Назначение бюджетов и финансовых планов
К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов й затрат) и проведение сценарного анализа, т. е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем. Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. И любое действие, будь… Читать ещё >
Назначение бюджетов и финансовых планов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Как 1 необходимо использовать имеющийся капитал Где г (ресурсы), чтобы обеспечить повышение общей Когда * эффективности развития предприятия или компании
В условиях рынка именно бюджетирование становится основой планирования — важнейшей функции управления. Вся система внутрифирменного планирования должна строиться на основе бюджетирования, т. е. все затраты и результаты должны иметь строго финансовое, а лучше денежное выражение. Однако дело не только в этом. Если само по себе планирование бизнеса необходимо для того, чтобы четко представлять, где, когда и для кого предприятие или фирма будет производить и продавать продукцию или оказывать услуги, и понимать, какие ресурсы и в каком объеме для этого понадобятся, то бюджетирование как основа планирования — это максимально точное выражение всех планируемых показателей и ресурсов в финансовых терминах.
К числу основных функций бюджетирования относятся прогнозирование (финансового состояния, ресурсов, доходов й затрат) и проведение сценарного анализа, т. е. оценки различных вариантов финансового положения предприятия в будущем. Именно этим бюджетирование и ценно для принятия управленческих решений. Конечно, утвержденные формы бухгалтерской отчетности никто не отменял. И любое действие, будь то оценка финансового состояния предприятия или компании, аудиторская проверка, деятельность оценщиков бизнеса, непременно будет базироваться на этих данных. Беда в том, что результаты такого анализа, даже если не принимать в расчет особенности национальной системы налогообложения, безусловно, интересные и любопытные сами по себе, как данные прошлых периодов могут быть мало полезны руководителям предприятия (кроме сугубо познавательных и общеобразовательных целей). Аудиторы могут установить и отразить в своих отчетах, что такой-то финансовый коэффициент на вашем предприятии «не той системы», что его хорошо бы исправить. Но очень часто, изменить что-либо к лучшему уже невозможно, поздно. Может случиться так, что исправлением финансового положения предприятия или компании придется заниматься совсем другим руководителям, а вовсе не тем, кто довел их до жизни такой.
Кроме того, любой финансовый анализ и детально разработанный инструментарий финансового менеджмента применимы лишь тогда, когда есть необходимые исходные данные, т. е. сведения об ожидаемом, будущем, а не о прошлом финансовом состоянии предприятия или компании. Если таких исходных* первичных данных нет, а есть лишь вести из прошлого, то вся система управления финансами оказывается висящей в воздухе, оперирующей призраками прошлого. Сценарный анализ, расчет и оценка вариантов даже на ближайшую и отдаленную перспективы по принципу «что будет, если…» уже невозможны.
Роль системы управленческого учета и бюджетирования заключается в том, чтобы представить всю финансовую информацию, показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме для любого, даже не очень сведущего в тонкостях бухгалтерского учета менеджера, представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений виде.
Поставка товара или оказание услуги потребителю, который хочет их купить' не обязательно сопровождается их оплатой. Вот когда потребитель полностью оплатит поставку (в западных странах на это обычно уходит до 30 дней и более), тогда отгруженная продукция превратится в выручку от реализации, а поставка в натуральной форме станет денежными средствами. Проблема не в том, почему это происходит. От директоров российских предприятий, особенно тех, которые испытывают наибольшие финансовые трудности, постоянно приходится слышать, что их продукция очень нужна потребителям, но денег у них нет (задержки в оплате есть и на цивилизованном Западе). Оставим в стороне вопрос о том, насколько действительно нужнатакая продукция (как правило, на то, что действительно очень нужно, деньги или их адекватные заменители всегда находятся). Важно понять, что отражение всех перипетий движения денежных средств предприятия собственно и является одной из главных задач при разработке эффективной системы бюджетирования и финансового планирования.
Для того чтобы принимать решения и делать это осознанно й своевременно, нужна система координат, нужен прогноз, по которому можно оценить все возможные проблемы или вероятные трудности и выработать систему мер для их исправления. Без такой системы координат у руководителя предприятия или компании не будет даже возможности оценить, куда двигается компания. Система бюджетов позволяет заблаговременно оценить последствия текущего положения дел на предприятий и реализуемой стратегии для его финансового «самочувствия» (путем расчета и анализа финансовых коэффициентов или применения других инструментов финансового анализа). Таким образом, бюджетирование позволяет заранее оценивать финансовую состоятельность отдельных видов бизнеса и продуктов, обеспечивая финансовую устойчивость всего предприятия или компании.
Для определения любых мер по повышению конкурентоспособности (будь то улучшение качества продукции или увеличение производительности труда) необходимо сформировать определенную систему координат, в которой можно будет отслеживать происходящие изменения. Бюджетирование помогает установить лимиты затрат ресурсов и нормативы рентабельности или эффективности по отдельным видам товаров и услуг, видам бизнеса и структурным подразделениям предприятия или компании. Превышение установленных лимитов или норм затрат — сигнал бедствия, повод разобраться в положении дел на конкретном участке и определить пути решения. Все показатели качества продукции и производительности труда, мониторинг процессов их повышения так или иначе связаны с системой бюджетов.