Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Диагностика социально-личностных компетенций психосоматического здоровья человека: конструирование и стандартизация Мультимодального Интегративного опросника МИО-1

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В последние годы происходит пересмотр роли факторов, детерминирующих здоровье. Научные факты говорят о необходимости обратить внимание, прежде всего, на охрану психического здоровья (Зейгарник Б.В., 2000), первичную профилактику и формирование здорового образа жизни (Лисицин Ю.П., 2002; Брехман И. И., 1990 и др.), который, по данным ряда авторов (Лисицин Ю.П., 1998; Миняев В. А., Вишняков Н. И… Читать ещё >

Содержание

  • Список использованных сокращений
  • Глава 1. Анализ теоретических представлений о проблеме здоровья и его оценки
    • 1. 1. Основные подходы к определению понятия «здоровье» в системе 11 наук о человеке
    • 1. 2. Факторы психосоматического здоровья человека
    • 1. 3. Социально-личностные компетенции, способствующие сохранению 31 и развитию психосоматического здоровья
    • 1. 4. Проблема диагностики психосоматического здоровья человека
  • Глава 2. Организация и методы разработки 'и стандартизации опросника МИО
    • 2. 1. Основные принципы создания методики диагностики социально- 43 личностных компетенций в области психосоматического здоровья
    • 2. 2. Организация и этапы разработки опросника диагностики 47 социально-личностных компетенций. Характеристика выборки
    • 2. 3. Методы, использованные для проверки валидности опросника 52 диагностики социально-личностных компетенций
  • Глава 3. Интегративная модель диагностики социально- 55 личностных компетенций. '
  • Глава 4. Психометрические характеристики мультимодального интегративного опросника МИО
    • 4. 1. Конструирование базовых шкал опросника МИО
    • 4. 2. Содержание базовых шкал опросника МИО
    • 4. 3. Контрольные шкалы опросника МИО
    • 4. 4. Анализ конструктной валидности МИО
  • Заключение
  • Выводы '
  • Приложение 1. Руководство по использованию опросника
  • Список литературы

Диагностика социально-личностных компетенций психосоматического здоровья человека: конструирование и стандартизация Мультимодального Интегративного опросника МИО-1 (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблема сохранения здоровья человека ставится сегодня в один ряд с вопросами таких фундаментальных наук, как физика, химия, биология (Никифоров Г. С., 2003). По своей практической значимости и актуальности она считается одной из сложнейших в современной науке, не уступающей таким направлениям, как охрана природы, окружающей среды. Изучение путей сохранения и развития человеческого здоровья на индивидуальном и популяционном уровнях в изменяющихся условиях космопланетарной среды становится одним из эпицентров научной мысли, важнейшей комплексной проблемой современной науки (Казначеев В.П., 1988).

В последние годы происходит пересмотр роли факторов, детерминирующих здоровье. Научные факты говорят о необходимости обратить внимание, прежде всего, на охрану психического здоровья (Зейгарник Б.В., 2000), первичную профилактику и формирование здорового образа жизни (Лисицин Ю.П., 2002; Брехман И. И., 1990 и др.), который, по данным ряда авторов (Лисицин Ю.П., 1998; Миняев В. А., Вишняков Н. И., 2004; Исаев Д. Н. 1994, 2001 и др.), играет ведущую роль в этиологии и патогенезе современных заболеваний. Таким образом, первоочередным в сохранении и развитии здоровья становится формирование конструктивной активности человека по отношению к своему здоровью, его компетентность в вопросах собственного образа жизни (в широком смысле «жизненная компетентность»), как к средству достижения целей своего бытия.

Вместе с тем теоретические представления р сущности здоровья, его детерминации и структуре разработаны недостаточно (Никифоров Г. С., 2003; Васильева О. С., Филатов Ф. Р., 2001; Перре М, Бауман У., 2002; Карвасарский Б. Д., 2006; Сивакова Н. Н., 2002 и др.), отсутствуют комплексные методики оценки личностных факторов, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

В связи с этим встает проблема поиска диагностических методов, которые позволили бы оценить состояние психофизических резервов организма, препятствующих развитию как донозологических изменений состояния здоровья, так и устойчивых патологических состояний. В настоящее время необходимо создание комплексного метода оценки интрапсихических детерминант, позволяющих следовать здоровому образу жизни и способствующих сохранению и развитию здоровья человека, который бы отвечал требованиям системности, функциональности и технологичности. В связи с этим была сформулирована основная цель исследования.

Цель работы: разработка и апробация опросника предназначенного для оценки социально-личностных компетенций, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека (на основе мультимодального интегративного подхода).

В связи с этим были поставлены следующие задачи:

1. Сформулировать концептуальные положения холистической оценки социально-личностных компетенций (валеософический аспект). 0.

2. Провести анализ литературных источников по концептуальным и методическим вопросам определения, структуры и оценки здоровья, а также социально-личностных компетенций, способствующих его сохранению и развитию.

3. Разработать и апробировать опросник холистической оценки социально-личностных компетенций (валеометрический аспект).

4. Разработать рекомендации по использованию опросника.

Предметом исследования явилась интегративная диагностическая модель социально-личностных компетенций человека, ее содержание, структура и взаимосвязь ее компонентов с психическим здоровьем, качеством жизни и уровнем самоактуализации.

Объект исследования — люди с различным уровнем психосоматического здоровья в количестве 978 человек. t.

Гипотеза исследования: разработанный опросник, основанный на данных стандартизированного самоотчета является валидным и надежным инструментом диагностики социально-личностных компетенций человека в контексте изучения психосоматического здоровья.

Теоретико-методологическую основу исследования составили:

— идеи системно-деятельностного подхода (В.М. Бехтерев, Б. Г. Ананьев, C. J1. Рубинштейн, Б. Ф. Ломов, А. Н. Леонтьев, Е. П. Ильин и др.);

— концептуальные положения формирования идеальной нормы здоровья человека, представленные в гуманистической психологии (А. Адлер, А. Маслоу А., Г. Олпорт, К. Роджерс, В. А. Ананьев и др.);

— современные концепции здоровья представителей психофизиологического (Н.М. Амосов, В. П. Петленко, Г. Л. Апанасенко), социологического (Ю.П. Лисицин), эволюционного (В.П. Казначеев), психологического (В.А. Ананьев, Г. С. Никифоров, В.В. Колбанов), валеологического (И.И. Брехман).

Для решения поставленных задач в диссертационной работе использованы следующие методы: /.

— Психодиагностические (стандартизированные опросники, анкеты);

— Методы разработки и стандартизации психодиагностического инструментария (коэффициенты альфа Кронбаха, дельта Фергюсона, множественный коэффициент корреляции, частные коэффициенты корреляций и пр.) — *.

— Методы математико-статистической обработки данных (корреляционный и факторный анализ, t-критерий Стьюдента).

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается валидностью и надежностью психодиагностических методик, соответствующих цели и задачам исследования, реализацией интегративного подхода в исследовании, использованием адекватных современных методов математической статистики в соответствии с требованиями, установленными для разработки опросников и обработки эмпирических данных.

Научная новизна и теоретическая значимость:

• Сформулировано комплексное определение здоровья на основании мультимодального интегративного подхода к исследованию организма и психики человека. ;

• Разработана интегративная диагностическая модель оценки социально-личностных компетенций, описаны и обоснованы ее содержание и структура.

• Впервые, при создании опросника, направленного на диагностику уровня социально-личностных компетенций, способствующих сохранению и развитию здоровья человека, применен мультимодальный интегративный подход.

• Разработана методика комплексной холистической оценки уровня развития социально-личностных компетенций, обеспечивающих здоровье человека.

Практическая значимость: (.

• Разработанный метод позволяет оценивать уровень развития социально-личностных компетенций, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

• Предложенная методика позволяет выявлять «проблемные зоны» или «мишени» в структуре социально-личностых компетенций, что представляется в высшей степени актуальным в выполнении задач первичной и вторичной профилактики девиантного (в том числе аддиктивного и делинквентного) поведения, психосоматических болезней, реабилитации наркозависимых, реадаптации инвалидов и лиц, страдающих хроническими соматическими и психическими заболеваниями. 0.

• Предложенная диагностическая модель социально-личностных компетенций и разработанный опросник могут быть использованы в практике проектирования воспитательных систем образовательных учреждений, что позволит оптимизировать деятельность педагогов и увеличить эффективность учебно-воспитательного процесса.

• Результаты, полученные с помощью опросника, могут использоваться для реализации индивидуального подхода в системах оздоровления, в практиках физического и духовного совершенствования.

• Опросник может служить инструментом оценки эффективности широкого спектра социальных, психологических, медицинских и педагогических программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья населения.

Основные положения, выносимые на защиту.

1. С позиций мультимодального интегративного подхода, здоровье выступает как интегральное, системное свойство человека, заключающееся в способности реализовывать свои жизненно важные функции (физические, репродуктивные, психические, социальные, профессиональные, духовные) в различных областях жизнедеятельности.

2. Социально-личностные компетенции (CJIK) — это совокупность способностей, знаний, умений и навыков в интеллектуальной, волевой, телесной, эмоциональной, креативной, социальной и духовной сферах психосоматического здоровьяСШС имеют взаимопроникающую структуру и связаны со стремлением к самоактуализацииведущая роль в сохранении и укреплении здоровья принадлежит эмоциональной компетенции.

3. Разработанный на основе мультимодального интегративного подхода, стандартизированный Мультимодальный Интегративный Опросник МИО-1 является валидным и надежным инструментом диагностики и изучения системы социально-личностных компетенций в структуре здоровья человека.

4. Развитие социально-личностных компетенций способствует сохранению и укреплению здоровья человека, тогда как низкий уровень их развития является фактором риска возникновения психосоматических заболеваний.

Апробация результатов исследования.

Основные положения и результаты исследования доложены автором на научно-практической конференции «Актуальные вопросы детской социальной и клинической психиатрии, психологии и психопрофилактики» в 2002 г.- VI всероссийской конференции «Психология в школе: практический психолог-профессия нового века» в 2001 г.- 2-ой Международной научно-практической конференции «Профилактика потребления психоактивных веществ» в 2004 г.- первой международной научно-практической конференции «Психология образования: проблемы и перспективы» в 2004 г.

Внедрение результатов исследования.

Результаты данного исследования использовались в обучающих целях на курсах повышения квалификации педагогов школ Санкт-Петербурга в 2003;2004 годах, проводимого по заказу Комитета по образованию Санкт-Петербурга в рамках реализации городской целевой программы «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2002;2005 гг», а также в различных семинарах и тренингах с участием школьников и педагогов школ в 2002;2006 годах. В настоящее время основные идеи работы используются в деятельности городских ППМС центров, в курсе «Психология здоровья» для клинических психологов РГПУ им. А. И. Герцена (начиная с 2003 года) и в курсе «Аддиктивное поведение и наркология» для общих психологов РГПУ им. А. И. Герцена (начиная с 2002 года).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, выводов, библиографии из 317 наименований и приложений. Основное содержание работы изложено на 216 страницах, включает 78 таблиц и 3 рисунка.

Список использованных сокращений.

Опросник МИО-1.

Р1 — Шкала эффективности интеллектуального функционирования Р2 — Шкала объективности.

В1 — Шкала использования «западной стратегии жизни» (целеполагания) Т1 — Шкала телесной рефлексии и самоуправления' Т2 — Шкала отношения к здоровью ТЗ — Шкала телесного функционирования.

41 — Шкала имманентного оптимизма/пессимизма.

42 — Шкала эмоциональной уравновешенности.

43 — Шкала самопринятия.

44 — Шкала эмотивных навыков Ю — Шкала стремления к новизне К2 — Шкала интуитивности.

КЗ — Шкала использования «восточной стратегии».

01 — Шкала контактности.

02 — Шкала аффилиации «.

03 — Шкала конвенциональное™

04 — Шкала альтруизма.

Д1 — Шкала широты мышления.

Д2 — Шкала экологической компетентности.

ДЗ — Шкала ценностей.

Д4 — Шкала ответственности.

Д5 — Шкала социальной автономности (самодостаточности).

С1 — шкала заниженной самооценки.

С2 — шкала завышенной самооценки.

СЖ — шкала социальной желательности.

СО — шкала согласованности ответов .

Опросник SF-36.

SF1 — Шкала физического функционирования.

SF2 — Шкала ролевого функционирования, обусловленного физическим состоянием.

SF3 — Шкала интенсивности боли.

SF4 — Шкала общего состояния здоровья.

SF5 — Шкала жизненной активности.

SF6 — Шкала социального функционирования.

SF7 — Шкала ролевого функционирования, обусловленного эмоциональным состоянием.

SF8 — шкала психического здоровья.

Опросник SCL-90.

SCL1 — Шкала соматизации.

SCL2 — Шкала обсессивно-компульсивного параметра SCL3 — Шкала интерперсональной сенситивности SCL4 — Шкала депрессии.

SCL5 — Шкала тревоги SCL6 — Шкала враждебности SCL7 — Шкала фобической тревоги SCL8 — Шкала параноидного мышления SCL9 -Шкала психотицизма.

Опросник CAMOAJI.

SAM1 — Шкала ориентации во времени SAM2 — Шкала ценностей S АМ3 — Шкала взгляда на природу человека SAM4 — Шкала потребности в познании S АМ5 — Шкала креативности SAM 6 — Шкала автономности.

Выводы.

1. С позиций мультимодального интегративного подхода, здоровьеэто интегральное, системное свойство человека, заключающееся в способности реализовывать свои жизненно важные функции (физические, репродуктивные, психические, социальные, профессиональные, духовные) в различных областях жизнедеятельности. Здоровье по своей сути является целостным, холистичным и неделимым ноуменом, несводимым к сумме проявлений и влияющих на него факторов.

2. Интегративная диагностическая модель социально-личностных компетенций базируется на концепции развития здоровой личности В. А. Ананьева «Цветок потенциалов». Структура модели включает 22 параметра, объединенные с семь компетенций личности (интеллектуальная, волевая, телесная, эмоциональная, креативная, социальная и духовная). Социально-личностные компетенции являясь совокупностью способностей, знаний, умений, навыков в различных областях бытия человека способствуют сохранению и укреплению здоровья. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эмоциональной компетенции.

3. Апробация опросника, разработанного на основе интегративной диагностической модели социально-личностных компетенций, выявила высокую согласованность и специфичность шкал МИО-1.

4. Изучение конструктной валидности опросника показало его высокую дискриминативность относительно стандартизированных опросников SF-36,.

SCL-90, CAMOAJI, групп здоровых и больных людей.

5. Использованный при создании опросника метод частных коэффициентов корреляций является эффективным способом создания согласованных и высокоспецифичных групп утверждений, образующих шкалы опросника. Использованные методы математико-статистической обработки эмпирического материала (аппарат частных и множественных корреляций, вычисление коэффициентов альфа Кронбаха и дельта.

Фергюсона и т. д.) являются высокоэффективными для создания многофакторного опросника диагностики социально-личностных компетенций.

6. Опросник МИО-1, созданный на основе универсальной концепции.

Цветок потенциалов", является надежным и валидным средством изучения и диагностики социально-личностных компетенций, способствующих сохранению и укреплению здоровья человека.

7. Разработанный метод диагностики социально-личностных компетенций будет полезен: для выявления «мишеней» в реализации задач первичной и вторичной профилактики девиантного поведения и психосоматических расстройствв проектировании воспитательных систем образовательных учрежденийв целях реализации индивидуального подхода в различных системах оздоровления и самосовершенствованияв оценке эффективности различных социальных, психологических и медицинстких программисследованиях, направленных на изучение жизненной компетентности человека и т. д.

Заключение

.

Сохранение здоровья населения России надданный момент является одной из приоритетных национальных задач. Для ее выполнения требуется интеграция методологических основ различных дисциплин в подходах к определению понятия здоровья и создание эффективных инструментов его измерения. Острота проблемы сохранения здоровья нации требует от исследователей методов, позволяющих перевести полидисциплинарное поле теории в междисциплинарный подход практики. Имеющиеся в настоящее время методы оценки здоровья во многом узконаправленны, комплексные методы достаточно ресурсоемки, недостаточно системных, методологически выверенных методик.

В основу созданного метода оценки социально-личностных компетенций, входящих в состав жизненной компетентности индивидуума, способствующей сохранению и развитию здоровья человека, положена универсальная модель «Цветок потенциалов», созданная В. А. Ананьевым на основе мультимодального интегративного подхода. Модель включает в себя различные аспекты душевного, телесного, поведенческого, социального, эмоционального и интеллектуального здоровья человека.

Результатом работы стал опросник самооценки, состоящий из 22-х основных, 5-ти контрольных шкал и общим количеством утверждений — 490.

В процессе создания опросника МИО-1 был использован метод выделения третьей переменной и математический аппарат частных коэффициентов корреляций. Данные статистические процедуры обеспечили формирование высокоспецифичных групп утверждений, образующих основных шкалы опросника. Контрольный блок представлен шкалами лжи (социальной желательности), внимательности, согласованности ответов, заниженной и завышенной самооценки.

Стандартизация МИО-1 была проведена на контингенте молодежи 1825 лет. Практически все сформированные шкалы обладают большей дискриминативностью в левой части распределения, что делает их более чувствительными в зоне слабого развития компетенций. Это позволит проводить более тонкую и чувствительную диагностику в группах людей нуждающихся в пристальном психотерапевтическом внимании и коррекции.

Количество шкал и их наполнение утверждениями является скорее ориентировочным на данном этапе работы, что, однако, не снижает их диагностической ценности, в особенности для выявления групп риска по тем или иным компетенциям. Более полное описание выявленных феноменов требует дополнительных исследований.

Дальнейшая работа над опросником должна быть проведена в нескольких направлениях:

1) Необходимо более полно описать модель социально-личностных компетенций, раскрыть ее взаимосвязь с другими личностными конструктами, разработать ее понятийный аппарат и описать эволюцию в онтогенезе;

2) В соответствии с концептуальными решениями и полученным эмпирическим материалом скорректировать состав и количество базовых и контрольных шкал;

3) Провести стандартизацию опросника 'на контингенте других возрастов и социальных групп;

4) Продолжать накопление данных о конструктной валидности и надежности полученного опросника;

5) Разработать типологию на основе профилей основных и контрольных шкал.

В целом, можно сказать, что разработанный метода отвечает требованиям, предъявляемым психологическим опросникам. Инструмент служит для диагностики жизненной компетентности человека и рассчитан на широкий круг специалистов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. В.В. Психологические аспекты нарушения репродуктивного здоровья женщин. II Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  2. Ф. Психосоматическая медицина. Принципы и практическое применение. М., 2002. ^
  3. А.Н. Здоровье личности. // Вестник Балтийской Академии. Вып. 16.-1997 г.-С. 64−74.
  4. Н. М., Бендет Я. А. Здоровье человека М., 1984.
  5. .Г. Избранные психологические труды, В 2-х т. М., 1980
  6. .Г. Человек как предмет познания. — СПб.: Питер, 2001. 288 с.
  7. Ананьев В. А Психология здоровья .кн. 1,2. Речь., 2006
  8. Ананьев В. А Особенности дискретного типа личности в этиопатогенезе психосоматических расстройств. //Журн. Вестник психотерапии. СПб, 2003. -№>10(15).-с.45−55
  9. В.А. Введение в потрясающую психотерапию. II Журнал практического психолога. 1999. — N"7−8. — С. 41−71.
  10. В.А. Введение в психологию здоровья: Учебное пособие. СПб.: БПА, 1998. — 148 с.
  11. В.А. Легальные и нелегальные наркотики. Практическое руководство по проведению уроков профилактики среди подростков. 4.1,2, Издание 2-е, переработанное и дополненное. С.-П., «ИМАТОН», 2000 г.
  12. В.А. Психологическая адаптация и компенсация при заболеваниях внутренних органов: автореф. дисс.. докт. психол. наук. -СПб, 1999.
  13. Ананьев В. А, Давиденко Д. Н., Петленко В. П, Хомутов Г. А. Общая валеология: конспекты лекций / под ред. В. П. Петленко СПб.:Балтийская педагогическая Академия, 2000.
  14. Ананьев В. А, Давиденко Д. Н, Петленко В. П, Хомутов Г. А. Этюды валеологии. / Под общ. ред. Д. Н. Давиденко СПб.: СПб ГТУ, БПА, 2001.
  15. Ананьев В. А, Малыхина Я. В, Васильев М. А. Концептуальные основы системной профилактики девиантного поведения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2003.
  16. Ананьев В. А, Малыхина Я. В, Васильев М. А. Социально-психологический мониторинг школьной среды как элемент первичной профилактики аддиктивного поведения. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2002. ф
  17. О. А. Стресс и профессиональное здоровье педагога. // Психолог в школе. 2000. № ½. С. 100−107
  18. П. К. Очерки по физиологии функциональных систем. М., 1975.
  19. Г. JI. Здоровый образ жизни. JL, >988.
  20. Г. Л. Сущность и механизмы индивидуального здоровья. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 7−9.
  21. Г. Л., Науменко Р. Г. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида // Теория и практика физ. культуры. 1988. № 4 с. 29.
  22. М. Психология счастья. М., 1990.
  23. И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития: основы негэнтропийной теории онтогенеза. М.: Наука, 1982.
  24. P.M. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии.- М.: Медицина, 1979. 298 с.
  25. А.Г. Основы экологии М., Колос, 1996.
  26. В. Ю. Свободное тело. -М.: Институт общегуманитарных исследований, 2001 244с.
  27. Н.В. Проблемы репродуктивного здоровья и современного акушерства. // Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  28. Д.К. Генетика, общество, личность // Человек в системе наук. -М.: Наука, 1989.
  29. Ф. Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека.Л.: Наука, 1988.
  30. Ф.Б. Некоторые аспекты психической и психофизиологической адаптации человека. // Психическая адаптация человека в условиях Севера: Владивосток, 1980.
  31. В.М. Вопросы нервно-психическаго здоровья въх населенш Россш. СПб.: Типография 1-й СПб Трудовой Артели, 1911.
  32. В.М. Личность и услов1я ея развштя и здоровья: Речь, произнесенная 4-го сентября 1905 г. на втором съезде отечественных психиатров в г. Киев. СПб.: Издание К. Л. Риккера, 1905.
  33. И.В. Внимание. // Психология XXI века: Учебник для вузов / Под ред. В. Н. Дружинина. М.: ПЕР СЭ, 2003. с. 189−205.
  34. П.П. Избранные психологические произведения. М., 1964.
  35. Н.Г. Модель саногенетического мониторинга в сберегающей здоровье деятельности. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 27−28.
  36. Большая медицинская энциклопедия в 30-ти т. / под ред. Петровского Б.В.- М.: Советская энциклопедия, 1984.
  37. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. 3-е изд., доп. и перераб. — СПб.: Прайм-Еврознак, 2006. — 672 с.
  38. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б. Мещеряков, В. Зинченко, СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК, 2003. — 672 с.
  39. С.П. Курс клинических болезней и клинические лекции (В 2-х т.). -М.: Медгиз, 1950.
  40. Р. Метод Александера. -М.: София, 1997.
  41. Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: Норма и отклонения // М.: Педагогика, 1990.— 144 с.
  42. И.И. Валеология — наука о здоровье. 2-е изд., доп., перераб. -М.: Физкультура и спорт, 1990. — 208 с.
  43. И.И. Валеология наука о здоровье. — Л.: Наука, 1987.
  44. В., Кристиан П., Рад М. Психосоматическая медицина: Кратк. учебн., М.: ГЭОТАР МЕДИЦИНА, 1999.
  45. Л.Ф. Психодиагностика личности. Киев: Здоров’я, 1989.
  46. К. Дыхание: семь раз отмерь // Сов. Сибирь. 1987, 12 февраля.
  47. М.И., Беседы о детской психиатрии.— М., «Просвещение», 1986 г.
  48. А.П. О некоторых взглядах на проблему развития уровней здоровья. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 322−323.
  49. К. М., Курцин И. Т. Кортико-висцеральная патология, Л., 1960.
  50. Ф. Соч. в 2 т. 2-е изд., испр. и доп. М.: Мысль, 1971. Т. 1. — 567 с.
  51. О.С., Филатов Ф. Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Издательский центр «Академия», 2001.
  52. Ф. Е. Психология переживания. М.^Изд-во МГУ, 1984. С. 16, 31—58
  53. Л.И., Горьковая И. А., Ромицына Е. Е. Психологическая методика «Подростки о родителях» и ее практическое применение. — М.: Фолиум, 1994.
  54. .Т. Здоровье человека и окружающая среда. М., Новая школа, 1997.
  55. Н.Е., Ходырева Н. В. Психология здоровья // Вестник ЛГУ. Сер.6.- 1991. Вып. 4.
  56. Г. А. Роль мониторинговых исследований в оценке резервов здоровья и сберегающей здоровье среды. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. -СПб., 2002.-350 с. с. 50−51.
  57. Л.С. Мышление и речь. М., 1934.
  58. Л.С., Лурия А. Р. Этюды по истории поведения. -М., 1993.
  59. П.Я. К проблеме внимания // Доклады АПН РСФСР. 1958. № 3.
  60. П.Б. Клиника психопатий, их статика, динамика, систематика. Н. Новгород: Изд-во НГМА. 2000 — 124 с. ,
  61. JI.X., Квакина Е. Б., Уколова М. А. Адаптационные реакции и резистентность организма. Ростов н/Д: Изд-во Рост, ун-та, 1977. — 120 с.
  62. В.В., Пак В.А., Гагулин И. В., Гафарова А. В. Психология здоровья населения в России. Новосибирск: СО РАМН, 2002.
  63. Т.Г. Проблема сохранения психологического здоровья педагогов. // Материалы Самарского областного дистанционного педсовета, 2005.
  64. М.Н., Евтушенко В. Г. Душевное здоровье человека духовное здоровье нации. — М.: Институт психотерапии., 2004.
  65. Е.А. Психологические особенности детей и подростков, больных бронхиальной астмой (в связи с задачами профилактики психосоматических расстройств): Автореф. дисс.. канд. психол. наук.-- СПб, 2005.
  66. Дж. Исследование в психологии: методы и планирование. СПб.: Питер, 2004. !
  67. И.А. Почему умирают в России, как нам выжить? (факты и аргументы). М.: «МЕДИА СФЕРА», 1995. — 100 с.
  68. И.А., Полесский В. А. Актуальные вопросы практической валеологии // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. СПб., 1993. с. 25.
  69. И.Н. Социальная психология здоровья. Спб., 1999.
  70. Д.Н., Щедрин Ю. Н., Щеголев В. А. Здоровье и образ жизни студентов. / Под общ. ред. проф. Д. Н. Давиденко: Учебное пособие. СПб.: СПбГУИТМО, 2005. — 124 с. ¦
  71. В.Е., Чекалов А. Е. Здоровье как философская категория. // Журнал «Валеология», 1997, № 1, с. 8 -11.
  72. И.В. Проблемы причинности в медицине. М.: Медгиз, 1962.-176 с.
  73. Л.Д., Ральникова И. А. Психическое здоровье и защитные механизмы личности: Учебное пособие. Изд-во Алтайского государственного университета, 2000. 123 с.
  74. И.Б. Диагностика эмоционально-нравственного развития. -СПб.: Речь, 2002.
  75. Д.Г., Волков Н. А., Комаров Н. Н. Мониторинг здоровья студентов многопрофильного ВУЗа с использованием программы «ЭСКИЗ» (экспертная система коррекции индивидуального здоровья) // Валеология. № 1., 2003.
  76. Д. А., Дмитриева И. Р. Предупреждение употребления психоактивных веществ подростками: Практическое пособие по проведению тернинга. СПб.: СПбГУПМ, 2002.
  77. Е.А., Обыденная В. В. Значение диагностических компонентов в формировании здоровья дошкольников. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. -СПб., 2002.-350 с. с. 76−77.
  78. И.С. Гинекология детей и подростков. Особенности оценки репродуктивного здоровья девочек. // Актуальные вопросы гинекологии. Т.2. № 2, 2000.
  79. В.Н. Психология общих способностей СПб.: Издательство «Питер», 1999. — 368 с.
  80. М.С. Психология индивидуальных различий. М.: Планета детей, 1997.-328 с.
  81. О.П. Практикум по психологии личности. СПб.: Питер, 2001.
  82. В.Ю., Новоселова Е. В. Организация валеологического мониторинга в общеобразовательной школе. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеолбгов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 82−84. f
  83. Здоровье, развитие, личность / Под ред. Г. Н. Сердюковской, Д. Н. Крылова, У. Кляйптенер. М.: Медицина, 1990. — 336 с.
  84. Зейгарник Б.В. Das Behalten erledigter imd unerledigter undlungen // Psychologische Forschung. 1927. № 9.
  85. .В. Патопсихология. Под ред. А. С. Спиваковской / М.: Апрель Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. 576 с.
  86. .В., Холмогорова А. Б., Мазур Е. С. Саморегуляция поведения в норме и патологии // Психологический журнал. 1989. — № 2.
  87. Ф.Н., Ловыгина О. Н., Булатова Т. Е. Диагностика здоровья по электрическим параметрам кожи. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. -СПб., 2002. 350 е., с. 84−85.
  88. В.Н., Лупандин В. М. Исследованию проблем здравоохранения -социологический подход // Коммунист Украины, 1984, № 11 с.72−77.
  89. А .Я. Здоровье и болезнь в системе ценностных ориентаций человека. // Вестник АМН СССР, 1982. ,
  90. Е.П. Психология воли. СПб.: Питер, 2002. — 288 с.
  91. Е.П. Эмоции и чувства. СПб.: Питер, 2002. — 752 с.
  92. Д.Н. Психологический стресс и психосоматические расстройства в детском возрасте. Лекции. СПб.: ППМИ, 1994.
  93. Д.Н. Психопатология детского возраста: Учебник для вузов. -СПб.: СпецЛит, 2001.
  94. Г. Л. Исследование механизмов и эффективности психотерапии при нервно-психических заболеваниях. Л., 1982
  95. В.М. Формирование осознанного отношения к собственному здоровью у подростков. // Автореф. канд. психол. наук. М., 2002.
  96. В.П. Очерки теории и практики экологии человека. М.: Наука, 1983.
  97. В.П. Проблемы человекознания. М.: Исследовательский центр проблем качества спциалистов, 1997. — 352 с.
  98. В.П. Феномен человека. Новосибирск: Новосибирское книжно издательство, 1991.
  99. В.П. Экология человека: проблемы и перспективы // Экология человека. Основные проблемы. Сборник научных трудов, М.: Наука, 1988.
  100. В.П., Петленко В. П., Петленко С. В. Этюды интегральной медицины и валеологии. СПб.: НИИХ СПбГУ, 1997.
  101. В.П., Тофимов А. В. Интеллект планеты как космический феномен. Новосибирск: Издательский дом «Альтмилла Ко., Лтд.,», 1997. -110 с.
  102. В.К. Волевая регуляция деятельности: Автореф. дис.. д-ра наук. -Тбилиси, 1989.
  103. П.И. Сущностная характеристика понятия «здоровье» и некоторые вопросы перестройки здравоохранения: обзорная информация. -М., 1988.
  104. П.Л. Эксперимент, теория, практика. /У Статьи, выступления. 3-е изд., доп. М.: Наука, 1985. — 495 с.
  105. И.Б. Репродуктивное здоровье женщин-военнослужащих. // Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  106. .Д. Медицинская психология. Л.: Медицина, 1982. -272 с.
  107. .Д. Психотерапия, М., 1985 t
  108. К. Дверь в иные миры: Пер. с англ. Л.: филиал «Васильевский остров» объединения «Всесоюзный молодежный книжный центр», 1991. — 331 с.
  109. Дж. А. Теория личности : Психология личных конструктов / Джордж А. Келли — пер. с англ. и науч. ред. А. А. Алексеева. СПб.: Речь, 2000. — 249 с.
  110. М., Стьюарт А. Теория распределений. М.: Наука, 1966.
  111. П. Справочное руководство по конструированию тестов. Киев.: ПАН Лтд, 1994.
  112. Клиническая психология / Под ред. М. Перре, У. Баумана. Спб.: Питер, 2003.
  113. Н.П. Психологические основы репродуктивного здоровья. // Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  114. В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. -СПб.: ДЕАН, 1998.
  115. В.В. Валеология: основные понятия, термины и определения. СПб.: Деан, 2000. — 256 с.
  116. В.В. Методологические противоречия в развитии валеологии. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 3−4.
  117. Кондратенко В. Т, Донской Д. И. Общая психотерапия: 3-е изд., испр. и доп. — Мн.: Выш. шк, 1998. — 463 с.
  118. Коркина М. В, Лакосина Н. Д, Личко А. Е. Психиатрия: Учебник. М.: Медицина, 1995. — 608 с.
  119. Косолапов А. Б, Макарова Е. В., Плоткина Н. П. Скрининговый контроль за состоянием здоровья студентов. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. -СПб, 2002. 3 50 с, с. 108−110.
  120. Г. Психология развития. СПб.: Питер,£002. — 992 с.
  121. Е.А. Экология: Учебник. М, 1995.
  122. Ю.Ю. Разработка шкалы по экспресс-оценке холистического здоровья студентов: Дипломная работа. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, психолого-педагогический факультет, кафедра клинической психологии, 2006.
  123. В. И, Уварова Е. В. Реалии и перспективы совершенствования охраны репродуктивного здоровья девочек-подростков // Доктор.ру журнал современной медицины, 2003. *
  124. В.И. Руководство по охране репродуктивного здоровья. М.: Триада-Х, 2001.
  125. В.И. Экологические проблемы репродуктивного здоровья. // Акушерство и гинекология. -1993, -№ 1, -с. 12−14.
  126. A.M., Медведев В. П. Экспресс-метод оценки здоровья школьников. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб, 2002. — 350 с, с. 116−117.
  127. В.П. Трехмерная модель здоровья // Современные технологии восстановительной медицины. Сочи, 1999. с. 62−64. ^
  128. Л.В. Психогигиена личности. Основные понятия и проблемы: Учебное пособие. СПб, СПбГУ, 2000 — 68 е.).
  129. К. Аэробика для хорошего настроения. М.: Физкультура и спорт, 1987.-192 с.
  130. К. Новая аэробика. М.: Физкультура и спорт, 1976. — 125 с.
  131. Н.Д., Ушаков Г. К. Медицинская психология. 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Медицина, 1984. — 272 с.
  132. Л. Ваш идеальный вес. Полная энциклопедия. СПб.: Издательство «Эксмо», 2003.
  133. Е.В. История психологии отношений: Дисс.. докт. психол. наук. -Спб., 1995.
  134. А. Н. Потребности, мотивы и эмоции. М., 1971
  135. А.Н. Деятельность, сознание, личность. М., 1975.
  136. Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учебник. -М.: ГЭОТАР-МЕД, 2002. 520 с.
  137. Ю.П. Психологическая медицина. -М.: Медицина, 2004. 148 с.
  138. Ю.П. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Проблемные лекции. М.: Медицина, 1992.
  139. Ю.П. Теории медицины XX века. М.: Медицина, 1999.
  140. Ю.П., Семенова Л. П. К вопросу о медицинской социологии // Советское здравоохранение. 1983, № 6, с. 51−54.
  141. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М., 1984.
  142. А. Психология тела: биоэнергетический анализ тела. М., 2000.
  143. А. Терапия, которая работает с телом (Биоэнергетика). СПб., 2000.
  144. В.М. Социология медицины // Энциклопед. социолог, словарь. М. 1995, с. 726−727.
  145. Любан-Плоцца Б, Пельдингер В., Крегер Ф. Психосоматический больной на приеме у врача, СПб., 2000
  146. А.Г., Лысенко И. В. Организация педагогической профилактики наркотизма среди младших школьников: Пособие для учителей начальной школы. СПб.: Образование-Культура, 1999.
  147. Я.В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»/ Автореферат на соискание ученой степени кандидата психол. Наук, СПб, 2004. 23 с.
  148. Я.В. Социально-психологические аспекты системной профилактики «общего девиантного синдрома»: дисс.. канд. психол. наук. -СПб., 2003.
  149. А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999.
  150. А.Г. Дальние пределы человеческой психики / Перев. с англ. Татлыбаевой A.M. СПб.: Издат. группа «Евразия», 1997. — 430 с.
  151. A.M. Проблемные ситуации в мышлении и обучении. М., 1972.
  152. Ф.З. Адаптация к стрессу: механизмы и защитные перекрестные эффекты // Hyp. Med. J. 1993. — № 4. f С. 23−30-
  153. .И., Мехоношин С. А., Бабин И. И. К проблеме определения духовного уровня здоровья и его критериев. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 336−338.
  154. В.Д. Клиническая и медицинская психология: Учебное пособие / В. Д. Менделевич. 5-е изд. -М.: МЕДпресс-информ, 2005. — 432 с.
  155. Миронов С. П, Арутюнов А. Т, Турзин П. Г. Государственный служащий: профессиональное здоровье и долголетие. М.: Принт-Ателье, 2006, 352 с.
  156. JI. М. Профессиональное развитие и здоровье педагога: проблемы и пути решения. // Вестник образования России. № 8, 2005. с. 3349.
  157. JI.M. Профессиональная деятельность^ здоровье педагога. М.: Academia, 2005.
  158. Ю.Н., Моргалева Т. Г., Волнин JI.B. Аромадиагностика донозологических состояний. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. -СПб., 2002. 350 е., с. 147−148.
  159. А.А. Социально-психическая адаптация личности (формы, механизмы, стратегии). Ереван, 1988.
  160. Г. С. Психология здоровья: Учебное пособие. Спб., 2002.
  161. Г. С. Психология профессионального здоровья: Учеб. пособие для вузов. СПб.: Речь, 2006.
  162. В.М. Социология здоровья: Учебное пособие. Петрозаводск: ПерГУ, 2002. — 160 с.
  163. Новая популярная медицинская энциклопедия / под ред. Покровского В. И. М.: ООО Изд. Энциклопедия, 2004.
  164. О реализации приоритетных национальных проектов. Сборник материалов. Изд-во ТПП-Информ, М., 2006.
  165. Общественное здоровье и здравоохранение / Под ред. В. А. Миняева, Н. И. Вишнякова. 3-е изд., испр. — М.: МЕДпресс-информ, 2004. — 528 с.
  166. М.М., Емельянов А. Ю., Живолупов С. А., Цыган В. Н., Лишенко С. В, Клиническая характеристика Жировой эмболии сосудов головного мозга при сочетанной механической травме//Воен.-мед. журн. -1991.-№ 1.-С. 32−33
  167. С.И. Словарь русского языка. -М., 1988.
  168. С.М. Проблемы саногенеза в лечебной и практической медицине // Вопросы санологии Вып. 2, Львов: 1968.
  169. И.П. Общие типы высшей нервной деятельности животных и человека // Психология индивидуальных различий: Тексты h Под ред. Гиппенрейтер Ю. Б., Романова В .Я., М., 1980.
  170. В.Н. Интегративный подход к психологии человека / Психология человека: интегративный подход: Сб. научных статей. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2000. — с. 4−18. тираж 300 экз. ISBN 5−80 640 309−2
  171. В.Н. Психология человека: учебное пособие. 2-е издание. -СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 2002. 253 с.
  172. В.Н. Психология человека: Человек и его психические свойства. СПб: Научное издание Балтийской Педагогической Академии, 1996.
  173. В.Н. Психология человека: Душа и тело, организм и психика, функции психики. СПб: Научное издание Балтийской Педагогической Академии, 1997.
  174. С.П. Репродуктивное здоровье женщин в сельскохозяйственных районах Курской области. // Электронный журнал «ИССЛЕДОВАНО В РОССИИ», 2005. (http://zhurnal.ape.relarn.ru/articles/2005/055.pdf)
  175. Л. М., Одерова И. С., Вережников А. В. Укрепление здоровья на рабочем месте: Рекомендации по внедрению программы. М.: Тасис -Система профилактических мер и здоровье населения России, 2001.
  176. . Избранные психологические труды. М., 1994.
  177. . Избранные психологические труды. Психология интеллекта. — М, 1969.
  178. Е. А. Окружающая среда и человек. Минск, 1989.
  179. Платон. Три начала человеческой души // Психология мотивации и эмоций / Под. Ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и М. В. Фиаликмана. М.: «ЧеРо», 2002.
  180. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. — 256 с.
  181. Я. А. Психология творчества. М., 1976.
  182. Пособие по математике для поступающих в вузы / Яковлевой Г. Н. М.: Наука, 1985.
  183. С.Т. Психология адаптирующейся личности. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена, 2001.
  184. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. Крылова А. А., Маничева С. А. Издание 2-ое дополненное и переработанное. СПб.: Питер, 2000.
  185. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента / Под ред. Г. Никифорова, Д. Дмитриевой, В. Снеткова. СПб.: Питер, 2001.
  186. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. -2-ое изд., перераб. и доп. М.: Педагогика-Пресс, 1997. — 440 с.
  187. Психологическое тестирование. 7-е изд. /Анастази А., Урбина С. СПб.: Питер, 2003.
  188. Психология здоровья: Учебник для вузов / Под ред. Г. С. Никифорова. -СПб.: Питер, 2003.
  189. А.Ц. Некоторые вопросы теории воли и волевая подготовка в спорте // Психология и современных спорт. М., 1973.
  190. Дж. Педагогическое тестирование. Проблемы. Заблуждения. Перспективы. М.: Когито-Центр, 1999.
  191. В. Функция оргазма. Основные Сексуально-экономические проблемы биологической энергии. М., 1997.
  192. А.А. Практическая психодиагностика личности: учебное пособие. -СПб.: Издательство С.-Петербургского Университета, 2001.
  193. А.А., Кудашев А. Р., Баранов А. А. Психология адаптации личности. СПб., 2002.
  194. А.В. Эволюция и проблемы современной медицины // Экономика здравоохранения. № 5,6/45 2000
  195. А.Д., Гельцер Б. И., Григоренко Г. Ф. Распознавание функциональных состояний на основе кибернетичнсого анализа сердечного ритма. Владивосток, 1986. 3 с.
  196. К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека. / Пер. с англ. / Общ. ред и предисл. Исениной Е. И. М.: Издательская группа «Прогресс», «Универс», 1994.-480 с.
  197. Н. Творчество как усиление себя // Вопросы психологии, 1990, 3.
  198. С.И. Психология социализации и социальной адаптации человека. -СПб.: Речь, 2006.-365 с.
  199. C.JI. Основы общей психологии СЙб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999, — 720 с.
  200. К. Групповая психотерапия. Психокоррекционные группы: теория и практика. Пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. — 368 с.
  201. П.А. Психологические основы морально-волевой подготовки спортсмена // Проблемы психологии спорта. М., 1962.
  202. Н.Н. Морально-нравственные ориентации и социальная активность. // Социологические исследования. № 8,, 2004. с. 88−94.
  203. В.И. Волевая регуляция активности личности // Психологический журнал. 1982. — № 4.
  204. Г. Очерки об адаптационном синдроме. М.: Медгиз, 1960.
  205. Селье Г. Стресс без дистресса, М, 1982
  206. Т.Д. Суточные ритмы физиологических ритмов при экстремальных воздействиях. // Теоретические и прикладные аспекты анализа временной организации биосистемы. М.: Наука, 1976.
  207. И.М. Избранные произведения. М., 1953.
  208. Н.Н. Использование методов донозологической диагностики в оценке уровня здоровья человека.- Ставрополь, Ставропольский Государственный университет, 2002. 153 с.
  209. П.В. Мотивированный мозг. -М., 1987.
  210. Системная психолого-педагогическая реабилитация и коррекция несовершеннолетних с проблемами зависимости от психоактивных веществ. Материалы годового отчета по работе ГОУ ГЦППКР за 2004−2005 гг.-СПб., 2005.
  211. Словарь иностранных слов. 9-е изд., испр. -, М.: Русский язык, 1982. -608 с.
  212. Словарь русского языка: В 4-х т./АН СССР, Ин-т рус. яз.- Под ред. А. П. Евгеньевой. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Русский язык, 1981.
  213. Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л. Ф., Морозов С. М. Киев.: Наукова думка, 1989.
  214. А.А. Проблемы психологии памяти. М., 1966.
  215. .Н. Воля // Психология. Учебник для техникумов физической культуры. М., 1984.
  216. Н. Современные системы психологии ./Пер. с англ. Под общей ред. А. А. Алексеева СПб.: праймЕВРОЗНАК, 2003. — 384 с.
  217. Л.Н. Стандартизированный многофакторный метод исследования личности СМИЛ. СПб.: Речь, 2000.
  218. Е. Д., Березин Ф. Б., Барлас Т. В. Эмоциональный стресс: психологические механизмы, клинические проявления, психотерапия // Materia Medica. 1996. № 1(9). С. 5−25
  219. С.И., Бекшаев С. С., Сидоров Ю. А. Основные типы механизмов саморегуляции мозга. Л.: Наука, 1990. — 205 с «
  220. Социальная гигиена (медицина) и организация здровоохранения / Под ред. Ю. П. Лисицина. Казань, 1998.
  221. Социальная гигиена и организация здравоохранения: Руководство / Под ред. Ю. П. Лисицина: в 2-х т. М.: Медицина, 1987.
  222. Р.Д. Триархическая теория интеллекта // Иностранная психология. 1996. № 6. с. 54−61.
  223. Стратегия в области репродуктивного здоровья. Женева: Всемирная организация здравоохранения, 2004.
  224. Н.Б., Цыган В. Н. Зуева Н.Г. Адаптация центральной нервной системы человека к эколого- профессиональным факторам // Физиол. журн. им. И. М. Сеченова. 1994. — Т.80, № 6. — С.80−87
  225. Т.В. Телесно-ориентированные технологии в коррекционно-развивающей программе для младших школьников: Дипломная работа. -СПб, 2005.
  226. А.В., Тимушкина Н. В. Диагностика состояния здоровья студентов педагогического ВУЗа. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред? проф. В. В. Колбанова. -СПб., 2002. 350 е., с. 195−197.
  227. .А. Традиции семейной культуры как основа репродуктивного здоровья. // Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  228. В. Д., Струковская М. В. Психосоматические расстройства, М, 1986.-384 с.
  229. Е.В., Богданова Е.А.,. Гуркин Ю. А. Репродуктивное здоровье девочек-подростков. // Симпозиум «Охрана материнства и детства»: Тезисы докладов., 2001.
  230. Д.Н. Психологические исследования. -М., 1966.
  231. Л.П. Психология в психосоматической клинике: Учебное пособие, Ярославль, 1998, 160 с.
  232. П.Д. Четвертый путь: Запись бесфд, основанных на учении Г. И. Гурджиева. СПб.: АО «Комплект», 1995. — 512 с.
  233. Федеральная целевая программа «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2005 2009 годы». Паспорт программы. 2005. #
  234. М. Осознавание через движение. М., 1994.
  235. Н.П., Козлов В. В., Мануйлов Г. М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп: учебное пособие. М.: Издательство института психотерапии, 2002
  236. Ц. Память // Экспериментальная психология / Под ред. Р. Флоренса и Ж. Пиаже. Вып. IV. М., 1973.
  237. В. Человек в поисках смысла: Сборник / Пер. с англ. и нем./ Общ. ред. Л. Я. Гозмана и Д. А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. — 368 с.
  238. .С. Система оценки и прогнозирования психического здоровья при массовых психопрофилактических обследованиях. Л.: ВмедА, 1982.
  239. Э. Бегство от свободы/ Догмат о Христе. М.: Олимп, ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1998. — 416 с. Тираж 10 000 ISBN 5−7390−0536−1 («Олимп»), ISBN 5−15−631−9 (ООО «Издательство АСТ-ЛТД»).
  240. Р.Л. Дианетика современная наука душевного здоровья. — М.: Воскресенье, 1993.
  241. К.Н. Медицинская социология, СПб. 2000.
  242. С.Е. Диагностика профиля личности» коллектива как средство оценки образа жизни. // Здоровье человека: Материалы III Международного конгресса валеологов / Под ред. проф. В. В. Колбанова. СПб., 2002. — 350 е., с. 343−345.
  243. М.Д. Основы репродуктивного здоровья с точки зрения восточной медицины. // Материалы конгресса «Репродуктивное здоровье общества», СПб., 2006.
  244. А. Б., Гаранян Н. Г. Принципы и навыки психогигиены эмоциональной жизни // Вестн. психосоциальной и коррекционно-реабилитационнои работы. 1996.№ 1.
  245. М.А. Психология интеллекта. Парадоксы исследования. 2-е изд., перераб. и доп. — СПб.: Питер, 2002. — 272 с.
  246. Е.Д. Нейропсихология. М., 1987.
  247. Хрящева Н. Ю, Макшанов С. И. Тренинг креативности // Психогимнастика в тренинге / под ред. Н. Ю. Хрящевой. СПб.: Ювента, 1999.-256с.
  248. Хьелл JI, Зиглер Д. Теории личности: Основные положения, исследования и применение. СПб.: Питер Пресс, 1998. — 608 с. Тираж 10 ООО экз. ISBN 5−88 782−412−3, ISBN 0−07−29 079−2 (англ.)
  249. В.Н. Нейрофизиологические механизмы компенсации при травмах в экстремальных условиях военно-профессиональной деятельности: Автореф. дисс, докт. мед. наук.-СПб, 1995.-40 с.
  250. В.Н. Функциональное состояние центральной нервной системы в условиях эколого-профессионального перенапряжения // Тр. Воен.-мед. акад. -СПб., 1994.-с. 101−107 --
  251. А.Е. Современные научно-философские представления о человеке и его здоровье. Ростов-на-Дону: Издательство СКНЦ ВШ, 1998.187 с.
  252. М.А. Валеология в учебном процессе. // Журнал «Валеология», 2000, № 2, с. 16.
  253. Ш. Н. Место потребности и воли в психологии личности // Вопросы психологии. 1958. — № 2.
  254. Шапарь В. Б, Тимченко А. В, Швыдченко В. Н. Практическая психология. Инструментарий: учебное пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.
  255. Шахбазов В. Г, Колупаева Т. В. О связи возраста, пола и утомления человека с электрокинетическими свойствами клеточных ядер // Вестник Харьковского ун-та. 1978. № 164. с. 34−36.
  256. Н.В. Концепция профессионального развития и сохранения здоровья учителя как основа образовательной политики. // Материалы Самарского областного дистанционного педсовета, 2005.
  257. Шри Ауробиндо, или Путешествие сознания. Пер. с фр. А. А. Шевченко, В. Г. Баранова, 1992. 328 с.
  258. Ю.В. Великие прозрения Питирима Сорокина // СОЦИС, 1999. № 6, стр.9
  259. М.Г. Психология творчества и творчество в психологии. -Вопросы психологии, 1985, 6.
  260. К. Общая психопатология. М.: Практика, 1997.
  261. Abramson L, McClelland D. C, Brown D, Kelner S. Jr. Alexithymic characteristics and metabolic control in diabetc and healthy adults. J. Nerv Ment Dis 1991- 179: 8, p. 490−494
  262. Alexander F. Certain characteristics of the self as related to effction. 1951.
  263. Argyle M, Kendon A. The experimental analysis of social performances. In L. Berkowitz (Ed.), Advances in experimental social psychology. (Vol. Ill, pp. 5598). New York: Academic Press, 1967.
  264. Bastin R. Klinische Psychologie (Bd.l). Stuttgart: Kohlhammer.
  265. Cattel R.B. Abilities: their structure, growth and action. Boston: Houghton Mifflin company, 1971.
  266. Cattel R.B. Personality and motivation (structure and measurement). N-I: Harcourt Brance Jovanovich, 1957.
  267. Cohen S., Hoberman H.M. Positive events and life events as buffers of life change stress. Journal Applied Social Psychology., 1982.
  268. Cohen S., Wills T.A. Stress, social support and the buffering hypothesis. Psychological Bulletin., 1985.
  269. Crandall J.E. Social interest as a moderator of life stress. Journal of Personality and Social Psychology., 1984.
  270. Cronbach L.J. Coefficient alpha and the internal structure of test. Psychometrika, 16, 1951.
  271. L.J., & Meehl P.E. Construct validity in psychological tests. Psychological Bulletin, 52, 1955.
  272. A.J. «Europian jornal for High ability». 1<992, vol. 3(2).
  273. Crowne D.P., Marlowe D. The Approval Motive: Studies in Evaluative Dependence. N.Y.: Wiley, 1964.
  274. Dembo T. Der arger als dynamisches problem // Psychol. Forsch., 1993
  275. Demetriou A., Efklides A., Platsidou M. The architecture and dynamics of developing mind. Monographs of the Society for Research in Child Development. 1987. Vol. 58, 5−6, serial № 234.
  276. Dirks J.F., Robinson S.K. Dirks D.L. Alexithymia and the psychomaintenance of bronchial asthma//Psychother. Psychosom., 1981- T. 36, p. 63−71
  277. Ekman P. Basic emotion. In: T. Dalgleish and M. Power (Eds.). Handbook of Cognition and Emotion. Sussex, U.K.: John Wiley & Sons, Ltd., 1999.
  278. Engel G.L., Schmale A.Jr. Psychoanalitic theory of somatic disorder: Conversion, specificity, and disease onset situation. J. Am. Psychoanal. Assoc. 1967, 15, 344
  279. Eysenck H.J., Eysenck M.W. Personality and individual differences. A natural science approach. N.Y. London: Plenum Pr., 1985.
  280. Freyberger H. et al. Psychotherpeutic interventions in alexithymic patient. With special regard to ulcerative colitis and Ctohn patients. Psychother. Psychosom, 1985- 44: 2: 72−81
  281. Fukunishi I., Kaji N., Hosaka T. et al. Relationship of alexithymia and poor social support to ulcerative changes on gastrofiberscopy. Psychosom 1997- 38, 1, 20−26
  282. Gardner H. Frames of mind. The theory of multiple intelligences. N.Y., Basic Sucks. 1983.
  283. Guilford J.P. The nature of human intelligence. Exploration of creativity. N. Y, 1967.
  284. , J.P., & Fruchter, B. (1978). Fundamental statistics in psychologyiLand educatin (6 ed.). New York: McGraw-Hill.
  285. Hilgard E. R, Aikinsw R. C. Introduction to psychology. N. Y.- Chicago: Harcourt, Brace & World, 1967.
  286. Johnson-Laird, P. N. & Oatley, K. (1992). Basic emotions: a cognitive science approach to function, folk theory and empirical study. Cognition and Emotion, 6, 201−223.
  287. Kelley С. Assertion training: A facilitators guide. La Jolla, California, 1979.
  288. Kiecolt-Glaser J.K., Kennedy S., Malhoff S., Fisher C., Seicher C.E. & Glaser R. Marital discord and immunity in males. Psychosomatic Medicine, 1988, 50, 213−229.
  289. Kisker G. W. The disorganized personality. N. Y.: McGrow Hill, 1972
  290. Krystal H. Alexithymia and the effectiveness of psychoanalytic treatment // Int. J. Psychoana. Psychother. 6 1983.-N9.-p. 353−378.
  291. Kuder F.E., Richardson M.W. The theory of estimation of test reliability. Psychometrika, 2, 1937.
  292. Nemiah J.C., Sifneos P.E. Affect and Phantasy in Patients with Psychosomatic Disorders, in Modern Trends in Psychosomatic Medicine, Hill (ed), Butterworth, London, 1970. x
  293. Numata Y., Ogata Y., Oike Y. et al. A psychobehavioral factor, alex-ithymia, is related to coronary spasm. Jpn Circ J 1998- 62: 6: 409- 413
  294. Nunnally J. C. Psychometric theory. New York: McGraw-Hill, 2d ed, 1978.
  295. O' Leary A. Stress, emotion, and human immune function. Psychological Bulletin, 1990, 108, 363−382.
  296. Pearls, F.S. Gestalt therapy verbatim. Lafayette: Real People Press, 1969.
  297. Reich W. Character analysis. New York: Orgone Press, 1949.
  298. Reis H.T., Nezlek J., Kernis M.H., et al. On specificity in the impact of social participation on physical and mental health. Journal of Personality and Social Psychology., 1984.
  299. Rogers C.R. Client-centered therapy. Boston: Houghton Mifflin, 1951.
  300. Sayette M.A., Mayne T.J. Survey of current clinical and research trends in clinical psychology / American Psychologist, 1990.
  301. Schur M. Comments on the metapsychology of somatization. Psychoanal. Stud. Child., 1955, Vol.10, p. 119 164.
  302. Sifneos P.E. The prevalence of «alexithymic» characteristics in psychosomatic patients. J. Psychother. Psychosom. 1973, Vol.22, p.255- 262.,
  303. Sternberg P.Y. Inside intelligence // American scientist. 1986. Vol. 74, № 2. p. 137−143.
  304. Urban K.K., Jellen H.G. Assessing creative potential (via drawing production): the test for creative thinking. Drawing production (TCT-DP), N.Y., 1989.
  305. Uvnas-Moberg K. A comparison of oxitocine and blood pressure reduction in animals and humans. Biobehavioral interactions. Paper presented at 4th Inyernational Congress of Behavioral Medicine, Washington, D.C., March 13−16, 1996.
  306. Wechsler D. The measurement and appraisal of adult intelligence. Baltimore: Williams and Wilkins, 1958.
  307. World Population Prospects: The 2004 Revision. Доклад отдела экономических и социальных проблем ООН, 2004.
Заполнить форму текущей работой