Психология влияния средств массовой информации на формирование политических установок личности
Диссертация
На исходе XX века на сознание и подсознание человека огромное влияние оказывают средства массовой информации (СМИ). СМИ активно влияют на формирование и изменение политических установок личности. Вовлечение людей в процесс обмена информацией (в том числе и информацией заведомо недостоверной) порождает удивительные ситуации, поскольку, по справедливому замечанию В. В. Крамника, «в принципе… Читать ещё >
Содержание
- Введение '
- Глава I. Современная психологическая наука и проблема политической установки личности
- 1. 1. Категория установки и акмеологический статус личности
- 1. 2. Понятие психологической установки
- 1. 3. Понятие социальной установки
- 1. 4. Понятие политической установки
- Глава II. Психологическое воздействие печатных СМИ и роль информационных фантомов
- Глава III. Информационные фантомы и падение Четвертой республики во Франции
- Глава IV. Экспериментальное исследование воздействия информационных фантомов на политические установки личности
- Заключение
- Литература
Список литературы
- Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. JT., 1968.
- Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. JL, 1977.
- Андрианов М. С. Эмоциональная составляющая политической культуры. На примере анализа цветовосприятия школьниками образов политических деятелей // Полис. 1997. № 2.
- Анохин П. К. Физиологическая архитектоника эмоций // Проблемы высшей нервной деятельности. М., 1949.
- Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. М., 1968.
- Антонова Л. А. Кампания 92 прообраз выборов 21 века // США — экономика, политика, идеология. 1993. № 2.
- Анурин А. Ф. Политическая стратификация: содержательный аспект // Социологические исследования. 1996. № 12.
- Анциферова Л. И. Психология повседневности: жизненный мир личности и «техники» ее бытия// Психологический журнал. 1993. Т. 14. № 2.
- Аристотель. О возникновении животных. М., 1976.
- Артемов В. Л. Объективная природа стереотипов и их использование в империалистической пропаганде // Проблемы социальной психологии и пропаганды / Под ред. В. Н. Колбановского, Ю. А. Шерковина. М., 1971.
- И. Афанасьев М. Российский президент и его избиратели // Власть. 1996. № 5.
- Бауман 3. Мыслить социологически / Пер. с англ. под ред. А. Ф. Филипова. М., 1996.
- Бехтерев В. М. Предмет и задачи общественной психологии. СПб., 1911.
- Бехтерев В. М. Внушение и его роль в общественной жизни. СПб., 1908.
- Блисковский 3. Д. Муки заголовка, 2-е изд., переработ, и доп. М., 1981.
- Боброва Е. Факторы успеха на президентских выборах 1996 года//Власть. 1996. № 6.
- Богомолов Н. Н. Социальная психология печати, радио, телевидения. М., 1991.
- Богословская О. И., Махнева Н. Р. К вопросу о рекламности газетных заголовков // Проблемы функционирования и специфики речевых разновидностей. Пермь. 1985.
- Бодалеев А. А. Восприятие человека человеком. М., 1982.
- Большая советская энциклопедия. В 30 т. 3-е изд. / Гл. ред. А. М. Прохоров. М., 1969−1978. Т. 30.
- Браун JL Имидж путь к успеху. Пер. с англ. СПб., 1996.
- Бунин И. Бизнес-элита и российское общество // Власть. 1996. № 9.
- Бутенко A. JI. Политические мифы сегодняшней жизни: что и кто стоит над ними? // Социологические исследования. 1994. № 6.
- Валовая М. Д. Азы древнейшего мастерства или тринадцать бесед о рекламе и маркетинге. М., 1994.
- Вассоевич А. Л. Духовный мир народов классического Востока. (Историко-пси-хологический метод в историко-философском исследовании). СПб., 1998.
- Вассоевич А. Л. Историческая психология и закон предопределенности базовых психических ориентаций//Поиски исторической психологии. 4. 1, СПб., «Третья Россия», 1997.
- Викентьев И. Л. Средства рекламы и «Паблик рилейшнз». СПб., 1995.
- Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима. М., 1988.
- Воронина Е. WWW: интеллектуальная паутина, полная чудес // Журналист. 1996. Май.
- Выготский Л. С. Психология искусства, 2-е изд. М., 1968.
- Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л., 1984.
- Гаспаров М. Л. Занимательная Греция: Рассказы о древнегреческой культуре. М., 1995.
- Георгиев Г. Режиссура газеты. Сокр. пер. с болг. М., 1979.
- Голдмет С. Как создается имидж в американской политике // США: экономика, политика, идеология. 1990. № 10.
- Гордеева О. М. Политический имидж в избирательной кампании // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
- Гринберг Т. Политическая реклама: портрет лидера. М., 1995.
- Гуревич П. С. Приключения имиджа: типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия. М., 1991.
- Гуревич С. Л. Газета и рынок. М., 1994.
- Демин В. Язык фотоискусства//Советское фото. 1979. №№ 5, 7, И. 1980. №№> 1,4, 5, 9, 12.
- Дмитриев А., Латынов В. Ложь в политике: причины, формы, способы выявления // Власть. 1996. № 6.
- Дроздовский В. П. Лингвистические средства активизации читательского внимания (на материале газетно-публицистического стиля) // Русское языкознание. Киев, 1982. Вып. 4.
- Егорова Е., Шестопал Е. Имидж власти и политиков: Беседа//Диалог. 1992. №№ 15−18.
- Жинким Н. И. Механизмы речи. М., 1958.
- Жинкин Н. И. Речь как проводник информации. М., 1982.
- Жмыриков А. Н., Шляхтин Т. С. Психологические проблемы политического лидерства. Новгород, 1991.
- Жуков Н. И. Информация. Философский анализ информации центрального понятия кибернетики. Минск, 1996.
- Зверинцев А. Коммуникационный менеджмент. Рабочая книга менеджера PR. СПб., 1995.
- Зимичев А. М. Психология политической борьбы. СПб., 1993.
- Зобов Р. А. Проблемы стереотипа в средствах массовой информации // Журналист. Пресса Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. Л., 1991. Вып. 3.
- Иванян Э. А. От Дж. Вашингтона до Дж. Буша. Белый дом и пресса. М., 1991.
- Имидж лидера. Психологическое пособие для политиков / Отв. ред.: д-р полит, наук Е. В. Егорова-Гантман. М., 1994.
- Интеллектуалы с кем вы? // Круглый стол в редакции журнала «Власть». Власть. 1996. № 3.
- Карнеги Д. Прихоти удачи. Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей, выступая публично. Пер. с англ. М., 1996.
- Картер Г. Эффективная реклама. Пер. с англ. М., 1991.
- Китаев-Смык Л. А. Психология стресса. М., 1983.
- Ковалев Г. А. Некоторые аспекты исследования невербальных коммуникаций человека // Вопросы психологии общения и познания людьми друг друга. Краснодар, 1978. Вып. 2.
- Ковлер А. И. Основы политического маркетинга. М., 1993.
- Ковлер А. И. Политический маркетинг во Франции // Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
- Комаровский В. С. Апрельский референдум 1993 г.: пропаганда и результат// Технология и организация выборных кампаний. Зарубежный и отечественный опыт. М., 1993.
- Комаровский В. С. Связь с общественностью в органах государственной власти. М., 1996.
- Коноплин Ю. С., Лобанов В. В. Маркетинговый анализ политического рынка и формирование имиджа политического товара. М., 1995.
- Корконосенко С. Г. Печать, управление, самоуправление. Тула, 1992.
- Коробова Л. А. О семантике газетного заголовка // Иностранная филология. Алма-Ата, 1975. Вып. 6.
- Крамник В. В. Социально-психологический механизм политической власти. Л., 1991.
- Крамник В. В. Имидж реформ- психология и культура перемен в России. СПб., Изд-во СПб УЭФ, 1995.
- Красовский Б. Имидж политика // Журналист. 1996. Октябрь.
- Краткий психологический словарь / Сост. Л. А. Карпенко. Под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. М., 1985.
- Кузнецов Г. Претенденты//Журналист. 1996. Октябрь.
- Кузьмин И. А. Психотехнологии и эффективный менеджмент. М., 1994.
- Кузьмина А. Идеологическая компонента современного российского политического процесса и концепция справедливого общества Дж. Роулса// Власть. 1996. № 8.
- Лабунская В. А. Невербальное поведение (социально-перцептивный подход). Ростов, 1986.
- Лебон Г. Психология народов и масс. СПб., 1896. Переиздание, 199
- Левашов А. С. Предвосхищение в речевой деятельности И Иностранные языки в высшей школе. М., 1982. Вып. 17.
- Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1983.
- Леонтьев А. А. Психология общения. Тарту, 1974.
- Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1975.
- Логинова Н. А. Б. Г. Ананьев о психологии искусства // Психологический журнал. 1981. № 2.
- Ломоносов М. Избранная проза. М., 1986.
- Луначарский А. В. Кино на Западе и у нас. М., 1928.
- Манякина Е. И. Политический лидер: процесс формирования имиджа. Авто-реф. канд. дис. М., 1994.
- Маслоу А. Н. Мотивация и личность. Пер. с англ. М., 1954.
- Мельник Г. С. Mass Media: психологические процессы и аффекты. СПб., 1996.
- Мельникова О. Т. Психологические и социологические аспекты функционирования телевидения в современном западном обществе // Личность и социальная среда: идеологические и психологические аспекты общения. М., 1987.
- Михалкович В. И. Изобразительный язык средств массовой коммуникации. М., 1986.
- Мицкевич Э., Файерстоун Ч. Телевидение и выборы. Пер. с англ. М., 1993.
- Мошкин С. В. Политическая реклама пособие для начинающих политиков. Екатеринбург, 1994.
- Невзлин Л. Б. «Паблик рилейшнз» кому это нужно? М., 1992.
- Никандров В. В. О системном описании функциональной структуры психики / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1. СПб., 1995.
- Обозов Н. Н. Межличностные отношения. Л., 1979.
- Одайник В. Психология политики. Пер. с англ. СПб., 1996.
- Основы политической науки / Под ред. В. П. Пугачева. В 2-х ч. Ч. 2. М., 1993.
- Павлов И. П. Двадцатилетний опыт объективного изучения высшей нервной деятельности (поведения) животных. М., 1973.
- Павлова Л. П., Романенко А. Ф. Системный подход к психофизиологическому исследованию мозга человека. Л., 1987.
- Парыгин Б. Д. Социальная психология, как наука. Л., 1967.
- Пиз А. Язык жестов. Пер. с англ. Воронеж, 1992.
- Платонов К. К. Личность как социально-психологический феномен // Социальная психология / Под ред. Г. П. Предвечного, Ю. А. Шерковина. М., 1975.
- Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986.
- Плохинский Н. А. Биометрия. 2-е изд. М., МГУ, 1970.
- Политологи: Энциклопедический словарь / Общ. ред. и сост. Ю. И. Аверьянов М., 1993.
- Попов А. С. Синтаксическая структура современных газетных заглавий и ее развитие // Развитие синтаксиса современного русского языка. М., 1966.
- Попов Н. П. Индустрия образов: Идеологические функции средств массовой информации в США. М., 1986.
- Прангишвили А. С. Проблема установки на современном уровне ее разработки грузинской психологической школой // Психологические исследования, посвященные 85-летию со дня рождения Д. Н. Узнадзе. Под ред. А. С. Прангишвили. Тбилиси, 1973.
- Проблемы стереотипа в средствах массовой информации // Журналист. Пресса. Аудитория / Под ред. С. В. Смирнова. СПб., 1991. Вып. 3.
- Психология: Словарь. Изд. 2-е / Под ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевско-го. Сост. Л. А. Карпенко. М., 1990.
- Реклама от, А до Я. Словарь. Казань, 1992.
- Ронгинский В. М. Семантическая структура газетных заголовков и проблема их актуализации // Проблема лексической и категориальной семантики. Вып. 2. Симферополь, 1982.
- Рубакин Н. А. Избранное. В 2-х т. Т. 1. М., 1975.
- Рубинштейн С. Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959.
- Рубинштейн С. Л. Эмоциональные процессы // Основы общей психологии. М., 1940.
- Сафонов А. А. Стилистика газетных заголовков // Стилистика газетных жанров. М., 1981.
- Седов Л. Элита в контексте президентских выборов 1996 года // Власть. 1996. № 8.
- Секреты рекламного текста // Реклама. 1991. №№ 1−2.
- Семенов В. Е. Искусство как межличностная коммуникация: (социально-психологическая концепция). СПб., 1995.
- Сенека. Честерфильд. Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992.
- Серое Н. В. Лечение цветом. Мода и гармония. СПб., 1993.
- Симонов П. В., Ершов П. М. Темперамент. Характер. Личность. М., 1984.
- Смирнова Н. И. Сопоставительное описание элементов русской и английской кенесической коммуникации // Национально-культурная специфика речевого поведения. М., 1977.
- Смысл снимка// Советское фото. 1980. № 1.
- Собенин А., Гельман Э., Каюнов О. Политический климат в России 1991— 1993 гг. // Мировая экономика и международные отношения. 1993. № 9.
- Советский плакат. М., 1986.
- Советский энциклопедический словарь. М., 1980.
- Современная реклама. Тольятти, 1995.
- Соколов А. В. Введение в теорию социальной коммуникации. СПб., 1996.
- Соломин Ю. Н. Кризис культуры и жизненная перспектива человека XX века // Гуманитарные науки: из опыта теоретической интерпретации. СПб., 1993.
- Станиславский К. С. Работа актера над собой. М., 1951.
- Суть ничто, имидж — все // Эхо планеты. 1996. № 42.
- Сухаревский JI. М. Мимика как объективный фактор выражения личности // Проблемы личности. М., 1969.
- Тарабукин Н. И. Искусство дня. М., 1925.
- Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Вып. 2. 4.2. СПб., 1996.
- Трусов В. П. Современные психологические теории личности. Л., 1991.
- Тугенхольд Я. Плакат // Газетный и книжный мир. М., 1926.
- Успенский Б. А. Избранные труды. Семиотика истории. Семиотика культуры. В 2-х т. Т. 1.М., 1996.
- Ученова В. В., Старых Н. В. Как родилась реклама. М., 1992.
- Феофанов О. А. Стереотип и «имидж» в буржуазной пропаганде//Вопросы философии. 1985. № 6.
- Фрейд 3. Неудовлетворенность культурой. М., 1990.
- Фрейд 3. Психология бессознательного. М., 1989.
- Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.
- Хазагеров Г. Г. Функции стилистических фигур в газетных заголовках (по материалам «Комсомольской правды»): Автореф. канд. дис. Ростов-на-Дону, 1984.
- ХейаенгаЯ. Человек играющий. М., 1992.
- Хитаров Дм. Промежуточный финиш // Итоги. 1997. 24 июня.
- Хамская Е. Д. Нейропсихология. М., 1987.
- Хотинец В. Ю. Вопросы теории познания: новые подходы //Человек: внутреннее и внешнее. Ижевск, 1993.
- Художественная коммуникация и семиотика / Отв. ред. Ю. Б. Борев. М., 1986.
- Чичановский А. А. Национальная система массовой коммуникации атнопо-литические процессы// Социологические исследования. 1996. № 12.
- Чуланов Ю. Г. Политология. СПб., 1993.
- Шаран П. Сравнительная политология. В 2-х ч. М., 1992.
- Швейцер А. Д. Перевод и лингвистика. О газетно-информационном и военно-публицистическом переводе. М., 1973.
- Шеннон К. Работы по теории информации и кибернетики. Пер. с англ. М., 1965.
- Шепель В. М. Имиджелогия: секреты личного обаяния. М., 1994.
- Шеперд Г. Нейробиология. М., 1987.
- Шерковин Ю. А. Процессы памяти и массовая коммуникация. М., 1983.
- Шерковин Ю. А. Пропаганда: социально-психологический аспект//Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975.
- Шерковин Ю. А. Психологические проблемы массовых информационных процессов. М., 1973.
- Шерковин Ю. А. Убеждение, внушение и пропаганда//Вести. Моск. ун-та. Сер. XI. Журналистика. 1969. № 5.
- Шестопал Е. Б. Выборы прошли: пейзаж после битвы // Полис. 1997. № 1.
- Шестопал Е. Б., Новикова-Грунд М. В. Восприятие образов двенадцати ведущих политиков России (психологический и лингвистический анализ) // Полис. 1996. № 5.
- Шестопал Е. Б. Очерки политической психологии. М., 1990.
- Школьник JI. С., Тарасов Е. Ф. Язык улицы. М., 1977.
- Шопенгауэр А. Эристика или искусство спорить. СПб., 1893.
- Штангль А. Язык тела. Пер. с нем. Дюссельдорф, 1977.
- Щекотав С. И. Смысловые отношения между текстом и фотографией в газете // Языки композиции газетного текста: теория и практика. Свердловск, 1987.
- Юрьев А. И. Введение в политическую психологию. СПб., 1992.
- Юнг К. Г. Архетип и символ. М., 1991.
- Ядов В. А. Тайна лжи. Заметки о теории и методах буржуазной пропаганды. М., 1963.
- Якобсон П. М. Эмоциональный фактор в пропагандистском воздействии // // Проблемы социальной психологии и пропаганды. М., 1971.
- Яковлев И. Мировоззрение Ельцина зигзаги эволюции // Власть. 1996. № 6.
- Ahcarian G., Sovie J. W. (ed) Social psychology and political behavior- problems and prospects. Columbus. 1971.
- Albig W. Modern public opinion. N. Y., 1956.
- Benoit J. P., Benoit Ph., Lech J.-M. La politique a 1'afFects. Affiches electorals et publicite politique. 1965−1986. Paris, 1986.
- Herman M. G. Assesing personality at a distance: A profile of Ronald Reagen// // Quarterly report. The Ohio State University. 1983. Vol 7. N 6.
- Hermann M. G. (ed.) Political psychology. San Francisco. 1986.
- Hubert R., Ungurait D., Born T. Mass media. N. Y.- L., 1979.
- Honey J. Does accent matter? Faber, 1989.
- How Tony Blair Won // Newsweek. 1997, 12 May.
- Jaros D., Grant L. V. Political behavior: choices and perspectives. N.Y., 1974.
- Keller P., Hitchens C. Callaghan: The Road to number 10. Cassell, 1986.
- Klemman P. The Saatchi and Saatchi story Weindenfeld and Nicolson, 1987.
- Knutson J. (ed.) Handbook of political psychology. San Francisco, 1973.
- Lane R. E. Political man. N.Y., 1972.
- Lasswell H. D. Politics, personality and social science in the twentieth century- essays in honor. Chicago, 1969.
- Lee A. How to understand propaganda. N.Y., 1952.
- Lee A., Lee E. B. (ed.) The fine art of propaganda- a study of Father Coughlin’s speeches. N.Y., 1939.
- Lerner A. W. The manipulators personality and politics in Multiple per spectives. L., 1990.
- Lippman W. Public opinion. L., 1922.
- Long S. (ed.) The handbook of political behavior. N.Y., 1981.
- Media Studies. Reader. Edinburgh, 1996.
- Michelson S. The electric mirror. Politics in an age of television. N.Y., 1972.
- Miller M. Plain speaking- an oral biography of Harry S. Truman. N.Y., 1973.
- MirrowN. N., Martin J. В., Mitchell С. M. Presidental television. N.Y., 1973.
- Molloy J. T. Dress for success. N.Y., 1972.
- Money-Kirle R. Psychoanalysis and politics. L., 1952.
- Politics and human nature / Ed. by Forbers Y., Smith S. L., 1983.
- Politics and psychology Contemporary psychodinamic perspectives/Ed. by Offerman-Zuckerberg J. N.Y., 1991.
- Pulzer P., Julious G. Political representation and political elections in Britain. L., 1967.
- Renshon S. A. Psychological needs and political behavior: a theory of personality and political efficasy. N. Y., 1974.
- Robins R. S. (ed.) Psychopathology and political leadership. New Orleans, 1977.
- Rogerson S. Propaganda in the next war. N.Y., 1972.
- Rose R. Ordinary people in public policy. A behavioral analisis. L., 1989.
- Schudson M. The power of news. Harward, 1996.
- Smith M. B. A map for the analysis of personality and politics// J. soc.'issues. 1968. Vol. 24.
- Social psychology and political behavior: problems and perspect/ Ed. by Abca-rian G., Soul J. W. Ohio, 1971.
- The american heritage pictorial history of presidents of The United States. Vol. 1. N.Y., 1986.