Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Структурализм. 
Философия

РефератПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Фуко Мишель Поль (1926;1984 гг.), французский философ, историк культуры. Родился в городе Пуатье в 250 км к югу от Парижа. Родители были зажиточными людьми: отец хирург, преподавал в местном медицинском колледже; мать — энергичная женщина, выполняла роль домашнего менеджера. У семьи была вилла на Атлантическом побережье в Ла Боль. У Мишеля были старшая сестра и младший брат. Он закончил среднюю… Читать ещё >

Структурализм. Философия (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Понятие структура (англ. structure — устройство) сегодня используется как в естественных и технических науках, так в общественных и гуманитарных. В физике говорят о структуре ядра атома, в архитектуре о структурных композициях, в анатомии о структурах тела, в социологии о стратификационных построениях, в политологии о структуре политической власти и т. д. Можно принять точки зрения относительно понимания структуры, предложенные Ж. Пиаже и Л. Зеленовым: согласно первой — структура это совокупность саморегулирующихся трансформаций; согласно второй — структура это внутренние отношения и связи между её компонентами. Структура, по сути, — комплекс закономерностей, определяющих область деятельности и предметные связи между её компонентами. Структура определяет характер этих отношений. Такое понятие «структуры» употребляется в большинстве наук.

Однако существует несколько иной подход к понятию структуры, применяемый в структурализме. Разработкой его занимались К. Леви-Стросс, Л. Альтюссер, М. Фуко и Ж. Лакан в процессе критики экзистенциализма, идеалистического субъективизма, персонализма, историзма и эмпиризма. Они дали начало структуралистскому направлению, предложившему иные решения старых философских проблем западной школы, касающихся человеческого субъекта или «я» (с предпосланными ему свободой, ответственностью, властью переделывать историю) и исторического развития (с заранее известным смыслом). Замысел структуралистов был связан с изменением курса исследовательской мысли: не субъект («я», сознание или дух) и его способность к свободе, самоопределению, самотрансценденции и творчеству, а безличные структуры, глубоко подсознательные и всеопределяющие, оказались в центре внимания. Эти мыслители задались целью сделать «истинно научным» гуманитарное знание.

По мнению К. Леви-Стросса нет точных и естественных наук, социальных и гуманитарных, а есть два подхода, из которых только один имеет научный характер — подход точных и естественных наук, изучающих человека как часть мира. Другой подход (социальных наук) значим постольку, поскольку лишь использует техники точных наук, но отношения, их связывающие, — внешние, а не внутренние. По сравнению с точными и естественными науками социальные находятся в положении клиентов, а гуманитарные науки пытаются стать учениками. Но как только ученики подрастают, становится ясно, что «науками они могут стать, только перестав быть гуманитарными» .

В соответствии с этим подходом можно индивидуализировать структуралистскую позицию. Суть в том, что структурализм представляет направление в философии, сформировавшееся в полемике с субъективизмом, гуманизмом, историзмом и эмпиризмом. Строгой доктрины у структурализма нет. Можно сказать, что речь идёт о веере различных положений, объединённых общим протестом против экзальтации «я» и исторического финализма. Структурализм — это общее название ряда направлений в социогуманитарном знании XX в., связанных с выявлением структуры, то есть совокупности отношений между элементами целого, сохраняющих свою устойчивость при различного рода преобразованиях и изменениях. Поиск структур осуществлялся в различных областях социогуманитарного знания: в лингвистике, этнографии, психологии, истории… Основу структурного метода образует процесс выявления структуры как совокупности отношений, инвариантных при некоторых образованиях. В таком понимании понятие структуры характеризует не просто устойчивый каркас какого-либо объекта, а совокупность правил, по которым из одного объекта можно получить второй, третий и т. д., путём перестановки его элементов и некоторых других симметричных преобразований. Выявление структурных закономерностей некоторого множества объектов достигается путём выведения различий между этими объектами в качестве превращающихся друг в друга конкретных вариантов единого абстрактного инварианта.

Возникнув в 50-е гг. во Франции, структурализм избрал в качестве цели научной критики «непосредственное «я» «у экзистенциалистов и «я», обречённое на свободу». Так называемый «гуманизм» был осуждён за невосприимчивость к результатам научных исследований. Структуралисты практически во всех процессах и явлениях общественного характера субстанциальным представляли структуру и в соответствии с этим строили свой познавательный процесс.

В частности, для подтверждения своих рассуждений ими приводились:

  • — структурная лингвистика Ф. де Соссюра (1857—1913 гг.), которая обнаружила сложные фонологические и синтаксические механизмы языка как структуры, внутри которой формируется возможность мыслить;
  • — этнолингвистика Э. Сепира и Б. Уорфа, показавшая, как и в какой мере наше видение мира зависит от употребляемого нами языка;
  • — влияние экономической структуры на строение личности и систему отношений в обществе в марксизме;
  • — погружение в структуру бессознательного, исподволь управляющего якобы сознательным поведением человека в психоанализе;
  • — система правил, ценностей, идей, мифов, формирующих человека от рождения до смерти в антропологии и этнографии;
  • — обновленная историография (с идеей «эпистемологического излома» Г. Башляра, узаконившая взгляд на историю знания как прерывистый процесс развития структур, формирующих мышление, практику и институты различных эпох и дискретных культурных сегментов).

Таким образом, перед наличием всеохватывающих структур (психологических, экономических, эпистемологических, социальных и иных) рассуждения о человеке как о субъекте, его сознании, свободном ходе истории, становятся, по мнению структуралистов, просто неуместными.

Обобщенно можно сказать, что основная идея философского структурализма — не «бытие», а «отношение»; не субъект, а структура. Люди вроде шахматных фигур, неких лингвистических, математических или геометрических единиц: они не существуют уже вне установленных отношений, а лишь специфицируют вид поведения. Субъекта в структурализме заменяет некая его форма, не являющаяся субстанцией общества.

Однако структурализм пытается объяснить сущность человека. Но, объясняя, одновременно провозглашает, что человек мёртв (по аналогии можно вспомнить Ф. Ницше и его заявление о смерти Бога). Структурализм говорит не о развитии знания о человеке гуманитарными науками, а подчёркивает умерщвление его ими. Согласно структуралистским взглядам наука о человеке невозможна, если не абстрагироваться от сознания.

В связи с этим К. Леви-Стросс в «Неприрученной мысли» отмечал, что конечная цель гуманитарных наук не в том, чтобы создать человека, а в том, чтобы его растворить.

Леви-Стросс Клод (1908;2009 гг.), французский антрополог, мыслитель, социолог, один из главных представителей структурализма. Родился в Брюсселе, однако почти всю жизнь работал и жил в Париже. Учился в Парижском университете, где в 1931 г. защитил диплом по философии. Посещая семинары Марселя Mocea в Парижском этнографическом музее, увлёкся антропологией и стал ею предметно заниматься, изучая социальную организацию племён —жителей бассейна Амазонии, которых в Европе воспринимали как дикарей. Увлекался функционализмом, однако, поняв его направленность на сознательные цели социальных групп, перешёл на совершенно иную позицию исследования. Неосознаваемые социальные структуры стали его основным научным направлением. Работал профессором университета в Сан-Паулу (1935;1938 гг.), советником по вопросам культуры французского посольства в США (1946;1947 гг.), заместителем директора Антропологического музея в Париже (1949;1950 гг.), с 1959 г. профессор Коллеж де Франс. Леви-Стросс пришёл к выводу, что есть скрытое основание, направляющее и структурирующее хаотические по видимости человеческие феномены. Взятые вместе матримониальные правила и системы родства можно трактовать как вид языка и совокупность операций, гарантирующих определённый тип коммуникации внутри группы. Леви-Строссу удалось показать, что в том, как примитивные народы конституируют родственные связи, есть скрытая цель воспрепятствовать герметизации семейных кланов. Обязательство обмениваться женщинами для образования смешанных семейных пар было связано с характером примитивной экономики. Прогрессирующее расширение родственных связей укрепляло солидарность и необходимость сотрудничества и спасало отдельную группу от изоляции, гибельной в ситуации войны и при отсутствии необходимых средств к существованию. Работы: «Элементарные структуры родства» (1949 г), «Структурная антропология» , (1957 г.), четыре тома «Мифологию» (1964 г., 1966 г., 1968 г., 1972 г.).

Фуко Мишель Поль (1926;1984 гг.), французский философ, историк культуры. Родился в городе Пуатье в 250 км к югу от Парижа. Родители были зажиточными людьми: отец хирург, преподавал в местном медицинском колледже; мать — энергичная женщина, выполняла роль домашнего менеджера. У семьи была вилла на Атлантическом побережье в Ла Боль. У Мишеля были старшая сестра и младший брат. Он закончил среднюю школу и в 20 лет поступил в Высшую нормальную школу в Париже, быть её студентом означало пожизненно принадлежать к высшей касте. Но идти по стопам отца он не хотел, что вызывало семейное недовольство. Кроме того, у него проявилась гомосексуальность, а во Франции того времени это было противозаконным, а посоветоваться было не с кем. Фуко увлёкся историей, затем философскими работами Гегеля, Хайдеггера, Сартра. Интеллектуальные способности Фуко привлекли внимание профессоров университета, он сблизился с преподававшим там Луи Альтюссером, который после пяти лет концлагерей был убеждённым марксистом и развивал теорию марксизма в направлении структурализма. По его настоянию Мишель стал членом Французской компартии, но идеи её не принял, особенно по части неодобрения гомосексуализма, партийных собраний не посещал. В 1952 г. Фуко завершил учёбу в Высшей нормальной школе и стал её преподавателем, специализируясь на философии и психологии. В 1953 г. увлёкся философией Ницше. Преподавал в университетах Клермон-Феррана, Упсалы, в США в Нью-Йоркском университете в Буффало и Калифорнийском в Беркли. В 1960 г. знакомится со студентом факультета философии Дан и ел ем Дефером, их сблизили идеологические и сексуальные взгляды, в обоюдной любви они прожили 25 лет. В 1964 г. Дефера призвали на военную службу, но он предпочёл добровольческую работу и его направили преподавать в Тунис. Фуко последовал за ним и в 1966;1968 гг. был внештатным профессором Тунисского университета. В конце 1968 г. вернулся в Париж и получил должность в сверхсовременном экспериментальном университете Венсенн на восточной окраине города; официальное звание у Фуко было «председатель философского факультета» (звание профессора там было не в моде, в моде — председатель Мао). Деферу он помог устроиться на факультет социологии. Фуко придавал большое значение своему внешнему виду: он побрил голову, стал носить белый свитер с воротником-поло и вельветовый костюм (чтобы не гладить). Так появился собственный образ философа в очках, лысого и «шикарно небрежного», родилась легенда о Фуко, он был почитаем в высших кругах и его пророчили как новый символ взамен стареющего Сартра. Его кандидатура была выдвинута на должность профессора знаменитого Коллеж де Франс, основанного ещё в XVI в., где работали 50 профессоров — специалистов во всех областях, от физики до музыки, каждый из которых читал свой собственный курс. Фуко было разрешено самому назвать свою должность, и он стал «профессором истории систем мышления». Его лекции и работы этого периода были возвращением к ницшеанскому основанию его философии. Продолжая идею Ницше, он создаёт свой «генеалогический метод»: ищет «историю настоящего» в развитии широкого спектра различных областей «знания», от литературы до медицины. Сам М. Фуко не признавал себя структуралистом, однако считался одним из видных представителей этого направления. Более того, он принёс структуралистские идеи в историю, и особенно в историю культуры и мышления. Структуралистский метод в применении к истории подводит Фуко к мысли, что прогресса, который чудится западному человеку, в его развитии на самом деле нет. Смысла в истории также нет, как нет и конечных целей. Что же касается истории культуры, то её формируют «эпистемические структуры» (или эпистемы), действующие на бессознательном уровне и качественно определяющие разные области знания. Культура типизируется именно на базе её эпистемической структуры, которую историограф выделяет при помощи дискурсивных практик. Последние, в свою очередь, образуются благодаря определённому набору знаков, способу, каким вырезана некоторая область знания. Работы: «Безумие и неразумие. История безумия в классическую эпоху» (1961 г.), «Рождение клиники: Археология медицины» (1963 г.), «Порядок вещей: Археология человеческого знания» (1964;1965 гг.), «История сексуальности» в трёх томах (1976;1984 гг.).

Умер Мишель Фуко 25 июня 1984 г. в Париже. Диагноз — СПИД.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой