Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Пожарная безопасность помещений хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Изложенные выше проблемы свидетельствуют о том, что существующие способы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе, нуждаются в уточнении и совершенствовании при условии минимизации затрат на достижение нормируемого уровня безопасности, что является целью диссертации. Возможным путём… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Состояние вопроса. Цели и задачи исследования
    • 1. 1. Пожары газобаллонных автомобилей. Причины возникновения и условия развития
    • 1. 2. Особенности процессов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей
    • 1. 3. Требования нормативных документов к обеспечению пожарной безопасности при хранении и ремонте газобаллонных автомобилей
    • 1. 4. Метод оценки взрывопожароопасности помещений с газобаллонными автомобилями
    • 1. 5. Цели и задачи исследования
  • Глава 2. Анализ развития аварий при хранении и ремонте газобаллонных автомобилей
    • 2. 1. Пожароопасные свойства моторного топлива
    • 2. 2. Условия образования взрывоопасных смесей при разгерметизации топливной системы автомобиля
    • 2. 3. Выводы
  • Глава 3. Экспериментальные исследования
    • 3. 1. Методика проведения эксперимента
    • 3. 2. Экспериментальные исследования полей концентраций пропан-^ бутановых смесей при их поступлении в закрытые помещения объёмом 44 и 382,2 м
  • Глава 4. Оценка пожарной опасности процессов хранения и ремонта газобаллонных автомобилей
    • 4. 1. Модель распределения горючих газов в закрытых помещениях при разгерметизации топливной системы автомобиля
    • 4. 2. Разработка методики расчёта коэффициента участия пропан-бутановой смеси во взрыве
    • 4. 3. Оценка влияния температуры и влажности воздуха на формирование локального взрывоопасного объёма пропан-бутановой смеси
    • 4. 4. Оценка влияния направления потока газа на формирование локального взрывоопасного объёма пропан-бутановой смеси
    • 4. 5. Разработка методики определения оптимального количества датчиков газоанализаторов довзрывных концентраций для защиты производственных помещений с газобаллонными автомобилями
    • 4. 6. Способы снижения пожарной опасности помещений для хранения и ремонта газобаллонных автомобилей
    • 4. 7. Выводы
  • Глава 5. Обоснование категорий помещений для хранения и ремонта газобаллонных автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности
    • 5. 1. Оценка наиболее неблагоприятного варианта аварии
    • 5. 2. Расчёт избыточного давления взрыва
    • 5. 3. Оценка величины горючей нагрузки
    • 5. 4. Выводы
  • Глава 6. Разработка рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности процессов хранения и ремонта газобаллонных автомобилей
    • 6. 1. Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности при хранении газобаллонных автомобилей
    • 6. 2. Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности при эксплуатации газобаллонных автомобилей
    • 6. 3. Рекомендации по обеспечению пожарной безопасности при техническом обслуживании газобаллонных автомобилей

Пожарная безопасность помещений хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

С начала девяностых годов прошлого столетия в нашей стране наблюдается неуклонный рост цен на бензин. Спрос на него неуклонно повышается как у нас в стране, так и за рубежом. Это связано с быстро увеличивающимся количеством автотранспорта, постепенной выработкой используемых месторождений нефти и необходимостью разработки новых месторождений. Такая тенденция будет сохраняться и в будущем. Поэтому в ближайшем будущем проблема обеспечения автотранспорта топливом будет актуальной. Вместе с этим, рост количества автомобилей ведёт к ухудшению, и без того плохой, экологической ситуации. Автомобиль стал одним из основных источников загрязнения окружающей среды. В крупных городах его вредные выбросы в несколько раз превышают загрязнение воздуха промышленными предприятиями. Загрязнение воздуха вредными выбросами автомобилей в конце XX века стало одной из глобальных экологических проблем. В этой связи в нашей стране и за рубежом всё большее внимание уделяется использованию в качестве моторного топлива сжиженных пропан-бутановых смесей (СУГ) и сжатого природного газа (КПГ). В 1996 году Правительствами г. Москвы, Московской области и правительствами ряда других регионов России приняты программы перевода автотранспорта на газовое топливо. По оценкам специалистов, в ближайшие десятилетия будет наблюдаться резкое увеличение количества автотранспорта, использующего газовое топливо [1−10].

Количество газобаллонных автомобилей на конец 2004 года в нашей стране составило около четырёхсот тысяч, тридцать шесть тысяч из них составляют газобаллонные автомобили на сжатом природном газе (по данным Государственного научно-исследовательского института автомобильного транспорта). В настоящее время требования пожарной безопасности к объектам хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей регламентируются системой нормативно-технических документов, среди которых основополагающими являются ГОСТ 12.1.004−91, СНиП 21−01−97*,.

НПБ 105−03 и СНиП 21−02−99 [11−14]. В свою очередь, СНиП 21−02−99 имеет ссылки на отраслевые и ведомственные руководящие документы и нормы проектирования ОНТП 01−91, ВСН 01−89, РД-3 112 199−98 [15−17]. Причём, требования ВСН 01−89 не распространяются на объекты хранения легковых автомобилей (из разъяснения вопросов применения требований СНиП 21−02−99 и ВСН 01−89 Управлением технормирования Госстроя России и ГУГПС МВД России от 30.10.00).

Анализ требований этих документов показывает, что производственные помещения с газобаллонными автомобилями, как правило, соответствуют категории, А по взрывопожарной опасности. Эти помещения могут быть отнесены к пожароопасной категории В при условии выполнения компенсирующих мероприятий (оборудования помещения системой автоматического контроля воздушной среды с функциями включения аварийной вытяжной вентиляции, звуковой сигнализации и аварийного освещения, отключения электроэнергии при возникновении аварийных ситуаций, электроснабжение этих систем по первой категории электроснабжения). Перечисленные компенсирующие мероприятия допускается использовать для производственных помещений с газобаллонными автомобилями всех типов, кроме легковых газобаллонных автомобилей, использующих пропан-бутановые смеси. Для помещений с этими автомобилями пожароопасная категория В может быть определена только в случае очень большого объёма помещения (более 9,2 тыс. м3). Это положение касается объектов хранения легковых автомобилей, наиболее распространённых в крупных городах — многоуровневых автостоянок. Объём этажа таких автостоянок, как правило, не превышает 5000 м³. Соответственно, при условии нахождения в них газобаллонного автомобиля, все они должны относиться к взрывопожароопасной категории А. Поэтому нахождение легковых газобаллонных автомобилей на пропан-бутановой смеси в закрытых автостоянках нормативными документами запрещено. Местами хранения легковых газобаллонных автомобилей могут быть только открытые площадки и автостоянки открытого типа. Это создаёт значительные трудности для автотранспортных предприятий, а также для владельцев газобаллонных автомобилей в крупных городах. Эти проблемы особенно сильно проявляются в зимний период, когда для нормальной эксплуатации автомобиля требуется закрытое отапливаемое помещение. Таким образом, требуется скорейшее решение этой проблемы.

В отличие от газобаллонных автомобилей, взрывопожароопасные производственные помещения с автомобилями на бензине допускается относить к пожароопасной категории В1-В4 (п. 5.4 [14]). Причиной существующего положения в вопросе обеспечения пожарной безопасности объектов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей является оценка их пожарной опасности как повышенной. Однако данное отношение к газобаллонным автомобилям возникло на основе субъективных факторов, так как каких-либо количественных данных для оценки пожарной опасности газобаллонных автомобилей опубликовано не было. Категории помещений по взрывопожарной и пожарной опасности определяются по НПБ 105−03 [13]. Критерием категорирования помещений является расчётное избыточное давление взрыва (АР), которое возникнет при взрыве горючего газа, поступившего в помещение при аварии. Расчётное избыточное давление взрыва, в значительной степени зависит от того, какая доля горючего газа будет участвовать во взрыве. Это характеризует коэффициент Z участия горючего газа во взрыве. Методика определения коэффициент Z определена в Приложении к НПБ 105−03 [13], и одинакова для всех горючих газов, в том числе для пропан-бутана, являющегося наиболее распространённым топливом для газобаллонных автомобилей. Эта методика имеет следующие особенности: 1. Методика основана на экспериментальных данных измерения концентраций трёх газов — пропилена, этилена и метана [19]. Процесс распределения пропан-бутана в помещении будет иметь некоторые особенности, отличные от газов с которыми проводились опыты, что может значительно повлиять на величину избыточного давления взрыва. Данная методика этот фактор не учитывает.

2. При расчёте массы газа, сосредоточенной в локальном взрывоопасном объёме, не учитывается сложный характер распределения в нём горючего газа (по принятой в Приложении НПБ 105−03 [13] модели, это нормальный закон распределения). Принимается допущение, что взрывоопасный объём имеет форму полуэллипсоида, внутри которого равномерно распределена некая среднеобъёмная концентрация.

3. Данная методика не учитывает особенности распределения пропан-бутановой смеси при разных температурах окружающего воздуха и разных направлениях потока газа при его поступлении в помещение. Однако эти факторы могут оказывать существенное влияние на величину расчётного избыточного давления взрыва и соответственно на категорию помещения с газобаллонными автомобилями.

Изложенные выше проблемы свидетельствуют о том, что существующие способы обеспечения пожаровзрывобезопасности объектов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей, работающих на сжиженном углеводородном газе, нуждаются в уточнении и совершенствовании при условии минимизации затрат на достижение нормируемого уровня безопасности, что является целью диссертации. Возможным путём решения этой проблемы являются: комплексная оценка пожарной опасности газобаллонных автомобилей, проведённая путём анализа статистических данных о пожарах на газобаллонных автомобилях и исследовании условий образования взрывоопасных смесей пропан-бутана с воздухом при разгерметизации газового оборудованияразработка методики оценки уровня пожаровзрывоопасности процессов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилейразработка рекомендаций по обеспечению пожаровзрывобезопасности процессов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей.

Диссертация состоит из введения, шести глав, списка использованной литературы и приложений.

10. Результаты работы использованы при разработке «Рекомендаций по обеспечению пожарной безопасности газобаллонных автомобилей» (ФГУ ВНИИПО МЧС России при участии адъюнкта Академии ГПС МЧС России Васюкова Г. В. — 2006).

Заключение

.

На основании проведённой работы, можно сделать следующие выводы:

1. Требования нормативно-технических документов в области обеспечения пожарной безопасности объектов хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей требуют дальнейшего совершенствования. В частности это относится к объектам хранения легковых газобаллонных автомобилей на сжиженном углеводородном газе. Эти объекты могут быть отнесены к пожароопасной категории В только при условии большого объёма помещения (более 9200 м³ для автомобилей с газовым баллоном ёмкостью 50 литров). Это создаёт значительные трудности для организации хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей в крупных городах, где многоуровневые автостоянки являются основным способом хранения автомобилей.

2. Проведён анализ статистических данных пожаров на газобаллонных автомобилях и причин их возникновения. Показано, что основной причиной пожаров на газобаллонных автомобилях является негерметичность газового оборудования. Рассчитаны значения вероятности возникновения пожаров на газобаллонных автомобилях Ргба (П) и проведено её сравнение с вероятностью возникновения пожаров на автомобилях на жидком топливе Рав.ж.т (Ц) — Показано, что пожарная опасность газобаллонных автомобилей не превышает пожарную опасность автомобилей на жидком топливе.

Ргба (П) = 91/4−105 = 3−10″ 4 .

Рав.ж.т (П) = 19 184/22−106 = 8-Ю-4 .

3. Показана возможность относить помещения хранения и технического обслуживания легковых газобаллонных автомобиле на сжиженном углеводородном газе к пожароопасным категориям В2-ВЗ при условии выполнения компенсирующих мероприятий.

4. Разработана модель образования взрывоопасных объёмов пропан-бутановой смеси при её поступлении в закрытые помещения, учитывающая влияние температуры окружающего воздуха. Показано, что при повышении температуры воздуха доля участия пропан-бутановой смеси во взрыве уменьшается. Значения коэффициента участия во взрыве для пропан-бутановой смеси: а) при температуре воздуха не выше +17°С — Z=0,4- б) при температуре воздуха выше +18°С — Z=0,3.

5. Разработана модель образования взрывоопасных объёмов пропан-бутановой смеси при её поступлении в закрытые помещения, учитывающая влияние направления потока газа. Показано, что механизмы образования взрывоопасных объёмов пропан-бутановой смеси с воздухом при потоке газа вверх и вниз значительно отличаются друг от друга. При потоке газа вверх он л распространяется в большем объёме помещения и поэтому его концентрация стремится к среднеобъёмной. До значительной массы газа взрывоопасная концентрация не образуется, но после определённой массы газа сразу большой объём помещения становится взрывоопасным.

6. Разработана методика определения массы пропан-бутановой смеси, находящейся во взрывоопасном объёме. Методика учитывает сложный характер распределения пропан-бутановой смеси во взрывоопасном объёме и количество газа, находящееся при концентрации выше верхнего концентрационного предела распространения пламени.

