Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психотехнология формирования психологической стабильности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Задание 1 — 20 подач в 4−5 сериях, задача — достичь 30−50% эффективности (т. е. 7−10 эффективных подач). Переход к следующему заданию — только после выполнения этого задания на 3−5 тренировках подряд, это еще одно ограничение. Оно чрезвычайно важно, так как само создает дополнительное психическое напряжение, особенно когда спортсмен уже успешно выполнил задание на 2 или 4 занятиях подряд… Читать ещё >

Психотехнология формирования психологической стабильности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Переходя к психотехнологии формирования психологической стабильности, необходимо помнить: каждая психологическая задача — упражнение — должна иметь позитивное решение. Только после того как эта задача окажется решенной, возникает чувство уверенности при выполнении данного упражнения, данного элемента. Отсюда пошаговое использование принципа ограничения при решении задачи формирования психологической стабильности. Поэтому начинать работу на основе данного принципа необходимо с достаточно большого количества попыток (добиться 50% эффективности при выполнении технического элемента из 20 попыток на начальном этапе проще, чем те же 50% из 4 попыток) с выходом на количество попыток, имеющих место в соревновании. Так, если в футболе нападающий имеет не более 3−5 реальных возможностей поразить ворота, то и в заключительных заданиях необходимо ограничить его этими 3−5 ударами на тренировке с задачей достичь заданной результативности именно в данных попытках. Отсюда возникает необходимость изменения направленности в оценке эффективности занятий, которая определяется процентом успешного или неуспешного выполнения технического элемента в у словиях ограничения.

Чувство уверенности, формирующееся при успешном выполнении задания в конкретном упражнении, в дальнейшем обеспечивает формирование общей уверенности спортсмена при выступлении. Почему же у спортсмена формируется чувство уверенности при успешной реализации данного принципа на тренировочных занятиях?

Неуверенность в спорте имеет несколько причин, и одна из них — спортсмен не знает, как он выполнит упражнение в данной попытке, успешно или нет. А это происходит в том случае, если спортсмен на тренировках выполняет данный элемент нестабильно: на одной тренировке процент успешных попыток может быть очень высоким, на другой — низким (или вообще не учитывается эффективность выполнения технических элементов, что чаще всего и наблюдается). Такая нестабильность выполнения упражнения на тренировках. естественно, не может гарантировать даже приблизительно успешное выполнение данного технического приема на соревновании в той или иной попытке. И спортсмен понимает это. А раз так. то у него возникает тревога, что в наиболее ответственный момент он не сможет успешно выполнить данный технический элемент. Отсюда чувство неуверенности, что, в свою очередь, не способствует успешному выполнению элемента. Замкнутый круп, Но если спортсмен стабилен в выполнении приема (на любом планируемом уровне) на тренировке, то у него появляется уверенность. что и на соревновании он выйдет на этот уровень эффективности. Если же задача будет завышенной (например, достичь 70% эффективности попадания в баскетболе при наличии тренировочной стабильности 50%), то стабильность на более низком уровне не будет способствовать формированию уверенности в связи с требованием стабильности на более высоком уровне.

Технология формирования психологической стабильности у спортсмена заключается в следующем.

Процесс выведения спортсмена на оптимальный уровень психологической стабильности состоит из двух этапов. Задача первого этапа — выведение спортсмена на общий (базовый) уровень психологической стабильности, задача второго — вывести спортсмена на соревновательный уровень психологической стабильности.

На первом этапе планируется достижение уровня психологической стабильности на соревновательный сезон с учетом календаря соревнований (на протяжении сезона может быть 2−3 таких уровня). Планирование включает в себя:

  • 1) анализ психологической стабильности в предыдущем сезоне (если возможно) по тем техническим элементам, которые определяют успех выступления в соревновании и при выполнении которых будет проводиться работа по формированию психологической стабильности;
  • 2) определение уровня психологической стабильности на данный момент при выполнении этих элементов.

Критерий эффективности должен быть выражен количественно (в очках, баллах, секундах). Эти данные (результаты прошедшего сезона и на текущий момент) позволяют определить начальный уровень эффективности (в %), на основе которого начинается работа по формированию психологической стабильности при выполнении конкретных технических элементов. Очень важным является то. чтобы показатель стабильности (% эффективности при выполнении конкретного элемента), запланированный для данного спортсмена был принят спортсменом, а не навязан тренером. Поэтому начальный показатель стабильности должен быть реальным для выполнения. В этом случае спортсмен не сможет считать его недостижимым для выполнения. А уверенность, что это реально, создает необходимую мотивацию на достижение поставленной задачи, и возникает личная ответственность за ее решение (сам взял на себя обязательства).

После определения начального уровня стабильности можно начинать непосредственную работу по решению данной задачи. Технология ее решения заключается в следующем.

Составляется система заданий на основе принципа ограничения. для чего определяются количество серий и количество попыток в серии, с которых начинается работа по формированию психологической стабильности при выполнении конкретного технического элемента. Количество попыток на начальном этапе должно быть достаточным, чтобы у спортсмена не возникало боязни, что он его не выполнит. Обычно это 20 попыток в 3−4 сериях.

Использование принципа ограничения заключается в том, что с каждым последующим заданием общее количество попыток уменьшается и к последнему заданию доводится до количества, примерно соответствующего количеству попыток, выполняемых в соревновании (но не менее 3−5), например в волейболе при работе над стабильностью подачи.

Задание 1 — 20 подач в 4−5 сериях, задача — достичь 30−50% эффективности (т. е. 7−10 эффективных подач). Переход к следующему заданию — только после выполнения этого задания на 3−5 тренировках подряд, это еще одно ограничение. Оно чрезвычайно важно, так как само создает дополнительное психическое напряжение, особенно когда спортсмен уже успешно выполнил задание на 2 или 4 занятиях подряд и остается последнее занятие. При невыполнении на любом занятии задание выполняется сначала.

Задание 2−16 подач в 4 сериях (30−50% эффективности).

Задание 3−12 подач в 3 сериях (30−50% эффективности).

Задание 4−8 подач в 2 сериях (30−50 % эффективности). После выполнения этого задания спортсмен переходит к следующему, где процент эффективности повышается на 5−10% (т. е. в данном случае он будет 40−60%), а количество попыток начинает уменьшаться.

Естественно, при определении количества попыток учитываются специфика вида спорта, условия тренировочной работы и т. д.

Кроме того, если тренер считает или само содержание тренировки требует выполнения большего количества попыток данного техническою элемента на занятии, то столько и надо выполнять. Просто из этих попыток специально выделяются те (10−20), которые будут учитываться при решении задачи формирования психической стабильности.

Ответ на вопрос, почему учитываться должны только несколько попыток, заключается в следующем: спортсмен ставится в те же ограничительные рамки, в которые он попадает во время соревнования, так в какой-то степени моделируются соревновательные условия, так у спортсмена постоянно и систематически тренируется способность к произвольной концентрации внимания и сохранению этой концентрации необходимое время, как этого требуют условия соревнования. Пошаговое уменьшение количества попыток от задания к заданию позволяет спортсмену постепенно психологически адаптироваться к тем условиям, в которые он попадает во время соревнования.

Выход на первый уровень стабильности создает лишь базу для выхода на соревновательный уровень стабильности. Это главная задача данной программы.

Говоря о соревновательной стабильности, мы должны учитывать. что при формировании данной стабильности возникает еще одно ограничение: стабильными должны быть не только общий процент эффективных попыток во время соревнования, но и последовательность выполнения этих эффективных попыток. Поэтому после решения задачи выхода на определенный уровень общей психологической стабильности, независимо оттого, в каком порядке были выполнены эффективные попытки, ставится задача выйти на тот же уровень стабильности, но когда в каждых 2 или 3 попытках должно быть одно или два эффективных выполнения. Технология решения новой задачи та же самая, хотя обычно можно начинать со 2−3-го задан™.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой