Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Нормирование в области охраны окружающей среды

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду содержат требования ни к состоянию окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промышленными… Читать ещё >

Нормирование в области охраны окружающей среды (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В результате изучения главы 2%" (В5должен:

  • знать название законов и подзаконных актов, в соответствии с которыми осуществляется экологическое нормирование; основные виды нормативов в области охраны окружающей среды; место экологического нормирования в механизме охраны окружающей среды;
  • уметь правильно толковать нормы права, регулирующие нормирование в области охраны окружающей среды; эффективно применять правовые нормы, регламентирующие экологическое нормирование;
  • владеть навыками проведения консультаций граждан и юридических лиц по вопросам экологического нормирования.

Понятие, значение и классификация экологических нормативов

Согласно ст. 42 Конституции каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, одним из показателей качества которой является чистота (не загрязненность) каждого из ее компонентов. В целях реализации данного права экологическое законодательство посредством установления экологических нормативов ограничивает уровень негативного воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, последствия которой могут привести к негативным изменениям качественного состояния окружающей среды, характеризуемого физическими, химическими, биологическими и иными показателями. Объективная необходимость нормирования обусловлена тем, что человеческое производство в отличие от природного построено по отходной технологии.

Экологическое нормирование можно рассматривать в трех аспектах: как правовую меру или инструмент охраны окружающей среды, как правовой институт и как функцию государственного управления охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов[1].

Роль и значение нормирования определены сг. 3 Закона об охране окружающей среды, устанавливающей, что одним из основных принципов охраны окружающей среды является обеспечение снижения негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в соответствии с нормативами охраны окружающей среды, которого можно достигнуть на основе использования наилучших существующих технологий с учетом экономических и социальных факторов.

Непосредственно целям, основаниям и порядку установления экологических нормативов посвящена гл. V Закона об охране окружающей среды.

Одной из целей экологического нормирования является достижение научно обоснованного компромисса между экологическими, экономическими и социальными интересами человека, общества и государства в целях обеспечения устойчивого развития и благоприятной окружающей среды.

Своеобразие экологических нормативов проявляется в том, что они, будучи, по сути, техническими нормами, с момента их утверждения компетентными органами государства становятся юридически значимыми. При этом экологическое законодательство не предусматривает прямое и скорейшее заимствование международных норм и правил, а предлагает лишь их учет при разработке российских нормативов.

В механизме экологического права институт нормирования занимает особое место. Он содержит критерии правомерности поведения субъектов экологических правоотношений, поскольку конкретизирует признаки составов экологических правонарушений, зафиксированных в бланкетных правовых нормах, выступает в качестве критерия правомерности (противоправности) поведения субъектов экологических правоотношений.

Состояние таких институтов, как право человека и гражданина на благоприятную окружающую среду, экологический контроль и экологическая экспертиза, ответственность за экологические правонарушения зависит от показателей качества окружающей среды. В случае нарушения установленных нормативов специально уполномоченные органы могут обращаться в суд для приостановления или ограничения деятельности хозяйствующих субъектов, налагать штрафы, а также (при наличии оснований) передавать материалы в компетентные органы для привлечения виновных к уголовной ответственности.

Классификация экологических нормативов включает нормативы качества окружающей среды и нормативы допустимого воздействия на окружающую среду. Каждая из этих двух групп, в свою очередь, содержит свои подгруппы. Принципиальная разница между ними заключается в том, что нормативы качества определяют предельное количество вредных веществ, способных оказать воздействие на здоровье человека, в атмосферном воздухе, воде и т. д.

Соответствие количества вредных веществ нормативам качества окружающей среды позволяет говорить о безопасности окружающей среды для здоровья граждан.

В отличие от нормативов качества, нормативы допустимого воздействия на окружающую среду содержат требования ни к состоянию окружающей среды, а к источнику вредного воздействия, ограничивая его деятельность определенными рамками. Взаимообусловленность обеих групп экологических нормативов заключается в том, что совокупное количество вредных веществ, которые могут быть размещены промышленными и иными хозяйствующими субъектами в результате выбросов, сбросов и размещения отходов не должно повлиять на безопасное для жизни и здоровья граждан качество окружающей среды.

В настоящий момент экологическое законодательство не содержит исчерпывающего перечня экологических нормативов. В соответствии со ст. 28 Закона об охране окружающей среды допускается установление «иных» нормативов обеих групп, а именно нормативов качества и нормативов допустимых воздействий.

Отсутствие исчерпывающего перечня экологических нормативов можно объяснить тем, что законодатель не счел необходимым упоминать о некоторых видах нормативов, которые были в утратившем силу Законе об охране окружающей природной среды 1991 г., и получили широкое развитие в действующем экологическом законодательстве. В их числе — предельно допустимые нормы применения агрохимикатов в сельском хозяйстве и нормативы предельно допустимых остаточных количеств химических веществ в продуктах питания. Упоминаемые же в Законе об охране окружающей природной среды 1991 г. нормативы санитарных и защитных зон (водоохранные зоны, санитарно-защитные зоны и др.) есть в Законе об охране окружающей среды, но они не получили закрепления как нормативы, а вошли в него в качестве разновидности требований к отдельным видам деятельности.

Рассматриваемая система экологических нормативов действовала вплоть до момента разработки и принятия технических регламентов, предусмотренных Законом о техническом регулировании. К примеру, решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877 принят «ТР ТС 018/2011. Технический регламент Таможенного союза. О безопасности колесных транспортных средств».

В 2010 г. гражданин М. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать п. 10 и 14 вышеуказанного Технического регламента недействующими в части, касающейся введения с 1 января 2010 г. технических нормативов экологического класса 4 и запрета на выпуск в обращение автомобильной техники и двигателей внутреннего сгорания, не соответствующих этому экологическому классу. В заявлении было указано, что положения Технического регламента в оспариваемой части противоречат нормам Закона о техническом регулировании и нарушают право заявителя на выбор транспортного средства для ввоза на территорию Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что Правительство РФ имело полномочия на утверждение Технического регламента и закрепление в нем обязательных положений о введении с 1 января 2010 г. технических нормативов экологического класса 4 и запрета на выпуск в обращение автомобильной техники, имеющей экологический класс ниже этого класса. Не согласился суд и с утверждениями истца о том, что введение норм экологического класса 4 направлено исключительно на ограничение ввоза импортных автомобилей на территорию России. Исходя из п. 6 ст. 7 Закона о техническом регулировании, технические регламенты применяются одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции или осуществления связанных с требованиями к продукции процессов проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, видов или особенностей сделок и (или) физических и (или) юридических лиц, являющихся изготовителями, исполнителями, продавцами, приобретателями. В результате доводы заявителя о противоречии предписаний Технического регламента нормам Закона о техническом регулировании были признаны необоснованными[2].

  • [1] См.: Бринчук М. М. Экологическое право (право окружающей среды): учебник. М, 1998. С. 283.
  • [2] Решение Верховного Суда РФ от 20.05.2010 № ГКПИ10−319 «Об отказе в удовлетворении заявления о признании частично недействующими пунктов 10 и 14 техническогорегламента „О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращениена территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ“, утвержденногопостановлением Правительства РФ от 12 октября 2005 г. № 609».
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой