Модели коллективного движения на примере взаимодействия потоков автобусов и пассажиров
Диссертация
В теории коллективного движения живых организмов одним из наиболее продвинутых направлений является исследование транспортных, в особенности автомобильных потоков. Естественно, что для общих задач о движении транспорта внутри большого города возникают вопросы организации общественного транспорта — автобусов, троллейбусов, трамваев, поездов метрополитена, электричек и т. д. Постановка… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА. Обзор различных моделей коллективного взаимодействия
- 1. 1. Введение в теорию коллективного движения
- 1. 1. 1. Основные объекты исследования
- 1. 1. 2. Процессы
- 1. 1. 3. Применение методов статистической физики
- 1. 2. Основные понятия
- 1. 2. 1. Структура, состав, размеры
- 1. 2. 2. Особь и сообщество- коммуникации
- 1. 2. 3. Типы движения
- 1. 2. 4. Моделирование
- 1. 2. 5. Исторические замечания
- 1. 3. Описание движения одиночной особи
- 1. 3. 1. Социальная динамика
- 1. 3. 2. Уравнение энергии
- 1. 4. Описание движения коллектива
- 1. 4. 1. Конечное число особей- детерминистский подход
- 1. 4. 2. Конечное число особей- стохастичность
- 1. 4. 3. Автоматные модели
- 1. 4. 4. Кинетические уравнения
- 1. 4. 5. Континуальные модели и гидродинамические уравнения
- 1. 4. 6. Типы коллективного движения, предсказываемые моделями
- 1. 5. Особенности поведения применительно к транспортным потокам: модели, ситуации, результаты
- 1. 5. 1. Транспортные потоки
- 1. 5. 2. Люди- толпа
- 1. 1. Введение в теорию коллективного движения
- 2. 1. Кинетика автобусов
- 2. 2. Кинетика пассажиров
- 2. 3. Автобусы, следующие по расписанию
- 2. 4. Выводы
- 3. 1. Кинетика автобусов
- 3. 2. Выбор и обоснование стратегий водителя
- 3. 2. 1. Стратегия «отклонения одного знака»
- 3. 2. 2. Стратегия «жесткое следование расписанию»
- 3. 2. 3. Стратегия «борьба противоположных факторов»
- 3. 3. Выводы
- 4. 1. Основные уравнения для временных характеристик движения автобусов и уравнения кинетики пассажиров
- 4. 2. Задаваемые величины и условия
- 4. 3. Перемещение пассажиров в салоне автобуса
- 4. 4. Движение по расписанию
- 4. 5. Устойчивость в линейном приближении
- 4. 6. Анализ устойчивости для различных стратегий водителя
- 4. 7. Некоторые замечания об уменьшении степеней свободы в задаче
- 4. 8. Выводы
Список литературы
- Klebelsberg D. Verkehrspsychologie. Berlin etc.: Springer, 1982. — 8, 305 S. = Клебельсберг Д. Транспортная психология. — M.: транспорт, 1989. — 366 с.
- Растригин Л.А., Лабас Ю. А. Случайный поиск в поведении организмов: (бионические аспекты) // Бионика и биомедкибернетика-85. Бионика. JL, 1985. — С. 210−212.
- Okubo A. Diffusion and Ecological Problems: Mathematical Models. Berlin etc.: Springer, 1980. — 13,274 p.
- Flierl G., Grunbaum D" Levins S., Olson D. From individuals to aggregations: the interplay between behavior and physics // J. Theor. Biol. 1999. — Vol.196, No.4. — P.397−454.
- Weidlich W. Physics and social science The approach of synergetics // Physics Reports. — 1991. — Vol.204, No. 1. — P. 1−163.
- Weidlich W. Sociodynamics A Systematic Approach to Mathematical Modeling in the Social Sciences. — London etc.: Gordon and Breach, 2000. — 392 p.
- Weidlich W" Haag G. Concepts and Models of Quantitative Sociology. Berlin etc.: Springer, 1983.- 12,217 p.
- Helbing D. Boltzmann-like and Boltzmann-Fokker-Planck equations as a foundation of behavioural models // Physica A. 1993a. — Vol. 196. — P.546−573.
- Helbing D. Stochastic and Boltzmann-like models for behavioral changes, and their relation to game theoiy // Physica A. 1993b. — Vol.193. — P.241−258.
- Helbing D. A mathematical model for behavioral changes by pair interactions and its relation to game theory // Angew. Sozialforschung. 1994a. -Bd.18, H.3. -S.l 17−132.
- Helbing D. A mathematical model for the behavior of individuals in a social field // J. Math. Sociology. 1994b.-Vol.19,No.3.-P. 189−219.
- Helbing D. Quantitative Sociodynamics. Stochastic Methods and Models of Social Interaction Processes. Dordrecht: Kluwer, 1995. — 19,335 p.
- Helbing D. Stochastische Methoden, nichtlineare Dynamik und quantitative Modelle sozialer Prozesse. Aachen: Shaker, 1996. — 16,317 S.
- Reynolds C. W. Flocks, herds, and schools: a distributed behavior model // Computer Graphics. 1987. — Vol.21, No.4. — 25−34.
- Сухинская JI.А., Кривенков С. Г. О рациональной классификации видов объединениялюдей // Дидактика и теория воспитания. Вып.4. Днепропетровск, 1975. — С. 74−81.
- Ackoff R.L., Emery F.E. On Purposeful Systems. Chicago- New York: Aldine & Atherton, 1972. = Акофф P., Эмери Ф. О целеустремленных системах. — М.: Сов. Радио, 1974.-272с.
- Baldwin J.D., Baldwin J.I. The dynamics of interpersonal spacing in monkeys and man // Amer. J. Orthopsychiatry. 1974. — Vol.44, No.5. — P.790−806.
- Нийт Т. Плотность людей и чувство стесненности: теория и гипотезы // Человек в социальной и физической среде. Таллинн: ТЛИ, 1983. — С. 99−142.
- Schejlen А.Е., Ashcraft N. Human Territories: How We Behave in Space-Time. Englewood Cliffs, NJ: Prentice-Hall, 1976.
- Highway Capacity manual: Special report No.209. Washington, D.C.: Nat. Res. Council, 1985.
- Gueron S., Levin SA., Rubenstein D.I. The dynamics of mammalian herds: from individual to aggregations //J. Theor. Biol. 1996. — Vol.182, No. 1. — P.85−98.
- Tranquillo R. Т., Alt W. Glossary of terms concerning oriented movement // Biological Motion. Berlin etc., 1990. — P.510−517.
- Lewin K. Field Theory in Social Science. New York: Harper, 1951.
- Klar A., Wegener R. A hierarchy of models for multilane vehicular traffic. I: Modeling // SIAM J. Appl. Math. 1999a.-Vol.59, No. 3.-P.983−1001.
- Klar A., Wegener R. A hierarchy of models for multilane vehicular traffic II: Numerical investigations // SIAM J. Appl. Math. 1999b. — Vol.59, No.3. — P. 1002−1011.
- Reynolds C. W. Individual-based models // www. red3d.com/cwr/ibm.html. 1999.
- Reynolds C. W. Boids: background and update // www. red3d com/cwr/boids. 1999.
- SMARTEST: www.its.leeds.ac.uk/smartest. 1997.
- DeAngelis L., Gross L.J. (eds.) Individual-based models and approaches in ecology: populations, communities, and ecosystems. New York: Chapman & Hall, 1992. — 19, 525 p.
- Прибылева Т.А. Континуально-дискретное моделирование многокомпонентного слоистого тела при помощи системы двумерных континуумов // Прикл. матем. и мех. -1989. Т.53, № 3. — С.496−505.
- Jager Е., Segel L.A. On the distribution of dominance in populations of social organisms // SIAM J. Appl. Math. 1992. — Vol.52. — P. 1444−1468.
- Herman R., Prigogine I. Kinetic Theory of Vehicular Traffic. New York: Elsevier, 1971.-19, 101 p.
- Алексеев B.B. Биофизика сообществ живых организмов // Усп. физ. наук. 1976. -Т. 120, № 4. — С.647−676.
- Алексеев В.В. О применимости методов статистической механики для описаниябиоценозов // Биофизика. 1975. -Т.20, № 6. — С. 1133−1136.
- Свирежев Ю.М. Вито Вольтера и современная математическая биология // В. Вольтера. Математическая теория борьбы за существование (Послесловие). М.: Наука, 1976. — С.245−286.
- Свирежев Ю.М. Математические модели биологических сообществ // Итоги науки итех. ВИНИТИ. Матем. биол. и мед.Т.1.-М., 1978.-С.117−165.
- Плохотников К.Э. Математическое моделирование. Экзистенциальный аспект. М.: Изд-воМГУ, 1993.-224с.
- Цетлии M.JI. Исследования по теории автоматов и моделированию биологических систем. М.: Наука, 1969. — 316с.
- Wolfram S. Theory and Applications of Cellular Automata. Singapore: World Scientific, 1986.-9,560 p.
- Трофимова И.Н. Моделирование социального поведения // Синергетика и психология. Вып.2. М., 2000. — С. 133−142.
- Хакен Г. Можем ли мы применять синергетику в науках о человеке? // Синергетика и психология. Вып.2. М., 2000. — С. 11−25.
- Nagel К. Particle hopping models and traffic flow theory // Phys. Rev. E. 1996. -Vol.53, No.5. — P.4655−4672.
- Inose H., Hamada T. Road Traffic Control. Tokyo: Univ. of Tokyo Press, 1975. -16,331 p. = Иносэ X., Хамада Т. Управление дорожным движением. — М.: Транспорт, 1983.-248с.
- Брайловскый Н.О., Грановский БМ. Управление движением транспортных средств.- М.: Транспорт, 1975.
- Гаврилов А.А. Моделирование дорожного движения. М.: Транспорт, 1980.
- Gazis D.C., Edie L.C. Traffic flow theory // Proc. IEEE. 1968. — Vol.56, No. 4. — P.458−471. =ГейзисД., ЭдайЛ. Теория транспортных потоков//ТИИЭР. — 1968. -Т.56, № 4. -С. 93−109.
- Drew D R. Traffic flow theory and control. New York: McGraw-Hill, 1968. = Дрю Д Теория транспортных потоков и управление ими. — М.: Транспорт, 1972.
- Печерский М.П., Хорович Б. Г. Автоматизированные системы управления дорожным движением в городах. М.: Транспорт, 1979.
- Helbing D. Derivation and empirical validation of a refined traffic flow model // Physica A. 1996a. — Vol.233, No. 1−2. — P.253 282.
- Helbing D. Gas-kinetic derivation of Navier-Stokes-like traffic equations // Phys. Rev. E.- 1996b. Vol.53, No.3. — P.2366−2381.
- Helbing D. Verkehrsdynamik. Neue physikalische Modellierungskonzepte. Berlin etc.:
- Springer, 1997.- 12,308 S.
- Haight F.A. Mathematical Theory of Traffic Flow. New York: Academic Press, 1963. = Хейт Ф. Математическая теория транспортных потоков. — М.: Мир, 1980. — 406с.
- Wang М. Progress in the study of traffic flow theory // Adv. Mech. 1995. — Vol.25, No.3. — P.343−356.
- Reynolds C. W. Computer animation with scripts and actors // Computer Graphics. -1982. Vol. 16, No.3. — P.289−296,
- Коренев Г. В. Введение в механику человека. М.: Наука, 1977. — 264 с.
- Коренев Г. В. Очерки механики целенаправленного движения. М.: Наука, 1980а. -192 с.
- Коренев Г. В. Психология и механика // Психол. ж. 19 806. — Т.1, № 4. — С. 123−136.
- Helbing D., Molnar P. Social force model for pedestrian dynamics // Phys. Rev. E. -1995. Vol.51, No.5. — P.4282−4286.
- Levine H., Rappel W.J., Cohen I. Self-organization in systems of self-driven particles
- Schimansky- Geier L., Mieth M" Rose H" Malchow H. Structure formation by active Brownian particles // Phys. Lett. A. 1995. — Vol.207, No.3−4. — P. 140 146.
- Schweitzer F. Active Brownian particles: artificial agents in physics // Stochastic Dynamics. Berlin, 1997. -P.358−371.
- Schweitzer F., Ebeling W., Tilch B. Complex motion of Brownian particles with energy depots // Phys. Rev. Letters. 1998. — Vol.80, No.23. — P.5044−5047.
- Ebeling W" Schweitzer F" Tilch B. Active Brownian particles with energy depots modeling animal mobility // BioSystems. 1999. — Vol.49, No. 1. — P. 17−29.
- Erdmann U., Ebeling W., Schimamky-Geier L., Schweitzer F. Brownian particles far from equilibrium // Eur. Phys. J. B. 2000. — Vol.15, No. 1. — P. 105−113.
- Shimoyama N., Sugawara K., Mizuguchi Т., Hayakawa Y., Sano M. Collective motion in a system of motile elements // Phys. Rev. Letters. 1996. Vol.76, No.20. — P.3870−3873.
- Nagel K., Schreckenberg M. A cellular automaton model for freeway traffic // J. Phys. I (France). 1992. — Vol.2. — P.2221−2229.
- Biham O., Middleton A.A., Levine D. Self-organization and a dynamical transition in traffic-flow models//Phys. Rev. A.- 1992,-Vol.46, No. l0.-P.R6124-R6127.
- Ermenirout В., Edelstein-Keshet L. Cellular automata approaches to biological modeling // J. Theor. Biol. 1993. — Vol.160. — P.97−133.
- Deutsch A. Orientation-induced pattern formation: swarm dynamics in a lattice-gas automaton model // Int. J. Bifurc. Chaos. 1996. — Vol.6, No.9. — P.1735−1752.
- Deutsch A. Towards analyzing complex swarming patterns in biological systems with the help of lattice-gas cellular automata // J. Biol. Syst. 1995. — Vol.3. — P.947−955.
- Deutich A., Lawniczak A.T. Probabilistic lattice models of collective motion and aggregation: from individual to collective dynamics // Math. Biosci. 1999. — Vol.156, No. 1−2. — P.255−269.
- WolfD.E. Cellular automata for traffic simulations // Physica A. 1999. — Vol.263, No. 14. — P.438—451.
- Vicsek Т., CzirokA., Ben-Jacob E" Cohen I., Shochet 0. Novel type of phase transition in a system of self-driven particles // Phys. Rev. Lett. 1995. — Vol.75, No.6. — P. 1226−1229.
- Okubo A. Dynamical aspects of animal grouping: swarms, schools, flocks and herbs // Adv. in Biophys. Vol.22. Tokyo, 1986. — P. l-94.
- Paveri-Fontana S.L. On Boltzmann-like treatments for vehicular flow: an improved model for dilute traffic // Transportation Res. 1975. — Vol.9. — P.225−235.
- Helbing D. Theoretical foundation of macroscopic traffic models // Physica A. 1995a. -Vol.219, No.3−4.-P.375−390.
- Helbing D. High-fidelity macroscopic traffic equations // Physica A. 1995b. — Vol.219, No.3−4. -P.391−407.
- Wagner C. Traffic flow models considering an internal degree of freedom // J. Statist. Phys. 1998. — Vol.90, No.5/6. — P. 1251−1275.
- Helbing D. A fluid-dynamic model for the movement of pedestrians // Complex Systems. 1992a. — Vol.6.-P.391−415.
- Shvetsov V., Helbing D. Macroscopic dynamics of multi-lane traffic // Phys. Rev. E. -1999. Vol.59, No.6. — P.6328−6339.
- Nagel K., Esser J., Rickert M. Large scale traffic simulation for transportation planning // Annu. Rev. Comput. Phys. Vol. 7. Singapore. — 2000.
- Sumi T" Watanabe Y., Sakaguchi Y., Kawahara M., Teramachi K. Man-machine-system model of a car platoon leader departing from a signaled intersection // Proc. JSCE. 1996. -Vol.530, IV-30. -P.99−107.
- Chowdhury D., Santen L., Schadschneider A. Statistical physics of vehicular traffic and some related systems // Physics Rep. 2000. — Vol.329, No.4−6. — P. 199 — 329.
- Addison P. S., Low D.J. A novel nonlinear car-following model // Chaos. 1998. — Vol.8, N0.4.-P.791−799.
- Gazis D. C., Herman R., Potts R.B. Car following theory of steady-state flow // Operations Res. 1959. — Vol.7. — P.499−505.
- Gazis D. C, Herman R., Rothery R. W. Non-linear follow-the-leader models of traffic flow // Operations Res. 1961. — Vol.9. — P.545.
- Bando M" Hasebe K., Nakayama A., Shibata A., Sugiyama Y. Structure stability of congestion in traffic dynamics // Jap. J. Ind. Appl. Math. 1994. — Vol.11, No.2. — P.203
- Bando M., Hasebe К, NakayamaA., ShibataA., Sugiyama Y. Dynamical model of traffic congestion and numerical simulation // Phys. Rev. E. 1995. — Vol.51, No.2. — P. 1035−1042.
- Komatsu T.S., Sasa Shin-ichi Kink soliton characterizing traffic congestion // Phys. Rev. E. 1995. — Vol.52, No.5. — P.5574−5582.
- Muramatsu M., Nagatani T. Soliton and kink jams in traffic flow with open boundaries // Phys. Rev. E. 1999. — Vol.60, No. 1. — P. 180−187.
- Martinez F.C., Cuesta J.A., Molera J.M., Brito R. Random versus deterministic two-dimensional traffic flow models //Phys. Rev. E. 1995. — Vol.51, No.2. -P.835−838.
- Lehmann H. Distribution function properties and the fundamental diagram in kinetic traffic flow theory // Phys. Rev. E. 1996. — Vol.54, No.6. — P.6058−6064.
- Nagatani T. Gas kinetic approach to two-dimensional traffic flow // J. Phys. Soc. Jap. -1996. Vol.65, No. 10. — P.3150−3152.
- Alberti E., Belli G. Contributions to the Boltzmann-like approach for traffic flow. A model for concentration dependent driving programs // Transp. Res, 1978. — Vol. 12. — P.33.
- Barone E., Belleni-Morante A. A nonlinear initial-value problem arising from kinetic theory of vehicular traffic // Transport Theory Stat. Phys. 1978. — Vol.7. — P. 61−79.
- Barone E. Further remarks on a semi-linear problem arising from kinetic theory of vehicular traffic // Transport Theoiy Stat. Phys. 1981. — Vol.9. — P.59−82.
- Semenzato R. An iteration method for a nonlinear initial value problem arising from the kinetic theory of vehicular traffic // Transp. Theory Stat. Phys. 1980a. — Vol.9. — P.83−93.
- Semenzato R. Global solutions for a nonlinear initial value problem arising from the kinetic theory of vehicular traffic: Existence, uniqueness and continuity with respect to initial data // Transp. Theoiy Stat. Phys. 1980b. — Vol.9. — P.95−114.
- Treiber M., Hennecke A., Helbing D. Derivation, properties, and simulation of a gas-kinetic-based, non-local traffic model // Phys. Rev. E. 1999. — Vol.59, No. 1. — P.239−253.
- Ben-Naim E., Krapivsky P.L. Maxwell model of traffic flow // Phys. Rev. E. 1999. -Vol.59, No. 1.-P.88−97.
- Ispolatov /., Krapivsky P. L Phase transition in a traffic model with passing
- Lighthill M.J., Whitham G.B. On kinematic waves. 2. A theory of traffic flow on long crowded roads // Proc. Roy. Soc. A. 1955. — Vol.229. — P.317−345.
- Whitham G.B. Linear and Nonlinear Waves. New York etc.: Wiley, 1974. — 229 p. = УиземД. Линейные и нелинейные волны. — М.: Мир, 1997. — 622 с.
- Richards P.l. Shock waves on the highway // Operations Res. 1956. Vol.4. — P.42−51.
- Greenberg H. An analysis of traffic flow // Operations research. 1959. — V. 7. — P. 79 -85.
- Musha Т., Higuchi H. Traffic current fluctuation and the Burgers equation // Jap. J. Appl. Phys. 1978. — Vol. 17, No.5. — P.811−816.
- Daganzo C.F. Requiem for second order fluid approximations of traffic flows // Transportation Res. B. 1995. — Vol.29, No.4. — P.277−286.
- Solciatov G.P. The instant when a shock wave forms in a two-way traffic flow // Prikl. Mat. Mekh. 1970. — V. 34, № 1. — P. 135 — 137.
- Aw A., Rascle M. Resurrection of «second order» models of traffic flow // SI AM J. Appl. Math. 2000. — Vol.60, No.3. — P.916−938.
- Kerner B.S., Konhauser P. Cluster effect in initially homogeneous traffic flow // Phys. Rev. E. 1993. — Vol.48, No.4. — P.2335−2338.
- Kuhne R.D. Macroscopic freeway model for dense traffic stop-start waves and incident detection // Proc. 9th Int. Symp. Transp. and Traffic Theory. — Utrecht, 1984. — P.21−42.
- Kerner B. S, KlenovS.L., Konhauser P. Asymptotic theory of traffic jams // Phys. Rev. E.- 1997. Vol.56, No.4. — P.4200−4216.
- Hong D C, Yue S. Traffic equations and granular convection // Phys. Rev. E. 1998. -Vol.58, No.4. — P.4763−4775.
- Lee H.Y., Lee H.-W., Kim D. Dynamic states of a continuum traffic equation with on-ramp // Phys. Rev. E. 1999. — Vol.59, No.5. — P.5101 -5111.
- Feng S. A new approach to modeling of traffic flow in cities // J. Hydrodyn., Ser. B. -1998.-Vol.10, No. 1.-P.54−63.
- Kurlze D.A., Hong D.C. Traffic jams, granular flow, and soliton selection // Phys. Rev. E.- 1995. Vol.52, No. 1. — P.218−221.
- Tadaki S.-i. Two-dimensional cellular automaton model of traffic flow with open boundaries//Phys. Rev. E. 1996. — Vol.54, No.3. -P.2409−2413.
- Helbing D. Modeling multi-lane traffic flow with queuing effects // Physica A. 1997c. -Vol.242.-P. 175−194.
- Helbing D., Hennecke A., Shvetsov V., Treiber M. MASTER: Macroscopic traffic simulation based on a gas-kinetic, non-local traffic model // Transp. Res. B. 2000ae.
- Helbing D., Hennecke A., Shvetsov V., Treiber M. Micro- and macrosimulation of freeway traffic // Math. Comput. Modeling. 2000bf.
- Helbing D., Treiber M. Gas-kinetic-based traffic model explaining observed hysteretic phase transition // Phys. Rev. Lett. 1998a. — Vol.81, No. 14. — P.3042−3045.
- Helbing D., Treiber M. Jams, waves, and clusters // Science. 1998b. — Vol.282. -P.2001−2003.
- Daganzo C.F., Cassidy M.J., Bertini R.L. Possible explanations of phase transitions in highway traffic // Transp. Res. A. 1999a. — Vol.33, No.5. — P.365−379.
- Daganzo C.F., Cassidy M.J., Bertini R.L. Some traffic features at freeway bottlenecks И Transp. Res. B. 1999b. — Vol.33. — P.25−42.
- Boccara N. Fuks H., Zeng Q. Car accidents and number of stopped cars due to road blockage on a one-lane highway // J. Phys. A. 1997. — Vol.30, No. 10. — P.3329−3332.
- Srinivasan D., Cheu Ruey Long, Poh Young Peng, Ng A.K.C. Development of an intelligent technique for traffic network incident detection // Engin. Applic. Artif. Intellig. -2000. Vol. 13, No.3. — P.311−322.
- Samant A., Adeli H. An adaptive conjugate gradient neural network-wavelet model for traffic incident detection // Computer-aided Civil and Infrastruct. Eng. 2000. — Vol.14, N0.4.-P.251−260.
- Samant A., Adeli H. Feature extraction for traffic incident detection using wavelet transform and linear discriminant analysis // Computer-aided Civil and Infrastruct. Eng. -2000. Vol.14, No.4. — P.241−250.
- Bazzan A.L.C., Wahle J., Klugl F. Agents in traffic modelling from reactive to social behaviour // KI 99: Advances in Artif. Intelligence. — Berlin etc.: Springer, 1999. www.inf.ufrgs.br/~bazzan
- Wahle J., Bazzan A.L.C., Klugl F., Schreckenberg M. Decision dynamics in a traffic scenario // Physica A. 2000. — Vol.287, No.3−4. — P.669−681.
- Weidlich W., Koch N" Hilliges M., Helbing D., Molndr P. Die Entwicklung der Stadt aus der Sicht der Synergetik und Soziodynamik // Prozess und Form 'Natiirlicher Konstruktionen'. Der Sonderforschungsbereich 230. Berlin, 1996. — S.211−220.
- Канторович JI.В. Проблемы эффективного использования и развития транспорта. -М.: Наука, 1989.-304 с.
- Addison P. S., McCann J.M., Low D.J., Currie J.I. An integrated approach to modeling traffic pollution in the urban environment // Traffic Engineering and Control. 1999. -Vol.41, No.9. — P.434−439.
- Стабилизация экологической обстановки и использование современных видов моторного топлива: Информационно-аналитические аспекты. М.: СЭБ Интернационал Холдинг, 2001. — 368 е., ил.
- Луканин В.Н., Буслаев А. П., Трофименко Ю. В., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда. Учебное пособие. М.: Инфра-М, 1998.
- Луканин В.Н., Буслаев А. П., Яшина М. В. Автотранспортные потоки и окружающая среда 2. Учебное пособие. -М.: Инфра-М, 2001.
- Смирнов Н.Н., Киселев А. Б., Никитин В. Ф., Юмашев М. В. Математическое моделирование автомобильных потоков на магистралях // Вестник Моск. Ун-та Сер. 1, Матем., механ. 2000. — № 4. — С. 39 — 44.
- Смирнов Н.Н., Киселев А. Б., Никитин В. Ф., Юмашев М. В. Математическое моделирование транспортных потоков // Механико-математический факультет. М.: МГУ, 1999.
- Смирнов Н.Н., Киселев А. Б., Никитин В. Ф., Юмашев М. В. Нестационарное движение транспорта на кольцевой дороге // Прик. мех. и мат. 2000. — Т. 64, № 4. — С. 651 -658.
- Киселев А.Б., Кокорева А. В., Никитин В. Ф., Смирнов Н. Н. Математическое моделирование автотранспортных потоков на регулируемых дорогах // Прик. мех. и мат. 2004. — Т. 68, № 6. — С. 1047−1054.
- PATH Database: www4.nationalacademies.org/trb/tris.nsf/web
- TRIS Database: www4.nationalacademies.org/trb/tris.nsf/web/
- Cheybani S., Kertesz J., Schreckenberg M. The nondeterministic Nagel-Schreckenberg traffic model with open boundary conditions // Phys. Rev. E. 2000.
- Gerwinski M., Krug J. Analytic approach to the critical density in cellular automata for traffic flow // Phys. Rev. E. 1999. — Vol.60, No. 1. — P. 188−196.
- Ни Yongtao. A new cellular automaton model for traffic flow // Commun. Nonlinear Sci. Numer. Simul. 1999. — Vol.4, No.4. — P.264−267.
- Nagatani T. Jamming transition in a two-dimensional traffic flow model // Phys. Rev. E. 1999. — Vol.59, No.5. — P.4857^1864.
- Nagatani T. Stabilization and enhancement of traffic flow by the next-nearest-neighbor interaction // Phys. Rev. E. 1999b. — Vol.60, No.6. — P.6395−6401.
- Nagatani T. Density waves in traffic flow // Phys. Rev. E. 2000a. — Vol.61, No.4. -P.3564−3570.
- Nagatani T. Kinetic clustering and jamming transitions in a car-following model for bus route // Physica A. 2000b. — Vol.287, No. 1−2. — P.302−312.
- Nishinari K., Takahashi D. A new deterministic CA model for traffic flow with multiple states HI. Phys. A. Math. Gen. 1999. — Vol.32, No. 1. — P.93−104.
- Nagatani Т., Nakanishi K., Emmerich H. Phase transition in a difference equation model of traffic flow//J. Phys. A. 1998.-Vol.31, No.24. -P.5431−5438.
- FawcettJ, Robinson P. Adaptive routing for road traffic // IEEE Computer Graphics and Applic. 2000. — Vol.20, No.3. — P.46−53.
- Schafcchneider A. Statistical physics of traffic flow // Physica A. 2000. Vol. 285.1. Р.101.
- Pursula M. Simulation of traffic systems an overview // J. Geogr. Information and Decision Analysis. — 1999. — Vol.3, No.l. — P. 1−8.
- Prigogine I., Andrews F.C. A Boltzman-like approach for traffic flow // Operations Res. -1960. Vol. 8, No. 6. — P.789−797.
- Helbing D. Traffic and related self-driven many-particle systems // Rev. Mod. Phys.2001. V.73, No. 4. — P. 1067−1141.
- Hoogendoorn S.P., Bovy P.H.L. State-of-the-art of vehicular traffic flow modeling // Proc. Inst. Mech. Engrs. Part I. 2001. — Vol. 215, No. 4. — P.283−303.
- Nagatani T. The physics of traffic jams // Rep. Prog. Phys. 2002. — Vol.65, No.9. -P.1331−1386.
- Foulkes J.D., Prager W., Warner W.H. On bus schedules // Management Sci. 1954. -Vol.1, No.l.-P.41−48.
- Rothery R., Silver R., Herman R., Tomer C. Analysis of experiments on single-lane bus flow // Operat. Res. 1964. — Vol. 12, No.6. — P.913 — 933.
- Osuna E.E., Newell G.F. Control strategies for an idealized public transportation system // Transp. Sci. 1972. — Vol.6, No.l. — P.52 — 72.
- Fernandez R., Planzer R. On the capacity of bus transport systems // Transport Reviews.2002. Vol. 22, No. 3. — P.267−293.
- Спирин И.В. Перевозки пассажиров городским транспортом. М.: Академкнига, 2004.413 с.
- Khorovich B.G., Granovsky B.I. Moscow: determination of passenger trip volume by urban surface mass transit // Public Transport International. 2000. — No. 3. — P.25−27.
- O’Loan O.J., Evans M.R., Cates M.E. Jamming transition in a homogeneous one-dimensional system: the bus route model // Phys. Rev. E. 1998. — Vol.58, No.2. — P. 1404 -1418.
- O’Loan О J., Evans M.R., Cates M.E. Spontaneous jamming in one-dimensional systems // Europhys. Lett. 1998. — Vol.42, No. 2. — P. 137−142.
- Chowdhury D., Decai R.C. Steady-state and kinetics of ordering in bus-route models: connection with the Nagel-Schreckenberg model // Eur. Phys. J. B. 2000. — Vol.15, No.2. -P.375 -384.
- Jiang Rui, Ни Мао-Bin, Jia Bin, Wu Qing-Song. Realistic bus route model considering the capacity of the bus // Eur. Phys J. B. 2003. — Vol.34, No. 3. — P.367−372.
- Регирер С.А., Шаповалов Д. С. Заполнение пассажирами пространства в общественном транспорте //Автоматика и телемеханика. 2003. — No. 8. — С. 111−121.
- Newell G.F. Nonlinear effects in the dynamics of car following // Operations Res. 1961.-Vol.9, No.2. -P.209−229.
- Huijberis H.J.C. Analysis of a continuous car-following model for a bus route: existence, stability and bifurcations of synchronous motions // Physica A. 2002. — Vol.308, No. 1−4. -P.489−517.
- Nagatani T. Bunching transition in a time-headway model of a bus route // Phys, Rev. E.- 2001. Vol.63, No.3. — Paper No.36 115.
- Nagatani T. Interaction between buses and passengers on a bus route // Physica A. 2001.- Vol.296, No. 1−2. P.320 — 330.
- Гноенский JI.C., Регирер C.A. Динамические свойства коллектива следящих систем: транспортный поток // Изв. РАН. Теория и системы управления. 2005. — No. 2.
- Helbing D., Molnar P. Self-organization phenomena in pedestrian crowds // Self-Organization of Complex Structures: From Individual to Collective Dynamics London, 1997.- P.569−577.
- Henderson L.F. The statistics of crowd fluids // Nature. 1971. — Vol.229, No.5284. -P.381−383.
- Henderson L.F. On the fluid mechanics of human crowd motion // Transp. Res. 1974. -Vol.8, No.6.-P.509−515.
- Henderson L.F., Lyons DJ. Sexual differences in human crowd motion // Nature. 1972.- Vol.240. -P.353−355.
- Helbing D. A mathematical model for the behavior of pedestrians // Behavioral Science. -1991,-Vol.36.-P.298−310.
- Gipps G.P., Marksjo B. A micro-simulation model for pedestrian flows // Math. Comput. Simul. 1985. — Vol.27, No.2−3. — P.95−105.
- Oeding D. Verkehrsbelastung und Dimensionierung von Gehwegen und anderen Anlagen des Fufigangerverkehrs. Bonn, 1963.
- Navin F.P.D., Wheeler RJ. Pedestrian flow characteristics // Traffic Eng. 1969. -Vol.39, No. 1.-P.30−36.
- Weidmann U. Transporttechnik der Fufiganger // Transporttechnik Strassen- und Eisenbau. H.90. Zurich, 1993. — S.87−88.
- Helbing D., Kellsch J., Molnar P. Modeling the evolution of human trail systems // Nature. 1997b. — Vol.388, No.6637. — P.47−50.
- Регирер C.A. Лекции по биологической механике. 4.1. M.: Изд-во МГУ, 1980. -144с.
- Регирер С.А. О моделях биологических сплошных сред // Прикл. матем. и мех. -1982. Т.46, № 4. — С.531−542.
- Helbing D. Models for pedestrian behavior // Natural Structures. Principles, Strategies, and Models in Architecture and Nature, Part II (Sonder-forschungsbereich 230, Stuttgart), 1992c. -P.93−98.
- Regirer SA. Diffusion of blood cells // Contemporary Problems of Biomechanics. -Moscow- Boca Raton, Fla., 1990. -P.75−98.
- Шаповалов Д.С. Об одной модели потока пешеходов // Автом. и телемех. 1973. -№ 8.-С. 146−149.
- Fukui М., Ishibashi Y. Jamming transition in cellular automaton models for pedestrians on passageway //J. Phys. Soc. Japan. 1999a.-Vol.68, No. 11.-P.3738−3739.
- Muramatsu M, Irie Т., Nagatani T. Jamming transition of pedestrian counter flow // Physica A. 1999. — Vol.267. — P.487−498.
- Studies of Pedestrian Movement in Railway Stations with Dense Suburban Traffic. -Hanover: Hanover Techn. Univ., 1971.
- Stilitz LB. The role of static pedestrian groups in crowded spaces // Ergonomics. 1969. -Vol.12, No.6.-P.821−839.
- Connelly M.L., Conaglen H.M., Pars от on B.S., Isler R.B. Child pedestrians crossing gap thresholds // Accid. Anal. Prevent. 1998. — Vol.30, No.4. — P.443−453.
- Himanen V., Kulmala R. An application of logit models in analysing the behaviour of pedestrians and car drivers on pedestrians crossings // Accid. Anal. Prevent. 1988. — Vol.20, No.3.-P.187−197.
- Varhelyi A. Drivers' speed behaviour at zebra crossing: a case study // Accid. Anal. Prevent. 1998. — Vol.30, No.6. — P.731−743.
- Hoxie R.E., Rubenstein L.Z. Are older pedestrians allowed enough time to cross intersections safely? //J. Amer. Geriatr. Soc. 1994. — Vol.42, No.3. -P.241−244.
- Jiang B. Multiagent simulations for pedestrian crowds // Simulation Technology: Science and Art. Proc. ESS'98. San Diego, Ca., 1998. — P.383−387.
- Jiang B. SimPed: Simulating pedestrian flows in a virtual urban environment // J. Geogr. Information and Decision Analysis. 1999. — Vol.3, No.l. — P.21 — 30.
- Cheung C. Y., Lam W.H.K. Pedestrian route choices between escalator and stairway in MTRstations//J.Transp. Eng. 1998.-Vol.124,No.3.-P.277−285.
- Yoshimura H., Kashihara S., Yokota T. Estimation of resistance to height through observations of upward crowd flows // Technol. Rep. Osaka Univ. 1993. — Vol.43, No.2160.-P.301 -307.
- Mayne A J. Some further results in the theory of pedestrians and road traffic // Biometrica. 1954.-Vol.41.-P.375−389.
- Предтечепский B.M., Милинский A.M. Проектирование зданий с учетом организации движения людских потоков. М.: Стройиздат, 1979. — 375 с.
- Traffic and Transport psychology. Theory and Application. Oxford: Elsevier, 2005. -621 p.
- Hill SA. Reconciliation of stability analysis with simulation in a bus route model // 2002. -4p.
- Nagatani T. Delay transition of a recurrent bus on a circular route // Physica A. 2001. -Vol.297, No. 1−2. — P.260 — 268.
- Nagatani T. Bunching and delay in bus-route system with a couple of recurrent buses // Physica A. 2002. — Vol.305, No.3^. — P.629 — 639.
- Nagatam T. Dynamical transition to periodic motions of a recurrent bus induced by nonstops // Physica A. 2002. — Vol.312, No. 1−2. — P.251 — 259.
- Nagatani Т., Yoshimura J. Dynamic transition in a coupled-map lattice model of a recurrent bus // Physica A. 2002. — Vol.316, No. 1−4. — P.625 — 636.
- Nagatani T. Transition to chaotic motion of a cyclic bus induced by nonstops // Physica A. 2002. — Vol.316, No. 1−4. — P.637 — 648.
- Nagatani T. Dynamical behavior in the nonlinear-map model of an elevator // Physica A 2002. — Vol.310, No. 1−2. — P.66 — 77.
- Gamse В., Newell G.F. An analysis of elevator operation in moderate height buildings // Trasp. Res. В. 1982. — Vol. 16, No.4. -P.303- 319,321−335.
- Newell G.F. A two elevators serving up-traffic // Queueing Syst. 1996. — Vol.23, No. l-4. — P.57 — 76.
- Schuster H.G. Deterministic Chaos. Weinheim: Physik-Verlag, 1984. 220 P. = Шустер Г. Детерминированный хаос: введение. М.: Мир, 1988. — 240с.
- Hill S A. Numerical analysis of a time-headway bus route model // Physica A. 2003. -V.328, N 1−2.-P.261−273.
- Nagatani T. Chaotic and periodic motions of a cyclic bus induced by speedup // Phys. Rev. E. 2002. — Vol.66, No. 4. — Paper 46 103. — 7 p.
- Nagatani T. Dynamical transitions to chaotic and periodic motions of two shuttle buses // Physica A. 2003. — Vol.319, No. 1−4. — P.568−578.
- Nagatani T. Transition to chaos of a shuttle bus induced by continuous speedup // Physica A. 2003. — Vol.321, No. 3−4. — P.641−652.
- Nagatani T. Complex motions of shuttle buses by speed control // Physica A. 2003. -Vol.322, No. 1−4. -P.685−697.
- Nagatani Т. Chaos and headway distribution of shuttle buses that pass each other freely // Physica A. 2003. — Vol.323, No. 1−4. — P.686−694.
- Nagatani T. Dynamical behavior of N shuttle buses not passing each other: chaotic and periodic motions // Physica A. 2003. — Vol.327, No. 3−4. — P.570−582.
- Nagatani T. Fluctuation of riding passengers induced by chaotic motions of shuttle buses // Phys. Rev. E. 2003. — Vol.68, No. 3. — Paper 36 107. — 8 p.
- Joliffe J.K., Hutchinson T.P. A behavioral explanation of association between bus and passenger arrivals at a bus stop // Transp. Sci. 1975. — Vol.9. No. 3. — P.248−282.
- Lewin K. Field Theory in Social Science. Selected Theoretical Papers. London: Tavistock, 1952−346 p.
- Холщевников B.B. Исследования людских потоков и методология нормирования эвакуации людей из зданий при пожаре. М.: МИПБ, 1999. — 94 с.
- Galea E.R., Owen М, Gwynne S. Principles and Practice of Evacuation Modeling. -Greenwich: Soc. Fire Protection Engineers. 1999. — Rep. No. 99/IM/45. — 216 p.
- Helbing D., Farkas I., Vicsek T. Simulating dynamical features of escape panic // Nature. 2000. — Vol.407, No. 6803. — P.487−490.
- Meyer-Konig Т., Klupfel H" Schreckenberg M. Assessment and analysis of evacuation processes on passenger ships by microscopic simulation // Pedestrian and Evacuation Dynamics (PED). Berlin: Springer, 2002. -P.297−302.
- Ггригуни Г. З., Жуховицкий E.M. Конвективная устойчивость несжимаемой жидкости. М.: Наука, 1972. — 392 с.
- Найфе А.Х. Методы возмущений. Пер. с англ. — М.: Мир, 1976. — 456 с.
- Нигматулин Р.И. Динамика многофазных сред. Часть 1. М.: Наука, 1987. — 349 с.
- Нигматулин Р.И. Динамика многофазных сред. Часть 2. М.: Наука, 1987. — 359 с.
- Новоселов О.Н. Идентификация и анализ динамических систем. М.: Изд-во МГУС, 2006.-299 с.
- Регирер С.А., Чепчик А. Е., Шаповалов Д. С. Моделирование коллективного двигательного поведения: приложение к задачам об общественном транспорте // 6-я Всерос. конф. по биомеханике. Тез. докл. Н. Новгород, 2002. — С. 51.
- Чепчик А.Е. Кинетика автобусов и пассажиров // Тр. конф конкурса мол. ученых
- Ин-та механики МГУ. М: Изд-во МГУ, 2003. — С. 169−176.
- Ченчик А.Е., Регирер С. А. Полная постановка задачи о взаимодействии общественного транспорта и пассажиров с учетом психологических и биомеханических факторов // Тез. докл. 7 Всерос. конф. по биомеханике. Т.1.-Н.Новгород: ИПФ РАН, 2004, — С. 81−82.
- Ченчик А.Е., Регирер С. А. Хаотические отклонения от расписания в движении общественного транспорта, связанные с поведением пассажиров // Тез. докл.7 Всерос. конф. по биомеханике. Т. 1-Н.Новгород: ИПФ РАН, 2004. С. 83.
- Ченчик A.E. Взаимодействие автобусов и пассажиров: устойчивость движения по расписанию // Тр. конф. конкурса мол. ученых Ин-та механики МГУ. — М: Изд-во МГУ, 2004.-С. 275−282.
- Регирер С. А., Ченчик А. Е. Анализ устойчивости движения автобусов по расписанию с учетом поведения пассажиров // Тез. докл. 8 Всерос. конф. по биомеханике. Т.1.- Н. Новгород: ИПФ РАН, 2004.- С. 68−69.
- Регирер С.А., Ченчик А. Е. Кинетика пассажиров общественного транспорта с учетом ошибок поведения // Тез. докл. «Ломоносовские чтения 2005». М: Изд-во МГУ, 2005-С. 163−164.
- С.А. Регирер, А. Е. Ченчик, Н. Н. Смирнов Исследование устойчивости движения автобусов по расписанию при различных стратегиях поведения водителей // Тез. докл. Научн. конф. «Ломоносовские Чтения 2006». М: Изд-во МГУ, 2006. (В печати).
- Регирер С. А., Ченчик А. Е. Взаимодействие автобусов и пассажиров: устойчивость движения по расписанию // Вестник МГУ. Сер. 1. Мат. Мех. -2006,4. С. 46−53.
- Регирер С. А., Чепчик А. Е. Математическое моделирование динамики общественного транспорта и пассажиров // Вестник МГУ. Сер. 1. Мат. Мех. 2006, 6. -С. 27−35.
- Ченчик А.Е. Исследование устойчивости для различных стратегий поведения водителей автобусов при возникновении отклонений от движения по расписанию// Тр. конф.- конкурса мол. ученых Ин-та механики МГУ. М: Изд-во МГУ, 2006 (в печати).