Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Механизм стратегического взаимодействия промышленных предприятий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В условиях рынка стратегическое взаимодействие предприятий призвано уравновешивать нестабильность экономической среды и обеспечивать устойчивость участникам. Вместе с тем, сотрудничество предприятий является актуальной общемировой тенденцией, так как гарантирует необходимую гибкость и конкурентоспособность в условиях глобализации. Многие виды стратегического взаимодействия предприятий… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Анализ состояния управления стратегическими интеграционными процессами на российских предприятиях
    • 1. 1. Особенности стратегического управления предприятиями 10 в условиях переходной экономики
    • 1. 2. Необходимость развития и способы обеспечения 21 системного конкурентного преимущества
    • 1. 3. Интеграционные процессы и стратегии в российской и 33 зарубежной практике
  • Глава 2. Разработка организационно-экономических механизмов достижения конкурентного преимущества на основе стратегического взаимодействия предприятий
    • 2. 1. Выбор стратегии развития и взаимодействия предприятий 61 в отраслевом разрезе
    • 2. 2. Механизм взаимодействия предприятий 72 машиностроительного комплекса в сфере закупок и сбыта продукции
    • 2. 3. Разработка методики оценки эффективности 92 экономического взаимодействия поставщиков и потребителей машиностроительной продукции
  • Глава 3. Реализация механизмов стратегического взаимодействия поставщиков и потребителей на предприятиях Нижегородской области
    • 3. 1. Структурные особенности экономики Нижегородской 110 области и ее машиностроительного комплекса
    • 3. 2. Оптимизации межорганизационного взаимодействия на 120 примере ОАО «ГАЗ» и ООО ПКФ «Промпласт»
    • 3. 3. Выбор стратегии взаимодействия предприятий в территориально-отраслевом разрезе
    • 3. 4. Рекомендации по содействию развитию внутрирегионального взаимодействия промышленных предприятий со стороны заинтересованных субъектов экономической деятельности

Механизм стратегического взаимодействия промышленных предприятий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Смена институциональных механизмов функционирования экономики привела к нарушению традиционных хозяйственных связей российских предприятий. Новые формы взаимодействия создаются постепенно, во многом не обладают необходимой гибкостью, что связано с недоверием агентов друг к другу, недостаточной развитостью рыночной инфраструктуры, прежде всего, в сфере обмена информацией.

В условиях рынка стратегическое взаимодействие предприятий призвано уравновешивать нестабильность экономической среды и обеспечивать устойчивость участникам. Вместе с тем, сотрудничество предприятий является актуальной общемировой тенденцией, так как гарантирует необходимую гибкость и конкурентоспособность в условиях глобализации. Многие виды стратегического взаимодействия предприятий, характерные для ряда зарубежных предприятий и положительно зарекомендовавшие себя в условиях международной конкуренции, такие как, например, территориальные (кластеры, промышленные округа) и ассоциативные (консорциумы, долгосрочные субподрядные соглашения) в российской практике реализуются редко, что делает их использование перспективным направлением управления народным хозяйством.

Обоснованный механизм стратегического взаимодействия, таким образом, должен. стать неотъемлемой частью общей стратегии развития предприятия в условиях переходной экономики.

Среди зарубежных исследований, внесших вклад в изучение интеграционных аспектов стратегических процессов, выделяются работы Ч. Баден-Фуллера, К. Бартлета, С. Гошала, Р. Гранта, Дж. Лоренцони, Г. Минцберга, М. Портера, К. Прахалада, О. Уильямсона, Г. Хэмела и др. В отечественной экономической науке вопросы стратегического взаимодействия представлены в исследованиях С. Авдашевой, В. Дементьева, А. Дынкина, Ю. Иванова, Г. Клейнера, Б. Кузнецова, Н. Ленского, А. Майзеля, А. Мовсесяна, С. Пивоварова,.

А.Соколова, В. Тамбовцева, П. Читипаховяна, Ю. Якутина и др. Необходимо отметить также работы нижегородских ученых Ю. И. Ефимычева, И. Б. Ромашовой, Ю. В. Трифонова, Ф. Е. Удалова, О. Ф. Удалова, Ф. Ф. Юрлова и др., рассматривающих разнообразные вопросы функционирования промышленных предприятий, в том числе и Нижегородского региона.

Теоретические положения и практические результаты, полученные за рубежом, требуют адаптации к отличающимся условиям деятельности российских предприятий. В отечественных исследованиях не всегда находит отражение проблематика, связанная с формированием механизмов, соответствующих глобальной конкуренции и являющаяся актуальной в настоящее времянедостаточно исследуются вопросы конкурентного преимущества систем предприятий и его ресурсного обеспечения. Методические вопросы оценки эффективности организационного взаимодействия предложены, главным образом, для наиболее жестких форм интеграции и нуждаются в дальнейшей разработке.

Таким образом, актуальность проведенного исследования связана (1) с потребностями предприятий в определении новых возможностей формирования конкурентных преимуществ, обеспечиваемых стратегией взаимодействия в рамках производственно-технологической цепочки- (2) с необходимостью разработки инструментария оценки эффективности такого взаимодействия.

Цель диссертационного исследования состоит в разработке механизма стратегического взаимодействия промышленных предприятий.

В соответствии с целью диссертационной работы были поставлены следующие задачи исследования:

• выявить отличительные особенности стратегического управления на российских промышленных предприятиях, как с точки зрения условий внешней среды, так и в отношении реализуемых стратегий;

• исследовать способы обеспечения системного конкурентного преимущества, выделяемого диссертантом в качестве необходимого фактора устойчивости предприятия;

• обосновать комплекс организационно-экономических мер, способствующих эффективной реализации стратегического взаимодействия промышленных предприятий;

• разработать и апробировать методику оценки эффективности взаимодействия предприятий, обеспечивающего системное конкурентное преимущество;

• определить направления стратегического развития и взаимодействия для предприятий машиностроительного комплекса Нижегородской области;

• сформулировать направления содействия взаимодействию промышленных предприятий со стороны заинтересованных хозяйствующих субъектов.

Предметом исследования является механизм взаимодействия промышленных предприятий.

Объектом исследования является производственно-хозяйственная деятельность, экономическая среда, внешние и внутренние взаимосвязи предприятий машиностроительного комплекса Нижегородской области.

Теоретической и методологической основой исследования являются научно-методические положения, содержащиеся в трудах отечественных и зарубежных ученых по проблемам стратегического управления, организационного взаимодействия и исследования региональной и мировой экономики. В основу теоретической разработки сформулированной проблемы и решения поставленных задач положены такие общенаучные методы, как научная абстракция, анализ и синтез, сравнительный и системно-функциональный анализ, экономико-математическое моделирование, экономико-статистический анализ, в частности кластерный и регрессионный, анкетные методы.

Эмпирической базой исследования являются статистические данные органов российской государственной статистики, Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, Центра экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации, рейтингового агентства «Эксперт», информация, опубликованная в тематических сборниках и размещаемая в сети Интернет, экспертные оценки специалистов, собственные расчеты автора.

Работа выполнена в соответствии с паспортом специальности 08.00.05 — п. 15.26 «Методологические и методические подходы к решению проблем в области экономики, организации и управления отраслями и предприятиями машиностроительного комплекса».

На защиту выносятся экономически обоснованные предложения по совершенствованию разработки стратегии развития, прежде всего, в сфере управления организационным взаимодействием предприятий как важной составляющей функционирования регионального машиностроительного комплекса.

Научная новизна работы заключается в следующем:

• определены особенности стратегического управления российскими предприятиями, проявляющиеся в необходимости рационализации взаимодействия с субъектами внешней среды;

• на основе анализа теории и практики стратегического управления в России и за рубежом выявлено недостаточное использование отечественными предприятиями таких способов обеспечения системного конкурентного преимущества, как объединения формального и неформального характера;

• предложен комплекс организационно-экономических мероприятий, способствующих эффективной реализации стратегического взаимодействия промышленных предприятий;

• разработана методика оценки эффективности взаимодействия предприятий, развивающих сотрудничество инновационного характера в сфере поставок комплектующих, в рамках которой выявлены дополнительные группы затрат, требующих оценки и учета;

• определены перспективные направления стратегического развития и взаимодействия для предприятий машиностроительного комплекса Нижегородской области;

• сформулированы рекомендации по содействию развитию внутрирегионального взаимодействия промышленных предприятий со стороны всех заинтересованных субъектов экономической деятельности.

Практическая значимость исследования и реализация предложенных рекомендаций. Выводы и обобщения развивают теорию стратегического управления в сфере межфирменных отношений. Предложенный механизм стратегического взаимодействия и разработанная методика оценки его эффективности в сфере поставок комплектующих позволяют принимать управленческие решения, способствующие повышению конкурентоспособности промышленных предприятий и их продукции.

Рекомендации, предложенные диссертантом, использованы в деятельности ведущих предприятий Нижегородской области в сфере стратегического управления. Материалы диссертационного исследования применяются автором в преподавательской деятельности в Нижегородском государственном университете им. Н. И. Лобачевского.

Положения работы целесообразно включать в процесс стратегического планирования деятельности предприятий, в частности при разработке стратегии развития, оценке поставщиков и потребителей предприятия, выборе эффективной формы организационного взаимодействия, при формировании направлений региональной промышленной политики.

Апробация результатов исследования.

Основные положения работы докладывались на Второй, Третьей и Четвертой международных научно-практических конференциях «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект» (Н.Новгород, 1999, 2001, 2003 гг.), международных конференциях «Интеллектуальная собственность и формы ее реализации» (Н.Новгород, 1997 г.), «Региональные проблемы экономики переходного периода» (Н.Новгород,.

1998 г.), «Прикладная статистика в социально-экономических проблемах» (Н.Новгород, 2003 г.), всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Экономика и управление: новой России — новые идеи» (Ульяновск,.

1999 г.), научном семинаре на экономическом факультете Университета г. Павия (Италия, Павия, 2002 г.), летней школе «Современная экономическая наука» (Москва, 2002 г.), Четвертой и Пятой нижегородских сессиях молодых ученых (2000, 2001 гг.). и др.

По теме исследования опубликовано 15 научных работ общим объемом 18,2 печатного листа (авторский вклад — 6,9 пл.).

Выводы.

1. Нижегородская область принадлежит к динамично развивающимся регионам страны, постепенно преодолевающим экономические трудности переходного периода. Отличительной особенностью региона является значительный инновационный потенциал, который может быть реализован в процессе развития предприятий на базе новых товаров и технологий их производства.

2. Кроме этого, был проведен регрессионный анализ уровня прибыли и рентабельности продаж подотраслей и получены следующие результаты: прибыль определяется объемом производства и количеством занятых с хорошей объясняющей силой, рентабельность продаж связана с производительностью труда, инвестициями в основной капитал и уровнем оплаты труда, хотя по результатам регрессии очевидно отсутствие важных объясняющих переменных. Таким образом, можно выявить важность роста производства, занятости и капиталовложений на машиностроительных предприятиях для роста прибыли и рентабел ьности.

3. На примере взаимодействия ОАО «ГАЗ» и ООО «НКЦ Промпласт» продемонстрирован механизм реализации межорганизационного взаимодействия. Анализ взаимодействия показал, что не все предлагаемые к оценке категории затрат учитываются предприятиями, в частности, не отслеживаются трансакционные затраты и затраты потребителя на монтаж комплектующих. Это требует дополнительных форм управленческой отчетности: по первой группе затрат — на постоянной основе, по второй — на периодической.

4. Одним из перспективных направлений развития предприятий является региональная кооперация, способствующая развитию устойчивого системного конкурентного преимущества. Ведущую роль в этом процессе должен сыграть машиностроительный комплекс — базовая отрасль региона.

5. Процесс интеграции промышленных предприятий Нижегородской должен поддерживаться региональными властями. Конкретными направлениями программы могут стать:

• поддержка и развитие малого инновационного предпринимательства и трансфера технологий;

• продвижение региональных предприятий на рынки других регионов и стран;

• содействие улучшению инфраструктуры региона;

• содействие кооперации резервных производственных мощностей;

• активизация информационного обмена между предприятиями на региональном уровне.

6. Содействие кооперации должно осуществляться, в первую очередь, через информационную координацию органами региональной власти или объединениями предпринимателей. Формируемая информационная база может включать следующие разделы:

• каталог основных видов продукции машиностроительных предприятий региона;

• балансы производственных мощностей по выпуску конечной и промежуточной продукции или по видам средств технологического оснащения;

• перечень технических проблем региональных предприятий;

• перечень потребностей предприятий региона в продукции производственно-технического назначения и возможностей их удовлетворения региональными предприятиями.

Заключение

.

1. На этапе трансформации российские предприятия столкнулись с новой для себя группой задач, связанных с обеспечением конкурентоспособности как отдельных видов продукции, так и предприятий в целом, выбором наиболее выгодных товарных рынков, взаимодействием с внешней средой, противодействием международной конкуренции и другими стратегическими вопросами управления. Слабость конкурентной позиции российских предприятий носит во многом социально-исторический характер, то есть кроется в структурных особенностях национальной экономической системы, отличающейся высокой степенью разделения труда, граничащей с монополизацией большинства рынков, что приводит к исключительности хозяйственных связей большинства предприятий друг с другом.

Кроме этого, деятельность отечественных предприятий проходит в неблагоприятных макрои микроэкономических условиях, важнейшими чертами которой являются технологическая отсталость оборудования и организации производственных процессов, отсутствие навыков работы на рынках потребительских товаров, неэффективный размер предприятия и узкая специализация, неэффективное государственное регулирование экономики в разных сферах хозяйства. Разработка стратегии развития отечественных предприятий на основе адаптации зарубежных достижений должна учитывать эти обстоятельства.

2. В соответствии с этапом развития рынка стратегии подразделяются на:

• стратегии роста,.

• стратегии стабилизации (или стратегия паузы);

• стратегии экономии.

Типовые группами стратегий роста в мировой теории и практике определяются на основе комбинирования следующих элементов: продукт, рынок, отрасль, положение организации внутри отрасли, технология работы. Выделяются следующие группы и подгруппы эталонных стратегий роста:

• стратегии концентрированного роста (усиления позиции, поиска новых рынков, разработки нового пакетирования);

• стратегии интегрированного роста (обратной вертикальной интеграции, вперед идущей интеграции);

• стратегии диверсифицированного роста (центрированной диверсификации, горизонтальной диверсификации, конгломератной диверсификации);

• стратегии сокращения (ликвидации бизнеса, сбора урожая, стратегия сокращения расходов).

3. Стратегии развития компании могут базироваться на внутренних (инвестиции в расширение производства) или внешних (приобретение новых бизнес-подразделений) источниках. Внутренний рост осуществляется в форме создания новых или изменения существующих товаров, вывода продуктов на новые рынки на базе инвестиций в мощности предприятия. Внешний рост происходит в форме диверсификации, когда компания поглощает предприятия, имеющие сходную номенклатуру продукции или дающие возможность выхода в новые сферы бизнеса фирмы, а также в форме альянсов разной степени межорганизационной координации. Таким образом, стратегии внешнего роста являются предпочтительными, поскольку обеспечивают предприятиям необходимый уровень эффективности и гибкости хозяйственных процессов.

4. Развиваются новые тенденции в сфере определения принципов взаимодействия предприятий с внешней средой, на основе традиционного системного видения, структурирующего внешнюю среду, формируются сетевой и когнитивный подходы, воспринимающие субъектов внешней среды не только в агрессивном, но и в конструктивном ключе. В рамках этой трансформации взглядов выделяется новый тип конкурентного преимущества в рамках системы создания ценности, зависящий не только от отдельного предприятия, но и от его партнеров по технологической цепочке и эффективности организации взаимодействия с ними.

5. Зарубежные исследователи выделяют три основных причины усиления организационного взаимодействия: оптимизация трансакционных издержек, улучшение стратегического положения и приобретение нового организационного знания в сфере новых производственных и управленческих технологий. Типы объединений предприятий определяются на основе преобладания тех или иных механизмов координации деятельности: иерархических (экономические группы), рыночных (консорциумы, рамочные соглашения и пр.) или социальных (субподрядные отношения, промышленные округа, созвездия предприятий и пр.).

6. Тенденции к упорядочению межорганизационных связей присутствуют и в российской экономике — они завоевали определенную популярность среди предприятий-лидеров. Особенностями такого развития в нашей стране является доминирование наиболее сильных форм интеграции — холдингов, демонстрирующих лучшие хозяйственные результаты в промышленности, а также наименее формализованных, что определяется необходимостью для большинства предприятий реализовывать полулегальные схемы деятельности.

7. В контексте специфики условий переходной экономики и мирового опыта предполагается, что в стратегию развития предприятий различных отраслей следует включать разнонаправленные формы взаимодействия с другими участниками системы создания ценности: поставщиками, потребителями, конкурентами, перспективными предприятиями родственных отраслей.

8. Стратегическое взаимодействие на основе приобретения контрольного пакета существующих предприятиях доступна предприятиям отраслей добывающей промышленности и первичной переработки сырья, которые развиваются в рамках вертикальной интеграции вперед или в направлении инвестиций в высокодоходные и ключевые активы в несвязанных отраслях.

9. Взаимодействие, характеризующее большинство предприятий отраслей потребительской и производственно-технической продукции высокого передела, развивается в условиях дефицита ресурсов на полную или частичную покупку уже существующих предприятий. Поэтому достижение системного конкурентного преимущества целесообразно осуществлять в рамках совместных предприятий и так называемых «мягких» ассоциативных форм. Целями такого взаимодействия могут стать создание новой продукции, совместное проектирование и производство технологически сложных комплектующих, а также освоение экономического пространства за пределами региона базирования предприятий.

10. Алгоритм анализа стратегического взаимодействия предприятий подразумевает следующие этапы: определение объекта взаимодействия, подбор поставщика или потребителя, оценка проекта.

11.В результате формализации процесса управления закупками выделены показатели затрат, влияющие на коммерческую эффективность взаимодействия и учитывающие основные сферы продвижения товара к предприятию-клиенту — от производства до монтажа. К ним относятся заводская себестоимостьтранспортно-заготовительные расходытрансакционные издержки (затраты на поиск партнера, на получение маркетинговой информациизатраты на переговоры, заключение контракта, затраты на исправление дефектовзатраты на урегулирование возникающих противоречий) — издержки на монтаж комплектующей, возникающие у потребителя дополнительные капиталовложения.

12.Успешное взаимодействие требует гармонизации интересов участников в финансовой сфере для обеспечения паритетности инвестиций и снижения риска, например, в форме софинансирования и перекрестного участия в уставном капитале, в работе предложены некоторые критерии выполнения этой задачи.

13. Нижегородская область принадлежит к динамично развивающимся регионам страны, постепенно преодолевающим экономические трудности переходного периода. Отличительной особенностью региона является значительный инновационный потенциал, который может быть реализован в процессе развития предприятий на базе новых товаров и технологий их производства.

14.Кроме этого, был проведен регрессионный анализ уровня прибыли и рентабельности продаж подотраслей и получены следующие результаты: прибыль определяется объемом производства и количеством занятых с хорошей объясняющей силой, рентабельность продаж связана с производительностью труда, инвестициями в основной капитал и уровнем оплаты труда, хотя по результатам регрессии очевидно отсутствие важных объясняющих переменных. Таким образом, можно выявить важность роста производства, занятости и капиталовложений на машиностроительных предприятиях для роста прибыли и рентабельности.

15.На примере взаимодействия ОАО «ГАЗ» и ООО ПКФ «Промпласт» продемонстрирован механизм реализации межорганизационного взаимодействия. Анализ взаимодействия показал, что не все предлагаемые к оценке категории затрат учитываются предприятиями, в частности, не отслеживаются трансакционные затраты и затраты потребителя на монтаж комплектующих. Это требует дополнительных форм управленческой отчетности: по первой группе затрат — на постоянной основе, по второй — на периодической.

16.Одним из перспективных направлений развития предприятий является региональная кооперация, способствующая развитию устойчивого системного конкурентного преимущества. Ведущую роль в этом процессе должен сыграть машиностроительный комплекс — базовая отрасль региона.

17. Процесс интеграции промышленных предприятий Нижегородской должен поддерживаться региональными властями. Конкретными направлениями программы могут стать:

• поддержка и развитие малого инновационного предпринимательства и трансфера технологий;

• продвижение региональных предприятий на рынки других регионов и стран;

• содействие улучшению инфраструктуры региона;

• содействие кооперации резервных производственных мощностей;

• активизация информационного обмена между предприятиями на региональном уровне.

19.Содействие кооперации должно осуществляться, в первую очередь, через информационную координацию органами региональной власти или объединениями предпринимателей. Формируемая информационная база может включать следующие разделы:

• каталог основных видов продукции машиностроительных предприятий региона;

• балансы производственных мощностей по выпуску конечной и промежуточной продукции или по видам средств технологического оснащения;

• перечень технических проблем региональных предприятий;

• перечень потребностей предприятий региона в продукции производственно-технического назначения и возможностей их удовлетворения региональными предприятиями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. , С.Б. Хозяйственные связи в российской промышленности: проблемы и тенденции последнего десятилетия / С. Б. Авдашева. — М.:ГУ-ВШЭ, 2000.- 185 с.
  2. , С.Б. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах / С. Авдашева, В. Дементьев //Российский экономический журнал. 2000. — № 1. — с. 13 -27.
  3. , И. Стратегическое управление: Сокр. пер. с англ. / И.Ансофф. /Науч. ред. и авт. предисл. Л. И. Евенко. М.: Экономика, 1989. — 519 с.
  4. , К. Перспективы корпоративного стратегического управления в Венгрии / К. Балатон // Проблемы теории и практики управления, 1991. №.5−6 -сс.139−142.
  5. , А.С. Современный менеджмент: теория и практика /
  6. A.С.Большаков, В. И. Михайлов СПб, Питер, 2000 — 416 с.
  7. , М. Экономические преобразования в Словакии и управление предприятиями / М. Волошин, Т. Вархолова // Проблемы теории и практики управления, 1994, №.6 — сс.11−15.
  8. , А. Капитал и машины / А. Виньков, Д. Сиваков //Эксперт, 2001. № 42. — С.87−102.
  9. , О.С. Стратегическое управление: Учебник / О. С. Виханский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.:Гардарика, 1998. — 296 с.
  10. , М. Корпоративные формы территориальной интеграции производства (на примере муниципального образования) / М. Глазырин, Т. Киселева, А. Фаворский //Экономист. 2003.-№ 2. — С.65−69.
  11. Ю.Глинский, В. В. Статистический анализ. Учебное пособие/ В. В. Глинский,
  12. B.Г. Ионин. Издание 2-е, переработанное и дополненное — М.: Информационно-издательский дом «Филин», 1998. — 264 с.
  13. Государственная политика в промышленном комплексе России и его трансформация в период реформ // Вопросы экономики. 2002. № 6. — С.92−108.
  14. , В.П. Экономика предприятия: Учебник для вузов / В. П. Грузинов и др./ Под ред. проф. В. П. Грузинова. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. -535 с.
  15. И.Гурков, И. Инновационная деятельность российских промышленных предприятий / И. Гурков, Е. Авраамова, В. Тубалов // Вопросы экономики. 2001. -№ 7. С.71−85.
  16. И.Гурков, И., Факторы создания добавленной стоимости российскими предприятиями / И. Гурков, Е. Авраамова, В. Тубалов // Вопросы экономики.2002. -№ 6.-С.120−132.
  17. , Т. Наиболее важные проблемы российского бизнеса: кто их решит / Т. Гурова, Н. Кириченко, Д. Медовников, А. Привалов // Эксперт. 1999. — № 42-сс.23−28.
  18. , P.JI. Менеджмент. Серия: Теория и практика менеджмента / Р. Л. Дафт. СПб: Изд-во Питер, 2001. — 832 с.
  19. , В. Финансово-промышленные группы в стратегии реформирования экономики России / В. Дементьев // Российский экономический журнал, 2000, № 11−12, сс.3−9.
  20. , В. Финансово-промышленные группы в российской экономике / В. Дементьев // Российский экономический журнал, 1998, №№ 4−12, 1999 №№ 1−6.
  21. , Г. А. Организация инновационной деятельности в строительном комплексе / Г. А. Денисов, М. И. Каменецкий // Проблемы прогнозирования.2003. № 3. — С.50−61.
  22. , Е.Ю. Моделирование микроэкономики. Учебное пособие для вузов / Е. Ю. Дорохина, М. А. Халиков под общ. ред. Н. П. Тихомирова М.: Издательство «Экзамен», 2003. — 224 с.
  23. , И. Возможные стратегии польских предприятий в условиях экономической трансформации / И. Дурлик // Проблемы теории и практики управления, 1996, №.5 сс.35−41.
  24. Дынкин, А. Интегрированные бизнес-группы в российской экономике
  25. A.Дынкин, А. Соколов //Вопросы экономики. 2002. — № 4. — сс.78−95.
  26. , Н.Е. Моделирование деятельности малого предприятия, функционирующего в экономическом симбиозе с крупным промышленным объектом / Н. Е. Егорова //Экономика и математические методы, 2001. — Т.35, № 2.-С.102−115.
  27. , Ю.И. Прогнозирование и планирование на предриятии: Учеб. пособие / Ю. А. Ефимычев, Л. В. Стрелкова, Р.А. Горячев- Нижегородский госуниверситет им. Н. И. Лобачевского. Нижний Новгород, Изд-во ННГУ, 2002.- 132 с.
  28. , Ю.И. Резервы роста производства промышленной продукции: Монография / Ю. А. Ефимычев, Ю. О. Плехова — Нижний Новгород, Изд-во ННГУ, 2003.- 170 с.
  29. , Ю.В. Слияния, поглощения и разделение компаний: стратегия и тактика трансформации бизнеса / Ю. В. Иванов. Издание 2-е, переработанное и дополненное — М.: Альпина Паблишер, 2001. — 244 с.
  30. , В. Инновации на постсоветских промышленных предприятиях /
  31. B.Кабалина, С. Кларк // Вопросы экономики, 2001, 7 —сс.18−33.
  32. , А. Организационные формы реализации активных проектов / А. Кабицын, С. Павлов, О. Бартенева //РЦБ. Управление компанией. 2002. — № 5.- сс.51−55.
  33. , Г. Б. Тамбовцев В., Качалов Р. Предприятие в нестабильной экономической среде: риски, стратегии, безопасность / Г. Б. Клейнер, В. Л. Тамбовцев, Р. М. Качалов. М.: Экономика, 1997. — 288 с.
  34. , Г. Б., Системная парадигма и теория предприятия / Г. Б. Клейнер, // Вопросы экономики. 2002. — № 10. — С.47−69.
  35. , Ю.А. Корпоративная стратегия как фактор интеграции текстильной промышленности / Ю. А. Кобзарь // Регион: экономика и социология. 2003. — № 4. — С. 150−159.
  36. , Н.И. Роль инноваций и технологий в развитии экономики и общества / Н. И. Комков // Проблемы прогнозирования. 2003. — № 3. — С.24−42.
  37. , Ю.В. Эффективностьк корпоративной структуры, реализующей инновации / Ю. В. Косачев //Экономика и математические методы, 2001. — Т.37, № 3.-С.36−51.
  38. , Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. / Ф. Котлер, Общ. Ред. и вступ. статья Е. М. Пеньковой. М.: Прогресс, 1993. — 736 с.
  39. , Л.И. Менеджмент на промышленном предприятии: Учеб. пособие / Л. И. Кошкин, А. Е. Хачатуров, И.С. Булатов- Рос. химико-технол. ун-т. — М., 2000. —303 с.
  40. , Л.А. Динамика цен в системе взаимосвязанных предприятий / Л. А. Кручинин, А. В. Сморгонский //Экономика и математические методы, 2001. -Т.37, № 1. С.47−55.
  41. , Л.А. О возможных условиях заключения ценовых соглашений / Л. А. Кручинин, А. В. Сморгонский //Экономика и математические методы, 2003. -Т.39, № 1. — С.23−32.
  42. , Е.В. Транснационализаиця капитала / Е.В. Ленский- По ред. О. Н. Сосковца. Мн.: Армита — Маркетинг, Менеджмент, 2001. — 326 с.
  43. , И.В., Коссов, В.В. Экономический анализ реальных инвестиций: Учебник / И. В. Липсиц, В. В. Коссов. 2-е изд., доп. и перераб. — М.: Экономист, 2003.-347 с.
  44. Логистика. Учебник / Под ред. Б. А. Аникина 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ИНФРА-М, 2002. — 368 с.
  45. Между народный менеджмент. Учебник для вузов /Под ред. С. Э. Пивоварова, Д. И. Баркана, Л. С. Тарасевича, А. И. Майзеля. — СПб: Издательство «Питер», 2000.-624 с.
  46. , Г. Школы стратегий. Стратегическое сафари: экскурсия по дебрям стратегий менеджмента / Г. Минцберг, Б. Альстрэнд, Дж.Лэмпел. СПб: Питер, 2000. — 336 с.
  47. , Г. Стратегический процесс / Г. Минцберг, Дж.Б.Куинн, С.Гошал. -СПб: Питер, 2001.-688 с.
  48. , Л. Роль предпринимательских сетей и альянсов в обеспечении рыночной устойчивости предприятия / Л. Мищенко, М. Листопад // Экономист, 2003 -№ 10-сс.67−70.
  49. Многомерный статистический анализ в экономике: Учеб. пособие для вузов / Л. А. Сошникова. В. Н. Тамашевич, Г. Уэбе, М.Шефер. Под ред. проф. В. Н. Тамашевича. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 1999. — 598 с.
  50. , А.Г. Интеграция банковского и промышленного капитала: современные мировые тенденции и проблемы развития в России: Дис. д-ра экон. наук 08.00.14 / А. Г. Мовсесян Москва, 1998.
  51. , Г. От централизованно управляемых к рыночно ориентированным предприятиям / Г. Мюллер // Проблемы теории и практики управления, 1991 -№.5−6 сс.54−159.
  52. Некоторые проблемы управления бюджетными, инвестиционными и конверсионными процессами в крупном промышленном регионе: Монография/ Ф. Е. Удалов, В. Н. Воробьев, А. Е. Лихачев, О.Ф. Удалов-Нижний Новгород: Изд-воННГУ, 2002.- 187 с.
  53. , К. Промышленная политика и реструктуризация в странах Центральной и Восточной Европы /К.Нильсен // Проблемы теории и практики управления 1995 — № 6 — сс.22−27
  54. , JI.B. Международный бизнес: экономические основы развития и регионализации: Монография/ JI.B. Новокшонова —Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001.- 187 с.
  55. , А. Особенности слияний и поглощений российских компаний / А. Пирогов //РЦБ. Управление компанией. 2002. — № 5. — сс.65−70.
  56. , А.Б. Влияние трансакционных издержек на структуру рынка / А. Б. Письменная //Экономика и математические методы, 2003. Т.39, № 4. — С.82−85.
  57. , А.С. Механизм равновесных трансфертных цен / А. С. Плещинский //Экономика и математические методы, 2001. — Т.37, № 2. — С.70−91.
  58. , А.С. Динамическая эффективность механизма равновесных трансфертных цен / А. С. Плещинский //Экономика и математические методы, 2001.-Т.37, № 4.-С. 12−32.
  59. , В. Экономические реформы в России: три гола спустя /В.Попов // Проблемы теории и практики управления, 1994. №.6 — сс. 16−24
  60. М.Э. Конкуренция/ М.Портер. — М.: Издательский дом «Вильяме», 2000.-495 с.
  61. , О.В. Исследование инновационной компоненты межотраслевой эффективности / О. В. Почукаева // Проблемы прогнозирования, 2003 № 5 — сс.44−54.
  62. Природа фирмы: Пер. с англ./ Под ред. О. И. Уильямсона и С.Дж.Винтера-М.: Дело, 2001.-360 с.
  63. , И.Б. Прогнозирование в системе управления современным предприятием: Монография/ И. Б. Ромашова -Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2000.-328 с.
  64. Российская промышленность: институциональное развитие. Вып. 1 / Под. Ред. Т. Г. Долгопятовой. М.: ГУ-ВШЭ, 2002. — 239 с.
  65. , Н.Н. Технико-экономический анализ проектных решений. Учебное издание / Н. Н. Савченко. М.: Издательство «Экзамен», 2002. — 128 с.
  66. , В.А. Посткризисный промышленный подъем: факторы, результаты и перспективы / В. А. Сальников, Д. И. Галимов // Проблемы прогнозирования, 2001. № 3. — .с.4−21
  67. , А. Румыния: новые подходы к структурной политике / А. Саморукова // Проблемы теории и практики управления, 1994, №.6 — сс.29−34.
  68. , Я. Феномен «доверительных» стратегий предприятиями реального сектора экономики / Я. Сергиенко // Российский экономический журнал. 2002. № 1. — С.57−63.
  69. , Е.К. Экономические показатели бизнеса / Е. К. Смирницкий. -М: Экзамен, 2001. 512 с.
  70. Справочник экономиста промышленного предприятия / Под науч. ред. проф. С.Е.Каменицера- М.: Экономика, 1974 663 с.
  71. Стратегии бизнеса: Справочник / Под ред. Г. Б. Клейнера. М.:КОНСЭКО, 1998.-720 с.
  72. , Ю.В. Выбор эффективных решений в экономике в услвоиях неопределенности: Монография/ Ю. В. Трифонов, А. Ф. Плеханова, Ф. Ф. Юрлов Под редакцией Ю. В. Трифонова -Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 1998. 140 с.
  73. , Ю.В. Информация: рынки, стимулы, модели: Монография/ Ю. В. Трифонов, П. Вольфссен, С. П. Салмин. Под редакцией Ю. В. Трифонова -Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2000. 144 с.
  74. , Ю.В. Стратегическое управление в рыночной экономике: Монография/ Ю. В. Трифонов, М. Л. Горбунова, Ф. Ю. Ананьев. Под редакцией Ю.В.Трифонова-Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2003. -291 с.
  75. , О.Ф. Структурно-функциональные проблемы управления крупными промышленными предприятиями: Монография/ О. Ф. Удалов, Э. Л. Патронов — Нижний Новгород: Изд-во ННГУ, 2001. 164 с.
  76. Управление по результатам / Т. Санталайнен, Э. Воутилайнен, П. Поренне, Й. Х. Ниссинен: Пер. с финск. / Общ.ред. и предисл. Я. А. Лейманна. М.: Издательская группа «Прогресс», 1993. — 320 с.
  77. , Т.М. Координация управления качеством в свете трансакционных издержек / Т. М. Фишер //Проблемы теории и практики управления. 1999.-№ 3. — С.62−67.
  78. , Р.Б. Реорганизация цепей поставок. Создание интегрированных систем формирования ценности: Пер. с англ / Р. Б. Хэндфилд, Э. Л. Николс. М.: Издательский дом «Вильяме», 2003. — 416 с.
  79. , В.А. Финансово-промышленные группы: опыт и перспективы / В. А. Цветков // Проблемы прогнозирования. 2000. — № 1. — сс.95−107.
  80. , С. Экономические проекты на просторах России / С. Цымбал,
  81. A.Кабицын //Рынок ценных бумаг. Управление компанией. 2002. — № 1. — сс.26−29.
  82. , И.С. Предпринимательские объединения: Учебно-практическое пособие / И. С. Шиткина. М.: Юристъ, 2001. — 384 с.
  83. Экономика автомобильной промышленности и тракторостроения: Учебник / Б. В. Власов, А. А. Невелев, Г. Б. Кац и др. /Под ред. Б. В. Власова, Г. Б. Каца. —2-е изд., перераб. и доп.— М.: Высш. школа, 1978. — 328 с.
  84. Экономика предприятия: Учебник / Под ред. проф. О. И. Волкова. М.: ИНФРА-М, 1997−416 с.
  85. Экономика предприятия: Учебник для вузов/ Под ред. проф.
  86. B.Я.Горфинкеля, проф. В. А. Швандара 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001 -718 с.
  87. Abell, D.F. Defining the Business / D.F.Abel. Englewood Cliffs: Prentice Hall International, 1979. — 333 p.
  88. Airoldi, G. Lezioni di economia aziendale / G. Airoldi, G. Brurietti, V. Coda. — Bologna: II Mulino, 1994. 571 p.
  89. Amoroso, B. Delia globalizzazione / B. Amoroso Bari: Edizioni Meridiana, 1996. -165 p.
  90. Badaracco, J.L. Jr The Knowledge Link. Cambridge, MA: Harvard Business School Press, 1991.- 189 p.
  91. Benassi, M. L’ambiente / M. Benassi // Manuale di Organizzazione Aziendale, Vol. 2 La progettazione organizzativa. — Torino: UTET, 1997- pp. 3−30.
  92. Ciciotti, E. Competitivita e territorio: l’economia regionale nei paesi industrializzati / E.Ciciotti. Roma: la Nuova Italia Scientifica, 1993. — 239 p.
  93. Contractor, F. Cooperative Strategies in International Business / F. Contractor, P. Lorange P. (Eds.). Mass.: Lexington Books, 1988. — 513 p.
  94. Day, G.S. Market Driven Strategy. Processes for Creating Value / G.S. Day. -New York: The Free Press, 1990. 480 p.
  95. Di Bernardo, В. II management e le macchine: Teoria evolutiva dell’impresa / B. Di Bernardo, E. Rullani. Bologna: II Mulino, 1990. — 452 p.
  96. Di Bernardo, B. Le dimensioni d’impresa: scala, scopo, varieta / B. Di Bernardo. — Milano: Franco Angeli, 1991. 552 p.
  97. Grandori, A. Inter-Firm Networks: Antecedents, Mechanisms, and Forms / A. Grandori, G. Soda// Organization Studies. 1995. — n.16/2. — pp.183−214.
  98. Grandori, A. Organizzazione e comportamento economico / A. Grandori. -Bologna: II Mulino, 1999. 585 p.
  99. Grant, R.M. Contemporary Strategic Analysis. Concepts, Techniques, Applications / R.M.Grant. New York, Blackwell, 1991. — 547 p.
  100. Hamel, G. Alia conquista del fiituro / G. Hamel, C.K.Prahalad-Milano: II sole 24 ore, 1994.-392 p.
  101. Kogut, B. Joint Ventures: Theoretical and Empirical Perspectives / B. Kogut // Strategic Management Journal 1988. -vol. 9, n. 2. — pp. 319−332.
  102. Krugman, P. Geografia e commercio internazionale / P.Krugman. Milano: Garzanti, 1995. — 135 p.
  103. , A. (a cura di) L’analisi relazionale delle organizzazioni. Riflessioni teoriche ed esperienze empiriche / A. Lomi (a cura di). Bologna: II Mulino, 1997. — 349 p.
  104. , G. (a cura di) Accordi, reti e vantaggio competitivo / G. Lorenzoni (a cura di). Milano: Etas libri, 1992. — 343 p.
  105. Louzine, A. The Management Development Programme: Enterprise Restructuring in the Russian Federation / A. Louzine. 2000. http://www.ilo.org/public/english/ employment/ent/ mandev/publ/unpub4.htm.
  106. Manzolini, L. L’organizzazione snella. Processi di cambiamento per innovare l’impresa / L. Manzolini, G. Soda, L.Solari. Milano: Etas Libri, 1994. — 235 p.
  107. Marshall, A. Principles of Economics / A.Marshall. New York: Macmillan, 1920.-731 p.
  108. Nacamulli, R.C.D. (a cura di) Organizzazione & Mercato / R.C.D.Nacamulli, A. Rugiadini (a cura di). — Bologna: II Mulino, 1985. 645 p.
  109. Napolitano, M.R. L’analisi dell’ambiente: Problemi teorici e modelli empirici / M.R. Napolitano. Padova: CEDAM, 1996. — 237 p.
  110. Parolini, C. Rete del valore e strategic aziendali / C. Parolini. Milano: EGEA, 1996.-397 p.
  111. , M.E. 1980 Competitive Strategies. Techniques for Analysis Industries and Competitors / M.E. Porter. London: The Free Press, 1980. — 396 p.
  112. Porter, M.E. Competitive Advantage. Creating and Sustaining Superior Performance / M.E. Porter. New York: The Free Press, 1985. — 557 p.
  113. Porter, M.E. Competition in Global Industries / M.E. Porter (ed.). Boston: Harvard Business School Press, 1986. — 581 p.
  114. Porter, M.E. The Competitive Advantage of nations / M.E. Porter. London: basingstoke, 1990. — 855 p.
  115. Porter, M.E. Clusters and the New Economics of Competition / M.E. Porter // Harvard Business Review. 1998. — November — December — pp. 77−90.
  116. Provasi, R. Le operazioni straordinarie strategiche. Aspetti eonomici, gestionali e organizzativi / R. Provasi. Napoli: Sistemi Editoriali, 2002. — 160 p.
  117. Radygin, A. Ownership and Control of Russian Industry / A.Radygin. -http://www.c0rp-g0v.0rg/pr0jects/l /radygin.pdf, 2001.
  118. Rullani, E. II postfordismo. Idee per il capitalismo prossimo venturo / E. Rullani, L. Romano (a cura di). Milano: Etas Libri, 1998. — 236 p.
  119. Sicca, L. La gestione strategica dell’impresa. Concetti e strumenti / L.Sicca. -Padova: CEDAM, 1998. 436 p.
  120. Soda, G. Reti tra imprese. Modelli e prospettive per una teoria del coordinamento tra imprese / G.Soda. — Roma: Carocci Editore, 1998. — 259 p.
  121. Tiberi Vipraio, P. Dal mercantilism© alia globalizzazione. Lo sviluppo industriale trainato dalle esportazioni / P. Tiberi Vipraio. Bologna: II Mulino, 1999. -357 p.
  122. Turati, C. Le alleanze / C. Turati // Manuale di Organizzazione AziendaleTorino, UTET 1997- Vol.2, La progettazione organizzativa, pp. 574−607.
  123. Vicari, S. Nuove dimensioni della concorrenza: strategic nei mercati senza confini / S.Vicari. Milano: EGEA, 1989. — 358 p.
  124. Volpato, G. L’analisi di settore: aspetti strutturali e dinamici / G. Volpato // L’impresa industriale. Economia, tecnologia, management / M. Rispoli (a cura di) -Bologna: II Mulino, 1989- pp. 111−177.
  125. Еженедельник «Эксперт» http://www.expert.ru/
  126. Центр макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования http://www.forecast.ru/
  127. Центр экономической конъюнктуры при Правительстве Российской Федерации http://www.cea.gov.ru/
  128. Центр консалтинга «Форум» http://www.centrforum.ru/
  129. Сайт ОАО «ГАЗ» http://www.gaz.ru/
  130. Сайт инвестиционной компании «БИГ» http://www.big-group.ru/
  131. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов и их отбору для финансирования 1994 г. http://www.appraiser.ru/info/norrna/met94/
  132. Материалы Нижегородского областного комитета государственной статистики.
Заполнить форму текущей работой