные (частные) инновации.

Перечисленные инновации отличаются друг от друга по степени охвата стадий жизненного цикла.

Достаточно полную классификацию инноваций предложил А. И. Пригожин, выделивший пять классификационных признаков (табл. 7.10).

Два последних направления классификации, учитывающие масштаб и новизну инноваций, интенсивность инновационного изменения, в наибольшей степени выражают количественные и качественные характеристики инноваций и имеют значение для экономической оценки их последствий и обоснования управленческих решений.

Таблица 7.10

Классификация инноваций (но А. И. Пригожину)[1]

№.

Признак классификации.

Виды инноваций.

Распространенность.

Единичные.

Диффузные.

Место в производственном цикле.

Сырьевые.

Обеспечивающие (связывающие).

Продуктовые.

Преемственность.

Замещающие.

Отменяющие.

Возвратные.

Открывающие.

Ретровведения.

Охват.

Локальные.

Системные.

Стратегические.

Инновационный потенциал и степень новизны.

Радикальные.

Комбинаторные.

Совершенствующие.

Р. А. Фатхутдинов предложил новую классификацию инноваций (табл. 7.11).

Таблица 7.11

Классификация инноваций (по Р. А. Фатхутдинову)[2]

№.

Признак классификации.

Виды инноваций.

Уровень новизны инновации.

Радикальные (внедрение открытий, изобретений, патентов).

Ординарные (ноу-хау, рационализаторские предложения и др.).

Стадия жизненного цикла товара, на которой внедряется инновация, разрабатывается новшество.

Внедряемые на стадии стратегического маркетинга. Внедряемые на стадии НИОКР.

Внедряемые на стадии организационно-технологической подготовки производства.

Внедряемые на стадии производства.

Внедряемые на стадии сервиса, осуществляемого изготовителем.

Масштаб новизны инновации (новшества).

Новые в мировом масштабе (открытия, изобретения, патенты).

Новые в стране.

Новые в отрасли.

Новые для фирмы.

Отрасль народного хозяйства, где внедряется инновация.

Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере науки.

Новшества и инновации, созданные (внедренные) в сфере образования.

Новшества и инновации, созданные (внедренные) в социальной сфере (культура, искусство, здравоохранение и т. д.).

Новшества и инновации, созданные (внедренные) в материальном производстве (промышленность, строительство, сельское хозяйство и т. д.).

Сфера применения инновации (новшества).

Для внутрифирменного применения.

Для накопления на фирме.

Для продажи.

Частота применения инновации.

Разовые.

Повторяющиеся (диффузные).

Формы новшества — основы инновации.

Открытия, изобретения, патенты.

Рационализаторские предложения.

Ноу-хау.

Товарные знаки, торговые марки, эмблемы.

Новые документы, описывающие технологические, производственные, управленческие процессы, конструкции, структуры, методы и т. д.

Вид эффекта, полученного в результате внедрения инновации.

Научно-технический.

Социальный.

Экологический.

Экономический (коммерческий).

Интегральный.

Подсистема системы инновационного менеджмента, в которой внедряется инновация.

Научного сопровождения.

Целевая.

Обеспечивающая.

Управляемая.

Управляющая.

Классификация инноваций может быть рассмотрена в рамках таких групп классификационных признаков, как класс и категория.

Категория определяет, где, в какой части жизненного цикла продукции реализуется инновация.

В этой группе выделяют четыре категории инноваций:

  • 1) в области конечного продукта деятельности организации (способы взаимодействия вещей);
  • 2) процессов — касаются способов развития конечного продукта, его производства, распространения (способы взаимодействия «людей с вещами»);
  • 3) процедур — касаются методов развития организационно-управленческой структуры организации (методы улучшения взаимодействия между людьми);
  • 4) циклов — сквозное развитие нескольких этапов жизненного цикла продукта (взаимодействие процессов и процедур).

Вторая группа классификационных признаков инноваций — класс инновации — характеризует, как велики изменения, производимые той или иной инновацией:

  • 1) модифицирующие (инкрементальные) инновации — ведут к незначительным улучшениям в областях конечного продукта, процессов, процедур, жизненного цикла; позволяют, например, немного быстрее и дешевле добиться немного лучших результатов;
  • 2) улучшающие (дистинктивные) — обеспечивают значительные преимущества и улучшения, но не базируются на принципиально новых технологиях и подходах;
  • 3) прорывные — базируются на фундаментально новых технологиях и подходах; позволяют выполнять ранее недоступные или известные функции новым способом, резко по качеству превосходящим старый.

Интегрирующие инновации используют комбинацию первых трех классов инноваций, они обеспечивают реализацию заключительного этапа инновационного процесса: реализацию «под ключ» пользующихся спросом на рынке наукоемких сложных товаров и услугообразующих систем за счет оптимальной интеграции уже проверенных практикой научно-технических достижений (знаний, технологий, оборудования и др.).

Инновации прорыва появляются как результат большого числа улучшающих инноваций, а те, в свою очередь, как результат прилива модифицирующих инноваций. Результатом инновации прорыва в создании новой индустрии или класса технологий является создание нового ряда или группы последующих, менее значительных, улучшающих инноваций. Инкрементальные инновации, в свою очередь, являются результатом изменений в группе дистинктивных инноваций (например, на социальном уровне появление лампочки накаливания стало инновацией прорыва)[3].

Так же, как и область применения, категория и класс инноваций может варьироваться в зависимости от отрасли индустрии, компании или значимости того или иного отдела организации.

Существует классификация инноваций по социально-временным факторам, предложенная А. Б. Титовым:

  • 1) нововведения, соответствующие определенному этапу развития общества или организации, вызванные к жизни объективными потребностями определенного временного этапа (например, появление и развитие авиации);
  • 2) нововведения, не соответствующие развитию общества или конкретной организации на определенном этапе их развития, которые могут быть названы иррациональными.

Существует широкий спектр инноваций, присущих всякому управлению, но для антикризисного управления наибольшее значение имеют инновации продуктовые, определяющие материальный результат управления, процессные, изменяющие все процессы функционирования организации, и реорганизационные, связанные с перераспределением ресурсов (которые называют также аллокационными инновациями).

Особая роль этих видов инноваций определяется их влиянием на инвестиционную деятельность организации.

Процессные инновации антикризисного управления включают следующие нововведения в процессах:

  • 1) взаимодействия организации с внешней средой (организация сбытовой и закупочной деятельности, схемы сотрудничества, выбор партнеров и пр.);
  • 2) управления движением материальных запасов и денежных средств (логистические инновации);
  • 3) информационно-аналитического обеспечения управления (оперативность, достоверность, своевременность, аналитическая ценность и пр.);
  • 4) технологические — в процессах производства продукта, услуги и пр.;
  • 5) организационные — в процессах взаимодействия функций, персонала, целевых групп и пр.

Процессные инновации ориентированы на экономию всех видов издержек и времени, повышение качества работы. В этом случае они могут быть непосредственным источником дополнительной прибыли. Особенностью процессных инноваций является краткосрочность их окупаемости, доступность в проектировании и реализации.

Продуктовые инновации заключаются в выборе и освоении новых видов продуктов и услуг, для чего необходимы новые технологии или новые технические решения и права на их реализацию. При разработке продуктовых инноваций в процессах антикризисного управления всегда возникает необходимость выбора таких, которые окажутся наиболее приемлемыми в конкретных условиях функционирования предприятия, его положения на рынке, конкурентоспособности и ресурсоемкости.

Диапазон выбора новых товаров и услуг определяется следующими видами продуктовых инноваций:

  • • товары и услуги не новые для предприятия, но новые для рынка, на котором работает предприятие;
  • • не новые для предприятия, но производимые для нового рынка, на котором может работать предприятие;
  • • новые для предприятия, но не новые для рынка и поэтому требующие от предприятия освоения рынка;
  • • новые как для предприятия, так и для рынка, требующие освоения не только производства, но и создания рынка.

Возможна классификация продуктовых инноваций не только по критериям новизны для предприятия и рынка.

По жизненному циклу продукта или услуги можно выделить следующие инновации:

  • • продуктовые инновации с длительным жизненным циклом;
  • • продуктовые инновации с коротким жизненным циклом;
  • • инновации в продуктах и услугах, требующих значительного научнотехнического задела;
  • • капиталоемкие продуктовые инновации;
  • • некапиталоемкие продуктовые инновации;
  • • инновации с коротким сроком окупаемости;
  • • инновации с длительным сроком окупаемости.

Эти виды различных инноваций, как правило, существуют в определенном сочетании своих типологических свойств. И это сочетание играет важную роль в различных ситуациях антикризисного управления.

Продуктовые инновации играют решающую роль в реализации антикризисного управления.

Аллокационные инновации состоят, как правило, в реконструкции основных факторов функционирования предприятия и включают:

  • 1) реорганизацию предприятия в различных факторах его функционирования (управление, организация производства, работа с персоналом и пр.);
  • 2) перераспределение или реструктуризацию материальных, а также нематериальных ресурсов;
  • 3) перераспределение ответственности должностных лиц и полномочий менеджеров различного уровня, укрепление дисциплины, повышение организационной четкости работы всех звеньев управления.

Аллокационные инновации непосредственно не приносят дополнительных прибылей, но они являются необходимым условием реализации всех инновационных проектов продуктового типа, всех инноваций увеличения продаж и снижения себестоимости.

В то же время аллокационные инновации, как и все другие, требуют определенных затрат, проходят подчас весьма болезненно в социальнопсихологическом отношении и медленно окупаются. Они характеризуют стратегический аспект антикризисного управления.

Если оценить различные виды инноваций по окупаемости и доступности относительно стартовых инвестиций, то можно их ранжировать следующим образом: наиболее доступными и оперативными являются процессные новшества; продуктовые выступают среднесрочными и среднекапиталоемкими; самыми долгосрочными и дорогостоящими являются аллокационные инновации. По вероятности рисков в осуществлении инноваций их расположение остается таким же.

В совокупности инноваций всегда существуют ведущие и системообразующие. Аллокационные инновации в антикризисном управлении играют различную роль в зависимости от состояния предприятия по отношению к возможному или реальному (наступившему) кризису.

На процесс формирования инновационной системы влияет уровень инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисных ситуаций, чем больше его инновационный потенциал.

Все факторы, определяющие уровень инновационного потенциала, можно подразделить на три группы:

  • 1) инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления;
  • 2) внешней среды;
  • 3) внутренней среды.

Основными факторами, определяющими инновационный потенциал предприятия, являются:

  • 1) финансовое состояние предприятия;
  • 2) положение организационной структуры управления;
  • 3) организационно-технический уровень коммуникационной системы;
  • 4) величина материальных и инновационных ресурсов;
  • 5) профессионализм и решительность управленческих кадров. Факторы, оказывающие влияние на разработку инноваций, делятся на способствующие и не способствующие разработке нововведений.

К способствующим разработке нововведений относятся следующие факторы:

  • 1) сохранение и расширение производственной базы;
  • 2) сокращение затрат;
  • 3) реализация потребностей и предложений потребителя;
  • 4) имидж предприятия;
  • 5) повышение научно-технического потенциала.

Не способствуют разработке следующие факторы:

  • 1) высокие затраты, связанные с разработкой и внедрением нововведений;
  • 2) длительные сроки между разработкой нововведений и выходом продукции на рынок;
  • 3) большая неуверенность в успехе;
  • 4) непатентоспособность нововведений;
  • 5) трудности в сохранении доли на рынке;
  • 6) отсутствие необходимых ресурсов и квалифицированных кадров. Стадии создания продуктовых инноваций показаны на рис. 7.2.

Структура процесса создания продуктовых инноваций.

Рис. 7.2. Структура процесса создания продуктовых инноваций.

Чтобы сохранять свои позиции на рынках, предприятиям необходимо постоянно обновлять продукцию и производственные процессы. Инновации предполагают, прежде всего, инвестиции в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. Предпринимательские структуры, инвестирующие в НИОКР, как правило, более успешно работают на рынке[4].

Научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки включают фундаментальные исследования и опытно-конструкторские разработки, которые имеют свои особенности в различных отраслях и сферах деятельности. Например, для машиностроения характерны исследования и разработки с сильной ориентацией на конечный продукт, тогда как оптические исследования и разработки, напротив, направлены на фундаментальные исследования[5].

В развитых зарубежных странах примерно 1/3 всех расходов на НИОКР и инновационную деятельность финансируется государством, а 2/3 самими предприятиями. По данным исследования инновационной активности крупного бизнеса в России, проведенного рейтинговым агентством «Эксперт РЛ» в 2011 г., именно крупные бизнес-структуры за рубежом играют ключевую роль в разработке и внедрении инноваций. Доля затрат корпораций на исследования и разработки в общенациональных затратах на научно-исследовательские работы (НИР) превышает 65%, а в среднем по странам Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) приближается к 70%[6].

Большинство крупных зарубежных компаний проводят не только прикладные, по и фундаментальные исследования. Так, в США частные инвестиции составляют более 25% общего объема затрат на фундаментальные исследования. В Японии затраты корпоративного сектора достигают почти 38% совокупных расходов на фундаментальные исследования, а в Южной Корее — порядка 45%[6].

В России наблюдается обратная картина: финансирование исследований и разработок из корпоративного сектора составляет чуть более 20% общего объема капиталовложений в НИОКР. Крупный российский бизнес значительно уступает крупным зарубежным корпорациям как по абсолютным, так и по относительным расходам на НИОКР[6].

Низкая активность российского бизнес-сектора в финансировании НИОКР в значительной степени обусловлена слабым развитием в России системы частно-государственного партнерства при реализации бизнесом инновационных проектов: доля компаний, получавших бюджетное финансирование на эти цели, составляет в России всего 0,8% (для сравнения, в Германии — 8,8%, Бельгии — 12,7%). Также недостаточная поддержка оказывается созданию малого инновационного бизнеса[9].

Изменить нынешнее положение дел может активная позиция государства, которое должно создать эффективную систему стимулов и льгот для крупного бизнеса, занимающегося внедрением инноваций.

  • [1] Ивасенко А. Г., Никонова Я. И., Сизова А. О. Инновационный менеджмент: учеб. пособие. М.: КноРус, 2009. С. 48.
  • [2] Там же. С. 49−50.
  • [3] См.: Ивасенко А. Г. Инвестиции: источники и методы финансирования. М., 2007. С. 52.
  • [4] Германия как место размещения высоких технологий. Портал компании FRshop — магазин франшиз [Электронный ресурс]. Режим URL: frshop.ru/library/609-germaniyakak-mesto-razmescheniya-vyisokih-tehnologiy-wwwdeutschebotschaft-moskauru (дата обращения: 04.12.2014).
  • [5] Инновационная активность крупного бизнеса // Эксперт РА [Электронный ресурс]. URL: raexpert.ru/researches/expert-inno/partl/ (дата обращения: 05.12.2014).
  • [6] Там же.
  • [7] Там же.
  • [8] Там же.
  • [9] Инновационная активность крупного бизнеса.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой