Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Духовный потенциал идей евразийства для развития современного российского общества

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Творческое осмысление духовных смыслов евразийства, спроецированных на современную российскую действительность, заключает в себе огромный конструктивный потенциал для определения стратегий дальнейшего качественного, безопасного, самобытного развития многонационального, поликонфессионального, поликультурного российского общества в условиях наступающей глобализации, в выстраивании отношений как… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. ФИЛОСОФСКО — МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЕВРАЗИЙСТВА КАК СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ФЕНОМЕНА
    • 1. Дихотомия «Запад — Восток» как предмет социокультурного осмысления в евразийстве
    • 2. Идейные предпосылки и духовные приоритеты евразийского учения
  • ГЛАВА II. СОЦИАЛЬНО-ДУХОВНЫЕ ПАРАДИГМЫ ЕВРАЗИЙСТВА В КОНТЕКСТЕ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ
    • 1. Особенности социокультурного развития современного российского общества и актуализация идей евразийства
    • 2. Духовные возможности евразийской концепции для развития российского общества на современном этапе

Духовный потенциал идей евразийства для развития современного российского общества (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования определяется сложившейся как в современном мире, так и в российском обществе сложной и противоречивой культурной ситуацией, обусловленной глобализационными процессами. Унификация под западные стандарты, активно наступающие процессы американизации и вестернизации отрицательно сказываются на российской культуре, формируют перемены в социальной и мировоззренческой сферах. Сложившаяся социокультурная ситуация (как в Российской Федерации, так и в Республике Башкортостан) характеризуется разложением системы традиционных ценностей, размытостью духовно-нравственных ориентиров, падающим культурным и нравственным уровнем населения.

Радикальные социальные новации, ориентированные преимущественно на западные образцы, влияют на культурные и духовные ценности российского общества, подавляя национальную идентичность. Наступление «фаустовской» культуры угрожает сегодня катастрофой как культурной самобытности многочисленных этносов России, так и самосохранению Российского государства как авторитетной, самобытной, сильной державы в мировом сообществе.

В современной социокультурной ситуации идеи евразийства, квинтэссенцией которых является принцип выстраивания равновеликих отношений как между отечественной и мировой культурами, так и национальными культурами России, основанных на терпимости, всечеловечности, комплиментарности, уважении к иным ценностям, представляют особую актуальность, а также заключают в себе огромный конструктивный потенциал для качественного и полнокровного развития многонационального, поликонфессионального, поликультурного российского общества.

Значимость консолидирующего духа евразийского учения для современной России связана с тезисами о необходимости единения народов Евразии, о неподражательном развитии каждого этноса, об укреплении самобытного культурного мира России, о сохранении социокультурной целостности евразийского этноса. Творческое осмысление на основе философской методологии духовного потенциала идей евразийства и накопление теоретического материала по исследуемой проблеме имеет большое значение для определения стратегических направлений развития российского общества, нуждающегося сегодня в национальной идее, спроецированной на единение, «собирание» многочисленных народов России.

Степень научной разработанности проблемы. Проблемам национальной идеи, исторической судьбы России, постижения смысла ее существования в социокультурной истории посвящены многочисленные работы представителей русской философии XIX — XX вв. Н. А. Бердяева, А. И. Герцена, Н. Я. Данилевского, Ф. М. Достоевского, И. А. Ильина, К. Н. Леонтьева, B.C. Соловьева, А. С. Хомякова, П. Я. Чаадаева и др., ставшие идейным катализатором становления евразийского учения1.

Основные принципы и духовные приоритеты евразийского учения нашли отражение в работах выдающихся исследователей и мыслителей начала XX века Г. В. Вернадского, Л. П. Карсавина, П. Н. Савицкого, П. П. Сувчинского, Н. С. Трубецкого, Г. В. Флоровского и др., которые стали основателями и.

1 См.: Бердяев Н. Судьба России (Опыт по психологии войны и национальности). М., 1990; Герцен А. И. Prolegomena // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М., 1992; Данилевский Н. Я. Россия и Европа. СПб., 1995; Достоевский Ф. М. Пушкин // Русская идея. М., 1992; Ильин И. А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. М., 1993; Он же. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. А. Ильин. М., 2006; Леонтьев К. Н. Восток, Россия и славянство. М., 1996; Он же. Pro et contra. Личность и творчество Константина Леонтьева в оценке русских мыслителей и исследователей 18 911 917. Антология Книга! СПб., 1995; Соловьев B.C. Россия и вселенская церковь. Мн., 1999. Хомяков А. С. О старом и новом // Русская идея. М., 1992; Чаадаев П. Я. Апология сумасшедшего // Русская идея. М., 1992 и др. идеологами этого идейного и общественно-политического феномена, объединенного концепцией культуры как уникального явления и подвергающего историческому сомнению универсальность европоцентризма как парадигмы социокультурного развития1.

Всестороннее осмысление специфики развития различных культурных миров (европейского, восточного, евразийского) нашло отражение также в исследованиях зарубежных авторов как прошлого, так и современности: л.

3. Бжезинского, Д. Тренина, С. Хантингтона, В. Цымбурского и др.

Благодаря усилиям современных отечественных исследователей А. Г. Дугина, Б. С. Ерасова, Г. В. Ждановой, В. В. Кожинова, Л. И. Новиковой, Н. А. Омельченко, И. Б. Орловой, А. С. Панарина, В. Я. Пащенко, И. Н. Сиземской, А. П. Цыганкова и др., мы располагаем обширной литературой, в которой поднимаются и обсуждаются идейно-философские, историко-культурологические, социально-политические аспекты учения евразийцев и его.

1 См.: Вернадский Г. В. Начертание русской истории. М., 2008; Карсавин Л. П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. М., 1993; Он же. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. № 1- Савицкий П. Н. Континент Евразия. М., 1997; Сувчинский П. П. Евразийство (опыт систематического изложения) // Савицкий П. Континент Евразия. М., 1997; Трубецкой Н. С. История. Культура. Язык / Сост. В. М. Живова. М., 1995; Он же. Мы и другие // Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998; Флоровский Г. В. Вера и культура. СПб., 2002; Он же. Евразийский соблазн // Новый мир. 1991. № 1 и др.

2 Brzezinski Z. The Grand Chessboard: American Primacy And Its Geostrategic Imperatives. N.Y., 1998; Trenin D. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Moscow, 2002. Huntington S. The West Unique, not Universal // Foreign Affaires, 1996. November/DecemberОн же. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. № 3- Цымбурский B.JI. Остров Россия: перспективы российской геополитики // Полис. 1993. № 5 и др. А значение для современности1.

Осмыслением концептуальных идей евразийства и их значения для развития современного российского (башкортостанского) общества активно занимаются представители философской школы Республики Башкортостан P.P. Вахитов, З. Я. Рахматуллина, А. А. Свириденко, Ф. С. Файзуллин и др.

Объект исследования — евразийство как социокультурный феномен.

1 См.: Дугин А. Г. Мыслить пространством // Основы геополитики. М., 2000; Ерасов Б. С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М., 1990; Он же. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Политические исследования. 2001. № 5- Жданова Г. В. Проблемы общества и коммуникации в учении евразийства // Вопросы философии. 2009. № 2- Кожинов В. Историософия евразийцев // Наш современник. 1992. № 2- Он же. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. М., 1997; Новикова Л. И., Сиземская И. Н. Евразийский искус // Философские науки. 1991. № 12- Омельченко Н. А. Споры о евразийстве: Опыт исторической реконструкции // Полис. 1992. № 3- Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М., 1998; Панарин А. С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М., 1995. Пащенко В. Я. Социальная философия евразийства. М., 2003; Цыганков А. П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. 2003. № 10 и др.

2 См.: Вахитов P.P. Евразийская стать России. Уфа, 2009. Он же. Евразийская цивилизация // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной научной конференции. Уфа, 2006; Рахматуллина З. Я. Евразийская концепция для современного Башкортостана: духовный и культуротворческий потенциал // Межкультурный диалог на евразийском пространстве: история народов, государств и международных связей на евразийском пространстве сквозь тысячелетия / Материалы Международной научной конференции. Уфа, 2002; Она же. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа, 2002; Файзуллин Ф. С. Евразийство и национальная идея // Ядкяр. 2005. № 2. Файзуллин Ф. С., Ильин А. Г. Понимание российского человека в контексте евразийских учений // Панорама Евразии. 2008. № 4- Файзуллин Ф. С., Свириденко А. А. Евразийский соблазн — современный взгляд на проблему. Уфа, 2008.

Предмет исследования — идеи евразийства в контексте социокультурного развития современного российского общества.

Цель исследования — выявить духовный потенциал идей евразийства для развития современного поликультурного и поликонфессионального российского общества.

С учетом поставленной цели решались следующие задачи:

— раскрыть особенности дихотомии «Запад-Восток» как предмета социокультурного осмысления в евразийстве;

— рассмотреть идейные предпосылки и духовные приоритеты евразийского учения;

— проанализировать специфику социокультурного развития современного российского общества в контексте евразийских идей;

— раскрыть духовные возможности евразийской концепции для развития российского общества с учетом всей совокупности изменений в политической, социальной и духовно — нравственной сферах современной российской действительности.

Методологическая и теоретическая база исследования.

Методологической основой работы является социокультурный подход, также использованы элементы аксиологического подхода и принцип историзма. Теоретической основой исследования являются труды зарубежных и отечественных исследователей прошлого и современности в области социальной философии, культурологии, социологии, истории и др.

Научна новизна исследования состоит в том, что автором:

— определены особенности культурной дихотомии «Запад-Восток» как предмета социокультурного осмысления в евразийстве;

— выявлены идейные предпосылки становления евразийства как социально-политического, духовно-философского учения;

— определены духовные приоритеты евразийского учения (творческое и диалогическое взаимодействие национальных культур, самобытное, неподражательное развитие этнокультур, консолидирующий и синтезирующий характер русской культуры для многонационального, полиэтнического и поликонфессионального российского социума и др.);

— обнаружены социокультурные факторы (вестернизация и унификация отечественной культуры, разложение духовности, в условиях наступающей глобализации, рост межэтнических и межкультурных конфликтов, активизация этноцентризма и т. д.), актуализирующие значимость идей евразийства для современного российского общества, его качественного развития и консолидации;

— доказан позитивный потенциал идей евразийского учения для развития многонационального, поликультурного и поликонфессионального российского общества в условиях наступающей глобализации.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическое значение работы заключается в том, что осмысление идей евразийства в современном контексте дает формирование нового видения социальных, духовных, культурных процессов, происходящих в жизни современного российского общества, и способствует выявлению наиболее оптимальных путей социокультурного развития поликультурного, поликонфессионального российского общества в современных условиях.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные выводы и положения диссертации могут быть использованы в учебном процессе в преподавании социальной философии, культурологии, социологии, разработке ряда спецкурсов, посвященных актуальным проблемам социокультурного развития современного российского общества и его многонациональных культур в условиях наступающей глобализации, вопросам духовного (патриотического и нравственного) просвещения и воспитания.

Апробация работы. Результаты исследования докладывались на следующих научных и научно-практических конференциях, в том числе: «Урал-Алтай: через века в будущее: III Всероссийская тюркологическая конференция» (Уфа, 2008), «Молодежь столицы: проблемы, опыт, перспективы развития»: Межрегиональная научно-практическая конференция (Уфа, 2009), «Роль классических университетов в формировании инновационной среды регионов. Сохранение и развитие родных языков и культур в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы»: Международная научно-практическая конференция (Уфа, 2010), а также нашли отражение в 12 публикациях автора общим объемом 3,2 п.л.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка литературы, включающего 242 наименования. Общий объем диссертации — 162 страницы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Таким образом, подводя итоги данного исследования, можно подчеркнуть следующее.

Современный мир, вступивший в эпоху глобализации со всеми ее позитивными й негативными последствиями для бытия многочисленных национальных культур, актуализирует проблемы национальной и культурной самоидентификации народов, выбора их подлинного, качественного пути движения в мировое пространство. Культурная и этнонациональная мозаика мира, различие обществ в рамках культурных координат «Запад — Восток» — это реальная картина современности. У каждого общества, несмотря на уровень их цивилизационного развития, есть своя культура. Каждый этнос вносит свою социокультурную лепту в формирование и развитие мировой культурной сокровищницы. Ценность культур народов заключается в их своеобразии, неповторимости, самобытности.

В частности, рассматривая дихотомию «Запад-Восток», мы выяснили, что новаторство, изменчивость, динамизм, индивидуализм — отличительные черты западной культурытрадиционализм, коллективизм, консерватизм характерны культуре Востока. Восточное мировоззрение строится на самоизоляции человека от внешнего мира и уходе его во внутреннюю, духовную жизньзападное, наоборот, нацеливает человека на познание внешнего мира и активное воздействие на него. Для культурного прогресса равновеликий диалог западной и восточной культур крайне необходим и полезен, поскольку, взаимодействуя, культуры расширяют свой кругозор и взаимообогащаются. Связующим звеном множества национальных культур, в том числе западных и восточных, должен стать диалог, который основан на взаимоуважении, «непритеснении» и идее сбережения каждой культуры, и именно эти принципы в осмыслении культурной дихотомии «Запад — Восток» стали социокультурной основой евразийского учения.

Евразийство объединило в своих рядах исследователей различных областей знания. Евразийская концепция раскрывает уникальность и «особость» России как евразийского материка, консолидирующего мультинациональное культурное пространство. Пограничное положение русской культуры создает условия для объединения культурных миров Востока и Запада, но исключает смешение и растворение в этих культурных типах. Миссия России-Евразии заключается в сохранении духовной и культурной целостности российского народа как своеобразной «культуро-личности», объединяющей представителей многочисленных этносов и последователей мировых и многих национальных религий. Достижение этой цели является необходимой предпосылкой для сохранения уникальности этносов и единой, сильной, авторитетной многонациональной российской культуры.

Евразийцы, учитывая богатейший мировоззренческий, философский, культурологический опыт своих предшественников, разработали идеологию, в основе которой лежит ориентация на идеи о равноценности и равновеликости каждой национальной культуры, о творческом диалоге культур как способе избежать доминирования какой-либо одной культуры над остальными, о неподражательном развитии России с ориентацией на принцип полицентризма с признанием множества мировых культур, объединением многонационального, поликонфессионального социума страны в высшую «культуро-личность» на основе диалога, терпимости, уважительности, равновеликого общения и сотворчества.

Творческое осмысление духовных смыслов евразийства, спроецированных на современную российскую действительность, заключает в себе огромный конструктивный потенциал для определения стратегий дальнейшего качественного, безопасного, самобытного развития многонационального, поликонфессионального, поликультурного российского общества в условиях наступающей глобализации, в выстраивании отношений как между отечественной и мировой культурами, так и национальными культурами в рамках единой российской культуры. Главный идейный постулат евразийства «единство в многообразии» — может стать определяющим для современного российского общества. Этническая мозаичность и поликультурная палитра современного российского общества — явление уникальное, и каждый этнос, входящий в это единство, привносит что-то свое, особое, и этим нужно дорожить, не замыкаясь на культуре своего народа или пытаясь изолироваться от других миров.

Безусловно, предпринятое диссертационное исследование не претендует на всестороннее и полное освещение поставленной проблемы, ее многообразия и сложности. Многие затронутые в работе вопросы требуют более углубленного их изучения.

На наш взгляд, предметом отдельного философского исследования может стать анализ сущности и своеобразия евразийской цивилизации как уникального социокультурного феномена. Не меньшего внимания заслуживает проблема выявления духовного потенциала идеи диалога культур в современном российском (евразийском) социокультурном пространстве.

Ждет, на наш взгляд, также системного философского осмысления проблема национальной идеи для современной России — Евразии.

Думается, что углубление анализа намеченных вопросов позволит обрисовать более целостную картину осмысления феномена евразийства, приобретающего сегодня особую актуальность и значимость для исторических судеб современного российского общества.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Т.А., Гудожник Г. С. Глобальные проблемы современности и общественный прогресс. — Фрунзе: Кыргызтан, 1990. 156 с.
  2. Д.М., Шакуров Р. З. Общественно-политические и философские взгляды башкирских просветителей (на баш. языке) // Агидель. — 1980. — № 2.-С. 120−126.
  3. Д.Х. Гуманизм и ислам // Духовный космос современного общества: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — С. 120−132.
  4. Д.Х. Ислам: гуманистическое измерение. — Уфа: РИЦ БашГУ, 2010.-108 с.
  5. К.С. Еще несколько слов о русском воззрении // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 111- 117.
  6. К.С. О русском воззрении // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 111−112.
  7. В.Н. Философия всеединства от B.C. Сорокина к П. А. Флоренскому. Новосибирск: «Наука», 1990. — 155 с.
  8. В. Будущее русской культуры глазами патриота (Арсений Гулыга о русской идее) // Молодая гвардия. 1995. — № 11. — С. 174−181.
  9. Н.Н. Русский народ и государство. М.: «Аграф», 1998. — 640 с.
  10. П.В. Философы России XIX-XX столетий. Биографии, идеи, труды. М.: Академический проект, 1999. — 944 с.
  11. Ш. Путь к вере и совершенству. М.: Фонд «Мир образования», 2008. — 496 с.
  12. А. «Этническая» революция: причины и следствия // Москва. -2002.-№ 4.-С. 126−138.
  13. А.П., Селиванов А. И. Русская традиция. — М.: Алгоритм, 2004. -320 с.
  14. Е.Н., Семушкин А. В. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 173−177.
  15. Ф.Н. Нравственно-этические взгляды Ризы Фахретдинова // Тезисы докладов тюркологической научной конференции молодых ученых «Проблемы духовной культуры тюркских народов СССР». Уфа, 1991. — С. 14−15.
  16. Х.А. Глобализация: за или против устойчивого развития? М.: Изд-во РАГС, 2006. — 262 с.
  17. B.C. Российский человек в XX веке. Потери и приобретения себя / Монография. СПб.: Алетейя, 2000. — 431 с.
  18. Башкортостан дом дружбы (специальный выпуск газеты «Рампа»). — 2003.-№ 6−7.-С. 116−117.
  19. Башкортостан и Россия: история и современность: Сборник материалов научно-практической конференции. Уфа: Дизайн-ПолиграфСервис, 2007.- 82 с.
  20. Н.А. Русская идея. Судьба России. —М.: Наука, 1998. 438 с.
  21. Н.А. Смысл истории. Новое средневековье. М.: Канон +: Реабилитация, 2002. — 446 с.
  22. Н. Судьба России: Опыт по психологии войны и национальности.- М.: Философское общество СССР, 1990. 240 с.
  23. Н. Судьба России: Сочинения. Харьков: Изд-во Фолио, 1999. -736 с. (Серия «Антология мысли»).
  24. Бжезинский 3. Геостратегия для Евразии. Краткосрочные и долгосрочные цели политики США в этом регионе // Независимая газета. 1997. — 24 октября. — С. 5.
  25. Библия Книги священного Писания Ветхого и Нового завета. Т.2. Совместное издание Библейских комиссий «Духовного Просвещения», Северо-Западного Агентства по Авторским Правам и МПО «АККА», 1991. -621 с.
  26. К. Истоки западного образа мысли. — М.: Московская школа политических исследований, 2003. — 432 с.
  27. Я. Культура Италии в эпоху Возрождения. М.: ИНТРАДА, 1996.-523 с.
  28. O.K., Валитов И. О. Национальная культура в условиях глобализации общества и проблемы обеспечения национальной безопасности // Вестник Башкирского университета. 2008. Т. 13. — № 2. -С. 404−407.
  29. З.Р., Рахматуллина З. Я. Экологическая традиция башкир (социально-философский очерк): Монография. Уфа: РИО БашГУ, 2006. -140 с.
  30. P.P. Евразийская стать России: Публицистические статьи. Уфа: Китап, 2009. — 136 с.
  31. P.P. Евразийская цивилизация // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной научной конференции. Под редакцией акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина Уфа, 2006. — С. 31−37.
  32. М. Избранное: Протестантская этика и дух капитализма. — М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2006. — 656 с.
  33. Великие мыслители Востока / Пер. с англ. Н. Барановой, А. Брейд, С. Зинина, А. Коваля, Я. Никитина. М.: КРОН-ПРЕСС, 1999. — 656 с.
  34. Г. В. Начертание русской истории. — М.: Алгоритм, 2008. -336 с.
  35. А., Кунафин Г. Башкирские просветители — демократы XIX века. — М.: «Наука», 1981, — 256 с.
  36. Ю.Г. Гуманистическая перспектива России как общенациональная цель // Социально-гуманитарные знания. — 2005. № 1. — С. 3−35.
  37. .Н. Феномен массовой культуры: этико-философский анализ // Философские науки. 2002. — № 3. — С. 110−123.
  38. А. Страна Восходящего Солнца. От древности до наших дней. — Ростов-н/Д: «Феникс», 2005. 256 с.
  39. Впереди XXI век: Перспективы, прогнозы, футурологи: Антология современной классической прогностики. 1952−1999 / Ред-р, сост-ль и автор предисл. академик РАО И.В. Бестужев-Лада. М.: Academia, 2000. — 480 с.
  40. А.Р. Историософские воззрения Н.Я. Данилевского // Философские науки. 2004. — № 6. — С. 92−99.
  41. Герцен А.И. Prolegomena // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. -М.: Республика, 1992. С. 119−128.
  42. А.И. Собр. соч. В 30-ти тт. Т.2. Статьи и фельетоны 1841−1846 г. Дневник 1842−1845.-М.: АН СССР, 1956.-514 с.
  43. М.О. Славянофильство // Вопросы философии. 1997. — № 12. — С. 67−72.
  44. .С. Россия и США на пороге третьего тысячелетия: Опыт экспертного исследования российского и американского менталитетов. -М.: Флинта, 1999. 604 с.
  45. Глобализация и национальные интересы России: Материалы российской научно-практической конференции (19−21 мая 2004 г.). — Уфа: Восточный университет, 2004. 180 с.
  46. Гор Эл. Земля на чаше весов: Экология и человеческий дух / Пер. с англ. -М: ППП, 1993.-429 с.
  47. Е.С. Философия культуры А.И. Герцена и К. Н. Леонтьева (Сравнительный анализ). — М.: Изд-во РУДН, 2002. — 121 с.
  48. Т.П. Дао и Логос: Встреча культур. — М.: Наука, 1992. 442 с.
  49. Т.П. Путь России // Вопросы философии. — 2009. — № 2. С. 39 -49.
  50. Т.П. Синергетика и Восток // Вопросы философии. 1997. -№ 3. — С. 90−103.
  51. Л.Д. Формирование японской национальной культуры (конец XVI начало XX вв.). — М.: «Наука», 1986. — 286 с.
  52. Л. Древняя Русь и Великая степь / Лев Гумилев. М.: Эксмо, 2006. — 864 с.
  53. Л. Н. Из истории Евразии: Очерк. — М.: Искусство, 1992. 79 с.
  54. Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории. М.: «Сварог и К», 2000. — 336 с.
  55. Н.Я. Россия и Европа. СПб. Глаголъ: Изд-во С.-Петебурб. ун-та, 1995.-513 с.
  56. Ф.М. Объяснительное слово по поводу печатаемой ниже речи о Пушкине // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. — М.: Республика, 1992.-С. 130−136.
  57. Ф.М. Пушкин // Русская идея. / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. -М.: Республика, 1992. С. 136−146.
  58. Дугин А. Г Мыслить пространством // Основы геополитики. М.: Арктогея-центр, 2000. — С. 583−914.
  59. Духовность и красота как явление культуры в образовательном процессе: Материалы Второй Международной научно-практической конференции, посвященной 70-летию Пакта Рериха. 10 июня 2005 года. — Уфа: Изд-во БГПУ, 2005. 156 с.
  60. Евразийское сознание: формирование мировоззренческой парадигмы в образовательном пространстве современной России: Материалы круглого стола / ред. B.C. Горбунов и др. В 2 ч. Уфа: Изд-во БГПУ, 4.2. 2002. -210 с.
  61. Евразийство: за и против, вчера и сегодня / (материалы «круглого стола») // Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 3−48.
  62. Евразийство: историко-культурное наследие и перспективы развития: Тезисы докл. международной научной конференции (14−15 сентября 2000 г). Уфа: Восточный университет, 2000. — 199 с.
  63. Евразийство: проблемы осмысления (по итогам международной научной конференции 14−15 сентября 2002 г.). Уфа: Восточный университет, 2002. — 324 с.
  64. М.С. Россия в контексте глобализации: синергетический ракурс // Социально-гуманитарные знания. 2005. — № 2. — С. 18−32.
  65. .С. Культура, религия и цивилизация на Востоке (очерки общей теории). М.: Наука, 1990. — 205 с.
  66. .С. Социокультурные и геополитические принципы евразийства // Политические исследования. 2001. — № 5. — С. 65−74.
  67. Г. В. Проблемы общества и коммуникации в учении евразийства // Вопросы философии. 2009. — № 2. — С. 30−38.
  68. Жизнь и творчество Макса Вебера. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН). 2007. — 656 с.
  69. И.И., Рахматуллина З. Я. Функционирование башкирской культуры в многонациональном обществе. — Октябрьский: ГУП РБ «ОГТ», 2007.-152 с.
  70. .К. Слово о Родине // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. -М.: Республика, 1992. С. 375−378.
  71. В.В. Идея православной культуры // Православие: pro et contra. Сост. В. Ф. Федорова. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 258−278.
  72. В.В. Православие и культура // Православие: pro et contra. Сост. В. Ф. Федорова. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 253−257.
  73. В.В. Ф.М. Достоевский, Владимир Соловьев, Н. А. Бердяев // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. — М., 1992. С. 342 362.
  74. Г. Глобализация и «русский путь». От информационной революции к новому тоталитаризму // Наш современник. — 2002. — № 2. -С. 206−213.
  75. А. «Евразийство» и поиск новой русской культурной идентичности // Вопросы философии. 1995. — № 6. — С. 49−64.
  76. И.А. Избранные статьи // Наш современник. 1993. — № 4. — С. 144 154.
  77. И.А. Об органическом понимании государства и демократии // Наш современник. 1993. — № 3. — С. 139−147.
  78. И.А. О грядущей России: Избранные статьи / Под ред. Н. П. Полторацкого. -М.: Воениздат, 1993. 368 с.
  79. И.А. Почему мы верим в Россию: Сочинения / И. А. Ильин. М.: Эксмо, 2006.-912 с.
  80. И. Евразийство: идеология государственности // Общественные науки и современность. 1994. — № 5. — С. 42−55.
  81. И. Геополитические корни авторитарного мышления. Исторический опыт евразийства // Дружба народов. 1993. — № 11. — С. 139−149.
  82. История философии: Запад Россия — Восток (книга третья: Философия XIX—XX вв.). 2-е изд. — М.: «Греко-латинский кабинет» Ю. А. Шичалина, 1999.-488 с.
  83. М.С. Философия культуры. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. -416 с.
  84. М.С. Эстетика как философская наука. — СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 544 с.
  85. Л.П. Восток, Запад и русская идея // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 314−323.
  86. Л.П. Государство и кризис демократии // Новый мир. 1991. — № 1. — С. 183−195.
  87. Л.П. Евразийская идея в материалистической оболочке (По поводу рукописи «Учение о жизни») // Философские науки. — 2004. — № 9. -С. 69−73.
  88. Л.П. Основы политики // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993. — С. 174−216.
  89. Ф.Х. О парадоксе России // Вопросы философии. 2000. — № 6. -С. 87−91.
  90. А. Евразийство // Философские науки. — 1991. № 12. -С. 123−136.
  91. И.В. В ответ А.С. Хомякову // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 65−72.
  92. Г. С. Смысл и ценности нового века // Вопросы философии. 2006. -№ 4.-С. 3−16.
  93. В. Историософия евразийцев // Наш современник. 1992. — № 2. -С. 140−144.
  94. В.В. Судьба России: вчера, сегодня, завтра. — М.: Молодая гвардия, 1997.-252 с.
  95. В.А. Восстание квоткультур (К проблеме глобализации «локальных культур») // Общественные науки и современность. — 2003. -№ 2.-С. 157−163.
  96. Конфуций. Луньюй. Изречения. (Серия «Антология мудрости»). М.: Изд-во Эксмо, 2003. — 464 с.
  97. В. Заметки о духовном развитии России и Запада в XX веке // Наш современник. 2003. — № 3. — С. 267−278.
  98. A.M. Россия в поисках национальной идеи // Вопросы философии. -2002. -№ 1. С. 177−179.
  99. A.M. Мусульмане в России: диалог культур // Вопросы философии. 2003. -№ 10. — С. 167−169.
  100. А. А., Рахматуллина З. Я. Духовная личность: портрет современника. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — 114 с.
  101. Культура и глобальные вызовы мирового развития: V Международные Лихаческие научные чтения. СПб.: Изд-во СПбГУП, 2005. — 248 с.
  102. Юб.Кууси П. Этот человеческий мир / Общ. ред. и вступ ст. Э.А. Араб-Оглы. -М.: Прогресс, 1988. 362 с.
  103. Ларюэль Марлен. Идеология русского евразийства, или Мысли о величии империи / Пер. с фр. Т. Н. Григорьевой. — М.: Наталис, 2004. — 287 с.
  104. К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философская и политическая публицистика: Духовная проза: (1872−1891). — М.: Республика, 1996. -799 с.
  105. Д.С. Заветное. — М.: «Издательский, образовательный и культурный центр «Детство. Отрочество. Юность», 2006. — 271 с.
  106. Д.С. Нельзя уйти от самих себя // Новый мир. — 1994. № 6. — С. 113−120.
  107. Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. -1990.- № 4.- С. 3−6.
  108. Д.С. Русская культура в современном мире // Новый мир. 1991. -№ 1. — С. 3−9.
  109. Д., Самвелян Н. Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем. -М.: Сов. Россия. 1988. 142 с.
  110. Л. Евразийство // Вопросы философии. 1993. — № 6. — С. 105−114.
  111. Л. Евразийство и консервативная революция. Соблазн антизападничества в России и Германии // Вопросы философии. 1996. -№ 3.-С. 57−69.
  112. Л. Заметки о «революционно-традиционалистской» культурной модели «евразийцев» // Вопросы философии. 2003. — № 7. — С. 23−34.
  113. К. Диагноз нашего времени: Пер. с нем. и англ. М.: Юрист, 1994.-700. с.
  114. М. «Велико незнанье России.» // Русская идея. / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 3−17.
  115. И., Шишова Т. Логика глобализма // Наш современник. -2001.-№ 11.-С. 195−204.
  116. Межнациональные отношения в полиэтническом регионе: проблемы и пути оптимизации: Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. — Уфа: Информреклама, 2005. — 320 с.
  117. В.М. О национальной идее // Вопросы философии. — 1997. № 12. -С. 3−14.
  118. Ю. Б. Персонализм JI. П. Карсавина и европейская философия. — М.: Прогресс-Традиция, 2003. — 272 с.
  119. Мир на пороге XXI столетия / Под ред. академика РАО В. И. Купцова. -Чебоксары, 1993.-281 с.
  120. Мир России Евразия: Антология / Сост.: Л. И. Новикова, И. Н. Сиземская. — М.: Высш. шк., 1995. — 399 с.
  121. Мир по-японски: Эстетические и этические ценности в японской культуре / Сост. Е. Манаевский. — СПб.: Северо-Запад, 2000. — 567 с.
  122. И.В. Духовный образ русской цивилизации и судьба России (Опыт метаисторического исследования). В 4 частях. Часть I. Религиозные начала цивилизованной структуры человечества и духовные истоки русской цивилизации. — М., 2001. — 506 с.
  123. Н.В. Варварство как оборотная сторона цивилизации // Вопросы философии. 2006. — № 2. — С. 44−51.
  124. Н. Стратегия трансформации общества и возрождения евразийской цивилизации. М.: «Экономика», 2002. — 435 с.
  125. М. Историческая миссия России // Молодая гвардия. 2000. -№ 7−8.-С. 122−135.
  126. Н., Мяло К. Еще раз о «евразийском соблазне» // Наш современник. 1995. — № 4. — С. 128−137.
  127. Н. Осознать свою миссию // Наш современник. 1993. -№ 2.-С. 164−170.
  128. Наследие Запада: Античность. Средневековье. Возрождение. М.: Магистр, 1998. — 160 с.
  129. Национальная идея или Чего ожидает Бог от России / Сост. B.C. Медведев,
  130. B.Е. Хомяков, В. М. Белокур. — М.: Современные тетради, 2004. — 416 с.
  131. Л.И., Сиземская И. Н. Евразийский искус // Философские науки. -1991.-№ 12.-С. 103−108.
  132. Нургалин 3. Концепция Евразии и возрождение этнокультур // Ддкяр. — 1997.-№ 1.-С. 109−113.
  133. Д. Эбурдин П. Что нас ждет в девяностые годы. Мегатенденции: Год 2000. Десять новых направлений на девяностые годы / Пер. с англ. — М.: «Республика», 1992.-415 с.
  134. Н.А. Споры о евразийстве: Опыт исторической реконструкции // Полис. 1992. — № 3. — С. 156−163.
  135. И.Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. М.: НОРМА, 1998. — 280 с.
  136. Т. Геополитическая концепция евразийства // Общественные науки и современность. 1994. — № 1. — С. 47−55.
  137. П. Диалог культур в языковом пространстве мира // Свободная мысль XXI. — 2004. — № 6. — С. 3−12.
  138. А.С. Агенты глобализма / Как восстановить права будущего? // Москва. 2000. — № 10. — С. 99−110.
  139. А.С. Духовные катастрофы нашей эпохи в свете современного философского знания // Москва. 2004. — № 3. — С. 146−162.
  140. А.С. Западники и евразийцы // Общественные науки и современность. 1993. — № 6. — С. 60−69.
  141. А.С. О возможностях отечественной культуры // Новый мир. -1996.-№ 9.-С. 177−185.
  142. А.С. Россия в Евразии: геополитические вызовы и цивилизационные ответы // Вопросы философии. 1994. — № 12.1. C. 19−31.
  143. А.С. Россия в цивилизационном процессе (между атлантизмом и евразийством). М.: ЦОП Института философии РАН. 1995. — 262 с.
  144. А.С. Что такое глобальный мир? // Москва. — 1998. — № 4.- С. 24- 39.
  145. В.Я. Социальная философия евразийства. — М.: Альфа-М, 2003. -368 с.
  146. А.А. Как мы эмигрировали из природы // Человек. 2008. -№ 2. — С. 54−69.
  147. О.А. Государственная измена. М.: Алгоритнм, 2004, — 576 с.
  148. С.М. Российское общество в условиях модернизации (социально-философский анализ). Уфа: БГУ, 1998. — 210 с.
  149. М.С. Евразийство и русская эмиграция // История. Культура. Язык. / Сост. В. М. Живова. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. -С. 731−762.
  150. М.Ю. Нравственная ресоциализация личности: феномен российской модернизации // Вестник МГУ. Сер. 18. Социология и политология. 2004. — № 3. — С. 20−35.
  151. Православие: pro et contra / Сост. В. Ф. Федорова. СПб.: РХГИ, 2001.- 792 с.
  152. А.А., Разин Р. А., Шудегов В. Е. Человек главная ценность общества // Социально-гуманитарные знания. — 2005. — № 2. — С. 105−118.
  153. Разлогов К. Э Глобальная и/или массовая? Массовая культура: постановка проблемы // Общественные науки и современность. — 2003. № 2. -С. 143−156.
  154. З.Я. Башкирский национальный дух (социально-философский очерк). Уфа: Изд-во БашГУ, 2002. — 154 с.
  155. З.Я. Духовность, духовная личность и духовная безопасность российского общества: взаимосвязь и взаимообусловленность // Духовный космос современного российского общества: Сборник научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, 2007. — С. 4−8.
  156. З.Я. Современный мир: глобализация, диалог культур и проблемы национальной идентичности // Проблемы социокультурного бытия и идея диалога: глобальное, национальное, духовное измерения. Сб. научных статей. Уфа: РИЦ БашГУ, — 2009. — С. 4−8.
  157. З.Я. Традиция как социокультурный феномен. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 142 с.
  158. З.Я., Фаткуллина А. Я. Человеческий мир: этическое измерение. Уфа: РИО БашГУ, 2009. — 156 с.
  159. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т. З. Новое время. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1996. — 736 с.
  160. Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. Т.4. От романтизма до наших дней. СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997. — 880 с.
  161. Россия и Башкортостан: история отношений, состояние и перспективы: Материалы Международной научно-практической конференции, посвященной 450-летию добровольного вхождения Башкирии в состав России, 5−6 июня 2007 г. Уфа: Гилем, 2007. — 348 с.
  162. Н. Возникновение евразийства // Звезда. 1995. — № 2. — С. 29−44.'
  163. П.Н. Европа и Евразия // Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. — М.: НОРМА, 1998.-С. 212−226.
  164. П. Евразийство // Философские науки. 1991. — № 12. -С. 109−122.
  165. П.Н. Континент Евразия. М.: Аграф, 1997. — 464 с.
  166. Ф.Б. Критерии разумных потребностей // Вопросы философии. — 1985. -№ 1.- С. 42−54.
  167. С.З. Педагогические взгляды Ризы Фахретдинова // Ядкяр. — 2003.-№ 1.-С. 111−118.
  168. И.И. Афоризмы Конфуция. М.: Изд-во МГУ, 1987. — 299 с.'
  169. А. Духовность — основа нации // Ватандаш. — 2003. — № 3. -С. 177−182.
  170. Сендеров В. А, Евразийство миф XXI века? // Вопросы философии. — 2001.-№ 4.-С. 47−55.
  171. В.А. Неоевразийство: реальности, опасности, перспективы // Вопросы философии. — 2004. — № 6. — С. 22−37.
  172. В.Я. Китай: страницы прошлого. — М.: Наука, 1987. 446 с.
  173. Славянство в условиях глобализации и информационной войны. Сб. статей. Руководитель коллектива, составитель и автор вступ. статьи Е. С. Троицкий. М.: АКИРН. 2002. — 406 с.
  174. B.C. Избранное. Три силы. — М.: «Советская Россия», 1990. С. 41−60.
  175. B.C. Россия и вселенская церковь. Мн.: Харвест, 1999. — 1600 с.
  176. JI.H. Об общечеловеческих ценностях // Вопросы философии. —2004.-№ 7:-С. 87−95.
  177. П.П. Евразийство (опыт систематического изложения) // Савицкий П. Континент Евразия. — М.: Аграф, 1997. С. 6−12.
  178. А.А. Возрастание роли личности в условиях демократизации общества и сближения этнокультур. Уфа: Изд-е БашГУ. 1998. — 74 с.
  179. К.В. Социальная философия Н.Я. Данилевского: конфликт интерпретаций. СПб.: СПбГТУ, 2001. — 247 с.
  180. . Не пора ли нам опомниться? // Наш современник. — 2003. — № 8. -С. 235−240.
  181. А. Дж. Постижение истории. М.: «Прогресс», 1990. — 731 с.
  182. Толерантность / Общ. ред. М. П. Мчедлова. М.: Республика, 2004. — 416 с.
  183. В. Диалог культур в глобальном мире // Свободная мысль. — 1998. № 8. — С. 119−128.
  184. В.Н. Человек в XXI веке: Поиск на грани творчества и экстремизма. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2001. — 72 с.
  185. Е.А. Даосизм. «Дао-Дэ цзин» / Перевод Е. А. Торчинова. СПб.: «Петербургское Востоковедение», 1999. — 288 с.
  186. Е.А. Пути философии Востока и Запада: познание запредельного. СПб.: «Азбука — классика», Петербур-ое Востоковедение, 2005.-480 с.
  187. Н.С. Вавилонская башня и смешение языков. История. Культура. Язык / Сост. В. М. Живова. — М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 327−338.
  188. Н.С. Европа и человечество // История. Культура. Язык / Сост. В. М. Живова. -М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. С. 55−104.
  189. Н.С. История. Культура. Язык. / Сост. В. М. Живова. М.: Издательская группа «Прогресс», 1995. — 800 с.
  190. Н.С. Мы и другие // Орлова И. Б. Евразийская цивилизация. Социально-историческая ретроспектива и перспектива. — М.: НОРМА, 1998.-С. 240−255.
  191. Н.С. Наследие Чингисхана. — М.: Эксмо, 2007. — 736 с.
  192. Н.С. Об истинном и ложном национализме // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. — М.: Наука, 1993. С. 36−47.
  193. Н.С. Общеевразийский национализм // Россия между Европой и Азией: Евразийский соблазн. Антология. М.: Наука, 1993. — С. 90−99.
  194. P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентиры личности в сфере национального развития и межнациональных отношений. — Уфа: Изд-е Башкирск. ун-та, 1997. 258 с.
  195. Т.М. Европейская идея: путь к интеграции // Вопросы философии. 1996. — № 5. — С. 171−187.
  196. Ф.С. Евразийство и национальная идея // Ядкяр. 2005. — № 2. -С. 5−11.
  197. Ф.С. Евразийство и национальная идея: методологические вопросы исследования // Евразийство и национальная идея. Материалы межрегиональной научной конференции. Под редакцией акад. АН РБ Ф. С. Файзуллина. Уфа, — 2006. — С. 5−12.
  198. Ф.С. Развитие этнической культуры и суверенитет // Ватандаш. -2000. -№ 1. С. 23−24.
  199. Ф.С., Ильин А. Г. Понимание российского человека в контексте евразийских учений // Панорама Евразии. 2008. — № 4. — С. 21−30.
  200. Ф.С., Свириденко А. А. Евразийский соблазн — современный взгляд на проблему. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2008. — 104 с.
  201. А.Я. Смысложизненные парадигмы башкирской мифологии: нравственные уроки. Уфа: РИЦ БашГУ, 2009. — 147 с.
  202. В. Что такое православие? // Православие: pro et contra / Сост. В. Ф. Федорова. СПб.: РХГИ, 2001. — С. 13−41.
  203. В.Г. Глобальный мир и модернизация // Философские науки. — 2000. -№ 1. С. 5−36.
  204. В.Г. Факторы ценностных изменений на Западе и в России // Вопросы философии. — 2005. № 11. — С. 3−23.
  205. Философия, культура и нравственность на рубеже тысячелетий. 10 лет фихтевскому обществу: Сборник статей / издание Башкирского ун-та. — Уфа, 2001.-336 С.
  206. Философский энциклопедический словарь. — М.: Сов. энцикл., 1983. -839 с.
  207. Г. В. Вера и культура / Сост. B.JI. Селиверстова. СПб.: РХГИ, 2002. — 862 с.
  208. Г. Евразийский соблазн // Новый мир. 1991. — № 1. — С. 195−211.
  209. Э. Иметь или быть? М.: «Прогресс», 1986. — 238 с.
  210. С. Столкновение цивилизаций и что оно может означать для России // Общественные науки и современность. 1995. — № 3. — С. 133−136.
  211. В.М. Истоки и рождение евразийской идеи // Цивилизации. Вып.6: Россия в цивилизационной структуре Евразийского континента. Отв. ред. А. О. Чубарьян. М.: Наука, 2004. — С. 187−201.
  212. В.М. Теория культурно-исторических типов Н. Данилевского: логика и противоречия // Общественные науки и современность. — 2003. — № 2.-С. 96−109.
  213. А.С. О старом и новом // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 53−63.
  214. С.С. Трансформация славянофильской идеи в XX веке // Вопросы философии. 1994. — № 11. — С. 52−62.
  215. А.П., Цыганков П. А. Плюрализм или обособление цивилизаций? Тезис Хантингтона о будущем мировой политики в восприятии российского внешнеполитического сообщества // Вопросы философии. 1998. — № 2. — С. 18−34.
  216. А.П. Что для нас Евразия? Пять стратегий российского освоения пространства после распада СССР // Вопросы философии. — 2003. — № 10. — С. 3−17.
  217. B.JI. Остров Россия: перспективы российской геополитики // Полис. 1993. — № 5. — С. 6−23.
  218. П.Я. Апология сумасшедшего // Русская идея / Сост. и авт. вступ. статьи М. А. Маслин. М.: Республика, 1992. — С. 38−48.
  219. П.Я. Философские письма // В поисках своего пути: Россия между Европой и Азией. Хрестоматия по истории российской общественной мысли XIX и XX веков / Составитель Н. Г. Федоровский. 2-е изд., перераб. и доп. -М.: Логос. 1992. С. 47−51.
  220. Человек. Общество. Образование: межвуз. сб. статей / редкол. Д. М. Азаматов и др. Уфа: РИО БашГУ, 2005. — 112 с.
  221. Е.П. Национальная идея и национальный гимн // Москва. 1998. — № 4. — С. 66−81.
  222. Е.П. Современная культура России: проблемы развития // Москва. 1996. -№ 1. — С. 5−20.
  223. О. Закат Европы. Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 592 с.
  224. В.Г. «Семейная разладица» или непримиримая распря? Западничество и славянофильство в культурологической перспективе // Вопросы философии. — 2003. № 5. — С. 103−123.
  225. .Р. Культура семейных отношений: этическое измерение. — Уфа, 2009. 148 с.
  226. .Р. Роль нравственного воспитания и этического просвещения в повышении культуры семейных взаимоотношений // Духовное воспитание: опыт и проблемы. Сборник научных статей. — Уфа: Риц БашГУ, 2008. С. 158−169.
  227. Юнг К-Г. О психологии восточных религий и философий. М.: «Медиум», 1994. — 255 с.
  228. В.В. Конфуций. -Мн.: «Современное Слово», 1998. 384 с.
  229. Е.Д. Эволюция и будущее человеческого социума (общенациональная идея России в мировом контексте) // Вопросы философии. 2006. — № 5. — С. 165−176.
  230. М. Преобразования, изменившие нашу жизнь // Ватандаш. 2006. -№ 10.-С. 3−12.
  231. Brzezinski Z. The Grand Chessboard: American Primacy And Its Geostrategic Imperatives. New York: Basic Books, 1998. — 240 p.
  232. Huntington S. The West Unique, not Universal // Foreign Affaires. 1996. November/December. — P. 28−48.
  233. Trenin D. The End of Eurasia: Russia on the Border Between Geopolitics and Globalization. Moscow: Carnegie Moscow Center, 2002. — 354 p.
Заполнить форму текущей работой