Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Подходы к пониманию и поддержке игры в современной западной науке

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Очевидно, что для создания адекватных условий для детской игры необходимо дать по возможности однозначное определение самого понятия «игра». В комментариях к ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка, принятых в 2014 г., зафиксированы определенные, достаточно конкретные признаки игры. Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее… Читать ещё >

Подходы к пониманию и поддержке игры в современной западной науке (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Тема детской игры и работа по ее поддержке остро актуальны во многих странах мира. Ценность игры признается практически всеми психологами, педагогами, физиологами и другими специалистами. Право на игру зафиксировано в Конвенции ООН о правах ребенка среди других жизненно важных прав. Статья 31 данной конвенции гласит: «Каждый ребенок имеет право на игру, отдых, на участие в культурной и творческой жизни. Взрослые, в том числе государственные структуры, ответственны за соблюдение этого права; они должны обеспечить детям все возможности для свободной самостоятельной активности, которую дети сами выбирают».

Очевидно, что для создания адекватных условий для детской игры необходимо дать по возможности однозначное определение самого понятия «игра».

В комментариях к ст. 31 Конвенции ООН о правах ребенка, принятых в 2014 г., зафиксированы определенные, достаточно конкретные признаки игры[1].

  • 1. Игра — это свободная активность, лишенная принуждения и контроля со стороны взрослых. Взрослые не имеют права вмешиваться в игру, запрещать или прерывать ее. Они могут только наблюдать, участвовать или помогать по просьбе детей.
  • 2. Игра должна приносить эмоциональный подъем, причем источником удовольствия является процесс деятельности, а не ее результат или оценка.
  • 3. Игра — это всегда спонтанность, непредсказуемость, активное опробование себя и предмета игры. Она не должна подчиняться какойлибо программе, обязательным правилам или строгому плану. Это всегда импровизация, сюрприз. Элемент случайности, неожиданности в ней неизбежен.

Исходя из данных признаков, право на игру предполагает соответственно время и место для реализации свободной, эмоционально насыщен-

ной, спонтанной деятельности детей. Такая деятельность дает возможность искать, пробовать себя, проявлять инициативу, делать осознанный выбор и в дальнейшем нести за него ответственность. В некоторых европейских странах появилась новая профессия playworker (модератор игры). Разработаны программы подготовки модераторов игры, т. е. специалистов, осуществляющих ее психолого-педагогическое сопровождение. Роль модератора игры заключается не в управлении или руководстве детской активностью, а в стимулировании и поддержке самых разных проявлений инициативности детей.

Под данное определение игры попадает большое число разнообразных форм детской активности.

В европейской психологии[2] выделяется 16 типов игры, которые определены скорее на уровне здравого смысла, чем на каких-либо теоретических основаниях.

Диапазон этих игр крайне широк — от физической драки до действий символами.

Дадим краткую характеристику каждому типу игры и попытаемся сопоставить их с видами детской деятельности, принятыми в отечественной психологии.

  • [1] Смирнова Е. О., Соколова М. В. Право на игру: новый комментарий к статье 31 Конвенции о правах ребенка // Психологическая наука и образование. 2013. № 1. С. 5—11.
  • [2] Hughes В. Play Types // Speculations and Possibilities / ed. by Gordon Sturrock. London, 2006.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой