Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Управление социальным развитием малых городов на основе комплексного социального планирования

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Существующая практика управления социальным развитием рассматриваемых малых городов, даже с учётом общегосударственных действий по реализации приоритетных национальных проектов, не способна решить в настоящий период имеющиеся в этих городах социальные проблемы и обеспечить приемлемые условия для личностного и творческого развития всех жителей этих городов. Она имеет отдельные черты индикативного… Читать ещё >

Содержание

РАЗДЕЛ СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МАЛЫХ ГОРОДОВ ПЕРВЫЙ КАК ОБЪЕКТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ КОМПЛЕКСНОГО СОЦИАЛЬНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ РАЗДЕЛ АНАЛИЗ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОБЛЕМ МАЛЫХ ВТОРОЙ ГОРОДОВ И ПРАКТИКИ УПРАВЛЕНИЯ СОЦИ АЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ РАЗДЕЛ СОЦИАЛЬНЫЕ ТЕХНО ЛОГИИ РАЗРАБОТКИ И

ТРЕТИЙ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЛЕКСНОГО ПЛАНА СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МАЛЫХ ГОРОДОВ

Управление социальным развитием малых городов на основе комплексного социального планирования (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Настоящий период развития российского государства, будучи сложным и во многом противоречивым, диктует необходимость поиска эффективных технологий управления различными процессами жизнедеятельности, общества. Одним, из наиболее важных процессов, нуждающихся в эффективном управлении, является процесс социального развития малых городов, который находится в сфере ответственности органов местного самоуправления. Успешному течению процесса социального развития на местном уровне препятствует целый спектр причин. В ряду главных причин следует указать то, что в течение десятилетий советского периода в нашей стране фактически отсутствовал институт местного самоуправления. Традиции земства были прерваны. Появившиеся на местном уровне местные советы, горкомы, райкомы и т. п. в своей сущности не были органами местного самоуправления, так как были элементамижёстко встроенными в систему партийнойг власти. Соответственно, процесс социального развития, как и другие процессы развития на местном уровне, регламентировался командно-административными методами, при этом, как правило, не вёлся учёт мнения населения.

Имеет существенное значение то, что без высокого уровня социального развития малых городов невозможно достичь успешного развития-всей страны в целом, так как они составляют около 70% от общего числа городов, в них сосредоточено около 20% городских жителей. В силу этого малые города, выполняя свои социальные, экономические, территориально-расселен-ческие функции, обеспечивают целостность страны.

Об актуальности данной темы говорит также большое количество проблем социального развития в малых городах. Многие из этих проблем сохранились с советских времён, другие появились в пореформенный период. Наличие в малых городах множества взаимосвязанных социальных проблем даёт основание утверждать, что они вызваны не только трудностями современного этапа развития российского общества, но и практически повсеместной организационной и методологической, слабостью управления процессом социального развития на муниципальном уровне.

Вместе с тем социальное планирование, полностью отвергнутое в период становления рыночных отношений в нашей стране, объективно является эффективной социальной технологией и обладает всеми необходимыми качествами и характеристиками, позволяющими говорить о нём как о наиболее действенной технологии управления социальным развитием малых городов. Документальным отображением использования технологии социального планирования в управленческой практике является комплексный план социального развития малого города.

Трудности при выработке подобных планов обусловлены, главным образом, несовершенством технологий их разработки и реализации. Используемый в настоящее время местными органами властиалгоритм базируется на советском опыте составления генеральных планов, которому в современных условиях при управлении процессом социального развития следовать крайне проблематично. В большинстве малых городов отсутствуют комплексные планы социального развития, вместо которых имеются наборы разрозненных городских целевых программ, что вызвано отсутствием эффективных технологий разработки и реализации этих планов.

Таким образом, актуальность темы диссертационного исследования определяется:

— значимостью решения проблемы социального развития малых городов как составной части развития всей страны;

— важностью использования в управленческой практике эффективных социальных технологий, в частности, технологии комплексного социального планирования;

— необходимостью создания действенных технологий разработки и реализации комплексного плана социального развития малых городов.

Степень изученности темы. Тема управления процессом социального развития в настоящее время всё чаще становится объектом исследования российских учёных. Это обусловлено активным развитием социальных наук в последние 15−20 лет в нашей стране и актуальными задачами, стоящими перед нашей страной. Теоретические вопросы социального развития раскрываются в исследованиях Р. В. Арзуманяна, В. В. Боброва, JL Т. Волчковой, В. Я. Ельмеева, Н. В. Зубаревич, В. В. Козловского, Л. А. Кривоносовой, Л. Ы1. Москвичёва, Г. В. Осипова, В. Т. Рязанова, П: А. Сорокина1. В работах этих исследователей отражены, различные подходы к определению природы социального развития, обоснована субъектно-объектная двойственность, присущая данному процессу, выделен человек как источник социального развития.

Вопросы функционирования социальной сферы и проблемы развития социальной инфраструктуры рассматриваются" в публикациях О. В. Байдаловой, Г. И-. Осадчей, С. И. Яковлевой2.

В работах Р. Р. Майерса, В. Н. Мининой, Р. С. Фуллера, И. Г. Ясавеева анализируется сущность социальных проблем как явлений социальной реальности, препятствующих процессу социального развития3. Конкретные проблемы социального развития малых городов Россииотражены-, в публикациях Ю. Г. Ветрова, Н. А. Волгина, В.- К. Егорова, С. В. Калашникова, Ю. М. Плюс-нина, Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветковой4. Социальные проблемы, актуальные.

1 См.: Арзуманян Р. В. Метафора нелинейности в социальных системах. Ереван, 2004; Бобров В. В. Содержание и направленность циклов в социальном развитии общества // Гуманитарные науки в Сибири. 2004. № 1- Волчкова Л. Т. Планирование социально-экономического развития: Теория, методология, организация. СПб, 1999; Ельмеев В. Я. К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества: монография СПб., 1999; Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд. 3-е. М., 2007; Козловский В. В. Социальная справедливость и социальная ответственность. М, 1988; Кривоносова Л. А. Качество жизни и технологии моделирования региональной социальной политики // Учёные записки РГСУ. 2005 № 4- Социология: основы общей теории / Отв ред. Г. В. Осипова, Л. Н. Москвичёва. М., 2008; Рязанов В. Т. Постлиберальная экономика и её возможности в преодолении кризиса в экономике России. СПб., 1999; Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

2 См.: Байдалова О. В. Социология регионального управления: теория и практика. Волгоград, 2005; Осад-чая Г. И. Социология социальной сферы. М., 2003; Яковлева С. И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города // Социологические исследования. 2004. № 2.

3 См.: Fuller R. С., Myers, R. R. The Natural History of a Social Problem //American Sociological Review, 1941b, Vol. 6, JuneМинина В. H. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций // Журнал социологии и социальной антропологии. 1998. Том I. Выпуск 3- Ясавеев И. Г. «Социальная проблема» в социологическом лексиконе // Социальная реальность. 2006. № 6.

4 См.: Социально-экономическое развитие малых городов России / Под ред. Г. Ю. Ветрова М., 2002, Волгин Н. А., Егоров В. К., Калашников С. В. Социальная политика в муниципальных образованиях. М, 2006, Плюсннн Ю. М. Малые города России: Социально-экономнческое поведение домохозяйств, ценностные установки и психологическое состояние населения в 1999 году. М., 2000; Тощенко Ж. Т., ЦветковаГ. А для молодёжи малых городов, рассматриваются в работах Т. А. Евстратовой, Ю. А. Зубок, Т. В. Игнатовой, Г. М. Тарасенко, В. И. Чупрова1.

Большую важность имеют вопросы оценки и выявления причинно-следственных связей процесса социального развития. Критерии, показатели и факторы социального развития рассмотрены в трудах А. М. Борисова, А. В. Ва-сютичева, Н. А. Головиной, А. А. Домашенко, С. Ф. Жилкина, Ю. П. Коваленко, П. А. Ореховского, Г. В. Осипова, В. Д. Патрушева, М. Портера, М. В. Сивачева, Д. А. Слесарева, Е. В. Слесаревой, Н. И. Щипанова, Р. Г. Яновского. В работах этих исследователей обоснована недостаточность существующих показателей социального развития на муниципальном уровне и предложены новые показатели, выработанные в социологии.

Управление социальными процессами рассматривается в работах В. В. Власова, Г. П. Зинченко, JI. М. Карапетяна, Д. С. Клементьева, А. Н. Овчаренко, Г. В. Щекина3. В* публикациях этих учёных сформулировано представление о сущности социального управления и о центральной роли функции планирования при управлении процессом социального развития. Планирование социального развития как социальная технология рассматривается в работах В. П. Бабиицева,.

Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? // Социологические исследования. 2006. № 8.

1 См.: Евстратова Т. А. Молодежь в местном самоуправлении России: социолого-управленческий аспект. Автореф. дис. канд. социол. наук. М., 2006; Зубок 10. А. Молодёжь между интеграцией и исключением: социально-экономический аспект // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 2- Зубок 10. А, Чупров В. И. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М., 2008; Игнатова Т. В. Жизненное самоопределение молодежи малых городов центра России как объект социологического анализа и регулирования. Автореф. дис. канд. социол. наукОрёл, 2001, Тарасенко Г. M. Девиантность провинциальной молодежи: основные проявления и причины возникновения // Вестник Поморского университета. Серия «Гуманитарные науки». 2007. № 7.

2 См.: Борисов А. М., Васютичев А. В., Головина Н. А., Ореховский П. А., Слесарев Д. А., Слесарева Е. В Города и реформы. Обнинск, 2002; Домашенко А. А. Инструментарий оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России. Автореф. дис. канд. экон. наук-Волгоград, 2007; Жилкин С. Ф. Совершенствование стратегического планирования развития города Автореф. дис. докт. экон. наук. Москва, 2007; Социология / Под. ред. Г. В. Осипова, Ю. П. Коваленко, Н. И. Щипанова, Р, Г. Яновского М., 1991; Патрушев В. Д. Удовлетворенность свободным временем как социальный показатель // Социологические исследования. 1979; Портер М. Международная конкуренция. М., 1993;. № 1- Сивачев М. В. Оценка эффективности социально-экономического развития территории. Автореф дис канд. экон. наук. М., 2007.

3 См.: Власов В. В. Рациональное управление развитием социальных систем (применительно к образованию) // Учёные записки РГСУ. 2005. № 2- Зинченко Г. П. Социология на службе управления // Соцнапьио.

1 политический журнал. 1998. № 3- Карапетян Л. М. Концептуальные вопросы социального управления //.

Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. № 5- Клементьев Д С. Социо-t логия управления. М, 2006; Овчаренко А. Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы II Социально-гуманитарные знания. 2006 № 6- Щекин Г. В. Социальное управление как система //, Международный журнал. «Проблемы теории и практики управления». 1997. № 2.

JI. Я. Дятченко, В. Н. Иванова, В. П. Кайсаровой, В. О. Михайлова, В. И. Патрушева, Ю. П. Сурмина, Н. В. Туленкова1.

Теоретическим вопросам развития социального планирования как способа управления социальным развитием посвящены работы А. А. Баимбетова, А. Дж. Кана, К. Кернса, Т. Саати, Дж. Тобина, Ж. Т. Тощенко и других2. В' этих исследованиях раскрыта управленческая сущность социального планирования, рассмотрены наиболее эффективные формы и методы социального планирования, выделен человек как главный субъект и, одновременно, объект социального планирования. Использованию’социального планирования в управленческой практике на разных уровнях управления и в разных общественных сферах посвящены, труды Г. А. Парсаданова, И. Е. Рисина, А. К. Саакяна, М. В. Сухарева, Ю: И. Трещевского, В. Н. Хлынова и других3.

Хотя в последнее время появились работы4, в которых рассматриваются вопросы применения технологии комплексного социального планирования при управлении процессом социального развития на муниципальном уровне, можно сказать, что данная сфера (сфера использования технологии социального планирования) недостаточно исследована в современной социологии управления.

Представление об актуальности темы и степени её разработанности в.

1 См.: Бабинцев В. П. Противоречия и проблемы технологизации государственного и муниципального управления в регионе // Социально-технологическая культура как феномен XXI века. Белгород, 2006. Ч. IДятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами. Белгород 1993; Иванов В. Н., Патрушев В. И. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления М., 2001; Кайсарова В. П. Городское управление: новая парадигма мировоззрения и эффективность политики // Социально-технологическая культура как феномен XXI века. Белгород, 2006 Ч. I.- Михайлов В. О. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации. Автореф. дис. канд. социол. наук. М. 2006; Сурмин Ю. П., Туленков Н. В. Теория социальных технологий: учеб. пособие. К, 2004.

2 См.: Баимбетов А. А. Перспективы социального планирования в современной России / Материалы II Всероссийской научной конференции «Сорокинские чтения-2005. Будущее России: стратегии развития». М, 2005; Kahn A. G. Theory and practice of social planning. N-Y., 1969; Саати Т., Керне К. Аналитическое планирование. Организация систем. М., 1991; Тобин Дж. Вызовы и возможности // Реформы глазами американских и российских ученых / Общ. ред. О. Т. Богомолова. М., 1996; Тощенко Ж. Т. Социология. M., 2005.

3 См.: Парсаданов Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны. М, 2001; Стратегическое планирование регионального развития в мировой и российской практике / под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского. Воронеж, 2005; Саакян А. К. Экономика и социология труда. СПб., 2001; Сухарев М. В. Распределенные когнитивные модели в региональном планировании // Рыночные преобразования в России и Карелии: опыт первого десятилетня и взгляд в будущее. КарНЦ РАН, Петрозаводск, 2003; Хлынов В. Н. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии // Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 8.

4 См.: Воронин А. Г., Лапин В. А., Широков А. Н. Основы управления муниципальным хозяйством M., 2004; Кобилев А. Г., Кирнев, А. Д. Рудой В. В. Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном хозяйстве. М., 2007. научной литературе дают основание для формулировки основной проблемы исследования. Она определяется противоречием между объективной потребностью в эффективном управлении процессом социального развития малых городов и неготовностью органов местного самоуправления, в виду воздействия ряда факторов, её обеспечить. Управление социальным развитием малых городов предстаёт также важным в виду того, что реальная самостоятельность местных органов власти в регулировании этого процесса появилась относительно недавно, а также потому, что нет достаточного финансового обеспечения полномочий муниципалитетов. Научный аспект противоречия определяется недостаточностью социально-технологического обеспечения разработки и реализации комплексного плана социального развития малых городов.

Объект исследования — управление социальным развитием малых городов.

Предмет исследования — комплексное социальное планирование как технология управления социальным развитием малых городов^.

Целью ¦ диссертационного исследования является предложение технологий совершенствования управления социальным развитием малых городов.

Задачи исследования:

— проанализировать развитие теоретических взглядов на комплексное социальное планирование как на технологию управления социальным развитием малых городов;

— изучить практику управления социальным развитием малых городов;

— предложить технологии разработки и реализации комплексного плана социального развития малого города.

Гипотеза исследования заключается в следующих положениях:

1. Комплексное социальное планирование является эффективной технологией управления социальным развитием малых городов.

2. Управление социальным развитием малых городов в настоящее время не способно решить имеющиеся в них социальные проблемы, а его организационная и методологическая слабость не позволяет разработать и реализовать комплексный план социального развития малого города.

3. Алгоритм разработки и реализации управленческих документов, регулирующих социальное развитие малых городов, имеет ряд существенных недостатков, среди которых можно выделить: недостаточность опыта управления социальным развитием у муниципальных служащихотсутствие опыта использования соответствующих социальных технологий (в частности, комплексного социального планирования) для управления данным процессомотсутствие или слабая степень учёта-мнения населения о направлениях социального развития своего города и другие.

Методологические основы исследования.

Методологическую основу составляют общие положения и принципы российской теоретической социологии, социологии управления, социологии социальной сферы, такие как: прагматизм и нацеленность на решение реальных социальных противоречийпредставление о постоянном усложнении социальной организации и социальных связейсистемный подход при изучении общественных, процессовучёт влияния на индивидуальность социальной структуры и особенностей социального развития на основе признания многообразия структур причинностиразнообразие объясняющих факторовориентация на реализацию практических задач управления и на определение реалистических направлений социального развития.

Рассмотрение процесса социального развития основывается на современной концепции Н. В. Зубаревич1. В работе использованы положения теол рии социальных технологий (JI. Я. Дятченко). Разработанные социальные технологии основываются на концептуальных положениях о функциях и принципах социальных технологий (Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков3).

В ходе исследования применялись традиционные для социологии методы: методы теоретико-прикладного исследования, в том числе структурно-функциональный анализ, сравнительный метод, системный подход, предполагающий междисциплинарный анализ, анализ документов, анкетный опрос,.

1 См.: Зубаревич Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода. Изд. 3-е. M., 2007.

2 См.: Дятченко Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Белгород, 1993.

3 См: Сурмин Ю. П., Туленков Н. В. Теория социальных технологий. К,. 2004. экспертный опрос.

Эмпирические источники исследования.

В качестве эмпирических источников исследования выступают:

1. Статистические материалы, характеризующие развитие малых городов Ливны и Мценска Орловской области1, а также данные, предоставленные архивами администраций г. Ливны и г. Мценска.

2. Результаты социологического исследования, проведённого лично автором в июле и августе 2006 г. «Управление социальным развитием малых городов: факторы, проблемы и пути* совершенствования», в ходе которого было опрошено 620 человек (330 чел. в г. Ливны и 290 чел. в г. Мценск). Ошибка выборки составила 4%. А также материалы экспертного опроса, проведённого среди сотрудников администраций г. Ливны (N = 14) и г. Мценска (N = 12) в августе-сентябре 2008 г. Данные, полученные в ходе проведённых исследований, обрабатывались на ПК в программе SPSS for Windows verl 1.5.

3. Материалы социологических исследований, проведенных другими исследователями-социологами. В частности исследования, осуществленного Ю. М. Плюсниным в 1999 г., исследования «Столица и регионы современной России», осуществлённого ИКСИ РАН в 2004 г. и всероссийских исследований «Демократия и местное самоуправление», осуществлённых Ж. Т. Тощенко и Г. А. Цветковой в 1995, 1999 и 2005 годах.

4. Нормативно-правовые документы, регламентирующие процессы муниципального управления в России и Орловской области." .

1 См: Социально-экономическое положение районов Орловской области. Статистический сборник / 1 ерри-ториальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области Орел, 2008, Город Ливны в цифрах. Комплексный статистический сборник 2001;2006 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области Орел, 2007; Город Мценьк в цифрах Комплексный статистический сборник 2001;2006 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. Орел, 2007.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации ФЗ от 06 ноября 2003 года, № 131. Российская газета (Допвыпуск). № 3316. 8 октября 2003 гОб общероссийских классификаторах технико-экономической и социальной информации в социально-экономической области. Утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 10 ноября 2003 года № 677 // Российская газета Специальный выпуск. N3364. 10 декабря 2003 г — О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации ФЗ от 20 июля 1995 года № 115 — Постановление Правительства РФ от 15 декабря 1999 г. № 1394 «О Федеральной целевой программе государственной под.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что в нём:

— обоснованы условия, повышающие результативность применения комплексного социального планирования в малых городах России: интегра-тивный подход к управлению, сбалансированный учёт интересов различных социальных групп, вовлечение социально активного населения в процесс управленияпредложены две базовые технологии комплексного социального планирования: технология разработки комплексного плана социального развития малого города и технология реализации плана, включающие в себя целевой, функциональный, нормативный, операционно-процедурный и инструментальный структурные блоки.

Положения, выносимые на защиту:

1. Комплексное социальное планирование представляет собой универсальную технологию, обеспечивающую интегративное управление процессом социального развития малого города. Интегративный подход к управлению делает возможным сбалансированный учёт интересов различных групп населения, который обеспечивается постоянным взаимодействием органов муниципального управления с социально активной частью населения малого города. Разработка и реализация плана социального развития малого города на основе интегративного подхода предполагает сотрудничество с научно-исследовательскими организациямипроведение мониторинговых социологических исследованийформирование городской информационной системыразвития частно-государственного партнёрства.

2. Существующая практика управления социальным развитием малых городов не способна решить имеющиеся в них социальные проблемы и создать достаточные возможности для личностного и творческого развития их держки развития муниципальных образований и создания условий для реализации конституционных пол-номочий-местного самоуправления" (с изменениями от 24 августа 2002 г., 8 апреля 2003 г., 8 декабря 2005 г.) — Постановление государственного комитета по статистике России «Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования». Российская газета. 1998. 09 января. № 2. Закон Орловской области «О бюджетном устройстве и бюджетном процессе в Орловской области» от 27 июня 2005 года № 518−03. жителей. Её недостатками являются: фрагментарность (проявляющаяся в регулировании не всей социальной системы малого города, а только отдельных её элементов) — ориентация на показатели официальных статистических от-чётностей, а не на главную цель — повышении качества жизни населенияпрактическое отсутствие полноценного диалога с населениемотсутствие в структурах местных администраций специализированного структурного подразделенияв ведении которого находится регулирование процесса социального развития малого города.

3. Совершенствование управления процессом социального развития на муниципальном, уровне связано с использованием двух социальных технологий — технологии разработки и технологии реализации комплексного плана социального развития территории, включающих в себя пять блоков. В целевом блоке каждой технологии отражаются смысл и цели, которые она преследует. В функциональном блоке — выполняемые ею функции. В нормативном блоке представлено нормативно-правовое сопровождение и принципы, лежащие в основе каждой технологии. В инструментальный блок включаются способы, методы, приёмы и инструменты разработки и реализации комплексного плана. Операционно-процедурный блок включает в себя последовательность действий акторов, в качестве которых выступают: органы местного самоуправлениятерриториальные представительства федеральных властных структурбизнес-сообществоспециализированные научно-исследовательские организациисоциально активное население. Взаимодействие акторов предполагает построение разветвлённой системы коммуникаций, в которой разные позиции и представления, высказываются, согласуются и на их основе-вырабатываются компромиссные решения.

Научно-практическая значимость диссертационного исследования заключается в том, что в нём сформулированы практические рекомендации для органов муниципального управления, направленные на совершенствование процесса разработки и реализации комплексных планов социального развития малых городов. В диссертации предложены социальные технологии разработки и реализации комплексного плана социального развития малого города.

Апробация работы. Теоретические результаты и практические предложения авторского исследования были апробированы в выступлениях на международных, всероссийских и региональных научно-практических конференциях: III Всероссийском социологическом конгрессе «Социология и общество: проблемы и пути взаимодействия» (Москва, Высшая школа экономики, 21−24 октября 2008 г) — Международной научной конференции «Государственное управление в XXI веке: традиции и инновации» (Москва, МГУ, факультет государственного управления, 24−26 мая 2006 г.) — IX Международной научно-практической конференции «Города России: проблемы строительства, инженерного обеспечения, благоустройства и экологии» (Пенза, РИО ПГСХА, 1−3 апреля 2007 г.) — V Международной научно-практической конференции «Опыт и проблемы социально-экономических преобразований в условиях трансформации общества: регион, город, предприятие» (Пенза, РИО ПГСХА, 1−2 августа 2007 г.) — II Всероссийской научно-практической конференции молодых учёных и студентов «Управление и общество» (Тамбов, филиал ОРАГС, 16 мая 2007 г.) — Международной конференции молодых ученых «Региональная социально-ориентированная политика: особенности и эффективность на различных уровнях территориальной организации» (Орёл, ОРАГС, 10 апреля 2007 г.) — XVI Всероссийских чтениях студентов, аспирантов, молодых учёных «XXI век: гуманитарные и социально-экономические науки» (Тула, Тульский государственный университет. 19−20 апреля 2007 г.) — Всероссийской научной конференции «Динамика социально-территориальной структуры современного российского общества» (Волгоград, ВАГС, 28−29 апреля 2008 г.) — Межрегиональной конференции молодых учёных «Социальная политика в условиях реформирования государственного и муниципального управления» (Орёл, ОРАГС, 17 мая 2005 г.) — Межрегиональной конференции молодых учёных «Социальное развитие региона: состояние, проблемы, перспективы» (Орёл, ОРАГС, 11 апреля 2006 г.), Межрегиональной научно-практической конференции молодых учёных, аспирантов и соискателей, посвященной 35-летию ОГИИК «Современные проблемы исследования социокультурной сферы» (Орёл, ОГИИК, 5−6 апреля 2007 г.).

Положения диссертации были использованы при разработке нормативных документов, регулирующих процесс социального развития г. Ливны Орловской области.

Автором также получен диплом лауреата регионального конкурса на лучшую научно-исследовательскую работу молодых учёных в 2007 г. за научно-исследовательскую работу «Факторы, препятствующие социальному развитию малых городов Орловской области».

Результаты исследования нашли практическое применение в организации учебного процесса ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы», в преподавании курсов «Социология», «Социология управления», «Социология города».

Публикации. По материалам диссертации опубликовано 12 работ общим объёмом 3,2 печатных листа, в том числе 2 — в изданиях по перечню ВАК.

Структура диссертационной работы соответствует логике, целям и задачам научного исследования. Она включает в себя введение, три раздела, заключение, список литературы и приложения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Процесс социального развития малых городов — неотъемлемая часть общего процесса социального развития страны. Проведённый в диссертационном исследовании-анализ показал, что проблема управления социальным развитием малых городов важна^ ввиду острой необходимости интенсификации социального развития России. Интенсивное развитие комплексного социального планирования в современный период будет способствовать развитию малых городов, что, в свою очередь, связано с двумя обстоятельствами. Во-первых, это вступление страны в новый этап развития, характеризующийся заметным поворотом экономики к решению задач повышения качества жизни населения. Во-вторых, это потребности развития самого муниципального образования и повышение требований к качеству управления им.

Жизнедеятельность человека порождает субъектно-объектную двойственность и цикличность процесса социального развития. Именно человеческие потребности и стремления, являются источником социального развития. Социальное развитие, имея целью повышение качества жизни населения и увеличение возможностей для-творческой самореализации личности, находит своё проявление в развитии не только материальных объектов социальной инфраструктуры, но и в улучшении качества межличностных отношений между людьми, в эффективности отстаивания своих гражданских прав жителями малых городов. Поэтому для объективной оценки процесса социального развития необходимым становится использование не только общепринятых статистических показателей, но и показателей, выработанных социологической наукой. Использование широкого спектра показателей позволит принимать более взвешенные решения при управлении процессом социального развития малых городов.

Управление процессом социального развития в малых городах России сопряжено со множеством трудностей. Среди них можно выделить как универсальные — наличие социальных проблем, актуальных для всей страны (или даже для муниципалитетов других стран), и относительно специфические, которые в данный момент присущи муниципальному управлению в нашей стране. Это прерван ость, традиций местного самоуправления, отсутствие в течение длительного времени явного и адекватного законодательства, слабость и незрелость управленческой культуры муниципальных служащих, несовершенство ныне действующего законодательства (в частности, закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"1, который даёт органам"властиместного самоуправления, широкие полномочия и возлагает на них обширные обязательства, но оставляет малые финансовые возможности для. осуществления своейуправленческой деятельности). Следствием данных причин является главное противоречие, с точки зрения управления социальным развитием, а именно несовпадение целей этого развития (определяемым желаниями жителей) и сложившейся практики управления данным процессом в том или ином малом городе.

Данная ситуация обусловливает поиск новых форм и технологий управления, которые были бы эффективны при регулировании процесса социального развития1 малых городов. Наиболее эффективной технологией управления' процессом социального развития является комплексное социальное планирование. Комплексное социальное планирование предстаёт как социальная технология, при использовании которой в управленческом процессе становится возможным объективный учёт мнения различных социальных групп населения о направлениях социального развития малого города и объективное отражение количественных и качественных характеристик социальной сферы малого города. Учёт интересов разных социальных групп представляется наиболее важным моментом комплексного планирования социального развития, так как он напрямую связан с главной целью этого планирования — удовлетворением потребностей людей.

Рассматриваемые в диссертационном исследовании малые городаг. Ливны и г. Мценск Орловской области имеют общие для большинства малых городов России социальные проблемы, многие из которых обусловлены.

1 Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации. Федеральный Закон от Об ноября 2003 года, № 131. Российская газета (Допвыпуск). N3316. 8 октября. 2003. характеристиками этих городов как типов поселений (главным образом, численностью жителей). Среди1 наиболее острых жителями выделяются: проблемы сфер здравоохранения и ЖКХ, широкое распространение алкоголизма, проблема обеспеченности жильём, малое количество высокооплачиваемых рабочих мест, отток молодёжи в крупные города. В то же время в значительной мере появление этих проблем вызвано не особенностями развития рассматриваемых малых городов, а общими социальными изменениями, происходившими и происходящими в настоящее время в нашей стране. Следствием наличия значимых социальных проблем является невысокая оценка уровня социального развития рассматриваемых малых городов их жителями.

Особо хотелось бы выделить социальные проблемы, стоящие перед молодёжью рассматриваемых малых городов, которые вынуждают её покидать родные города. Среди этих проблем молодые люди отмечают невысокий уровень жизни, сложности с получением образования и трудоустройством. Но основным фактором, выталкивающим наиболее социально активную и творческую часть молодёжи, является малое количество возможностей для самореализации личности. Таким образом, возможность личной самореализации, как одной из главных целей социального развития, в рассматриваемых малых городах обеспечивается в недостаточной мере. В таком случае, если характер отношений рассматриваемых малых городов, и окружающих их крупных городов представлен схемой «поставщик лучших людских ресурсов — потребители», то речь может идти, в лучшем случае, о выживании этих малых городов. Мы считаем, что именно от решения насущных и первоочередных проблем молодёжи рассматриваемых малых городов и зависит их дальнейшее развитие. Здесь необходимо понимание этих проблем властью, особенно, местной. Молодые люди же считают, что власть их не понимает, не прислушивается к ним и не помогает преодолевать стоящие перед ними трудности.

Существующая практика управления социальным развитием рассматриваемых малых городов, даже с учётом общегосударственных действий по реализации приоритетных национальных проектов, не способна решить в настоящий период имеющиеся в этих городах социальные проблемы и обеспечить приемлемые условия для личностного и творческого развития всех жителей этих городов. Она имеет отдельные черты индикативного социального планирования, характеризуется слабым учётом мнений различных социальных групп, не полностью отвечает вызовам и угрозам, стоящим перед Россией в целом и данными малыми городами, в частности. Так как при принятии управленческих решений, направленных на социальное развитие рассматриваемых малых городов, отсутствует их социологическое сопровождение, можно отметить, что они не основываются на применении соответствующих технологий управления социальным* развитием (комплексного социального планирования). Подтверждениемэтого является .то, что разработкой и принятием управленческих решений в данной сфере занимаются отдельные специалисты из персонала администрацийсотрудники различных городских служб и специалисты, занятые на-предприятиях, а также то, что все эти люди не объединены в рамках единого управленческого органа, который разрабатывал, принимал, контролировал и корректировал бы реализацию комплексного плана социального развития каждого из рассматриваемых малых городов. Анализ опыта управления социальным развитием рассматриваемых малых городов показывает, что сложившаяся система управления их социальным развитием дисфункциональна, так как не обеспечивает достижения своей главной цели — такогоуровня социального развития, который обеспечивал бы удовлетворение потребностей их жителей.

Слабая эффективность управления во многом объясняется тем, что существующий алгоритм разработки документов, регулирующих социальное развитие малых городов, имеет ряд существенных недостатков. Главным из этих недостатков является отсутствие внешних источников инициатив и учёта мнения населения. В результате чего документы, регулирующие процесс социального развития, не отражают мнение жителей.

Увеличение эффективности управления социальным развитием в малых городах указывает на необходимость выделения в структуре местных администраций структурного подразделения, которое бы занималось разработкой и реализацией комплексных планов социального развития данных малых городов — отдела планирования социального развития. Такое структурное подразделение позволит устранить большинство недостатков организационного плана, имеющих место" при управлении процессом социального развития рассматриваемых малых городов.

Подобный отдел должен использовать комплексное социальное планирование в^качестве технологии управления-социальным-развитием, документальным выражением которого является комплексный план социального развития, технологии разработки и реализации^ которого предлагаются нами в настоящем исследовании. В качестве структурных составляющих предлагаемых технологий выступают целевой, функциональный, нормативный, опера-ционно-процедурный и инструментальный блоки. Предлагаемые нами технологии разработки и реализации комплексного плана социального развития малых городов, в качестве обязательных элементов, включают в себя взаимодействие с научно-исследовательскими организациями и источниками инициатив. Взаимодействие с научно-исследовательскими организациями, имеющими опыт управления? социальным развитием малых городов, даст возможность производить независимую научнуюэкспертизу и позволит избежать многих ошибок при разработке комплексного плана социального развития малых городов. Источники инициатив, входящие в предлагаемые нами технологии могут сыграть положительную роль на большинстве этапов работы этих технологий. Такими источниками могут стать: местное бизнес-сообщество, территориальные отделения некоторых органов государственных власти. Но главным их них является социально активное население. Привлечение населения малых городов к управлению процессом их социального развития, в современных условиях, является необходимой мерой, так как позволяет устранить большинство проблем взаимодействия местных властей с жителями и на деле осуществлять-местное самоуправление.

Диссертационное исследование позволяет сформулировать ряд практических рекомендаций в адрес органов местного самоуправления малых городов, которые заключаются в следующем:

1. В структурах администраций малых городов необходимо сформировать специализированные отделы, занимающиеся комплексным социальным планированием и управлением процессом их социального развития.

2. При управлении социальным развитием следует использовать комплексное социальное планирование как наиболее эффективную технологию управления. Документальным выражением этого должен стать комплексный план социального развития.

3. Для разработки и реализации комплексных планов социального развития малых городов следует использовать систему социальных технологий, состоящую из: технологии разработки комплексного плана социального развития малого городатехнологии реализации комплексного плана социального развития малого города.

4. При разработке и реализации комплексного плана социального развития имеет смысл сотрудничать со специализированными организациями, компетентными в вопросах управления социальным развитием малых городов с целью проведения научной экспертизы плана.

5. Представляется целесообразным вовлекать социально активную часть населения малого города в процесс разработки и реализации комплексного плана социального развития.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации Текст.: ФЗ от Об ноября 2003 года, № 131. — Российская газета (Допвыпуск). — 8 октября 2003 № 3316.
  2. О государственном прогнозировании и программах- социально-экономического развития Российской. Федерации. ФЗ от 20 июля? 1995 года № 115 ФЗ (с изменениями от 9 июля 1999 года N 159-ФЗ) // Российская газета — 14 июля 1999 — № 134.
  3. Об утверждении унифицированной системы показателей, характеризующих социально-экономическое положение муниципального образования Текст.: Постановление государственного комитета по статистике РФ // Российская газета — 09 января 1998.-№ 2.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607. // Российская газета — 29 апреля 2008 — № 93.1. Монографии, учебники, учебные пособия
  5. , Н. А. Научно-техническая революция и социальное планирование Текст. / Н. А. Аитов. М.: Профиздат, 1978. — 152 с.
  6. , Г. В. Управление фактор развития: Размышление об управленческой деятельности Текст. / Г. В. Атаманчук. — М.: Экономика, 2002. — 567 с.
  7. , В. П. Региональная система профессионального развития государственных и муниципальных служащих Белгородской области Текст. / В. П. Бабинцев, В. М. Захаров, Н. С. Говоруха, Б. В. Заливанский. -Белгород: БИГМУ, 2005. 117 с.
  8. , О. В. Социология регионального управления: теория и практика Текст.: учебное пособие / О. В. Байдалова- ГОУ ВПО «Волгоградская академия государственной службы». Волгоград: Изд-во В АТС, 2005. -96 с. ISBN 5−7786−0218−9.
  9. , А. Е. Муниципальные стратегии — сделано в России Текст. / А. Е. Балобанов [pi др.]- под общ. ред.: А. Е. Балобанова, А. Н. Лукьянова. М.: Аспект Пресс, 2004. — 208 с.
  10. , А. М. Города и реформы Текст. / М. А. Борисов [и др.]- под общ. ред. д.э.н., проф. П. А. Ореховского. Обнинск: Институт муниципального управления, 2002. — 254 с. ISBN 5- 900 927−41−5.
  11. , М. И. Планирование на предприятии Текст. / М. И. Бухалков. М.: Инфра — М, 2008. — 416 с.
  12. , А. А. Муниципальное управление Текст.: Сборник тестов / А. А. Васильев. Изд. 3-е, испр. и доп. — Н. Новгород: Издатель: Гладкова О. В., 2004. — 518 с.
  13. , Л. А. Основы городского хозяйства. Общее учение о городе, его управлении, финансах и методах хозяйства Текст. / Л. А. Велихов. М. Наука, 1996. — 467 с.
  14. , А. И. Социолог на предприятии Текст. / А. И. Величко, В. Г. Подмарков.-2-еизд., доп. и перераб. -М.: Моск. рабочий, 1976.-240 с.
  15. , Г. Ю. Участие общественности в разработке и реализации муниципальных программ социально-экономического развития Текст. / Г. Ю. Ветров, Р. А. Попов. — М.: Фонд «Институт экономики города», 2006. 80 с.
  16. , Н. А. Социальная политика в муниципальных образованиях Текст. / Н. А. Волгин, В. К. Егоров, С. В. Калашников. М.: Альфа -Пресс, 2006. — 567 с. ISBN 5 942 802 300.
  17. Волчкова, Л! Т. Планирование социально-экономического развития (теория, методология, организация) Текст. / Л. Т. Волчкова. СПб., Издательство С. — Петербургского Университета, 1999. — 64"с.
  18. , А. Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики Текст. / А. Г. Воронин. М.: Финансы и статистика, 2002.- 176 е.: ил.
  19. , А. Г. Основы управления муниципальным хозяйством Текст. / А. Г. Воронин, В. А. Лапин, А. Н. Широков- под ред. А. Г. Воронина. М.: Дело, 2004. — 162 с.
  20. , А. Л. Стратегическое планирование развития города. Опыт построения отечественной модели на примере города Киржач Текст. /
  21. A. Л. Гапоненко, А. Н. Алисов, С. В. Тишкин, В. Г. Старовойтов. М.: ТИКОМ, 2001.-56 с.
  22. , А. Л. Управление социально-экономическим развитием города: современные подходы технологии Текст. / А. Л. Гапоненко [и др.]. М.: Логос, 1999. — 134 с.
  23. , В. И. Социальное планирование и социологическая > служба в промышленности. Методология с позиций практики Текст. /
  24. B.И. Герчиков. Новосибирск: Наука, 1984. — 256 с.
  25. , В. А. Планирование на предприятии Текст. / В. А. Горемыкин. М.: Информационно-издательский дом «Филинъ», 2003. — 520 с.
  26. Города России Текст.: Энциклопедия- под ред. Г. М. Лаппо. -М.: Издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. 560 с.
  27. , В. Г. Опыт использования индикативного планирования. План VI экономического и социального развития Франции Текст. / В. Г. Драганов, В. А. Филиппов. М.: Комкнига, 2006. — 192 с.
  28. , Л. Я. Социальные технологии в управлении общественными процессами Текст./ Л. Я. Дятченко. — Белгород: Луч Центр социальных технологий, 1993. — 344 с.
  29. , В. Я. Теория и практика социального развития: Избр. науч. тр. Текст. / В. Я. Ельмеев. СПб.: Изд-во С.—Петерб. ун-та, 2004.-400 с.
  30. , В. Я: К новой парадигме социально-экономического развития и познания общества Текст.: Монография / В. Я.Ельмеев. СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 1999. — 139 с.
  31. , Б. М. Научно-технический прогресс и социальное планирование на железнодорожном транспорте Текст. / Б. М. Загорский. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Транспорт, 1986. — 286 с.
  32. , Н. В. Социальное развитие регионов России: проблемы и тенденции переходного периода Текст. / Н. В. Зубаревич. изд. 3-е. -М.: Издательство ЖИ, 2007. — 264 с. ISBN 978−5-382−13−8.
  33. , Ю. А. Социальная регуляция в условиях неопределённости. Теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодёжи. Текст. / Ю. А. Зубок, В. И. Чупров. М.: ACADEMIA, 2008 272 с. ISBN 9785−87 444−300−9.
  34. , В. Н. Социальные технологии Текст.: Курс лекций / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. М .: Изд-во МГСУ «Союз», 1999. — 432 с.
  35. , В. Н. Инновационные социальные технологии государственного и муниципального управления: Текст. / В. Н. Иванов, В. И. Патрушев. 2-е изд., перераб. и доп: — М.: ЗАО Издательство «Экономика», 2001.-327 с.
  36. , С. В. Социальная защита населения в условиях рынка Текст./С. В. Иванов. -СПб.: Знание, 1997. -237 с. ' •
  37. , А. И. Планирование на предприятии Текст.: Ч. 2. Тактическое планирование / А. И. Ильин, Л. М. Синица- под общ. ред. А. И. Ильина. Мн.: ООО «Новое знание», 2000. — 416 с.
  38. Индикативное планирование: теория и пути совершенствования: Текст. Монография / А. Н. Петров [и др.]. СПб: Знание, 2000. — 96 с.
  39. , Д. С. Социология управления Текст. / Д. С. Клементьев. -М.: МАКС Пресс, 2006.-300 с. ISBN 5−317−1 560-Х.
  40. , А. Г.Муниципальное управление и социальное планирование в муниципальном, хозяйствё Текст. / А. Г. Кобилев, А. Д. Кирнев, В. В. Рудой.-М.: Феникс, 2007.-608 с. ISBN 978−5-222−10 841−3.
  41. , В. В. Социальная справедливость и социальная ответственность Текст. / В. В. Козловский. М.: Наука, 1988. — 279 с. •
  42. Ф. Основы маркетинга. Текст. / Ф. Котлер. СПб. АО «Коруна», 1994. 671 с. ил. .
  43. , Б. Н. Прогнозирование, стратегическое планирование и национальное программирование: Текст.: Учебник / Б. Н. Кузык, В. И. Кушлин, Ю. В. Яковец. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Издательство „Экономика“, 2008. — 575 с.
  44. , В. П. Классическая социология Текст. / В. П. Култы-гин. М.: Наука, 2000. — 526 с.
  45. Марксистско-ленинская теория социального развития Текст. / X. Н. Момджян, Г. Е. Глезерман, М. П. Мчедлов [и др.]- Редкол.: Т. В. Рябушкин [и др.]. М.: Наука, 1978. — 238 с.
  46. , А. Ю. Социальное планирование на предприятии: Предпосылки эффективности Текст. / А. Ю. Марчинскас. Вильнюс: Мин-тис, 1983.- 165 с.
  47. , А. Мотивация и личность Текст. / А. Маслоу. СПб.: Евразия, 1999.-479 с.
  48. , В. С. Агропромышленная интеграция» и социальное планирование Текст. / В. С. Мельник. — М: Колос, 1978. 103 с.
  49. Местное самоуправление в современной России Текст.: / Сб. материалов. М.: ИСРМО «Малые города», 2007. — 440 е.: ил.
  50. , А. Б. Человек в свободное время: мнение социолога Текст. / А. Б. Мисквич. Минск: Наука и техника, 1989. — 53 с.
  51. , С. И. Словарь русского языка Текст. / С. И. Ожегов- под.общ. ред. проф. Л. И. Скворцова.-24-e изд., испр. -М.:000 «Издательскийдом „ОНИКС 21 век" — ООО „Издательство „Мир и Образование“, 2004. 1200 с.
  52. , Г. И. Социальная сфера общества: теория-и методология социологического анализа Текст.,/ Г. И. Осадчая. М.: Союз, 1996. — 209 с.
  53. , Г. И. Социология социальной сферы Текст. / Г. И. Очадчая. -М.: Академический проект, 2003. 336 с.
  54. , Г. В. Социология и общество. Социологический анализ российской смуты Текст. / Г. В. Осипов. М.: Норма, 2007. — 848 с. ISBN 978−5-468−23−6.
  55. , В. Н. Муниципальное управление Текст. / В. Н. Па-рахина, Е. В. Галлеев, Л. Н. Ганшина. М.: КноРус, 2007 — 492 с.
  56. , Г. А. Прогнозирование и планирование социально-экономической системы страны Текст. / Г. А. Парсаданов М., Юнити-Дана, 2001.-223 с.
  57. , С. В. Социология города Текст.: Курс лекций / С. В. Пирогов. Томск: Издательство Томского гос. ун-та, 2003. — 148 с.
  58. , В. В. Культурно-досуговая деятельность в контексте научного исследования Текст.: монография / В. В. Попов, Ф. X. Попова. Тюмень: Изд-во Тюменсмкого ун-та, 2004. — 176 с.
  59. , М. Международная конкуренция Текст. / М. Портер. -М.: Вильяме, 1993. 496 с.
  60. Постиндуствиральная цивилизация и культура управления Текст.: Монография / Под общ. ред. Г. Я. Узилевского. Орёл: Издательство ОРАГС, 2005.-248 с.
  61. Проблемы государственного и муниципального управления-в регионах России Текст.: / Монография- под ред. М. А. Сукиасяна. — Волгоград: Изд-во ФГОУ ВПО В АТС, 2006. 336 с.
  62. , Н. М. Россия: 10 лет реформ. Социально-демографическая ситуация Текст. / Н. М. Римашевская. М.: ИСЭПН, 2002. — 368 с.
  63. , Т. В. Управление качеством персонала в сфере сервиса Текст. / Т. В. Ротарь. Белгород: БИГМУ, 2004. — 168 с.
  64. , Р. В. Драма перемен: Экономическая социология переходной России Текст. / Р. В. Рывкина. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Дело, 2001. 472 с. ISBN 5−7749−0065−7.
  65. , Р. В. Социология российских реформ: социальные последствия экономических перемен Текст. / Р. В. Рывкина. М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2004. — 440 с.
  66. , А. К. Экономика и социология труда Текст. / А. К. Саакян. СПб.: Питер, 2001.- 128 с.
  67. , Т. Аналитическое планирование. Организация систем
  68. Текст. / Т. Саати- К. Керне /Пер. с англ. М.: Радио и связь, 1991 — 224 е.: ил.
  69. , В. 1−1. Социально-экономическая? статистика Текст. / В- Н- Салин, Е. И! Шпаковская. -М“: Юристь, 2003. 461 с.
  70. , П. А. Человек., Цивилизация. Общество Текст. / П. А. Сорокин- общ., ред., сост. и предисл: А. Ю-- Согомонов: Пер- с англ. М.: Политиздат, 1992. — 543с.
  71. Социальное управление и планирование Текст.: Сб. статей / иод ред. Jli Т. Волчковой- -СПб:"Книжный дом“, 2004- 264 с:
  72. Социология в России Текст. / Под ред. В-. А. Ядова. М.: Издательство Института^социологии РАН, 1998. — 696 с.
  73. Социология социалистического! производственного коллектива Текст. / 3. И: Файнбург, А. М. Баландин, В. И. Герчиков [и др.]- под ред.: 3. И. Файнбурга [и др.]. М.: Профиздат, 1982. — 168 с.
  74. Социология: Основы общей теории Текст.- Учеб- для вузов 2-е изд., испр. и доп. / Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев, А. В. Кабыща [и др.]- Отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. М.: НОРМА — ИНФРА. М, 2008. — 912 с.
  75. , Ю. Н. Социально-экономическое развитие малых урбанизированных территорий: Маркетинговый подход Текст.: Монография / Ю. Hi Старцев. Челябинск: Издатель Татьяна Лурье, 2006. — 258 с.
  76. Стратегическое планирование регионального развития в мировойи российской практике Текст. / под ред. И. Е. Рисина, Ю. И. Трещевского, -Воронеж: Воронежский государственный университет, 2005. 210 с.
  77. , Ю. П., Туленков Н. В. Теория социальных технологий: Текст. / Ю. П. Сурмин, Н. В. Туленков Учеб. пособие. К.: МАУП, 2004. -608 с: ил. — ISBN 966−608−449-Х.
  78. , Ж. Т. Социальное планирование в СССР Текст. / Ж. Т. Тощенко. -М.: Политиздат, 1981. 320 с.
  79. , Ж. Т. Социология Текст. / Ж. Т. Тощенко. -3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ — ДАНА, 2005. — 640 с. ISBN 5−238−908−9:
  80. , Г. Я. Инновации и традиции: метафизические и феноменологические аспекты управления Текст.: Монография- под общ. ред. Г. Я. Узилевского. Орёл: Издательство ОРАГС, 2006. — 251 е.: табл.
  81. Философский* энциклопедический словарь Текст. / Гл. ред. JL Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. М.: Сов. Энциклопедия, 1983. —561 с.
  82. Френкель, 3.Г. Волостное самоуправление. Его значение, задачи и взаимоотношения скооперацией Текст. / 3. Г. Френкель- вступительная статья и комментарий Т. Говорёнковой.-М.: РИЦ „Муниципальнаявласть“, 1999.-270 с.
  83. , С. А. Социальная сфера общества и личность Текст. / С. А. Шавель. Мн.: Наука и техника, 1988. — 168 с.
  84. , Г. В. Теория социального управления Текст.: Монография / Г. В. Щекин. К.: МАУП, 1996. — 408 с.
  85. Эффективное управление на местном уровне Текст. / Под общ. ред. А. Е. Балобанова, А. Е. Илларионова и Р. С. Совдагарова. Владимир, 2006. — 372 е.: ил. ISBN 5−8311−0243−2.
  86. Burch, Н.А., Basic Social Policy and Planning: Strategies and Practice Methods. Текст.: / H.A. Burch NY., The Haworth Press, 1997. 341 p.
  87. Chandler, A. P. Strategy and Structure Текст.: / A. P. Chandler Mass.: MTT Press, 1962. 468 p.
  88. Cheshire, P. C., Senn L., Summers A. A. Urban Change in the United
  89. States and Western Europe: Comparative Analysis and Policy. Текст.: / P. C. Cheshire, L. Senn, A. A. Summers London Behrend, George, 2002 240 p.
  90. Claude S. George, Jr. The history of management thought Englewood Cliffs, N.J., Prentice Hall, 1972. — 223 p.
  91. Creighton, J. L. Involving Citizens in Community Decision Making: A Guidebook. Текст.: / J. L. Creighton Washington D.C., Program for Community Problem Solving, National Civic League, 1992. — 227 p.
  92. Hamdi, N., Majale M., Partnerships In Urban Planning: A Guide For Municipalities Текст.: / N. Hamdi, M. Majale NY Intermediate Technology Development Group Publishing, 2005. 64 p.
  93. Kahn, A. G. Theory and practice of social planning. Текст.: / A. G. Kahn N Y. Russell Sage Foundation, 1969. — 348 p.
  94. Kemp, K. Strategic Planning in Local Government. Текст.: К, Kemp A Casebook, Planners Press, 1992. 185 p.
  95. King, W. R., Cleland D. I. Strategic Planning and Policy. Текст.: / W. R. King, D. I. Cleland Van Nostrand Reinhold Company, NY, 1978. 390 p.
  96. Newman, P., Thornley A. Planning world cities. Globalization, Urban Governance and Policy Dilemmas Текст.: / P. Newman, A. Thornley London, Palgrave Macmillan, 2004. 256 p.
  97. Morley, S., Coady D."From Social Assistance to Social Development: Targeted Education Subsidies in Developing Countries». Текст.: / S. Morley, D. Coady NY., 2003. 160 p.
  98. Sazanami, H. Local Social Development Planning: Toward a Trainer’s Training Course. Текст.: /Н. Sazanami Nagoya, 1984.— 151 p.1.I. Научные статьи
  99. , Ю. В. Проблемы реформирования местного самоуправления в России. Текст. / Ю. В. Агибалов // Федерализм. 2007. — № 3. -С. 111−122.
  100. , Е. М. Социология и. управление развитием Текст. / Е. М. Акимкин // Материалы III Всероссийского социологического конгресса (Москва 21−24 октября 2008 г.). М., 2008.
  101. , Р. В. Метафора нелинейности.в социальных системах Текст. / Р. В. Арзуманян. Научно образовательный фонд «Нораванк». 21 век. № 2. — Ереван, 2004 — С. 123−153:
  102. , А. А. Перспективы социального планирования в современной России Текст. / А. А. Баимбетов // Сорокинские чтения — 2005. Будущее России: стратегии развития: материалы ILBcepoc. науч. конф. М., 2005. -М'.: МАКС Пресс, 2005. 464 с.
  103. Бобров- В. В. Содержание и направленность циклов в социальном развитии-общества Текст. / В. В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. -2004. -№ 1.- С. 49−53. V
  104. , В. В. Устойчивое социальное развитие: аксиологический ас-пект Текст. / В. В. Бобров // Гуманитарные науки в Сибири. 1998. — № 1. -С. 49−53.
  105. , А. Б. Проблемы стратегии российского развития: социально-экономический аспекты Текст. / А. Б. Вебер // Россия реформирующаяся: ежегодник РАН / Отв. ред. Л. М. Дробижева. М.: Институт социологии РАН, 2004.-С. 383−403.
  106. , В. В. Русский провинциальный город: ключевые элементыжизнеустройства Текст. /В. В. Вагин//Мир России. 1997 -№ 4. — С. 53−88.
  107. , Г. Ю. Проблемы и перспективы комплексного социально-экономического развития муниципальных образований России Текст. / Г. Ю. Ветров, Д. М. Ланцев // Государственная власть и местное самоуправление. 2007. — № 4. — С.35−39.
  108. , В. В. Рациональное управление развитием социальных систем (применительно к образованию) Текст. / В. В. Власов // Учёные записки РГСУ. № 2. — 2005. — С. 89−96.
  109. Гавра*, Д. П. Общественное мнение и власть: режимы и механизмы взаимодействия Текст. / Д. П. Гавра // Журнал социологии и социальной антропологии. СПб., 1998. Т.1. № 4.
  110. , Н. В. Влияние качества жизни населения на социальный тонус многопрофильного города Текст. / Н. В. Губина // Власть. № 7. -2008.-С. 18−25.
  111. , А. И. Из практики французского индикативного планирования Текст. / А. И. Евграшин // РЭЖ. 1998. — № 2. — С. 84−87.
  112. , Т. И. Опыт организации разработки стратегического плана развития города Твери Текст. / Т. И. Евдокимова // Управленческое консультирование. 2003. № 2. С. 15−23.
  113. Закуп ель, Т. В. Качественные аспекты информации в органах государственного управления Текст. / Т. В. Закупель // Проблемы теории и практики управления. 1997. — № 6. — С. 22−26.
  114. , Г. Большие города и духовная жизнь Текст. / Г. Зим-мель // Логос. 2002. — № 3. — С. 23−34.
  115. , Г. П. Социология на службе управления Текст. / Г. П.
  116. Зинченюэ // Социально-политический журнал ., — 1998. № 3. — СЛ07−112.
  117. Золотов-, А. В*. Норма свободного' времени как- показатель, социально-экономического- развития'-. Текст.-- / А. В. Золотов // Социологические исследования. 1999 .-№ 12.-С. 71−76. •
  118. , Л. М. Концептуальные вопросы социального управления Текст. / Л. М. Карапетян // Международный журнал «Проблемы теории и практики управления». 1999. — № 5. — С. 8−15.
  119. Ким,. Л. Г. Эффективные механизмы ипотечного кредитования Текст. / Л. Г. Ким // Вестник ИжГТУ. 2007. — № 1. — С. 119−121.
  120. , Т. С. К вопросу о формировании информационной культуры Текст. / Т. С. Колочкина // Материалы III-Всероссийского социологического конгресса (Москва 21−24 октября 2008 г.). М., 2008.
  121. , Э. И. Личность как субъект и объект социального развития Текст. / Э. И. Комарова// Социально-политические науки. -1992. -№№ 4,5.
  122. Кривоносова,'Л. А. Качество жизни и технологии моделирования региональной социальной политики Текст. / Л. А. Кривоносова // Учёные записки. № 4. — 2005. — С. 78−80.
  123. , В. Н. Социология социальных проблем: аналитический обзор основных концепций Текст. / В. Н. Минина // Журнал социологии и социальной антропологии. Том I. — Вып. 3. — 1998. — С. 71−88.
  124. Москва всех не примет.Текст.: Городская газета ПРИНТ в Ливнах / учредитель ОАО «Информационно-рекламный комплекс „ПРИНТ -ТВ“ № 6 (730). — 8 февраля 2007. — С. 2. — Ливны, 2007.
  125. , А. Н. Социальное управление в информационном обществе: новые подходы Текст. / А. Н. Овчаренко // Социально-гуманитарные знания. 2006. — № 6. — С. 189−204.
  126. , В. Д. Удовлетворенность .свободным временем» как социальный показатель Текст. / В. Д. Патрушев // Социологические исследования. 1979. -№ 1.-С. 52−59.
  127. , А. С. Социальное планирование и право Текст. / А. С. Пашков, П. Н. Лебедев // Правоведение. 1975. — № 5. — С. 7−16.
  128. , Н. Н. Актуальные проблемы социально-экономического развития России Текст. / Н. Н. Пилипенко // Сборник научных трудов. Выпуск VII. — М.: Дашков и К, 2008. — 586 с.
  129. , К. В. Отражение реальных проблем населения в обращениях граждан в органы власти Текст. / К. В: Подъячев // III Всероссийский социологический конгресс. ISBN 978−5-89 697−157−3. М.: ИС РАН, РОС, 2008. — 1 электрон. опт. диск (CD-ROM)
  130. , Н. М. Качество человеческого потенциала в современной России Текст. / Н. М. Римашевская // Безопасность Евразии. 2004. -№ 1.-С. 14−32.
  131. , Б. А. Молодёжь как стратегический ресурс развития российского общества Текст. / Б. А. Ручкин, В. А. Родионов // Социально-гуманитарные знания. — 2000. — № 1. — С. 146−165.
  132. , М. В. Распределенные когнитивные модели в региональном планировании Текст. / М. В. Сухарев // Рыночные преобразования в России и Карелии: опыт первого десятилетия и взгляд в будущее. — Петрозаводск: КарНЦ РАН, 2003. С. 66−76
  133. , А. Государственное регулирование социальной сферы в развитых странах Запада Текст. / А. Суховский // Проблемы теории и практики управления. 2007. — N 8. — С. 23−34.
  134. , Г. М. Девиантность провинциальной молодёжи: основные проявления и причины возникновения Текст. / Г. М. Тарасенко //Вестник Поморского университета. Сер. «Гуманитарные науки». -№ 7.-2007.-С. 66−70.
  135. , А. Н. Социализация молодёжи: теоретико-методологи-ческий^аспект Текст. / А. Н. Тесленко // Alma mater. 2005. — № 4. — С. 26−29.
  136. , В. И. Изучение городского расселения в регионе в целях совершенствования территориального планирования / В. И. Тихий // Среднерусский вестник общественных наук Национального комитета «Интеллектуальные ресурсы России» 2008. — № 23. — С. 31−35.
  137. , Дж. Вызовы и возможности Текст. / Дж. Тобин // Реформы глазами американских и российских ученых / Общ. ред. О. Т. Богомолова. М.: «Российский экономический журнал», Фонд «За экономическую грамотность», 1996. — С. 68−73.
  138. , Ж. Т. Изменились ли проблемы местного самоуправления за последние 10 лет? Текст. / Ж. Т. Тощенко, Г. А. Цветкова // Социологические исследования. — 2006. — № 8. — С. 78−87.
  139. , Ж. Т. О понятийном аппарате социологии Текст. / Ж. Т. Тощенко // Социологические исследования. 2002. — № 9. — С. 3−16.
  140. , И. С. Городской образ жизни: теоретический аспект Текст. / И. С. Туров // Социологические исследования. -1995. № 1. — С. 31−134.
  141. , В. Н. Общегосударственное планирование рыночной экономики: опыт Японии Текст. / В. Н. Хлынов // Мировая экономика и международные отношения. 2000. — № 8. — С. 18−25.
  142. , Г. В. Социальное управление как система Текст. / Г. В. Щекин // Международный журнал Проблемы теории и практики управлсния. 1997. — № 2. — С.18−30.
  143. С. И. Инфраструктурные параметры организации социального пространства города Текст. / С. И. Яковлева 11 Социологические исследования. 2004. — № 2. — С. 131−135.
  144. , И. Г. «Социальная проблема» в социологическом лексиконе Текст. /Г. И. Ясавеев//Социальная реальность.-2006.-№ 6.-С. 101−116.
  145. , R. С., Myers, R. R. Some Aspects of a Theory of Social Problems Текст.: / R. C. Fuller, R. R. Myers // American Sociological Review, 1941a -Vol. 6 Februaiy. — P. 318−328.
  146. Fuller, R. C., Myers, R. R. The Natural History of a Social Problem Текст.: / R.C. Fuller, R. R. Myers // American Sociological Review, 1941b -Vol. 6-June.-P. 320−329.
  147. Rein, M. Social Planning: the Search for Legitimacy. Текст.: / M. Rein//Journal of the American Planning Association, 1969- Vol. 35 P. 23−44.1. Диссертации и авторефераты
  148. , Н. В. Формирование системы стратегического управления развитием муниципального образования на основе индикативного планирования Текст.: Автореф. дис. канд. экон. наук. /Н. В. Галина. Ижевск, 2005.
  149. , А. А. Инструментарий оценки уровня социально-экономического развития муниципальных образований в регионах России. Текст.: Автореф.дис. канд. экон. наук./А. А. Домашенко.-Волгоград, 2007.
  150. , С. Ф. Совершенствование стратегического планирования развития города Текст.: Автореф. дис. докт. экон. наук. / С. Ф. Жилкин. -М., 2007.
  151. , В.М. Кадровое обеспечение антикризисного управления предприятиями Текст.: Дис. канд. социол. наук. 22.00.08 /.В. М. Захаров. -Белгород, 1996.
  152. , Н. В. Социальное развитие регионов России в переходный период. Текст.: Автореф. дис. докт. геогр. наук. / Н. В. Зубаревич. -М., 2003.
  153. , Т. В. Жизненное самоопределение молодежи малых городов центра России как объект социологического анализа и регулирования. Текст.: Автореф. дис. канд. социол. наук. / Т. В. Игнатова. Орёл, 2001.
  154. , В. Н. Социальная организация местного самоуправления. Текст.: Автореф. дис. докт. соц. наук. / В. И. Лазарев. Орёл, 2005.
  155. , В. О. Социальные технологии в деятельности муниципальных образований: эффективность и механизмы реализации Текст.: Автореф. дис. канд. социол. наук. / В. О. Михайлов. М., 2006.
  156. , М. В. Оценка эффективности социально-экономического развития территории. Текст.: / Автореф. дис. канд. экон. наук. М. В. Сивачёв. -М., 2007.
  157. , О. И. Управление финансовыми ресурсами муниципального образования Текст.: Автореф. дис. канд. экон. наук. / О. И. Тимофеева. Ижевск, 2003.1. V. Материалы статистики
  158. Город Ливны в цифрах Текст.: Комплексный статистический сборник 2001 2006 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. — Орёл, 2007.
  159. Город Мценск в цифрах Текст.: Комплексный статистический сборник 2001 2006 гг. / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. — Орёл, 2007.
  160. Основные итоги всероссийской переписи населения 2002 года Текст. / Росстат. М.: Аванти, 2003. — 46 с.
  161. Социальное положение и уровень жизни населения России. 2007
  162. Текст.: Стат.сб. -М.: Росстат, 2007. 512 с.
  163. Социально-экономическое положение. районов Орловской области. Статистический сборник / Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Орловской области. — Орёл, 2008. С. 39−48.
  164. VI. Материалы на электронных носителях
  165. , О. Б. Общие принципы построения муниципальной системы управления / Электронный ресурс. — Режим доступа: [www.humanities.edu.rul.
  166. Ассоциация малых и средних городов России Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.amsgr.ru].
  167. Концепция стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации Электронный ресурс. / Министерство регионального развития Российской Федерации. М.: Минрегион, 2006. — Режим доступа: [http:\www.minregion.ru].
  168. Копенгагенская декларация о социальном развитии. Принята всемирной встречей на высшем уровне в интересах социального развития. Копенгаген, 6−12 марта 1995 года. Электронный ресурс. — Режим доступа -[http://www.unesco.ru].
  169. Мегаполисы и провинции в современной России: образы и реальность. Аналитический доклад ИКСИ РАН. М., 2004. Электронный ресурс. — Режим доступа: [http://www.iksiran.ru].
  170. Методика оценки результативности стратегического планирования в городах России. Электронный ресурс. — Режим доступа: Thttp ://www. sity strategy. leontief.ru].
  171. Народная энциклопедия городов и регионов России «Мой город» Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.mojgorod.ru].
  172. Официальный сайт администрации Орловской области. Электронный ресурс. Режим доступа: [http://www.adm.orel.ru].
Заполнить форму текущей работой