7. Разработана методика определения оптимального количества датчиков газоанализаторов довзрывных концентраций для оснащения помещений с газобаллонными автомобилями на сжиженном углеводородном газе. Методика основана на полученных моделях образования взрывоопасных объёмов пропан-бутановой смеси в закрытых помещениях. Основные положения методики — а) радиус действия датчика не постоянен, а зависит от объёма помещенияб) в помещении с газобаллонными автомобилями система анализа воздушной среды должна реагировать на массу газа, составляющую 10% от массы газа, при взрыве которой образуется избыточное давление 5 кПа.

8. На объектах хранения и технического обслуживания газобаллонных автомобилей рекомендовано использовать термокаталитические датчики довзрывных концентраций. Для их размещения в этих помещениях необходимо использовать специальные корпуса, защищающие датчики от механического повреждения и воздействия воды. Предложен один из вариантов корпусов датчика.

9. Разработаны мероприятия по обеспечению пожарной безопасности газобаллонных автомобилей при их хранении, эксплуатации и техническом обслуживании, которые можно разделить на три группы:

I группа: организационные мероприятия, направленные на предотвращение утечки газового топлива при хранении, эксплуатации и техническом обслуживании газобаллонных автомобилей;

II группа: инженерно-технические решения, направленные на поддержание безопасной концентрации пропан-бутановой смеси в помещениях при аварии на газобаллонных автомобилях;

III группа: применение средств противопожарной защиты.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Е.Э. Экологические проблемы автомобильного топлива // Химия. 1998.-N46. С.1−4.
  2. Т.В. Анализ экологической ситуации в России и методы оценки состояния окружающей среды. М.: Ин-т макроэкономических исслед., 2004. — 89 с.
  3. Н.Ф., Жирнов А. В. Об экологической обстановке в России // Химия в школе.-1998.-N4. С. 4.
  4. И .Я., Жабин В. М., Яркин Ю. К. Перспективы применения систем газотурбинного наддува на двухтопливных газобензиновых автомобилях // Сб. науч. тр.: ВНИИ прир. газов и газ. техн., 1993. С.3−21.
  5. Использование природного газа в качестве моторного топлива для автотранспортных средств на 2001−2005 годы. Межгосударственная программа. Утв. Экон. советом СНГ от 16.03.2001.
  6. Основные направления развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года. Постановление Правительства РФ от 15.03.1999. М.: № 286.
  7. Об основных направлениях топливной политики и структурной перестройки топливно-энергетического комплекса Российской Федерации на период до 2010 года. Указ Президента РФ от 07.05.1995. М.: № 472.
  8. Топливо и энергия. Федеральная целевая программа на 1996−2000 годы. Утверждена постан. Правительства РФ от 06.03.1996. М.: № 263.
  9. В.М., Казак В. Р., Орлов И. О. Природный газ как моторное топливо.
  10. Перспективы использования на транспорте: Оперативная инф. VII
  11. Междунар. конф. Нефть и газ 2003 / Ин-т газа НАН Украины. Киев.:2003.-4с.
  12. И.Ф., Белоусенко В. А., Поденок С.Е. Современное состояние, перспективы производства и использования газомоторного топлива в
  13. Алтайском Крае. Обзорная инф. Природный газ в качестве моторного топлива. Использование газа. М.: ИРЦ Газпром. 2001. — 47с.
  14. ГОСТ 12.1.004−91 Пожарная безопасность. Общие требования.
  15. СНиП 21−01−97* Пожарная безопасность зданий и сооружений.
  16. НПБ 105−03 Определение категорий зданий, помещений и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.
  17. СНиП 21−02−99. Стоянки автомобилей.
  18. ОНТТ1 01−91. Общесоюзные нормы технологического проектирования предприятий автомобильного транспорта.
  19. ВСН 01−89. Предприятия по обслуживанию автомобилей.
  20. РД-3 112 199 -98. Требования пожарной безопасности для предприятий, эксплуатирующих автотранспортные средства на компримированном природном газе.
  21. Перечень категорий помещений и сооружений автотранспортных предприятий по взрывопожарной и пожарной опасности и классов взрывоопасных и пожароопасных зон по правилам устройства электроустановок" (Утверждён Минавтотрансом РСФСР в 1989 г.).
  22. И.М. Закономерности формирования локальных скоплений горючих газов и паров при их аварийном поступлении в производственные помещения: Дис. канд.техн.наук. / ВНИИПО МВД СССР. М.: 1986 -222 с.
  23. ВППБ 11−01−96. Правила пожарной безопасности для предприятий автотранспорта.
  24. Г. В., Рубцов В. В., Воронов С. П. Совершенствование порядка статистического учёта в части пожаров на газобаллонных автомобилях // Вестник Академии ГПС МЧС России.-2004.-№ 2. С. 137−144.
  25. Cattroll W. Propane powered auto explodes injuring owner // Fire Fight Can.1992.-36, №l.-C.4−6.
  26. И.С., Прохоров Д. В., Усманский M.A. Экспертный анализ причинвзрыва сжиженного углеводородного газа в авторемонтных мастерских.
  27. Обзорная ннф. Проблемы безопасности при чрезвычайных ситуациях. / ВИНИТИ.-1999.-№ 5 .-С.76−87.
  28. Пожары средств автомобильного транспорта / Alles uber Autobran. Blaulicht.-2001.-50, № 5, С.8−11.
  29. Е.Н. Классификация пожаров на автомобильном транспорте // Системы безопасности: Материалы 11 Научно-технич. конф. / Академия ГПС МЧС России.-М.: 2002.-С.254−256.
  30. Н.И. И за инофирмами нужен контроль // Пожарное дело.-1992.-№ 9. С. 24.
  31. .С. Обеспечение безопасности при транспорте и хранении СНГ.-М: ЦНИИТЭНефтехим, 1981.-65 с.
  32. В.П., Шебеко Ю. Н., Смолин И. М. Пожар на сырьевом парке сжиженных углеводородных газов (СУГ) АО «Синтезкаучук», г. Тольятти // Пожаровзрывобезопасность. 1997. — т.6, № 2. С.23−27.
  33. K.S., Sauer G. // Brandshuts. 1987. — 41, № 6. р.236−238.
  34. В.И. Классификация объектов по взрывопожарной опасности // Крупные пожары: предупреждение и тушение: Материалы 16 научно-практич. конф. / ВНИИПО МЧС России. -М.:2001. С.52−54.
  35. А.С. Пожары на автотранспорте // Строительные и дорожные машины. 1996. — № 9. с. 31.
  36. Н.М. Пожарная безопасность в гаражах // Механизированные средства. 1987. — № 6. С.23−24.
  37. С.Н. Газовое оборудование автомобилей. Легковые, грузовые. Устройство, установка, обслуживание. Практическое руководство. -Ростов на Дону.: «Пончик», 2001.-52 с.
  38. .А., Фельдман М. А. Газовое топливо и газовое оборудование: Учебное пособие. -М.: Стройиздат, 2000.-94 с.
  39. .А., Фельдман М. А. Газовое топливо и газовое оборудование: Учеб. пособие. 3-е изд., перераб. — М.: Стройиздат, 2002.-99 с.
  40. Ю.Н. Повышение эффективности и надёжности газотранспортного оборудования // Газовые двигатели: Сб.научн.тр. / Всерос. НИИ природных газов и газовых технологий. 1993.-135 с.
  41. В.А. Газобаллонный легковой автомобиль. М.: Патриот, 1994.-45 с.
  42. В.А. Система питания газобензиновых автомобилей : Эксплуатация, техобслуживание, ремонт. М.: Третий Рим, 2000. — 80 с.
  43. В.Н. Газобаллонная аппаратура на легковом автомобиле. М.: Трансп., 1995.-44 с.
  44. Ю.Н., Золотаревский J1.C., Ксенофонтов С. И. Безопасность эксплуатации транспорта на газовом моторном топливе // Совершенствование газотранспортного оборудования: Сб. научн. тр. / ВНИИГАЗ. М.: 1989.-с. 17−26.
  45. В.И. Легковые газобаллонные автомобили: Устройство, переоборудование, эксплуатация, ремонт. -М.: Академкн., 2003.-238с.
  46. Пожарная безопасность автомобилей на газовом топливе / Navesey F. Are vehicles fire safe? // Fire Prevention.-1995.-№ 280. C.24−27.
  47. И.В., Берловский Ю. А. Повышение пожаробезопасности газобаллонных систем питания автомобилей // Безопасность труда в промышленности. 1989. — № 10. С.48−49.
  48. И.В., Берловский Ю. А. Повышение пожаробезопасности газобаллонных систем питания автомобилей // Промышленный транспорт. 1988. — № 5. С.15−16.
  49. СНиП II-M2−72. Производственные здания промышленных предприятий.
  50. В.А., Никонова Е. В. Категорирование производственных помещений по взрывопожарной и пожарной опасности // Пожаровзрывобезопасность. 2000. — № 4. С.27−28.
  51. А.Н., Пчелинцев В. А., Никонова Е. В. Совершенствование системыкатегорирования помещений и зданий по взрывопожарной опасности // Пожаровзрывобезопасность. 2001. — № 3. С.25−27.
  52. Куров J1.H. Оценка пожаровзрывоопасности на предприятиях автомобильного транспорта // Объед. научный журнал. 2002. — № 12. С.51−52.
  53. В.Е. Система противопожарного нормирования в строительстве // Пожаровзрывобезопасность. 2001. — № 4. С.21−25.
  54. Ю.Н., Болодьян И. А., Смолин И. М. Об одном подходе к категорированию зданий производственного и складского назначения // Пожаровзрывобезопасность. 2000. — № 2. С.29−33.
  55. А.С., Тарасов В. Н., Фирсов А. Г. Совершенствование принципов категорирования помещений и зданий по пожарной опасности // Методологические проблемы обеспечения пожарной безопасности: Сб.науч.тр./ВНИИПО МВД СССР.-М.: 1991. С.28−33.
  56. А.Я., Шевчук А. П., Горшков В. И. Пожаровзрывобезопасностьтехнологических процессов. Концепция разработки стандарта «Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования» // Пожаровзрывобезопасность. 1992. — № 4. С. 17−19.
  57. А.П. Проблемы категорирования помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опавсности // Юбилейный сборник трудов Академии ГПС МЧС России / Академия ГПС МЧС России. -М.: 2003. -С.103−111.
  58. А.Г. Принципы категорирования и классификации взрывопожароопасных производственных объектов // Химическое и нефтегазовое машиностроение. 2002. — № 8. С.41−44.
  59. Л.П. Нагрузки, возникающие при взрывном горении газовоздушных смесей в помещениях взрывоопасных производств // Взрывобезопасность в строительстве. — 1983. С.77−87.
  60. Kolbe F.H. Classification of hazardous areas // Chemsa. 1987. — № DEC. p.331 332.
  61. Arasi J.A. Classifying hazardous areas complicated by multiple standards // Oil. and Gas. 1991. — № 1. p.64−72.
  62. ПУЭ-99. Правила устройства электроустановок.
  63. ГОСТ Р 12.3.047−98. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования, методы контроля.
  64. Брушлинский Н.Н. О понятии пожарного риска и связанных с ним понятиях
  65. Пожарная безопасность. 1999. — № 3. С.83−84.
  66. А .Я., Орлов А. К. Учёт пожарных рисков при оценке недвижимости // Пожаровзрывобезопасность. 2000. — № 1. С.54−58.
  67. Ю.Н., Гордиенко Д. М. Малкин B.JI. Анализ индивидуального рискапожаров и взрывов для автозаправочной станции с надземными резервуаром // Пожаровзрывобезопасность. 1998. — № 4. С.31−38.
  68. Ramachandran С. Risk of explosion from trains carrying LPC and other dangerous goods // Fire Survey. 1990. — 19, № 3. p.8−12.
  69. Ю.Н., Гордиенко Д. М., Малкин И. М. Анализ индивидуального риска пожаров и взрывов для автозаправочной станции с поземным резервуаром //Пожаровзрывобезопасность. 1999. — № 3. С.49−54.
  70. А.К., Корольченко А. Я. Определение факторов, влияющих на величину пожарного риска многоэтажных автостоянок // Пожаровзрывобезопасность. 2003. — № 1. С.57−60.
  71. Pasquill F. Langrangian similarity and vertical diffusion from a source at groundlevel // Quart. J. Roy. Met. Soc. 1966. — vol.92, p. 185−195.
  72. Buijtenen C.J.P. Van. Calculation of the amount of gas in the explosive region ofa vapour cloud released in the atmosphere // J. Hazardous Mater. 1980. -vol.3., № 3. p.201−220.
  73. JI.M., Позин М. Е. Математические методы в химической технологии. Л.: Госхимиздат, 1963. — 639 с.
  74. ТУ-газ-86. Требования к установке сигнализаторов и газоанализаторов.
  75. РД БТ 39−147 171−003 Требования к установке датчиков стационарных газоанализаторов в производственных помещениях и на наружных площадках предприятий нефтяной и газовой промышленности.
  76. ГОСТ 27 578–87. Газы углеводородные сжиженные для автомобильного транспорта.
  77. ГОСТ 27 577–2000 Газ природный топливный компримированный для двигателей внутреннего сгорания. Технические условия.
  78. . Г., Карпов Е. В. Технология производства сжиженного природногогаза // Потенциал. 2001. — N 1. С. 60−63.
  79. Мал ков М. П. Справочник по физико-химическим основам криогеники. -М.:Энергия, 1973.-223 с.
  80. ПБ 08−342−00. Правила безопасности при производстве, хранении и выдачесжиженного природного газа на газораспределительных станциях магистральных газопроводов (ГРС МГ) и автомобильных газонаполнительных компрессорных станциях (АГНКС).
  81. Н.Л., Майзельс П. Б., Вигдорчик В. Я. Справочник по сжиженнымуглеводородным газам. Ленинград.: Недра, 1964.-225 с.
  82. ГОСТ 12.1.007−76. Вредные вещества. Классификация и общие требованиябезопасности.
  83. ГОСТ 27 540–87. Сигнализаторы горючих газов и паров термохимические. Общие технические условия.
  84. ГОСТ 1510–84. Нефть и нефтепродукты. Маркировка, упаковка, транспортирование и хранение.
  85. ГОСТ 2084–77. Бензины автомобильные. Технические условия.
  86. ГОСТ 511–82. Топлива для двигателей. Моторный метод определения октанового числа.
  87. ГОСТ 12.1.044−89. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
  88. ГОСТ 12.1.005−89. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны.
  89. ГОСТ 1 115 860–84. Баллоны стальные сварные для сжиженных углеводородных газов под давление до 1,6 МПа. Технические условия.
  90. ОСТ 37.001.653−99. Газобаллонное оборудование для транспортных средств, использующих газ в качестве моторного топлива. Общие технические требования и методы испытаний.
  91. А.А., Чиликина Г. В. Условия формирования взрывоопасных облаков в газифицированных жилых помещениях // Пожаровзрывобезопасность. 2002. — № 4. С.24−28.
  92. В.А. Условия образования взрывоопасных газовоздушных смесейв производственных помещениях промышленных зданий: Дис. канд.техн.наук / ВНИИПО МВД СССР. М.: 1982. — 260 с.
  93. В.Д., Федотов М. Н. Образование локальных взрывоопасных пропановоздушных смесей // Газовая промышленность. 1980. — № 8. С.55−57.
  94. В.Я. Условия образования взрывоопасных паровоздушных смесей в промышленных зданиях больших объёмов: Дис. канд.техн.наук / ВНИИПО МВД СССР. -М.: 1975.- 199 с.
  95. Н.А., Пчелинцев В. А., Никитин А. Г., Рабинков В. А. Взрывоопасность производств химической промышленности, связанных с образованием горючих газов // Ж. Всес. хим. о-ва им. Д. И. Менделеева. -1982. -т.27,№ 1. С.57−60.
  96. Steen Н. On the measurement of the propagation of explosive mixtures in free atmosphere // Conference on electrical safety in hazardous environment. 16−18 march 1971/- London, 1971.-p.64−67.
  97. В.А., Фёдоров А. В., Никитин А. Г., Орлов В. Я. Взрывоопасностьпредприятий химической промышленности // Ж. Всес. хим. о-ва. им. Менделеева Д. И. 1976. -т.21, № 4. С.416−420.
  98. Rozak J., Skarka J. Methods for the estimation of the effects of accidental releaseliquefied gases // 3 rd Int. Symp. Loss Prevent, and Safety Promot. Process Ind., Prepr., S.J., s.a. Basel, 1980. — vol.3. — p. 15/1173 — 15/1192.
  99. A.H., Коротких Н. И. Исследования взрывоопасное&trade- локальных паровоздушных смесей в камере с различной герметичностью // Горючесть веществ и химические средства пожаротушения: Сб. науч. тр. ВНИИПО. — М.:1979. вып.6. -С.16−20.
  100. В.А., Орлов В. Я., Никитин А. Г. Факторы, определяющие взрывоопасность производств, связанных с применением легковоспламеняющихся жидкостей // Охрана труда в строительстве: Сб.научн.тр. М.: МИСИ, 1978. — № 161. — С.5−12.
  101. ГОСТ 12.1.017−80. Пожаровзрывоопасность нефтепродуктов и химическихорганических продуктов. Номенклатура показателей. М.: 1980.- 90 с.
  102. Л.И. Механика сплошной среды. М.: Наука, 1970. — Т.1. — 492 с.
  103. Л.Д., Лифшиц Е. М. Механика сплошных сред. М.: Гостехиздат, 1954.-788 с.
  104. В. Основные опасности химических производств. М.: Мир, 1989.-671 с.
  105. У., Кокс П., Уэстайн П. Взрывные явления: оценка и последствия. -М.: Мир, 1986.-т. 1,2.
  106. В.И. Закономерности горения газовых облаков // В кн.: «Юбилейный сборник трудов ВНИИПО» Под ред. А. Я. Корольченко / ВНИИПО МВД РФ. М.: 1997. — С.49−68.
  107. Меры пожарной безопасности при обращении со сжиженным нефтяным газом / Foster R.V. The safe use and handling of LPG // Fire and Explos. Hazards: Energy Utilisat.: Conf. / Moreton-in-Marsh. London, 1991. — p. 169 174.
  108. А.П., Гуринович JI.B. Истечение сжиженных газов при авариях резервуаров // Пожарная безопасность промышленных объектов: Сб. научн.тр. / ВНИИПО МВД СССР. М.: 1991. — С.21 -27.
  109. Ю.Н., Шевчук А. П., Смолин И. М. Пожаровзрывобезопасность перевозок сжиженных углеводородных газов железнодорожным транспортом // Пожаровзрывобезопасность. 1992. — № 4. С.46−50.
  110. Ю.Н., Шевчук А. П., Смолин И. М. Расчёт поражающих факторов пожара и взрыва при разгерметизации цистерны с СУГ // Пожаровзрывобезопасность. 1993. — № 1. С.39−45.
  111. А.Я., Шевчук А. П., Шебеко Ю. Н. Пожарная безопасность зданий, объектов и сооружений // Пожаровзрывобезопасность. — 1992. -№ 4. С.25−33.
  112. Пожарная опасность при утечках природного газа в автобусных гаражах / Sforza P.M. Fox Н. Characteristics of natural gas leaks in bus garages // J. Appl. Fire Sci. 1995. — 5,№ 3. C.203−220.
  113. Пожарная безопасность автобусов на газовом топливе / Forsythe T.J., Kerwin R. Background on facilities modification for natural gas fueled bus use: Part 2 // J. Appl. Fire Sci. 1995. — 5,№ 1. C.61−75.
  114. Пожарные испытания легкового автомобиля, работающего на СНГ / Cutler D.P., Billinge К. Fire tests on LPG powered vehicle // Fire. — 1984. -76,№ 944. C.465−466.
  115. H.C. Дифференциальное и интегральное исчисления: Учеб. пособие для втузов. В 2-х т. Т-1: М.: Интеграл-Пресс, 1997. — 416 с.
  116. Н.С. Дифференциальное и интегральное исчисления. В 2-х т. Т-2. 12-е изд. — М.: Наука, 1978. — 576 с.
  117. Дьяконов В.П. Maple 9 в математике, физике и образовании. М.: COJIOH-Пресс, 2004. — 688 с.
  118. Пособие по применению НПБ 105−95 «Определение категорий помещений и зданий по взрывопожарной и пожарной опасности» при рассмотрении проектно-сметной документации / Шебеко Ю. Н., Смолин И. М., Молчадский И. С. и др. М.: ВНИИПО, 1998.-119 с.
  119. ГОСТ 14 254–96. Электрооборудование напряжением до 1000 В. Оболочки. Степени защиты.
  120. Об утверждении документов по государственному учёту пожаров и последствий от них в Российской Федерации. Приказ МВД РФ от 30.07.1994.-М.: № 332.
  121. X. Теория инженерного эксперимента. М.: Мир, 1972. — 375 с.
  122. А.Я., Корольченко Д. А. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов и средств их тушения: Справочник в 2-х т. М.: Пожнаука, 2004. — Т.1−2.
Заполнить форму текущей работой