Импровизационность как фактор композиторского мышления: На примерах клавирных произведений барокко
Диссертация
XX век характеризуется все более прогрессирующим усложнением средств музыкального высказывания. В этом процессе явственно прослеживаются две линии — эволюционная и революционная — которые в начале столетия развивались параллельно, а с середины века размежевались в силу различия их художественных потенциалов. Первая из этих линий произросла на почве постромантических исканий, продолжающих… Читать ещё >
Содержание
- Глава I. ЯВЛЕНИЕ ИМПРОВИЗАЦИИ В СВЕТЕ НАУКИ
- 1. 1. Философский подход к явлению
- 1. 2. Психологические основы импровизации
- 1. 3. Культурологический аспект в освещении импровизации
- Глава II. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ СПОНТАННОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ
- 2. 1. Специфические черты и виды спонтанной импровизации
- 2. 2. Музыкально-художественные особенности искусства спонтанной импровизации в эпоху барокко
- 2. 3. Исторический обзор методов обучения импровизации
- Глава III. КВАЗИ-ИМПРОВИЗАЦИЯ И СРЕДСТВА ЕЕ ПРАКТИЧЕСКОГО ВОПЛОЩЕНИЯ
- 3. 1. Сущность квази-импровизации
- 3. 2. Канон и эвристика в импровизационной сфере
- 3. 3. Звуковысотные импровизационные средства
- 3. 4. Фактура как среда воплощения квази-импровизационности
- 3. 5. Импровизационные явления в музыкальном искусстве европейских школ барокко
- Глава IV. МУЗЫКАЛЬНЫЕ ФОРМЫ БАРОККО И КВАЗИИмпровизация
- 4. 1. Закономерности эволюции художественной деятельности
- 4. 2. Роль импровизационности в структурировании типовых и нетиповых форм барокко
- 4. 3. Импровизационные явления в стабильных и мобильных участках формы
- Глава V. ЭВОЛЮЦИЯ ИМПРОВИЗАЦИОННЫХ ЖАНРОВ БАРОККО
- 5. 1. Прелюдия
- 5. 2. Фантазия
- 5. 3. Токката
Список литературы
- АБЫЗОВА Е. Гармония. — М.: Музыка, 1994. — 383 с.
- АГАПОВА К, СОРОКИНА Т. Жанр фантазии в музыкальном искусстве ХУ1-ХУИ веков // Проблемы историко-стилистической эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Ред. Л. В. Александрова. — Новосибирск, 1994. —С. 166−184.
- АГАЕВАЮ. Интерпретация пространственно-временных концепций и свободная композиция // Пространство и время в музыке: Сб. тр. РАМ. — М., 1992. —Вып. 121. —С. 76−100.
- АДАМЯНЯ. Эстетика Рамо // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963.—Вып. 2.
- АЙВАЗОВА Г. О понятии контрастно-составной, свободной и смешанной формы. —Новосибирск, 1988. — Рукопись.
- АКОПЯНЛ. Теория музыки в поисках научности: методология и философия «структурного слышания» в музыковедении последних десятилетий // Музыкальная академия. — 1997 — № 1 — С. 181−189.
- АЛЕКСАНДРОВА Л. Логические связи музыкальных тонов в исторических типах звуковысотных организаций// Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Ред. Л. В. Александрова.— Новосибирск, 1994. — С. 7−53.
- АЛИКОВ, А 3. Проблема жанра и формы в инструментальных фугах И. С. Баха // Теория фуги: Сб. науч. тр. — Л., 1986. — С. 165−177.
- АЛИКОВ, А 3* Особенности фуг в сонатах И. С. Баха: взаимодействие полифонических и гомофонных принципов формообразования: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Л., 1987.
- Работы одного автора приводятся в порядке их публикации.
- АЛЬМЕТЬЕВА Н. Песенная культура татар-крящен: жанровая система и многоголосие: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1986.
- АЛЕКСЕЕВ Э. и др. На путях исследования музыкальных вкусов // Советская музыка. — 1973. — № 1. — С. 59−69.
- Анализ музыкальных произведений: Программа-конспект/ Сост. Р. Берберов. — М., 1972.
- АНДРЕЕВ А. О Генрихе Шютце и теории доклассической музыки // Советская музыка. — 1972. — № 11. — С. 95−103.
- АНДРЕЕВА. К истории европейской музыкальной интонацион-ности. — М., 1996. — 192 с.
- АРАНОВСКИЙМ. Мышление, язык, семантика// Проблемы музыкального мышления. — М., 1974. — С. 90−128.
- АРАНОВСКИЙ М. Структура музыкального жанра и современная ситуация в музыке // Музыкальный современник. — М., 1987. — С. 5−45.
- АРАНОВСКИЙМ. К интонационной теории мотива // Советская музыка. — 1988. — № 8. —С. 101−106.
- АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика. Сочинения в 4-х томах. Том 1. — М., 1975.
- АРНХЕЙМР. Искусство и визуальное. —М.: Прогресс, 1974.
- АРУТЮНОВ Д. О роли эллипсиса в музыке Шопена // Венок Шопену: Сб. статей / Ред. Л. С. Сидельников. — М., 1989. — С. 200−234.
- АСАФЬЕВЕ. Мысли и думы// Советская музыка.— 1959.— № 8. —С. 60−70.
- АСАФЬЕВ Б. Музыкальна форма как процесс. —Л., 1979. — 356 с.
- АСАФЬЕВ Б. Книга о Стравинском. — Л.: Музыка, 1977. — 279 с.
- АСЕЕВЕ. Русский драматический театр от его истоков до конца 18 века. —М.: Искусство, 1977. — 576 с.
- БАРАНОВА Т. Переход от средневековой ладовой системы к мажору и минору в музыкальной теории 16−17 веков// Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / Сост. Р. Ширинян. — М., 1980. — С. 6−28.
- БАРАНОВА Т. Понятие модальность в современном теоретическом музыкознании. — М., 1980.
- БАТЬН. Полифонические формы в симфоническом творчестве П. Хиндемита// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей.— М., 1974.— Вып. 2. —С. 286−310.
- БАУЭР С. К вопросу о модальности как категории музыкального мышления: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1996.
- БЕЙШЛАГА. Орнаментика в музыке. — М., 1978.
- БЕРБЕРОВ Р. Эпическая поэма Германа Галынина: Эстетико-аналитические размышления. — М., 1973.
- БЕРГЕР Л. Соответствие полифонического и гомофонного музыкальных стилей пространственным концепциям искусства // Театральное пространство: Материалы конференции. — М., 1979.
- БЕРЕЗОВЧУКЛ. О типологии межкультурных взаимодействий// Стилевые тенденции в советской музыке 1960−1970-х годов. — Л., 1979.
- БЕРНШТЕЙНБ. Традиция и канон. Два парадокса // Критерии и суждения в искусствознании: Сб. статей / Сост. Ю. Овсянников. — М., 1986. — С. 176−214.
- БЕРШАДСКАЯ Т. Лекции по гармонии. — Л., 1978. — 200 с.
- БЕРШАДСКАЯ Т. Нетрадиционные формы письменных работ в консерваториях. — Л., 1982. — 71 с.
- БИРЮКОВ С. Импровизационность в музыке // Советская музыка. — 1977. — № 3. — С. 113−118.
- БИРЮКОВ С. Обаяние импровизации // Музыкальный современник: Сб. статей.— М.: Советский композитор, 1978.— Вып. 5.— С. 134 150.
- БИРЮКОВ С. Импровизационность в музыке и ее стилевые типы: Дис. канд. искусствоведения. — М., 1980. — 192 с.
- БЛИНОВА М. Физиологические основы элементарного звукового синтеза // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — С. 216−229.
- БЛИНОВА М. Музыкальное творчество и закономерности высшей нервной деятельности. — М.: Музыка, 1974. — 144 с.
- БОБРОВСКИЙ В. О переменности функций музыкальной формы.—М., 1970. —228 с.
- БОБРОВСКИЙ В. К вопросу о драматургии музыкальной формы // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей / Сост. Л. Раппопорт. —М.: Музыка. 1971. —С. 26−64.
- БОБРОВСКИЙ В. Функциональные основы музыкальной формы. — М., 1978. —331 с.
- БОЛАШВИЛИ К. Сонорные средства и проблемы крупной инструментальной композиции: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1994.
- БОНФЕЛЬД М. Проблемы анализа. Музыкальный материал // Музыкальная академия. — 1997. — № 3. — С. 132−143.
- БОРЕВ Ю., РОДИОНОВА Т. Интонация как средство художественного обобщения. — М.: Контекст, 1982.
- БОРОДИН Б. Дифференциация комического и жанрово-бытового (от Баха к Моцарту) // От барокко к классицизму: Учебное пособие / Отв. ред. Е. А. Рубаха. — М., 1993. — С. 36−43.
- БОЯДЖИЕВ Г. От Софокла до Брехта за сорок театральных вечеров.—М, 1988. —351 с.
- БРАЙНЕН-ПАССЕКВ. Письмо ученому соседу. // Музыкальная академия. — 1997. — № 3. — С. 144−149.
- БРАУДОИ. Об органной и клавирной музыке. — Л., 1976. — 152 с.
- БРИЛЬИ. Практический курс джазовой импровизации. — М.: Советский композитор. — 1979. — 112 с.
- БРЯНЦЕВА В. Дебют Рамо-композитора // Проблемы музыкальной науки. — М., 1973. — Вып. 2. — С. 371−395.
- БРЯНЦЕВА В. О французской клавесинной школе. //Французская клавесинная музыка для фортепиано / Вст. ст. к сб. — М., 1974. — С. 5−10.
- БУРУНДУКОВСКАЯЕ. Органно-клавирные сочинения Джироламо Фрескобальди и вопросы их исполнения на органе: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1993.
- БУТИРЛ. О роли концертов в творческом наследии И. С. Баха// Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. — Л., 1974. — Вып. 13. — С. —187−214.
- БЫЧКОВ Ю. О системном характере ладовой организации // Методология теоретического музыкознания: анализ, критика: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1987.
- БЫЧКОВ Ю. Из истории учений о ладе и гармонии: Учебное пособие. — М., 1993. —63 с.
- БЫЧКОВ Ю. Колорирование тонической гармонии: Лекции по курсу гармонии. — М., 1996. — 39 с.
- ВАЛЬКОВА В. К вопросу о понятии «музыкальная тема» // Музыкальное искусство и наука. — М, 1978. — С. 168−190.
- ВАЛЬКОВА В. Музыкальный тематизм — мышление — культура — Н. Новгород: ННГУ, 1992. — 161 с.
- ВАРШАВСКИЙ Г. Фуга Д. Букстехуде и «живописный стиль» Барокко // Теория фуги. — Л., 1986. — С. 120−134.
- ВАСИЛЬЕВА Н. Пространственно-временной аспект типового формообразования// Пространство и время в музыке: Сб. тр. РАМ.— М., 1992. —С. 132−143.
- ВАСИЛЬЕВА Н. Эволюция хронотопов музыкальных форм. — М., 1995.
- ВАСИЛЬЕВА Н. Типовые музыкальные формы и логос времени-пространства: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Саратов, 1996.
- ВЕЛИЖЕВА Н. Становление равномерной темперации в контексте культуры 16−18 веков// Музыка— Культура—Человек: Сб. статей / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Свердловск, 1988. — Вып. 1. С. 97−109.
- ВЕЛИЖЕВА К Метроном и специфика новоевропейской музыкальной культуры// Музыка— Культура— Человек: Сб. статей/ Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Свердловск, 1991. —Вып. 2. — С. 65−86.
- ВЕЛЬФЛИНГ. Ренессанс и барокко. — СПб., 1913.
- ВЕЛЬФЛИН Г. Основные понятия истории искусств. Проблема эволюции стиля в новом искусстве. — М.- Л., 1930.
- ВИЕРУН. Драматургия баллад Шопена // О музыке. Проблемы анализа. — М., 1974. — С. 219−245.
- ВЫГОТСКИЙ Л. Психология искусства. — М.: Педагогика, 1987. — 344 с.
- ВЯЗКОВА Е. И. С. Бах «Искусство фуги»: Лекции по курсу «Полифония». — М., 1991. — С. 3−62.
- ГАЛЕЕВБ. Синестезия и музыкальное пространство// Музыка — Культура— Человек: Сб. статей / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн.— Свердловск, 1991. — Вып. 2. — С. 36−43.
- ГАЛИЦКАЯ С. Теоретические вопросы монодии. — Ташкент: ФАН, 1981.
- ГАРБУЗОВ Н. Теория многоосновности ладов и созвучий. — Л.- М., 1928.
- ГЕНОВ, А Т. Из истории ЬаББо ОБЙпаШ 17−18 веков (Монтеверди, Перселл, Бах и др.) // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей / Ред.-сост. В. Протопопов. — М., 1977. — Вып. 3. — С. 123−155.
- ГИРШМАН Я. Пассакалья в произведениях советских композиторов // Музыкальный современник: Сб. статей. — М.: Советский композитор, 1983. —Вып. 4. —С. 117−141.
- ГЛУБОЧЕНКО В. М. Музыкально-продуктивная деятельность как фактор творческого развития личности студента: Автореф. дис.. канд.пед. наук. —СПб, 1993.
- ГНЕСИНМ. Начальный курс практической композиции.— М.: Музгиз, 1962. —215 с.
- ГОНЧАРЕНКО С. Вариантно-симметричные формы в современной советской инструментальной музыке // Вопросы музыкального формообразования: Сб. статей. — М., 1980. — С. 5−24.
- ГОНЧАРЕНКО С. Драматургические и композиционные принципы концентрической музыкальной формы: Лекции по анализу музыкальных произведений для студентов историко-теоретико-композиторских факультетов музыкальных вузов. — Новосибирск, 1984. — 52 с.
- ГОНЧАРЕНКО С. Из истории зеркально симметричных форм от Вагнера к Дебюсси// Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Отв. ред. Л. В. Александрова. — Новосибирск, 1994. —С. 116−135.
- ГОРСКИЙ Д. Вопросы абстракции и образования понятий.— М.: АПН СССР, 1961. —35 с.
- ГОРЮХИНА Н. Эволюция сонатной формы. — Киев, 1970. — 318 с.
- ГОРЮХИНА Н. Открытые формы // Форма и стиль: Сб. науч. тр.
- ЛОЛГК им. Римского-Корсакова. — Л., 1990. — С. 3−30.
- ГОРЯЧКИНА Е. А. Творческая интерпретация космоса в музыке XX века. — Автореф. дис. канд искусствоведения. —М., 1995.
- ГОШОВСКИЙВ. У истоков музыки славян. — М., 1971.
- ГРУБЕР Р. История музыкальной культуры.— М., 1959.— Т. 2, Ч.2. —492 с.
- ГУЛЯНИЦКАЯН. Введение в современную гармонию. — М.: Музыка, 1984.
- ГУЛЯНИЦКАЯН. Эволюция тональной системы в начале века// Русская музыка и XX век. — М., 1997. — С. 461−498.
- ГУМИЛЕВ Л. Этногенез и биосфера Земли / Деп. рук. — М.: Мишель, 1993. —360 с.
- ДАРВАШГ. Книга о музыке / Пер. с венг. — М.: Музыка, 1983. — 446 с.
- ДЕНИСОВ Э. Додекафония и проблемы современной композиторской техники // Музыка и современность: Сб. статей. — М., 1969. — Вып. 6.
- ДЕНИСОВ Э. Стабильные и мобильные элементы музыкальной формы и их взаимодействие // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей. — М.: Музыка, 1971.— С. 95−133.
- ДЕНИСОВ Э. О некоторых особенностях композиционной техники Клода Дебюсси // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. — М., 1977. — Вып. 3. — С. 230−253.
- ДЕНИСОВ Э. О композиционном процессе // Эстетические очерки: Сб. статей / Ред. С. X. Раппопорт. — М., 1979. — Вып. 5. — С. 126−136.
- ДЕНИСОВ Э. Современная музыка и проблемы эволюции композиторской техники. — М.: Советский композитор, 1986.— 206 с.
- ДИДЕНКО Н. Формирование инструментальной фактуры и техники диминуций в органной музыке 16−17 столетий // Проблемы западноевропейской музыки 12−17 вв.: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных.— М., 1983.— Вып. 65. —С. 132−149.
- ДМИТРИЕВА. Полифония как фактор формообразования.— Д.: Гос. муз. издат., 1965. — 488 с.
- ДНЕПР OB В. Музыка в духовном мире современника (очерк второй) // Советская музыка. — 1971. — № 1. — С. 13−42.
- Документы жизни и деятельности Баха: Сб. статей. — М., 1974.
- ДОЛЖАНСКИЙА. Относительно фуги// Должанский А. Избранные статьи. — JL: Музыка, 1973. — С. 151−162.
- ДОЛИНСКАЯЕ. Тема с вариациями-путешествиями (из архивов Моск. консерватории) // Отечественная музыкальная культура 20 века: Науч.-публ. сб. — М., 1993. — С. 50−79.
- ДОРОДНИЦЫН В. Наблюдение над стилем Фрескобальди// Вопросы музыковедения: Сб. тр. МГПИ им. Гнесиных. — М., 1973. — Вып. 2. С. 27−46.
- ДРИККЕР А. Информационная гипотеза смены стилей в живописи // Труды конференции, посвященные итогам науч.-иссл. работы Гос. Русского музея за 1993 г. — Москва, 1993.
- ДРИККЕР А. Информационный подход к проблеме цикличности в европейском искусстве Нового времени: Автореф. дис. канд. фил. наук. — Москва, 1994.
- ДРУСКИНМ. Клавирная музыка Испании, Англии, Нидерландов,
- Франции, Италии, Германии 16−18 веков. — JL, 1960. — 74 с.
- ДРУСКИНМ. Иоганн Себастьян Бах. — М.- Музыка, 1982. — 383 с. 111 .ДУБИНЕЦЕ. Американская музыка второй половины 20 века: Нотация и методы композиции: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Москва, 1996.
- ДЬЯЧКОВАЛ. Гармония в музыке 20 века: Учебное пособие.— М.: Музыка. — 1994. — 144 с.
- ДЬЯЧКОВА Л. О главном принципе тонально-гармонической системы Стравинского (система полюсов) // И. Ф. Стравинский. Статьи. Материалы. — М., 1973.
- ЕВДОКИМОВА Ю. Становление сонатной формы в предклассиче-скую эпоху// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей.— М.: Музыка.— Вып. 2. — 1972. — С. 98−138.
- ЕВДОКИМОВА Ю. Полифонические традиции в раннесонатной форме // Вопросы музыковедения: Сб. трудов МГПИ им. Гнесиных. — М., 1973. — Вып. 2. — С. 64−87.
- ЕВДОКИМОВА Ю. Становление сонатной формы в предклассиче-скую эпоху (итальянская клавесинная соната): Дисс.. канд. искусствоведения.—М., 1973. — 173 с.
- ЕВДОКИМОВА Ю. Проблема первоисточника// Советская музыка. —1977. —№ 3. —С. 109−112.
- ЕВДОКИМОВА Ю. О диалектике становления сонатной формы в итальянской клавирной музыке // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / Сост. Р. Ширинян. — М.: Музыка, 1980. — С. 142−165.
- ЕВДОКИМОВА Ю. На пути создания теории// Советская музыка. — 1981. — № 12. — С. 60−70.
- ЕВДОКИМОВА Ю. История полифонии. — М.: Музыка, 1983.—1. Вып. 1. —454 с.
- ЕВДОКИМОВА Ю. Органные хоральные обработки Баха // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т. Ливанова, В. Протопопов. — М.: Музыка, 1986. —С. 222−248 .
- ЕРШОВА Д. Трансформация жанра вариаций в концертах Р. Щедрина// Проблемы музыкального жанра: Сб. трудов.— М., 1981.— Вып. 54.
- ЖИТОМИРСКИЙ Д. Фантом «классического искусства"// Музыкальная жизнь. — 1993. — № 11−12. — С. 12−14.
- ЖИТОМИРСКИЙ Д. Музыкальный авангард в раздумье о своих путях // Современное буржуазное искусство. Критика и размышления / Сост. Р. Лейтес. —М., 1975. —С. 140−175.
- ЗАЙДЕЛЬ Е. Теория относительности и музыка// Пространство и время в музыке: Сб. тр. — М., 1992. — С. 101−116.
- ЗАКСЛ.А. Искусство как феномен культуры: Автореф. дис.. канд. философских наук. — Свердловск, 1975.
- ЗАХАРОВА О. Риторика и западноевропейская музыка 17−1-ой половины 18 веков. — М., 1983. — С. 55−80.
- ЗИВ Н. Франсуа Куперен: наблюдения над стилем // Советская музыка. — 1980. — № 2. — С. 101−107.
- ЗОЛОТАРЕВ В. Фуга: Руководство к практическому изучению. — М.: Музгиз., 1956. — 415 с.
- ИВАШКИН А. В. Канон в музыке как эстетический принцип: Дис.. канд. искусствоведения. —М., 1978.
- КАГАН М. Историческая динамика музыки в мире искусств // Музыка — Культура — Человек: Сб. статей / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. —
- Свердловск, 1988. — Вып. 1. — 208 с.
- КАДЦЫНЛ. Музыкальное искусство и творчество слушателя. — М.: Высшая школа, 1990. — 303 с.
- КАЗАНЦЕВА Л. Эволюция авторского начала в вариациях // Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Отв. ред. Л. В. Александрова. — Новосибирск, 1994. — С. 200−220.
- КАЛУЖСКИЙ В. М. Эволюция темы фуги в классической и современной музыке: Дис. канд. искусствоведения. — М., 1983.
- КАНДИНСКИЙ В. О духовном в искусстве.— М.: Архимед, 1992.— 109 с.
- КАТУНЯНМ. Становление понятия тональности в музыкальной теории 17−18 веков// Проблемы организации музыкальных произведений: Сб. науч. тр. МОЛГК им. П. И. Чайковского. — М., 1979.
- КАТУНЯНМ. Бассо-континуо — путь к новой музыке // Проблемы западноевропейской музыки 12−17 веков. — М., 1983.
- КАТУНЯНМ. Рефренная форма 16−17 веков (к становлению музыкальных форм эпохи барокко) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: Сб. тр.—М., 1994. —Вып. 132. —С. 70−101.
- КАЦ Б. О некоторых чертах структуры вариационного цикла (к вопросу о музыкальном синтаксисе) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. —Л., 1972. —Вып. 11. —С. 167−183.
- КАЦ Б. Об ограниченности вариационного цикла// Советская музыка. — 1974. — № 2. — С. 100−105.
- КАЦ Б. О культурологических аспектах анализа // Советская музыка.—1978.—№ 1.
- КАЦ Б. Сюжет в баховской фуг// Советская музыка.— 1981.— № 10. —С. 100−110.
- КАЦ Ю. О принципах классификации диатоники и хроматики //
- Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей.— Л., 1975.— Вып. 4.— С. 78−101.
- КЕДРОВ Б. О повторяемости в процессе развития. — М., 1961.
- КЕДРОВ Б. О природе научного понятия // Вопросы философии. — 1969. —№ 8. —С. 13−24.
- КИПИ АНИ Н. В. Творчество как сущность активности психики и как основа ее развития: Дис.. канд. искусствоведения. — Тбилиси, 1986. — 206 с.
- КЛИН В. Токката в 16−18 веках и ее эволюция // Токкаты / В ст. статья к сб. — Киев, 1975. — Вып. 1. — С. 6−8.
- КНЯЗЕВА Ж. В. Концерты органной музыки второй половины 19-начала 20 веков: Дис. канд. искусствоведения. — С-Пб., 1994.
- КОВРИГА Г. Сквозная форма в песнях Шуберта // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей. — М.: Музыка, 1974. — Вып. 2. — С. 139−165.
- КОВАЛЕНКО В. Виды импровизации в клавирных сочинениях Моцарта // Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. «Моцарт-Прокофьев», 1992 г. — Ростов-на-Дону, 1992. — С. 91−94.
- КОВАЛЕНКО В. Виртуозная импровизация в музыкальном искусстве 17−20 веков// Тез. докл. Всесоюзн. научн. конф. «Проблемы современной музыкальной культуры», 1992 г. — Ростов-на-Дону, 1992. — С. 3−33.
- КОВАЛЕНКО В Г. Импровизация как форма музыкальной деятельности: Дис. канд. искусствоведения. — Ростов-на-Дону, 1995. — 173 с.
- КОГОУТЕКЦ. Техника композиции в музыке XX века / Пер. с чешс. — М.: Музыка, 1976. — 267 с.
- КОНЮ. К вопросу о понятии «музыкальный язык» // От Люлли до наших дней: Сб. статей. — М., 1967. — С. 93−105.
- КОНЮ. Об одном свойстве вертикали в атональной музыке // Музыка и современность: Сб. статей. — М., 1971. — Вып. 7.
- КОНДИЛЬЯКЭ. Логика, или начала искусства мыслить// Кон-дильяк Э. Сочинения в 3-х томах. Т. 3. / Пер. с фр. — М.: Мысль, 1983. — С. 183−270.
- КОНЕНВ. Английская инструментальная музыка 17 века // О музыке. Проблемы анализа: Сб. статей. — М. 1974. — С. 107−118.
- КОНРАД К Запад и Восток. — М., 1972.
- КОНРАД И. О барокко // Конрад И. Избранные труды. История. — М., 1974.
- КОНЮС Г. Краткое изложение основных принципов теории мет-ротектонизма (публикация А. И. Кондратьева) // Вопросы музыковедения: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1972. — Вып. 1. — С. 219−246.
- КОПЧЕВСКИЙН. О старинной клавирной музыке// Клавирные пьесы западноевропейских композиторов 16−18 веков / Вст. ст. к сб. — М.: Музыка, 1975. — Вып. 1. — С. 3−10.о
- КОПЧЕВСКИИ H. О клавирной музыке Англии и Германии // Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII вв.еков / Вст. ст. к сб. — М.: Музыка, 1976. — Вып. 2. — С. 2−8.
- КОПЧЕВСКИЙН. О клавирной музыке Италии и Франции // Клавирные пьесы западноевропейских композиторов XVI—XVIII вв.еков / Вст. ст. к сб. — М.: Музыка, 1977. — Вып. 3. — С. 3−10.
- КОТЛЯРЕВСКИЙИ Музыкально-теоретические системы европейского музыкознания. — Киев: Музична Украина, 1983. — 158 с.
- КРАСНОВА Ж. Теоретические основы гетерофонии// Проблемы фактуры: Сб. статей / Сост. Т. Бершадская. — СПб., 1992. — С. 65−89.
- КРАУКЛИСГ. О некоторых особенностях трактовки формы в программно-симфонических произведениях 19 века// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей/ Ред.-сост. В.Протопопов.— М.: Музыка, 1985.— Вып. 4. — С. 212−232.
- КУЗНЕЦОВ И. Рождение клавирного концерта// Вопросы музыкальной формы: Сб. статей/ Ред.-сост. В.Протопопов.— М.: Музыка, 1977. —Вып. 3. —С. 162−171.
- КУЗНЕЦОВ И. Теоретические основы полифонии 20 века.— М.: Консерватория, 1994. — 284 с.
- КУЛИНЧЕНКО Л. О взаимодействии фигурированных и сонатных принципов в камерной музыке С. Танеева // Теория фуги: Сб. науч. тр. — JL, 1986. —С. 178−194.
- КУПЕРЕН Ф. Искусство игры на клавесине / Пер. с фр. — М.: Музыка, 1973.— 152 с.
- КУРТ Э. Романтическая гармония и ее кризис в «Тристане» Вагнера. — М.: Музыка, 1975. — 551 с.
- КУШНАРЕВХ. О полифонии. — М.: Музыка, 1971. — 136 с.
- ЛАВРЕНТЬЕВА И. О взаимодействии двух контрастных принципов формообразования в вокальной музыке // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей / Ред.-сост. В. Протопопов. —М., 1977. — Вып. 3. — С. 254−269.
- ЛАСКОВА А. О понятии «свободная форма"// Тез. докл. научно-теоретич. конф. по пробл. восп. и обуч. педагога-музыканта, 1980 г. — Тбилиси, 1980.
- ЛЕБЕДЕВ В. «Тайны» психики без тайн.— М.: Политиздат, 1977. —88 с.
- ЛЕБЕДЕВ С. О модальной гармонии 14 века // История гармонических стилей: зарубежная музыка доклассического периода: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1987. — Вып. 92. — С. 5−32.
- ЛЕВАНДОМ. Об остинатности музыки 20 века// Анализ, концепция, критика: Статьи. — Л., 1970. — С. 66−78.
- ЛЕЙБНИЦ Г. В. Сочинения в 4-х томах. — Т. 4. — М.: Мысль, 1989. —554 с.
- ЛЕОНТЬЕВ А. Деятельность и сознание // Вопросы философии. — 1972. —№ 12.
- ЛИВАНОВА Т. Западноевропейская музыка 17−18 веков в ряду искусств. — М., 1977. — 528 с.
- ЛИВАНОВА Т. Бах и Гендель (проблемы стиля) // Русская книга о Бахе: Сб. статей (Сост. Т. Н. Ливанова, В. В. Протопопов). — М., 1986. — С. 184−204.
- ЛИВАНОВА Т. История западноевропейской музыки до 1789 года: Учебник. В 2-х т. — Т. 1. — М.: Музыка, 1983. — 696 с.
- ЛИССАЗ. Традиции и новаторство в музыке// Советская музыка.—1972.—№ 1. —С. 43−50.
- ЛИХАЧЕВА И. Тематизм и его экспозиционное развитие в фугах Р. Щедрина// Полифония: Сб. теор. статей / Сост. и ред. К. Южак.— М.: Музыка, 1975. — С. 273−290.
- ЛОБАНОВА М. Связь и разрыв времен // Советская музыка. — 1981. —№ 6. —С. 116−120.
- ЛОБАНОВА М. Мотетное творчество Шютца и некоторые идеи немецкого барокко // Генрих Шютц. — М., 1985.
- ЛОБАНОВА М. Новый музыкальный синтаксис // Проблемы исто-рико-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Отв. ред. Л. В. Александрова. — Новосибирск, 1994- — С. 136−149.
- ЛОБАНОВА М. Западноевропейское музыкальное барокко: Проблемы эстетики и поэтики. — М.: Музыка, 1994. — 320 с.
- ЛОСЕВ А. Художественный канон как проблема стиля // Вопросы эстетики: Сб. статей. — М., 1964. — № 6. — С. 351−399.
- ЛОСЕВА. Проблема символа и реалистическое искусство. — М.: Искусство, 1976. — 367 с.
- ЛОСЕВА. Диалектика творческого акта// Контекст: Сб. статей. —1. М., 1982. —С. 48−79.
- ЛОТМАНЮ. Каноническое искусство // Проблемы канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки: Сб. статей. — С. 16−22.
- ЛУНЕВА А. Н. Проблема синтеза музыки и живописи в творчестве М.-К. Чюрлениса: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — СПб., 1996.
- ЛЮБОВСКИЙН. Хоральная фактура (к вопросу о сущности понятия) // Проблемы фактуры: Сб. статей / Сост. Т. Бершадская. — СПб., 1992. —С. 51−64.
- МАГНИЦКАЯ Т. Музыкальная фактура: теория, история, практика: Лекция по курсу «Гармония». — М., 1993. — 37 с.
- МАЗЕЛЬЛ. Проблемы классической гармонии.— М.: Музыка, 1972. —616 с.
- МАЗЕЛЬ Л. Музыкознание и достижения других наук // Советская музыка. — 1974. — № 4. — С. 24−35.
- МАЗЕЛЬ Л. Вопросы анализа музыки. — М.: Советский композитор, 1978. —352 с.
- МАЗЕЛЬЛ. Некоторые черты композиции в свободных формах Шопена// Венок Шопену: Сб. статей / Отв. ред. Л. С. Сидельников.— М.: Музыка, 1989. —С. 130−167.
- МАЗЕЛЬ Л., ЦуккерманВ. Анализ музыкальных произведений.— М., 1967. —752 с.
- МАКАРОВ В. О некоторых чертах сонатной формы в музыке И. С. Баха // От барокко к классицизму: Учебное пособие / Отв. ред. Е. А. Рубаха. — М., 1993. — С. 22−35.
- МАЛИНЬОНЖ. Жан Филипп Рамо/ Пер с фр.— Л.: Музыка, 1983. — 124 с.
- МАЛЬЦЕВ С., РОЗАНОВ И. Учить искусству импровизации // Советская музыка. — 1973. — № 10. — С. 62−64.
- МАЛЬЦЕВ С. Нотация и исполнение // Мастерство музыканта — исполнителя. — М., 1976. — Вып. 2. — С. 68−104.
- МАЛЬЦЕВ С. М. Семантика музыкального знака: Дис. .канд. искусствоведения. — Л., 1980. — 251 с.
- МАЛЬЦЕВ С. Об импровизационной природе фуги // Теория фуги: Сб. статей. — Л., 1986. — С. 58−93.
- МАЛЬЦЕВ С. М. Музыкальная импровизация как вид творческой деятельности: теория, психология, методика обучения. Дис. .д-ра искусствоведения. — СПб., 1993. — 382 с.
- МЕДУШЕВСКИЙВ. Динамические возможности вариационного принципа в современной музыке // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей.—М., 1966.—Вып. 1.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. К проблеме семантического синтаксиса// Советская музыка. — 1973. — № 8. — С. 20−29.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. К теории коммуникативной функции// Советская музыка. — 1975. — № 6. — С. 21−27.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. — 254 с.
- МЕДУШЕВСКИИВ. Человек в зеркале интонационной формы// Советская музыка. — 1980. — № 9.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. В. Интонационно-фабульная природа музыкальной формы: Автореф. дис. д-ра искусствоведения. — М., 1983.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. Интонационная теория в исторической перспективе // Советская музыка. — 1985. — № 7.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. Сущностные силы человека и музыка// Музыка — Культура — Человек: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Свердловск, 1988. — Вып. 1. — С.45−64.
- МЕДУШЕВСКИЙ В. Фантазия в культуре и музыке// Музыка —
- Культура — Человек: Сб. науч. тр. / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Свердловск, 1991. — Вып. 2. — С. 44—56.
- В. Таинственные энергии музыки// Музыкальная академия.— 1993. —№ 3. —С. 54−57.
- МейлахБ. Комплексное изучение художественного творчества и музыковедение // Советская музыка. — 1973. — № 1. — С. 51−58.
- МЕЛИК-ПАШАЕВА Н. Пространство и время в музыке и их преломление во французской традиции // Проблемы музыкальной науки. — М., 1975. — Вып. 3. — С. 467−479.
- МЕССНЕР Е. Основы композиции. — М., 1968.
- МИЗИТОВА А. А. Переоценка ценностей как фактор музыкально-исторического процесса: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1987.
- МИЛКА А. П. Функциональность музыкальной структуры и динамика структурного развития в сюитах Баха: Дис.. канд. искусствоведения,—Л., 1970. —333 с.
- МИЛКА А. Некоторые вопросы развития и формообразования в сюитах И. С. Баха для виолончели соло // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей / Сост. Л.Раппопорт.— М., 1971.— С. 250−291.
- МИЛКА А. Функциональность-музыкальной структуры// Советская музыка. — 1972. — № 6. — С. 81−86.
- МИЛКА А. К вопросу о генезисе фуги // Теория фуги: Сб. науч. тр. ЛОЛГК им. Римского-Корсакова. — Л., 1986. — С. 35−57.
- МИХАЙЛЕНКО А. Фуга как категория музыкознания // Теория фуги: Сб. науч. тр. ЛОЛГК им. Римского-Корсакова. — Л., 1986. — С. 10−34.
- МИХАЙЛЕНКО А. Г. Фуга в истории русской музыки: Дис.. д-ра искусствоведения. — Новосибирск, 1993.
- МИХАЙЛОВ М. О классицистских тенденциях в музыке 19-начала 20 века // Вопросы теории и эстетики музыки. — JL, 1963. — С. 146−180.
- МИХАЙЛОВ А. Концепция произведения искусства у Т. В. Адор-но// О современной буржуазной эстетики: Сб. статей.— М., 1972.— Вып. 3. —С. 156−259.
- Музыкальная эстетика Западной Европы 17−18 веков. — М., 1971.
- МУРОВ А. Практические советы начинающим композиторам.— Новосибирск, 1989. — 53 с.
- МУХА А. Процесс композиторского творчества. — Киев, 1979.
- МЮЛЛЕР Т. Хорал в кантатах Баха// Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т. Ливанова, В. Протопопов. — М., 1986. — С. 205−221.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. О музыкальном темпе. — М.: Музыка, 1965. —95 с.
- НАЗАЙКИНСКИЙ Е. О психологии музыкального восприятия.— М.: Музыка, 1972. — 383 с.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. Логика музыкальной композиции. — М.: Музыка, 1982. —319 с.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. Принцип единовременного контраста // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т. Ливанова, В. Протопопов. — М., 1986. —С. 267−297.
- НАЗАЙКИНСКИЙ Е. Понятия и термины в теории музыки // Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей. — М., 1987. — С. 151 177.
- НАЗАЙКИНСКИЙЕ. Звуковой мир музыки.— М.: Музыка, 1988. —254 с.
- НАЛИМОВ В. Спонтанность сознания: Вероятностная теория смыслов и смысловая архитектоника личности. — М., 1989. — 287 с.
- НАСОНОВА М. Л. Северонемецкая органная школа (Органная композиция как феномен культуры): Автореф. дис.. канд. искусствоведения.— М., 1994.
- НАТИШВИЛИМ. А. Фортепианная фуга в творчестве русских композиторов-классиков: Дис. канд. искусствоведения. — Тбилиси, 1953.
- НЕДОСЕКИНА А. Художественная культура и художественное мышление// История. Филология. Социология: Сб. науч. статей/ Ред. А. Л. Филоненко. — СПб.: Афина, 1977. — Вып. 2. — С. 175−178.
- ОВСЯННИКОВЫ. История эстетической мысли: Учеб. пособие. — М.: Высш. шк., 1984. — 336 с.
- ОВСЯННИКОВА Т. Н. Проблема полифонического тематизма и полифонической формы в советской музыке (1960−1970 г. г.): Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Л., 1982.
- ОКРАИНЕЦ И. Инструментализм как фактор стиля и формообразования // Советская музыка. — 1980. — № 7. — С. 103−109.
- ОКРАИНЕЦ И. Доменико Скарлатти: Через инструментализм к стилю. — М.: Музыка, 1994. — 208 с.
- ОРЛОВ Г. Психологические механизмы музыкального восприятия // Вопросы теории и эстетики музыки. — Л., 1963. — Вып. 2. — С. 181 215.
- ОРЛОВ Г. Семантика музыки // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. — М.: Советский композитор, 1973. — Вып. 2. — С. 434−479.
- ОРЛОВ Г. Структурная функция времени в музыке (исполнение и импровизация) // Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей. — М.: Музыка, 1974. — Вып 13. — С. 32−57.
- ОРЛОВ Г. Н. А. Римский-Корсаков на пороге XX века. Пути исканий// Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей.— Л., 1975.—1. Вып. 14. —С. 3−30.
- ОРЛОВ Г. Древо музыки. — Вашингтон— СПб.: Советский композитор, 1992. —408 с.
- ПЕТРОВ Ю. Испанские жанры у Доменико Скарлатти // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей/ Сост. Р. Ширинян.— М.: Музыка, 1980. —С. 192−208.
- ПЕЦЕЛИС Г. Месса Жоскена Депре «Malheur me bat» (к вопросу о технике сочинения на cantus firmus) // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей. —М., 1978. — С. 54−77.
- ПЕРЕВЕРЗЕВ Л. Импровизация — versus — композиция // Музыкальная академия. — 1988. — № 1. — С. 125−133.
- ПЕРЕВЕРЗЕВ Н. Проблемы музыкального интонирования. — М.: Музыка, 1966. — 224 с.
- ПЕТРАШ А. Сольная смычковая соната и сюита до Баха и в творчестве его современников// Вопросы теории и эстетики музыки: Сб. статей,—Л., 1974.—Вып. 13. —С. 163−186.
- ПЕТРАШ А. Жанры позднеренессансной истории музыки и становление сонаты и сюиты// Вопросы теории и эстетики музыки: Сб статей.—Л., 1975. —Вып. 14. —С. 177−201.
- ПЕТРИКОВ С. Текстуальное музыкальное мышление // Музыкальная академия. — 1993. — № 2. — С. 113−116.
- ПЕЦЕЛИС Г. Э. Формообразование в музыке Окегема и традиции нидерландской полифонической школы: Автореф. дис.. канд искусствоведения. — М., 1979.
- ПЕЦЕЛИС Г. Э. Принципы полифонии Палестрины и традиции эпохи вокального многоголосия: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — М., 1989.
- ПИНСКИЙ Л. Ренессанс и барокко // Мастера искусств об искусстве. Т. 1. — М., 1937.
- ПИНЧУКОВ Е. Черты стиля в гармонии Д. Скарлатти // Советская музыка. — 1981. — № 8. — С. 65 — 68 с.
- ПЛАХОВ Ю. Художественный канон в системе профессиональной восточной монодии. — Ташкент, 1988. — 160 с.
- ПОЛЬДЯЕВА Е. Г. Русский музыкальный авангард 1920-х годов (об истоках «новой» музыки XX века): Автореф. дис.. канд. искусствоведения, — М., 1993.
- ПОСПЕЛОВ П. Минимализм и репетитивная техника: Сравнение опыта американской и советской музыки // Музыкальная академия. — 1992. —№ 4. —С. 74−89.
- ПОНОМАРЕВ Я. Психология в системе комплексных исследований творчества // Психология процессов художественной деятельности. — Л.: Наука, 1980. — С. 24−31.270. ПРАУТЭ. Фуга. —М., 1900.
- Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр: Сб. статей / Отв. ред Л. В. Александрова. — Новосибирск, 1994.
- Проблемы фактуры: Сб. статей / Сост. Т. Бершадская. — СПб., 1992.
- ПРОПП В. Эдип в сфере фольклора// Пропп В. Фольклор и действительность.— М., 1976.
- ПРОТОПОПОВ В. Контрастно-составные формы // Советская музыка. — 1962. — № 9. — С. 33−37.
- ПРОТОПОПОВ В. Ричеркар и канцона в 16−17 веках и их эволюция // Вопросы музыкальной формы. — М.: Музыка, 1972.
- ПРОТОПОПОВ В. Проблемы формы в полифонических произведениях строгого стиля// Советская музыка.— 1977.— № 3.— С. 102 — 108 с.
- ПРОТОПОПОВ В. Очерки из истории инструментальных форм 16начала 19 века. — М., 1979. — 327 с.
- ПРОТОПОПОВ В. Из истории форм инструментальной музыки 1618 веков: Хрестоматия. — М., 1980. — 240 с.
- ПРОТОПОПОВ В. Принципы музыкальной формы И. С. Баха. — М.: Музыка, 1981. — 335 с.
- ПРОТОПОПОВ В. Контрастно-составные музыкальные формы// Протопопов В. Избранные исследования и статьи. — М., 1983.
- ПРОТОПОПОВ В. Новая трактовка классических музыкальных форм в произведениях Шопена// Венок Шопену: Сб. статей/ Отв. ред. Л. С. Сидельников. — М., 1989. — С. 178−184.
- ПЫЛАЕВ М. Е. К теории и истории сонатной формы конца 18-на-чала 19 веков: Автореф. дис.. канд искусствоведения. — М., 1993.
- ПЫЛАЕВАЛД. Камерно-ансамблевое и клавесинное творчество Ф. Куперена как воплощение сюитного мышления: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.—М., 1996.
- ПЭРРИШ К, ОУЛДЖ. Образцы музыкальных форм от григорианского хорала до Баха / Пер. с англ. — Л.: Музыка, 1975. — 215 с.
- ПЯРТЛАСЖ. В. Гетерофонное многоголосие русской народной песни: Дис. дис. канд. искусствоведения. — СПб., 1992. — 265 с.
- ПЯСКОВСКИЙИ. Б. Логико-контрастные принципы музыкального мышления. — Автореф. дис. д-ра искусствоведения. — Киев, 1989.
- РАБЕЙВ. О. Скрипичное творчество Г. Ф. Телемана: история, стиль, проблемы интерпретации: Автореф. дис.. д-ра искусствоведения. — М., 1996.
- РАЙСМ. О природе звуковых колебаний// Музыкальная академия. — 1993. — С. 164−165.
- РЕТИР. Тональность в современной музыке.— Л.: Музыка, 1968. — 131 с.
- РОЖНОВСКИЙ В. Г. Взаимодействие принципов формообразования и его роль в генезисе классических форм: Автореф. дис. .канд искусствоведения. — М., 1994.
- РОЙЗМАНЛ. Из истории органного искусства в России во второй половине 18 столетия // Вопросы исполнительского искусства: Сб. статей. — М., 1962. —С. 298−347.
- РОЙЗМАН Л. Этюды о практической педагогике (клавирное творчество И. С. Баха в вопросах и ответах) // Методические записки по вопросам музыкального образования/ Ред.-сост. Н. Фишман.— М.: Музыка, 1979. —Вып. 2. —С. 184−223.
- РОЛЛАНР. Гендель. — М.: Музыка, 1984. — 256 с.
- РОЛЛАНР. Портрет Генделя// РолланР. Музыкально-историческое наследие в восьми томах. — М.: Музыка, 1988. — Т. 3. — С. 278−292.
- РОТЕНБЕРГЕ. Вопросы художественной тематики в живописи 17 века // Античность. Средние века. Новое время. — М., 1977.
- РОЩИНА Л. Французская клавесинная музыка // Пьесы для фортепиано / Комментарий к сб. — М., 1974. — С. 196−197.
- РУБАХА Е. Заимствование — Плагиат — Мистификация или Краткая криминальная история музыки. — Екатеринбург: Урал, 1998. — 56 с.
- РУНИНБ. О психологии импровизации// Психология процессов художественного творчества. — Л., 1980. —С. 45−57.
- РУЧЬЕВСКАЯЕ. Функции музыкальной темы.— Л.: Музыка, 1977. —160 с.
- РУЧЬЕВСКАЯЕ. Формообразующий принцип как историческая категория // История и современность. — Л., 1981. — С. 120 — 238с.
- РЯЗАНОВА Н. П. Органные хоральные обработки Баха (композиционно-структурные особенности): Автореф. дис.. канд искусствоведения.—Л., 1979.
- САВЕНКО С. Музыка А. Шнитке как язык современности // Музыка — Культура — Человек: Сб. статей / Отв. ред. М. Л. Мугинштейн. — Свердловск, 1991. — Вып. 2. — С. 144−152.
- САВЕНКО С. Миры Стравинского // Русская музыка и XX век. — М., 1997. —С. 151−184.
- САВОСТЬЯНОВЕ. Единство познания и творчества в искусстве. — М.: Изобразительное искусство, 1977. — 312 с.
- САПОНОВ М. Мензуральная ритмика и ее апогей в творчестве Гийома де Машо // Проблемы музыкального ритма. — М., 1978.
- САПОНОВ М. Искусство импровизации: Импровизационные виды творчества в западноевропейской музыке средних веков и Возрождения. — М.: Музыка, 1982. — 77 с.
- САПОНОВ М. Менестрели: очерки музыкальной культуры западного Средневековья. — М.: Престиж, 1996. — 360 с.
- САПОНОВ М. Золотой век инструментализма. Жизнь научных идей в современности // Музыкальная академия. — 1996. — № 1. — С. 193— 195.
- СВИДЕРСКИЙВ. О диалектике элементов и структуры в объективном мире и познании. — М., 1962.
- СВИДЕРСКИЙ В. Некоторые вопросы диалектики изменения и развития. — М., 1965.
- СВИСТУНЕНКО Т. А. Ранняя клавирная фуга Баха: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1988.
- СВИРИДОВА А. Взаимодействие складов как средство фактурной драматургии // Проблемы фактуры: Сб. статей / Сост Т. Бершадская. — С.-Пб., 1992. —С. 27−51.
- СИМОНОВ П. «Сверхзадача» художественного в свете психологии// Психология процессов художественного творчества.— Л., 1980.— С. 32−44.
- СКРЕБКОВ С. Учебник полифонии. — М., 1965. — 88 с.
- СКРЕБКОВ С. Художественные принципы музыкальных стилей. — М., 1973. — 488 с.
- СКРЕБКОВ С. Черты нового в инструментальной фуге И. С. Баха // Теоретические наблюдения над историей музыки. — М., 1978. — С. 158−173.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. О художественных возможностях скрытого многоголосия // Теоретические проблемы полифонии. — М., 1980.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. Некоторые проблемы жанрового анализа в музыке // Проблемы музыкального жанра: Сб. тр. — М., 1981. — Вып. 54. — С. 38−54.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. О формообразующих функциях музыкальной фактуры// Проблемы музыкальной фактуры: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1982. — Вып. 59.
- СКРЕБКОВА-ФИЛАТОВА М. О художественных возможностях музыкального пространства // Пространство и время в музыке: Сб. тр. — М., 1991. —Вып. 121. —С. 64−75.
- СНИТКОВА И. Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (концептуально-структурных парадигмах) современной музыки// Музыка в контексте духовной культуры: Сб. тр.— М., 1992.— Вып. 120.— С. 8−32.
- СОКОЛОВА. С. О роли звукового материала в системе музыкальных средств: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1980.
- СОКОЛОВ А. О некоторых закономерностях развития музыкальных средств на современном этапе // Музыкальное искусство. Общие вопросы теории и эстетики музыки. Проблемы национальных культур. — Ташкент, 1983. —С. 114−134.
- СОКОЛОВ А. Музыкальная композиция XX века: Диалектика творчества // Исследование. — М.: Музыка, 1992. — 230 с.
- СОКОЛОВ А. О типологии методов художественного мышления // Художественный тип человека. — М., 1994. — С. 52−65.
- СОКОЛОВ В. Европейская философия 15−17 веков. — М., 1984.
- СОКОЛОВ О. Новое о ритме// Советская музыка.— 1972.— № 7. —С. 129−132.
- СОКОЛОВ О. О двух основных принципах формообразования в музыке // О музыке. Проблемы анализа: Сб. статей. — М., 1974. — С. 51−72.
- СОЛНЦЕВ В. Язык как системно-структурное образование. — М.: Наука, 1978. — 344 с.
- СОХОРА. Теория музыкальных жанров: задачи и перспективы// Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров / Сост. Л. Раппопорт. — М.: Музыка, 1971. — С. 292−309.
- СПИРКИНА. Интуиция// Большая советская энциклопедия.— Т. 10. —М, 1972.
- СТОГНИЙИ. Инвариантность как семиотическая проблема// Музыкальная речь в контексте культуры: Сб. трудов ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1989. —С. 23−41.
- СТОЯНОВ П. Взаимодействие музыкальных форм / Пер. с болг. — М.: Музыка, 1985. — 170 с.
- СУПОНЕВАГ. Проблемы нотации в музыке XX века.— М., 1993. —72 с.
- СУСЛОВА Л. В. Опыт исследования электронной музыки (творчество Э. Артемьева): Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1994.
- СУСЛОВА Н. Прорыв в новые звуковые миры // Музыкальная академия. — 1995. — № 2. — С. 33−42.
- СУХОНЬ Э. Об актуальных проблемах музыки XX века // Советская музыка. — 1995. — № 1. — С. 138−140.
- СЫСОЕВА А. Е. Программность в инструментальной музыке эпохи барокко: типология национальных школ: Автореф. дис.. канд искусствоведения. — М., 1993.
- ТАНЕЕВ С. Подвижной контрапункт строгого письма. — М.: Гос. муз. издат., 1959. — 383 с.
- ТАРАКАНОВ М. Новая тональность в музыке XX века // Проблемы музыкальной науки. — М., 1972. — Вып. 1.
- ТАРАКАНОВ М. О методологии анализа музыкальных произведений (к проблеме соотношения типологического и индивидуального) // Методологические проблемы музыкознания: Сб. статей.— М.: Музыка, 1987.— С. 31−71.
- ТАРАСОВ Г. С. Психология музыкальной потребности (на материале классического музыкального искусства): Автореф. дис.. д-ра психол. наук. —М., 1991.
- Теоретические наблюдения над историей музыки // Сб. статей. — М., 1978. —272 с.
- ТИТОВА Е. В. Фактура как элемент стилевой системы: Дис.. канд искусствоведения. — Л., 1984. — 209 с.
- ТИТОВА Е. К теории фактуры: история вопроса, основные категории // Проблемы фактуры: Сб. статей / Сост. Т. Бершадская. — СПб., 1992. —С. 7−32.
- ТИЦМ. О тематической и композиционной структуре музыкальных произведений. — Киев, 1972. — 281 с.
- ТОХЭ. Учение о мелодии. — М., 1928.
- ТЮЛИНЮ. Введение в гармонический анализ на основе хоралов Баха. —Л., 1927.
- ТЮЛИНЮ. Учение о музыкальной фактуре и мелодической фигурации. Мелодическая фигурация. — М., 1977.
- ТЮЛИН Ю. Кристаллизация тематизма в творчестве Баха и его предшественников // Русская книга о Бахе: Сб. статей / Сост. Т. Ливанова, В. Протопопов. — М., 1986. — С. 249−266.
- УРВАНЦЕВА О. Интерпретация канонических жанров церковно-духовной музыки в авторских циклах русских композиторов рубежа Х1Х-ХХ веков / МаГК. — Магнитогорск, 1997. — 25 с. — Деп. в НИО Информкуль-тура Российской гос. б-ки 26.09.97. № 3134.
- ФЕДОТОВ В. М. Музыкальные основы творческого метода М.-К. Чюрлениса: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — Петрозаводск, 1966. —28 с.
- ФЕДЧЕНКО Т. О некоторых типах музыкальных форм сквозного развития в инструментальных произведениях советских композиторов 6070-х годов// Проблемы историко-стилевой эволюции: гармония, форма, жанр. — Новосибирск, 1994. — С. 150−165.
- ФЕЙГИНА В. Инструментальная фуга Генделя // Вопросы музыкальной формы: Сб. статей/ Ред.-сост. В.Протопопов.— М.: Музыка, 1985. —Вып. 4. —С. 189−211.
- Философский словарь / Ред. М. М. Розенталь.— М.: Политиздат, 1972.-496 с.
- ФЛОРЕНСКИЙ П. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. — СПб., 1993. — 324 с.
- ФОРКЕЛЬ И. О жизни, искусстве и произведениях Иоганна Себастиана Баха / Пер. с нем. — М.: Музыка, 1974. — 168 с.
- ФРАНТОВА Т. В. Полифония в русской советской музыке 60−70-х годов: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1986.
- ФРАНТОВА Т. Хоральная обработка // Полифонические жанры иформы барокко: Лекции по курсу «Полифония». —М., 1991. — С. 63−94.
- ФРАНТОВА Т. Неклассические полифонические формы в музыке советских композиторов 60−70-х годов // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: Сб. тр. РАМ им. Гнесиных.— М., 1994.— Вып. 132. —С. 216−232.
- ФРЕСКОБАЛЬДИ ДЖИРОЛАМО. Выдержки из предисловий// Фрескобальди Джироламо. Избранные клавирные сочинения / Сост. и ред. Н. Копчевский. — М., 1983.
- ХАНАНИНА Р. Пьесы Ф. Э. Баха // Пьесы для фортепиано / Вст. ст. к сб. — М.: Музыка, 1978. — С. 3−4.
- ХАРЛАП М. Ритм и метр в музыке устной традиции. — М.: Музыка, 1986. —104 с.
- ХАРЛАПМ. Восток и Запад в истории общей и музыкальной культуры. — 1953. — Рукопись. — Библиотека МОЛГК им. П. И. Чайковского.
- ХАРЛАП М. Размышления о мире, материи и энергии, природе и духе, форме и содержании.— 1953−1954.— Рукопись.— Библиотека МОЛГК им. П. И. Чайковского.
- ХАРЛАП М. Нотные длительности и парадокс их реального звучания // Музыкальная академия. — 1977. — № 1. — С. 170−181.
- ХОЛОПОВ Ю. Нефугированные формы инструментальной музыки И. С. Баха. 1968−1971.— Рукопись. — Библиотека МОЛГК им. П. И. Чайковского.
- ХОЛОПОВ Ю. Принцип классификации музыкальных форм // Теоретические проблемы музыкальных форм и жанров: Сб. статей.— М.: Музыка, 1971. —С. 65−94.
- ХОЛОПОВ Ю. Концертная форма у И. С. Баха // О музыке. Проблемы анализа. — М., 1974.
- ХОЛОПОВ Ю. Канон. Генезис и ранние этаны развития // Теоретические наблюдения над историей музыки: Сб. статей. — М., 1978. — С. 127— 157.
- ХОЛОПОВ Ю. Изменяющееся и неизменное в эволюции музыкального мышления // Проблемы и новаторство в современной музыке. — М., 1982. —С. 52−104.
- ХОЛОПОВ Ю. Задания по гармонии.— М.: Музыка, 1983.— 287 с.
- ХОЛОПОВ Ю. Гармония. Теоретический курс.— М.: Музыка, 1988. —511 с.
- ХОЛОПОВЮ. Об эволюции европейской тональной системы// Проблемы лада: Сб. статей. — М.: Музыка, 1972. — С. 35−76.
- ХОЛОПОВ Ю. Три рондо. К исторической типологии музыкальных форм // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: Сб. статей. —М., 1994. —Вып. 132. —С. 113−125.
- ХОЛОПОВА В. О природе неквадратности // О музыке. Проблемы анализа: Сб. статей. — М., 1974. — С. 73−106.
- ХОЛОПОВА В. Вновь об обертоновой гармонии (из истории вопроса) // Советская музыка. — 1974. — № 4. — С. 93−98.
- ХОЛОПОВА В. О прототипах функций музыкальной формы // Проблемы музыкальной науки: Сб. статей. — М., 1974. — Вып. 4.
- ХОЛОПОВА В. Фактура: Очерк. —М., 1979. — 86 с.
- ХОЛОПОВА В. Типы новаторства в музыкальном стиле русских советских композиторов среднего поколения // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке. — М., 1982. — С. 158−204.
- ХОЛОПОВА В. Музыка как вид искусства (музыкальное произведение как феномен). — М., 1990. — 260 с.
- ХОЛОПОВА В. Зрительный ряд в музыке // Пространство и время в музыке: Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных. — М., 1991. — Вып. 121. — С. 13−25.
- ХОЛОПОВА В. Типология музыкальных форм второй половины XX века (50−80-е гг.) // Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: Сб. тр. / Сост. А. Стручалина. — М., 1994. — Вып. 132. — С. 4669.
- ХОЛОПОВА В. Ритмические новации// Русская музыка и XX век.— М., 1997. —С. 553−588.
- ХРАПЧЕНКО М. Художественное творчество, действительность, человек. — М., 1976.
- ХРИСТОВ Д. Теоретические основы мелодики / Пер. с болг. — М.: Музыка, 1980. —256 с.
- ЦЕНОВА В. О музыкальных формах в творчестве современных московских композиторов// Проблемы музыкальной формы в теоретических курсах ВУЗа: Сб. тр. —М., 1994. —Вып. 132. —С. 199−215.
- ЦУККЕРМАНВ. Динамический процесс в музыкальной форме// Музыкально-теоретические очерки и этюды. — М., 1970. — Вып. 1.
- ЦУККЕРМАН Л. Анализ музыкальных произведений. Вариационная форма. — М.: Музыка, 1974. — 243 с.
- ЦУККЕРМАН В. Анализ музыкальных произведений. Сложные формы. —М., 1983.
- ЦУККЕРМАН В. Заметки о музыкальном языке Шопена// Венок Шопену: Сб. статей / Отв. ред. Л. С. Сидельников. — М., 1989. — С. 168 — 177.
- ЦЫПИНГ. Развитие учащегося-музыканта в процессе обучения игры на фортепиано. — М., 1975. — 106 с.
- ЦЫПИН Г. Психология музыкальной деятельности: Программа. — М.: Интерпракс, 1994. — 372 с.
- ЧАГОДАЕВА. Художественная культура 18 века// Западноевропейская культура 18 века. — М., 1980.
- ЧАРНАЯ Н. Из истории английской верджинельной музыки // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / Сост. Р. Ширинян. — М.: Музыка, 1980.—Вып. 4. —С. 81−118.
- ЧЕБУРКИНА М. Н. Органная музыка О. Мессиана: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1994.
- ЧЕРЕДНИЧЕНКО Т. Терминологическая система Б. В. Асафьева // Музыкальное искусство и наука: Сб. статей. — М., 1978. — Вып. 3.
- ЧЕРЕДНИЧЕНКО Т. Музыка в истории культуры // Программа. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. — Вып. 1. — 218 с.
- ЧЕРЕДНИЧЕНКО Т. Музыка в истории культуры // Программа. — Долгопрудный: Аллегро-Пресс, 1994. —Вып. 2. — 175 с.
- ЧЕРНАЯМ. О некоторых особенностях клавирных фуг В. А. Моцарта // От барокко к классицизму: Учеб. пособие / Отв. ред. Е. А. Рубаха. — М., 1993. —С. 66−76.
- ЧЕРНАЯМ. Р. Полифония в камерных жанрах клавирной музыки Моцарта и традиции 18 века: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1994.
- ЧЕРНОБРИВЕЦ П. Некоторые принципы фактурного развития в инструментальных произведениях Генделя// Проблемы фактуры: Сб. статей.—Спб, 1992. —С. 113−127.
- ЧЕРНОБРИВЕЦ П. А. Стилистика-и тематизм (к вопросу о функциональных аналогиях) клавирного творчества Генделя: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — СПб., 1993.
- ЧИГАРЕВА Е. О связях музыкальной темы с гармонической и композиционной структурой музыкального произведения в целом// Проблемы музыкальной науки: Сб статей. — М.: Советский композитор. — Вып. 2. — С. 44−88.
- ЧИГАРЕВА Е. И. Организация выразительных средств как основаиндивидуализации музыкального произведения: Автореф. дис.. канд. искусствоведения.— М., 1975.
- ЧУГАЕВ А. Особенности строения клавирных фуг Баха. — М.: Музыка, 1975. —255 с.
- ШАЙМУХАМЕДОВА Л. Н. Мигрирующая интонационная формула и семантический контекст музыкальной темы: Автореф. дис.. канд. искусствоведения. — М., 1994.
- ШЕЛОМОВ Б. Импровизация на уроках сольфеджио.— М.: Музыка, 1977. —96 с.
- ШЕНБЕРГ А. О музыке новой и устаревшей. Стиль и идея// Музыкальная академия. — 1996. — № 3−4. — С. 243−248.
- ШЕСТАКОВ В. От этоса к аффекту. История музыкальной эстетики от античности до 18 века. Исследование. — М.: Музыка, 1975. — 351 с.
- ШИЛЛИНГЕРИ. Об импровизации и прикладной композиции// Музыкальное образование. — М.: МГК, 1926. — № 5−6. — С. 18−22.
- ШИНКАРЕВА М. И. Взаимодействие формообразующих принципов фуги и сонаты в камерно-инструментальной музыке Бетховена: Автореф. дис. канд. искусствоведения. — М., 1992.
- ШИРИНЯНР. О стиле сонат Доменико Скарлатти // Из истории зарубежной музыки: Сб. статей / Сост. Р. Ширинян.— М.: Музыка, 1980.— Вып. 4, —С. 166−191.
- ШКАРИНАЕ. К. Свободные формы барокко в инструментальной музыке Баха (к методологии историко-стилистического анализа свободных композиций): Автореф. дис. канд. искусствоведения. — Горький, 1989.
- ШНЕЕРСОН Г. Сериализм и алеаторика— «тождество противоположностей» // Советская музыка. — 1971. — № 1. — С. 106−117.
- ШНЕЕРСОН Г. Алеаторика// Музыкальная энциклопедия.— Т. 4. —М, 1973.
- ШНЕЕРСОНГ. Статьи о современной зарубежной музыке. Очерки. Воспоминания. — М.: Советский композитор, 1974. — 357 с.
- ШНИТКЕ А. На пути к воплощению новой идеи // Проблемы традиций и новаторства в современной музыке / Сост. А. Гельцман. — М.: Советский композитор, 1982. — С. 104−107.
- ШНИТКЕ А. Коллаж и полистилистика// Музыкальные культуры народов. Традиции и современность. — М., 1973.
- ШУЛЬГИН Д. Неизвестный А. Шнитке. — М., 1996.
- ШУЛЬГИН Д. Диалоги с А. Шнитке. — М., 1998.
- ШУШКОВА О. От рода к наклонению, от энармонизма к энгармонизму // От барокко к классицизму: Сб. тр. РАМ. — М., 1993. — С. 44−54.
- ЩЕЛКАНОВЦЕВА Е. Сюиты для виолончели соло И. С. Баха. — М.: Музыка, 1997. — 112 с.
- Эволюционные процессы музыкального мышления: Сб. статей. — Л., 1986.
- ЭЙЛЕР Л. Опыт новой теории музыки (фрагменты трактата) // Музыкальная академия. — 1995. — № 1. — С. 140−147.
- ЭМЕРИ У. Орнаментика Баха/ Пер. с англ.— М.: Музыка, 1996. — 159 с.
- ЭСКИНА Н. Принцип «комментирования» и хоральная обработка барокко // Проблемы теории западноевропейской музыки (12−17 вв.): Сб. тр. ГМПИ им. Гнесиных/ Отв. ред. Ю. К. Евдокимова.— М., 1983.— Вып. 65. —С. 113−132.
- ЭСКИНА Н. А. Органное творчество Букстехуде в контексте немецкой культуры 17 века: Дисс.. канд искусствоведения.— М., 1983.— 184 с.
- ЮЖАКК. О природе и специфике полифонического мышления // Полифония: Сб. теор. статей / Сост. и ред. К. Южак. — М.: Музыка, 1975. —1. С. 6−62.
- ЮЖАКК. К поэтике фуги И. С. Баха (на материале «Хорошо темперированного клавира» Баха)// Теория фуги: Сб. науч. тр. ЛОЛГК. им. Н. А. Римского-Корсакова. — Л., 1986. — С. 135−164.
- ЮНГ К. Тевистокские лекции. Киев: Ситно, 1995. — 228 с.
- Основные элементы музыки. — М.: Искусство, 1923. — № 1.
- ЯВОРСКИЙ Б. Сюиты Баха для клавира. — М.- Л., 1947.
- APEL W. Die Notation der poliphonen Musik, 900−1600 / W Apel — 4. Aufl. — Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 1989. — 519 s.
- APEL W. Harvard Dictionari of Musik. Second Edition, Revised and englarged. — Cambridge, Massachusetts, 1970. — 936 p.
- ARNOLD F. T. The art of accompaniment from thorongh as practised in the XVII-th and XVIII-th centuries. Vol. 1. — New York, 1965.
- BRIDGAMN. Giovanni Camill Maffei et sa lettre sur le chaunt. — In: Revue de Musicologie, Vol. 38. 1956, p. 3−34.
- BUKOFZER M. Discantus // Musik in Geschicte und Gegenwart / Allgemeine Enzyklopadie der Musik unter Mitarbeit zahlreicher Musikforscher des In- und Auslandes, herausgegeben von F. Blume. Bde. I-XV. Bd. 3.
- BUKOFZER M. Fauxbourdon revisited. — In: Musical Quarterli, Vol. 38. 1952, № l, p. 22−47.
- BURGESS A. This Man and Music. — New York: Mc GrawHill Book Company. 1983.
- DAHLHAUS С. Formen improvisierter Mehrstimmigkeit em XVI. Jahrhundert. — In: Musica, Jg 13, 1959, H. 3, S. 163−167.
- DAMMANR. Der Musikbergriff im deutschen Barock. — Koln, 1967.
- DONINGTONR. The Interpretation of Earli Musik. — London, Boston, 1979.
- EVANGELISTIF. Komponisten improvisieren als Kollektiv.— In:
- Melos, 1966, № 3, S. 86−88.
- FELLERER K. G. Monodie und Polifonie in der Musik des XVI Jahrhunderts / — Brussel, 1972. — 36 S.
- FERAND E. Improvisation in der Musik. Eine entwicklungsgeschichtliche und psychologische Untersuchung, 1938.
- FERAND E. Die Improvisation in Beispielen. Koln, 1956.
- FERAND E. Improvised vocal counterpoint in the late Renaissance and early Baroque. —In: Annales Musicologiques, Vol. IV. Neuilly-sur-Seine, 1956.
- FISCHER K. Handschriften mit mehrsstimmiger Musik des XIV. XV. und XVI jahrhunderts. — Austria bis Franse, 1971. — B. IV. — 592 S.
- FISCHER M. Die Organistische Improvisation im XVII Jahrh. — Kassel, 1929.
- FRITSCHM. Varuren und Imrovisiren. — Kassel, 1941.
- HORSLEYI. Improvised embellishment in the Renaussance polyphonic music. — In: Journal of the American Musiciligical Society, Vol. 4, 1951.
- HORSLEY I. Fugue. History and practice. Free press- London, Collier — Macmillan ltd., cop.1966. — VII. — 399 p.
- KAUFMANN W. Musical Notations of the Orient. Bloomington — London, 1967.
- KELLER M. Improvisation und Engagement. — In: Melos, 1973, H. 4, S. 198 —203.
- KIRKENDALE W. Fuge und Fugato in der Kammermusik des Rokoko und Klassik. Mit einem Nachwort von Jens Peter Larsen. — Tutzing: Schneider, 1966. —379 s.
- KOMORO WSKI H. P. Die «Invention» in der Musik des XX Jahrhunderts// Kolner Beitrage zur Musikforschung. Hrsg. Von Heinrick Huschen.— Regensburg, Bosse, 1971. — Bd. 62. — s. 229−249.
- LENZ Ch. Studien zur Satztechnik Bachs. Unter suchung einiger vom
- Erscheinungsbild der Vokalpolyphonie geepragter Kompositionen. Inaug. — Diss.. vorgelegt von Christfried Lenz. — Heidelberg, 1970. — 177 s.
- LIEBERMANM. Creative counterpoint. — Boston, Allyn and Bacon, 1966. —XIII. —333 P.
- LOBANOVA M. La categoria «fantasia» nella cultura musicale barocco e romantica // Musica. Realta. 1987, № 24.
- METZ G. Melodische Polifonie in der Zwolftonordnung: Studien zum Kontrapunkt Paul Hindemiths. — Baden-Baden: Koerner, 1971. — 25 S.
- MEYER-BAER K. Music of the spheres and the Dance of Death: studies in musical iconologi. — Prinseton, 1970.
- MOLTE D. Kontrapunkt: Ein Lese — und Arbeitsbuch. — Leipzig: Dt. Verl. fur Musik, 1985. — 374 S.
- MURPHY R. Fantasie et Ricercare dans les premieres tabulatures. De luth du XVI siecles. — Paris, 1958.
- PLANYAWSKIP. Improvisation auf der Orgel. — Osterreichische Mu-siczeitschrift, Jg. 30, 1975, H. ½.
- RATNER L. «Ars Combinatoria». Chance and choice in eighteenth-centure music.— In: Studies in eighteenth-centure music. London, 1970.— P. 343−363.
- RIEMANH. Grosse Kompositionlehre. II Band. Der poliphone Sats. — Berlin, Stuttgart. — 1903. — 446 S.
- RIEMANH. Musiklexikon. — Berlin, 1929.
- SACHS C. The Commonwelth of Art. New York, 1946.
- SACHS C. Rhithm and Tempo.—New York, 1953.
- SCHENKER H. Neue musikalische Teorien und Phantasien: Stuttgart. — 1. Berlin. — 1906.
- STIMME W. Uber Improvisation. — Mainz, 1973.
- WEHLE G. F. Die Kunst der Improvisation, Bd/ 1−3: Munster in W.1925 — 1932.
- WIMBERGER G. Komponist und Improvisation. — In: Osterreichische Musikzeitschrift. Jg. 30, 1975, H. ½.
- WOLF H. Chr. Die Gesangsimprovisation der Barockzeit: Kongre-Bericht/ —Bamberg, 1953.