Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Медико-социальная характеристика девушек-подростков с первичной дисменореей и организация их комплексного лечения в амбулаторных условиях

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Оценка качества жизни занимает особое место среди функциональных параметров используемых для оценки эффективности комплексных методов лечения и прогнозирования исходов заболевания. ВОЗ определяет качество жизни как «восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуральных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами» (WHOQOL… Читать ещё >

Содержание

  • СПИСОК СОКРАЩЕНИЙ
  • ГЛАВА I. ПЕРВИЧНАЯ ДИСМЕНОРЕЯ: УДЕЛЬНЫЙ ВЕС, ЭТИОЛОГИЯ, ПАТОГЕНЕЗ, СОЦИАЛЬНО-ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ, КЛИНИКА, ПРИНЦИПЫ ЛЕЧЕНИЯ
    • 1. 1. Удельный вес первичной дисменореи
    • 1. 2. Классификация
    • 1. 3. Этиология и патогенез первичной дисменореи
    • 1. 4. Клиническое течение первичной дисменореи
    • 1. 5. Диагностика первичной дисменореи
    • 1. 6. Лечение первичной дисменореи
    • 1. 7. Профилактика первичной дисменореи
    • 1. 8. Исследование качества жизни пациентов с первичной дисменореей
  • ГЛАВА II. ОБЪЕКТЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ
    • 2. 1. Материалы исследования
    • 2. 2. Методы исследования
  • ГЛАВА III. ОСОБЕННОСТИ ФИЗИЧЕСКОГО, ПОЛОВОГО РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ МЕНСТРУАЛЬНОЙ ФУНКЦИИ У ДЕВУШЕК -ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНОЙ ДИСМЕНОРЕЕЙ
    • 3. 1. Сравнительная характеристика групп исследования
    • 3. 2. Состояние физического развития
    • 3. 3. Гинекологическое исследование
    • 3. 4. Сравнительный анализ становления менструальной функции у девушек-подростков в группах исследования
    • 3. 5. Особенности клинической картины первичной дисменореи у пациенток основной группы
    • 3. 6. Результаты исследования качества жизни девушек-подростков с первичной дисменореей
  • ГЛАВА IV. МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХО-СОЦИАЛЫ1АЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНОЙ ДИСМЕНОРЕЕЙ
    • 4. 1. Медико-социальные факторы, влияющие на формирование первичной дисменореи
    • 4. 2. Психологические факторы
    • 4. 3. Характеристика репродуктивных установок и личностных особенностей девушек-подростков
    • 4. 4. Разработка методики прогноза первичной дисменореи методом дискриминантного анализа, на основании анамнеза и с учетом влияния медико-социальных факторов
  • ГЛАВА V. АНАЛИЗ ВЕДЕНИЯ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ С ПЕРВИЧНОЙ ДИСМЕНОРЕЕЙ В УСЛОВИЯХ МКДМЦ ПЕТРОГРАДСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
    • 5. 1. Сравнительная характеристика объемов терапии первичной дисменореи
    • 5. 2. Результаты исследования качества жизни девушек-подростков с первичной дисменореей после лечения
    • 5. 3. Расчет экономических затрат, обусловленных первичной дисменореей
    • 5. 4. Экономические потери от пропусков занятий
    • 5. 5. Расчет экономических потерь, обусловленных временной. утратой трудоспособности
    • 5. 6. Экономический эффект
  • ГЛАВА VI. МЕДИКО-ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ АМБУЛАТОРНОЙ ПОМОЩИ ДЕВУШКАМ — ПОДРОСТКАМ С ПЕРВИЧНОЙ ДИСМЕНОРЕЕЙ
    • 6. 1. Медико — организационные особенности амбулаторной помощи девушкам — подросткам с первичной дисменореей
    • 6. 2. Анализ врачебного подхода к ведению девушек-подростков с первичной дисменореей в амбулаторных условиях

Медико-социальная характеристика девушек-подростков с первичной дисменореей и организация их комплексного лечения в амбулаторных условиях (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования.

На современном этапе развития Российского государства демографическая ситуация диктует необходимость приоритетного внимания к состоянию здоровья детей и подростков, оказывающего непосредственное влияние на репродуктивный потенциал общества.

Здоровье детей и подростков стало предметом рассмотрения и содержания многих правовых документов, так как именно дети и подростки становятся одной из наиболее социально уязвимых групп населения (Щепин О.П., 1992; Ве-селов Н.Г. 1993; Баранов A.A., 1999).

В современных, сложных социально-экономических, условиях растет уровень заболеваемости среди девочек-подростков. За последние годы общая заболеваемость выросла на 17,2% за счет болезней эндокринной системы, психических расстройств и расстройств поведения, новообразований и врожденных аномалий развития. При этом заболеваемость девочек-подростков выше заболеваемости юношей на 10−15% (Шарапова О.В., 2002).

Происходит рост общей заболеваемости практически по всем группам болезней за счет ускоренного перехода острых форм в рецидивирующие и хронические, нарастания первичной хронической патологии (Орел В.И., 1998;).

Многие исследователи отмечают ухудшение соматического и тесно связанного с ним репродуктивного здоровья подростков с возрастом. Так, Медведев В. П., Куликов A.M. (1998) отмечают, что 75% девочек — подростков имеют хронические соматические заболевания, 10−15% имеют гинекологические заболевания, влияющие на репродукцию.

Проблема репродуктивного здоровья девушек — это, прежде всего, социальная проблема (Богатырева B.C., Цирпина В. И., 2000).

В настоящее время особое значение приобретает профилактика заболеваний репродуктивной системы подросткового периода. Поэтому представляется важным наблюдение за развитием полового созревания, предупреждением, прогнозированием, ранним выявлением и своевременной коррекцией возможных патологических состояний в становлении репродуктивной функции (Серов В.Н. и соавт., 1993; Гуркин Ю. А., 1998; 1999).

Одной из важнейших задач подростковой гинекологии является изучение медико — социальных факторов, влияющих на формирование функциональных расстройств менструального цикла в пубертатном возрасте (Баласанян В.Г., 2002).

Влияние на формирование репродуктивного здоровья оказывают медико-социальные факторы, такие как: состояние здоровья членов семьи, условия жизни, жилищные условия, социальное положение родителей, их профессия, взаимоотношения между членами семьи, вредные привычки членов семьи и др. (Юрьев В.К., 1989; Чурьянова М. И., Круглова И. И., 1994; Веселов Н. Г., Орел В. И., 1993; Баласанян В. Г. с соавт., 2000; Кротин П. Н. с соавт., 2001).

Основные проблемы сохранения репродуктивного потенциала могут решаться благодаря совершенствованию гинекологической помощи подросткам в амбулаторных условиях, разработке и внедрению системы комплексного подхода к раннему прогнозу, диагностике, лечению, диспансерному наблюдению и реабилитации гинекологических заболеваний. Ранний прогноз должен включить в себя комплексную оценку медико-социальных аспектов репродуктивного, соматического здоровья подростка (Прилепская В.Н., Межевитинова Е. А., 2000; Баласанян В. Г. с соавт., 2000; Кротин П. Н. с соавт., 2001; Долженко И. С., 2002; Гуркин Ю. А., 2003).

Среди функциональных расстройств менструального цикла в подростковом возрасте наиболее часто встречается первичная дисменорея, профилактика и лечение которой представляет значительные трудности. Изучение высокой распространенности дисменореи является важным аргументом в обосновании пристального изучения данной проблемы, которая занимает ведущее место в структуре гинекологических заболеваний подростков.

Болевые ощущения, продолжающиеся длительное время, формируют у подростка в центральной нервной системе устойчивую патологическую систему (Крыжановский Г. Н., 1979). По мере усиления болевого синдрома и снижения трудовых возможностей у больных усиливаются депрессивные тенденции, которые приводят к ограничению способов борьбы с болью, нарушению социальной и профессиональной адаптации. Высокий уровень невротизации больных, который повышается по мере усиления болевого синдрома, является предпосылкой более высокой чувствительности к боли.

Циклический болевой синдром оказывают пагубное воздействие на больного, его семью, окружающих (Сметник В.П., Тумилович Л. Г., 1997; Кутушева Г. Ф., 2001). Наличие боли сопряжено с появлением особенностей поведения и изменений личности, психосоциальным стрессом в связи со снижением возможностей функционирования (Микиртумов Б.Е., 1988; Bachanas P.J., Blount R.L., 1996; Main C.J., Watson P.J., 1996), что, несомненно, приводит к снижению качества жизни пациента (Петрова H.H., 2002).

Оценка качества жизни занимает особое место среди функциональных параметров используемых для оценки эффективности комплексных методов лечения и прогнозирования исходов заболевания. ВОЗ определяет качество жизни как «восприятие людьми своего положения в жизни в контексте культуральных и ценностных ориентаций и в соответствии с их собственными целями, ожиданиями, стандартами и заботами» (WHOQOL, 1993). Качество жизни — индивидуальная способность человека к функционированию в обществе, отражающее комплекс физических, эмоциональных, психических и интеллектуальных характеристик. Качество жизни (КЖ) меняется в зависимости от способности выполнять основные физиологические функции, от наличия или отсутствия болевых ощущений и способности человека к самореализации (Groll S., et all., 1991; Klang В., Clyne N., 1997; Gollinelli D" 1998; Петрова H.H., 2002).

По данным разных исследователей дисменорея составляет от 8 до 82% (Avant R.F., 1988; Creatsas G.N. et.al., 1988; Deligeoroglou E. 1996, 2000).

Молодые женщины, страдающие дисменореей с менархе по характеру гормональных нарушений составляют группу риска в виде стойкого функционального бесплодия и гормонально-зависимых пролиферативных процессов в органах — мишенях (Терешин А.Т., 1993).

Раннее выявление группы риска для своевременной диагностики дисме-нореи и адекватного лечения, позволит избежать многочисленных осложнений, диагностических ошибок, не всегда оправданных оперативных вмешательств (Аветисова J1.P., 1990).

Длительно существующая боль, оказывая влияние на общее самочувствие, работоспособность, взаимоотношения подростка с его окружением, оказывая влияние на эмоциональную, психическую сферу может в дальнейшем оказать влияние и на внутрисемейные отношения (Сметник, В.П., Тумилович Л. Г., 1997; Кутушева Г. Ф., 2001).

Первичная дисменорея (1ДМ) это наиболее частая причина отсутствий девочек в школе и молодых женщин на рабочем месте (Bergsjo Р., 1979; Widholm О., 1979; Svanberg L., Ulmsten U., 1981; Andersch В., Milsom J., 1982). Потеря рабочих часов из числа школьных дней девушки — подростка в результате (ЩМ) имеет национальную экономическую важность (Carey Н.М., 1975; Andersch В., Milsom J., 1982, 1984; Milsom J., Andersch В., 1985, 2002).

Ylikorkala О. и Dawood MY.(1978), ссылаясь на социальные эпидемиологические исследования, отмечают, что ежегодные экономические потери в результате дней нетрудоспособности среди работающих женщин и учащихся подростков с дисменореей составляют 2 млрд долларов ежегодно. В работе выявлена достоверная зависимость денежных затрат от количества отсутствия на работе/ школе. Авторы отмечают, что дисменорея является одной из обычных причин периодического отсутствия молодых женщин на работе/школе, что в свою очередь объяснило потерю 140 млн/час ежегодно, только в Америке. В США, где женское население составляет 42% активного взрослого населения, цифры утраченных рабочих часов составляют 600 млн (Waite L.J., 1988).

Низкая информированность населения и недостаточная доступность медико-социальной помощи приводят к позднему обращению подростка к гинекологу (через несколько лет от начала болезненных менструаций) и требуют новых организационных решений.

Разработка единого подхода к оценке медико-социальных факторов, влияющих на формирование (1ДМ) и качество жизни, единого подхода к прогнозу, оценке симптомов первичной дисменореи любой степени тяжести, комплексному лечению, реабилитации, профилактическим мероприятиям, создание и развитие сети медико-социальных отделений (Молодежных консультаций), направленных на своевременную помощь подросткам с гинекологическими заболеваниями, несомненно, повлечет уменьшение экономических потерь и повысит репродуктивный потенциал молодых женщин.

Цель исследования: повышение репродуктивного потенциала девушек-подростков за счет внедрения комплексных методов профилактики и лечения, направленных на снижение заболеваемости первичной дисменореей в периоде полового созревания.

Для реализации указанной цели были поставлены следующие основные задачи:

1. Оценить распространенность первичной дисменореи у девушек-подростков в периоде полового созревания.

2. Дать медико-социальную характеристику и выявить особенности репродуктивных установок девушек-подростков с первичной дисменореей.

3. Выявить прогностические критерии факторов риска первичной дисменореи и разработать методику прогнозирования формирования первичной дисменореи в пубертатном периоде.

4. Провести анализ эффективности существующих форм амбулаторного лечения девушек-подростков с первичной дисменореей.

5. Разработать алгоритм комплексного подхода к профилактике, лечению и реабилитации девушек-подростков с первичной дисменореей в амбулаторных условиях.

Научная новизна исследования. Впервые дана комплексная медико-социальная характеристика девушек с первичной дисменореей с учетом медико-социальных факторов, их репродуктивных и личностно-психологических установок.

Впервые разработана методика прогноза формирования первичной дисме-нореи.

Впервые дана оценка эффективности комплексного лечения с оценкой качества жизни, определением уровня тревожности и типа отношения к болезни.

Дана экономическая оценка системной профилактики и лечения первичной дисменореи.

Впервые разработан алгоритм комплексного ведения пациенток, что позволило повысить уровень их обслуживания в амбулаторных условиях.

Внедрение результатов исследования. Результаты исследования внедрены в работу Комитета по здравоохранению Санкт-Петербурга, в работу Центра охраны репродуктивного здоровья подростков г. Челябинска, Уральской государственной медицинской академии дополнительного образования, кафедры подростковой медицины и валеологии СПб МАПО, кафедры детской и подростковой гинекологии СПб ГПМА. Материалы диссертации использованы при написании практических рекомендаций по профилактике инфекций передающихся половым путем, ВИЧ-инфекции, СПИДа, отражены в учебно-методическом пособии «Как уберечь подростка от СПИДа» (2003г). По теме диссертации опубликовано 13 научных работ.

Практическая значимость определяется результатами исследования, позволяющими разработать алгоритм медицинской и социально-психологической помощи девушкам-подросткам на поликлиническом уровне. Предложенная методика прогноза формирования заболевания дает возможность врачам-педиатрам и подростковым гинекологам своевременно проводить профилактические мероприятия, повысить уровень медицинской информированности девушек-подростков. Выявленные закономерности динамики показателей качества жизни могут быть использованы врачами-специалистами для оценки циклического болевого синдрома, тяжести заболевания и эффективности лечения.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Первичная дисменорея является самым частым гинекологическим заболеванием в периоде полового созревания.

2. Оценка медико-социальных факторов, влияющих на формирование первичной дисменореи, дает возможность прогнозировать развитие данной патологии.

3. Длительное существование боли и сопутствующих симптомов при первичной дисменорее приводит к снижению качества жизни девушек-подростков.

4. Прогнозирование, комплексное лечение, реабилитация девушек-подростков с первичной дисменореей позволят снизить уровень тяжелых форм и рецидивов первичной дисменореи, улучшить качество их жизни, уменьшить экономические потери.

5. Создание и развитие сети медико-социальных отделений (Молодежных консультаций), направленных на раннюю профилактику, диагностику, комплексное лечение и реабилитацию гинекологических заболеваний-наиболее эффективная форма комплексного подхода в повышении репродуктивного потенциала молодых женщин.

Апробация материалов исследования.

Результаты научных исследований были доложены и обсуждены на: III Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии (Пермь, 1999), Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии (Москва, 2000), IV Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии (Санкт-Петербург, 2001), V Всероссийской конференции по детской и подростковой гинекологии (Санкт-Петербург, 2003), Городской конференции детских и подростковых гинекологов (Санкт-Петербург, 2003), Заседании руководителей акушерско-гинекологической службы (Санкт-Петербург, 2004).

Роль автора в выполнении работы. Автор находился у истоков организации медико-социальной службы для подростков Петроградского района г. Санкт-Петербурга, внедряя на практике основные положения и результаты диссертационной работы. Автор самостоятельно оценил распространение первичной дисменореи среди подростков, изучил их качества жизни и дал оценку репродуктивным установкам подростков с первичной дисменореей. Самостоятельно выполнен анализ данных анкетирования подростков и их родителей, определена степень влияния на формирование первичной дисменореи медико-социальных факторов риска и разработана методика прогноза заболевания. Автором разработан алгоритм комплексного ведения первичной дисменореи и дана оценка клинической и экономической эффективности лечения (доля личного участия 100%). В проведении экспертно-психологических методик доля автора составила 90%. Доля личного участия автора в обработке материалов составила 85%.

Объем и структура диссертации:

Текст диссертации изложен на: 198 страницах машинописного текста, иллюстрирован 81 таблицей, 10 рисунками, 1 схемой. Диссертация состоит из введения, 6 глав, заключения, выводов, практических рекомендаций, списка литературы, 11 приложений. Библиографический указатель содержит: 288 источников, из них 166 отечественных, 122 — зарубежных.

ВЫВОДЫ.

1. Первичная дисменорея, отмеченная у 33,8% девушек-подростков, является самой распространенной гинекологической патологией в периоде полового созревания и в значительной степени зависит от выявленных медико-социальных факторов.

2. Методика прогнозирования первичной дисменореи, разработанная с учетом медико-социальных факторов, позволяет своевременно провести профилактические мероприятия и при необходимости комплексное лечение, тем самым значительно снизить количество тяжелых форм заболевания и экономические потери.

3. Качество жизни девушек-подростков с первичной дисменореей существенно снижено по всем функциональным параметрам. Первичная дисменорея негативно влияет на психо-эмоциональное состояние и обуславливает особенности репродуктивных установок девушек-подростков.

4. Экономическая эффективность комплексного ведения подростков с первичной дисменореей, на основании разработанного алгоритма, несмотря на повышенную первоначальную затратность, более чем в 2 раза выше традиционной терапии за счет более высокой эффективности и снижения количества рецидивов.

5. Медико-социальные отделения (Молодежные Консультации) — оптимальная форма для проведения профилактической работы и оказания комплексной помощи и реабилитации девушкам-подросткам с первичной дисменореей.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Представленные материалы могут быть использованы при организации медико-социальных отделений детских лечебно-профилактических учреждений по типу Молодежных Консультаций, оказывающих информационную, профилактическую, комплексную специализированную и социально-психологическую помощь девушкамподросткам.

2. С целью ранней профилактики заболевания и своевременной коррекции состояния, снижения количества тяжелых форм и рецидивов первичной дисменореи целесообразно включить разработанную методику прогноза формирования первичной дисменореи в существующие профилактические программы для школьниц.

3. Для повышения эффективности оказания гинекологической помощи девочкам-подросткам в поликлинической сети рационально использовать алгоритм ведения пациентов с первичной дисменореей, включающий ранний прогноз, формирование и наблюдение диспансерной группы, своевременное комплексное лечение и профилактику тяжелых форм заболевания с привлечением медицинских психологов и психотерапевтов.

4. При ведении девушек-подростков с первичной дисменореей врачам — подростковым гинекологам необходимо учитывать медико-социальные факторы риска формирования заболевания, низкие показатели качества жизни как при разработке методологических подходов к оказанию медико-консультативной помощи подросткам, так и в качестве конкретного инструмента по оптимизации охраны репродуктивного здоровья подростков.

5. В учебном процессе при подготовке студентов и при последипломном образовании в медицинских ВУЗах предусмотреть использование методических подходов, направленных на снижение первичной дисменореи и совершенствование лечебно-профилактической помощи девушкамподросткам.

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой