Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Естественные монополии в России: особенности развития и способы эффективного регулирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Основатели американского институционализма Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт рассматривали естественные монополии в контексте сформировавшихся в обществе формальных и неформальных правил игры, разных типов трансакций и социально-экономического и политико-правового устройства общества. Разработка важнейших принципов организации конкурентных и неконкурентных рыночных структур и функционирования… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретические и методологические подходы к исследованию естественных монополий
    • 1. 1. Сущность, содержание и предпосылки формирования естественных монополий
    • 1. 2. Макроэкономические и институциональные аспекты функционирования естественных монополий
  • Глава 2. Анализ особенностей и последствия функционирования естественных монополий в российской экономике
    • 2. 1. Общие особенности функционирования российских естественных монополий
    • 2. 2. Отраслевой анализ развития и реформирования российских естественных монополий
    • 2. 3. Эффективность производства естественных монополий и ее показатели
  • Глава 3. Регулирование естественных монополий в современной российской экономике
    • 3. 1. Формирование эффективной институциональной среды российских естественных монополий
    • 3. 2. Специфика ценообразования и тарифное регулирование российских естественных монополий
    • 3. 3. Управление инновационным развитием естественных монополий в России

Естественные монополии в России: особенности развития и способы эффективного регулирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Современный этап экономического развития характеризуется переходом к эффективным методам хозяйствования на основе инновационных технологических и управленческих стратегий.

Особую роль в данном процессеиграютестественные монополии. Изменения в функционировании естественных монополий влияют на все макроэкономические показатели страны. В последние 5 лет на их долю приходится 10−13% валового внутреннего продукта, они обеспечивают рабочими местами 7% населения страны, а инвестиции в основной капитал «большой тройки естественных монополистов» составляли в 2010 г. 86,8 млрд долл. США. [171] Наша страна производит около 10−11,5% объема мировой первичной энергии, что в пять раз больше ее доли в мировом ВВП. [89,С. 24] Осуществляя доведение ресурсов и продуктов до потребителя, естественные монополии играют исключительную роль в поддержании необходимой целостности и устойчивости национальной экономики. Продукция этих монополий реализуется на мировом рынке, удовлетворяя потребности ряда стран различных регионов мира, что расширяет участие страны в международных экономических отношениях. Народнохозяйственное значение естественных монополий определяется и их участием в пополнении доходов государственного бюджета страны. В то же время существует целый ряд проблем, связанных с недостаточной микроэкономической и макроэкономической эффективностью деятельности российских естественных монополий.

Вместе с тем естественные монополии как экономическая категория представляют собой специфический объект теоретико-экономических исследований. Многогранность этого объекта требует дальнейшего уточнения сущности и содержания категории «естественная монополия» с применением альтернативных теорий, раскрытия современных монополистических практик и их последствий для народнохозяйственной эффективности, исследования эффективности методов государственного регулирования отраслей с наличием естественно-монопольных видов деятельности, выявления особенностей формирования и функционирования механизма рационального использования ресурсов, разработки подходов к ценообразованию с учетом проблем развития естественных монополий, обоснования путей совершенствования механизма функционирования такого рода монополий.

Меняющиеся внутренние и внешние условия функционирования естественных монополий, необходимость управления институциональной средой, новые стратегические приоритеты экономической политики государства, связанные с модернизацией российской экономики и переходом к инновационному развитию, а также противоречия первых результатов проведенных реформ обуславливают необходимость дальнейшего совершенствования теоретических и практических подходов к созданию рациональных механизмов их функционирования и регулирования.

Следовательно, изучение вопросов эффективного развития естественных монополий в теоретическом и практическом аспектах является весьма актуальным в современных условиях.

В экономической науке создана значительная теоретическая основа для исследования проблем функционирования естественных монополий. В научных работах дается общая характеристика естественной монополии, выявляются причины ее возникновения и устойчивости, анализируется состояние конкретных организаций, относящихся к типу естественных монополий в России и за рубежом, развитие отраслей с естественно-монопольными сегментами, исследуются последствия деятельности естественных монополий для национального хозяйства в целом.

Основополагающие принципы и подходы к характеристике естественных монополий как экономической категории были заложены в работах представителей классического и неоклассического направлений экономической мысли: С. Бэйли, Дж. С. Милля, Э. Чедвика, Ф. фон Визера, А. Маршалла, У. Шепарда, А. Харбергера. С применением новых методов исследования эти рыночные структуры изучают современные исследователи У. Баумоль, Р. 4.

Дорнбуш, К. Макконнел, Д. Рубинфельд, С. Фишер, Н. Хайман. Свое слово в развитии общей теории несовершенной конкуренции и монополии сказали также представители кейнсианства Э. Чемберлин, Дж. Робинсон, Э. Хансен.

Основатели американского институционализма Т. Веблен, Дж. Коммонс, Дж. Гэлбрейт рассматривали естественные монополии в контексте сформировавшихся в обществе формальных и неформальных правил игры, разных типов трансакций и социально-экономического и политико-правового устройства общества. Разработка важнейших принципов организации конкурентных и неконкурентных рыночных структур и функционирования фирм как сетей внешних и внутренних контрактов, направленных на преодоление неопределенности и информационной асимметрии, можно обнаружить в работах представителей неоинституционального направления экономической мысли: Р. Коуза, Ф. Найта, Й. Барцеля, Дж. Стиглера. С позиции экономики организаций естественно монопольные рыночные структуры в настоящее время исследуют представители французской «экономики соглашений» К. Менар и Ж. Сапир, с позиции экономики права — Р. Познер, теории эволюционных изменений — Р. Нельсон и С. Уинтер, концепции специфических активов и оппортунистического поведения — О. Ульямсон, поиска политико-экономической ренты — Г. Таллок и др.

Труды зарубежных экономистов внесли существенных вклад и в изучение отдельных сторон деятельности естественных монополий. Так, теорию концессионных соглашений в рамках естественной монополии развивал Г. Демсец, эффективных антимонопольных норм и санкций — П. Джоскоу. А подходы к эффективному ценообразованию естественной монополии разрабатывали Ф. Рамсей, X. Аверч и Л. Джонсон, С. Литтлчайлд.

В изучении проблемы естественных монополий заметное место занимают исследования отечественных ученых: С. Авдашевой, А. Богданова, А. Войтова, Р. Гринберга, С. Далина, Л. Демина, М. Дерябиной, Р. Евстигнеева, Е. Королькова, П. Ловчиновского, Л. Лозовского, Е. Малинниковой, А. Некипелова, С. Никитина, Б. Райзберга, Е. Стародубцева, А. Шаститко, А. Яковлева.

Несмотря на наличие значительного числа литературных источников теоретического, методологического и практического характера, работ экономистов, правоведов, политологов, на современном этапе развития экономической науки недостаточно четко проработаны вопросы сущности, специфики функционирования естественных монополий в России, критериев и показателей их народнохозяйственной эффективности, оценки последствий и эффектов разных видов регулирования, от чего в решающей степени зависит инновационное развитие национальной экономики и повышение ее конкурентоспособности в условиях глобализации.

Актуальность, теоретическая разработка и практическая значимость проблемы функционирования естественных монополий обусловили выбор темы, а также цель и задачи исследования.

Целью диссертационного исследования является анализ особенностей развития и различных направлений повышения эффективности функционирования российских естественных монополий.

Достижение поставленной цели обусловило необходимость решения следующих задач:

— раскрыть различные подходы к определению сущности и содержания категории «естественная монополия», охарактеризовать предпосылки ее возникновения и развития, проанализировать систему признаков естественной монополии, изучаемых в различных направлениях экономической мысли (неоклассике, институционализме и др.), представить их в виде логических и причинно-следственных взаимосвязей;

— уточнить функции естественных монополий в современной российской экономике, исследовать институциональные основы и противоречия их функционирования в современной институциональной среде, выявить пути совершенствования системы социально-экономических отношений в сфере деятельности естественных монополий в условиях российских преобразований;

— охарактеризовать общие макроэкономические и специфические отраслевые особенности и практики функционирования российских естественных монополий, позволяющие выявить резервы повышения их эффективности на основе управления институциональной средой, инвестиционной привлекательностью и инновационным развитием;

— разработать единую систему показателей деятельности естественных монополий, выделив в ней институциональные и структурные параметры сектора естественных монополий, отражающие их место в российской экономике, а также макроэкономические и микроэкономические показатели эффективности функционирования естественных монополий;

— изучить альтернативные модели и подходы к государственному регулированию естественных монополий, проанализировать и обобщить российскую и мировую практику регулирования, обосновать наиболее рациональную динамическую структуру государственного регулирования естественных монополий в России с учетом совершенствования их хозяйственных механизмов;

— исследовать различные методы ценообразования в сфере естественных монополий, их достоинства и недостатки, а также противоречия теоретических и практических подходов к тарифному регулированию естественных монополий на современном этапе, предложить пути его совершенствования с учетом необходимости финансирования инвестиционных расходов и стимулирования рационального хозяйствования в данном секторе экономики.

Объектом исследования являются естественные монополии, функционирующие в России, и пути их эффективного развития.

Предметом исследования являются механизмы функционирования и способы регулирования естественных монополий в специфической российской макроэкономической и институциональной среде, анализируемые во взаимосвязи с показателями экономической эффективности их развития.

Теоретической и методологической основой исследования послужили научные труды отечественных и зарубежных ученых-экономистов, статистиков, юристов, специалистов в области изучения естественно-монопольного сектора, проблем его развития в современных условиях, разработчиков стратегических и тактических подходов к государственному регулированию естественно-монопольных видов деятельности, направлений повышения эффективности функционирования предприятий данного сектора экономики.

Работа базируется на основополагающих подходах неоклассического, неоинституционального и эволюционного направлений экономической мысли, экономики отраслевых рынков, концептуальных положениях инновационной экономики.

В качестве основных методов в диссертационном исследовании используются: эмпирический метод и метод научного абстрагирования, анализ и синтез, дедукция и индукция, графический метод, исторический и логический, системный и синергетический подходы. В работе использовались статистические и аналитические материалы Федеральной службы государственной статистики, Федеральной антимонопольной службы, Федеральной службы по тарифам, Министерства экономического развития Российской Федерации, Комитета статистики Нижегородской области, данные, опубликованные в монографиях, журналах, периодической печати, специальной научной литературе, ресурсы сети Интернет.

Исследование базируется на нормативно-правовых документах Российской Федерации, федеральных законах, постановлениях Правительства Нижегородской области.

Научная новизна диссертационной работы состоит в следующем: — на основе анализа различных подходов к определению сущности и содержания категории «естественная монополия» разработана система ее динамических признаков, в которой выделены первичные, производные и результативные признаки, они в свою очередь разделены на три группы: признаки, характеризующие поведение функции предложенияпризнаки, 8 влияющие на поведение функции спросапризнаки, определяющие специфику отрасли в целом, между ними выявлены логические и причинно-следственные связи. Неоклассические предпосылки возникновения естественной монополии дополнены неоинституциональными подходами к определению эффективных границ фирмы Р. Коуза, И Барцеля, а применение теорииспециализированных активов О. Уильямсона позволило также объяснить внутреннюю эффективность сочетания сетевой и ресурсной составляющей вдеятельности естественных монополий;

— выявлены и проанализированы следующие функции естественных монополий в современной российской экономике: инфраструктурная, социальная, затратообразующая, бюджетообразующая и функция встроенных стабилизаторов. Исследованы институциональные ловушки, снижающие эффективность функционирования естественных монополий, такие как: непрозрачность прав собственности и их недостаточная спецификацияконцентрация большей части прав собственности во владении других монополизированных структур через систему участийвключенность отрасли в процессы лоббирования экономических интересов и поиска политико-экономической рентыпроблемы эффективного корпоративного управления и контроля, оппортунистического поведения менеджеровнесовершенство и нескоординирован-ность институтов регулированиянесогласованность в них интересов монополий, общества и государстванеформальные практики взаимодействия естественных монополий с государством;

— охарактеризованы особенности функционирования российских естественных монополий в современной макроэкономической и институциональной среде, такие как: неестественность происхождения и естественность состояниявлияние природно-географического фактора на затратностьнеравномерность условий развития и дифференциация финансового состояниясочетание ресурсной и сетевой составляющихэкспортное значение ряда отраслей с естественно-монопольными сегментамивысокий физический и моральный износ и внутренняя заинтересованность в инвестицияхспецифиче9 ские барьеры доступа потребителей к продукции естественных монополийприменение особых практик ценовой дискриминации II и III рода, в том числе связанных с перекрестным субсидированием;

— предложена и обоснована система показателей деятельности естественных монополий, включающая институциональные и структурные параметры их функционирования, а также обобщающие показатели микрои макроэкономической эффективности. Разработан алгоритм диагностики проблем эффективности естественной монополии, включающий оценку отклонений показателя от нормативного значения, анализ причин отклонения и выработку мер, направленных на снижение трансформационных, трансакци-онных и (или) экстернальных издержек. Предложенная система показателей и их диагностики дает возможность оценивать как качество внутрикорпоративного управления, так и качество государственного регулирования естественной монополии;

— доказано, что государственное регулирование естественных монополий (управление институциональной средой их функционирования) должно способствовать достижению баланса интересов производителей, потребителей и государства. С учетом современного состояния и тенденций развития естественных монополий предложен комплекс динамических мер их государственного регулирования, направленный на постепенное вытеснение административных мер корректирующего характера взаимодополняющими институтами рыночного саморегулирования;

— на основе преодоления фундаментального противоречия теоретического и практического подходов к вопросу об обоснованности «тарифного финансирования инвестиций» предложен метод ценообразования «диапазон тарифов со встроенным стимулом к инвестированию». Нижняя граница тарифа включает обоснованные средние затраты в бухгалтерском выражении и нормальную прибыль, а верхняя — также надбавку к тарифу в части самофинансирования капиталовложений. Для отраслей, нуждающихся в больших инвестициях, чем заложено в верхней границе тарифа (например, для электро.

10 энергетики), устанавливается принцип софинансирования инвестиций со стороны государства на основе выделения целевой долевой дотации. Эффективность этого стимула обосновывается в диссертации действием «эффекта липучки». А для отраслей, способных привлекать для инвестиций собственные и заемные средства, в качестве стимула предлагается льготное налогообложение прибыли.

Теоретическая значимость диссертационной работы определяется дополнением общей теории естественной монополии за счет развития ее традиционных концептуальных положений и внедрения новых подходов (в частности, институционализма), обогащения их за счет исследования динамики экономических отношений в процессе трансформации естественно-монопольной отрасли и формирования социально-ориентированной и инновационно-ориентированной экономики России. Теоретическая значимость диссертационной работысостоит как в углублении теоретических основ исследования естественно-монопольных отраслей, так и конкретно-исторических и системных аспектов их эффективного функционирования и направлений развития.

Основные теоретические положения и выводы, полученные в результате диссертационного исследования, могут быть использованы: в нормативно-правовой деятельности, регламентирующей функционирование и развитие предприятий естественных монополийв учебном процессе при преподавании таких дисциплин, как экономическая теория, экономика отраслевых рынков, государственное регулирование рыночной экономики, микроэкономика и макроэкономикав практической работе органов государственной власти Российской Федерации и хозяйствующих субъектов различного уровня.

Основные результаты проведенных исследований докладывались на ряде международных и российских научных и научно-практических конференциях в городе Нижний Новгород 2008, 2009, 2010, 2011, 2012 годах. Межрегиональная научно-практическая конференция, г. Нижний Новгород, 16 anil реля 2008 г.,"Социально-экономическое развитие России: проблемы и перспективы" — Седьмая Международная научно-практическая конференция, г. Нижний Новгород, 2009 г., «Государственное регулирование экономики. Региональный аспект"-Международная научно-практическая конференция, г. Нижний Новгород, 14 апреля 20 Юг.,"Развитие высоких технологий и повышение конкурентоспособности экономики». По теме диссертации опубликовано 8 печатные работы общим объемом 3 печатных листа, авторский вклад 1,6п.л.

Заключение

.

Подведем итоги диссертационного исследования, сформулируем выводы и предложения.

1. Проводя анализ различных подходов к определению понятия «естественная монополия», в работе были структурированы основные признаки естественных монополий: среди, которых были выявлены первичные, производные и результирующие. Данные признаки, в свою очередь, характеризуют изменения функции спроса и предложения, а также отражают иные характеристики отрасли. В диссертации были выделены и подробно охарактеризованы следующие признаки: свойство субаддитивности издержек, границы общественной эффективности, положительная отдача от масштаба, сочетание сетевых и искусственных барьеров проникновения конкурентов в отрасль, уникальность выпускаемой продукции, сетевой характер организации рынка, низкая эластичность спроса по цене и положительная эластичность спроса по доходам, наличие внешних эффектов. На основе проведенного анализа данных признаков была составлена причинно-следственная и логическая схема, отражающая взаимосвязь характеристик. Рассмотренные нами признаки логически связаны, тем самым отражают сущность и содержание понятия «естественная монополия».

2. В работе более были изучены и дополнены предпосылки возникновения естественных монополий. Рассмотрены альтернативные теории возникновения естественных монополий: 1) как результата сочетания особенностей производственной технологии, рыночного спроса и доступа к основным ресурсам («теория отраслевых рынков») — 2) искусственное происхождение в «политико-правовой теории», где значительную роль играют особенности национальной государственной политики. Сделан вывод о том, что в реальности оба «происхождения» часто дополняют и усиливают друг друга.З. В работе были выявлены и проанализированы основные функции естественных монополий в современной экономике:

— инфраструктурная функция возникает вследствие технологических особенностей функционирования естественного монополиста;

— социальная функция возникает всвязи с тем, что данные виды товаров и услуг, производимые естественными монополистами, носят жизнеобеспечивающий характер;

— затратообразующая функция проявляется в результате значительного удельного веса данной продукции в структуре себестоимости других производств;

— бюджетообразующая функция связана со значительными налоговыми поступлениями и в значительной мере формированием государственного бюджета;

— функция «встроенных стабилизаторов» проявляется как контрциклическая тенденция, способствующая относительной стабильности национальной экономики.

4. Выделен и охарактеризован ряд институциональных особенностей, которые могут негативно отразиться на повышении эффективности функционирования естественных монополий, такие как: непрозрачность прав собственности, концентрация большей части прав собственности во владении других монополизированных структур, активное лоббированиесвоих экономических интересов, проблемы эффективного корпоративного управления и контроля, расхождение интересов монополий, общества и государства, несовершенство институтов регулирования, возможность проявления неформальных отношений между естественными монополиями государством.

5. Отражены наиболее значимые особенности функционирования естественных монополий в России, такие как: важное стратегическое положение, с учетом международного разделения труда, значительная дифференциация различных монополий, касающаяся не только условий производства доставки и сбыта продукции, но также внешней конъюнктуры и развитой институциональной среды. Также в качестве особенности российских естественных монополий необходимо выделить взаимовыгодное сочетание сетевой и ресурсной составляющих, а кроме того учитывать высокую степень морального и физического износа основных фондов данных предприятий. В России распространены практики ценовой дискриминации, тесно связанные с перекрестным субсидированием. Кроме негативных эффектов, они вызывают также следующие положительные эффекты: обеспечивают соблюдение принципов социальной справедливости и более равномерную загрузку производственных мощностей (в частности, преодоление дефицита и избытка мощностей в разные периоды времени). Также следует учитывать условия происхождения естественных монополий и большое влияние географического фактора на долю этих секторов в национальном производстве.

В работе исследован и ряд отраслевых особенностей, наличие которых предполагает дополнение и корректировку общих подходов к эффективному управлению естественными монополиями.

6. Систематизированы показатели эффективности функционирования естественных монополий. Они представлены в виде трех групп: институциональные параметры деятельности, структурные показатели эффективности, а также показатели общего макроэкономическойи микроэкономической эф-фективности.Первая группа позволяет оценить качество институциональной среды, вторая — отражает характер взаимодействия естественных монополий с внешним народнохозяйственным комплексом, третья же группа показателей помогает непосредственно контролировать уровень производственной деятельности предприятия. Алгоритм диагностики функционирования естественных монополий, включающий оценку отклонения показателя эффективности от норматива, выявление причинухудшенияиразработкумер с целью устранения негативных отклонений. Диагностика и частый мониторинг показателей деятельности естественных монополий позволит повысить эффективность, как внутрикорпоративного управления, так и государственного регулирования.

7. Обоснована необходимость дальнейшего совершенствования государственного регулирования естественных монополий, которое должно способствовать достижению баланса интересов субъектов национальной экономики. Предложенный комплекс мероприятий, направлен на постепенное вытеснение административных мер корректирующего характера взаимодополняющими институтами рыночного саморегулирования. Для достижения наибольшей эффективности государственного регулирования необходимо: поддержание симбиозных институтов корректирующего характера в краткосрочном периоде, создание благоприятной институциональной среды, регулирование инвестиционной деятельности, создание базовых институтов рыночной экономики, развитие комплементарных рыночных институтов в долгосрочном периоде.

8. В работе предложен метод ценообразования «диапазон тарифов со встроенным стимулом к инвестированию», который позволяет учесть отраслевые особенности естественных монополий. При расчете тарифа необходимо рассматривать величину потребности той или иной отрасли в инвестиционных вливаниях. Нижняя граница данного тарифа включает средние затраты и нормальную прибыль, а верхний предел уже содержит в себе надбавку к тарифу в части самофинансирования капиталовложений. Эффективность данного метода обосновывается в диссертации действием «эффекта липучки», возникающим благодаря изменению предпочтений.

Таким образом, повышение эффективности функционирования естественных монополиях должно включать комплекс мер, связанных с диагностикой их состояния, совершенствованием хозяйственного механизма и государственного регулирования деятельности естественных монополий.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Закон РСФСР от 22.03.91 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».
  2. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года Утверждена распоряжением Правительства РФ от 17 ноября 2008 года № 1662-р. // Собрание законодательства РФ. 2008. — № 47. Ст. 5489.
  3. Постановление Правительства РФ «О государственном регулировании цен (тарифов) на продукцию (услуги) естественных монополий» от 13 октября 1995 года № 997 // Российская газета. 1995. — № 203.
  4. Постановление правительства РФ № 887 от 2.08.99 «О совершенствовании оплаты жилья и коммунальных услуг и мерах по социальной защите населения».
  5. Постановление Правительства РФ «О Программе структурной реформы на железнодорожном транспорте» от 18 мая 2001 года № 384 в редакции Постановления Правительства РФ от 20 декабря 2004 года № 811. // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 23. Ст. 2366.
  6. Постановление Правительства РФ «О реформировании электроэнергетики Российской Федерации» от 11 июля 2001 года № 526 В редакции Постановления Правительства РФ от 1 февраля 2005 года № 49. // Собрание законодательства РФ. 2001. — № 29. Ст. 3032.
  7. Положение о рассмотрении федеральными органами исполнительной власти по регулированию естественных монополий дел о нарушениях Федерального закона «О естественных монополиях», утвержденным постановле-ниемПравительства РФ от 24.03.2000 г. № 257.
  8. Приказ ГКАП РФ № 112 от 26.10.93 «Методические рекомендации границ и объемов товарных рынков».
  9. Федеральный закон «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 25 декабря 2008 года № 281-ФЗ.
  10. Российская газета. 1995. — № 164.
  11. Федеральный закон «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ Принят Государственной Думой 8 июля 2006 года, с изменениями и дополнениями по состоянию на 29 ноября 2010 года № ЗИ-ФЗ. // Российская газета. 2006. — № 162.
  12. Указ Президента РФ № 425 от 28.04.97 «О реформе жилищно-коммунальных услуг в РФ».
  13. Указ Президента Российской Федерации от 13 мая 2000 года № 849 «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе».
  14. С.Б., Розанова Н. М. Теория организации отраслевых рынков / М.: Издательство Магистр, 1998. — С.265.
  15. Р.Г. Сравнительно-правовой анализ антимонопольного законодательства зарубежных стран и практики его применения // Законодательство и экономика. 1995.-С. 113−119.
  16. H.A. Государственное регулирование естественных монополий в условиях трансформации российской экономики: Автореф. дис. канд. экон. наук / Южно-Урал. гос. ун-т. Челябинск. — 2000. — 28 с.
  17. A.C. Поведение естественных монополий в условиях переходного периода: Автореф. дис. канд. экон. наук / Центр, экон.-матем. ин-т РАН. М. -2000.- 15 с.
  18. В.Б., Рудаков М. Н., Теория организации. Учебное пособие. Петрозаводск: ПетрГУ, 2002.- с. 165.
  19. Ю. МПС: монополия путей сообщения. Зачем железным дорогам реформы? // Новое время. 2000. — № 45. — С. 18−19.
  20. С.А., Сафронова A.A. Инновационное развитие естественных монополий в России: теория и методология управления: монография / Изд-во «Палеотип». 2007. — 132с.
  21. С.А., Естественные монополии России: Современное состояние и стратегия инновационного развития: монография / под общ. ред. А. Ю. Егорова, д-ра экон. наук, проф., засл. деят. науки РФ. М.: Изд-во «Палеотип». -2006.- с. 58.
  22. Анализ процессов приватизации государственной собственности в РФ за период 1993—2003 гг. Выводы и рекомендации // Российский экономический журнал. 2005. — № 4. — С. 78−82.
  23. К.Г. Естественная монополия в реформируемой экономике: Ав-тореф. дис. канд. экон. наук / СПбГУЭиФ. СПб., — 2000. — 20 с.
  24. К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации // Проблемы теории и практики управления. 2003. — № 6. — С.45−47.
  25. Г. Ю. Правовой режим естественных монополий в России: некоторые вопросы теории и практики // Аспирант и соискатель. 2003. — № 1(14). — С.120−123.
  26. Н. Реформа электроэнергетики в России// Мировое и национальное хозяйство. 2009. — № 2. — С. 33−36.
  27. Э.Ф. Влияние тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляцию // Банковское дело. 2003. -- № 2. — С.6−10.
  28. Э., Соловьев Ю., Посвянская J1. Влияние роста тарифов и стоимости услуг естественных монополий на инфляционные процессы (1992−2002 гг.) // Общество и экономика. 2003. — № 7/8. — С.52−66.
  29. O.A., Неустроев Д. О. Влияние инноваций на долгосрочный экономический рост: эволюция подходов к анализу и моделированию во второй половине XX начале XXI вв. // ЭКО. -2010. -№ 9. -С. 129−146.
  30. В. И., Вифлеемский А. Б. Экономический словарь-справочник. -Муром: Издательско-полиграфический центр МИ ВлГУ. 2001. — 107 с.
  31. Н.И., Васильева Е. М. Вопросы теории государственного регулирования и идентификации естественных монополий. Труды Института системного анализа Российской академии наук. М. — 2006 г.
  32. Н.И., Е.М. Васильева, В. Н. Лившиц, Теоретические проблемы разработки стратегии реформирования естественных монополий в России // Экономическая наука современной России. 2000. — № 3−4. — С. 55−71.
  33. Н., Васильева Е., Лившиц В. О государственном реформировании естественных монополий в экономике России // Общество и экономика.- 2002. № 1.-С. 19−45.
  34. М.И. Экономическое и финансовое состояние естественных монополий // Финансовый бизнес. 2003. -№ 5. — С.6−13.
  35. Л.Ю. О проблемах оптимизации функционирования естественных монополий в современной российской экономике // Вестн. ВолГУ. Сер.З.- 2001. Вып.6. — С.165−169.
  36. И.А. На пути к самофинансированию сферы жилищно-коммунального хозяйства// ЭКО. 2008. — № 2. — С. 71−83.
  37. А.Я. Проблемы реформирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 12. — С.3−11.
  38. А.Я. Естественные монополии: Теория и проблемы регулирования / Издательство Новый век, — 2003.- 152с.
  39. В. Государственно-частное партнерство как альтернатива приватизации в инфраструктурном комплексе // Проблемы теории и практики управления. 2004. —№ 2. — С. 47−48.
  40. С.Г. Международный и российский опыт регулирования естественных монополий// Вопросы экономических наук. 2007. — № 3. — С. 66−69.
  41. А., Локоткова С., Сиваков Д. Неестественная смерть естественной монополии // Эксперт. 2008. — № 24.- С.92−104.
  42. Ю., Гуськов Э. Факторы и пути повышения эффективности работы отечественных ФПГ // Российский экономический журнал. 1996. — № 7. -С. 20−25.
  43. В.В. Особенности несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса // Вестник ВАС РФ. 1999. — № 8. — С 57−60.
  44. В.А., Кузовкин А. И. Конкуренция и регулирование в управлении электроэнергетикой// Проблемы прогнозирования. — 2007. — № 4. С. 54−73.
  45. П. Инновационный фактор сотрудничества стран СНГ / // Экономист. 2007. — № 9. — С. 87−93.
  46. О.В. Правовое регулирование естественных монополий в сфере энергетики // Предпринимательское право. 2006. — № 3. — С. 73−77.
  47. В. М., Игнатьев С. М., Моргунов В. И. Микроэкономика В 2-х томах. Институт «Экономическая школа», Санкт-Петербург, 2004.-е. 267.
  48. Л.Д., Ратников Б. Е. Реформа электроэнергетики: оценка эффективности и корректировка курса// Энергорынок. 2009. — № 1. — С. 10−14.
  49. С. Какая модернизация нужна России?// Экономист. 2010. — № 8.-С. 3−17.
  50. С. Перспективы социально-экономического развития России. // Экономист. 2009. -№ 1.-С. 3−18.
  51. И.А. Проблемы институциональной реформы и регулирование естественной монополии // Проблемы прогнозирования. 2002. — № 2. -С.98−119.
  52. А., Павленко Ю. Реформирование естественных монополий // Вопросы экономики. 2000. — № 1. -С. 137−138.
  53. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства // Российский экономический журнал. 2000. -№ з. — С.28.
  54. Л.В. Совершенствование методов государственного регулирования монопольных товарных рынков: Автореф.дис. на соиск. уч. степ, канд.экон. наук. Владивосток. — 1998. — 22с.
  55. Е., Вакуленко Е., Кривенко П. Циклические свойства бюджетной политики в нефтедобывающих странах // Вопросы экономики. 2010. — № 2.-С. 51−70.
  56. А. Об инфляционной роли монопольного давления на рынок со стороны энерго-сырьевых корпораций // Российский экономический журнал. -2010.-№ 9−10.-С. 91−92.
  57. С., Плеханов А., Сонин К. Экономический механизм сырьевой модели развития // Вопросы экономики. 2010. — № 3. — С. 4−23.
  58. Годовой отчет ОАО «Газпром» по итогам деятельности в 2010 году, -156с.
  59. Годовой отчет ОАО «РЖД» по итогам деятельности в 2009 году, — 253с.
  60. . М. Реформирование естественных монополий: теория и практикам/Вопросы экономики. 2006. — № 1. — С. 103−121.
  61. М. Участие государства в регулировании деятельности естественных монополий// Вопросы экономики. 2006. — № 1. — С. 38−45.
  62. А. По поводу формирования инновационных стратегий нефтяных корпораций // Российский экономический журнал. 2009. — № 6. — С. 108−110.
  63. Л.А. Особенности механизма функционирования естественных монополий в переходной экономике: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / Рос. акад. госслужбы при Президенте РФ. М., — 2000. --26 с.
  64. К.С. Формирование экономического механизма развития предприятия субъекта естественной монополии: Автореф. дис. на соиск. уч. степ, канд. экон. наук / С.-Петерб. гос. ун-т экон. и финансов. — СПб., -2001. — 19 с.
  65. А. Проблемы инвестирования передовых производств // Экономист. 2008. — № 10. — С. 46−49.
  66. А.Ю. Методы борьбы с монополизацией российской экономики // Вопросы экономических наук. 2007. — № 3. — С. 23−31.
  67. Еще одна естественная монополия // Нефть и капитал. 2000. — № 1. -С.70−73.
  68. Железные дороги: проблемы демонополизации // Трансп. дело России. -2000.-№ 3(7).-С.26−35.
  69. Г. М., Воробьева Н. С. МАП России как орган власти, регулирующий деятельность естественных монополий в области связи // Вестн. М-ва РФ по антимоноп. политике и поддержке предпринимательства. 2000. -№ 3. — С.63−67.
  70. А. П. Концептуальная модель экономической и институциональной трансформации естественно-монополиных рынков. Автореф.дис.на соиск. уч. степ, докт.экон. наук. Саратов. 2007. — 23 с.
  71. Г. Ю. Муниципальная собственность как социально-экономическая форма функционирования городского хозяйства: Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон.наук. Саратов, — 1996. — 196с.
  72. Инструментарно-методическое обеспечение механизма взаимодействия инновационно-ориентированных субъектов на региональном уровне / Под ред. проф. М. А. Боровской. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, — 2010. — 361с.
  73. М.В. Проблемы демонополизации отдельных сфер деятельности федерального железнодорожного транспорта и доступности инфраструктуры, железных дорог для пользователей различных форм собственности // Экономика железных дорог. 2000. — № 9. — С.5−15.
  74. C.B. Инновационное развитие регионов России // ЭКО. 2007. -№ 10.-С. 2−19.
  75. В. Управление инновациями в промышленном производстве // Экономист. 2009. — № 10. — С. 25−34.
  76. A.C. ОАО «Газпром» национальное достояние или закрытый элитный клуб по интересам? // ЭКО. — 2009. — С. 54−65.
  77. B.C., Слепаков С. С. Актуальные аспекты реформирования естественной монополии (на примере электроэнергетики). Волгоград: Изд-во ВолГУ,-2001.-40 с.
  78. Г., Михайлов А. Антимонопольное законодательство элемент госрегулирования процессов экономической концентрации // Российский экономический журнал. — 1998. — № 11−12. — С.42−48.
  79. Т.В. Естественные монополии: проблемы реформирования: Ав-тореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / Краснояр. гос. ун-т. — Красноярск, 2000. — 28с.
  80. А.Г. «Газпром» лидер мирового нефтяного бизнеса// ЭКО. -2009.-С. 66−73.
  81. Е.Б. Реструктуризация региональных естественных монополий (на материалах Санкт-Петербурга): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / СПбГУЭФ. СПб., — 2002. — 18 с.
  82. Е.И. Естественная монополия: регулирование и конкуренция // Экономический журнал Высшей школы экономики. 2000. — № 2. — С. 235−273.
  83. А.Г., Дубов К. С. Особенности государственного регулирования деятельности естественных монополий // Соврем, рос. экономика (проблемы и перспективы): Сб. науч. тр. 4.8. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, — 2000. — С. 122−129.
  84. П.Н. Ценовое регулирование естественных монополий (на примере отрасли связи): Автореф. дис. на соиск. уч. степ. канд. экон. наук / МГУ им. Ломоносова. М., — 2002. — 24с.
  85. H.A. К проблеме измерения и оценки национальных инновационных систем// ЭКО. 2010. — № 1. — С. 61−75.
  86. В. Мировая энергетика на перекрестке дорог: какой путь выбрать России? // Вопросы экономики. -№ 12. 2009. — С.22−37.
  87. КрыловС. И., ЯковлеваЕ. Ю., К вопросу о государственном регулировании развития естественных монополий // Аналитический вестник / Совет Федерации ФС Российской Федерации, 1999. — № 12. -С. 62−71.
  88. А. Инфляция: российские и мировые тенденции/VBопросы экономики. 2007. — № 10. — С. 4−26.
  89. А.И. Реформирование электроэнергетики и энергетическая безопасность. М.: ОАО «Институт микроэкономики», — 2006. — 389с.
  90. Г. П. Государственное регулирование естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе в Российской Федерации // Вести в электроэнергетике. 2002. — № 1. — С.8−12
  91. A.B., Кушнаренко В. И. Российская экономика и зарубежный опыт регулирования естественных монополий // Изв. Санкт—Петерб. ун-та экономики и финансов. СПб., — 1998. — № 2. — С. 93−100.
  92. В., Пантин В. Что значит «русский порядок»? В: «Московские новости» 20 — 27 апреля, — 1997. — № 16. -С. 18—19.
  93. Е.В. Дифференциация тарифов на электроэнергию // ЭКО. -2009. № 8. — С. 64−75.
  94. С. К стратегии инновационного хозяйства // Экономист. -2007. — № 7. С. 43−52.
  95. ЛяминМ., ЗенковаЕ. Оптовые генерирующие компании. Начало освещения // Электроэнергетика. М.: Банк Москвы. — 2008. -59 с.
  96. K.P., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика / Издательство ИНФРА-М, 2007. — 514с.
  97. С.А. Лицензирование деятельности в механизме государственного регулирования: (социально-экономический аспект): Дис. на соиск. учен. степ, к.э.н. Волгоград, — 1997. — 146с.
  98. Е. В. Естественные монополии в экономике России: проблемы, противоречия и первые итоги //Экономический журнал ВШЭ. 1998. — № 4.-С. 516−523.
  99. М.Ю. Экономическая теория. Часть 1. Микроэкономика: Учебное пособие. Нижний Новгород: Изд-во Нижегородского госуниверситета (ННГУ). — 2009. — 436 с.
  100. Ю.В. Налоговые стимулы инновационного развития: льготы есть, результатов нет // ЭКО. 2010. — № 6. — С. 144−153.
  101. Р. Конкурсы за концессии в отраслях естественных монополий в контексте тарифного регулирования// Вопросы экономики. 2008. — № 4. — С. 141−157.
  102. В.Н. Методологические и методические основы формирования и развития товарного рынка естественных монополий. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, — 2000. — 156 с.
  103. A.B., Секретарев Ю. А. Инвестиционная активность в энергетической отрасли России: прогнозы и факты// ЭКО. 2009. — № 6. — С. 96−101.
  104. И.Е. Режим естественных монополий в Российской Федерации. -М.: Манускрипт- Юристъ, 2002. — 288с.
  105. И.Н., Илькевич Н. И. Моделирование инвестиционной деятельности естественной монополии (На примере ОАО «Газпром»). Новосибирск, — 1999, с. 14−17.
  106. Е.А. Научные разработки как основа развития российской экономики // ЭКО. 2010. — № 2. — С. 15−23.
  107. О промышленной политике Российской Федерации / В. Завадников// Общество и экономика.— 2007. № 2/3. -С. 5−39.
  108. А.Н. Институциональная экономика: Учебное пособие. М.: Инфра-М, — 2002. — 416 с.
  109. Р. Экономический анализ права. Том 1 / Пер. с англ. под ред. В. JI. Тамбовцева. СПб.: Экономическая школа.-2004. — 524 с.
  110. И. Какие факторы воздействуют на динамику нефтяного рынка? // Вопросы экономики. 2010. — № 2. — С. 97.
  111. . А., Лозовский Л. М., Стародубцева Е. Б. Современный экономический словарь. М.:ИНФРА-М., -1997.- С. 96.
  112. Рой Л. В. Анализ отраслевых рынков. Учебник для студентов вузов / Л. В. Рой, В. П. Третьяк- Моск. гос. ун-т им. М. В. Ломоносова. М.: ИНФРА-М.—С. 448.
  113. . Естественные монополии: проблемы определения и контроля. 1998,-с. 42.
  114. В. Управление рисками в сфере естественных монополий// Проблемы теории и практики управления. 2003. -- № 6. — С. 52−53.
  115. В. Государство и естественные монополии // Мировая экономика и международные отношения.- 199., № 9.— с. 86—97.
  116. О. Экономические институты капитализма: Фирмы, рынки, «отношенческая контрактация» / Научн. ред. B.C. Катькало. Спб.: Лениздат.-1996.-702 с.
  117. , Э. Дж. Монополия // Экономическая теория / Под ред. Дж. Итуэл-ла, М. Милгейта, П. Ньюмена: Пер. с англ. / Научн. ред. чл.-корр. РАН B.C. Автономов. М.: ИНФРА-М.- 2004. — XII, — 931 с.
  118. Н. Д. Современная микроэкономика: анализ и применение: В 2-х томах / Под редакцией С. В. Волдайцева. М.: Финансы и статистика-1992.-С. 334.
  119. Экономическая теория. Учебник /Под ред. Николаевой И. П. М.: Проспект.- 2000 — С. 148.124. «Экономический рост» // «Эксперт». — № 15.- 22.04.07 г.
  120. Jl.И. Государственный сектор экономики Экономическая теория и политика. Масгрейв Р., Масгрейв П. Государственные финансы: теория и практика. / Пер. с англ. М.: Бизнес Атлас, 2009. — 716 с.
  121. Alfred D. Chandler, Jr., Scale and Scope. The Dynamics of Industrial Capitalism. Cambridge, Mass.: HarvardUniversityPress, 1990.
  122. Joscow P.L. Transaction Cost Economics, Antitrust Rules and Remedies // Journal of Law Economics and Organization. 2002. № 18. Pp. 95−116.
  123. Электронный ресурс: Авария в энергосистеме в Москве (2005) // Вики-педия. Свободная энциклопедия. Режим доступа.: http://ru.wikipedia.org/.
  124. Электронный ресурс: Вагоны заехали в тупик./ «Эксперт». № 28 (762). -18.06.2011г. Режим доступа.: expert.ru/expert/2011/28/vagonyi-zaehali-v-tupik.
  125. Электронный ресурс: В Украине самая дешевая электроэнергия в Европе. 21.07.2011 Режим доступа. ^e:///F:/10 7026JVUkrainesamayadeshevayaelektroe.htm^
  126. Электронный ресурс: Выступление Президента РФ. Официальный сайт. Москва. Кремль, 2010 г. Режим доступа.: www.vesti.ru.
  127. Электронный ресурс: Газ и воду не могут поставить на счетчик. 05.07.2011 г. Режим доступа. :http://www.ng.ru/economics/2011−07−05/4zkhk.html.
  128. Электронный ресурс: Газпром. 2011 г. Режим доступа.: ru.wikipedia.org/wiki/ra3npoM.
  129. Электронный ресурс: Газпром в вопросах и ответах // ОАО «Газпром». Официальный сайт. Режим доступа.: http://gazpromquestions.ru/index.php?id=34.
  130. Электронный ресурс: «Газпром» в 2012 году направляет на газификацию регионов России рекордный объем инвестиций. 26.01.2012 г. Режим доступа.: http://www.gazprom.ru/press.
  131. Электронный ресурс: Жилищно-коммунальное хозяйство России. 11.06.2011 Режим доступа.: ru.wikipedia.org/wiki/Жилищно-коммунальноехозяйствоРоссии.
  132. Электронный ресурс: Зарплаты государственных топ-менеджеров: член правления «Автоваза» получает больше Путина, 2011. Режим доступа.: http://www.slon.ru/zarplatygosudarstvennykhtopmenedzherov-680 476.xhtml.htm.
  133. Электронный ресурс: Информационное агентство. 2010 г. Режим доступа.: www.vesti.ru.
  134. Электронный ресурс: Итоги дня инвесторов Газпрома: в целом положительное впечатление, но возможное увеличение капзатрат вызывает обеспокоенность / Атон. 10.02.2012. Режим доступа.: http://www.aton-line.ru/analistics/newsflow/itogidnya.
  135. Электронный ресурс: Как рост цен на нефть влияет на российскую экономику? // Финанс. № 46. 9.12.2007г. Режим доступа.: www.fmansmag.ru/81 745.
  136. Электронный ресурс: Ловчиновский П. А., Концентрация как фактор роста эффективности и конкурентоспособности российских компаний. Режим доступа. :www.opec.ru/news.aspx?id=221&obno=85 899.
  137. Электронный ресурс: Материалы конференции «Влияние тарифной и ценовой политики на конкурентоспособность российской экономики» Режим доступа. :http://gasforum.ru/obzory-i-issledovaniya/903.
  138. Электронный ресурс: Министерство энергетики Российской Федерации. ЭнергостратегияУ. Государственная энергетическая политикаРежим доступа.: http://minenergo.gov.ru/activity/energostrategy/ch5.php.
  139. Электронный ресурс: Новости компаний. По прогнозам МЭРТ РФ, полная либерализация энерготарифов завершится к 2017 году. 06.08.2008. Режим доступа.: www.fmam.ru/analysis/newsitem31771/default/asp.
  140. Электронный ресурс: Новости. Конфликт «Газпрома» и Украины. 04.02.2012 г. Режим доступа. :http://gazeta.ru/news.
  141. Электронный ресурс: Отчет о результатах деятельности в 2010 году и задачах на среднесрочную перспективу // Федеральная служба по тарифам (ФСТ России). М. — 2011. Режим доступа.: http ://www. fstrf.ru/about/activity/reports/4.
  142. Электронный ресурс: Перспективы развития электроэнергетики России 2010 г. Режим доступа.: www.raexpert.ru.
  143. Электронный ресурс: Пресс-конференция по вопросу газификации, март 2009 г., Д.Медведева. Режим доступа.: www.smi.ru.
  144. Электронный ресурс: Развитие инновационной составляющей экономики России: перспективы и роль экономической политики // Интерфакс -ЦЭА. Режим доступа.: http://www.buzdalin.ru/text/innovationrus.pdf.
  145. Электронный ресурс: Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р (в ред. распоряжения Правительства РФ от1 760 808.2009 № 1121-р). Режим доступа.:www.kirovenergo.ru/img/5/kontseptsiya.doc.
  146. Электронный ресурс: «РИА-Аналитика» Центр экономических исследований. Электроэнергетика: прогнозы и тенденции. РИАНОВОСТИ, Москва, 2011 г. Режим доступа.: vid-1 .rian.ru.
  147. Электронный ресурс: РИА Новости. Глава Министерства регионального развития Российской Федерации В. Басаргин. 17.03.2011 г. Режим доступа. :http://ria.ru/news.
  148. Электронный ресурс: Российские железные дороги. 2011 г. Режим доступа.: шwikipedia.org/wiki/Poccийcкиeжeлeзныeдopoги.
  149. Электронный ресурс: Росстат. Режим доступа.: www.gks.ru.
  150. Электронный ресурс: Росстат. Показатели деятельности естественных монополий Российской Федерации за 2010 г. Режим доступа.: www.gks.ru.
  151. Электронный ресурс: Росстат. Степень износа основных фондов в Российской Федерации. 2010 г. Режим доступа. :http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/maine/enterprise/ fund.
  152. Электронный ресурс: Сафонова Е. Европа пока терпеливо ждет газ. 06.02.2012 г. Режим доступа.: http://www.rbcdaily.ru/2012/02/06/tek/562 949 982 738 313.
  153. Электронный ресурс: Сводная таблица, составленная на основе данных рейтинга крупнейших компаний «Эксперт-400″, 2011. Режим доступа.: http://raexpert.ru/ratings/expert400/2011/ http://raexpert.ru/ratings/expert400/201 l/capitalization/table2/.
  154. Электронныйресурс: Стенографический отчёт. Владимир Путин назвал фамилии коррупционеров в крупных электроэнергетических компаниях// Новости энергетики 21 декабря 2011 г. Режим доступа.: http^/novostienergetiki.ru^p^ 13 165.
  155. Электронный ресурс: Стенографический отчёт о заседании Совета безопасности. Президент России. Официальный сайт. Москва. Кремль, 20 июня 2006 г. Режим доступа.: www.kremlin.ru.
  156. Электронный ресурс. Структура расходов населения, 2011 Режим доступа.: http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main/price.
  157. Электронный ресурс: Тариф на электроэнергию. Вопрос Ответ. 4.12.2011г. Режим доступа.: http://vopros-otvet/avo.ru/viewtopic?id=1829.
  158. Электронный ресурс: Федеральная служба государственной статистики Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа.: http://www.gks.ru/bgd/regl/bll01/IssWWW.exe/Stg/dl2/2−6-l-l.htm.
  159. Электронный ресурс: Федеральная налоговая служба Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа.: http://www.nalog.ru/html/docs/stat/jannovl 1 .doc.
  160. Электронный ресурс: Федоров C.B. Монополисты-энергетики // Риско-вик. Профессиональный портал для риск-менеджеров. 01.05.2011. Режим доступа.: http://www.riskovik.com/journal/stat/n2/mono.
  161. Электронный ресурс: ФСТ России. Об утверждении оптовых цен на газ на 2012 год. 19.02.2012 г. Режим доступа.: www.fstrf.ru/press/news/1310.
  162. Электронный ресурс: Центр развития ежемесячное обозрение российской экономики, 2010 г. Режим доступа.: www.dcenter.ru/pdf.
  163. Электронный ресурс: Ценообразование на рынке естественных монополий (на примере РАО „ЕЭС России“). 05.04.2011 г. Режим доступа.: http://otherreferats.allbest.ru/economy/1 222 960.html.
  164. Электронный ресурс: Экономика России. 2.11.2011г. Режим доступа.: ru.wikipedia.0rg/wiki/3K0H0MHKaP0CCHH.
  165. Электронный ресурс: Электроэнергетика. 2011 г. Режим доступа.: ru.wikipedia.org/wiki/Электроэнергетика.
  166. Электронный ресурс: Экономика России. Прогнозы Министерства экономического развития Российской Федерации. Режим доступа. :www.economy.gov.ru/minec/main.
  167. Электронный ресурс: Юданов А. Ю. Теория крупного предприятия и перспективы развития российской экономики Режим доступа.: http ://spkurdyumov.narod.ru/Udanov3 .htm.
  168. Рейтинг крупнейших компаний -естественных монополистов за 20 102 011 г.162.
  169. Компания Объем реализации 2010 (млн.руб.) Рейтинг по объему реализации Чистая прибыль 2010 (млн.руб.) Темп прироста (%) Показатель капитализации (млн.руб.) Доля госсобственности
  170. Газпром 3 597 054.0 1 968 557.0 20,3 4 177 428.09 более 50%
  171. РЖД 1 334 240.0 4 204 429.0 18,5 100%
  172. Холдинг МРСК 559 495.6 9 22 167.4 21,2 124 209.12 более 52,7%, 10,5%-Газпром
  173. АК Транснефть 447 532.0 11 119 190.0 27,5 351 051.0 78,10%
  174. Русгидро 418 003.0 12 10 487.0 23,5 356 578.81 57,97%
  175. Связьинвест 281 059.0 21 9 813.0 4,6 316 000.0 75% минус 1 акция Роси-мущество, 25% плюс 1 акция -Ростелеком
  176. ФСК ЕЭС 113 330.0 49 19 009.0 29,4 362 730.38 12,44% Роси-мущество, в дальнейшем ожидается увеличение госсобственности до 75%плюс 1 акция
  177. Почта России 105 445.6 52 483.2 9,5 100%
  178. Годовые доходы руководителей крупнейших госкомпаний и госкорпораций, млн. руб.139.
  179. Компания Суммарные выплаты Выплаты правлению В среднем на члена правления Выплаты совету директоров Годовой доход члена совета директоров
  180. Газпромбанк 1891,9 1471 86,5 420,9 35,1
  181. Роснефть 1723,7 н.д. н.д. 37,3 5,3
  182. Гапром 1243,4 1087,9 64 155,5 22,2
  183. РЖД 1002,6 1002,6 41,8 0 0
  184. Аэрофлот 407,7 297,8 22,9 109,9 12,2
  185. Ростелеком 329,2 224,4 18,7 104,8 9,51. Алроса 309 308,5 17,1 0 0
  186. ФСК ЕЭС 178,4 175,8 16 2,6 0,3
  187. Роснано 152,6 152,6 15,3 0 0
  188. Русгидро 147,6 145,1 11,2 2,4 0,3
  189. Цены на электроэнергию дл» промышленных потребителей, USD/кВт-ч
  190. Страна Высокое высокое потребление л Низкое потребление Среднее в
  191. Россия 0,0487* ОДООГ 0,0471
  192. Тайвань 0,0515 0,0536 0,0525
  193. Южная Корея 0,0435 0,0577 0,0530
  194. Малайзия 0.0445 0,0904 0,0696
  195. Нанада 0.0448 0,2050 0,0736
  196. Мексика 0,0707 0,0936 0.8 221. США 0,0703 0,1105 0,0859
  197. Франция 0,0792 0,1583 0,0312
  198. Финляндия 0,0742 0Д164 0,0936
  199. Бразилия** 0,0745 0,2050 0,0937
  200. Норвегия 0,0597 0,1″) 0,0951
  201. Швеция 0,0692 0,1601 0,0981
  202. Китай 0,0893 0,2050 0,1002
  203. Румыния 0,0808 0,1407 0,1100стране (ыеокое напряжение, еыажое — потребленийт, :! низкое низкое", потребление': Среднеез
  204. Австралия 0,0416 0,2050 0,1233
  205. Польша 0,1018 0,1942 0,1288
  206. Австрия** 0,1145 0Д787 0.1412
  207. Испания 0.0719 0.2379 0.1425
  208. Данил 0.1082 0.2630 0.1428
  209. Великобритания 0,1119 0.1900 0,14 338енгрйя 0.1287 0,1763 0,1550
  210. Бельгия 0,1179 0,2146 0,1566
  211. Чехия 0,1240 0,2328 0,1592
  212. Нидерланды 0,1069 0,2813 0,1647
  213. Германия 0,1207 0,2589 0,1647
  214. Ирландия 0,1154 0,2406 0,1655
  215. Италия 0,1260 0,3336 0,1922
  216. Средние значения 0,0816 0,1772 0,1159
Заполнить форму текущей работой