Психологические условия преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности
![Диссертация: Психологические условия преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о будущей профессиональной деятельности](https://westud.ru/work/5400670/cover.png)
Таким образом, комплексная психологическая подготовка студентов велась на протяжении двух лет в форме лекций, семинарских и практических занятий, деловых игрконтрольно-оценочных форм (зачет, контрольные работы, экзамен): Реализация ее проходила с усилением основных направлений практических составляющих профессиональной подготовкистудентов-психологов: 1Мы пришли к выводу, что применение деловых… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Фактор «неопределенности» как объект психологических исследований профессиональной деятельности человека и подготовки к ней
- 1. 1. Категориально-понятийный аппарат, раскрывающий сущность неопределенности, как атрибутивного свойства психологической реальности
- 1. 2. Действие фактора неопределенности в профессиональной деятельности человека
- 1. 3. Специфика действия фактора неопределенности в профессиональной деятельности психологов
- 1. 4. Анализ принципов преодоления негативного воздействия фактора неопределенности в профессиональной подготовке студентов-психологов
- Выводы по главе!
- Глава 2. Экспериментальное исследование тенденций проявления неопределенности в^ представлениях студентов-психологов о профессиональной деятельности (ППД) и взаимосвязи ее с личностными конструктами
- 2. 1. Описание и обсуждение материалов поисково-ориентировочного этапа исследования определенности/неопределенности ППД
- 2. 2. Обсуждение результатов исследования определенности / неопределенности ППД студентов и взаимосвязи их с личностными конструктами
- 2. 3. Обсуждение результатов исследования определенности / неопределенности ППД и личностных конструктов
- Выводы по главе
Глава 3. Условия и способы преодоления неопределенности представлений студентов-психологов о своей профессиональной деятельности. 74 3.1. — Общая характеристика и описание плана формирующей части диссертационного исследования.
3.2. Теоретические принципы и методические основы организации учебной работы со студентами—психологами по преодолению неопределенности их представлений о практической составляющей профессиональной деятельности.
3.3. Использование деловых игр, как одного из средств преодоления неопределенности представлений студентов о практической составляющей профессиональной деятельности.
3.4. Оценка учебных достижений студентов-психологов средствами деловой игры как условие преодоления неопределенности их представлений о профессиональных действиях.
3.5. Обсуждение результатов позитивной динамики представлений студентов о своей профессиональной деятельности, подтверждающие эффективность способов и условий преодоления в ней неопределенности.
Выводы по главе.
Список литературы
- Абрамова Г. С., Степанович В. А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург.: Деловая книга, 1999.
- Абульханова-Славская К.А. О субъекте психологической деятельности. — М.: Наука, 1973. 288 с.
- Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. М.: Наука, 1982. — 84 с.
- Абульханова-Славская К.А. Философско-психологическое наследие С. Л. Рубинштейна.// Психологический журнал. 2009. Т. 30, — № 5. — С. 26—46.
- Айламазян А. М- Выбор мотивов деятельности: теоретические аспекты проблемы и экспериментальное изучение // Вопросы психологии. 1990. -№ 4. — С. 123−130.
- Айламазьян A.M. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.
- Алмаев H.A. Шкала «Нетерпимости к неопределенности» и электоральное поведение, almaev @ psychol.ras. ru
- Анцыферова Л.И. Связь морального сознания с нравственным поведением человека // Психологический журнал.- 1999. Т. 20, № 3. — С. 5−7.
- Аралбаева Ф. З, Карабанова О. Г., Круталевич-Леваева М. Г. Риск и неопределенность в принятии управленческих решений. // Вестник ОРУ*. — 2002. — Выпуск 4.
- Артемьева Т.Н. Проблема способностей: личностный аспект. // Психологический журнал. 1984. — № 3. — С. 46−55.1*1. Артемьева Т. И. Методологический’аспект проблемы способностей. М.: 1977. -146 с.
- Артюхова Т. Ю., Шулакова О. А. Образовательная среда как условие развития личностных характеристик толерантности у подростков и юношей //Психология обучения. № 6. — июнь. — 2008. — С. 4−13.
- Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности. М.: Мысль, 1976.- 158 с.
- Асеев В.Г. Проблемы мотивации и личность. // Теоретические проблемы личности. М.: Наука, 1974. С. 122−144.
- Асмолов А.Г. Основные принципы психологического анализа в теории деятельности. // Вопросы психологии. 1982. — № 2.- С.21−38.
- Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979. -153 е.
- Асмолов А.Г. (отв.ред.) На пути к толерантному сознанию. М.: Смысл, 2000.
- Асмолов А. Г. Слово о толерантности // Век толерантности: Научно-публицистический вестник. 2001. — № 1. — С. 4−7.
- АхмероваА.Ф. Развитие профессиональной компетентности студентов ВУЗов коммуникативными средствами: Авт. дисс. .канд. пед. Наук. М., 2004.
- Безюлева Г. В, Бондырева С. К., Шеламова Г. М. Толерантность в пространстве образования. Учебное пособие М.: МПСИ, 2005. — 152 с.
- Берак O. JL, Туторская Н. В. Пути формирования эмоциональной регуляции личности студента // Вестник-высшей школы. — 1987. — № 1. С. 9:
- Бермус А.Г. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании //Интернет-журнал «Эйдос». 2005. 10 сентября. — Режим доступа: http://www.eidos.ru/iournal/2005/0910−10.htm.
- Богуславский, М.В. Проблемы реформирования российского образования1- (Историко-педагогический аспект) // Электронное-периодическое издание. Проблемы современного образования, 2010. № 1. — С. ЗЗ — 44. Модернизация образования. Сайт жypнaлa: www. pmedu. ru.
- Большой-психологический словарь. / Под ред. Б. Г. Мещерякова., В. П: Зин-ченко. М.: Прайм-Еврознак, 2003 — 672 с.
- Большой толковый психологический словарь Т.1 (А — О) — Пер. с англ. / Ребер Артур. ООО «Издательство АСТ" — «Издательство «Вече», 2001.-592 с.
- Большой толковый психологический словарь Т.2 (П Я) — Пер. с англ. / Ребер Артур.-ООО «Издательство ACT" — «Издательство «Вече», 2001.-560 с.
- Борисова С.Е. Деловая игра как метод социально-психологического тренинга // Вопросы психологии. 1999. — № 4.
- Бруннер Дж. Психология познания (За пределами непосредственной информации). М.: — 1977.-412 с.
- Бусыгина Н.П. Введение в методологию качественных исследований в психологии: монография. Ч. 1. Москва.: МГППУ, 2008.
- Василюк Ф.Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом гуманистическая перспектива в постсоветской психологии. / Под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. -М.: Смысл, 1997.
- Век толерантности: Научно-публицистический вестник. М.: МГУ, 2001.152 с.
- Веракса Н.Е. Модель позиционного обучения студентов // Вопросы психологии. 1994.- № 3-С. 122−129.
- Вербицкий A.A. Активное обучение в высшёй школе: контекстный подход^ — М., 1991.-49−207 с.
- Вербицкий, A.A. Компетентностный подход и теория, контекстного обучения: Материалы к 4 заседанию методологического семинара «Россия в Бо-лонском процессе: проблемы, задачи, перспективы». М.: Исслед. центр проблем качества подготовки специалистов, 2004.
- Вилюнас В.К. Психологические механизмы мотивации человека. М.:V1. МГУ, 1990.-423 с.
- Вилюнас B.K. Основные проблемы психологической теории эмоций. Психология эмоций. / Под ред. В. К. Вилюнаса, Ю. Б. Гиппенрейтер.- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.-304 с.
- Волкова E.H. Субъектность педагога: теория и практика. Н. Новгород, 1998.-346 с.
- Волкова E.H. (1998) Субъектность педагога: теория и практика: Автореф. дис. канд. пед. наук. М.
- Выготский JI.C. Собр. соч.: В 6 т. Т. 3. М.: Педагогика, 1983.
- Выготский JI.C. Проблема возрастной периодизации детского развития. // Вопросы психологии. 1972. — № 2. — С. 114−123.
- Газдиева A.A. Трансформации смысловой сферы подростков-беженцев, переживших критические жизненные ситуации в период социально-психологической адаптации // Российский психологический журнал, Т5.№ 1. Издательство «Кредо», 2008. С. 71−74
- Гальперин П.Я. К учению об интериоризации. // Вопросы психологии. — 1966.-№ 6.-С. 21−30.
- Гальперин П.Я., Талызина Н. Ф. Формирование знаний и умений на основе теории поэтапного формирования умственных действий. М., 1968.
- Гапонова С.А. Функциональные психические состояния студентов в образовательном пространстве высшей школы. Н. Новгород, 2004. — 198 с.
- Гертер Г. Принятие решений: Да? Нет? Или что-то третье? Харьков.: Гуманитарный Центр, 2008.
- Гилфорд Дж. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. A.M. Матюшкина. М.: Прогресс, 1965. — 433−456 с.
- Гинзбург Я.С., Коряк Н. М. Социально-психологическое сопровождение деловых игр // Игровое моделирование: Методология и практика.— Новосибирск.: Наука, 1987. 61—77 с.
- Гордеева Н.Д., Зинченко В. П. Роль рефлексии в построении предметного действия // Человек. 2001. -№ 6. -С. 26−41.
- Государственные и образовательные стандарты в системе общего образования. Теория, и практика-, / Под ред. B.C. Леднева, Н. Д. Никандрова, М. В: Рыжакова. М., 2002.
- Государственный образовательный стандарт Высшего профессионального образования. Специальность 20 400 «Психология». Квалификация — Психолог. Преподаватель психологии Электронный ресурс. Режим, доступа: http://www.humanities.edu.ru.
- Грецов А.Г. Проблемы адаптации молодых психологов к работе в общеоб- ' разовательной* школе (http://www.psychology.spb.ru / students / gretsov / gretsov3. htm)
- Гусев А. И. Проблематика научной классификации толерантности к неопределенности. // Наука и образование. 2005. — № 5 — 6. — С. 42 — 45.
- Гусев А. И! Толерантность к неопределенности: проблематика исследований // Практична психологія та соціальна робота. 2007. — № 8. — С. 75 — 80.
- Давыдов. В.В. «Учебная деятельность: состояние и проблемы исследования» // Вопросы психологии. 1991. — № 6.
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996. 154 — 529 с.
- Давыдов ВІВ. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности // Вопросы психологии. 2003. — № 2. — С. 42−49.
- Давыдов В.В., Маркова-А.К. Концепция учебной деятельности школьни-ков//Вопросы психологии. — 1981. № 6.
- Данько Т. П. Управление маркетингом (методологический аспект). — М.: Инфра-М., 1997.
- Дернер Д. Логика неудачи. М.: Смысл, 1997.
- Донцов, А.И. Белокрылова, Г. М. Профессиональные представления студентов-психологов // Вопросы психологии. 1992. — № 2. С.42−50.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 2007.
- Дубровина И.В. Психологическая служба в современном образовании.-СПб.: Питер, 2009.
- Дуднік О. А. До проблеми толерантності до невизначеності. // Наука і освіта. 2005. — № 5 — 6. — С. 54 — 58.
- Ефремова Т.Ф. Большой современный толковый словарь русского языка. — Астрель.: ACT, 2006.
- Завершнева Е.Ю. Принципы неопределенности и дополнительности в квантовой механике и психологии: проблема методологических заимствований// Вестник Моск-го ун-та. Сер. 14. Психология. — 2002. № 1. — С. 7580.
- Запорожец А.В. Избр. психол. труды: В 2 т. Т. 1. М.: Педагогика, 1986.
- Зверева Н.М. Как активизировать обучение в вузе. — Горький, 1989. -123 с.
- Зеер Э.Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования // Высшее образование в России. 2005. — № 4.
- Зеер Э.Ф., Павлова A.M., Садовникова Н. О. Профориентология: теория и практика: Учеб. пособие для высшей школы. М.: Академический проект, 2004.
- Зеленов JI.A. Типология социальных ценностей в истории человечества // Материалы второй Всероссийской научной конференции Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур.- Н.Новгород.: 1994. 182 с.
- Зимняя И.А. Педагогическая психология. — М., 2003. — 31 с.
- Зинченко В.П. Толерантность к неопределенности: новость или психологическая традиция? //Вопросы психологии. 2007. — С. 3 — 20.
- Зинченко В.П. Сознание как предмет и дело психологии// Методология история психологии, 2006. Т. 1, вып. 1. — С. 207−231.
- Зинченко В.П., Мамардашвили М. К. Проблема объективного метода в психологии // Вопросы философии. 1977. — № 7. — С. 109−125.
- Знаков В.В. Макиавеллизм: психологическое свойство личности и меходи-ка его исследования // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 5. — О. 16— 22.
- Знаков В.В. Проблема- понимания правды в этике И.Канта, нравственной философии: В. С. Соловьева и. современной психологии // Психологический журнал. 1997. Т. 18, № 4. — С. 3−14.
- Зоткин Н. В: Смыслополагание в ситуации неопределенности: Дне. канд: психол. наук: 19.111': Москва- 2000 107 с.
- Иванов М., Колупаева С., Кочетков Г. США: управление наукой и Нововведениями- М-, 1990.
- Капустин1 В!Ф- Неопределенность: виды, интерпретации, учет при моделировании и принятии решений // Вестник Санкт- Петербургского университета. 1993.-Лг2 2.
- Кикель.П.В., Сороко ЭМ! Краткий энциклопедический словарь философских терминов / П. В- Кикель, Э- М. Сороко. Минск: ЬГПУ, 2006 — 266 с
- Кйрьяков:А. Р. Воспроизводство инноваций в рыночной экономике (Теоретико-методологический аспект).-Р/Д: Издательство РГУ, 2000.
- Китаев-Смык Л. А. Факторы напряженности творческого процесса. // Вопросы психол. 2007. — № 3. — С. 69−82.
- Клейберг Ю.А., Кокорева Л. А. Социально психологическая адаптация личности девиантного подростка: Учебное пособие (в 2-х ч.) / Ю. А. Клейберг, N
- Л.А. Кокорева. Ульяновск: Изд-во УлГУ, 2003 .-316с.
- Кожухарь Г. С. Формы, межличностной толерантности: критериальные признаки и особенности//Психологический журнал. 2008. Т. 29. -№ 3: — С. 3040:
- КозелецкишЮ: Психологическая^теория решений: М^:Ирогресс--19 791
- Козелецкий Ю: Человек многомерный. Киев.: Лыбедь, 1991.
- Комлев А. А. Жизненный выбор- человека: виды-.ю факторы влияния* в аспекте возможностей'•// Мир-психологии. 2004- - № 4 .- С. 41−52.
- Королева Е.В. Психологические условия развития, учебной деятельности студентов как основы будущего профессионализма учителя начальной школы: Дисс. канд. псих. наук. Н. Новгород, 2008.- 18 -27с. ,'
- Корнилова Т. В- «Толерантность к неопределенности и интеллект как предпосылка креативности"// Вопросы психологии. 2010, № 5. — С.3−13.
- Корнилов С. А., ГригоренкоЕ. Л- Методический комплекс диагностики, академических, творческих и практических способностей // Психологический журнал. 2010. Т. 31. -№ 2. — С. 90−103: /
- Корнилова: Т. Вг Диагностика мотивации-иГотовности*к риску. М: Ин-т психологии РАН, 1997.
- Корнилова, Т. В-, Каменев И. И., Степаносова О. В. Мотивационная регуляция принятия решений // Вопросы психологии: 2001'. №• 6. -С. 55—65:
- Корнилова Т.В., Новотоцкая-Власова E.B. Соотношение уровней нравственного самосознания, эмоционального интеллекта и принятия неопределенности // Вопросы психологии. 2009. № 6. — С. 61−72.
- Корнилова Т.В. Новый опросник толерантности-интолерантности к неопределенности // Психологический журнал. 2010. — № 1. — С. 74−86.
- Корнилова Т.В. Принцип неопределенности в психологии: основания и проблемы Электронный ресурс. // Психологические исследования: электрон. науч. журн. 2010. N3 (11). URL: http://psystudy.ru (дата обращения 20.09.2010)
- Корнилова Т.В. Психология риска и принятия решений. М.: Аспект Пресс, 2003.
- Корнилова Т.В. Саморегуляция и личностно мотивационная регуляция принятия решений // Субъект и личность в психологии саморегуляции / Под ред. В. И. Моросановой. М.- Севастополь: Изд-во ПИ РАО- СевКав-ГТУ, 2007.-С. 181−194.
- Корнилова Т.В., Тихомиров O.K. Принятие интеллектуальных решений в диалоге с компьютером. М.: Изд-во МГУ, 1990.
- Краткий психологический словарь / Под ред. A.B. Петровского. М., 1985. С. 357.
- Краткий словарь иностранных слов / Сост. С. М. Локшина. Изд-е 3-е. М.: «Советская энциклопедия», 1971.
- Кринчик Е.П. Психологические проблемы трудовой деятельности в условиях неопределенности. //Вестник МГУ, Серия 14. Психология. 1979. -№ 3. — С. 14−23.
- Кузнецова В.Г. (отв. ред) Словарь философских терминов. М.: Инфра-М., 2004.
- Кукушкина Ю.А. Критическое мышление как фактор профессиональной компетентности Текст.: дис. канд. псих, наук / Ю. А. Кукушкина. М., 2008.- 132 с.
- Кулагин О. Принятие решений в организациях».- СПб.: Издательский дом «Сентябрь», 2001.
- Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов, и ме-тод.объединений // Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005. -№ 5. С. 65−71.
- Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Вопросы философии.- 1997. № 11. — С. 46−54.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. -М.: Политиздат, 1975. -304 с.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972.- - 576 с.
- Леонтьев’Д. А., Пилипко Н. В. Выбор как деятельность: личностные детерминанты и возможность формирования// Вопросы психологии. -1995. -№ 1.-С. 97−110.
- Леонтьев Д.А. Психология свободы: к постановке проблемы самодетерминации личности // Психологический журнал. 2000. Т. 21, № 1.- С. 15−25.
- Леонтьев Д: А. Осмысленность искусства. // Искусство и эмоции: материалы международного научного симпозиума / Под ред. Л .Я. Дорфмана и др.-Пермь: -1991. С.57−70.
- Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентации. М.: Смысл, 2000.
- Леонтьев Д.А., Мандрикова Е. Ю. Моделирование «экзистенциальной-дилеммы»: эмпирическое исследование личностного выбора // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 2005. -№ 4. — С. 37−42.-
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М.: Смысл, 2006. -63 с.123'. Липер Р. У. Мотивационная теория эмоций. М.: Генезис, 1999. — 145−160 с.
- Личностный опросник EPI (методика Г. Айзенка) / Альманах психологических тестов М., 1995. — С.217−224.
- Луковицкая Е.Г. Социально-психологическое значение толерантности к неопределенности. Автореф. дисс. к.п.н. С.-Пб., 1998 http://auditorium.ru
- Лустина Е.А. Преодоление ситуации неопределенности в процессах мышления и воображения //Вопросы психологии. 1982. -№ 5. — С. 122−125.
- Лушин П.В. Психология личностного изменения. — Кировоград.: Полигра-фическо-издательский центр ООО «Имэкс ЛТД», 2002. — 360 с.
- Лушин П.В., Ржевская З. А., Данникова Е.Г., H.A. Колтко, О. А. Миненко. Учимся фасилитировать: Методическое пособие для учителей школ, студентов педагогических специальностей, преподавателей. Кировоград, 2003.-52 с.
- Лэнгле А. Жизнь, наполненная смыслом. Прикладная логотерагош. М.: Генезис, 2004. — 128с.
- Любарт Т. и др. Психология креативности. М.: Когито-Центр, 2009.
- Мадди С.Р. Смыслообразование в процессе принятия решений// Психологический журнал. 2005. Т. 26, № 6. — С. 87−101.
- Майорова И.А. Влияние развивающего обучения на формирование профессиональной мотивации школьников //Вопросы гуманитарных наук. -2006. № 6(27) М.: Изд-во «Компания Спутник+». — С. 386−391.
- Маркова А.К. Психология труда учителя. М., 1993. — 193 с.
- Мириманова М.С., Обухов A.C. Воспитание толерантности через социокультурное взаимодействие. // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М, 2001. — С. 88 — 98.
- Молчанов C.B. Структура морального поведения в концепции Дж. Реста// Психология и школа. -2005. -№ 1. С. 111−132.
- Моросанова В.И., Аронова Е. А. Самосознание и саморегуляция поведения. М.: Институт психологии РАН, 2007.
- Мухаметзянова, Ф.Г. (2002) Субъектность студента высшего педагогического учебного заведения: теория и практика // Автореф. дис. д-ра пед. наук. Киров.
- Мэй Р. Мужество творить. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2008.
- Мясищев В.Н. Психология отношений. / Под ред. A.A. Бодалёва. М.: Воронеж. — 1995. — 427 с.
- Найт Ф.Х. Риск, неопределенность и прибыль / Перевод с английского — М.: Дело, 2003.-с. 360.
- Недосекин А. О. Нечетко-множественный анализ риска фондовых инвестиций. СПб, 2002.
- Низамов P.A. Дидактические основы активизации учебной деятельности студентов. — Казань, 1975. 15 с.
- Носенко. Е, Шаповал. М. Толерантність до невизначеності як системоутво-рювальний особистісний чинник творчої обдарованності //Психологія суспільства. -2002. № 1 — С. 97.
- Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
- Огурцов А. П. Деятельность. 1972. Т.8. — 180−181 с.
- Павлова A.M. Мотивационный фактор в актуализации профессионально-личностного потенциала субъекта труда. // Мир психологии. 2005. — № 1(41). — С. 170−176.
- Петровский В.А. К психологии активности личности. // Вопросы психоло гии. 1975.-№ 3.-С. 26−38.
- Подшивайлова Л.И. Типология личностно-коллективистского самооххре деления студентов в условиях учебного процесса: Автореф. дис. канд. пси хол. наук. — К., 1993. — 16 с.
- Пригожин И. Р. Конец определенности. Время, хаос и новые законы природы. М.: Ижевск РХД, 2000.
- ПригожинИ.Р., Стенгерс И- Порядок из хаоса. М.: Едиториал YPGG, 2ООО:-312с.- ''
- Проблема смысла в науках о человеке (к 100-летию В и ктора Франкла). Ivia териалы международной конференции (Москва- 19−21 мая 2005 г.) — Ici-: Смысл, 2005.-280 с.
- Проективный? философский словарь: Новые термины и понятия/ Под р ед. Г. Л. Тульчинского и М. Н. Эпштейна. СПб.: Алетейя, 2003. — с. 512.
- Л.А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. 159- Психология: Журнал Высшей школы экономики. -2004. Т. 1. -№ 2. 160- Рапопорт Б. М. Оптимизация управленческих решений. М-: ТЕИС, 2001. 161. Рубинштейн С. Л. Проблема деятельности и сознания в психологии
- Психология: Движение, и- деятельность: М,> 1945. -Ci 3−5- .162: Рубинштейн С. Л. Проблемы общей психологии. М., -1973. -221−423 с. 163^ Рубинштейн С. Л- Эмоции /Под ред. В. К. Вшпонаса, Ю.Б. Гиппенрей-тер — М.: Изд-во Моск. ун-та, 1993.- с. 160−171.
- Рудашевский В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решений и их моделирование// Вопросы психологии. -1974. № 2. — С. 84 — 94.
- Рыжов В.В. Психологические основы коммуникативной подготовки педагога. Н. Новгород: Изд-во ННГУ, 1994.
- Рыжов В.В., Захарова JI.H., Афонин В. В. Психологическая коррекция общения студентов. Н. Новгород, 1994.
- Словарь иностранных слов /Под ред. И. В. Лехина, G.M. Локшиной, Ф.Н. Петрова- Л. С. Шаумяна. Изд-е 6-е. М.: «Советская энциклопедия», 1964.1701 Советский энциклопедический словарь / Под ред. A.M. Прохорова и др. М., 1980.- 1348 с.
- Соколова Е.Е. Нетерпимость толерантных (еще раз о монизме, плюрализме и дискуссиях о методологических ориентациях психологии) // Вопросы психологии. -2008. № 3.- С. 138−146.
- Солдатова Г. У. Введение: Толерантность: психологическая устойчивость и нравственный императив / Психодиагностика толерантности, личности / Под ред. Г. У. Солдатовой, Л-А. Шайгеровой. -М.: Смысл, 2008. С. 5−18.
- Солдатова Г. У. Толерантность интолерантность две грани межэтнического взаимодействия // Век толерантность. — Выт № 1-. — М., 2001.- с. 90 100.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущих учителей начальной школы: Монография / Т.М. Сорокина- Нижегородский государственный педагогический1 университет. — Н. Новгород: НГТГУ, 2002. -168 с.
- Сорокина Т.М. Развитие профессиональной компетенции будущего учителя средствами интегрированного учебного содержания // Начальная школа. -2004.-№ 2. -С. 110−114.
- Степаносова О.В., Корнилова Т. В. Мотивация и интуиция в регуляции вербальных прогнозов при принятии решений // Психологический журнал.-2006. -№ 2.- С. 60−68.
- Столяренко Л.Д. Основы психологии. -Р/Д.:Феникс, 2000. 672 с.
- Стернберг Р., Форсайт Б., Хедланд Дж., Григоренко Е. Л. Практический ин-- теллект. — СПб.: Питер, 2002.
- Суходольский, Г. В. Основы психологической теории деятельности. Л Изд- во Ленингр. ун-та. — 1988. — 168 с.
- Суходольский Г. В. Системное психологическое описание трудовой деятельности // Психологические проблемы повышения эффективности и качества труда: Тез. Докл. К 5 Всесоюзн. Съезда психологов СССР. М., 1977. -С. 166−167.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека. -- М.: Изд-во Моск. ун-та, 1969.
- Толковый словарь русского языка: В 4 т./ Под ред. Д. Н. Ушакова. — М.: Гос. ин-т «Сов. энцикл'." — ОГИЗ- Гос. изд-во иностр. и нац. слов., 1935−1940.
- Толлингерова Д. А. Опережающее управление учебной деятельностью: Ав-тореф. дис. д-ра психол. наук. М., 1981.
- Толлингерова Д. А. Психология проектирования умственного развития детей / Д. Толлингерова, Д. Голоушова, Г. Канторкова. — М.: Роспедагентст-во, 1994.-48 с.
- Трифонов Е.В. Психофизиология человека. Толковый русско-англорусский словарь. 2001. http:// tryphonov.narod.ru
- Тычинский A.B. Управление инновационной деятельностью компаний: современные подходы, алгоритмы, опыт.- Таганрог.: ТРТУ, 2006.
- Ульенкова У.В. Об особенностях саморегуляции в интелектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития. // Дефектология. 1982. — № 4. — С.54−59.
- Ульенкова У.В. Подготовка профессиональных психологов кафедрой общей психологии в НГПУ: прошлое и настоящее /У.В. Ульенкова
- Актуальные проблемы психологии образования: Материалы 4-й регион, науч. — практич. конф. — Н. Новгород, 2007. С. 3−8.
- Филин С. Неопределенность — от недостатка информации // РИСК. — 2000. -№ 2−3.
- Философский энциклопедический словарь / Ред.-сост. Е. Ф. Губский и др, 2003.-348 с.
- Философский словарь: Основан Г. Шмидтом. — 22-е изд. Под ред. Г. Шиш-коффа / Пер. с нем. / Общ. ред. В. А. Малинина. М.: Республика, 2003. С. 575.
- Флейк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.— 511 с.
- Формирование учебной деятельности студентов / Под ред. В. Я. Ляудис. М., 1989.-39−229 с.
- Фромм Э. Человек для самого себя. М., 1993.- 192 с.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М.: Республика, 1993. — 415 с. ч
- Харитонова Т.Г. Проблемы организации контроля и оценки знаний студентов //Проблемы многоуровневого образования: Материалы 13-ой меж-дунар. науч.-метод. конф.: межвуз. темат. сб./Нижегород. гос. архит.-строит. ун-т. Н. Новгород, 2009.
- Харитонова Т.Г. Профилактика деструктивного отношения студентов к оценке преподавателя // Социокультурные проблемы современной молодежи: Материалы международная научно-практическая конференция Часть 2. Новосибирск, 2006. С.491−496.
- Харитонова Т.Г. К вопросу о значимости применения активных методов обучения в преподавании психологических дисциплин // Проблемы многоуровневого образования: Материалы 11 междунар. науч.-методич. конф. -Н.Новгород: ННГАСУ, 2005.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / X. Хекхаузен // Пер с нем. СПб Питер., Смысл. 2003. — 860 с.
- Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.— 320 с.
- Цветкова И.В. Идея толерантности и русская культура // Философия культуры 97 // Тез. докл. на Российской научной конференции «Человек в культуре и культура в человеке». — Самара, 1997. — С. 156.
- Чиркова Т.Н., Лавочников Ю. Л., Смирнов А. Н. Подготовка психологов к работе в экстремальной ситуации средствами деловой игры. Н. Новгород, -2006. — 150 с.
- Чиркова Т.И. Подходы к изучению атрибутивных свойств психологических реальностей. / Материалы международной научно -практической конференции «Ананьевские чтения — 2010- Современные прикладные направления и проблемы психологии». — СПб ГУ. — С. 2−10.
- Чиркова Т.И. Этюды методологического анализа проблем и возможностей современного высшего образования в личностном развитии студентов. / Проблемы, развития личности, монография- Н. Новгород, НГПУ. — 2010. — С.249−281.
- Чиркова Т.И., Елисеева Е. Ю. Деловая игра как зачетная форма в процессе профессиональной подготовки психологов. Учебно-методическое, пособие к курсу «Социальная психология управления» Н. Новгород, НГПУ, 2010, — 103 с.
- Шабанова Т.Л., Фоминова А. Н. Педагогическая психология: Учебное пособие. Н. Новгород.: Изд-во НГПУ, 2003. — 88 с.
- Шадриков В.Д. Ментальное развитие человека. -М.: Аспект Пресс, 2007.
- Шалаев Н.В. Толерантность к неопределенности в психологических теориях // Человек в ситуации неопределенности / Под ред. А. К. Болотовой. М.: ТЕИС, 2007. 9−33 с.
- Шилов М.Л. Ценностный подход к человеческой личности. Материалы второй Всероссийской научной конференции Возрождение России: Проблема ценностей в диалоге культур / М. Л. Шилов. Н.Новгород. — 1994. — с. 101−104.
- Шкалаберда Я.Л. Неопределённость, риск и асимметрия информации в рыночной экономике // Экономические науки. 2008. — № 8 (45).
- Шмален Г. Основы и проблемы экономики предприятия. М.: Финансы и статистика, 1996.
- Шрейдер Ю.А. Утопия или устроительство // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. М., 1990. — С. 7 — 25.
- Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. М., 1994. — 24 с.
- Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М, 1995. — 163 — 224 с.
- Эльконин Д.Б. О теории начального обучения //Избр. Психол. Труды. М., 1989.- 199 с.
- Энциклопедический словарь: Психология труда, рекламы, управления, инженерная психология и эргономика/ Под. ред. Б.А. Душкова- прил. Т. А. Гришиной. Екатеринбург.: Деловая игра, 2000. — 462 с.
- Ясюкова Л.А. Методическое руководство. Прогноз и профилактика проблем обучения, социализация и профессиональное самоопределение старшеклассников. Часть 1. / Л. А. Ясюкова. — СПб.: ООО «ИМАТОН». 2005. 256 с.
- Furnham A. A content, correlation and factor analytic study of four tolerance of ambiguity questionnaires // Personality and Individual Differences, 1994. V.16. № 3. PP. 403−410.
- Hallman, R.J. The Necessary and Sufficient Conditions of Creativity // In J. C. Gowanet al. (Eds.) Creativity: Its Educational Implications. — New York: Wiley, 1967.
- Mandy Dixon и Femi Oyebode Advancesin Psychiatric Treatment 2007- 13: 7078 Неопределенность и оценка риска
- Maslow, А. Н: A Theory of Human Motivation / A.H. Maslow // The Psychological Rewier. 1943. Vol. 50. P. 370−396.
- William J. O’Malley A tolerance for ambiguity. (Catholicism) (Cover Story) .America, Oct 2, 1993 vl69 n9 p7(7)
- Wolfradt U., Pretz J.E. Individual differences in creativity: Personality, story writing, and hobbies // European Journal of Personality, 2001. V. 15. № 4. PP. 297−310.
- Zenasni F., Besancon M., Lubart T. Creativity and tolerance of ambiguity: An empirical study // Journal of Creative Behavior, 2008. V. 42. № 1. PP. 61−73.
- Owen William and Robert Sweeney. Ambiguity Tolerance, Performance, Learning, and Satisfaction: A Research Direction, http://isedi.org/isecon/2002/242c / ISE-CON.2002.Qwen.txtj