Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Снижение интенсивности образования оксидов азота в судовых дизелях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Экспериментально установлено, что добавка к водной фазе ВТЭ (с cw = 20%) мочевины заметно уменьшает выбросы оксидов азота на долевых нагрузках (по нагрузочной характеристике) по сравнению со случаем использования аналогичной чистой эмульсии. Наоборот, при мощности более 50% от номинала экологические показатели дизеля ухудшаются по сравнению с исходным вариантом. Учитывая сказанное, данный метод… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. ПОСТАНОВКА ЗАДАЧ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 1. 1. Экологический анализ выпускных газов
    • 1. 2. Механизм образования оксидов азота в КС в дизеле
    • 1. 3. Анализ дизельного парка речного флота и его технического состояния
    • 1. 4. Методы снижения концентрации оксидов азота в ДВС
    • 1. 5. Выводы по обзору. Постановка задач исследования
  • ГЛАВА 2. ВЛИЯНИЕ СПОСОБА СМЕСЕОБРАЗОВАНИЯ И
  • ТЕХНИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ ДЕТАЛЕЙ ЦПГ НА ВЫБРОСЫ ОКСИДОВ АЗОТА СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЯМИ
    • 2. 1. Описание экспериментальных установок и методики проведения опытов
    • 2. 2. Анализ погрешностей измерений
    • 2. 3. Экспериментальное исследование влияния способа смесеобразования двигателя на выбросы оксидов азота
    • 2. 4. Влияние технического состояния дизелей на выброс ими оксидов азота
    • 2. 5. Обобщенная зависимость для оценки выбросов оксидов азота судовыми дизелями
    • 2. 6. Основные результаты исследования
  • Выводы
  • ГЛАВА 3. СНИЖЕНИЕ ВЫБРОСОВ ОКСИДА АЗОТА СУДОВЫМИ ДИЗЕЛЯМИ ПОСРЕДСТВОМ СНИЖЕНИЯ ЛОКАЛЬНОГО И ОБЩЕГО И ОБЩЕГО ТЕМПЕРАТУРНОГО УРОВНЕЙ РАБОЧЕГО ТЕЛА
    • 3. 1. Теоретический анализ влияния ВТЭ на динамику образования оксидов азота в КС дизелей
    • 3. 2. Исследование влияния ВТЭ на образование оксидов азота
    • 3. 3. Исследование влияния испарительного охлаждения на образование оксидов азота
    • 3. 4. Основные результаты исследования
  • Выводы
  • ГЛАВА 4. ИССЛЕДОВАНИЕ НЕКОТОРЫХ СПЕЦИАЛЬНЫХ МЕТОДОВ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА РАБОЧИЙ ПРОЦЕСС ДИЗЕЛЯ С ЦЕЛЬЮ УМЕНЬШЕНИЯ ВЫБРОСОВ ОКСИДОВ АЗОТА
    • 4. 1. Влияние на выбросы оксидов азота присадки к топливу, улучшающей качество рабочего процесса
    • 4. 2. Влияние химических присадок к ВТЭ на выброс дизелем оксидов азота
    • 4. 3. Влияние некоторых присадок к воздуху, поступающему в цилиндры дизеля, на выбросы оксидов азота
    • 4. 4. Влияние керамического покрытия донышка поршня на выброс оксидов азота. 4.5. Основные результаты исследования
  • Выводы

Снижение интенсивности образования оксидов азота в судовых дизелях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время охрана окружающей среды стала одной из важнейших проблем человечества. Особое внимание при этом уделяется вопросам сокращения вредных выбросов энергетических установок и, в частности, вредных выбросов ДВС. Поэтому все работы, направленные на улучшение экологических показателей этих двигателей, несомненно, являются актуальными. I* Показано, что основными типами ДВС, используемыми на судах речного флота, являются дизели с объемным, объемно-пленочным и вихрекамерным смесеобразованием.

На основе анализа литературных данных установлено, что основным вредным компонентом выпускных газов дизелей является оксиды азота. Учитывая последнее, была сформулирована основная цель данной диссертационной работы — снижение выбросов оксидов азота судовыми дизелями посредством разных методов воздействия на их рабочий процесс.

Экспериментально подтвержден раннее полученный результат о том, что наибольший выброс оксидов азота имеет место у дизелей с объемным ^ смесеобразованием, наименьший — у вихрекамерных двигателей. Дизели с объемно-пленочным смесеобразованием занимают в этом вопросе промежуточное положение. Принимая во внимание полученный результат, в качестве главного объекта исследования были выбраны дизели с объемным смесеобразованием.

На основании специального эксперимента установлено, что ухудшение технического состояния деталей ЦПГ дизеля ведет к уменьшению выбросов оксидов азота, что объясняется снижением температурного уровня рабочего цикла.

При помощи теории подобия и на основе обработки собственного 4 опытного материала, получены новые обобщенные критериальные зависимости для оценки выбросов оксидов азота. Формулы справедливы для группы четырехтактных дизелей, близких по своим основным параметрам fa (размеры и геометрия камеры сгорания, основные параметры рабочего цикла и т. д.).

На базе приближенной физической модели струйного смесеобразования дано объяснение эффекту существенного снижения выброса оксидов азота при переводе двигателя с объемным смесеобразованием на ВТЭ. Данные результаты косвенно подтверждены экспериментами, проведенными на двигателе 1415/18. № Опытным путем установлено, что испарительное охлаждение воздуха, поступающего в цилиндры двигателя, снижают выбросы оксидов азота. Однако эффективность этого метода ниже чем от использования ВТЭ.

Экспериментально исследовано влияние ряда присадок к топливу и воздуху, идущему в цилиндры двигателя, на выбросы оксидов азота. Так, были испытаны следующие препараты:

— к топливу — присадка «DIESEL plus», интесифицирующая процесс горения;

— к водной фазе ВТЭ — мочевина и аммиак;

— к воде, идущей на испарительное охлаждение воздуха, — мочевина:

— к воздуху, поступающему в цилиндры двигателя, — распыленное топливо.

Установлено, что все испытанные присадки в той или иной степени снижают выбросы оксидов азота и сокращают или не изменяют удельный эффективный расход топлива.

Опытным путем установлено, что применение керамического (оксид циркония) покрытия донышка поршня ведет к сокращению выбросов оксидов азота и незначительному росту удельного эффективного расхода топлива.

В соответствии с содержанием работы к защите представляется # следующее:

1. Обобщенные критериальные зависимости для оценки выбросов оксида азота судовыми дизелями с объемным смесеобразованием.

2. Результаты экспериментального исследования влияния технического состояния деталей ЦПГ на выбросы оксидов азота.

3. Материалы анализа процесса струйного смесеобразования, которые устанавливают основные причины снижения выбросов оксидов азота при переводе двигателя на ВТЭ,.

4. Результаты сопоставительных испытаний по изучению влияния на выбросы оксидов азота по применению ВТЭ и испарительного охлаждения воздуха.

5. Экспериментальные данные по исследованию влияния на выбросы оксидов азота в выпускных газах и расход топлива присадок к топливу и воздуху, поступающему в цилиндры двигателя.

6. Материалы по влиянию на концентрацию оксидов азота и расход топлива керамического (оксид циркония) покрытия донышка поршня дизеля 1415/18.

4.5 ОСНОВНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ. ВЫВОДЫ.

1. На примере присадки «DIESEL plus» показано, что добавка к топливу препаратов, улучшающих процесс горения, снижает не только расход топлива и содержание сажи в выпускных газах, но и уменьшает выбросы дизелем оксидов азота.

2. Экспериментально установлено, что добавка к водной фазе ВТЭ (с cw = 20%) мочевины заметно уменьшает выбросы оксидов азота на долевых нагрузках (по нагрузочной характеристике) по сравнению со случаем использования аналогичной чистой эмульсии. Наоборот, при мощности более 50% от номинала экологические показатели дизеля ухудшаются по сравнению с исходным вариантом. Учитывая сказанное, данный метод можно рекомендовать для вспомогательных дизелей, которые, как правило, работают на долевых нагрузках.

3. Добавка к водной фазе ВТЭ аммиака сокращает как выбросы азота, так и расход топлива. Для обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала система приготовления такой ВТЭ должна быть закрытой.

4. Добавка мочевины к воде, идущей на испарительное охлаждение воздуха для дизеля, заметно уменьшает содержание оксидов азота в выпускных газах двигателя. Однако при этом наблюдается довольно эффективное оседание мочевины на стенках воздушного коллектора и, что особенно опасно, на лопатках турбокомпрессора. Поэтому рекомендовать этот метод к практическому внедрению нельзя.

5. Присадка к воздуху, идущему в дизель, 70% топлива (остальные 30% подаются в цилиндр топливной аппаратурой) позволяет на 17% сократить выбросы оксидов азота и незначительно (примерно 2%) уменьшить расход топлива.

6. Применение керамического покрытия на основе оксида циркония донышка поршня уменьшает выбросы оксидов азота. Использование в этом случае водотопливной эмульсии несколько снижает экономичность двигателя по топливу и его экологический показатель по выбросу оксида азота.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

1. На основе анализа литературных источников установлено, что одним из наиболее токсичных компонентом выпускных газов дизелей являются оксиды азота, уменьшению выбросов которых и посвящена данная диссертационная работа.

2. На базе двигателей 6ЧН 18/22, 6ЧН 16/22,5, 14 15/18, 24 8,5/11, Д21 разработаны и созданы экспериментальные установки, которые позволили установить влияние на выбросы оксидов азота способа смесеобразования, нагрузки, технического состояния, различных специальных мероприятий.

3. Опытное изучение влияния способа смесеобразования на интенсивность образования NOx подтвердило тот факт, что наиболее интенсивно этот процесс протекает у двигателей с объемным смесеобразованием. Наиболее слабо — в вихрекамерных дизелях. Объемно-пленочное смесеобразование занимает промежуточное положение. Учитывая эти данные, в качестве основного объекта исследования были выбраны судовые четырехтактные дизели с объемным смесеобразованием.

4. Экспериментально установлено, что износ деталей ЦПГ приводит к существенному сокращению выбросов оксидов азота. Однако, при этом заметно вырастают расходы топлива и смазочного масла и выбросы других вредных компонентов (сажи, углеводородов и т. д.).

5. На основе теории подобия и опытного материала получены новые (отдельно для нагрузочных и винтовых характеристик) обобщенные формулы для определения выбросов оксидов азота судовыми четырехтактными двигателями с объемным смесеобразованием.

6. Разработана приближенная физическая модель процессов смесеобразования и сгорания в топливной струе. Анализ, проведенный на этой основе, показал, что при работе на эмульгированном топливе область топливной струи, где возможно активное образование оксидов азота, значительно меньше чем при использовании чистого дизельного топлива. Установлено, что эта разница возрастает с увеличением концентрации воды во ВТЭ. Кроме этого показано, что при сжигании водотопливных эмульсий максимальная локальная температура рабочего тела ниже, чем в случае использования чистого базового топлива. Все это должно способствовать при переходе на ВТЭ снижению эффективности образования и выбросов NOx дизелем.

7. Посредством расчета установлена зависимость между исходной температуой рабочего тела (температура в начале сжатия) идеального цикла и температурами конца сжатия и конца процесса предварительного расширения. В результате данного исследования было показано, что относительное небольшое уменьшение исходной температуры ведет к значительному большому понижению последующих температур цикла. Было сделано предположение, что в действительном рабочем процессе дизеля эта закономерность качественно сохраняется.

8. Экспериментальное исследование, проведенное на двигателе 6ЧН18/22, подтвердило предположение о том, что испарительное охлаждение воздуха может служить методом снижения выбросов оксидов азота дизелями с объемным смесеобразованием. При этом, также наблюдается снижение расхода топлива. Однако, при прочих равных условиях, снижение выбросов оксидов азота при испарительном охлаждении существенно меньше чем при использовании ВТЭ.

9. Анализ результатов испытаний двигателей 1415/18, 248,5/11, 64Н18/22 позволяет сделать заключение о том, что уменьшение локальных температур рабочего тела дизеля (использование ВТЭ в двигателях с объемным способом смесеобразования) значительно более эффективно для сокращения выбросов NOx нежели снижение общего среднего температурного уровня цикла дизеля (использовании ВТЭ в вихрекамерном двигателе и испарительного охлаждения воздуха в двигателе с объемным смесеобразованием).

10. На примере присадки «DIESEL plus» показано, что добавка к топливу препаратов, улучшающих процесс горения, снижает не только расход топлива и содержание сажи в выпускных газах, но и уменьшает выбросы ^ дизелем оксидов азота.

11. Экспериментально установлено, что добавка к водной фазе ВТЭ (с cw = 10%) мочевины заметно уменьшает выбросы оксидов азота на долевых нагрузках (по нагрузочной характеристике) по сравнению со случаем использования аналогичной чистой эмульсии. Наоборот, при мощности более 50% от номинала экологические показатели дизеля ухудшаются по сравнению с исходным вариантом. Учитывая сказанное, данный метод можно рекомендовать для вспомогательных дизелей, которые, как правило, работают на долевых нагрузках.

12. Добавка к водной фазе ВТЭ аммиака сокращает как выбросы азота, так и расход топлива. Для обеспечения безопасной работы обслуживающего персонала система приготовления такой ВТЭ должна быть герметичной.

13. Добавка мочевины к воде, идущей на испарительное охлаждение воздуха для дизеля, заметно уменьшает содержание оксидов азота в выпускных газах двигателя. Однако при этом наблюдается довольно эффективное оседание мочевины на стенках воздушного коллектора и, что особенно опасно, на лопатках турбокомпрессора. Поэтому рекомендовать этот метод к практическому внедрению нельзя.

14. Присадка к воздуху, идущему в дизель, 70% топлива (остальные 30% подаются в цилиндр топливной аппаратурой) позволяет на 17% сократить выбросы оксидов азота и незначительно (примерно 2%) уменьшить расход топлива.

15. Керамическое (оксид циркония) покрытие донышка поршня, вопреки ожиданию, приводит к некоторому снижению выбросов оксидов азота. Однако при этом несколько возрастает расход топлива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Д.Н., Самсонов Л. А. Снижение вредных выбросов судовых вспомогательных дизелей в динамических режимах работы // Двигателестроение, № 2, 2001 г., с. 8−10.
  2. Е.А., Григоренко М. Е., Соколовская З. Н., Половой Ю. Н. Влияние металлорганических присадок на смолообразовательную способность тяжелого топлива // Тр. Николаев, кораблестроит. Ин-та. -1981, № 174, — с.80−83
  3. В.Д., Свиридов В. М., Винокурова И. А. Пути снижения степени отрицательного воздействия тракторной и другой мобильной сельскохозяйственной техники на окружающую среду Обзор. — М.: ЦНИИ-ТЭИтракторсельхозмаш, 1984. — сер. 1, вып. 5. — 57 с.
  4. В., Белый О., Ишин С. и др. основные положения государственной транспортной политики и национальной программы. «Транспорт России». «Проблемы транспорта», 1998, с.9−17
  5. Ю.П. Совершенствование процесса смесеобразования среднеоборотных дизелей путем формирования процесса впрыскивания топлива. //Двигателестроение, № 3, 1990. С. 9−11.
  6. Н.А., Семенов Б. Н., Смайлис В. И. Совершенствование смесеобразования и сгорания основа создания малотоксичных и высокоэкономичных дизелей // Тез. докл. науч.-техн. конф. — М.: Минтрансмаш, 1983. — С. 17−18.
  7. С.А., Макаров В. В., Лоскутов А. С. Феноменология и химизм процесса, результирующее сажевыделение в дизелях // Тр. Ленингр. политехи, ин-т. 1985, № 411. — с. 52−55
  8. С.В., Морозов Л. Л. Снижение токсичности выбросов транспортно-энергетических установок: Учеб. пособие / МВТУ им. Н. Э. Баумана. М., 1984. — 36 с.
  9. К.Т. Кинетика образования и разложения загрязняющих веществ при горении // Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени / Пер. с англ. под ред. Ю. Ф. Дедяткина. М.: Машиностроение, 1981. — С. 59−83.
  10. М.В., Ловачев JI.A., Четверушкин Б. И. Химическая кинетика образования оксидов азота при горении метана в воздухе. М.: АН СССР, 1992.-48 с.
  11. Ю.Я., Кузнецов В. Р. О возможном механизме оборазования окислов азота при турбулентном диффузионном горении // Физ. горения и взрыва., 1978,14, № 3. с.32−42
  12. И.П., Звонов В. А., Гавриленко П. Н. Теплоизоляционное и каталитическое воздействия керамических материалов на рабочий процесс дизеля // Двигателестроение. 1990. — № 1. — С. 47−49.
  13. А.Н. Сгорание в быстроходных поршневых двигателях. М.: Машиностроение, 1977. — 274 с.
  14. Высокоэнергетические процессы обработки материалов /О.П.Солоненко, А. П. Алхимов, В. В. Марусин и др. Новосибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 2000. — 425 с.
  15. Г. В., Лиханов В. А. Социально-экологические проблемы автомобильного транспорта: Справочное пособие. АСПОЛ, 1993 г., с,-334.
  16. О.А., Лерман Е. Ю. Создание малотоксичных дизелей речных судов. Л.: Судостроение, 1990. — 112 е., ил. — (Охрана окружающей Среды)
  17. И.Р., Новиков Ю. В. окружающая среда и транспорт. М.: Транспорт, 1987.-207 с.
  18. ГОСТ 10 448 80. Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Правила приемки. Методы испытаний. — М.: Изд. Стандартов, 1981. — 16
  19. ГОСТ Р 51 249−99 «Дизели судовые, тепловозные и промышленные. Выбросы вредных веществ с отработавшими газами. Нормы и методы определения».
  20. Ю.Ф. Охрана окружающей среды от загрязнения выбросами двигателей Киев, 1989 г.
  21. О.И., Лупачев П. Д. Снижение токсичности автомобильных двигателей.-М.: Транспорт, 1985.-120 с.
  22. М.Я. Влияние давления впрыскивания на смесеобразование и характеристику выделения теплоты в дизеле. // Двигателестроение, № 89, 1991.-С. 24−27.
  23. Закон «Об охране атмосферного воздуха» № 96 -ФЗ от 04.05.99 г.
  24. .А. Теория корабельных турбопоршневых двигателей.-Л.: ВМОЛА, 1996.-540 с.
  25. Захаров Э. Л, Емельянов В. Е., Дейнеко П. С., Октябрьский Ф. В. Тенденция в создании присадок для повышения цетанового числа дизельных топлив //Химия и технология топлив и масел.- 1992. 10 — с. 36−38.
  26. П.Ю. Экспериментальное исследование утечки рабочего тела из цилиндра дизеля //Дизельные энергетические установки речных судов. Сб. науч. Тр. Новосиб.гос.акад.водн.трансп. 4.2, 2001, с. 24−28.
  27. П.Ю., Лебедев Б. О. Влияние технического состояния деталей цилиндро-поршневой группы на экономические показатели вихрекамерного дизеля //Научные проблемы транспорта Сибири и Дальнего Востока: научн.техн. журнал, № 2, 2003, с. 122−124.
  28. В.А. Токсичность двигателей внутреннего сгорания.- 2-е изд., перераб. М.: Машиностроение, 1981. — 160 е., ил.
  29. В.А., Фурса В. В. Методика расчета окислов азота в цилиндре дизеля // Двигатели внутр.crop. Респ.межвед.темат.науч.-техн.сб.-1976, вып.24.,-с. 107−115
  30. Я.Б. Кинетика химических реакций в пламенах: Теория Ф) горения и взрыва. М.: Наука, 1981, с. 150−184.
  31. С.П., Ищук Ю. Г., Косовский В. И. Охрана окружающей среды при эксплуатации судов. JL: Судостроение, 1989.-256 с.
  32. В.П., Запевалов П. П., Шараев Н. М. Использование аммиачно-топливной смеси в двигателе 84 9,2/8 // Двигателестроение, 1988 г.-№ 3,с. 33−34
  33. П.К. Теория подобия и ее применение в теплотехнике, М., -Л. Госэнергоиздат, 1959, 208 с.
  34. В.И. Плазмоструйная термообработка газотермических покрытий, дисс. на соиск. уч. ст. канд. техн. наук. Новосибирск. — 1993. — 197 с.
  35. А.Р. Токсичность автомобильных и тракторных двигателей. Владимир: Изд-во Владимировского государственного университета, 2000 — 256 с.
  36. О.Н. Исследование работы судовых дизелей методами теории подобия. Новосибирское книжное изд-во, Новосибирск, 1967, 168 с.
  37. О.Н., Сомов В. А., Калашников С. А. Двигатели внутреннего сгорания речных судов. М.: Транспорт, 1990.- 328 с.
  38. О.Н., Сомов В. А., Сисин в.Д. Водотопливные эмульсии в судовых дизелях. Л.: Судостроение, 1988. 108 е., ил. (Экономия топлива и электроэнергии)
  39. Г. Б. Судовые двигатели и окружающая среда. М.: Издв-во МГУ, 1984.-230с.
  40. В.А., Сайкин A.M. Снижение токсичности автотракторных дизелей. 2-ое изд. М.: «Колос», 1994. 224 е.: ил.
  41. В.Н., Трофименко Ю. В. Промышленно-транспортная экология: Учеб. для вузов / Под ред. В. Н. Луканина. М.: Высш.шк., 2001.-273 с.
  42. Р.В. Рабочие процессы и экологические качества ДВС //Автомобильная промышленность 1992. — 9 — с. 10−15.
  43. Р.В. расчет концентраций окислов азота в отработавших газах дизеля //Автомобильная промышленность, 1977, № 5. с. 9−10
  44. JI.B., Россинский В. М. Эффективность действия антидымных присадок к дизельному топливу // Химия и технол. топлив и масел. 1976, № 11, — с. 45−47
  45. Марина Андерсен. Двигательные проблемы речного флота // Собеседник № 4(10) 2000 г. с.4−6.
  46. В.А., Баширов P.M., Габитов И. И. Токсичность отработавших газов дизелей. 2-е изд., перераб. И доп.-М.: Изд-во МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2002.-376 е., ил.
  47. Д.Д. Физико-технические проблемы создания экономичного и малотоксичного двигателя.
  48. В.В. Расчет концентраций оксидов азота в отработавших газах дизеля // автомобильная промышленность, 1977, № 5, с. 9−10.
  49. В.З., Ордабаев Е. К. Влияние скорости движения воздушного заряда на образование окиси азота в дизеле // Токс-ть двиг. внутр. сгорания.- М., 1997, с.56−65.
  50. А.А. Повышение экологической безопасности мобильных машин в составе сельскохозяйственных агрегатов. Дисс. на соискание учен. ст. доктора техн.наук. Барнаул, 2004, 270 с.
  51. Мочевина в баке //Авторевю. М ., № 23, 2003 г. с. 89.
  52. Н.А., Френкель А. И. Обобщенные зависимости влияния регулировок дизеля на его токсичность и экономические показатели // Автомобильная промышленность 1974.-№ 11.-С.17−20.
  53. В.А., Сибриков Д. А. Диоксид циркония. Общие сведения. Фазовые равновесия в системах ZrO-CaO, Zr02-Mg0, Zr02-УгОз.Свойства.-Новосибирск, 2002. 49с. -(Препр./Ин-т теор. И прикл. Механики СО РАН- № 2 — 2002).
  54. А.Г. Экспериментальные исследования развития топливно-воздушного факела при прерывистом впрыске. В кн. «Применение ЭВМ на водном транспорте», вып. 151, 1983, — С.4−6.
  55. JI.A. Основные направления создания малотоксичных транспортных двигателей // Двигателестроение, 2002 г. № 2. с. 23−26
  56. JI.A. Технологии снижения вредных выбросов тепловозов /Двигателестроение № 1−2, 1997 г., с.49−51
  57. JI.A., Борецкий Б. М., Вольская Н. А. Механизм влияния состава ВТЭ на смесеобразование в дизелях с неразделенными камерами сгорания // Двигателестроение, 1996 г. -№ I.e. 35−39
  58. JI.A., Вольская Н. А., Хинчук Г. Моделирование рабочего процесса и эмиссии окислов азота (NOx) малотоксичного дизеля срециркуляцией ОГ, обогащенных кислородом// Двигателестроение, № 6,1991 г., с. 36−38.
  59. Образование и разложение загрязняющих веществ в пламени: Пер. С англ./ Ред. Н. А. Чигир. М.: Машиностроение, 1981. — 407 е., ил.
  60. П.Л., Ванин В. К. Развитие конструкции дизелей с учетом требований экологии // Автомобильная промышленность, 1998.-№ 11.-с.31−32
  61. И.В., Фасхудинов А. Х. Применение теории подобия к исследованию процессов сажеобразования // Вопр. теории и расчета раб. процессов теплов. двигателей. Уфа, 1985, № 9. — с. 161−165
Заполнить форму текущей работой