Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Заключение. 
Основы журналистской деятельности

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Проблема внутриредакционных отношений. Наличие редакционной цензуры, нет возможности разрабатывать свои темы, молодым журналистам трудно пробиться на полосу. Причем, судя по высказываниям участников дискуссии, данные проблемы серьезнее стоят перед журналистами районных и городских СМИ. Именно «внутриредакционная цензура» названа респонлентами и в ходе анкетного опроса одной из существенных причин… Читать ещё >

Заключение. Основы журналистской деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В заключение учебного пособия хочется выделить одну особенность вузов, где автор преподаёт на кафедре журналистики. Московский государственный институт культуры находится за МКАД, на территории Московской области, на той земле, которая принадлежала царевичу Ивану — сыну Ивана Грозного, трагически запечатлённого на полотне Ильи Репина. Картина пугающе выразительная, но о кровавом поступке царя Ивана мы знаем только из английских источников. Может, уже тогда началась беспощадная гибридная война и дезинформация?..

Московский гуманитарный университет располагается в Вешняках, рядом со знаменитой подмосковной усадьбой Кусково. Теперь все эти заповедные территории объединил мегаполис, но прежде по государственному устройству Московская губерния на город и область не делилась. Да и автор в своей профессиональной деятельности, в краеведческих изысканиях и познавательных книгах воспринимал всегда Московию как единое целое. Она достаточно специфична, поскольку соединяет в себе сголичность с яркими и низменными сторонами («Столица греха» — так назывался фильм НТВ) и провинциальность, верность коренным традициям, противостоящим глобализации. С одной стороны, тот же МГИК, да и МосГУ, давно являются главными кузницами культурных кадров Подмосковья, с другой — кафедры журналистики занимают всё более заметное место в информационном пространстве Московии, которое не знает административных делений. Хотя, например, Подмосковье — наверное, единственная область России, которая с утратой ТРК «Московия» не имеет полноценного телеканала, постоянного времени на второй федеральной кнопке ВГТРК, но действовала телекомпания «Подмосковье», а теперь — телеканал «360° Подмосковье».

Старейшим из электронных СМИ является радио Подмосковья. Его девиз: «Наши сердца открыты для вас!». Свою биографию государственное учреждение Московской области «Телерадиовещательная компания „РТВ-Подмосковье“» вело с 14 августа 1932 г., с того дня, когда постановлением президиума Мособлисполкома был образован Московский областной Комитет по радиовещанию. Современная история компании началась с постановления Совета министров — Правительства Российской Федерации об организации «Государственной радиовещательной компании „Радио Подмосковья“», принятого 3 октября 1993 г. На XV юбилейной международной профессиональной выставке «Пресса» во Всероссийском выс тавочном центре почётным общественным гостем форума был Союз журналистов Подмосковья, который в те дни отмечал своё 50-летие. В рамках экспозиции Министерства по делам печати и информации Московской области был представлен издательский дом «Московия», который объединяет все подмосковные газеты и вновь, как и в 2006 г., был признан лучшим региональным издательским домом России.

Ещё более централизованными являются печатные СМИ Москвы. В августе 2011 г. правите л ьство Москвы объединило часть московских медиа-активов в один холдинг — «Москва Медиа». Объединенную редакцию холдинга создавал департамент СМИ и рекламы города Москвы. В холдинг входили два телеканала — «Москва Доверие» и «Москва 24» с сайтом m24.ru, три радиостанции — «Москва FM», англоязычная Moscow FM и «Радио Москвы» плюс информационное агентство «Москва». Кроме того, правительство Москвы издает газеты «Тверская 13», «Петровка 38», владеет 99,23% акций телекомпании «ТВ Центр» и выделяет из городского бюджета субсидии на издание окружных и районных газет типа «Север столицы», «Звездный бульвар», «Восточный округ» и так далее. Всего на издание СМИ в бюджете Москвы на 2014 год было выделено 12,4 млрд руб. (для сравнения — годовой оборот крупнейшего медиахолдинга страны «Газпром Медиа» — 52 млрд руб.). Газета «Аргументы и факты — Москва» входит в холдинг «АиФ», который тоже приобрело правительство Москвы. Так что медиаресурс огромный. В октябре издание РБК выяснило, что только за 2014 гол, незадолго до выборов мэра и депутатов Мосгордумы, в базе данных СМИ «Яндекса» было зарегистрировано больше 200 ресурсов, имеющих отношение к городской власти — сайтов районных газет, префектур, управ и так далее. С их помощью можно весьма ощутимо влиять на новостную повестку города: одна и та же новость, опубликованная в сотне разных изданий, каждое с охватом в несколько тысяч человек, с легкостью выходит в первую десятку «Яндекса».

Не будем оценивать все плюсы и минуты такой централизации, заметим только прагматически, что будущим мастерам пера есть где сотрудничать в Московии! Централизованная система СМИ и в городе, и в области даёт некоторую стабильность, материально-техническое обеспечение, но, конечно, сказывается на работе журналиста, ограничивает свободу творчества. Союз журналистов России провёл исследования и установил, что только 18% действующих журналистов имело профессиональное журналистское образование[1]. Казалось бы, с тех пор что-то должно измениться: российские вузы сегодня выпускают достаточное количество журналистов — ежегодно 4—5 тысяч. Но ведь меняется и количество СМИ, к тому же возникают структуры — от медиа-холдингов компаний до пресс-служб учреждений культуры и властных структур, где требуются специалисты с журналистским образованием. Например, факультет журналистики Кубанского государственного университета выпускает ежегодно 80 специалистов. Подготовкой журналистов в Краснодарском крае занимаются еще несколько коммерческих вузов. Вроде бы, потребности СМИ в кадрах должны быть удовлетворены. И тем не менее результаты исследований Департамента по делам СМИ краевой администрации показали, что сегодня журналистика стремительно стареет. Многие выпускники журфаков идут работать в смежные с журналистикой профессии. В то время как в газеты, журналы, на радио и телевидение приходят люди, окончившие совсем не профильные вузы. На момент написания пособия во всем Краснодарском крае в средствах массовой информации общественно-политического плана работало около 100 журналистов в возрасте до 25—26 лет, около 200 — до 28 лет. И это при том, что на Кубани более 700 зарегистрированных СМИ — государственных, муниципальных, частных! Словом, молодежи — меньше одного журналиста на редакцию.

В чем суть тех «проблемных» зон в сфере профессионального, карьерного роста, социально-бытовой сфере, которые отпугивают от будущей профессии выпускников факультета журналистики? Эти и ряд других актуальных для молодых журналистов вопросов обсуждали участники семинара — совещания молодых журналистов, который был организован краевым департаментом по делам СМИ, печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций. Департамент по делам СМИ в свою очередь рассчитывал в ходе совещания изучить отношение молодых журналистов к своей профессии, выявить их самоощущение в своей профессии, их потребность в дальнейшем профессиональном росте, дальнейшем образовании; изучить круг основных социально-экономических и бытовых проблем молодых журналистов и выявить мнения о возможных путях их решения, и в итоге сформировать пакет идей по оптимизации положения молодых журналистских кадров.

Анализ показал, что наиболее острыми являются следующие проблемы: проблема взаимоотношений с органами государственной власти как учредителем СМИ; реакция на острые выступлений в СМИ, резонанс, отношения власти и прессы в целом — эти проблемы волнуют молодых журналистов в первую очередь. В ходе круглого стола прозвучали такие вопросы: нормально ли, если местный глава, пользуясь телефонным правом, мягко, но настоятельно просит воздержаться от публикации острой статьи? Может ли руководитель района «заказывать» в муниципальной газете критику на своего собственного заместителя? Журналисты настаивают на том, что учредитель должен выстроить более четкую политику в отношении СМИ, должен определять только генеральную линию и дальше — не мешать работать, уменьшить контроль и цензуру, участвовать в информационном потоке на равных, не мешать свободе выражения в СМИ всех точек зрения. Одновременно журналисты согласны с тем, что сегодня существует достаточный выбор СМИ, что позволяет работать там, где позиция и политика издания совпадают с твоей позицией.

Проблема внутриредакционных отношений. Наличие редакционной цензуры, нет возможности разрабатывать свои темы, молодым журналистам трудно пробиться на полосу. Причем, судя по высказываниям участников дискуссии, данные проблемы серьезнее стоят перед журналистами районных и городских СМИ. Именно «внутриредакционная цензура» названа респонлентами и в ходе анкетного опроса одной из существенных причин творческой неудовлетворенности. Недостаточная оплата груда. Действительно, уровень зарплаты в отрасли находится в очень большом диапазоне — от 5 до 70 с лишним тыс. руб. в месяц. Тем не менее, как показали ответы на анкетный опрос, проведенный сотрудниками оргметодотдела департамента СМИ, для молодых эти суммы в основном колеблются па нижних пределах. Молодых журналистов не устраивает то, что многих из них «держат» на гонорарах при минимальных окладах, что существенно влияет на такие обстоятельства, как возможность заочно учиться, растить маленьких детей (больничные и пр.), будущая пенсия, то есть в любом случае это создает ощущение нестабильности. Однако обращает на себя внимание тот факт, что журналисты районных СМИ в большинстве удовлетворены своей заработной платой, приводят примеры оптимальной организации системы оплаты — премия за лучший заголовок, самую интересную информацию и г. п. Прозвучало предложение поощрять даже не деньгами, а поездками на семинары, учебу.

Журналисты же краевых СМИ, несмотря на то, что их зарплаты практически в два раза выше зарплат журналистов районных и городских СМИ, считают, что сегодня зарабатывают недостаточно денег, но решают эту проблему подготовкой заказных материалов, совмещением журналистской и коммерческой деятельности. Выяснилось, что, несмотря на то, что все без исключения молодые журналис ты прекрасно понимают разницу между журналистикой и PR и согласны с тем, что в идеале журналистика и коммерческие заказные материалы несовместимы, все-таки признают, что занимаются так называемой «джинсой», потому что журналистика сегодня является, с их точки зрения, «малооплачиваемой» профессией.

В ходе анкетирования журналистам был задан вопрос: «Какие знания и навыки, необходимые вам в сегодняшней работе, вы хотели бы получить в высшем учебном заведении, которое закончили, но не получили?» Почти все журналисты краевых СМИ хотели бы иметь более качественные знания иностранных языков. Основная проблема тех, кто получил общее гуманитарное, а не профессиональное образование, это отсутствие необходимых навыков работы с современной техникой. Подавляющее большинство (84% опрошенных) заинтересовано в дальнейшей учебе. Связано это и с тем, что большинство молодых журналистов убеждены: в сегодняшней журналистике без тематической и отраслевой специализации не обойтись. А значит, необходимы более глубокие знания. Причем потребность в дальнейшей учебе выразили все без исключения журналисты краевых СМИ, единичные отрицательные ответы приходятся исключительно на долю журналистов районных СМИ.

Выявилась общая для подавляющего большинства редакций проблема — наставничество как системная работа отсутствует. У молодых журналистов при этом существует два противоположных мнения о том, должно ли наставничество быть системой. Почти 60% опрошенных в ходе анкетирования подтвердили, что испытывают потребность в наставничестве. У половины в их собственных редакциях, по их словам, есть опытный журналист — учитель в профессии. В ходе дискуссии выяснилось, что журналисты районных и городских СМИ в большинстве своем считают, что наставничество необходимо, оно должно быть системой в работе с молодыми кадрами; или же — наставничество необходимо, но оно заключается в самой совместной практике журналистской работы в коллективе. Журналисты краевых СМИ чаще склонны считать, что особой необходимости именно в системе наставничества нет, при желании любой начинающий журналист сам способен найти себе опытного наставника, это вопрос инициативы и желания самого журналиста.

Одновременно в ответ на вопрос, в чем именно должно выражаться позитивное влияние Союза журналистов на профессиональную деятельность, молодые журналисты на первое место поставили организацию учебы журналистских кадров, на второе месте — помощь в решении конфликтных ситуаций, на третье — организацию профессиональных конкурсов, и, наконец, социальную поддержку (отдых, лечение и пр.). Только 10% опрошенных, буквально единицы, отмечают, что чувствуют влияние первичной организации Союза журналистов на свою профессиональную деятельность и решение социальных проблем.

Напомним, что Союз журналистов России — крупнейшая творческая и профессиональная организация России, которая объединяет в своих рядах около 100 000 членов! Так что выпускники факультетов журналистики вливаются в огромное профессиональное сообщество. Трудно найти своё место в профессии, определиться в океане современных СМИ, но путь к мастерству каждый должен пройти в процессе учёбы и первых самостоятельных шагов.

  • [1] См. Яковенко И. В. Журналисты о журналистике: опрос журналистов. Сборник материалов и документов. М. 2004.
Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой