Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Привлекательность отдельных отраслей народного хозяйства России для иностранных инвесторов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Таким образом, актуальность темы исследования определяется многообразием тех проблем и задач, с которыми приходится сталкиваться российскому правительству на современном этапе экономического развития страны, среди которых следует, прежде всего, назвать разработку эффективного механизма привлечения в Россию ПИИ, создания для этого побудительных механизмов, определения приоритетных отраслей… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Мировой опыт опережающего развития экономики на основе привлечения прямых иностранных инвестиций
    • 1. 1. Прямые иностранные инвестиции как инструмент ускоренного развития экономики
    • 1. 2. Мировой опыт практической реализации теоретических положений об опережающем развитии
    • 1. 3. Источники поступления и отраслевая структура прямых иностранных инвестиций
  • Глава 2. Анализ инвестиционной привлекательности отдельных отраслей народного хозяйства России
    • 2. 1. Тенденции развития отдельных отраслей народного хозяйства России с инвестиционным и инновационным акцентом
    • 2. 2. Преимущества и недостатки инвестиционной привлекательности экономической системы России, её отличие от зарубежных стран
    • 2. 3. Меры по повышению уровня инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей
  • Глава 3. Механизм привлечения иностранных инвестиций и инноваций в приоритетные отрасли народного хозяйства РФ
    • 3. 1. Модель опережающего роста приоритетных отраслей
    • 3. 2. Стратегия реализации модели опережающего развития за счёт привлечения прямых иностранных инвестиций
    • 3. 3. Кластерный подход в реализации модели опережающего развития приоритетных отраслей

Привлекательность отдельных отраслей народного хозяйства России для иностранных инвесторов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. С началом рыночных преобразований конкурентоспособность промышленности России резко снизилась как на внутреннем, так и на мировом рынках. В результате этого произошло беспрецедентное увеличение импорта в страну потребительских и промышленных товаров, особенно с высокой добавленной стоимостью.

Основой товарной структуры мирового экспорта является готовая продукция, связанная с разработкой, внедрением и использованием высоких технологий, а в России почти 70% экспорта приходится на сырьё и энергоносители [40].

Благодаря современным технологиям в настоящее время получили развитие новые виды деятельности, многие из которых являются эффективными и высокоприбыльными, неизвестные ранее, такие так нанои биотехнологии и т. д. Россия пока ещё сохранила высокую конкурентоспособность по ряду направлений наукоёмких производств.

Необходимо стремиться к сохранению и повышению конкурентоспособности российской промышленности, увеличивая долю продукции с высокой добавленной стоимостью на мировом и внутреннем рынке. Для достижения этой цели промышленный сектор России нуждается в значительных инвестициях — более 650 млрд долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) в течение ближайших 15 лет [63], которые необходимо вложить в модернизацию производства. ПИИ являются важнейшим катализатором экономического роста, как это видно из опыта других стран.

В России до сих пор отсутствует какая-либо стратегия привлечения ПИИ. Система государственной поддержки хозяйствующих субъектов и стимулирования ПИИ в России не эффективна и не обеспечивает в полной мере экономических, правовых, организационных и информационных условий для. функционирования развитого промышленного сектора экономики, гарантирующего стабильные темпы экономического роста.

В сложившейся в российской экономике ситуации необходимы совершенствование существующих и разработка новых программ государственной промышленной политики, базирующихся на структурной, инвестиционной и инновационной составляющих.

С учетом незначительного объема ПИИ поступающих в страну, следует стремиться к их концентрации на развитии нескольких приоритетных отраслей с продукцией с высокой добавленной стоимостью.

Таким образом, актуальность темы исследования определяется многообразием тех проблем и задач, с которыми приходится сталкиваться российскому правительству на современном этапе экономического развития страны, среди которых следует, прежде всего, назвать разработку эффективного механизма привлечения в Россию ПИИ, создания для этого побудительных механизмов, определения приоритетных отраслей и выработку стратегии их опережающего развития посредством более широкого привлечения и эффективного использования ПИИ.

Степень научной разработанности проблемы. Проблема определения эффективной промышленной политики, направленной на обеспечение опережающего экономического роста при помощи ПИИ, не является порождением нашего времени. В различные годы с этим сталкивались развитые и развивающиеся страны. Данная тема затронута в трудах как западных, так и отечественных экономистов XX века. При этом в разработках ученых прослеживается определенная эволюция взглядов на то, как и в какой степени, ПИИ, инновационные прлоцессы и государственная промышленная политика влияют на экономический рост.

Разработка факторов и проблем опережающего развития российской экономики в методологическом плане неразрывно связана с исследованием теорий и моделей экономического роста. В ходе движения общества от постиндустриального к информационному эти модели учитывали разнообразные факторы, влияющие на темпы экономического развития, однако все они преследовали общую цель — достижение стабильных темпов экономическогофоста.

Нельзя не отметить разночтения в моделях экономистов содержания категорий промышленной и структурной политики и соотнесения их с другими видами государственной экономической политики. Требуют дальнейшего анализа и вопросы взаимосвязи ПИИ, высоких технологий, промышленной политики и экономического роста. Недостаточная разработанность указанных проблем, теоретическая и практическая значимость их решения определи выбор темы исследования, цели и задачи работы.

Цель диссертационного исследования заключается в разработке и обосновании механизмов регулирования опережающего инвестиционного развития отдельных приоритетных отраслей российской промышленности на основе привлечения ПИИ.

Задачи диссертационного исследования включают:

1. определение критериев опережающего роста на основе анализа теорий опережающего роста;

2. выявление факторов успешного развития отдельных отраслей на основании опыта зарубежных стран;

3. анализ состояния сложившегося инвестиционного климата российской экономики и выявление возможных направлений активизации инвестиционной деятельности, в том числе с учетом возможностей использования мирового опыта;

4. разработка предложений для правительства по созданию поэтапной стратегии привлечения ПИИ;

5. выработка рекомендаций и формирование методологической базы для создания ПИИ-агентства для эффективной реализации стратегии по привлечению ПИИ в Россию с учетом зарубежного опыта;

6. обоснование инвестиционной привлекательности перспективных отраслей;

7. выработка механизма определения приоритетной отрасли для ПИИ;

8. определение путей совершенствования государственной политики и предложений по устранению препятствий для привлечения ПИИ.

Структура работы соответствует достижению поставленной цели и решению поставленных задач.

Объектом диссертационного исследования являются инвестиционная и инновационная стратегия российского правительства по развитию приоритетных отраслей.

Предмет диссертационного исследования — методы государственного регулирования по стимулированию ПИИ в приоритетные отрасли народного хозяйства с целью их опережающего развития.

Теоретико-методологической и информационной базой диссертационного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области ПИИ, нормативно-правовые и программные документы отдельных стран, региональных объединений, ООН, ЮНКТАД — Комитета ООН по торговле и развитию, Международных организаций потребителей.

Теоретической и методологической основой исследования стали труды:

К. Акамацу, Р. Верной, Дж. Даннинг, Дж. Кассиди, К. Коджима, К. Мочизуки, Р. Нарула, Т. Озава, П. Пильцер, М. Портер, Санджей Лалл, Дж. Сах, Р. Солоу, П. Фишер и другие.

Среди отечественных ученых-экономистов, внесших вклад в анализ закономерностей развития российской промышленности и путей достижения стабильных темпов экономического роста, можно выделить А. Белоусова, А. Березняк, Т. Вороновой, С. Дробышевского, В. Евтушенкова, Н. Идрисов, Б. Каганович, А. Киселева, А. Кузнецова, Д. Львова, В. May, А. Праздничных, Н. Сорокина, П. Филиппова, Г. Хасаева и других.

Труды этих исследователей, материалы периодической печати и научных сборников по теме диссертационного исследования, справочно-статистические данные Росстата, других Федеральных агентств и.

Министерств, законодательные акты и нормативные материалы Российской Федерации в области экономического роста, инвестиций, промышленной политики определили теоретическую основу данного диссертационного исследования.

Теоретические положения и выводы, содержащиеся в диссертационном исследовании, основываются на анализе статистических данных о социально-экономическом развитии России за 1990;2006 годы, а также зарубежных стран — в XX веке и за 2000;2006 годы. В работе использованы материалы агентств по статистике Российской Федерации, различных стран, международных организаций, рейтинговых агентств, банков.

Исследование включает теоретический и эмпирический анализ, направленный на оценку последствий реализации мер экономической политики, осуществляемых в переходных экономиках.

Научная новизна исследования заключается в разработке и обосновании методов и инструментов привлечения прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли народного хозяйства в целях их опережающего развития.

Основные, результаты научного исследования, полученные лично автором и выносимые на защиту, свидетельствующие о приращении научных знаний в исследуемой области, заключаются в следующем:

1. На основании анализа теорий экономического роста за счёт прямых иностранных инвестиций автором систематизированы факторы опережающего роста.

2. На основании теоретических и эмпирических исследований экономического роста зарубежных стран систематизированы факторы опережающего развития и инструменты государственной политики по повышению инвестиционной привлекательности для их возможного применения в отдельных приоритетных отраслях промышленности России.

3. Предложен алгоритм определения группы приоритетных отраслей на базе предложенной классификации факторов опережающего развития теорий экономического роста и успешного развития отдельных отраслей промышленности зарубежных стран.

4. На основании анализа инвестиционной привлекательности отдельных отраслей народного хозяйства РФ, определен ряд приоритетных отраслей для опережающего развития.

5. На основании анализа Федерального Закона «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» выявлены препятствия и предложены меры для опережающего развития приоритетных отраслей.

6. Обоснована возможность применения опережающей модели развития при комбинированной ПИИ-политике в приоритетных отраслях промышленности в краткосрочном периоде, с условием перехода в долгосрочной перспективе к реализации модели устойчивого развития.

7. Для реализации правительством политики по привлечению ПИИ в приоритетные отрасли предложено создание Федерального агентства по иностранным инвестициям (ПИИ-агентство), определены его функции и структура.

8. Предложена блок-схема поэтапной стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций в приоритетные отрасли.

9. В качестве инструмента государственной промышленной политики автором рекомендуется использовать кластерный подход в для опережающего развития приоритетных отраслей, разработана кластерная структура и стратегия приоритетной отрасли.

Практическая значимость работы. Проведенное исследование позволило получить важные практические результаты в области стимулирования и преодоления препятствий для опережающего роста отдельных приоритетных отраслей и притока ПИИ в экономику России, повышению конкурентоспособности продукции российских отраслей на мировом рынке, в разработке рекомендаций и предложений, способствующих наращиванию темпов экономического роста в реальном секторе экономики.

Результаты диссертационного исследования предназначены для изучения и решения комплекса проблем в сфере развития приоритетных отраслей для занятия конкурентоспособных позиций на внутреннем и мировом рынках.

Разработанная в диссертации методика анализа может использоваться научно-исследовательскими организациями и аналитическими центрами, для оценки мер экономической политики и подготовки рекомендаций для органов государственной власти и управления, аналитическими группами на предприятиях и организациях для оценки макроэкономической ситуации.

Материалы диссертации могут быть использованы при преподавании курсов макроэкономики России, зарубежного опыта управления, теории экономического роста, теории инвестиций, моделей внешней торговли, государственное регулирование и других курсов в высших экономических учебных заведениях.

Апробация работы. Основные положения диссертации изложены и обсуждены на заседаниях кафедры «Управления внешнеэкономической деятельности» Государственного Университета Управления (далее — ГУУ). Результаты исследования докладывались автором на различных российских и международных конференциях и семинарах, проведенных ГУУ в 2001;2006 годах, в том числе:

— на 19-й (февраль 2004 г.) и 21-й (март 2006 г.) Всероссийской научной конференции молодых ученых и студентов «Реформы в России и проблемы управления» в ГУУ;

— на научно-практическом семинаре «Совершенствование системы регулирования ВЭД в свете присоединения РФ к ВТО» из серии «Процесс присоединения РФ к ВТО и проблемы подготовки и переподготовки кадров», ГУУ, 20 мая 2004 г.;

— на Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы управления -2004», ГУУ, 10−11 ноября 2004 г.

По теме диссертационного исследования автором опубликовано 7 научных публикаций общим объемом 1,28 п.л.

Структура диссертации соответствуют поставленным целям и отражают её содержание. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы, приложений. Работа изложена на 196 страницах, в нее включены 18 таблиц и 36 рисунков.

Основные выводы и предложения, сделанные в данной работе, заключаются в следующем.

На основании анализа основных теорий экономического роста показана важная роль ПИИ в опережающем экономическом развитии. Для успешного экономического роста экономики России необходимо:

— более активно интегрироваться в мировой рынок ПИИ путём привлечения иностранных ТНК на основе использования эффективной ПИИ-политики;

— формировать и развивать взаимозависимые промышленные кластеры на основе базовых и поддерживающих отраслей, это приумножит эффект от применения ПИИ и позволит скорее добиться экономического роста;

— ориентировать ПИИ-политику на стимулирование стратегических субсекторов вокруг секторов-лидеров;

— тщательно изучить и развивать «местные преимущества» для привлечения ПИИ;

— успешно привлекать необходимые технологии и ноу-хау, внедрять и развивать их опережающими темпами, а затем на их основе отечественные корпорации смогут проникать на зарубежные рынки в качестве инвесторов-инсайдеров.

Проанализировав различные страновые варианты опережающего экономического развития, сделан вывод, что выявленные факторы успешного экономического роста могут быть использованы для разработки модели опережающего развития экономики России.

Доказана необходимость постоянного и разностороннего вмешательства государства в экономику. В ряде стран-конкурентов за мировые ПИИ, одни правительства утверждали среднесрочные планы развития, другие воздействовали на экономику различными фискальными, налоговыми и др. рычагами. Это позволило повысить привлекательность национальной экономики для ПИИ путём более полного раскрытия и использования «местных» преимуществ, что подтверждает эклектическая теория Даннинга.

Особое влияние на проведение экономических и структурных реформ оказывает членство в различных международных организациях (например, ВТО), которые требовали приводить в соответствие с мировыми нормами национальное законодательство.

Упор для опережающего развития необходимо сделать на высокотехнологичные отрасли. Каждая страна последовательно отходила от традиционных отраслей в пользу наукоёмких, причем выбрав и развив 2−3 отрасли, они в свою очередь тащили за собой остальных, данное положение показал М. Портер в теории «Конкурентного преимущества наций».

Катализатором развития выступают ПИИ, их основным источником преимущественно являются ТНК. Благодаря использованию их капиталов, технологий и опыта современного управления отдельная отрасль способна интенсивнее переходить на следующие фазы развития. Это продемонстрировали японские экономисты в теории «летящих гусей» экономического развития.

Получив импульс в экономическом развитии от использования ПИИ, страна повышает свою конкурентоспособность и в дальнейшем сможет экспортировать уже свой накопленный капитал (как Япония и Южная Корея).

Необходимо создавать различные особые специфические зоны предпринимательской и научно-технической деятельности: от технико-внедренческих, до зон «полного производственного цикла».

Опыт многих стран показал необходимость для эффективной реализации национальной стратегии привлечения ТНК в национальную экономику создания специализированное государственное ведомство по содействиям инвестициям и инновациям. В России им могло бы стать Федеральное ПИИ-агентство.

В мировой экономике доминирующую роль играют товары с высокой добавленной стоимостью. Для повышения конкурентоспособности российских товаров с высокой добавленной стоимостью на мировом и внутреннем рынке промышленный сектор России нуждается в новейших технологиях, ноу-хау, современном оборудовании, зарубежном менеджменте и значительных капиталовложениях.

На основании обобщения теоретического и практического опыта опережающего развития, автором разработан механизм определения приоритетной отрасли. Он может быть использован при выработке государственной экономической политики, в том числе в сфере привлечения требуемых ПИИ.

Разработанная автором методология определения инвестиционной привлекательности приоритетной отрасли, свидетельствует, что на сегодняшний день ни одна российская отрасль промышленности не соответствует всем критериям определения приоритетной отрасли. Но при условии существенного государственного стимулирования, разработки новых целевых правительственных программ развития и совершенствования внутрифирменной политики самого предприятия опережающее развитие возможно добиться для: авиакосмической промышленности, информационных и коммуникационных технологий, атомной промышленности, нанотехнологий, биотехнологий.

Для обеспечения опережающих темпов роста данных приоритетных отраслей России необходимо:

1. разработать государственную стратегию развития системы приоритетных отраслей;

2. создать Федеральное ПИИ-агентство;

3. стимулировать приток в приоритетные отрасли иностранных технологий, ноу-хау, существенно и быстро обновить производственные мощности, шире использовать прогрессивные материалы;

4. устранить дефицит оборотных средств (до 80%) и собственных инвестиций у большинства предприятий путем привлечения заёмного капитала, обеспечив рост доли ПИИ в приоритетные обрабатывающие отрасли по сравнению с сырьевым сектором.

5. для повышения эффективности реализации вышеуказанных предложений могут быть использованы особые экономические зоны технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.

6. устранить слабую структурированность ряда приоритетных отраслей путем создания кластеров.

Выбранные автором приоритетные отрасли сегодня остро нуждаются в значительном объеме ПИИ. Проанализировав государственную инвестиционную политику стран-конкурентов по привлечению ПИИ, их преимущества и недостатки экономики, сопоставив полученные результаты с анализом сильных и слабых сторон России в сравнении с ними можно выявить следующие преимущества инвестиционной привлекательности выбранных приоритетных отраслей по сравнению со странами-конкурентами:

A) высокий уровень научных знаний.

Б) обеспеченность природными ресурсами.

B) высокая конкурентоспособность некоторых направлений развития приоритетных отраслей.

Надо учитывать и ряд факторов, снижающих инвестиционную привлекательность вышеназванных приоритетных отраслей:

1. слабые позиции «местных преимуществ»: высокое налогообложение, несовершенная правовая и законодательная база;

2. высокий уровень коррупции и административных барьеров;

3. слабость и противоречивость функционирования российской инновационной системы и ОЭЗ;

4. отсутствие единого специализированного ПИИ-агентства, способного разрабатывать и обеспечивать осуществление программы привлечения ПИИ;

5. отсутствие не только комплексной государственной стратегии опережающего развития на основе привлечения ПИИ, но и даже промышленной политики.

На основании анализа мирового опыта российский фискальный тип механизма для ПИИ должен отвечать следующим правилам:

— для стратегических ПИИ предоставить налоговые каникулы на первые 3−5 лет;

— ускоренная амортизация оборудования;

— особый, таможенный режим с нулевой пошлиной для импорта современного оборудования.

Исследовав преимущества и недостатки для опережающего развития приоритетных отраслей и стимулирования ПИИ, автор предложил комплекс мер по устранению данных препятствий.

Экономика России должна развиваться опережающими темпами не ниже 10% в год. Показано, что сегодня для России наиболее приемлемой и перспективной моделью экономического роста является опережающая модель. На сегодняшнем этапе развития приоритетных отраслей необходимо в краткосрочном плане придерживаться опережающей модели, которая позволит за непродолжительный период обновить оборудование за счет уже имеющихся на Западе образцов, и, опираясь на достижения науки и техники, обеспечить прорыв в технологиях и выйти на мировой рынок с новейшей продукцией. В долгосрочной перспективе, важно создать предпосылки перехода России к устойчивому экономическому росту.

Выявлен характер промышленной политики в области привлечения ПИИ. Все изученные страны-конкуренты России за ПИИ придерживаются наступательной ПИИ-политики, а промышленно-развитые страныпассивной. Выбор для России прост — из-за серьёзной проблемы нехватки ПИИ возникает потребность в наступательном характере ПИИ-стратегии.

По критерию масштабов действия ПИИ-стратегии разделяются на горизонтальные, секторальные и комбинированные. Первая формирует общие условия включения ПИИ, вторая — на основании приоритетов и ограничений в определенных секторах для ПИИ, третья — включает в себя как горизонтальный, так и секторальный аспект. С начала 90-х годов изученные страны-конкуренты России за ПИИ придерживались горизонтального типа, лишь в последнее время они стали следовать секторальной ПИИ-стратегии. Для России есть возможность встать на собственный путь и вскоре стать лидером, используя комбинированный подход оптимизации горизонтальных и секторальных моментов.

Таким образом государственная промышленная политика по развитию приоритетных отраслей при помощи ПИИ должна ориентироваться на модель опережающего роста. Правительство должно поводить наступательную проактивную политику в области ПИИ, используя комбинированную ПИИ-стратегию.

Для реализации данной ПИИ-стратегии, помимо улучшения государственных побудительных механизмов для приоритетных отраслей и инвестиционного климата, необходимо развивать ОЭЗ технико-внедренческого и промышленно-производственного типов.

Как показал опыт стран, успешно привлекающих ПИИ в свою экономику, успешная реализация ПИИ-стратегии возможна только, если она будет осуществляться специальной организационной структурой — ПИИ-агентством, в России было упразднено.

Из-за недоверия инвесторов к государственным структурам предпочтительно будет создание и функционирование независимого ПИИ-агентства, а юридической формой ПИИ-агентства должна быть некоммерческая организация — это позволяет сделать Закон об иностранных инвестициях 1999 г.

Для наиболее эффективной работы ПИИ-агентство должно получить широкие полномочия от различных департаментов тех министерств, которые сегодня по отдельности занимаются вопросами ПИИ. Вышеуказанное могло бы облегчить и ускорить работу ТНК в приоритетных проектах высокотехнологичных отраслей.

Многие зарубежные страны-конкуренты за привлечение ПИИ используют различные алгоритмы поиска иностранных ТНК. Результатом являются значительные притоки ПИИ, высоких технологий, кооперация, слияния и поглощения национальных производителей и мировых ТНК.

В России никакого алгоритма поиска не было, и нет по сегодняшний день. В связи с этим автором выработан алгоритм поиска с учётом российских особенностей и выбранных приоритетов для Департамента коммуникаций ПИИ-агентства.

При распределении привлеченных ПИИ необходимо учитывать системность развития отраслей. Наибольшего эффекта от иностранных инвестиций и технологий можно достичь, при условии, что каждая приоритетная отрасль будет рассматриваться во взаимосвязи со смежными производителями, а не отдельно. От этого, тот же объём ПИИ даст больший импульс роста, распространившись не на отдельную компанию, а на большую группу развивающихся производств.

Департаменту коммуникаций ПИИ-агентства следует приоритетно искать и привлекать те ТНК, которые способны развивать комплекс взаимосвязанных отраслей, компаний.

Таким образом для повышения инвестиционной привлекательности приоритетных отраслей народного хозяйства как фактора их опережающего роста необходимо следовать разработанной автором стратегии по привлечению ПИИ.

Первоначально правительство определяет ориентацию ПИИ-стратегии. Как было показано, для опережающего развития на сегодняшнем этапе России надо следовать модели прорывного роста при комбинированной ПИИ-политике, создав побудительные механизмы для привлечения ТНК в Россию в определенные отрасли.

Поставленные правительством приоритеты и задачи опережающего развития, ПИИ-агентство будет их поэтапно реализовывать в соответствии с описанным автором механизмом.

На основании анализа департаментами ПИИ-агентства потенциала российской экономики, стран-конкурентов за ПИИ, стран-доноров ПИИ и ТНК с использованием теоретического обоснования экономического роста и анализа практического опыта успешного развития экономик зарубежных стран осуществить выбор приоритетных отраслей, куда следует направить ПИИ. Данный выбор следует осуществлять на основе предложенной автором методологии.

Затем выбранные отрасли и предложения по концепции их развития представить на обсуждение правительству, которое в свою очередь при одобрении утвердит ПИИ-стратегию развития приоритетных отраслей с принятием необходимых законов для реализации данной ПИИ-стратегии.

Далее ПИИ-агентство реализует, координирует и осуществляет контроль за принятой ПИИ-стратегией. Осуществляет поиск иностранных инвесторов. Одновременно вырабатывает предложения для правительства по устранению существующих на каком-либо этапе препятствий, мешающих развитию приоритетным отраслям с помощью ПИИ.

Государственная политика по стимулированию инноваций и приоритетных отраслей и их взаимодействия основывается на комплексе конкретных решений, достаточно разрозненных, принимаемых различными государственными инстанциями в различных отраслях и субъектах РФ.

Помимо отсутствия у Правительства методологии определения группы приоритетных отраслей, которые могли бы ускоренно развиваться, сегодня им не учитывается главное — кластерная составляющая при разработке государственной экономической стратегии.

Использование кластерного подхода в стратегии развития экономики России повысит устойчивость конкурентоспособности отраслей и заинтересованность ТЕК.

Автором обоснована необходимость применения и сформулированы принципы кластерного подхода при выработке государственной промышленной политики, предложена стратегия развития конкретного кластера и его структура на примере приоритетной отрасли.

Основываясь на полученных результатах диссертационного исследования, автором систематизированы факторы, влияющие на инвестиционную привлекательность отдельных отраслей экономики России и предложены меры по их опережающему развитию.

В заключение следует отметить, что по мере развития мирового рынка капитала, изменения товарной структуры мирового рынка, будут становиться актуальными те национальные стратегии привлечения ПИИ, которые в настоящее время еще недостаточно или вообще не используются в практике. Поэтому продолжение исследований в этой области является целесообразным и позволит содействовать развитию российской экономики.

Заключение

.

В диссертационной работе произведен анализ инвестиционной привлекательности и выявлены перспективы развития отдельных отраслей народного хозяйства в России. Сформулированы основные предложения по направлениям государственной политики по стимулированию ПИИ.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Монографии, статьи, публикации.
  2. Анатомия глобальной экономики: учебное пособие / О. Т. Богомолов. -М.: ИКЦ «Академкнига», 2003. 216 с.
  3. Бак И.В., Батизи Э. Э., Калинина М. А., Корсаков М. И., Михайлин А. Н. Управление внешнеэкономической деятельностью хозяйствующих субъектов в России / М.: Инфра-М. 1999. 288 с.
  4. B.C., Бузулуков С. Н., Дрогобыцкий И. Н. Инвестиционный потенциал Российской экономики / М.: Экзамен. 2003. 320 с.
  5. А. С. Создание привлекательного инвестиционного климата в промышленности для привлечения частных и иностранных инвесторов: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 Москва, 2005 183 с. РГБ ОД, 61:05−8/2118
  6. А.Е. «Наукоемкие отрасли: определение, анализ, условия ускорения развития» М.: 1987.
  7. Внешнеэкономический комплекс России в начале нового тысячелетия: тенденции и перспективы развития / М.: ВНИКИ. 2002. 242 с.
  8. Вонхук Лим Возникновение и эволюция Корейской экономической системы. Сеул. Республика Корея. 2000.
  9. Т. А. Инвестиционная активность в стратегии экономического роста (Методологические аспекты): Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05 Москва, 2004 442 с. РГБ ОД, 71:04−8/268
  10. П.Г. Венчурные и прямые частные инвестиции в России: теория и десятилетие практики. / М.: Альпари. 2003. 240 с.
  11. Ю. А. Институциональные ограничения в привлечении инвестиций российскими предприятиями / Инвестиционный климат и перспективы экономического роста в России. М.: ГУ-ВШЭ, 2001.
  12. Д.И. Мировая экономика. Контуры развития: Учебное пособие, — СПб.: Изд-во СПбГТУ, 2001, — 100с.
  13. Доклад о мировых инвестициях. 2003. Политика в области ПИИ в целях развития: национальные и международные перспективы. / Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). М.: Весь мир. 2004. -310с.
  14. Доронина, Н. Г. Комментарий к закону об иностранных инвестициях / М.: Юстицинформ. 2000. 80 с.
  15. С., Трунин П. Взаимодействие потоков капитала и основных макроэкономических показателей в Российской Федерации. М.: ИЭПП, 2006. 108 с.
  16. М.Е. Регулирование иностранных инвестиций. Международный опыт и интересы России. Доклады Института Европы РАН № 171/М.: Огни ТД. 2006.- 154 с.
  17. Д.А. Инвестиционный анализ в реальном секторе экономики / М., Финансы и статистика. 2003. 352 с.
  18. С. Б. Регулирование прямых иностранных инвестиций (Опыт стран Центральной и Восточной Европы): Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 Москва, 2004 174 с. РГБ ОД, 61:05−8/1869
  19. Инвестиции: региональный аспект. М.: ИЭПП, 2002. С. 317
  20. Инвестиции в России. 2005: Статистический сборник. Официальное издание / Федеральная служба государственной статистики. М.: Росстат, 2005.-287 с.
  21. Инвестиционные процессы в условиях глобализации / Под редакцией В. П. Колесова, М. Н. Осьмовой М.: Экономический факультет МГУ, ТЕИС, 2002.-С.107.
  22. Институциональная экономика: Учебное пособие / Под рук. Д. С. Львова, — М.: ИНФРА-М, 2001, — с. 208.
  23. В. Глобализация национальных хозяйств и современный экономический кризис. Научные труды ИЭПП. М.: 2002.
  24. Н. Д. Инвестиции: привлечение, использование и управление в условиях современной экономики России: Диссертация на соискание ученой степени доктора экономических наук: 08.00.05 Москва, 2004 314 с. РГБ ОД, 71:05−8/215
  25. . Г. Управление инвестиционной деятельностью с привлечением прямых иностранных инвестиций в России и Китае : Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 Москва, 2004 202 с. РГБ ОД, 61:05−8/162
  26. С.М. Прямые зарубежные инвестиции: микроэкономический анализ эффектов благосостояния. / М.: Экономическая школа, 2002. 272с.
  27. Ю.А. Инвестиционная стратегия / М.: Феникс. 2006. 320 с.
  28. Г. М., Ливенцев Н. М. Международная практика регулирования иностранных инвестиций: Учебное пособие. М.: Анкил.2001.
  29. А.А. Инвестиционное обеспечение развития гражданской авиационной деятельности в России / М.: Экономика. 2005. 160 с.
  30. Н.Н., Костюнина Г. М. Международное движение капитала (Инвестиционная политика зарубежных стран). Учебник / М.: Экономистъ. 2004.-368 с.
  31. М.Ю. Инвестиционное обеспечение экономического роста: теоретические проблемы, финансовые инструменты, тенденции развития / М.: Анкил. 2005. 312 с.
  32. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран: Учебник /Под ред. В. П. Колесова. — М.: Флинта, 2000 480с.
  33. Мировая экономика: Учебник / Под ред. А. С. Булатова. — М.: Юристъ, 2002. —734 с.
  34. Ю.В. Инвестиции в конкурентоспособное производство. Учебное пособие / М.: КноРус. 2005. 288 с.
  35. К. Сравнительный анализ экономической политики России и Японии. -М.: 2004.
  36. Научно-техническая и инновационная политика. М.: Минпромнауки, 2003.
  37. Об иностранных инвестициях в экономику России в 2005 году. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2006.
  38. Общие расходы на НИР. Социально-экономические показатели стран мира. ИАСЕЕП. М: 2004.
  39. Основы инновационного менеджмента: теория и практика: Учебное Пособие. / Под ред. П. Н. Завлина и др. М.: ОАО «НПО «Издательство «Экономика», 2000.
  40. Отчет о глобальной конкурентоспособности. World Economic Forum. Geneva. 2005.
  41. О состоянии внешней торговли в 2005 году. Федеральная служба государственной статистики. М.: 2006.
  42. От экономики переходного периода к экономике развития. Меморандум об экономическом положении Российской Федерации Всемирного банка. Вашингтон: 2004. — 164 с.
  43. А. И. Прямые иностранные инвестиции в России: роль в модернизации экономики: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 Москва, 2004 178 с. РГБ ОД, 61:048/2703
  44. Переходный период: анализ и уроки первого десятилетия для стран Восточной Европы и бывшего Советского Союза. Исследование Всемирного банка. М.: Весь Мир, 2002. — 294 с.
  45. А.Н. Развитие традиционных и инновационных кластеров: международный и российский опыт. М.: Бауман Инновейшн, МГТУ им. Баумана, 2005.
  46. Политика привлечения ПИИ в российскую экономику. Бюро экономического анализа. М.: ТЕИС, 2001.
  47. Путь в XXI век (стратегические проблемы и перспективы российской экономики) / Под ред. Д. С. Львова. М.: Экономика, 1999.
  48. Санджей Лалл. Конкурентоспособность. Наблюдательный Совет: роль, функции и результаты. UNIDO. Oxford. 2004. 32 с.
  49. Сах Дж. Опыт Кореи в построении инновационной системы (В переводе ГУ-ВШЭ). Korea Development Institute, Seul. 2004.
  50. Н.Ф., Семин Р. Н. Основы мировой экономики, 2000г.
  51. В.В. Прямые иностранные инвестиции в России. Правовые формы привлечения и защиты / М.: Юристъ. 2003. 252 с.
  52. А. Ю. Стимулирование отечественных и иностранных инвестиций в условиях современной российской экономики : Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.14 Москва, 2005 176 с. РГБ ОД, 61:05−8/3918
  53. К. Экономика Китая. Современные аспекты. М.: 2001.
  54. В. Государственные инвестиции в условиях рыночных реформ в странах Латинской Америки. Институт Латинской Америки РАН, -М.: 2004.
  55. Управление международным обменом товаров, услуг, капитала / Под ред. Батизи Э. Э. М.: Издательский Дом «Высшее Образование и Наука», 2004.-448 с. '
  56. П. Привлечение прямых иностранных инвестиций в Россию: 5 шагов к успеху. М.: Флинта, Наука, 2004. С. 328
  57. П. Прямые иностранные инвестиции для России: Стратегия возрождения промышленности. М.: Финансы и статистика, 1999. — 512 с.
  58. М.А. Моделирование производственной и инвестиционной стратегий машиностроительного предприятия / М.: Благовест-В. 2003. 304 с.
  59. Хе Кин Фонг. Иностранный капитал в структуре экономики Тайваня. БГУ, Минск: 2001.
  60. О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности / М.: Книга сервис. 2002. 160 с.
  61. Н.Н. Прямые иностранные инвестиции в Азии и в России. Опыт сравнительного анализа / М.: Институт Востоковедения РАН. 2004. -198 с.
  62. Цена непрозрачности: недополученные ПИИ. PriceWaterHouseCoopers. -М.: 2001.
  63. Экономические итоги 2005 года. Обзор макроэкономических тенденций № 63. Под ред. Белоусова А. Р. НП ЦМАиКП. М.: 2006.
  64. Е. В. Иностранные инвестиции как фактор экономического развития России : Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук: 08.00.05 Екатеринбург, 2004 244 с. РГБ ОД, 61:058/1557
  65. В. Д. Конкурентоспособность России в мировой экономике. // Мировая экономика и международные отношения. № 3. 2000.
  66. К. Самые коррумпированные страны в 2005 году. По материалам Центра антикоррупционных инициатив и исследований «Transparency International» // РБК-рейтинг. М.: 21.10.2005
  67. А.Р. Долгосрочные тренды российской экономики. // Доклад на ежегодной конференции «Россия через четверть века: стратегия развития», проводимой Ассоциацией независимых центров экономического анализа. -М.: АНЦЭА, 2005.
  68. А.Р. Сюжеты экономического роста в 2005 году. // Доклад на семинаре ИКСИ «Стратегия развития». М.: ИКСИ, 2005.
  69. А.Р. Сценарии экономического развития России на пятнадцатилетнюю перспективу. // Проблемы прогнозирования № 1. 2006.
  70. Д.Р., Солнцев О. Г. Об использовании ресурсов стабилизационного фонда для стимулирования экономического роста. // Проблемы прогнозирования № 4. 2005.
  71. С. Конкурентоспособность: О пользе Силиконовых долин // Ведомости № 187 (1468). 2005.
  72. А., Гришанков Д. «А» сказали, «Б» — молчим. // Эксперт № 40 (486), 2005.
  73. Е. Опыт ирландского Консультативного Совета по Конкурентоспособности, UNIDO. 2004 46 с.
  74. М.Г. Об иностранных инвестициях в Россию. / Информационно-аналитический бюллетень Фонд «Бюро экономического анализа» № 52 2004. 27 с.
  75. Доклад Всемирного банка об экономике России № 10. Вашингтон: Всемирный банк. 2005. — 28 с.
  76. В.П. Оценка конкурентоспособности экономики России: отраслевой и кластерный анализ. // Доклад экспертной группы Комитета РСПП по промышленной политике и конкурентоспособности. М.: РСПП. 2005.
  77. В.П. Конкурентоспособность: Кластер — будущее страны. // Ведомости № 90 (1371). 2005.
  78. Т.С., Шишкина Н. Р. Инвестиционная составляющая промышленного развития региона. // Налоги. Инвестиции. Капитал. № 3, 2005.
  79. М.А. Концепция опережающего роста некоторых отраслей российской экономики. // Вестник университета. Серия «Национальная и мировая экономика». № 1(4). -М.: ЮКС-Полиграфия. 2004.
  80. Зайцев М. А, Факторы опережающего роста отдельных отраслей экономики России. // Актуальные проблемы управления -2004: Материалы международной научно-практической конференции: Вып. 1/ ГУУ. М., 2004.
  81. А.Г. Прямые иностранные инвестиции инструмент развития и глобализации экономики. // Атомная стратегия, июнь 2002.
  82. Инвестируйте в Россию. Бюллетень Департамента инвестиционной политики. М.: МЭРТ, 2005. — 16 с.
  83. Иностранные инвестиции в экономику России в I полугодии 2004 г. // Вестник Русского экономического общества, № 137, 2004.
  84. И.В. Развитие системы научных и инновационных фондов в России. / Информационно-аналитический бюллетень Фонд «Бюро экономического анализа» № 65, 2004. 40 с.
  85. ., Гамоля С. Рынки информационных технологий и телекоммуникаций стран Азии. // CNews. ru/SIBIS. М.: 2005.
  86. Е.Ю. Инновации и их роль в экономическом развитии // Научные труды СПБТУ, СПБ.: 2000.
  87. May В. Посткоммунистическая Россия в постиндустриальном мире: проблемы догоняющего развития. // Вопросы экономики. 2002. — № 7.
  88. Мировая экономика в XX веке: потрясающие достижения и серьезные проблемы. // Мировая экономика и международные отношения № 1. М.: 2001.
  89. П. Деньги потекут в развитые страны // Эксперт № 12. 2002.
  90. Перспективные направления роста внешнеэкономической активности России. // Экономист № 2. 2002.
  91. Е. Нужны ли России инвестиции? // Экономика и Жизнь № 26 2005.
  92. М. Международная конкуренция. М., Международные отношения, 1993.
  93. Прогноз социально-экономического развития на 2003−2005 гг. М.: МЭРТ, 2003.
  94. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006−2008 годы). М.: МЭРТ, 2005.
  95. В.Е. Экономические реформы в Бразилии в 90-е годы // «Вопросы экономики» № 9, 2000 г.
  96. Российская экономика в 2005 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 27)-М.: ИЭПП, 2006. С. 646
  97. Российская экономика в 2004 году. Тенденции и перспективы. (Выпуск 26)-М.: ИЭПП, 2005. С. 684
  98. Россия в цифрах 2005 г., п. 23.12. // Федеральная служба государственной статистики. -М.: 2005.
  99. Россия как объект инвестиций. The PBN Company, 2005.
  100. Россия как объект инвестиций II. The PBN Company. 2006. 19 с.
  101. О.С. Интеграция авиационной промышленности в мировое технологическое пространство. // Аналитические статьи Национального Института Авиационных Технологий. М.: ОАО «НИАТ», 2003.
  102. О.Г. Рычаг или удавка? // Эксперт № 13 (414), 2004.
  103. C.News Analytics, Форт-Росс, 2004.
  104. Фёдоров (Г.М. Прямые иностранные инвестиции и передача технологий. Семинар Экономической и социальной комиссии ООН для Азии и Тихого Океана, ООН, Нью-Йорк, 2004. стр.29−30.
  105. П. Кластеры конкурентоспособности // Эксперт Северо-Запад № 43 (152) от 17 ноября 2003 года.
  106. П. Как превратить Россию в привлекательный рынок для иностранных инвесторов // Вопросы экономики № 2. 2002.
  107. Г. Р., Михеев Ю. В. Кластеры современные инструменты повышения конкурентоспособности региона (через Партнерство к будущему) Часть 1. // Компас промышленной реструктуризации № 5(6).2003.
  108. Г. Р., Михеев Ю. В., Уманский М. И. Кластер как современный инструмент повышения конкурентоспособности в регионе. Через Партнерство к будущему. Часть 2. // Компас промышленной реструктуризации № 1.2004.
  109. Т.В. Кластерная теория экономического развития. // Теория и практика управления, № 5, 2003.
  110. С.В. Российских бюллетень конъюнктурных опросов промышленности. Опрос № 167. М.: ИЭПП, 2006.
  111. П. Кластер не пресмыкательство перед Западом, а новая инициатива в строительном бизнесе. // Зеркало недели, № 36, 2003.
  112. С. Индийский катализатор. // CNews, РосБизнесКонсалтинг, М.: 2005.
  113. С. ИТ в России. Неурожай умов // C.NEWS. -М.: Июль 2005.
  114. А. Россия перешла в подготовительный кластер // Коммерсант № 51, 2006.
  115. Н. Косвенные методы государственного стимулирования инноваций: опыт Западной Европы. // Проблемы теории и практики управления. № 3, 2001.
  116. Эффективное развитие отечественного производства единственное условие выхода России из системного кризиса. // Газета деловых предложений. № 2. 2000.
  117. Постановление Правительства РФ от 13 сентября 2005 г. № 563 «Об утверждении Положения о проведении конкурса по отбору заявок на создание особых экономических зон».
  118. Постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 449, Постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 642, Постановление Правительства РФ от 21 ноября 2005 г. № 688.
  119. Постановление Правительства РФ от 25 ноября 2004 г. № 681 «Об утверждении Порядка рассмотрения предложений о присвоении муниципальному образованию статуса наукограда Российской Федерации и прекращении такого статуса».
  120. Федеральный закон от 23 декабря 2004 г. № 173-ФЭ «О Федеральном бюджете на 2005 г.».
  121. Федеральный закон от 09 июля 1999 г. № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации».
  122. Федеральный закон РФ от 22 июля 2005 г. № 116-ФЗ «Об особых экономических зонах в Российской Федерации».
  123. Е. Barredo Capelot, J.E. Lambertz «Hi-tech products», Eurostat OECD seminar, 1993
  124. Cassidy J.F. Japanese Direct Investment in China. Locational Determinants and Characteristics / Routledge, 2002. 254c.
  125. Christiansen H. and Bertrand A. Trends and recent developments in foreign direct investment. OECD. 2004.
  126. Dunning J.H. International Production and the Multinational Enterprise. London. 1981
  127. Dunning J.H. and Narula R. Foreign Direct Investment and Governments. Catalysts for economic restructuring. London. 1996.
  128. Gelb C. Foreign investors wise up // China business rev. — Wash., 2000. — Vol. 27, № 6. —p. 8−13.
  129. Global economic prospects. Overview and global outlook. The World Bank. Washington. 2005.
  130. Instituto Nacional de Estadistica de Espana. 2004
  131. Kojima К., Ozawa Т. Micro- and Macroeconomic Models of Direct Foreign Investment: Toward a Synthesis, Hitotsubashi Journal of Economics. 1984.
  132. National Economic and Social Development Bank of Brazil, 2003.
  133. Ozawa in UNCTAD. World Investment Report. 2000.
  134. Ozawa in UNCTAD. World Investment Report 2002: Transnational Corporations and Export Competitiveness, p. 35. 2002
  135. Ozawa in UNCTAD. World Investment Report 2005: Transnational Corporations and the Internationalization of R&D. 2005.
  136. Pilzer P.Z. Unlimited Wealth. The Theory and Practice of Economic Alchemy. N.Y., Crown Publishers, 1990.
  137. Porter M. The competitive advantage of nations. London. 1990.
  138. Prospects for FDI Flows and TNC Strategies, 2004−2007. // Research Note No. 3. UNCTAD. 2004.
  139. Solow R.M. A contribution to the Theory of Economic Growth. Qnarterly of Economics. 1956.
  140. Spread Monitor Russia 1Q. Standard & Poor’s. April 2005.152. The World Factbook 2002.
  141. The World, of Investment Promotion at a Glance: A Survey of Investment Promotion Practices // United Nations Conference on Trade and Development, 2002.
  142. The World of Investment Promotion at a Glance: A Survey of Investment Promotion Practices // UN Conference on Trade and Development, 2002.
  143. UNCTAD. World Investment Report 2001: Promoting Linkages, United Nations, New York and Geneva, 2001.
  144. World Investment Report 2002: Transnational Corporations and Export Competitiveness. The largest transnational corporations. New York- Geneva, 2001.
  145. World Economic Situation and Prospects 2005. United Nations publication, Sales No. 05.11. New York- Geneva, 2005.
Заполнить форму текущей работой