Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

На исходе XX века на сознание и подсознание человека огромное влияние оказывают средства массовой информации (СМИ). СМИ активно влияют на формирование и изменение политических установок личности. Вовлечение людей в процесс обмена информацией (в том числе и информацией заведомо недостоверной) порождает удивительные ситуации, поскольку, по справедливому замечанию В. В. Крамника, «в принципе… Читать ещё >

Содержание

  • Введение '
  • Глава I. Современная психологическая наука и проблема политической установки личности
    • 1. 1. Категория установки и акмеологический статус личности
    • 1. 2. Понятие психологической установки
    • 1. 3. Понятие социальной установки
    • 1. 4. Понятие политической установки
  • Глава II. Психологическое воздействие печатных СМИ и роль информационных фантомов
  • Глава III. Информационные фантомы и падение Четвертой республики во Франции
  • Глава IV. Экспериментальное исследование воздействия информационных фантомов на политические установки личности
  • Заключение
  • Литература

Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

На исходе XX века на сознание и подсознание человека огромное влияние оказывают средства массовой информации (СМИ). СМИ активно влияют на формирование и изменение политических установок личности. Вовлечение людей в процесс обмена информацией (в том числе и информацией заведомо недостоверной) порождает удивительные ситуации, поскольку, по справедливому замечанию В. В. Крамника, «в принципе человеческая психика не в состоянии отличить реальную ситуацию от воображаемой. Она реагирует автоматически на информацию, поступающую из головного мозга, и то, что человек думает или воображает, для него — подлинно» 1 Вполне закономерно поэтому, что проблема экологии информации2 приобретает сегодня исключительное значение. Однако решение этой проблемы невозможно без всестороннего изучения закономерностей (или т.н. «психологических механизмов») влияния СМИ на формирование и изменение политических установок личности. Не разработанность до недавнего времени психологической теории менталитета" 3, отсутствие четких представлений о значении базовых психических ориентаций человека4 порождало в нашей стране у работников СМИ иллюзию прямолинейного, лобового воздействия информационных потоков. Однако, политические события последних 15−10 лет убеждали в обратном: лобовая пропаганда в преломлении как индивидуального, так и общественного сознания куда чаще становилась антипропагандой. И.

1 Крамник В. В. Имидж реформ: психология и культура перемен в России. СПб., Изд-во СПб УЭФ, 1995, с. 75−76.

2 Юрьев А. И. Системное описание политической психологии. СПб., 1996.

3 Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока. (Историко-психологический метод в историко-философском исследовании) СПб., 1998 наоборот: прямолинейная, лобовая антипропаганда нередко превращалась в свою противоположность, воздействуя на формирование политических установок личности совсем не так, как планировалось. Развитие и совершенствование электронных и печатных средств массовой информации привело к радикальным изменениям в общественной психологии. Исследование этих изменений и их взаимосвязь с разнообразными психолого-политическими состояниями общества и личности также становится одной из важнейших задач политической психологии.

Актуальность диссертационного исследования определяется осознаваемой в обществе необходимостью проанализировать меру конструктивного воздействия СМИ на политическое поведение людей. Сейчас активно формируется представление о том, что обеспечение контролируемого влияния СМИ на социальные группы населения есть гарантия победы тех или иных политических сил (партий, движений, финансово-промышленных групп). При этом речь может идти не только о борьбе за голоса избирателей, но и за утверждение в обществе той или иной концепции социально-экономического развития. Однако, научные доводы в пользу определяющего влияния СМИ на самом деле еще достаточным образом не подтверждены доказательными методами.

Цель исследования — изучение информационных фантомных конструкций, как фактора психологического воздействия средств массовой информации на формирование политических установок личности.

В соответствии с целью были поставлены и следующие задачи, предопределившие структуру и логику построения диссертационной работы:

4 Вассоевич А. Л. Историческая психология и закон предопределенности базовых психических ориентадий // Поиски исторической психологии. 4.1, СПб., «Третья Россия», 1*$ 97, с. 7−10. Избрать для исследования конкретную психологическую реальность, непосредственно зависимую от влияния СМИпсихологию установки.

2. Обнаружить и исследовать ранее не описанный психолого-политический феномен, характеризующий способ влияния СМИ на психологию установки микрои макро-информационные конструкции и информационный фантом (ИНФА), как их составляющую.

3. Разработать классификацию информационных конструкций (ИНКОН) и систему оценки достоверности и недостоверности информации общественно-политического характера.

4. Дать определение информационного фантома (ИНФА) и описать особенности воздействия фантомных информационных конструкций на психику человека.

5. Разработать и использовать метод психолого-политического исследования информационных фантомов (ИНФА) как средства влияния на личностную политическую установку. Применить метод кросс-культурного цсторико психологического анализа, возможно свободного от политической конъюнктуры.

6. Рассмотреть политические события весны 1958 г. во Франции как наиболее яркий пример воздействия информационных фантомов на общественное мнение. Показать как ИНФА привели к изменению конкретной общественно-политической ситуации и в конечном счете к крушению Четвертой республики.

7. Разработать тесты, анкеты выявляющие воздействие ИНФА и опросить французских граждан, помнящих политические события весны 1958 г. Осуществить тестирование.

Предмет исследования — информационные фантомные конструкции (ИНФАКОН) и информационный фантом (ИНФА), как их базовый элементтипология, содержание, функции и структура.

Объект исследования — политические установки лиц, бывших в мае 1958 г. свидетелями крушения Четвертой республики во Франции. Предметом исследования стало формирование и изменение политических установок под влиянием СМИ. В общей сложности в эмпирическом исследовании приняли участие 300 испытуемых. Методы исследования.

Историко-психологический анализ воздействия информационных фантомных конструкций на политические установки личности.

— Психолого-социологическое исследование в форме массового опроса граждан Франции по специально разработанным опросникам для обнаружения влияния информационных фантомов на их политические установки.

— Метод экстраполяции результата исследования информационных фантомов и их влияния на установки, результаты которого могут быть перенесены на возможные события политической жизни России.

Положения диссертадии, выносимые на защиту:

I. Средства массовой информации целенаправленно формируют и изменяют политические установки личности лишь в тех случаях, когда направленность информационного потока соответствует направленности психических ориентации, личности. В случае несоответствия — происходит отторжение социальной установки, предлагаемой информационным потоком, что содействует формированию личностной политической установки противоположной направленности.

2. Информационные фантомы как сочетание достоверной, недостоверной и/или заведомо неполной информации способны оказывать на формирование и изменение политических установок личности не меньшее, а зачастую большее воздействие, чем поток абсолютно правдивых сообщений при условии, что информационная направленность фантома соответствует направленности психических ориентаций личности.

3. Долговременная работа СМИ может привести к изменению направленности некоторых психических ориентаций личности за исключением базовых психических ориентаций, которые предопределены генетически и перинатально.

Результаты исследования.

— Эмпирические: конкретные данные связи информационных фантомных конструкций (информационных фантомов) и установок личности.

Методические: методика историко-психологического косвенно-параллельного исследования факторов, определяющих политические установки.

— Теоретические: возможность переноса данных исследования, полученных в одной стране, на ситуацию в другой стране.

Новизна исследования:

1. Открытие и описание фантомной информационной конструкции и информационного фантома (ИНФА), как ее базового элемента.

2. Выявление взаимозависимости между эффективностью информационного воздействия в рамках информационных конструкций и направленностью психических ориентаций и ожиданий личности.

3. Описание фантомной информационной конструкции как способа влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности.

Прикладное значение исследования.

Выявленные закономерности воздействия фантомных информационных конструкций на формирование политических установок личности позволяют:

— дать ряд практических рекомендаций в рамках требований по информационной безопасности страны;

— проводить практический анализ деятельности СМИ с учетом требований экологии информации;

— повлиять на дискуссии о влиянии СМИ на политическое поведение граждан.

Апробация работы. Результаты исследовательской работы обсущдались на заседаниях кафедры политической психологии СПбГУ, отдельные положения докладывались на заседании Межведомственной комиссии по информационной безопасности Совета безопасности Российской Федерации. Публикации. По теме диссертационного исследования опубликованы статьи и сборник нормативных актов, документов и материалов, регламентирующих деятельность СМИ в России.

Заключение

.

Как это ни покажется странным, серьезным подтверждением актуальности проведенного исследования — открытия и описания фантомной информационной конструкции, информационного фантома как ее базового элемента, является также и сюжет последнего фильма популярной серии о Джеймсе Бонде «Завтра не умрет никогда». Глава всемирной медиа-империи имеющий в своем распоряжении десятки мировых газет, телекомпаний, развитую информационную структуру и даже собственные спутники связи, господин Карвер позволяет себе принять решение о смене правительства в Китайской Народной Республике, только потому, что эта страна с миллиардным населением еще не стала частью рекламно-информационного рынка, который развивается под жестким контролем со стороны медиа-империи Карвера. Пользуясь нашей терминологией, информационный фантом, разработанный Карвером ставит человечество на грань третьей мировой войны. И, конечно, в строгом соответствии со ставшей привычной схемой только «герой» Джеймс Бонд спасает планету от катастрофы. Приключенчесский сюжет отнюдь не умаляет серьезности поднятой фильмом темы. В XXI веке человечество легко может стать заложником фантомных макро-информа-ционных конструкций, продуцируемых различного рода политическими игроками, если психолого-политическая наука не выработает совершенных методов их распознания. Именно поэтому в рамках данной диссертационной работы была предложена классификация информационных конструкций (ИНКОН) и разработана система признаков, позволяющая опознавать фантомную информационную конструкцию и информационный фантом (ИНФА), как ее базовый элемент. Хочется верить, что проделанная работа в недалеком будущем окажется полезной для разработки теоретико-методологического аспекта оценки достоверности и недостоверности информации общественно-политического характера.

Показать весь текст

Список литературы

  1. . Г. Человек как предмет познания. JT., 1968.
  2. . Г. О проблемах современного человекознания. JL, 1977.
  3. М. С. Эмоциональная составляющая политической культуры. На примере анализа цветовосприятия школьниками образов политических деятелей // Полис. 1997. № 2.
  4. П. К. Физиологическая архитектоника эмоций // Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.
  5. П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
  6. Л. А. Кампания 92 прообраз выборов 21 века // США — экономика, политика, идеология. 1993. № 2.
  7. А. Ф. Политическая стратификация: содержательный аспект // Социологические исследования. 1996. № 12.
  8. Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2.
  9. Аристотель. О возникновении животных. М., 1976.
  10. В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование в империалистической пропаганде // Проблемы социальной психологии и пропаганды / Под ред. В. Н. Колбановского, Ю. А. Шерковина. М., 1971.
  11. И. Афанасьев М. Российский президент и его избиратели // Власть. 1996. № 5.
  12. Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филипова. М., 1996.
  13. В. М. Предмет и задачи общественной психологии. СПб., 1911.
  14. В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
  15. Блисковский 3. Д. Муки заголовка, 2-е изд., переработ, и доп. М., 1981.
  16. Е. Факторы успеха на президентских выборах 1996 года//Власть. 1996. № 6.
  17. Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
  18. О. И., Махнева Н. Р. К вопросу о рекламности газетных заголовков // Проблемы функционирования и специфики речевых разновидностей. Пермь. 1985.
  19. А. А. Восприятие человека человеком. М., 1982.
  20. Большая советская энциклопедия. В 30 т. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1969−1978. Т. 30.
  21. Браун JL Имидж путь к успеху. Пер. с англ. СПб., 1996.
  22. И. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996. № 9.
  23. A. JI. Политические мифы сегодняшней жизни: что и кто стоит над ними? // Социологические исследования. 1994. № 6.
  24. М. Д. Азы древнейшего мастерства или тринадцать бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994.
  25. А. Л. Духовный мир народов классического Востока. (Историко-пси-хологический метод в историко-философском исследовании). СПб., 1998.
  26. А. Л. Историческая психология и закон предопределенности базовых психических ориентаций//Поиски исторической психологии. 4. 1, СПб., «Третья Россия», 1997.
  27. И. Л. Средства рекламы и «Паблик рилейшнз». СПб., 1995.
  28. Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
  29. Воронина Е. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996. Май.
  30. Л. С. Психология искусства, 2-е изд. М., 1968.
  31. В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
  32. М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
  33. Г. Режиссура газеты. Сокр. пер. с болг. М., 1979.
  34. С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 10.
  35. О. М. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
  36. Т. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
  37. П. С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
  38. С. Л. Газета и рынок. М., 1994.
  39. В. Язык фотоискусства//Советское фото. 1979. №№ 5, 7, И. 1980. №№> 1,4, 5, 9, 12.
  40. А., Латынов В. Ложь в политике: причины, формы, способы выявления // Власть. 1996. № 6.
  41. В. П. Лингвистические средства активизации читательского внимания (на материале газетно-публицистического стиля) // Русское языкознание. Киев, 1982. Вып. 4.
  42. Е., Шестопал Е. Имидж власти и политиков: Беседа//Диалог. 1992. №№ 15−18.
  43. Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
  44. Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.
  45. А. Н., Шляхтин Т. С. Психологические проблемы политического лидерства. Новгород, 1991.
  46. Н. И. Информация. Философский анализ информации центрального понятия кибернетики. Минск, 1996.
  47. А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб., 1995.
  48. А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.
  49. Р. А. Проблемы стереотипа в средствах массовой информации // Журналист. Пресса Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. Л., 1991. Вып. 3.
  50. Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.
  51. Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Отв. ред.: д-р полит, наук Е. В. Егорова-Гантман. М., 1994.
  52. Интеллектуалы с кем вы? // Круглый стол в редакции журнала «Власть». Власть. 1996. № 3.
  53. Д. Прихоти удачи. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Пер. с англ. М., 1996.
  54. Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. М., 1991.
  55. Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
  56. Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1978. Вып. 2.
  57. А. И. Основы политического маркетинга. М., 1993.
  58. А. И. Политический маркетинг во Франции // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
  59. В. С. Апрельский референдум 1993 г.: пропаганда и результат// Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
  60. В. С. Связь с общественностью в органах государственной власти. М., 1996.
  61. Ю. С., Лобанов В. В. Маркетинговый анализ политического рынка и формирование имиджа политического товара. М., 1995.
  62. С. Г. Печать, управление, самоуправление. Тула, 1992.
  63. Л. А. О семантике газетного заголовка // Иностранная филология. Алма-Ата, 1975. Вып. 6.
  64. В. В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.
  65. В. В. Имидж реформ- психология и культура перемен в России. СПб., Изд-во СПб УЭФ, 1995.
  66. . Имидж политика // Журналист. 1996. Октябрь.
  67. Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
  68. Г. Претенденты//Журналист. 1996. Октябрь.
  69. И. А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.
  70. А. Идеологическая компонента современного российского политического процесса и концепция справедливого общества Дж. Роулса// Власть. 1996. № 8.
  71. В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.
  72. Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. Переиздание, 199
  73. А. С. Предвосхищение в речевой деятельности И Иностранные языки в высшей школе. М., 1982. Вып. 17.
  74. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
  75. А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
  76. А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
  77. Н. А. Б. Г. Ананьев о психологии искусства // Психологический журнал. 1981. № 2.
  78. М. Избранная проза. М., 1986.
  79. А. В. Кино на Западе и у нас. М., 1928.
  80. Е. И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Авто-реф. канд. дис. М., 1994.
  81. А. Н. Мотивация и личность. Пер. с англ. М., 1954.
  82. Г. С. Mass Media: психологические процессы и аффекты. СПб., 1996.
  83. О. Т. Психологические и социологические аспекты функционирования телевидения в современном западном обществе // Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., 1987.
  84. В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.
  85. Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. Пер. с англ. М., 1993.
  86. С. В. Политическая реклама пособие для начинающих политиков. Екатеринбург, 1994.
  87. Л. Б. «Паблик рилейшнз» кому это нужно? М., 1992.
  88. В. В. О системном описании функциональной структуры психики / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., 1995.
  89. Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
  90. В. Психология политики. Пер. с англ. СПб., 1996.
  91. Основы политической науки / Под ред. В. П. Пугачева. В 2-х ч. Ч. 2. М., 1993.
  92. И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.
  93. Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л., 1987.
  94. . Д. Социальная психология, как наука. Л., 1967.
  95. Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ. Воронеж, 1992.
  96. К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975.
  97. К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
  98. Н. А. Биометрия. 2-е изд. М., МГУ, 1970.
  99. Политологи: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов М., 1993.
  100. А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966.
  101. Н. П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. М., 1986.
  102. А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси, 1973.
  103. Проблемы стереотипа в средствах массовой информации // Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. СПб., 1991. Вып. 3.
  104. Психология: Словарь. Изд. 2-е / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. Сост. Л. А. Карпенко. М., 1990.
  105. Реклама от, А до Я. Словарь. Казань, 1992.
  106. В. М. Семантическая структура газетных заголовков и проблема их актуализации // Проблема лексической и категориальной семантики. Вып. 2. Симферополь, 1982.
  107. Н. А. Избранное. В 2-х т. Т. 1. М., 1975.
  108. С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
  109. С. Л. Эмоциональные процессы // Основы общей психологии. М., 1940.
  110. А. А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. М., 1981.
  111. Л. Элита в контексте президентских выборов 1996 года // Власть. 1996. № 8.
  112. Секреты рекламного текста // Реклама. 1991. №№ 1−2.
  113. В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: (социально-психологическая концепция). СПб., 1995.
  114. Сенека. Честерфильд. Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992.
  115. Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.
  116. П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
  117. Н. И. Сопоставительное описание элементов русской и английской кенесической коммуникации // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
  118. Смысл снимка// Советское фото. 1980. № 1.
  119. А., Гельман Э., Каюнов О. Политический климат в России 1991— 1993 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 9.
  120. Советский плакат. М., 1986.
  121. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
  122. Современная реклама. Тольятти, 1995.
  123. А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
  124. Ю. Н. Кризис культуры и жизненная перспектива человека XX века // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. СПб., 1993.
  125. К. С. Работа актера над собой. М., 1951.
  126. Суть ничто, имидж — все // Эхо планеты. 1996. № 42.
  127. JI. М. Мимика как объективный фактор выражения личности // Проблемы личности. М., 1969.
  128. Н. И. Искусство дня. М., 1925.
  129. Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2. 4.2. СПб., 1996.
  130. В. П. Современные психологические теории личности. Л., 1991.
  131. Я. Плакат // Газетный и книжный мир. М., 1926.
  132. . А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. В 2-х т. Т. 1.М., 1996.
  133. В. В., Старых Н. В. Как родилась реклама. М., 1992.
  134. О. А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде//Вопросы философии. 1985. № 6.
  135. Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.
  136. Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
  137. Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
  138. Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды»): Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1984.
  139. ХейаенгаЯ. Человек играющий. М., 1992.
  140. Дм. Промежуточный финиш // Итоги. 1997. 24 июня.
  141. Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.
  142. В. Ю. Вопросы теории познания: новые подходы //Человек: внутреннее и внешнее. Ижевск, 1993.
  143. Художественная коммуникация и семиотика / Отв. ред. Ю. Б. Борев. М., 1986.
  144. А. А. Национальная система массовой коммуникации атнопо-литические процессы// Социологические исследования. 1996. № 12.
  145. Ю. Г. Политология. СПб., 1993.
  146. П. Сравнительная политология. В 2-х ч. М., 1992.
  147. А. Д. Перевод и лингвистика. О газетно-информационном и военно-публицистическом переводе. М., 1973.
  148. К. Работы по теории информации и кибернетики. Пер. с англ. М., 1965.
  149. В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.
  150. Г. Нейробиология. М., 1987.
  151. Ю. А. Процессы памяти и массовая коммуникация. М., 1983.
  152. Ю. А. Пропаганда: социально-психологический аспект//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
  153. Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
  154. Ю. А. Убеждение, внушение и пропаганда//Вести. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. 1969. № 5.
  155. Е. Б. Выборы прошли: пейзаж после битвы // Полис. 1997. № 1.
  156. Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России (психологический и лингвистический анализ) // Полис. 1996. № 5.
  157. Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
  158. JI. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. М., 1977.
  159. А. Эристика или искусство спорить. СПб., 1893.
  160. А. Язык тела. Пер. с нем. Дюссельдорф, 1977.
  161. С. И. Смысловые отношения между текстом и фотографией в газете // Языки композиции газетного текста: теория и практика. Свердловск, 1987.
  162. А. И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
  163. Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
  164. В. А. Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды. М., 1963.
  165. П. М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии // // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
  166. И. Мировоззрение Ельцина зигзаги эволюции // Власть. 1996. № 6.
  167. G., Sovie J. W. (ed) Social psychology and political behavior- problems and prospects. Columbus. 1971.
  168. Albig W. Modern public opinion. N. Y., 1956.
  169. Benoit J. P., Benoit Ph., Lech J.-M. La politique a 1'afFects. Affiches electorals et publicite politique. 1965−1986. Paris, 1986.
  170. Herman M. G. Assesing personality at a distance: A profile of Ronald Reagen// // Quarterly report. The Ohio State University. 1983. Vol 7. N 6.
  171. M. G. (ed.) Political psychology. San Francisco. 1986.
  172. Hubert R., Ungurait D., Born T. Mass media. N. Y.- L., 1979.
  173. Honey J. Does accent matter? Faber, 1989.
  174. How Tony Blair Won // Newsweek. 1997, 12 May.
  175. Jaros D., Grant L. V. Political behavior: choices and perspectives. N.Y., 1974.
  176. Keller P., Hitchens C. Callaghan: The Road to number 10. Cassell, 1986.
  177. Klemman P. The Saatchi and Saatchi story Weindenfeld and Nicolson, 1987.
  178. J. (ed.) Handbook of political psychology. San Francisco, 1973.
  179. Lane R. E. Political man. N.Y., 1972.
  180. Lasswell H. D. Politics, personality and social science in the twentieth century- essays in honor. Chicago, 1969.
  181. Lee A. How to understand propaganda. N.Y., 1952.
  182. Lee A., Lee E. B. (ed.) The fine art of propaganda- a study of Father Coughlin’s speeches. N.Y., 1939.
  183. Lerner A. W. The manipulators personality and politics in Multiple per spectives. L., 1990.
  184. Lippman W. Public opinion. L., 1922.
  185. S. (ed.) The handbook of political behavior. N.Y., 1981.
  186. Media Studies. Reader. Edinburgh, 1996.
  187. Michelson S. The electric mirror. Politics in an age of television. N.Y., 1972.
  188. Miller M. Plain speaking- an oral biography of Harry S. Truman. N.Y., 1973.
  189. MirrowN. N., Martin J. В., Mitchell С. M. Presidental television. N.Y., 1973.
  190. Molloy J. T. Dress for success. N.Y., 1972.
  191. Money-Kirle R. Psychoanalysis and politics. L., 1952.
  192. Politics and human nature / Ed. by Forbers Y., Smith S. L., 1983.
  193. Politics and psychology Contemporary psychodinamic perspectives/Ed. by Offerman-Zuckerberg J. N.Y., 1991.
  194. Pulzer P., Julious G. Political representation and political elections in Britain. L., 1967.
  195. Renshon S. A. Psychological needs and political behavior: a theory of personality and political efficasy. N. Y., 1974.
  196. R. S. (ed.) Psychopathology and political leadership. New Orleans, 1977.
  197. Rogerson S. Propaganda in the next war. N.Y., 1972.
  198. Rose R. Ordinary people in public policy. A behavioral analisis. L., 1989.
  199. Schudson M. The power of news. Harward, 1996.
  200. Smith M. B. A map for the analysis of personality and politics// J. soc.'issues. 1968. Vol. 24.
  201. Social psychology and political behavior: problems and perspect/ Ed. by Abca-rian G., Soul J. W. Ohio, 1971.
  202. The american heritage pictorial history of presidents of The United States. Vol. 1. N.Y., 1986.
Заполнить форму текущей работой