Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические условия преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, комплексная психологическая подготовка студентов велась на протяжении двух лет в форме лекций, семинарских и практических занятий, деловых игрконтрольно-оценочных форм (зачет, контрольные работы, экзамен): Реализация ее проходила с усилением основных направлений практических составляющих профессиональной подготовкистудентов-психологов: 1Мы пришли к выводу, что применение деловых… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Фактор «неопределенности» как объект психологических исследований профессиональной деятельности человека и подготовки к ней
    • 1. 1. Категориально-понятийный аппарат, раскрывающий сущность неопределенности, как атрибутивного свойства психологической реальности
    • 1. 2. Действие фактора неопределенности в профессиональной деятельности человека
    • 1. 3. Специфика действия фактора неопределенности в профессиональной деятельности психологов
    • 1. 4. Анализ принципов преодоления негативного воздействия фактора неопределенности в профессиональной подготовке студентов-психологов
  • Выводы по главе!
  • Глава 2. Экспериментальное исследование тенденций проявления неопределенности в^ представлениях студентов-психологов о профессиональной деятельности (ППД) и взаимосвязи ее с личностными конструктами
    • 2. 1. Описание и обсуждение материалов поисково-ориентировочного этапа исследования определенности/неопределенности ППД
    • 2. 2. Обсуждение результатов исследования определенности / неопределенности ППД студентов и взаимосвязи их с личностными конструктами
    • 2. 3. Обсуждение результатов исследования определенности / неопределенности ППД и личностных конструктов
  • Выводы по главе

Глава 3. Условия и способы преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о своей профессиональной деятельности. 74 3.1. — Общая характеристика и описание плана формирующей части диссертационного исследования.

3.2. Теоретические принципы и методические основы организации учебной работы со студентами—психологами по преодолению неопределенности их представлений о практической составляющей профессиональной деятельности.

3.3. Использование деловых игр, как одного из средств преодоления неопределенности представлений студентов о практической составляющей профессиональной деятельности.

3.4. Оценка учебных достижений студентов-психологов средствами деловой игры как условие преодоления неопределенности их представлений о профессиональных действиях.

3.5. Обсуждение результатов позитивной динамики представлений студентов о своей профессиональной деятельности, подтверждающие эффективность способов и условий преодоления в ней неопределенности.

Выводы по главе.

Психологические условия преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. На рубеже XX—XXI вв. в философии было обосновано новое понимание принципа индетерминизма, положившего «конец определенности» детерминизма. Неопределенность стала выступать как фактор развития самоорганизующихся и саморазвивающихся систем, в том числе и психологических (И.Р. Пригожин). Принцип неопределенности в методологии науки стал не мене значимым, чем принцип детерминизма при анализе сущности окружающего «непрозрачного» мира и сложнейшего внутреннего мира субъекта. Неопределенность, приобретая категориальный статус в наукё, стала рассматриваться условием и «ценностью» в построении человеком нового знания, основой творчества, креативности, свободы принятия решений и волеизъявления (М.С. Гусельцева, В. П. Зинченко, Е. Ю. Завершнева, Т. В. Корнилова, М. К. Мамардашвили, С. Д. Смирнов, O.K. Тихомиров). Но в периоды природной и социальной нестабильности для психологической науки и практики актуально изучение не только позитивного значения, толерантности человека к неопределенности, но и интолерантности к ней и развитие личностных конструктов, обеспечивающих преодоление ее отрицательных воздействий (А.И. Гусев, Е. Ю. Завершнева, Д. Канеман, Т. В. Корнилова, Е. М. Кочнева, В.Ф. Капуе-1 тин, Е. П. Кринчик, А. Тверски, В. Д. Рудашевский, Т. Г. Харитонова, Т. И. Чиркова и др.).

Происходящие социально-экономические изменения в стране предъявляют новые требования к работе психологов, и о несоответствии вузовской подготовки этим требованиям сейчас свидетельствуют и те, кто их обучает, и работодатели различных сфер социума (А.И. Донцов, И. В1. Дубровина, Ю. М. Забродин, Ю. П. Зинченко, В: Э. Пахальян, A.A. Реан, У. В. Ульенкова, Д. И. Фельдч штейн и др.).

Основной причиной такого положения некоторые авторы считают неопределенность самой психологической науки (В.П. Зинченко) и психологической практики (Б.С. Братусь, Ф. Е. Василюк, Ю. М. Забродин, В. В. Рубцов, Ю. Г. Та-тур). В то же время неопределенность как значимый фактор деятельности практических психологов и подготовки к ней еще не стала специальным предметом широких экспериментальных исследований.

Изучение действия фактора неопределенности в профессиональной подготовке психологов обусловлено рядом обстоятельств: необходимостью специалистов в сфере психологии отвечать на «новые вызовы» социальной действительности, требующей от них способности адекватно реагировать на возникающую неопределенность в содержании и способах реализации профессиональных задач (A.A. Деркач, М. И. Дьяченко, В. И. Панов, JI.A. Кандыбович и др.) — требованиями разработки инновационных технологий, повышающих определенность их представлений об обязанностях и рисках будущей профессиональной работы (А.Г. Асмолов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Г. В. Овчарова, В. Э. Пахальян, A.A. Реан, JI.M. Фридман, Т. И. Чиркова и др.) — необходимостью создания у студентов-психологов условий для развития толерантности к неопределенности, а также взаимосвязанных с ней смысложизненных ориентацией, жизнестойкости (Б.Г. Ананьев, В. Г. Асеев, A.A. Бодалев, В. Г. Зазыкин, Е. А. Климов, И. Г. Кочетков, Н. В. Кузьмина, А. К. Маркова, О. В. Москаленко, И. Н. Семенов, С. Ю. Степанов, В. Н. Толмачев и др.). Диспропорциональность практической и теоретической составляющих в подготовке психологов, которую отмечают многие авторы (Т.М. Белокрылова, Д. Ю. Грищенко, А. И. Донцов, Л. Д. Колесникова, Е. П. Кораблина, Е. А. Оленева, Т.М. Сорокина), потребовала изучения условий преодоления, неопределенности в представлениях студентов о своей профессиональной компетентности в процессе вузовского обучения и вызвала необходимость разработки новых дидактических форм обучения студентов-психологов и изменения контрольной оценки их учебных достижений.

Таким образом, проблемное поле нашего исследования определяется новыми требованиями к высшему образованию психологовнеобходимостью повышения практической составляющей их профессиональной подготовкинедостаточной разработанностью методов формирования профессиональной определенности у студентов-психологов в период их вузовского обучения.

Цель диссертационного исследования — выявить условия преодоления негативного действия фактора неопределенности в профессиональной подготовке студентов-психологов.

Объект диссертационного исследования — проявления фактора неопределенности в профессиональной деятельности психологов и подготовке к ней, а также толерантное/интолерантное отношение к этой неопределенности.

Предмет исследования: — особенности представлений хтудентов-психологов о профессиональнойдеятельности и психологические условия преодолениям негат тивного действия: неопределенности в процессе вузовского обучения: Гипотезы исследования:

1. У студентов-психологов проявится значительная, неопределенность представлений о своей будущей профессиональной деятельности, обусловленная неопределенностью современной психологической науки и психологической практики. Факты проявления неопределенности представлений о профессиональной деятельности будущего практического психолога могут зависеть от. ФГОС их общей, профильной^ специализации и цикла специальных учебных дисциплин, которые бы содержательно, структурно целостно, технологически взаимосвязано раскрывали конкретные виды деятельности психолога-.

2. Уровни неопределенности представлений у студентов-психологов о профессиональной деятельности могут иметь значительные индивидуальные различия в зависимости от ихсмысложизненных ориентации жизнестойкости, то-лерантности/интолерантности к неопределенности, свойств темперамента, определенности в самооценивании своих качеств и личностных позиций;

3- Условием преодоления" неопределенности представлений: студентов-психологов о профессиональной деятельности может быть реализация творческого формата обучения и изменения в контрольной оценке учебных достижений студентов за счет усиления компонента их самооценивания. Зачет в форме деловой игры, моделирующий практические ситуации работы психолога, может активизировать возможности позитивного воздействия на преодоление неопределенности представлений студентов о профессиональной деятельности. 6 • «* -* ."•-!. г-«-."-С'л.*^ К'.-.'?Л:* '.» ."'і'. ' ~ -?V Л' «- >' ' .7-: Ґ-» «*. ' • ' ї» і •.

Задачи исследования:

1. На основе анализа научных исследований по проблеме действия фактора неопределенности в сфере профессиональной деятельности психологов и подготовки к ней определить исходные теоретико-методологические положения возможностей преодоления негативного воздействия этого фактора.

2. Разработать психодиагностическую программу и диагностический инст рументарий для изучения определенности/неопределенности представлений о профессиональной деятельности студентов-психологов старших курсов психологических факультетов различной специализации.

3. Изучить особенности проявления определенности/неопределенности представлений студентов-психологов о профессиональной деятельности и взаимосвязи их с личностными конструктами («смысложизненные ориентации», «жизнестойкость», «толерантность к неопределенности», «темперамент», уверенность (определенность) в самооценивании своих качеств и личностных позиций).

4. Теоретически обосновать, разработать, апробировать и оценить эффектив ность организационно-учебной программы творческого формата обучения и новых оценочно-контрольных форм, преодолевающих неопределенность в представлениях студентов-психологов о профессиональной деятельности (на примере изучения дисциплины «Социальная психология управления», «Конфликтология»).

Методологическую основу исследования составили:

• Культурно-исторический подход (Л.С. Выготский, П. Я. Гальперин, В. П. Зинченко, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн и др.), раскрывающий причинную обусловленность психологических образований в процессе деятельности и целенаправленного формирования;

• методологический принцип неопределенности (В.П. Зинченко, Т. В. Корнилова, М. К Мамардашвили, И. Р. Пригожин, С.Д. Смирнов), позволяющий с индетерминистических позиций рассматривать деятельность психолога и развитие его личности как саморазвивающуюся систему в условиях изменчивости и нестабильности окружающего мира.

• принцип системного подхода (П.К. Анохин, Б. Ф. Ломов и др.)" согласно которому предмет психологического исследования — неопределенность представлений студентов о профессиональной деятельности, рассматривается как многоуровневая и целостная (холистическая) реальность;

• принцип единства сознания и деятельности (Б. F. Ананьев, JI.C. Выготский, А. Н. Леонтьев и др.), позволяющий понимать сущность успешности профессионального обучения^ студентов в зависимости от вида деятельности, в которую они вовлечены;

• субъектный подход (К.А. Абульханова-Славская, A.B. Брушлинский, E.H. Волкова, В. А. Петровский, С. Л. Рубинштейн, У. В. Ульенкова, Б.А. Сосновский), обеспечивающий центрацию преодоления отрицательного действия фактора неопределенности с помощью саморегуляции поведения и деятельности испытуемых;

• аксиологический подход (Б.С. Братусь, Д.А. Леонтьев) и телологический принцип, раскрывающие соотношение мотивации, целеполагания, завершенности, смысла профессиональной деятельности психолога.

Теоретической основой диссертационного исследования являлись: труды отечественных педагогов и психологов по проблемам толерантности в частности к неопределенности (А.Г. Асмолов, С. К. Бондырева, Т. В Корнилова, С. Д. Смирнов, Г. М1 Шеламова и др.) — теория развития психики в деятельности и роли субъективного фактора в этом процессе (Л.С. Выготский,.

B.В. Давыдов, В. П. Зинченко, Л. В. Занков, А. Н. Леонтьев, Л. Ф. Обухова,.

C.Л. Рубинштейн, Б.Д. Эльконин) — профессионального самосознания- (Л.И. Бо-жович, Ю. В. Гиппенрейтер, А. Н. Леонтьев, В. В. Рыжов, В. В. Столин, Д. И. Фельдштейн и др.) — психологических концепций, раскрывающих понятия смысложизненных ориентаций как интегральных образований личности (А.Г. Асмолов, Б. С. Братусь, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, A.A. Леонтьев, Н. С. Пряжников, В. Франкл) — личностно-деятельностный подход в системе профессионального образования (И.А. Зимняя и др.) — теории профессионального развития личности (Б.Г. Ананьев, А. И. Донцов, Ю. М. Забродин, Э. Ф. Зеер, Е. А. Климов, JI.M. Митина, В. И. Панов, Ю. П. Поваренков A.A. Реан, Д. Сьюпер и др.) — работы по проблемам оптимизации практической психологической службы и деятельности психолога (А.Г. Асмолов, М. Р. Битянова, И. В. Дубровина, Г. В. Овчарова, Т. М. Сорокина, У. В. Ульенкова, Т. И. Чиркова и.

ДР-).

Методы исследования включали: теоретико-методологический анализ литературы и нормативно-правовых документовметоды психологической диагностики, включающей методику измерения смысложизненных ориентаций (СЖО) методику измерения жизнестойкости (ЖС) Д. А. Леонтьеваопросник Маклейна (MSTAT) «Толерантность к неопределенности" — личностный опросник Г. Айзенкаразработанную нами методику самооценивания личностных конструктов (СЛК), модифицированный опросник Т. И. Чирковой, Т. Г. Харитоновой, Е. М. Кочневой «Представления студентов о видах профессиональной деятельности: психопрофилактике, психодиагностике, проектировании, психокоррекции» и разработанные нами опросники: «Представления студентов о профессиональной деятельности психолога в системе социального управления» и «Кто я как профессионал?».

Исследовательский дизайн включал констатирующий и формирующий эксперименткачественный анализ, корреляционный анализ по критериям Спирмена и Пирсона, статистический анализ на основе непараметрического критерия Вилкоксона-Манна-Уитнифакторный анализ.

Опытно-экспериментальной базой исследования явились ГОУ ВПО: НГПУ, ВГИПУ, НФ МГИ, Шадринский педагогический университет, Кировский филиал МУТУ, «Нижегородский педагогический колледж им. Ушинского». В исследовании участвовало в общей сложности 300 студентов различных факультетов. Средний возраст испытуемых составил 20,5 лет.

Научно-исследовательская работа продолжалась в течение 4-х лет (с 2008 по 2011 гг.) и включала в себя: первый этап (2008;2009 гг.) — поисково-ориентировочный. Анализ научной и учебно-методической литературы для определения проблемного поля исследования, конкретизации понятийно-категориального аппарата, отбора диагностического инструментария, выборки испытуемых. Второй этап (2009;2011 гг.) — экспериментальный. Констатирующий — изучение определенности/неопределенности представлений студентов о профессиональной деятельности и взаимосвязи их с личностными конструктами. Формирующий — разработка и реализация программы творческого формата обучения студентов-психологоввнедрение новых зачетно-оценочных форм учебных достижений студентов, преодолевающих высокие уровни неопределенности представлений студентов о будущей профессиональной деятельностиколичественный и качественный анализ экспериментальных данных. Третий этап (2011 гг.) — обобщение полученных результатов, формулировка выводов, оформление текста диссертации.

Достоверность основных положений и результатов исследования обеспечивалась основополагающими принципами педагогической психологии применением системы методов, адекватных цели, объекту, предмету, задачам исследованиярепрезентативностью выборки, статистически подтвержденными достоверными результатами проверки выдвинутых гипотез.

Научная новизна исследования:

Впервые для изучения действия фактора неопределенности был использован исследовательский дизайн, совмещающий в себе одновременно исследование его позитивного и негативного (дихотомического) воздействия на профессиональную подготовку студентов-психологов. Негативного — на представления студентов о целях, задачах, способах, технологических действиях, рисках ведущих видов деятельности психолога, недостаточно полно представленных для изучения в учебных дисциплинах ФГОС. Позитивного — на включении студентов в творческий формат обучения, требующего от них проявления в ситуациях неопределенности самостоятельного поиска содержания и способов креативного решения профессиональных задач.

Новизна в том, что определенность/неопределенность представлений о будущей профессиональной деятельности студентов изучалась в сопоставлении на различных факультетах педагогических вузов. Подготовка на них имеет существенное различие по степени научной определенности (математика, философия, психология, дошкольная педагогика) учебных предметов, составляющих основу их специализации и, соответственно, разную определенность будущей профессиональной практики.

Впервые толерантность/интолерантность к неопределенности экспериментально изучалась в представлениях студентов-психологов об основных видах профессиональной деятельности, являющихся системообразующими и смыслообразующими всей их работы.

Выявлены психологические составляющие, влияющие на профессиональную определенность/неопределенность студентов-психологов. К ним относятся такие аксиологические личностные конструкты, как: смысложизнён-ные ориентации, жизнестойкость, толерантность к неопределенности, тревожностьопределенность/неопределенность самооценок.

Новизна исследования, условий преодоления отрицательного действия ," фактора неопределенности в профессиональной подготовке психологов состояла в том, что особое внимание было уделено изучению в этом аспекте возможностей деловых игр и использования их в рефлексивной, контрольно-оценочной деятельности в своих учебных достижениях студентами.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем:

Систематизированы теоретические подходы к созданию' условий в процессе подготовки студентов-психологов для развития определенности их представлений о практической составляющей будущей профессиональной деятельности. К ним относятся методологические принципы: культурно-исторического, системного, аксиологического, субъектного подходов, позволяющих понимать сущность успешности профессионального обучения студентов в зависимости от вида деятельности, в которую они вовлечены. Экспериментально доказана значимость телологического принципа, раскрывающего взаимосвязь мотивации, целеполагания, завершенности и смысла, основных видов профессиональной деятельности психолога.

Проанализированы позитивные возможности действия фактора неопределенности и признания его как одного из значимых условия построения нового знания, а также определенности действий. Содержательно раскрыто дихотомическое действие фактора неопределенности в процессе подготовки к профессиональной деятельности студентов.

Уточнены возможности диагностического инструментария для изучения действия фактора неопределенности на представления студентов-психологов о практической составляющей профессиональной деятельности, включающие измерение не только их уровней, но и связи с личностными конструктами, содержащими ценностно-ориентационные, смысловые составляющие.

Практическая значимость исследования: Разработана программа творческого формата обучения студентов-психологов, включающая их самостоятельную работу с информационными ресурсами по составлению когнитивных карт, решению практико-ориентированных, проблемных учебных заданий, которая может быть использована при обучении студентов на психологических факультетах.

Разработана и апробирована инновационная технология контроля учебных достижений студентов — принятие зачетов в форме деловой игры с центра-цией на самооценку учебных достижений студентов, преодолевающая негативные тенденции действия неопределенности в представлениях студентов о будущей профессиональной деятельности в процессе вузовского обучения. (Технология представлена в учебно-методическом пособии «Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов»).

Разработанные способы преодоления негативного действия фактора неопределенности могут быть использованы преподавателями вузов в целях повышения уровня определенности образовательно-воспитательного процесса. Комплекс психодиагностических методик, позволяющих определять уровень неопределенности в профессиональной подготовке, может быть полезным не только для преподавателей высшей школы, но и для повышения квалификации практических психологов.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. На завершающих этапах вузовского обучения определенность / неопределенность представлений студентов-психологов о видах профессиональной деятельности, составляющих основу их профессионализма, имеет различные уровни в зависимости от ФГОСТ их общей и профильной подготовки. Высокий уровень неопределенности представлений был выявлен по психопрофилактической и проектировочной деятельности, которые не имеют в ФГОСТ специального цикла учебных дисциплин. Наоборот, высокий уровень определенности профессиональных представлений был у студентов по психодиагностике и психокоррекции, имеющих в ФГОСТ специальные циклы учебных дисциплин.

2. Индивидуальная мера выраженности определенности/неопеделенности представлений о профессиональной деятельности у студентов-психологов имеет значительные отличия во взаимосвязи с их смысложизненными ориентация-ми, жизнестойкостью, личностной толерантностью к неопределенности, темпе-раментальной тревожностью, уверенностью (определенностью) в самооценивании своих качеств и личностных позиций.

3. Самостоятельная оценка студентами содержания и уровня профессиональной подготовки является значимым условием развития определенности их представлений о предмете, способах, методах, формах, целях, задачах, рисках видов деятельности практического психолога1.

4. Использование деловых игр в учебных целях и в самоопределении профессиональной готовности студентов-психологов позитивно сказывается на преодолении неопределенности их представлений о практической составляющей профессиональной подготовки. Зачет по психологическим дисциплинам в форме деловой игры является эффективным условием «вмонтирования» студентами-психологами знаний, умений и навыков, приобретаемых при изучении смежных дисциплин психологического цикла в целостное представление о себе, как профессионале.

5. Условием успешного преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о профессиональной деятельности является организационно-учебная программа творческого формата, направленная на информационную модернизацию обучения студентов, включающая их самостоятельную работу по составлению когнитивных карт, решению практико-ориентированных заданий, коммуникативного взаимодействия в процессе учебных занятий.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные положения диссертации докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры социальной психологии НГПУна научных семинарах психологов, педагогов (2008 — 2011) — на международных, всероссийских, региональных научных и научно — практических конференциях (Н. Новгород 2011; Шуя 2011; Москва 2010,2011; Казань 2011; Санкт-Петербург 2010).

Структура диссертации. Диссертационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы, включающего 236 наименований, 9 приложений. Общий объем диссертации 150 страниц текста, 9 таблиц, 2 графика.

Выводы по третьей главе.

Формирующий эксперимент нашего диссертационного исследования: был нацелен на разработку средств и методов преодоления неопределенности в представлениях студентов-психологов старшекурсников о практической составляющей в основных видах своей будущей профессиональной деятельности.

Таким образом, комплексная психологическая подготовка студентов велась на протяжении двух лет в форме лекций, семинарских и практических занятий, деловых игрконтрольно-оценочных форм (зачет, контрольные работы, экзамен): Реализация ее проходила с усилением основных направлений практических составляющих профессиональной подготовкистудентов-психологов: 1Мы пришли к выводу, что применение деловых игр различного содержательного объема- (с учетом правильного структурированияпринципов, рисков) можно рассматривать как одно из значимых средств преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности. А показателем позитивной динамики в преодолении неопределенности представлений студентов о практической составляющей их профессиональной деятельности является позитивная динамика в самооценках своей профессиональной подготовкисмысложизненных ориентациях, показателях, жизнестойкостиобщих показателях толерантности/интолерантности к неопределенности, в определенности самооценки своих личностных конструктов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. Теоретический анализ проблемы исследования позволяет говорить о явном проявлении фактора неопределенности в содержании профессиональной деятельности психологов, а также в методической неопределенности их подготовки.

2. Результаты констатирующего эксперимента подтвердили гипотезу о том, что у студентов-психологов проявится значительная неопределенность представлений о своей будущей профессиональной деятельности, обусловленная неопределенностью современной психологической науки и психологической практики. Факты проявления неопределенности представлений о профессиональной деятельности будущего практического психолога действительно зависят от ФГОС ВПО их общей и профильной специализации и имеют индивидуальные различия в степени выраженности.

3. Выявилась связь проявления уровней определенности/неопределенности представлений студентов о профессиональной деятельности с аксиологическими личностными конструктами — смысложизненными ориентациями, жизнестойкостью, толерантностью к неопределенности, темпераментом, уверенно—стью (определенностью) в самооценивании своих качеств и личностных позиций.

4: Получила подтверждение гипотеза о том, что организационно-учебная программа творческого формата обучения и инновационные оценочно-контрольные формы могут быть. одним из значимых условий преодоления неопределенности в представлениях психологов о будущей профессиональной деятельности.

5. Как показали результаты нашего исследования, особую роль в преодолении неопределенности оценочно-контрольной деятельности в вузе, которую отмеI чали многие студенты, могут сыграть зачеты в форме деловой игры. Такой зачет обладает возможностью моделировать компоненты целеполагания изучаемых психологических дисциплиноценивать результативность его достижения в целом в учебной группе и у отдельных студентов и, тем самым, повышать определенность их «вмонтирования» в будущую профессиональную деятельность.

6. Технология такого зачета позволяет четко представлять студентам «содержательное пространство» обсуждаемых проблем не только в теоретическом плане, но и профессионально практическом их решении. Это достигается тем, что теоретический компонент изучаемой дисциплины моделируется в содержании заданий, а практический компонент оценивается пограмотности решения заданий.

7. Рефлексивный компонент, организуемый в ходе ДИ — устная* групповая рефлексия^ заполнение рефлексивных листов, рефлексия в ответах на анкеты по оценке уровней своей профессиональной компетентности при решении тех или иных проблем и т. д. — реализует самооценивание студентами своих достижений в профессиональном становлении.

8. Зачет в форме ДИ устраняет многие недостатки, противоречивость и риски традиционных контрольно-оценочных форм по психологическим дисциплинам и способствует преодолению* неопределенности представлений студентов-" психологов О’будущей профессиональной деятельности.

9. Неопределенность в учебной деятельности студентов преодолевается, развитием интеллектуальной интуиции, готовности к творчеству, креативному мышлению при принятии решений. Этому способствует использование элементов «мозгового штурма" — формулировка закономерности развития изучаемых реальностейопределение последовательности действий в задаваемой* учебной ситуацииобозначение причин и последствий действии неблагоприятных явленийсоздание «зон противоречивости и неопределенности» в информационном пространстве вариантоврешений, позволяющих переосмыслить, дополнить приобретенные знанияобязательность диалоговой формы взаимодействия преподавателей и студентов.

10. Значимым условием преодоления неопределенности в, профессиональном становлении психологов является формирование их коммуникативных: навыков, преодолевающих проблемы неопределенности в общении с ЛЮДЬМИ.

11. Условием преодоления фактора неопределенности в подготовке психологов является их целостное представление во всем объеме структурных составляющих будущей профессиональной деятельности. Поэтому на семинарах, практических занятиях мы обязательно знакомили студентов (с последующим детальным обсуждением) с содержательными составляющими ФГОС ВПО по основным профилирующим психологическим дисциплинам.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург.: Деловая книга, 1999.
  2. Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. — М.: Наука, 1973. 288 с.
  3. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1982. — 84 с.
  4. Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна.// Психологический журнал. 2009. Т. 30, — № 5. — С. 26—46.
  5. Айламазян А. М- Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. — С. 123−130.
  6. A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.
  7. H.A. Шкала «Нетерпимости к неопределенности» и электоральное поведение, almaev @ psychol.ras. ru
  8. Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал.- 1999. Т. 20, № 3. — С. 5−7.
  9. Аралбаева Ф. З, Карабанова О. Г., Круталевич-Леваева М. Г. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений. // Вестник ОРУ*. — 2002. — Выпуск 4.
  10. Т.Н. Проблема способностей: личностный аспект. // Психологический журнал. 1984. — № 3. — С. 46−55.1*1. Артемьева Т. И. Методологический’аспект проблемы способностей. М.: 1977. -146 с.
  11. Т. Ю., Шулакова О. А. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности у подростков и юношей //Психология обучения. № 6. — июнь. — 2008. — С. 4−13.
  12. В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
  13. В.Г. Проблемы мотивации и личность. // Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974. С. 122−144.
  14. А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. // Вопросы психологии. 1982. — № 2.- С.21−38.
  15. А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -153 е.
  16. А.Г. (отв.ред.) На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.
  17. А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2001. — № 1. — С. 4−7.
  18. АхмероваА.Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов ВУЗов коммуникативными средствами: Авт. дисс. .канд. пед. Наук. М., 2004.
  19. Г. В, Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие М.: МПСИ, 2005. — 152 с.
  20. Берак O. JL, Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестник-высшей школы. — 1987. — № 1. С. 9:
  21. А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании //Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910−10.htm.
  22. , М.В. Проблемы реформирования российского образования1- (Историко-педагогический аспект) // Электронное-периодическое издание. Проблемы современного образования, 2010. № 1. — С. ЗЗ — 44. Модернизация образования. Сайт жypнaлa: www. pmedu. ru.
  23. Большой-психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова., В. П: Зин-ченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
  24. Большой толковый психологический словарь Т.1 (А — О) — Пер. с англ. / Ребер Артур. ООО «Издательство АСТ" — «Издательство «Вече», 2001.-592 с.
  25. Большой толковый психологический словарь Т.2 (П Я) — Пер. с англ. / Ребер Артур.-ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2001.-560 с.
  26. С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. — № 4.
  27. Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М.: — 1977.-412 с.
  28. Н.П. Введение в методологию качественных исследований в психологии: монография. Ч. 1. Москва.: МГППУ, 2008.
  29. Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997.
  30. Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.152 с.
  31. Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994.- № 3-С. 122−129.
  32. A.A. Активное обучение в высшёй школе: контекстный подход^ — М., 1991.-49−207 с.
  33. , A.A. Компетентностный подход и теория, контекстного обучения: Материалы к 4 заседанию методологического семинара «Россия в Бо-лонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
  34. В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:V1. МГУ, 1990.-423 с.
  35. B.K. Основные проблемы психологической теории эмоций. Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-304 с.
  36. E.H. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород, 1998.-346 с.
  37. E.H. (1998) Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.
  38. JI.C. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
  39. JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
  40. A.A. Трансформации смысловой сферы подростков-беженцев, переживших критические жизненные ситуации в период социально-психологической адаптации // Российский психологический журнал, Т5.№ 1. Издательство «Кредо», 2008. С. 71−74
  41. П.Я. К учению об интериоризации. // Вопросы психологии. — 1966.-№ 6.-С. 21−30.
  42. П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.
  43. С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы. Н. Новгород, 2004. — 198 с.
  44. Г. Принятие решений: Да? Нет? Или что-то третье? Харьков.: Гуманитарный Центр, 2008.
  45. Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 433−456 с.
  46. Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск.: Наука, 1987. 61—77 с.
  47. Н.Д., Зинченко В. П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. -№ 6. -С. 26−41.
  48. Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория, и практика-, / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В: Рыжакова. М., 2002.
  49. Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 20 400 «Психология». Квалификация — Психолог. Преподаватель психологии Электронный ресурс. Режим, доступа: http://www.humanities.edu.ru.
  50. А.Г. Проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеоб- ' разовательной* школе (http://www.psychology.spb.ru / students / gretsov / gretsov3. htm)
  51. А. И. Проблематика научной классификации толерантности к неопределенности. // Наука и образование. 2005. — № 5 — 6. — С. 42 — 45.
  52. Гусев А. И! Толерантность к неопределенности: проблематика исследований // Практична психологія та соціальна робота. 2007. — № 8. — С. 75 — 80.
  53. . В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» // Вопросы психологии. 1991. — № 6.
  54. В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 154 — 529 с.
  55. Давыдов ВІВ. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
  56. В.В., Маркова-А.К. Концепция учебной деятельности школьни-ков//Вопросы психологии. — 1981. № 6.
  57. Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). — М.: Инфра-М., 1997.
  58. Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997.
  59. , А.И. Белокрылова, Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1992. — № 2. С.42−50.
  60. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
  61. И.В. Психологическая служба в современном образовании.-СПб.: Питер, 2009.
  62. О. А. До проблеми толерантності до невизначеності. // Наука і освіта. 2005. — № 5 — 6. — С. 54 — 58.
  63. Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. — Астрель.: ACT, 2006.
  64. Е.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований// Вестник Моск-го ун-та. Сер. 14. Психология. — 2002. № 1. — С. 7580.
  65. А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
  66. Н.М. Как активизировать обучение в вузе. — Горький, 1989. -123 с.
  67. Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. — № 4.
  68. Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.
  69. JI.A. Типология социальных ценностей в истории человечества // Материалы второй Всероссийской научной конференции Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур.- Н.Новгород.: 1994. 182 с.
  70. И.А. Педагогическая психология. — М., 2003. — 31 с.
  71. В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? //Вопросы психологии. 2007. — С. 3 — 20.
  72. В.П. Сознание как предмет и дело психологии// Методология история психологии, 2006. Т. 1, вып. 1. — С. 207−231.
  73. В.П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. — № 7. — С. 109−125.
  74. В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и меходи-ка его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 5. — О. 16— 22.
  75. В.В. Проблема- понимания правды в этике И.Канта, нравственной философии: В. С. Соловьева и. современной психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 4. — С. 3−14.
  76. Н. В: Смыслополагание в ситуации неопределенности: Дне. канд: психол. наук: 19.111': Москва- 2000 107 с.
  77. М., Колупаева С., Кочетков Г. США: управление наукой и Нововведениями- М-, 1990.
  78. Капустин1 В!Ф- Неопределенность: виды, интерпретации, учет при моделировании и принятии решений // Вестник Санкт- Петербургского университета. 1993.-Лг2 2.
  79. Кикель.П.В., Сороко ЭМ! Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В- Кикель, Э- М. Сороко. Минск: ЬГПУ, 2006 — 266 с
  80. Кйрьяков:А. Р. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект).-Р/Д: Издательство РГУ, 2000.
  81. Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса. // Вопросы психол. 2007. — № 3. — С. 69−82.
  82. Ю.А., Кокорева Л. А. Социально психологическая адаптация личности девиантного подростка: Учебное пособие (в 2-х ч.) / Ю. А. Клейберг, N
  83. Л.А. Кокорева. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2003 .-316с.
  84. Г. С. Формы, межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности//Психологический журнал. 2008. Т. 29. -№ 3: — С. 3040:
  85. КозелецкишЮ: Психологическая^теория решений: М^:Ирогресс--19 791
  86. Козелецкий Ю: Человек многомерный. Киев.: Лыбедь, 1991.
  87. А. А. Жизненный выбор- человека: виды-.ю факторы влияния* в аспекте возможностей'•// Мир-психологии. 2004- - № 4 .- С. 41−52.
  88. Е.В. Психологические условия развития, учебной деятельности студентов как основы будущего профессионализма учителя начальной школы: Дисс. канд. псих. наук. Н. Новгород, 2008.- 18 -27с. ,'
  89. Корнилова Т. В- «Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности"// Вопросы психологии. 2010, № 5. — С.3−13.
  90. С. А., ГригоренкоЕ. Л- Методический комплекс диагностики, академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. -№ 2. — С. 90−103: /
  91. Корнилова: Т. Вг Диагностика мотивации-иГотовности*к риску. М: Ин-т психологии РАН, 1997.
  92. Корнилова, Т. В-, Каменев И. И., Степаносова О. В. Мотивационная регуляция принятия решений // Вопросы психологии: 2001'. №• 6. -С. 55—65:
  93. Т.В., Новотоцкая-Власова E.B. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности // Вопросы психологии. 2009. № 6. — С. 61−72.
  94. Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. — № 1. — С. 74−86.
  95. Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N3 (11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 20.09.2010)
  96. Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.
  97. Т.В. Саморегуляция и личностно мотивационная регуляция принятия решений // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В. И. Моросановой. М.- Севастополь: Изд-во ПИ РАО- СевКав-ГТУ, 2007.-С. 181−194.
  98. Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990.
  99. Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского. М., 1985. С. 357.
  100. Краткий словарь иностранных слов / Сост. С. М. Локшина. Изд-е 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1971.
  101. Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности. //Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1979. -№ 3. — С. 14−23.
  102. В.Г. (отв. ред) Словарь философских терминов. М.: Инфра-М., 2004.
  103. Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности Текст.: дис. канд. псих, наук / Ю. А. Кукушкина. М., 2008.- 132 с.
  104. О. Принятие решений в организациях».- СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
  105. И.В. Деловые игры для педагогических советов, и ме-тод.объединений // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005. -№ 5. С. 65−71.
  106. В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. № 11. — С. 46−54.
  107. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
  108. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- - 576 с.
  109. Леонтьев’Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможность формирования// Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-С. 97−110.
  110. Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1.- С. 15−25.
  111. Леонтьев Д: А. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / Под ред. Л .Я. Дорфмана и др.-Пермь: -1991. С.57−70.
  112. Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000.
  113. Д.А., Мандрикова Е. Ю. Моделирование «экзистенциальной-дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. -№ 4. — С. 37−42.-
  114. Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. -63 с.123'. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций. М.: Генезис, 1999. — 145−160 с.
  115. Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) / Альманах психологических тестов М., 1995. — С.217−224.
  116. Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Автореф. дисс. к.п.н. С.-Пб., 1998 http://auditorium.ru
  117. Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения //Вопросы психологии. 1982. -№ 5. — С. 122−125.
  118. П.В. Психология личностного изменения. — Кировоград.: Полигра-фическо-издательский центр ООО «Имэкс ЛТД», 2002. — 360 с.
  119. П.В., Ржевская З. А., Данникова Е.Г., H.A. Колтко, О. А. Миненко. Учимся фасилитировать: Методическое пособие для учителей школ, студентов педагогических специальностей, преподавателей. Кировоград, 2003.-52 с.
  120. А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерагош. М.: Генезис, 2004. — 128с.
  121. Т. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.
  122. С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений// Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. — С. 87−101.
  123. И.А. Влияние развивающего обучения на формирование профессиональной мотивации школьников //Вопросы гуманитарных наук. -2006. № 6(27) М.: Изд-во «Компания Спутник+». — С. 386−391.
  124. А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 193 с.
  125. М.С., Обухов A.C. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М, 2001. — С. 88 — 98.
  126. C.B. Структура морального поведения в концепции Дж. Реста// Психология и школа. -2005. -№ 1. С. 111−132.
  127. В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.
  128. , Ф.Г. (2002) Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика // Автореф. дис. д-ра пед. наук. Киров.
  129. Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
  130. В.Н. Психология отношений. / Под ред. A.A. Бодалёва. М.: Воронеж. — 1995. — 427 с.
  131. Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Перевод с английского — М.: Дело, 2003.-с. 360.
  132. А. О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций. СПб, 2002.
  133. P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань, 1975. 15 с.
  134. Носенко. Е, Шаповал. М. Толерантність до невизначеності як системоутво-рювальний особистісний чинник творчої обдарованності //Психологія суспільства. -2002. № 1 — С. 97.
  135. Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
  136. А. П. Деятельность. 1972. Т.8. — 180−181 с.
  137. A.M. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда. // Мир психологии. 2005. — № 1(41). — С. 170−176.
  138. В.А. К психологии активности личности. // Вопросы психоло гии. 1975.-№ 3.-С. 26−38.
  139. Л.И. Типология личностно-коллективистского самооххре деления студентов в условиях учебного процесса: Автореф. дис. канд. пси хол. наук. — К., 1993. — 16 с.
  140. И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. М.: Ижевск РХД, 2000.
  141. ПригожинИ.Р., Стенгерс И- Порядок из хаоса. М.: Едиториал YPGG, 2ООО:-312с.- ''
  142. Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию В и ктора Франкла). Ivia териалы международной конференции (Москва- 19−21 мая 2005 г.) — Ici-: Смысл, 2005.-280 с.
  143. Проективный? философский словарь: Новые термины и понятия/ Под р ед. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. — с. 512.
  144. Л.А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. 159- Психология: Журнал Высшей школы экономики. -2004. Т. 1. -№ 2. 160- Рапопорт Б. М. Оптимизация управленческих решений. М-: ТЕИС, 2001. 161. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в психологии
  145. Психология: Движение, и- деятельность: М,> 1945. -Ci 3−5- .162: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., -1973. -221−423 с. 163^ Рубинштейн С. Л- Эмоции /Под ред. В. К. Вшпонаса, Ю.Б. Гиппенрей-тер — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- с. 160−171.
  146. В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование// Вопросы психологии. -1974. № 2. — С. 84 — 94.
  147. В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994.
  148. В.В., Захарова JI.H., Афонин В. В. Психологическая коррекция общения студентов. Н. Новгород, 1994.
  149. Словарь иностранных слов /Под ред. И. В. Лехина, G.M. Локшиной, Ф.Н. Петрова- Л. С. Шаумяна. Изд-е 6-е. М.: «Советская энциклопедия», 1964.1701 Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова и др. М., 1980.- 1348 с.
  150. Е.Е. Нетерпимость толерантных (еще раз о монизме, плюрализме и дискуссиях о методологических ориентациях психологии) // Вопросы психологии. -2008. № 3.- С. 138−146.
  151. Г. У. Введение: Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив / Психодиагностика толерантности, личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л-А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. С. 5−18.
  152. Г. У. Толерантность интолерантность две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантность. — Выт № 1-. — М., 2001.- с. 90 100.
  153. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина- Нижегородский государственный педагогический1 университет. — Н. Новгород: НГТГУ, 2002. -168 с.
  154. Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. -2004.-№ 2. -С. 110−114.
  155. О.В., Корнилова Т. В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал.-2006. -№ 2.- С. 60−68.
  156. Л.Д. Основы психологии. -Р/Д.:Феникс, 2000. 672 с.
  157. Р., Форсайт Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Л. Практический ин-- теллект. — СПб.: Питер, 2002.
  158. , Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л Изд- во Ленингр. ун-та. — 1988. — 168 с.
  159. Г. В. Системное психологическое описание трудовой деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. Докл. К 5 Всесоюзн. Съезда психологов СССР. М., 1977. -С. 166−167.
  160. O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
  161. Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл'." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940.
  162. Д. А. Опережающее управление учебной деятельностью: Ав-тореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1981.
  163. Д. А. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. — М.: Роспедагентст-во, 1994.-48 с.
  164. Е.В. Психофизиология человека. Толковый русско-англорусский словарь. 2001. http:// tryphonov.narod.ru
  165. A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт.- Таганрог.: ТРТУ, 2006.
  166. У.В. Об особенностях саморегуляции в интелектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1982. — № 4. — С.54−59.
  167. У.В. Подготовка профессиональных психологов кафедрой общей психологии в НГПУ: прошлое и настоящее /У.В. Ульенкова
  168. Актуальные проблемы психологии образования: Материалы 4-й регион, науч. — практич. конф. — Н. Новгород, 2007. С. 3−8.
  169. С. Неопределенность — от недостатка информации // РИСК. — 2000. -№ 2−3.
  170. Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др, 2003.-348 с.
  171. Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. — 22-е изд. Под ред. Г. Шиш-коффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. С. 575.
  172. Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.— 511 с.
  173. Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.-39−229 с.
  174. Э. Человек для самого себя. М., 1993.- 192 с.
  175. Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с. ч
  176. Т.Г. Проблемы организации контроля и оценки знаний студентов //Проблемы многоуровневого образования: Материалы 13-ой меж-дунар. науч.-метод. конф.: межвуз. темат. сб./Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2009.
  177. Т.Г. Профилактика деструктивного отношения студентов к оценке преподавателя // Социокультурные проблемы современной молодежи: Материалы международная научно-практическая конференция Часть 2. Новосибирск, 2006. С.491−496.
  178. Т.Г. К вопросу о значимости применения активных методов обучения в преподавании психологических дисциплин // Проблемы многоуровневого образования: Материалы 11 междунар. науч.-методич. конф. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2005.
  179. X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен // Пер с нем. СПб Питер., Смысл. 2003. — 860 с.
  180. Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.
  181. И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры 97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». — Самара, 1997. — С. 156.
  182. Т.Н., Лавочников Ю. Л., Смирнов А. Н. Подготовка психологов к работе в экстремальной ситуации средствами деловой игры. Н. Новгород, -2006. — 150 с.
  183. Т.И. Подходы к изучению атрибутивных свойств психологических реальностей. / Материалы международной научно -практической конференции «Ананьевские чтения — 2010- Современные прикладные направления и проблемы психологии». — СПб ГУ. — С. 2−10.
  184. Т.И. Этюды методологического анализа проблем и возможностей современного высшего образования в личностном развитии студентов. / Проблемы, развития личности, монография- Н. Новгород, НГПУ. — 2010. — С.249−281.
  185. Т.И., Елисеева Е. Ю. Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов. Учебно-методическое, пособие к курсу «Социальная психология управления» Н. Новгород, НГПУ, 2010, — 103 с.
  186. Т.Л., Фоминова А. Н. Педагогическая психология: Учебное пособие. Н. Новгород.: Изд-во НГПУ, 2003. — 88 с.
  187. В.Д. Ментальное развитие человека. -М.: Аспект Пресс, 2007.
  188. Н.В. Толерантность к неопределенности в психологических теориях // Человек в ситуации неопределенности / Под ред. А. К. Болотовой. М.: ТЕИС, 2007. 9−33 с.
  189. М.Л. Ценностный подход к человеческой личности. Материалы второй Всероссийской научной конференции Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур / М. Л. Шилов. Н.Новгород. — 1994. — с. 101−104.
  190. Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике // Экономические науки. 2008. — № 8 (45).
  191. Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
  192. Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 7 — 25.
  193. Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. — 24 с.
  194. Д.Б. Избранные психологические труды. М, 1995. — 163 — 224 с.
  195. Д.Б. О теории начального обучения //Избр. Психол. Труды. М., 1989.- 199 с.
  196. Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Под. ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. Екатеринбург.: Деловая игра, 2000. — 462 с.
  197. Л.А. Методическое руководство. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Часть 1. / Л. А. Ясюкова. — СПб.: ООО «ИМАТОН». 2005. 256 с.
  198. Furnham A. A content, correlation and factor analytic study of four tolerance of ambiguity questionnaires // Personality and Individual Differences, 1994. V.16. № 3. PP. 403−410.
  199. Hallman, R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // In J. C. Gowanet al. (Eds.) Creativity: Its Educational Implications. — New York: Wiley, 1967.
  200. Mandy Dixon и Femi Oyebode Advancesin Psychiatric Treatment 2007- 13: 7078 Неопределенность и оценка риска
  201. Maslow, А. Н: A Theory of Human Motivation / A.H. Maslow // The Psychological Rewier. 1943. Vol. 50. P. 370−396.
  202. William J. O’Malley A tolerance for ambiguity. (Catholicism) (Cover Story) .America, Oct 2, 1993 vl69 n9 p7(7)
  203. Wolfradt U., Pretz J.E. Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies // European Journal of Personality, 2001. V. 15. № 4. PP. 297−310.
  204. Zenasni F., Besancon M., Lubart T. Creativity and tolerance of ambiguity: An empirical study // Journal of Creative Behavior, 2008. V. 42. № 1. PP. 61−73.
  205. Owen William and Robert Sweeney. Ambiguity Tolerance, Performance, Learning, and Satisfaction: A Research Direction, http://isedi.org/isecon/2002/242c / ISE-CON.2002.Qwen.txtj
Заполнить форму текущей работой