Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Психологические особенности формирования личности оперативного работника уголовного розыска

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Процесс формирования личности оперативного работника в условиях профессионального обучения сопровождается неравномерной динамикой развития личностных качеств. На профессиональный выбор первокурсников значительное влияние оказывают родители, друзья и знакомыекурсанты ориентированы на получение престижного диплома юриста, а не на службу в ОВД, недостаточно ясно представляют себе предъявляемые к ним… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Теоретико-методологические подходы к изучению процесса формирования личности в условиях высшего образовательного учреждения МВД
    • 1. Психологическое содержание профессионального становления личности в высших образовательных учреждениях
    • 2. Формирование личности специалиста в условиях высшего образовательного учреждения МВД России как фактор успешности его профессионального становления
    • 3. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности и личностные качества оперативного работника
  • Глава 2. Основные направления формирования личности оперативного работника в высшем образовательном учреждении МВД
    • 1. Критерии, показатели и уровни психологической пригодности к оперативно-розыскной деятельности
    • 2. Эмпирический анализ психологических особенностей личности курсантов на этапе профессионального обучения
    • 3. Динамика процесса формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД
    • 4. Психолого-педагогические пути оптимизации процесса формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД

Психологические особенности формирования личности оперативного работника уголовного розыска (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

Оперативно-розыскная деятельность относится к числу профессий повышенного риска и характеризуется одним из наиболее высоких уровней экстремальности и профессионального стресса. Экстремальные ситуации и условия деятельности оперативных работников возникают под воздействием служебных, криминальных и бытовых обстоятельств, а также чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и биолого-социального характера. Количество такого рода ситуаций в правоохранительной деятельности в последние годы возрослогеография регионов, где проводятся оперативно-служебные мероприятия, локализуются межнациональные конфликты, ведется борьба с наркомафией, терроризмом, обеспечивается проведение аварийно-спасательных, восстановительных работ, деятельности, направленной на поддержание правопорядка в местах стихийных бедствий, постоянно расширяется. Возрастают требования к профессионализму и психологической подготовленности всего личного состава правоохранительных органов, в том числе — оперативных уполномоченных уголовного розыска.

Экстремальный характер деятельности оперативных работников, значительные физические и психологические нагрузки при работе в чрезвычайных ситуациях обусловливают актуальность и практическую необходимость изучения опыта работы оперативных служб и отдельных сотрудников и использование его при подготовке специалистов в высших образовательных учреждениях МВД.

Актуальность темы

исследования обусловлена необходимостью определения психологических особенностей, закономерностей, механизмов формирования личности курсантов образовательных учреждений МВД России, а также практическими задачами, связанными с разработкой эффективных методов, приемов, способов и технологий формирования личности специалиста во время психологического сопровождения учебной деятельности. Необходим индивидуальный подход, а также максимальное использование всего арсенала профориентационных возможностей учебно-воспитательного процесса, создание и внедрение педагогических технологий, ориентированных не только на повышение уровня знаний, но и на развитие личности студентов, т. е. деятельностно — смыслового единства у будущих специалистов.

Одним из ключевых средств совершенствования системы подготовки профессиональных кадров для органов внутренних дел выступает психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса, направленное на создание оптимальных условий для эффективного обучения и воспитания, формирование и развитие личностных качеств будущих специалистов, организацию психологической помощи и психологического просвещения курсантов и слушателей, преподавателей и других субъектов образовательного процесса. В этой связи нам представляется весьма целесообразным рассмотрение психологического сопровождения как наиболее приемлемой формы психологической помощи курсантам и слушателям высших образовательных учреждений (ВОУ) МВД России.

Состояние научной разработанности проблемы исследования. Проблема психологических особенностей формирования личности оперативного работника в образовательных учреждениях МВД России в достаточной мере многоаспектная. Она тесно связана с теоретическими исследованиями психологии личности и деятельности (К.А. Абульханова-Славская, Б. Г. Ананьев, Л. И. Анцыферова, В. Д. Шадриков и др.), а также с отраслевыми исследованиями в области психологии труда и профессий (Э.Ф. Зеер, Е. А. Климов, Т. В. Кудрявцев, А. К. Маркова, T.JI. Миронова, Н. Г. Никифоров, Ю. П. Поваренков, Н. С. Пряжников, Е. С. Романова, А. Р. Фонарев, Roe A., D. Super, J. Holland и др.) — с областями педагогической и возрастной психологии (Е.М. Борисова, С. Г. Вершловский, А. Б. Каганов, О. В. Кузменкова, JI.M. Митина и др.) — с областью психологии развития и акмеологии (Б.Г. Ананьев, А. А. Деркач, В. Г. Зазыкин, Н. В. Кузьмина, A. J1. Реан, Е. М. Таболова, А. В. Щербина, З. И. Рябикина, В. Е. Орел и др.).

На сегодня уже созданы концептуальные и методологические предпосылки для организации прикладных исследований профессионального развития (А.Е. Климов, А. К. Маркова, Е. С. Романова, Ю.П. Поваренков).

В последнее время большое внимание уделяется психологическому обеспечению профессиональной безопасности личности специалиста (С.А. Анисимов, В. В. Денисов, И. А. Денисова, А. А. Деркач, Т. И. Колесникова, Г. С. Никифоров, М. Ф. Секач и др.). Из-за роста количества угроз личности в современном мире задачи безопасности приобретают качественно новую постановку. Стала острой проблема отбора профессионалов для работы в экстремальных условиях (Г.В. Грачев, В. Г. Зазыкин, B.JI. Марищук, В. Ю. Рыбников, М. Ф. Секач, Ю. С. Шойгу и др.) — психологического сопровождения профессионального становления специалистов (Е.А. Каминер, А. Г. Комендант и др.).

Юридическими психологами исследуются психологические особенности труда сотрудников правоохранительных органов и личностные качества, обеспечивающие адаптацию и готовность к различным видам служебной деятельности (Н.Р. Битянова, B.JI. Васильев, М. И. Еникеев, М. В. Кроз, В. М. Поздняков, А. Р. Ратинов, В. В. Романов, A.M. Столяренко и др.). Однако проблемы процесса профессионализации сотрудников правоохранительных органов, условий и факторов, предопределяющих его успешность, особенностей личностно-профессионального роста и профессионального становления личности в вузе в данных работах полностью не разработаны. Проблема формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД России специально не изучалась.

Актуальность проблемы и недостаточная научная разработанность комплексного подхода к формированию личности оперативного работника в условиях ВОУ МВД, а также потребность повышения эффективности психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России определили тему, объект, предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Цель исследования: выявить психологические особенности формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД России, а также условия и факторы, обеспечивающие оптимизацию этого процесса.

Объект исследования: личность курсантов, обучающихся в высших образовательных учреждениях МВД России по специальности «оперативно-розыскная деятельность», и оперативных уполномоченных уголовного розыска.

Предмет исследования: психологические особенности, определяющие успешность формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД.

Гипотеза исследования. Эффективность процесса формирования личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД определяется уровнем развития психологических особенностей курсантов: доминирование профессионально-значимой мотивации, эмоциональная устойчивость, уверенность в себе и своих силах, социальная спонтанность и экстравертированность, недоверчивость, активное критическое отношение к высказываниям окружающих, склонность к рискованному поведению, умеренная агрессивность, преобладание процессов возбуждения в нервной системе над тормозными процессами.

Основой для определения приоритетных направлений формирования личности курсантов ВОУ МВД, обучающихся по специальности «оперативно-розыскная деятельность», и проведения с ними своевременной психологической коррекционной работы служит изучение психологических особенностей успешных оперативных работников со стажем практической работы.

Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса, основанное на изучении опыта успешных оперативных уполномоченных уголовного розыска и их личностных качеств, будет способствовать оптимизации процесса формирования личности будущих специалистовоперативных работников.

Задачи исследования определены, исходя из его цели, с учетом особенностей объекта и предмета исследования в рамках выдвинутой гипотезы:

1. Осуществить теоретико-методологический анализ основных подходов к изучению проблемы профессионального становления и формирования личности в условиях высшего образовательного учреждения МВД России.

2. Определить психологическое содержание и особенности формирования личности оперативного работника в процессе профессионального обучения в ВОУ МВД.

3. Изучить психологические особенности оперативно-розыскной деятельности и личностные качества успешного оперативного работника.

4. Выявить критерии, показатели и уровни психологической пригодности к оперативно-розыскной деятельности, психологические особенности, способствующие успешному формированию личности оперативного работника — практика.

5. Разработать комплекс научно обоснованных предложений и рекомендаций по оптимизации психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса в ВОУ МВД.

Теоретико-методологическая основа исследования. Общенаучную методологию исследования определили диалектические идеи о взаимосвязи в развитии теории и практики, личностный и деятельностный подходы, а также методологические принципы системности, развития и прогнозирования. Конкретно-научную методологию • работы предопределили: субъектно-деятельностный подход А. В. Брушлинского, исследования личности и деятельности К.А. Абульхановой-Славской, Б. Г. Ананьева, А. Г. Асмолова, СЛ. Рубинштейнапсихологические концепции системогенеза профессиональной деятельности В. Д. Шадрикова, профессионализма А.К.

Марковой, профессионализации Е. А. Климова, профессионального становления Ю. П. Поваренкова и Е. С. Романовойработы в области акмеологии А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, В. Г. Зазыкинатеории профессионального развития D. Super, J. Hollandположения экзистенциально-гуманистических психотехнологий в оказании психологической помощи A. Maslow, Е. Fromm, С. Rogers, а также принципы юридической психологии, разработанные А. Р. Ратиновым, В. В. Романовым, A.M. Столяренко.

В соответствии с программой исследования, был использован комплекс методов исследования: контент-анализ научной литературы, наблюдение, опрос, беседа, анализ и изучение материалов личных делпсиходиагностические методы: 16-факторный личностный опросник Р. Б. Кеттелла, цветовой тест М. Люшера, методика оценки склонности к риску (по Шуберту — опросник RSK), методика измерения степени агрессивности, адаптированная Л. Г. Почебутом, модифицированная анкета «Мотивационный фактор профессионального выбора" — математико-статистические методы обработки результатов.

Эмпирическую базу исследования составили 390 респондентов: курсанты Московского областного филиала Юридического университета, обучающиеся по специальности «оперативно-розыскная деятельность» общей численностью 265 человек, и оперативные уполномоченные уголовного розыска со стажем работы более 5 лет, численностью 125 человек.

Основные научные результаты, полученные лично соискателем, и их научная новизна.

1. Определено психологическое содержание формирования личности в высших образовательных учреждениях МВД России как самопознание, формирование профессионально важных качеств, системы ценностных ориентаций, развитие профессионального самосознания, моделирование профессионального будущего и образа профессионального «Я». Основное условие успешного профессионального становления в вузе — познание себя, своих особенностей, способностей и возможностей, интересов и ценностей, перспективы личностного и профессионального роста. Важнейшей предпосылкой достижения человеком вершин профессионализма является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей и планов.

2. Определены содержательные и психологические особенности оперативно-розыскной деятельности и профессионально-психологические характеристики оперативных работников. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности предопределяются правовой регламентацией, наличием властных полномочий у сотрудников оперативных аппаратов, конфиденциальностью отношений субъектов оперативно-розыскной деятельности, разнообразием ролевого поведения оперативных работников, экстремальным, эмоционально насыщенным характером профессиональной деятельности, состязательностью оперативной работы, противодействием разрабатываемых и проверяемых ее субъектамперсональной ответственностью оперуполномоченных за результаты своего труда. Данные особенности работы обусловливают необходимость наличия у оперативного работника широкого круга личностных качеств (мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых), большая часть которых должна формироваться уже в ходе обучения в ВОУ МВД.

3. Выявлены критерии профессиональной пригодности к оперативно-розыскной деятельности и соответствующие им показатели и уровни развития личностных качеств, способствующих успешному формированию личности оперативного работника — практика: высокая профессиональная мотивация и уровень социальной адаптации (стремление к общественной пользе своей деятельности, чувство долга, интерес к оперативно-розыскной деятельности, склонность к быстрой и четкой работе, принципиальность, смелость, энергичность) — эмоционально-волевая устойчивость (низкий уровень тревоги, развитый волевой самоконтроль, автономность и независимость поведения от внешних социальных воздействий, стремление к высокому месту в групповой иерархии, выносливость к длительно воздействующим психофизиологическим перегрузкам, стенический тип реагирования в критических ситуациях, адаптивные свойства нервной системы) — развитые коммуникативные качества и умения (способность располагать к себе людей и вызывать у них чувство доверия, способность разумно сочетать деловые и личные контакты с окружающими, способность к установлению психологических контактов с новыми людьми, широкий спектр ролевого поведения) — высокий уровень интеллектуального развития (высокий уровень обучаемости, критичность мышления, способность быстро оценивать и анализировать оперативную ситуацию, высокий уровень устойчивости и распределения внимания, профессиональная память, наблюдательность, развитая интуиция).

4. Установлены основные закономерности динамики личностных характеристик курсантов, определены факторы, влияющие на процесс адаптации курсантов к условиям учебной и служебной деятельности высшего образовательного учреждения МВД, их личностное и профессиональное развитие. Выделены 4 группы курсантов с различным сочетанием уровня профессиональной мотивации, эмоционально-волевых, интеллектуальных и коммуникативных свойств.

5. Обоснованы основные мероприятия по оптимизации учебно-воспитательного процесса и оказанию психолого-педагогической помощи курсантам в условиях профессионального обучения, на дифференцированной основе разработаны индивидуальные стратегии личностно-профессионального роста, которые направлены на формирование профессиональной направленности, повышение эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, развитие интеллектуального уровня и коммуникативных свойств курсантов. Установлено, что важнейшим аспектом профессионального развития личности является формирование ее профессиональной направленности, ценностных ориентации, т. е. профессиональная мотивация в системе обучения и воспитания составляет психолого-педагогическую основу формирования личности оперативного работника.

Достоверность и надежность полученных результатов обеспечивается методологической обоснованностью исходных параметров и методов исследования, адекватных природе изучаемых явлений, его задачам и логике, репрезентативностью объема основных выборок, разработанностью и надежностью использования методов теоретического и эмпирического анализа, разнообразием исследовательских приемов и процедур, их взаимодополняемостью, математическими методами обработки и анализа данных, апробацией результатов исследования.

Практическая значимость результатов исследования состоит в возможности их использования сотрудниками психологической службы правоохранительных органов при проведении профессиональной ориентации и психологического отбора, оказания психологической помощи в период профессиональной адаптации молодых сотрудников, а также в процессе подготовки кадров практических психологов МВД России. Данные диссертационного исследования были использованы в учебно-воспитательном процессе Московского областного филиала Юридического университета МВД России, они могут применяться при подготовке лекций по дисциплинам «Психология в деятельности сотрудников ОВД», «Кадровая и воспитательная работа в ОВД».

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные результаты работы получены автором с 2001 по 2004 год. Исследование проводилось на базе кафедры педагогики и психологии в деятельности органов внутренних дел Московского областного филиала Московского университета МВД России. Теоретические и экспериментальные результаты исследования докладывались и обсуждались на заседаниях кафедры педагогики и психологии деятельности органов внутренних дел МОФ МосУ МВД России, на научно-практической конференции Юридического института МВД России «Актуальные проблемы совершенствования профилизации и специализации обучения курсантов и слушателей» (Руза, 2000 г.), на научно-практической конференции «Актуальные проблемы административного законодательства и правоприменительной практики» (Тамбов, 2003). По теме диссертации опубликовано 6 работ общим объемом 5,1 печатного листа. Результаты исследования использованы при проведении занятий с курсантами в МОФ МосУ МВД России, а также при организации работы по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса указанного вуза, что отражено в соответствующих актах о внедрении.

На защиту выносятся следующие положения.

Становление личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД России представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих друг друга компонентов: самоопределение в профессии, профессиональная направленность, профессиональная пригодность, профессиональная адаптация, профессиональное развитие, профессионально-психологическая готовность к деятельности.

Психологическое содержание формирования личности оперативного работника в высших образовательных учреждениях МВД включает развитие профессионального самосознания, системы ценностных ориентации, профессионально важных качеств, моделирование профессионального будущего и образа профессионального «Я». Основное условие успешного профессионального становления в вузе — познание себя, осознание самим человеком уникальности своих особенностей, способностей и возможностей, реальных и потенциальных, интересов и ценностей, перспективы личностного и профессионального роста. Важнейшей предпосылкой успешного профессионального становления, достижения вершин профессионализма является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования согласованной системы жизненных целей и планов. Неразвитость, противоречивость в системе ценностных ориентаций ведет к непоследовательности, неустойчивости профессионального выбора, неспособности профессионального самоопределения.

Основой для определения приоритетных направлений формирования личности курсантов ВОУ МВД, обучающихся по специальности «оперативно-розыскная деятельность», и проведения с ними своевременной психологической коррекционной работы служит изучение психологических особенностей успешных оперативных работников со стажем практической работы. Профессионально успешные оперативные работники характеризуются высоким уровнем интеллектуального развития, способностью к логическому анализу, абстрактному мышлению, отличаются критичностью и гибкостью мышленияони организованны, упорны, настойчивы, целеустремленнык людям относятся с предубеждением, не поддаются чужому влиянию, не доверяют первым ощущениям и интуиции, подозрительны, недоверчивы, настороженныне испытывают трудностей в общении, не теряются в неожиданных ситуациях, часто становятся лидерами, особенно в случаях, когда деятельность группы связана с риском, хорошо ориентируются в эмоционально напряженной обстановке. Успешные оперативные уполномоченные уголовного розыска проявляют выраженную склонность к самостоятельности, доминированию, лидерству, независимости, смелости, решительности, рискованному поведению, склонны к вербальной и физической агрессии. Доминирующими мотивами при принятии решения о поступлении на службу в уголовный розыск являются: стремление к справедливости, правде, желание изменить общество (блок профессионально значимых мотивов) и стремление к риску, опасности, возможность проверить себя в трудных ситуациях (личный интерес к профессии).

Эффективность процесса формирования личности оперативного работника в условиях ВОУ МВД определяется уровнем развития психологических особенностей курсантов: низкой враждебностью и хорошим контролем агрессивностиотсутствием застревающих эмоциональных состояний, таких, как чувство вины, подавленность, самобичевание, сильная неудовлетворенность собойотсутствием эмоциональных затруднений, связанных как с чрезмерным самоконтролем, так и с импульсивностью и неконтролируемым поведениемотсутствием психосоматических и депрессивных форм реагирования в трудных жизненных ситуацияхумеренной выраженностью таких качеств, как миролюбие, благонамеренность, тревожность, эстетические интересыналичием социальной адекватности, стремлением к социальным контактам, раскованностью, желанием сотрудничать и общаться с людьмипреобладанием процессов возбуждения в нервной системе над тормозными процессами.

Процесс формирования личности оперативного работника в условиях профессионального обучения сопровождается неравномерной динамикой развития личностных качеств. На профессиональный выбор первокурсников значительное влияние оказывают родители, друзья и знакомыекурсанты ориентированы на получение престижного диплома юриста, а не на службу в ОВД, недостаточно ясно представляют себе предъявляемые к ним требования и особенности обучения в высшем образовательном учреждении МВД России, что формирует недостаточную мотивационную готовность большинства курсантов к учебе в образовательных учреждениях МВД России и службе в органах внутренних дел. В иерархии жизненных мотивов учащихся 2-го курса мотивы познания и освоения профессии также не являются доминирующими. На протяжении 3-го курса обучения происходит качественный перелом в развитии профессионально важных личностных качеств будущих оперативных работников. В период 3-го и 4-го курсов значительно повышается работоспособность учащихся, формируется профессиональная направленность. Для большинства курсантов высокозначимыми являются профессионально-познавательные мотивы в сочетании с профессионально значимыми мотивами и личностным интересом к профессии сотрудника уголовного розыска.

Приоритетным аспектом формирования профессиональной пригодности выпускников ВОУ МВД, обучающихся по специальности «оперативно-розыскная деятельность», выступает целенаправленная коррекция мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии, т. е. формирование профессиональной направленности, мотивов содержательного типа, становление устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, склонностей, интересов составляет психолого-педагогическую основу формирования личности оперативного работника. Важные особенности обучения и воспитания курсантов обусловливаются экстремальным характером оперативно-розыскной деятельности, конфиденциальностью взаимоотношений ее участников.

Обоснование системы мер по оказанию психолого-педагогической помощи курсантам в процессе профессионального обучения в высшем образовательном учреждении МВД и разработка индивидуальных стратегий по повышению эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости, развитию интеллектуального уровня, формированию и развитию коммуникативных свойств способствует оптимальному и эффективному личностно-профессиональному росту личности будущего оперативного работника.

Структура диссертации определяется задачами и логикой исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

ВЫВОДЫ ПО 2 ГЛАВЕ.

1. Решение задач качественной подготовки специалистов для правоохранительных органов путем повышения требований к уровню профессиональной пригодности абитуриентов в настоящее время практически невозможно. Поэтому более актуальной является проблема формирования личности оперативного работника в условиях психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса высшего образовательного учреждения МВД России.

2. Важнейшим элементом психологического сопровождения является непосредственное оказание психологической помощи курсантам на основе привлечения большинства педагогов и командиров подразделений, а также других должностных лиц вуза. Действенной психолого-педагогическая помощь может быть лишь при учете личностных и индивидуально-психологических особенностей курсантов. Оптимизация психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса ВОУ МВД может осуществляться с помощью социально-психологического тренинга.

3. Исходя из требований, предъявляемых к профессиональному оперативному уполномоченному, в процессе обучения важными аспектами формирования профессиональной пригодности выступают: целенаправленная коррекция мотивационно-смысловой стороны отношения к профессии, т. е. формирование профессиональной направленности, мотивов содержательного типа, становление устойчивого мировоззрения, ценностных ориентаций, потребностей, склонностей, интересовповышение эмоционально-волевой и стрессовой устойчивости курсантовразвитие интеллектуального уровня курсантовразвитие коммуникативных свойств. Приоритетное значение при решении задачи формирования личности оперативного работника имеет развитие профессиональной направленности.

4. Психологическая коррекция процесса профессиональной адаптации у курсантов ВОУ МВД России должна рассматриваться как комплексная задача, состоящая из следующих составных частей: анализ психологических особенностей курсантапомощь в формировании индивидуального стиля профессиональной деятельности.

5. Психологическое сопровождение учебно-воспитательного процесса должно включать мероприятия коррекции функционального психического состояния, поскольку в процессе обучения у большинства курсантов происходит снижение личностного адаптационного потенциала, курсанты становятся менее эмоционально устойчивыми, возрастает утомляемость, ипохондричность, раздражительность, повышаются показатели тревожности и депрессивности, отмечается преобладание плохого настроения.

6. Мероприятия по психологическому сопровождению учебно-воспитательного процесса предполагают подбор и применение наиболее действенных приемов и способов воздействия на основе всестороннего изучения индивидуальных и групповых особенностей курсантов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Обучение в высшем образовательном учреждении МВД России является отдельной стадией профессионального становления оперативного работника и имеет существенное значение для его последующего профессионального роста, т.к. основная цель данного этапа заключается во всесторонней, в том числе психологической подготовке будущего оперуполномоченного к эффективному осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

Формирование личности оперативного работника в условиях высшего образовательного учреждения МВД России представляет собой комплекс взаимосвязанных и взаимодополняющих, друг друга компонентов: самоопределение в профессии, профессиональная направленность, профессиональная пригодность, профессиональная адаптация, профессиональное развитие, профессионально-психологическая готовность к деятельности.

Психологическим содержанием процесса формирования личности оперативного работника в условиях ВОУ МВД является анализ, соотнесение и согласование внешних и внутренних факторов, компонентов и условий профессионального выбора, формирование профессиональной направленности, системы ценностных ориентаций, профессионально важных качеств, развитие профессионального самосознания и психологической готовности к освоению профессии, моделирование профессионального будущего и образа профессионального «Я».

Для обоснованности профессионального выбора необходимо, чтобы требования со стороны профессии соответствовали интересам, способностям и возможностям человека. Осознание требований профессии к профессионалу определяет требование человека к самому себе, к формированию необходимых психологических качеств и особенностей для успешного выполнения профессиональной деятельности, приводит к пониманию важности собственной активности по изменению своего внутреннего мира, поиск новых возможностей и условий, при которых возможно реализовать свои профессиональные цели и планы и добиться успеха в профессиональной самореализации, то есть к росту профессионального самосознания. Формирование образа профессии имеет в своей основе аксиологический компонент, включающий ценностные ориентации личности.

Успешность процесса формирования личности оперативного работника в условиях ВОУ МВД зависит от сформированное&tradeмотивов, профессиональной направленности, системы ценностных ориентаций, специфики профессиональной деятельности личности, системы организационных форм и методов психологического сопровождения учебно-воспитательного процесса. Важнейшим аспектом профессионального развития личности является формирование ее профессиональной направленности, ценностных ориентаций, т. е. профессиональная мотивация в системе обучения и воспитания составляет психолого-педагогическую основу формирования личности оперативного работника.

Определение направлений формирования личности оперативного работника в условиях ВОУ МВД должно осуществляться в неразрывной связи с психологическими особенностями самой оперативно-розыскной деятельности и теми требованиями, которые она предъявляет к профессионально-психологическим характеристикам работников и уровню их развития. Психологические особенности оперативно-розыскной деятельности предопределяются правовой регламентацией, наличием властных полномочий у сотрудников оперативных аппаратов, конфиденциальностью отношений субъектов оперативно-розыскной деятельности, разнообразием ролевого поведения оперативных работников, экстремальным, эмоционально насыщенным характером профессиональной деятельности, состязательностью оперативной работы, противодействием разрабатываемых и проверяемых ее субъектамперсональной ответственностью оперуполномоченных за результаты своего труда. Данные особенности работы обуславливают необходимость наличия у оперативного работника широкого круга личностных качеств (мотивационных, интеллектуальных, коммуникативных, эмоционально-волевых), большая часть которых должна формироваться уже в ходе обучения в ВОУ МВД.

Полученный психологический портрет учащегося 1 курса высшего образовательного учреждения МВД России практически полностью соответствует описанию среднестатистического выпускника общеобразовательной школы, что свидетельствует о низком уровне профориентационной работы практических органов внутренних дел и образовательных учреждений МВД России. Отмечается ориентация абитуриентов ВОУ МВД России на получение престижного диплома юриста, а не на службу в ОВДна профессиональный выбор курсантов и слушателей значительное влияние оказывают их родители, родственники, друзья и знакомые. В иерархии жизненных мотивов учащихся мотивы познания и освоения профессии не являютсядоминирующими. Значительная часть первокурсников имеет низкий уровень культуры и интеллектуального развитияони не отличаются самостоятельностью, трудолюбием и социальной активностью. Многих курсантов тяготит сама учебная деятельность, большинство курсантов и слушателей имеют невысокий уровень академической успеваемости. До 47% курсантов при анкетировании указали нежелание подчиняться требованиям уставного порядка. Эти факторы формируют недостаточную психологическую (в первую очередь мотивационную) готовность курсантов к учебе в образовательном: учреждении МВД России и службе в органах внутренних дел.

Результаты эмпирического исследования позволили выделить группы курсантов с различным сочетанием уровня профессиональной мотивации, эмоционально-волевых, интеллектуальных и коммуникативных свойств и на дифференцированной основе разработать индивидуальные стратегии личностно-профессионального роста.

К первому типу отнесены учащиеся с высокой психологической пригодностью к обучению в ВОУ МВД России. Это курсанты, характеризующиеся высокими интеллектуальными способностями, эмоциональной устойчивостью, интеграцией поведения, доминантностью, смелостью, самостоятельностью, хорошим самоконтролем. Для них высокозначимыми являются мотивы, связанные со стремлением получить диплом о высшем образовании, юридические знания, специальную подготовку, проявить свои способности (блок профессионально-познавательных мотивов), т. е. профессионально значимые мотивы были оценены низко. В качестве приоритетного направления для этой группы курсантов рекомендуются мероприятия, поддерживающие высокий уровень мотивационной направленности, развитие профессионально значимой мотивации (включение в мотивационно-ориентированный социально-психологический тренинг, убеждение в социально значимом выборе профессии, ознакомление с будущей профессиональной деятельностью, участие в общественной жизни вуза).

Вторая группа включает курсантов, высоко оценивших как познавательные, так и профессионально значимые мотивы. Эти учащиеся имеют высокий интеллект, отличаются нормативностью поведения, добросовестностью, дипломатичностью, самодостаточностью, но избирательны в контактах, замкнуты, нерешительны, сдержанны, проявляют иррациональность, индивидуализм. В связи с тем, что эти курсанты испытывают затруднения в сфере межличностного взаимодействия, то для них наибольшее значение должен иметь социально-психологический тренинг, направленный на снижение уровня застенчивости, внушаемости, развитие коммуникативной компетентности.

К третьей группе мы отнесли курсантов, которые характеризуются общительностью, уверенностью в себе, экспрессивностью, предприимчивостью, практичностью, жизнерадостностью, но имеют конкретное, нелогичное мышление, конформны, слишком прямолинейны, непосредственны, плохо контролируют свои эмоции, слабо понимают состояние и мотивы других людей склонны к игнорированию социальных норм. По данным исследования мотивационной направленности, эта группа отличается значимостью личностных мотивов (стремление к риску, опасности, возможности проверить себя в трудных ситуацияхстремление преодолеть себя, изменить характер), а так же — профессиональных мотивов (стремление искоренить преступность, стремление к справедливости, правде, желание изменить общество).

Психологическое сопровождение курсантов, отнесенных к данной группе, должно быть направлено на развитие интеллектуального уровня (тренинги познавательных процессов: внимания, памяти, развитие творческого мышления и воображения), а также — повышение коммуникативной компетентности.

В четвертую группу были включены курсанты, имеющие пониженную способность к адаптации к учебной и служебной деятельности, склонные к отклоняющемуся поведению. Они проявили самоуверенность, недоверчивость, напряженность, раздражительность, эмоциональную неустойчивость, уклонение от ответственности, недисциплинированность, игнорирование групповых норм, высокую степень агрессивности. Ведущими мотивами поступления на учебу в ВОУ МВД России для курсантов этой группы являлись: возможность иметь в будущем льготы и стабильный заработок, стремление получить власть над другими людьми, стремление избежать призыва в армию (группа профессионально неадекватных мотивов), а также — влияние родителей и близких (группа профессионально-формальных мотивов).

Данная группа курсантов требует повышенного внимания со стороны психологов, преподавателей и курсовых офицеров. Для них особенно целесообразно проведение психологических тренингов, психокоррекционных и реабилитационных мероприятий, ориентированных на коррекцию непродуктивных установок в сфере общения, повышение самосознания, развитие навыков взаимодействия, овладение индивидуализированными приемами саморегуляции и самопомощи. Рекомендуется также включение таких курсантов в общественно полезную деятельность, адекватную их возможностям, создание условий для достижения ими успеха и удовлетворения ведущих потребностей именно в этой деятельности, осуществление целенаправленного воспитательного взаимодействия семьи и образовательного учреждения.

Для всех курсантов и слушателей рекомендуется проведение мотивационно-ориентированного социально-психологического тренинга, целями которого являются: развитие ценностно-мотивационной сферы личности, стимулирование личностного роста, развитие установок на достижение высоких результатов в учебной и служебной деятельности, формирование уверенности в себе, актуализация психологического потенциала учащегося. Приемам саморегуляции психических процессов также должны обучаться все курсанты.

Оптимизации процесса формирования личности оперативного работника в условиях профессионального обучения будут способствовать:

• теоретическое осмысление педагогами и психологами сущности процесса формирования личности специалиста в условиях высшего образовательного учреждения МВД России и роли в нем мотивационной сферы и ценностных ориентаций личности;

• использование адекватных психодиагностических методик, результаты которых необходимо использовать для актуализации мотивов самопознания и саморазвития, укрепления веры в свои силы и возможности с целью подготовки к будущей профессиональной деятельности;

• разработка и проведение практического курса по психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса;

• индивидуальная и групповая психокоррекционная работа с курсантами и слушателями;

• проведение социально-психологических тренингов, целями которых являются: развитие профессионального самосознания курсантов, принятие ценностей и смыслов будущей профессиональной деятельности, превращение их в собственные ценностные ориентацииразвитие рефлексивных навыков (способности анализировать ситуацию, собственное поведение и состояние) — развитие адекватности самовосприятияактуализация ценностей познания, самосовершенствования.

Нам представляется, что настоящее исследование не исчерпывает всех аспектов формирования личности специалиста в условиях профессионального обучения. В дальнейшем углубленном изучении нуждается проблема разработки программ личностно-профессионального роста оперативных работников, направленных на специальное обучение тактике безопасного поведения, избавление от профессионально-виктимных качеств, снижение склонности к неоправданному риску, которые могут быть использованы сотрудниками подразделений психологического обеспечения в практике индивидуальной воспитательной работы с курсантами и слушателями.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Деятельность и психология личности. -М.: Наука, 1980. -335 с.
  2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1991. -299 с.
  3. Акмеологическое обеспечение саморазвития личности в системе непрерывного образования. Ред. Деркач А. А. М.: РАГС, 2002.
  4. Актуализация потребности в личностно-профессиональном развитии государственного служащего / Под общей редакцией Деркача А. А. М.: РАГС, 2001. — 300 с.
  5. .Г. Избранные психологические труды: в 2-х т. — М.: Педагогика, 1980. 232 е., 288 с.
  6. А.Я., Помогайбин В. Н., Пошивалкин О. А. Методологические проблемы военно-психологических исследований: обзор диссертаций — 20 век. М.: Современный Гуманитарный Институт, 2000. — 527
  7. Л.И. К психологии личности как развивающейся системы // Психология формирования и развития личности. М.: Наука, 1981.-С. 3−19.
  8. Л. И. Развитие личности специалиста как субъекта своей профессиональной жизни / Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. Под ред. В.А.
  9. Бодрова и др. М: Институт психологии АН СССР, 1991. — 137 с.
  10. Л.И. Личность в динамике: некоторые итоги исследования / Психологический журнал. 1992. — № 5. — С. 12−25.
  11. В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. М.: Мысль, 1976.-158 с.
  12. А.Г. Личность как предмет психологического исследования. -М.: МГУ, 1984. — 104 с.
  13. А.Г. Психология личности: Принципы общепсихологического анализа. М.: Смысл, 2001.- 416 с.
  14. И. А. Личностно-профессиональное становление государственных служащих в системе органов прокуратуры: Автореф. дискандидата психол. наук. Москва, 2000. — 24 с.
  15. М.А. Личность, самооценка, эталон в профессиональном становлении субъектов обучения: Автореф. дис. .канд. психол. наук. Краснодар, 1999.
  16. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. Л., 1988. — 342 с.
  17. Ф.Б., Мирошников М. П., Рожанец Р. В. Методика многостороннего исследования личности. М., 1987.
  18. .Г., Киселева Е. А., Калашников М. О. Профессионально-личностные качества сотрудников ОВД. // Известия МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996, № 2, с. 112 129.
  19. Е.Н., Зазыкин В. Г. Введение в акмеологию. — Калуга: КГПУ им. К. Э. Циолковского, 2000. 144 с.
  20. А.А. Вершина в развитии взрослого человека: характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. -168 с.
  21. В.А. Психологические исследования проблемы профессионализации личности // Психологические исследование проблемы формирования личности профессионала / Под ред. В.А.
  22. Бодрова. М.: Ин-т психол. АН СССР, 1991.
  23. В.А. Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. М.: ПЕРСЭ, 2001. — 511 с.
  24. Л.И. Проблемы формирования личности: Избранные психологические труды / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — 3-е изд. -М.: Московский психолого-социальный институт, Воронеж: НПО «МОДЭК», 2001 352 с. (Серия «Психологи Отечества»).
  25. О.В. Оптимизация профессионально-психологического отбора в спецподразделения ОВД: Автореф. дис.. кандидата психол. наук. Тверь, 1998 с.
  26. Большой толковый психологический словарь: в 2-х т.ТЛ.(А-О)/ Пер. с англ. / Ребер Артур. М.: Изд. ACT, Изд. Вече, 2001. 592 с.
  27. Большой толковый психологический словарь: в 2-х т.-Т.2.(П-Я)/ Пер. с англ. / Ребер Артур. М.: Изд. ACT, Изд. Вече, 2001. 560 с.
  28. Е.М. О роли профессиональной деятельности в формировании личности / Психология формирования и развития личности.-М.: Наука, 1981, С 159−177.
  29. И.И. Организация психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса: Из опыта работы отделения психологического обеспечения учебно-воспитательного процесса Восточно-Сибирского института МВД России. Иркутск: ВСИ МВД России, 1999.
  30. О.И., Акентьев П. В. Развитие психологических профессионально важных- качеств сотрудников оперативных подразделений ОВД как средство повышения эффективности раскрытия преступлений: Методическое пособие. — М.: ВНИИ МВД России, 2003. 92 с.
  31. А.В. Обучение сотрудников правоохранительных органов тактике и методам обеспечения личной безопасности: Учебно-практическое пособие. — М.: МЦ при ГУК МВД России, 1997.3132,33,34,35,36,37,38,39,40,41,42,
  32. А.В. Педагогика личной профессиональной безопасностисотрудников органов внутренних дел. — М., 1997.
  33. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь справочник попсиходиагностике. СПб., 1999. — 528 с.
  34. Р., Ричардсон Д. Агрессия. — СПб.: Питер, 1997.
  35. B.JI. Юридическая психология. 3-е изд. — СПб: Изд. «Питер», 2000.-с. 195.
  36. г. Теория личности как основа психодиагностики // Психодиагностика: теория и практика / Под ред. Талызиной Н. Ф. -М., 1986.-с. 88−102.
  37. Военная психология и педагогика: Учебное пособие // Под ред. П. А. Корчемного, Л. Г. Лаптева, В. Г. Михайловского. — М.: Изд. «Совершенство», 1998.
  38. Воспитание и развитие личности учащихся образовательных учреждений МВД России: Нормативные и аналитические материалы. М: ЦИ и НМОКП МВД России, 1998. Выготский Л. С. Развитие высших психических функций // Собр. соч.: В 6 т. — М.: Педагогика, 1983.
  39. М.В., Герасимова B.C., Горелова Г. Г., Орлова Л. М. Возрастная психология: личность от молодости до старости: Учебное пособие. М.: Педагогическое общество России, Издательский дом Ноосфера, 1999.- 272 с.
  40. И. А. Психологические особенности личности и профессиональной деятельности руководителей следственных органов: Автореф. дис.. кандидата психол. наук. Москва, 2002. -24 с.
  41. В.Ф. Ценностно-ориентационные аспекты формирования личности. Новосибирск: СГУПС, 1999. — 130 с. Голомшток А. Е. Выбор профессии и формирование личности школьника. — М., 1979. — 160 с.школьника. — М., 1979. 160 с.
  42. Ю.Н. Личностные особенности профессионального развития госслужащих: Дис. .канд. психол. наук. — М.: 1998.
  43. И.В. Педагогическая система непрерывного профессионального образования в учебных заведениях МВД России и пути ее развития. М.: Академия управления МВД России, 1999.- 290 с.
  44. Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. М.: Политиздат, 1989. — 319 с.
  45. С.С. Вопросы активизации профессионального самоопределения / Вопросы психологии. 1985. — № 6. — С. 15−19.
  46. М.А. Основы индивидуального психологического консультирования. СПб., 2000. — 272 с.
  47. К.М. Профессиональная пригодность и основные свойства нервной системы. М., 1970.- 169 с.
  48. А.А. Личностно-ориентированный подход к развитию и саморазвитию государственных служащих. М.: РАГС, 2000. — 78 с.
  49. А.А. Акмеологические резервы развития творческого потенциала личности. М.: РАГС, 2000. — 583 с.
  50. А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. Методолого-прикладные основы акмеологических исследований. М., 2000. — 329 с.
  51. А.А., Зазыкин В. Г., Маркова А. К. Психология развития профессионализма. М.: РАГС, 2000.
  52. А.А., Зазыкин В. Г., Синягин Ю. В. Мониторинг личностно-профессионального развития в системе подготовки и переподготовки государственных служащих. М.: РАГС, 1999.-142 с.
  53. А.А., Кузьмина Н. В. Акмеология: пути достижения вершин профессионализма. М.: РАУ, 1993.- 23 с.
  54. А.А., Секач М. Ф., Михайлов Г. С. Акмеологические основы саморегуляции психической устойчивости руководителя. М.: МПА, 1999. — 366 с.
  55. А.А., Щербина А. В. Эффективность деятельности руководителей в экстремальных управленческих ситуациях. М.: МААН, 1998.-99 с.
  56. Ю.И. Активное социально-психологическое обучение. -Л.: ЛГУ, 1985. 167 с.
  57. Ю.Н., Кузьмин Е. С. Теоретические и методологические основы социально-психологического тренинга. Л., 1983. — 103 с.
  58. М.И. Общая и юридическая психология (в двух частях): Учебник. М.: Юрид. лит., 1996.
  59. М.И. Сущность оперативно-розыскной деятельности органов внутренних дел и ее значение в борьбе с преступностью: Курс лекций. Руза: МОФ ЮИ МВД России, 2001.
  60. В.Г. Акмеологический подход в развитии профессионализма государственных служащих. М.: РАГС, 1999. -88 с.
  61. В.Г., Деркач А. А. Психологические характеристики государственных служащих и их личностно-профессиональное развитие. М.: РАГС, 1997.
  62. В.Г., Чернышев А. П. Акмеологические проблемы профессионализма. М.: НИИВО, 1993.
  63. Э.Ф. Психология профессий. Екатеринбург, Изд-во Урал. гос. проф. пед. ун-та, 1997. — 224 с.
  64. Э.Ф., Романцев Г. М. Личностно-ориентированное профессиональное образование // Педагогика, 2002, № 3.- С. 16−21.
  65. Э.Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности// Психологический журнал. Т. 18.№ 6, 1997.
  66. Индивидуальная воспитательная работа в образовательных учреждениях МВД России с использованием методов практической психологии: Методическое пособие. М.: ЦИиНМОКП МВД России, 2000.- 133 с.
  67. А.Б. Рождение специалиста: профессиональное становление студента. Минск, Изд-во Белорус. ун-та, 1983. — 111 с.
  68. М.О. Психологическая коррекция процесса профессиональной адаптации у курсантов высших школ МВД // Вестник МЦПО и КНИ при ГУК МВД России, 1996, № 2.
  69. А. А. Психологические условия эффективности деятельности командира подразделения частей оперативного назначения внутренних войск МВД России в экстремальных ситуациях: Автореф. дис.. канд. психол. наук, М., 2001.
  70. Н.Е. Особенности профессионального самоопределения и их личностная обусловленность // Психологические основы обучения и воспитания: Материалы научной конференции. — СПб.: ГАФК, 2000.
  71. И. А. Психологическое сопровождение подготовки специалистов в вузах МВД (на примере Республики Беларусь): Автореф. диссканд. психол. наук. — СПб., 2000. 24 с.
  72. Е.А. Психология профессионализма. М. — Воронеж, 1996.
  73. Е.А. Психология профессионального самоопределения. -Ростов-на-Дону, 1996. 512 с.
  74. Е.А. Путь в профессию. — JL, 1974. — 190 с.
  75. Е.А. Развивающийся человек в мире профессий. Обнинск: Изд-во Принтер, 1993. — 57 с.
  76. О.Г., Ушатиков А. И., Деев В. Т. Криминальная психология. Рязань: РИПЭ МВД РФ, 1997. — С. 84.
  77. К.Э. Мотивация учебной деятельности курсантов и слушателей высших образовательных учреждений МВД России и ее основные детерминанты: Автореф. дис.. канд. психол. наук. — М., 2000.
  78. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984. — 335с.
  79. И.М., Сухарев А. В. Методологическое обоснование зарубежных теорий профессионального развития // Вопросы психологии. 1989. № 5. С.158−164.
  80. А.А. Тест для диагностики отношения оператора к принятию риска // Вопросы психологии. 1982, № 3. — с. 133 — 136.
  81. А.В. Психологическое обеспечение профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России: Автореф. дис.. канд. психол. наук. -М., 2001.
  82. О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. М.: Наука, 1980. — 256 с.
  83. Н.И. Словарь-справочник практического психолога. -Воронеж: МОДЭК, 1996. 224 с.
  84. Л.Н. Профессиональная психология личности // Психологическое обеспечение профессиональной деятельности / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб., 1991.
  85. Н.А. Эмоциональные механизмы нравственного формирования личности. — Новосибирск: Изд-во Сиб. кадрового центра, 1993. 247 с.
  86. .Б. Личность: теория, диагностика и развитие: Учебно-методическое пособие для высших учебных заведений. — СПб.: Академический Проект, 2000. — 240 с.
  87. Т.В. Психология профессионального обучения и воспитания. М.: МЭИ., 1985.
  88. С.А. Профессионально-психологический отбор кандидатов на службу в органы внутренних дел на основе диагностики социально-психологической адаптированности личности: Автореф. дисс.канд. психол. наук. М., 2001. — 24 с.
  89. В.И. Личность в экстремальных условиях.-М., 1989.-195 с.
  90. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М., 1977.
  91. А.Н. Проблемы развития психики. М.: Изд. МГУ, 1981. — 584 с.
  92. .В. Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука, 1984. — 443 с.
  93. Н.В. Основы профессионального психофизиологического отбора. Киев: Наукова Думка, 1987.
  94. С.И. Психология тренинга. Теория. Методология. Практика. СПб.: Образование, 1997. — 238 с.
  95. Г. И. Социально-психологический тренинг. М., 1998. -208 с.
  96. B.JI. Психологические основы формирования профессионально значимых качеств: Автореф. дис.. д-ра психол. наук. JL, 1982.
  97. А.К. Психология профессионализма. — М.: Международный гуманитарный фонд Знание, 1996. — 308 с.
  98. В.М. Социально-психологическая профилактика и психокоррекция стрессовых состояний сотрудников сводных отрядов органов внутренних дел, действующих в экстремальных (боевых) условиях: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 2001.
  99. В.М., Ямпольский JI.T. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985. — С. 38.
  100. B.C. Очерк интегрального исследования индивидуальности. М.: Педагогика. — 1986. — 256 с.
  101. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности. -Пермь: Пермский пед. ин-тут, 1970.
  102. B.C. Психология индивидуальности. Москва-Воронеж, 1996. — 448 с.
  103. Методические рекомендации по организации работы с лицами группы повышенного риска в органах и подразделениях МВД России. М.: ГУК МВД России, 1995. -22 с.
  104. Г. А. О применении видеотренинга в целях совершенствования коммуникативной «деятельности будущих учителей. // Активные методы обучения педагогическому общению. Ред. Кузьмина Т. Н. М.: МГУ, 1983. — С. 28−35.
  105. JI.M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопросы психологии, № 4, 1997, С. 28−38.
  106. И.В. Психология в системе работ по профориентации / Вопросы психологии. 1975. — № 1. — С. 137−139.
  107. А.В. Профессионально-психологические качества следователя и их развитие в высших образовательных учреждениях МВД России: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 2000.
  108. В.Н. Психология отношений. — М, — Воронеж: НПО МОДЭК, 1995.-356 с.
  109. В.Г. Методы исследования характера личности. -Тбилиси, 1989.-310 с.
  110. Об оперативно-розыскной деятельности. Федеральный закон от 12 августа 1995 г. № 144-ФЗ (в ред. от 30 дек. 1999).
  111. Общая и прикладная акмеология. Учебное пособие. Ред. Деркач А. А. 4.1,4.11. М.: РАГС, 2001. — 276 е., 210 с.
  112. С.С. О прогнозировании в теории и практике оперативно-розыскной деятельности // Проблемы совершенствования оперативно-розыскной деятельности/ Сб. науч. трудов МВШ МВД СССР. М., 1991.
  113. Организация профессионального психологического отбора в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России (Методические указания). ГУК и КП МВД, МУ МВД России, 1999. — 55 с.
  114. А.Б. Самопознание и самовоспитание характера. — М., 1987.
  115. Основные виды деятельности и психологическая пригодность к службе в системе органов внутренних дел: Справочное пособие / Под. ред. Б. Г. Бовина, Н. И. Мягких, А.Д. Сафронова- М.: НИЦПМО, 1997.-344 с.
  116. А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел: Тактика и психология безопасной деятельности. М.: Академия МВД России, 1996.
  117. Л.А. Теоретические и методологические проблемы социально-психологического тренинга. М.: МГУ, 1982. — 168 с.
  118. В.А. Психология неадаптивной активности. М., 1992.224 с.
  119. А.В. Личность, деятельность, коллектив. — М.: Наука, 1983.-254 с.
  120. К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука 1986. -254 с.
  121. Ю.П. Психологическая концепция профессионального становления личности / Звезды ярославской психологии/ Под ред. проф. В. В. Козлова. Ярославль, 2000. — С. 195−218.
  122. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека. М.: УРАО, 2002.- 160 с.
  123. В.М., Шевелев М. Б. Основы индивидуального психологического консультирования: Учеб.-практ. пособие / РИПЭ МВД РФ. Рязань, 1994. — 130 с.
  124. И.Б. Избранные психологические труды. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.
  125. М.Н. Психологические условия профессионального становления курсантов ВВМУЗа как военного профессионализма: Автореф. дис.. канд. психол. наук. М., 1998.
  126. Практикум по психологии профессиональной деятельности: Учеб. пособие / Под ред. Г. С. Никифорова, М. А. Дмитриевой, В. М. Снеткова. СПб: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2000. — 304 с.
  127. Практикум по социально-психологическому тренингу. Ред. Галенская Л. Н. СПб., 1994. — 176 с.
  128. Прикладная юридическая психология / Под ред. A.M. Столяренко. -М., 2001.
  129. П.Я. Психологическое обеспечение специальных операций: ролевое поведение. Киев, 2000.
  130. Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение. М.: Ин-т практической психологии. Воронеж: МОДЭК, 1996.
  131. Психология личности. Хрестоматия. В 2-х т. — Самара: Изд. Дом «БАХРАХ М», 2000.
  132. Психологическое обеспечение деятельности органов внутренних дел в экстремальных условиях: Методическое пособие. — М.: УВР ГУКиКП МВД России, ЦОКП МВД России, 2001. 308 с.
  133. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности. Ред. Никифоров Г. С. СПб., 1991. — 142 с.
  134. Психологическое обеспечение учебно-воспитательного процесса в образовательных учреждениях МВД России. Сборник нормативных и методических материалов / В. И. Смирягин, А. В. Дулов, Х. Х. Лойт, Е. В. Лапшин М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002. — 128 с.
  135. Психолого-педагогическое обеспечение работы с молодыми сотрудниками ОВД в период их профессиональной адаптации. Методические рекомендации. М.: УРЛС ГУК МВД России, 1998. — 24 с.
  136. Психолого-педагогические проблемы совершенствования управления и оперативно-служебной деятельности ОВД / Труды Академии МВД СССР. М., 1986.
  137. Психологическая поддержка в ВУЗе (круглый стол).// Психологический журнал, 1994. — Т. 15. № 5. — С. 102−116.
  138. Психологическая подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях: Учебно-методическое пособие Сост. К. Г. Дедюхин. Домодедово: ВИПК МВД России, 2000.-29 с.
  139. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика — Пресс, 2001. 440 с.
  140. Психологическое сопровождение выбора профессии. Научно-методическое пособие / Под ред. Л. М. Митиной. М.: Моск. психолого-социальный институт, Флинта, 1998. — 184 с.
  141. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. 2-е изд., испр. и доп.-М.: Политиздат, 1990. — 494 с.
  142. Психотерапевтическая энциклопедия./ Общ. ред. Карвасарского Б. Д. СПб.: Питер Ком, 1998. — 752 с.
  143. Рабочая книга практического психолога: Технология эффективной профессиональной деятельности (пособие для специалистов, работающих с профессионалом). Под ред. А. А. Деркача. — М., 1996.
  144. А.А. Психология изучения личности: Учеб. Пособие. — СПб.: Изд-во Михайлова В. А., 1999. 288 с.
  145. К. Взгляд на психотерапию, становление человека / Пер. с англ./ Общ.ред. и предисловие Е. И. Исениной. М.: Прогресс, Университет. —1994.
  146. В.В. Юридическая психология. М.: «Юрист», 1998.
  147. Е.С. Психология профессионального становления личности: Дис. доктора психол. наук. Москва, 1992. — 604с.
  148. А.Т. Психологические предпосылки формирования профессиональной пригодности специалистов // Психологическая профессиональная подготовка в вузе.-Вып.2. Минск, 1982. -С. 45.
  149. А.Т. Формирование профессиональной пригодности. — Минск: Выс. Школа, 1984.
  150. С.Л. Избранные философско-психологические труды. -М.: Наука, 1997.- 463 с.
  151. С.Jl. Основы общей психологии СПб.: Питер Ком, 1999.- 720 с.
  152. В.М. Проблемы индивидуальности в становлении профессионала \ В кн.: Психологические исследования проблемы формирования личности профессионала. М.: Ин-т психологии АН СССР, 1991.
  153. Е.Ф. Проблемы индивидуального развития человека в трудах Б.Г. Ананьева// Вопросы психологии, 1977. № 6. -С. 90 -101.
  154. З.И. Личность. Личностное развитие. Профессиональный рост. Краснодар: Кубанский госуниверситет, 1995.
  155. О.Е. Основы психологического обеспечения в вузах МВД России // Психопедагогика в правоохранительных органах. Омск: Изд. ОмЮИ МВД России, 1995. — С. 40.
  156. О.Е. Профессионально-психологическая устойчивость сотрудников органов внутренних дел и пути ее совершенствования. -М., 1990.
  157. Сборник нормативных правовых актов и документов, регламентирующих деятельность психологов и подразделений внутренних дел. М.: ГУК МВД России, 2001.- 137 с.
  158. Ф.М. Саморегуляция психической устойчивости руководителя. М.: КВАНТ, 1998. 299 с.
  159. Ф.М. Психическая устойчивость руководителя. М.: КВАНТ, 1997.- 280 с.
  160. Е.В. Методы математической обработки в психологии. — СПб.: -ООО «Речь», 2000. 350 с.
  161. А.Н. Психологическая служба вуза как реализация индивидуального подхода к личности // Теория и практика воспитательной работы в высших учебных заведениях РБ/ Материалы межд. н.-практ. конф. Горки, 1997. — С. 296 —297.
  162. В.В. Развитие личности в особых условиях деятельности: Дис. докт. психол. наук. -М., 1998.
  163. JI.H. Введение в психологию индивидуальности. М.: Институт прикладной психологии, 1998. — 512 с.
  164. Советский Энциклопедический словарь/Научно-редакционный совет: A.M. Прохоров (пред.). — М.: Советская энциклопедия, 1985. -1600 с.
  165. Е.Н. Морально-психологическая подготовленность следователя и ее формирование у курсантов и слушателей высшихобразовательных учреждений МВД России: Автореф. дис.канд.психол. наук. — М., 1999.
  166. Т.Б. Формирование у курсантов образовательных учреждений МВД психологической готовности к профессиональной деятельности // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1997. № 2 (6). — С. 30 -31.
  167. A.M. Психологическая подготовка личного состава органов внутренних дел. — М., 1987.
  168. А.М. Экстремальная психопедагогика. — М., 2002.
  169. А.Т. Психолого-педагогический аспект формирования профессиональной направленности слушателей // Психопедагогика в правоохранительных органах, 1995. № 2. С. 47 — 50.
  170. О.В. Социально-психологические условия профессионального становления молодых сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дис. канд. психол наук. — М., 2000.
  171. Факторы «группы риска» и профессиональная пригодность кандидатов, поступающих на службу в органы внутренних дел и учебу в образовательные учреждения системы МВД России (Методические указания). ГУ К и КП МВД, МУ МВД России, 1999. — 27с.
  172. Д.И. Психология становления личности. М.: Прогресс, 1994. — 188 с.
  173. Философский энциклопедический словарь. // Под ред. Л. Ф. Ильичева и др. М., 1983. — 840 с.
  174. Г. С., Флоровский С. Ю. К проблеме личностного самоопределения студентов. \ Психология и практика. Том 4, вып. 1. — Ярославль, 1998.
  175. А.Р. Формы становления личности в процессе профессионализации // Вопросы психологии. М., 1997.-№ 2.- С. 8893.
  176. А.Р. Становление личности профессионала \ Психология и практика. — Том 4., вып. 1.- Ярославль, 1998.
  177. В. Человек в поисках смысла. — М.: Прогресс, 1990. — 368с.
  178. Н.А. Индивидуальное психологическое консультирование в системе высшего профессионального образования: Автореф. дисс.. канд. психол. наук. М., 2001.- 20 с.
  179. X. Мотивация и деятельность. — М.: Педагогика, 1986.
  180. К.С., Линдсей Г. Теории личности. М., 1997. 720 с.
  181. В.И., Юстицкий В. В. Применение методов психолого-педагогического воздействия при решении оперативно-служебных задач.— Минск, 1989.
  182. Ю.В. Психология в оперативно-розыскной деятельности правоохранительных органов. — М.: Право и Закон, 1996.
  183. Ю.В. Юридическая психология. М, 1995.
  184. В.Д. Проблема системогенеза в профессиональной деятельности. М., 1982.
  185. С.А., Дикая Л. Г. Деятельность в особых условиях: компонентный анализ структуры и стратегий адаптации. Психологический журнал. Т. 17. № 1. 1996. с. 19−34.
  186. Н.И. Психодиагностика, коррекция и развитие личности. М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1998. — 512 с.
  187. В.Ю. К проблеме формирования отношения личности к себе как к субъекту профессиональной деятельности. Тезисы научно-практической конференции. Свердловск, 1983. — 231с.
  188. Ю.В. Развитие мотивации военно-профессиональной деятельности курсантов ВВУЗов (Психол. исслед.): Автореф. дисс. канд. психол. наук. М.: ВПА, 1990.- 21 с
  189. Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. A.M. Столяренко.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. 607 с.
  190. Е.А. Психология коллектива и личность. М.: МГУ, 1977.
  191. В.А. О диспозиционной регуляции социального поведения личности. // Методологические проблемы социальной психологии. Сб. ст. / Отв. ред. Е. В. Шорхова М.: Наука, 1975. — 295 с.
  192. С.И. Психолого-педагогические аспекты формирования личности сотрудника ОВД: Автореферат дисс.. канд. психол. наук.-Якутск, 1998.-24 с.
  193. Assagioli R. Psychosynthesis. A manual of principles and techniques. N.Y., Penguin Books, 1982,323 p.
  194. Beck A.T. Cognitive therapy and the emotional disorders. New York, NY: A Veridian Book, 1979.
  195. Beitman B.D., Goldfried V.R., Norcross J.C. The movement towards integrating the psychotherapies: an overview. AmJ. Psychiatry, 1989, vol. 146, N.2, p. 138−147.-
  196. Binswanger.L. The existential analysis school of thought. In R. May, E. Angel, and H.F. Ellenberger (Eds). Existence. New York: Basik Books, 1958.
  197. Bordin E. Psychological Counselling.- N.Y., 1968.
  198. Boss M. Psychoanalysis and Daseinanalysis. New York: Basik Books, 1963.
  199. Buhler Ch. Der menschliche Lebenslauf als Psychologisches Problem. Leipzig, 1933.
  200. Buhler Ch. Values in Psychotherapy. N.Y., 1962.
  201. Berne E. Games people play. N.Y., Grove Press, 1964,192 p.
  202. Farrell B.A. The standing of psychoanalysis. Oxford, Oxford univ. press, 1981,240 p.
  203. Festinger L. A theory of cognitive dissonance. Palo Alto, Calif., Stanford univ. press, 1962.- 291 p.
  204. Festinger L. Conflict, decision and dissonance. Stanford, (Cal.), Stanford univ. press, 1964.-163 p.
  205. Harris A. I’m OK You’re OK. A practical guide to trans-actional analysis. N.Y., Evanston, 1969, 280 p.
  206. Homey K. Neurosis and human growth. The struggle toward self-realization. N. Y., Norton, 1950, 391 p.realization. N. Y., Norton, 1950,391 p.
  207. Laing R.D. the divided Self. 1970.- 176 p.
  208. Lewin 1С Resolving Social Conflicts/ N.Y. McGraw Hill, 1948.
  209. Maslow A. Some Busic Proposition of a Gtrowth and Self. Actualization psychology in Call, Lindecy, G (Ed) theories of Personality, NY.- 1965.316 p.
  210. May R. Tne meaning of anxiety. N.Y., Ronald Press Co., 1950, 376 p. p. 225.
  211. Miller N. Experimental studies of conflict// Personality and the Behavior Disorders./Ed.dy J. Hunt. Vol.1. N.Y. The Ronald Press Company, 1944.
  212. Myers D. Social Psychology. N.Y.: McGraw-Hill -1996.- 688 p.
  213. Perls F. Gestalt-therapy verbatim: An action approach to deepening awareness. Toronto ect., 1967,323 p.
  214. Rogers C. Client-centered therapy. In: Arieti S. (Ed.) American handbook of psychiatry. NY., Basic Books, 1966, pp 183−200.
  215. Skinner B. About behaviorism. N.Y. -1972.
  216. Sullivan G.S. Conceptions of modern psychiatri. L., Tavi-stosk, 1955,298 P
  217. Super D.E. Vocational Development. N.Y., 1957.
  218. Super D.E., Bahn M.Y. Occupational Psychology. London. Tavistock. 1971.
Заполнить форму текущей работой