Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Обоснование инженерной методики предупредительных замен стареющих элементов радиоэлектронного оборудования воздушных судов Гражданской авиации

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Однако применительно к бортовым и наземным авиационным радиоэлектронным системам, с учетом их спецификации, в данной диссертации предложен новый более простой метод продления ресурса. Суть его состоит в том, что, как показывает опыт изделий бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолетов Гражданской Авиации (ГА), в каждом объекте РЭО имеется примерно 1−3% элементов от общего их числа… Читать ещё >

Содержание

  • 1. проблема продления ресурсов бортового и наземного радиоэлектронного оборудования в гражданской авиации
    • 1. 1. Актуальность проблемы
    • 1. 2. Краткий обзор литературы по проблеме оценки и продления ресурса технических систем
    • 1. 3. Описание задач исследования
    • 1. 4. Выводы
  • 2. обоснование инженерного подхода к определению интервалов предупредительных замен стареющих элементов рэо
    • 2. 1. Приближенное решение уравнения (1.9)
    • 2. 2. Определение необходимого запасного комплекта при эксплуатации по ресурсу
    • 2. 3. Инженерный подход к определению функции Цт) для «стареющих» элементов
    • 2. 4. Расчет интервалов предупредительных замен «стареющих» элементов РЭО самолета ТУ
    • 2. 5. Оценка точности первого приближения к оптимальному интервалу предупредительных замен
    • 2. 6. Статистическая оценка интервалов предупредительных замен при ограниченной исходной информации
    • 2. 7. Предложения к методике продления ресурса РЭО ВС ГА
    • 2. 8. Выводы
  • 3. оптимизация эксплуатационных расходов на поддержание и повышение надежности бортового и наземного рэо га
    • 3. 1. Вводные замечания
    • 3. 2. Оптимальное управление системой с доходами
    • 3. 3. Описание программы
    • 3. 4. Оптимизация эксплуатационных расходов для комплекса бортового и наземного радиотехнического оборудования
    • 3. 5. Выводы

Обоснование инженерной методики предупредительных замен стареющих элементов радиоэлектронного оборудования воздушных судов Гражданской авиации (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

В настоящее время примерно 25−30% объектов бортового радиоэлектронного оборудования воздушных судов Гражданской Авиации работают за пределами установленных ресурсов. Среди наземных радиотехнических систем положение еще хуже: более 80% таких систем имеют просроченный ресурс.

К сожалению, законченных теоретических исследований по обоснованию продления ресурса систем радиоэлектронного типа пока нет, но есть исследования по оценке остаточного ресурса, которые могут быть использованы для обоснования продления срока эксплуатации объектов радиоэлектронного оборудования в целом.

Однако применительно к бортовым и наземным авиационным радиоэлектронным системам, с учетом их спецификации, в данной диссертации предложен новый более простой метод продления ресурса. Суть его состоит в том, что, как показывает опыт изделий бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) самолетов Гражданской Авиации (ГА) [1], в каждом объекте РЭО имеется примерно 1−3% элементов от общего их числа, интенсивность отказов которых возрастает во времени. В литературе по надежности такие элементы принято называть «стареющими». Эти элементы в объектах РЭО, как правило, сильно нагружены как электрически, так и механически и являются наиболее важными в плане влияния на общую надежность объектов РЭО. «Стареющие» элементы дают от 20 до 60% всех внезапных отказов БРЭО [1]. К числу таких элементов относятся, например, интегральные микросхемы.

В аппаратуре РЭО ранних выпусков к таким элементам относились: магнитроны, некоторые типы трансформаторов, нагруженных механических узлов и др. По этим элементам имеется достаточная статистика, позволяющая довольно обоснованно определять законы распределения времени до отказа. Названные элементы имеют времена безотказной работы, распределенные по нормальному закону (чаще всего), по логарифмически-нормальному закону, по законам Стьюдента и Вейбулла.

Для всех этих законов характерно одно: для каждого из них интенсивность отказов возрастает во времени. Именно это обстоятельство было положено в основу разработки инженерного метода предупредительных замен всех «стареющих» элементов авиационных (бортовых и наземных) РЭО в процессе их длительной эксплуатации.

Так как остальные 97−99% элементов РЭО «живут» по экспоненциальному (не стареющему) закону распределения, то организованная, рациональная, а в некоторых случаях, оптимальная или квазиоптимальная, по гостовскому критерию оперативной готовности, замена «стареющих» элементов рассматриваемого оборудования по существу решает и проблему ресурса объектов в целом, т. е. объекты РЭО практически при таких заменах могут работать до окончания морального срока службы. Приемлемая процедура таких замен и предложена в данной диссертации.

В принципе может оказаться, что некоторая часть «нестареющих» элементов РЭО со временем может перейти в категорию «стареющих». Это обстоятельство должно быть выявлено существующим в гражданской авиации (ГА) методом контроля уровня надежности. Для вновь появившихся элементов с возрастающей интенсивностью отказов необходимо вновь применить предложенный в диссертации метод предупредительных замен.

По мере совершенствования технологии производства элементов РЭО может появиться необходимость в процессе длительной эксплуатации того или иного объекта РЭО в замене ряда элементов и с постоянной интенсивностью отказов.

В этом случае значение интенсивности отказов у вновь поставленного в объект РЭО элемента будет существенно снижено.

В условиях перехода к рынку проводить такую модернизацию объектов авиационного РЭО должна позволить прибыль, полученная при эксплуатации воздушных судов (ВС) ГА. Этот вопрос также рассматривается в данной диссертации.

Таким образом, на защиту выносятся следующие вопросы.

1. Обоснования и разработка инженерной методики замен «стареющих» элементов авиационного РЭО.

2. Учет особенностей применения метода замен при ограниченной исходной статистической информации.

3. Обоснование необходимости замен с учетом прибыли от функционирования ВС ГА.

4. Разработка пакета прикладных типовых программ.

3.5 Выводы.

1. В связи с тем, что решение задачи определения интервалов замен стареющих элементов приносит в целом реальную прибыль, а с другой стороны, увеличивая число замен элементов, приводя к определенным расходам, возникла необходимость оптимизации расходов средств на поддержание заданного уровня надежности, на основе критерия оптимизации общей прибыли.

2. На основе предложенной модели функцианирования системы эксплуатации эта задача поставлена как задача оптимального управления.

3. Исследование ограничений и особенностей выбранного функционала показали, что эта задача сводится к задаче оптимального управления на основе принципа максимума Понтрягина.

4. Оптимальное управление найдено для двух моделей: в первойвремя отказа произвольно, стоимость замен заранее неизвестнаво второй — в момент отказа элемент заменяется на работоспособный, а стоимость замены задана заранее.

5. Найденные алгоритмы решения этих задач реализованы в програмном продукте, который находит оптимальное управление для ряда частных случаев. По найденным решениям эксплуатационные затраты на поддержание и повышение надежности авиационной техники не должны превышать 2% от получаемых доходов.

6. Рассмотреный пример рабочей программы определения оптимального управления доказывают ее работоспособность и возможность применения в различных областях экономики.

Заключение

.

Эксплуатация элементов БРЭО по заданному ресурсу обеспечивает (по данным моделирования) повышение надежности по внезапным отказам (по среднему времени безотказной работы) на 30−60%. Организация предупредительных замен «стареющих» элементов БРЭО легко «вписывается» в существующую систему технического обслуживания ВС ГА. Предупредительные профилактические замены элементов являются одним из научно обоснованных путей продления ресурса БРЭО ВС ГА.

По результатам проведенных исследований в диссертации получены следующие научные и практические результаты.

1. Известный и теоретически хорошо разработанный метод оптимальных предупредительных замен стареющих элементов сложных технических систем, но нереализуемый на практике в силу отсутствия необходимой статистической информации о функциях интенсивностей отказов элементов авиационных систем, дополненный приемлемыми для практики допущениями в сочетании с эвристическими оценками, доведен до инженерных предложений.

2. С этой целью разработаны инженерные методика и программы вычислений, реализация которых опробована на объектах РЭО самолета ТУ-154. Кроме того, по результатам вычислений составлены обширные таблицы, по которым во многих практических случаях можно определить квазиоптимальные интервалы замен стареющих элементов БРЭО.

3. Даны предложения по продлению ресурсов БРЭО ВС ГА, что особенно актуально для ГА, так как около 30% бортового оборудования работает за пределами установленных ресурсов.

4. Предложен метод, позволяющий определить необходимый комплект запасных элементов для обеспечения и реализации инженерного подхода к проведению предупредительных замен стареющих элементов БРЭО ВС ГА.

5. Разработано новая математическая модель, позволяющая в часто встречающемся на практике случае ограниченного исходного статистического материала об отказах стареющих элементов БРЭО ВС ГА давать статистическую оценку рассчитанных интервалов замен элементов стареющего типа.

6. Разработанное математическое обеспечение может быть использовано и внедрено в авиакомпаниях при совершенствовании методов и способов технического обслуживания ВС ГА.

7. Известная математическая модель оптимизации затрат в системе с доходом изложена с целью решения задач в области ГА. Для ее реализации составлена оригинальная программа вычислений, приведенная в диссертации, которая позволяет оптимизировать эксплуатационные затраты на поддержание и повышение надежности, например, в авиакомпаниях, работающих при переходе к рынку в условиях полной хозяйственной самостоятельности.

8. Расчеты показали, что оптимальные затраты на повышение надежности в авиакомпаниях должны составлять примерно 2% от полученного дохода.

9. Отработанная в диссертации оригинальная вычислительная программа оптимизации затрат в системе с доходами является универсальной и может найти широкое применение в различных отраслях народного хозяйства, на транспорте, в промышленности.

10. При внедрении в перспективе в ГА метода эксплуатации по состоянию предложенный метод предупредительных замен не потеряет актуальности, так как направлен на предупреждение не постепенных (как метод эксплуатации по состоянию), а внезапных отказов БРЭО ВС ГА.

Показать весь текст

Список литературы

  1. П.А. Методические и организационные основы внедрения в гражданской авиации эксплуатации изделий бортового АиРЭО по техническому состоянию с контролем уровня надежности. М., МГТУ ГА., 1997,75.
  2. Г. С. Показатель остаточного ресурса и его свойства. Изв. АНСССР, Техническая кибернетика, 1995.,№ 4, с.с.98−102.
  3. Frankel E.G. Reliability analysis.-Naval Engineers Journal, 1962, v74, № 4, p.p. 17−21.
  4. А. Эксплуатационная надежность и профилактические работы. В об." Оптимальные задачи надежности".М., Стандарты, 1964, с.31−40.
  5. Е.Ю. Организация обслуживания сложных систем. Обзор. М., ВВИА им. Проф. Н. Е. Жуковского, 1967, 83с.
  6. Е.Ю. Оптимальное управление случайными процессами и их приложения. ЕАТК, г. Егорьевск, 1996, 318с.
  7. Е.Ю. К проблеме обслуживания сложных технических систем. Известия АН СССР, Техническая кибернетика, № 6, 1966,№ 1,1967,№ 2 1968.
  8. Е.Ю., Каштанов В. А. Некоторые математические вопросы теории обслуживания сложных систем. М., Советсткое Радио, 1971,280с.
  9. Е.Ю., Карпин Н. Б. Оптимальное управление случайным точечным процессом при неполной статистической информации. В книге 6. Стр 47−54.
  10. JI.C., Болтянский В. Г., Гамкрелидзе Р. В., Мищенко Е. Ф. Математическая теория оптимальных процессов. М., Наука, 1969,315с.
  11. Н.Б. Инженерная методика замены «стареющих» элементов бортового радиоэлектронного оборудования воздушных судов ГА. Теория и практика использования и эксплуатации радиоэлектронных систем ГА. Межвузовский сборник научных трудов. М., 1997.
  12. Барзилович Е. Ю. Модели технического обслуживания сложных систем. М., Высшая школа, 1982, 325с.
  13. Е.Ю., Беляев Ю. К., Каштанов В. А. и др. Вопросы математической теории надежности. Под редакцией Б. В. Гнеденко. М., Радио и Связь, 1983, 407с.
  14. Надежность и эффективность в технике. Справочник в 10=ти томах. Том 8. Эксплуатация и ремонт. М., Машиностроение,
  15. Е.Ю., Денисов A.JL, Кочубинский А. И. Укрупненная оптимальная экономическая модель функционирования комплексной автоматизированной системы УВД. Сборник Вопросы кибернетики: Проблемы УВД, М., 1992, с. 17−23.
  16. Barzilovich E.Y. Optimal controlled random process and their applications. Proceedings of the First European Conference on Structural Control. Barcelona, May 29−31, 1996, pp85−91.
  17. Reed W.Y. Optimal preventic maintenance protection and replacement of revenue-earining asset. Appl. Mathem. And Computers, 24 1987, pp 27−35.
  18. A.A. Математическое обеспечение надежности ДА., M., МАИ, 1982, 170с.
  19. Е.Ю., Гнеденко Б. В. О некоторых актуальных проблемах надежности. В книге Проблемы надежности летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1985, ссЗ-6.
  20. .В., Барзилович Е. Ю., Чепурин Е. В. Применение вероятностных методов в технике. Известия АН СССР. Техническая кибернетика, № 6, 1968, сс28−35.
  21. Е.Ю. Определение оптимальных сроков профилактики на автоматических системах. Известия АН СССР. Техническая кибернетика, 1964, ссЗ 8−43.
  22. Е. Ю. Савенков М.В., Мезенцев В. Г. Надежность авиационных систем, М., Транспорт, 1982, 172с.
  23. Е.Ю., Воскобоев В. Ф. Эксплуатация авиационных систем по состоянию (элементы теории). М, Транспорт, 1981, 198с.
  24. Е.Ю., Савенков М. В. Статистические методы оценки состояния авиационной техники. М., Транспорт, 1987., 205с.
  25. Технико-экономическое обоснование программы модернизации единой системы организации воздушного движения России, М., ГосНИИ «Аэронавигация», 1993.
  26. Федеральная программа модернизации единой системы ОВД РФ на период до 2005 года, М., ГосНИИ «Аэронавигация», 1993.
  27. Отчет по НИР «Разработка предложений к модернизации системы ОВД РФ ,» М., НП «Инновационное агенство», 1998.
  28. Отчет по НИР «Разработка концепции создания системы мониторинга и принятия решения для транспортных промышленных и энергетических комплексов «М., НП Инновационноеагенство, 1996.
  29. Отчет по НИР «Фундаментально-прикладные исследования по совершенствованию системы ОВД РФ .» М., Гос НИИ Аэронавигация, 1997.
  30. М.С., Барзилович Е. Ю., Оптимальная эксплуатацияавиационных систем по состоянию с учетом ошибок измерения.
  31. В книге Проблеммы надежности летательных аппаратов. М., Машиностроение, 1985, с.с. 15−21.
  32. Lin Ye. Geometric process and replacement problems. Acta. Math. Appl., № 4, 1988, p.p. 51−55.
  33. M.B. Автоматизация управления технической эксплуатацией авиационных систем. М., Транспорт, 1992., 255с.
  34. Н.Н., Ицкович А. А. Обслуживание и ремонт авиационной техники по состоянию. М., Транспорт, 1992, 195с.
  35. А.В., Янковский Б. Ф. Авиационное оборудование летательных аппаратов. М., Транспорт, 1993, 285с.
  36. Типовое руководство по сбору, обработке и использованию информации о неисправностях авиатехники в авиапредприятиях МГА., М., МГА, 1990.
  37. Руководство по деятельности эксплуатационного предприятия. Система сертификации организаций по техническому обслуживанию AT. ДВТ МТ РФ, 1995.
  38. Состояние и переспективы развития стратегии и принципов технического обслуживания и ремонта зарубежных гражданских ВС. НИИ АО-Гос НИИ «Аэронавигация», № 388/93-VIII, 1993.
  39. Состояние и переспективы развития средств бортового и наземного контроля при ТО иР бортового оборудования зарубежных ВС. НИИ АО-Гос НИИ «Аэронавигация», 1993.
  40. Воздушный кодекс Российской Федерации. Федеральный закон № 60-ФЗ, 1997.
  41. П.А., Козлов А. И. Основные направления совершенствования системы эксплуатации электронных средств и комплексов: практика и переспективы. НТК «Проблемы совершенствования РЭК и системы обеспечения полетов». Тезисы докладов, МГА, 1989, с. с 17−25.
  42. Аэронавигационная система России проблемы и пути их решения. Международная конференция, М., 30.09−2.10.1998.
  43. Отчек по НИР «Совершенствование методов оценки безопасности полетов ВС ГА», М., Гос НИИ «Аэронавигация», 1998.
  44. В. И. Бобков В.В. Вычислительные методы, Наука, М., 1976.
  45. Н.Б. О точном методе определения интервала замен наиболее нагруженных элементов БРЭО. Тезисы доклада на международной НТК «Инженерно-физические проблемы авиационной и космической техники». ЕАТК ГА, г. Егорьевск 1997.
  46. Е.Ю., Карпин Н. Б., Колодий А. В. и др. Оптимальное управление техническим состоянием многомерного объекта. Тезисы доклада на международной НТК «Инженерно-физическиепроблемы авиационной и космической техники». ЕАТК ГА, г. Егорьевск 1997.
  47. Н.Б. Определение оптимальных сроков замен «стареющих» элементов бортового РЭО ВС ГА. Тезисы докладов международной научно-технической конференции Современные научно технические проблемы ГА. М., 1996.
  48. Е.Ю., Е.Г.Бушина, Карпин Н. Б., Л. В. Ковнир Об одной обобщенной схеме оптимального управления состоянием авиационных систем. Тезисы докладов международной научно-технической конференции Современные научно технические проблемы ГА. М., 1996.
Заполнить форму текущей работой