Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Социально-психологические предпосылки гендерной делинквентности в молодежной среде

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

B.Н. Кудрявцев, А. А. Реан, Е. В. Змановская, М. А. Алемаскин, Ю. М. Антонян, Ю. А. Клейберг, А. Е. Личко, В. В. Ковалев, П. С. Самыгин Р. Мертон, М. Раттер, Ф. Танненбаум) — тендерный подход к изучению делинквентных проявлений (Е.П. Ильин, Т. В. Бендас, В. В. Знаков, И. С. Клецина, В. Д. Менделевич, Н. П. Фетискин, Н. Н. Обозов, Д. П. Пискарев, Е. В. Кучинская, Ш. Берн, Л. Бековиц, Р. Бэрон, Б… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Теоретико-методологические основания тендерной делинквентности
    • 1. 1. Концептуальные подходы к определению социально-психологической сущности тендерной делинквентности
    • 1. 2. Тендерные различия в проявлениях форм делинквентного поведения
      • 1. 2. 1. Критерии тендерной делинквентности
    • 1. 3. Предпосылки тендерной делинквентности в молодежной среде
    • 1. 4. Генезис тендерной делинквентности
    • 1. 5. Структура тендерной молодежной делинквентности
  • Глава II. Концептуальные предпосылки к изучению механизмов делинквентного поведения
    • 2. 1. Социально-психологические основы девиантологических и делинквентных теорий
    • 2. 2. Концептуальные подходы к исследованию социально-психологических механизмов делинквентных проявлений
    • 2. 3. Социально-психологические механизмы делинквентной стереотипизации
    • 2. 4. Психозащитные механизмы в структуре делинквентного поведения
  • Глава III. Исследование социально-психологических детерминант и механизмов тендерной делинквентности
    • 3. 1. Организация и методическое обеспечение эмпирического исследования
    • 3. 2. Исследование потенциалов тендерной делинквентности в молодежных группах
    • 3. 3. Исследование латентных проявлений делинквентных стереотипов в мужских и женских группах
      • 3. 3. 1. Проективно-атрибутивная самооценка делинквентной стереотипизации ролевого поведения в личностно значимых ситуациях
      • 3. 3. 2. Проективно-атрибутивная самооценка молодежи делинквентной стереотипизации экстраполируемого ролевого поведения работников госслужбы и социальной сферы
    • 3. 4. Детерминанты тендерной делинквентности в молодежных группах
    • 3. 5. Исследование оснований социально-психологических механизмов тендерной делинквентности

Социально-психологические предпосылки гендерной делинквентности в молодежной среде (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования обусловлена возрастанием значимости для общества и социально-психологической науки проблемы тендерной делинквентности, так как определение ее специфики является своеобразным ключом не только к выявлению тендерных различий и потенциалов делинквентности, но и созданию новых гендерно-коррекционных психотехнологий, обеспечивающих высокую эффективностьв элиминации молодежной делинквентности.

В теоретическом плане актуальность исследования обусловлена недостаточной разработанностью не только особенностей тендерной делинквентности, но и психологической делинквентности в целом. Однако делинквентное поведение, как одна из значимых форм девиантного поведения, до сих пор относится к числу мало определенных в понятийном отношении и малоизученном в содержательном плане, а ведущие специалисты в области девиантологии отводят делинквентному поведению незаслуженно слабое внимание. В работах таких известных авторов как, например, B.JI. Васильев, Ю. А. Клейберг, А. Е. Личко, В. Н. Кудрявцев, не нашлось места для специального рассмотрения наиболее важных аспектов делинквентности. Лишь в последней монографии Е. В. Змановской (2003) выделена специальная глава по делинквентному поведению. То же самое наблюдается и в исследовательском пространстве. Видное место в нем занимают проблемы наркомании, агрессивности. Вместе с тем, возрастающие масштабы детской и подростковой преступности, в том числе и рецидивной, свидетельствуют об актуальности, приоритетности и практической значимости исследований в данном направлении.

В этой связи особого внимания заслуживают вопросы, связанные с определением социально-психологических механизмов и детерминант тендерной делинквентности, ее динамики и специфики тендерных проявлений в молодежной среде.

• обобщить социально-психологичские предпосылки и механизмы тендерной делинквентности;

• охарактеризовать генезис тендерной делинквентности;

• определить специфику тендерных механизмов молодежной делинквентности;

• эмпирически проверить идентичность или различия тендерной делинквентности на уровне социально-психологической детерминации и механизмов ее проявлений;

• разработать комплекс психодиагностических методик для изучения тендерных проявлений делинквентности в молодежной среде.

Гипотезы исследования:

• Социально-психологические проявления молодежной делинквентности характеризуются тендерной специфичностью.

• Каузально-атрибутивные тенденции в проявлениях делинквентной стереотипизации обусловлены тендерными особенностями.

• Социально-психологическими основаниями тендерной делинквентности являются механизмы психологической защиты, включенные в структуру делинквентных актов.

Методологическую базу исследования составили следующие общенаучные, частно-научные и специальные принципы и подходы: принцип системно-комплексного подхода (Б.Г. Ананьев, Б. Ф. Ломов, Е. П. Ильин, В.Д. Шадриков) — принцип субъекта деятельности и деятельностного подхода (C.JI. Рубинштейн. А. Н. Леонтьев, К.А. Абульханова-Славская, А. В. Брушлинский, А.Г. Асмолов) — принцип развития и акмеологического подхода (Л.С. Выготский, А. А. Бодалев, Н. В. Кузьмина, А. А. Деркач, Д. И. Фельдштейн и др.) — концепции социально-психологических механизмов функционирования малых групп и объединений (Г.М. Андреева, А. Л. Журавлев, Е. С. Кузьмин, А. И. Донцов, И. П. Волков, В. В. Новиков, А. Л. Свенцицкий, П. Н. Шихерев,.

Практическая актуальность работы определяется необходимостью выявления тендерных различий в структуре, генезисе и формах проявлений тендерной делинквентности. Существенную значимость в практическом отношении имеют аспекты, связанные с установлением базовых критериев и детерминант тендерной делинквентности.

Учитывая нарастающую феминизацию молодежной делинквентности и неразработанность данного аспекта в социальной психологии, можно отметить, что диссертационное исследование направлено на восполнение данного пробела. В рамках тендерного подхода сущность делинквентного поведения у молодежи рассматривается в контексте гиперролевого поведения, инверсии шаблонов тендерного стиля, способах разрешения конфликтов, тендерных делинквентных стереотипов, обусловленных неконструктивностью используемых психологических защит (Е.П. Ильин, Т. В. Бендас, Ю. М. Антонян, Р. Плутчик, Ш. Берн, Б. Крейхи).

Теоретическое и практическое, значение решения проблемы тендерной делинквентности, неизученность специфики ее проявлений в молодежной среде, обусловили выбор темы диссертационного I исследования, определили его цель, объект, предмет и задачи.

Объект исследования: тендерные проявления делинквентности в молодежных группах.

Предмет исследования: социально-психологические предпосылки и механизмы тендерных проявлений молодежной делинквентности.

Цель исследования: комплексное изучение полимодальных проявлений тендерной делинквентности в молодежной среде.

Задачи исследования:

• раскрыть концептуальную сущность и определить критериальную основу тендерной делинквентности;

• систематизировать тендерные различия в структуре делинквентных проявлений;

В.Е. Семенов, Л. И. Уманский и др.) — базовые положения девиантологии (Я.И. Гилинский, А. Д. Глоточкин, B.JI. Васильев, В. Ф. Пирожков,.

B.Н. Кудрявцев, А. А. Реан, Е. В. Змановская, М. А. Алемаскин, Ю. М. Антонян, Ю. А. Клейберг, А. Е. Личко, В. В. Ковалев, П. С. Самыгин Р. Мертон, М. Раттер, Ф. Танненбаум) — тендерный подход к изучению делинквентных проявлений (Е.П. Ильин, Т. В. Бендас, В. В. Знаков, И. С. Клецина, В. Д. Менделевич, Н. П. Фетискин, Н. Н. Обозов, Д. П. Пискарев, Е. В. Кучинская, Ш. Берн, Л. Бековиц, Р. Бэрон, Б. Блэкборн, Б. Крейхи, Д. Ричардсон и др.) — методологические принципы психодиагностики и профилактики правонарушений и активного социально-психологического обучения (Б.С. Братусь, С. А. Беличева, Я. И. Гилинский, Г. Г. Бочкарева, Ю. Н. Емельянов, И. П. Захаров, А. В. Лебедева, Е. Н. Кондрат, В. В. Ковалев, М. А. Ковальчук, Н. В. Кузнецова, Г. Крайг, П. Куттер, Л. А. Петровская, А. В. Пищелко,.

C.В. Познышев, Н. П. Фетискин, В. Ф. Шевчук, С. В. Шепелева и др.).

Методы исследования. В процессе теоретического и эмпирического исследования в соответствии с поставленными задачами использовался комплекс методов (наблюдение, опрос, беседа, тестирование, эксперимент, статистическая обработка эмпирических результатов с помощью статистического пакета «Статистика» (версия 5А)) и психодиагностических методик: определение склонности к отклоняющемуся поведению (СОП), деструктивные установки в межличностных отношениях (В.В. Бойко) — измерение коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко) — модифицированный вариант изучения агрессивности Басса-Даркидиагностика тендерной агрессивности (в адаптации В. А. Лабунской и М.В. Бураковой) и тендерных стереотипов (Н.П. Фетискин) — методика определения стратегий поведения в конфликтных ситуациях (К. Томас) — диагностика оценки враждебности (Кука-Медлей), авторский опросник изучения интегративных проявлений делинквентности. В процессе статистической обработки и интерпретации эмпирических данных помимо стандартных методов использовались методы кластерного и контент-анализа.

Эмпирическую базу исследования составили результаты изучения делинквентных проявлений, их детерминант и механизмов на примере молодежных групп, образовательных учреждений костромских вузов, общеобразовательных школ (№ 4, № 8, № 28), специальных исправительных учреждений, профессионально-технических лицеев (№ 6 и № 10) и 19 педагогов г. Костромы. Объем общей выборки составил 685 человек.

Основные научные результаты, полученные соискателем и их научная новизна:

1. Определена социально-психологическая сущность проявлений тендерной делинквентности в молодежной среде.

2. Выделены социально-психологические критерии тендерной делинквентности молодежи.

3. Показан генезис тендерной делинквентности в молодежных группах.

4. Обнаружена специфика тендерных проявлений молодежной делинквентности.

5. Выявлена специфика социально-психологических механизмов тендерной делинквентности.

6. Обоснованы специфические социально-психологические детерминанты тендерной делинквентности в молодежных группах.

Теоретическая значимость исследования определяется вкладом в теоретические основы тендерной психологии и тендерного делинквентного поведения с определением следующих концептуальных составляющих: тендерной структуры делинквентности, ее критериев, детерминант, доминирующих проективно-делинквентных стереотипов и полимодальных каузальных схем эго-защитных механизмов в структуре делинквентных актов.

Практическая значимость исследования заключается в использовании выявленных социально-психологических критериев и детерминант делинквентного поведения, а также доминирующих тендерных типов делинквентности в коррекционно-воспитательном процессесоздании гендерно-ориентированных программ психологической профилактики делинквентности в молодежных группах с выраженной агрессивностью и делинквентной направленностьюклассификации тендерных типов делинквентности и выделении тендерных каузальных схем латентной делинквентности, которые могут быть использованы широким кругом специалистов, работающих с молодежью: сотрудникам детских комнат милиции, центров работы с молодежьюреализации тендерного подхода в практической работе психологов, на семинарах и спецкурсах по повышению квалификации работников уголовно-исполнительной системы.

Эффективность полученных результатов на практике предполагает использование апробированных комплексных программ в диагностических и профилактических целях в работе практических психологов, социальных педагогов и работников исправительных учреждений и выступает мерой превенции делинквентного поведения молодежи в образовательных учреждениях.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты диссертации обсуждались на кафедре психологии Костромского государственного университета, кафедре социальной и политической психологии факультета психологии Ярославского государственно университета, изложены на научных конференциях и симпозиумах (г. Владимир, г. Кострома), сообщениях на международном конгрессе «Социальная психология — XXI век».

Ярославль, 2004;2006). По материалам диссертации разработаны лекции, включенные в планы курсов по социальной психологии и спецкурсов по девиантологии для студентов Костромского государственного универститета им. Н. А. Некрасова. Основное содержание работы отражено в 7 публикациях общим объемом 0,71 п.л.

Положения, выносимые на защиту:

1. Тендерная делинквентность представляет собой специфическую форму полотипизированного противоправного поведения, обусловленного тендерными особенностями психозащитных механизмов в различных каузально-атрибутивных формах поведенческой стереотипизации.

2. Проявления и критерии молодежной делинквентности имеют тендерную специфику.

3. Социально-психологические проявления молодежной делинквентности обусловлены тендерными комплексами разноуровневых социально-психологических и личностных детерминант.

4. Социально-психологическую основу механизмов тендерной делинквентности составляют эго-защитные механизмы, включенные в структуру тендерных особенностей и образующие каузально-атрибутивные кластерные схемы, реализующиеся в гендерно-ориентированной стереотипизации.

Структура диссертации. Работа состоит из введения, заключения, списка использованной литературы и приложений. Основной материал диссертации изложен на 218 страницах. Текст рукописи иллюстрирован 21 таблицей и 14 рисунками. Библиография содержит 203 источника, из которых 57 — на иностранном языке.

Выводы, сделанные перечисленными исследователями, состоят в том, что ТВ является одной из причин, определяющих социальное насилие. В телевизионных программах актов насилия в 4 раза больше, чем проявлений нежности, во всех других отношениях (реклама, шоу, видеоклипы и пр.) телевидение моделирует нереальный мир. Полицейские в кино палят из оружия почти в каждом эпизоденастоящие полицейские в Чикаго стреляют из своего личного оружия в среднем один раз в 27 лет (Д. Майерс, 1997).

Вмешательство родителей в данном случае не всегда является конструктивным. Родители могут выключить телевизор, но не могут «выключить» влияние ТВ. Педагогический аспект ситуации заключается не в обсуждении того «как это плохо», а в том, как обучить, «вакцинировать» подростка противостоять этому.

Возможности ТВ по формированию просоциального поведения огромны.

Важнейшим фактором формирования латентной преступности трудного подростка в большинстве случаев являются отрицательные семейные условия. Скандалы родителей, физические наказания подростков, естественно, приводят к воспитанию вспыльчивости, повышенной возбудимости, несдержанности. Тепличные условия, создаваемые детям в некоторых семьях, отстранение их от любой активной деятельности приводят к инфантильности и неспособности преодолеть жизненные трудности в критической ситуации, которые порой бывают довольно банальны: например, не прошел в вуз по конкурсу.

Конфликтные ситуации, в которых оказывается подросток, его неуживчивость очень часто являются следствием его неправильной самооценки. Препятствием для нормального развития личности подростков с завышенной самооценкой является их пониженная критичность к себе. Как считают некоторые исследователи, подростки с заниженной самооценкой не могут нормально развиваться из-за повышенной самокритичности.

В сознании несовершеннолетнего в период формирования его личности переплетаются ценности родителей и сверстников, порождая при этом множество противоречий. В связи с этим, именно возраст 14−17 лет характеризуется повышенной эмоциональной неуравновешенностью, ранимостью. Постоянные ожидания врага подсознательно проецируются во внутреннее «Я» и рождают ощущение надвигающегося чего-то плохого. Желание обезопасить себя от этого часто проявляется в агрессии, в неадекватных реакциях на происходящее. Указанные психические состояния приводят к необдуманным поступкам, являющимся следствием непосредственных побуждений, эмоций.

Применительно к несовершеннолетним процессы и явления современной действительности, создающие на макроуровне негативные условия для их жизни и воспитания и тем самым способствующие совершению ими краж, недостаточно полно исследованы. К их числу, например, в разные годы, были отнесены: значительная социальная дифференциация несовершеннолетних по уровню материальной обеспеченности, социальному статусу (в том. числе и по происхождению) — нарушение принципов распределения материальных благ (жизнь не по средствам в родительской семье) — различия в характере и содержании обучения, воспитания и труда отдельных групп подростков, определяющие как реальные различия их сегодняшних позиций в жизни общества, так и различия этих позиций на ближайшую перспективупроцессы разрушения родительской семьи, сопровождающиеся существенными изменениями традиционных отношений по воспитанию несовершеннолетнихотягченность алкоголизмом, нервно-психическими, хроническими заболеваниями родителей или иных лиц, ответственных за воспитание подростков и многое другое. Вот далеко не исчерпывающий перечень причин, которые приводят подростков к воровству.

Влияние сложности социальной среды на проявления молодежной делинквентности. Состояние социальной среды и ее влияние на девиантные проявления именуется по-разному: аномия, социальная дезорганизация (Э. Дюркгейм, К. Мертон), социальная энтропия или неопределенность (Н.П. Фетискин).

В настоящее время в литературе достаточно подробно описываются различные типы поведения личности в аномийных условиях, либо в условиях актуальности факторов, вызывающих девиантное поведение. Так или иначе, эти типологии восходят к типологии девиации Мертона, который выделил такие типы поведения как конформизм, инновация, ритуализм, ретреатизм, бунт. Мертон квалифицировал эти типы поведения в зависимости от отношения индивида к одобряемым обществом целям и средствам деятельности (В.Н. Иванов, 1995).

Основной идеей теории аномии Мертона является следующий тезис: «Девиация нарастает, когда обнаруживается разрыв между одобряемыми в данной культуре целями и социальными способами их достижения».

Этот тезис будет иметь значение для нашего дальнейшего изложения. Дело в том, что в условиях трансформации особенно четко прослеживается, что социально одобряемые средства для достижения пропагандируемых целей невозможны для большинства населения. Когда люди стремятся к финансовому успеху, но понимают, ?то его нельзя I/ достичь с помощью социально одобряемых средств — они могут прибегнуть к незаконным способам. Мы вернемся к этому в дальнейшем.

Классификация девиантных поступков, предложенная Р. Мертоном, является самой удачной из всех предложенных до сих пор (см. таблицу 4).

Конформизм представляет собой единственный тип недевиантного поведения. Конформист согласен с целями общества и достигает их законным путем.

Инноватор, хотя и согласен с целями, одобряемые данной культурой, но может добиваться их незаконными путями (рэкет, шантаж, растрата, мошенничество).

Ритуалист, хотя и не приемлет цели, но не выходит за рамки дозволенного.

Ретреатизм (бегство от действительности) характерен для маргинальной прослойки общества. Это бродяги, пропойцы, душевнобольные, наркоманы и т. п. Такие люди отвергают и цели общества и социально одобряемые средства их достижения.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К.А. О путях построения типологии личности // Психологический журнал. 1983. Т. 4. — № 1. — С. 14−29.
  2. А. А. Типология девиантного поведения при психопатиях и акцентуациях характера // Нарушения поведения у детей и подростков.-М, 1981.-С. 51−59.
  3. М.А. Психологическая характеристика личности несовершеннолетнего правонарушителя: Автореф. дис. М., 1968. — 18с.
  4. Ю.А. Психолого-педагогическая диагностика и воспитательное воздействие на осужденных. Домодедово, 1990.
  5. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.-380 с.
  6. .Г. О человеке как объекте и субъекте воспитания // Избранные психологические труды. Т.2. М.: Педагогика, 1980, — С. 10−27.
  7. Г. М. Социальная психология. М., 2000. — 376 с.
  8. Ю. М. Преступная жестокость: Монография. М., 1994. -С. 111−141.
  9. Ю. М. Психология убийства. М.: Юрист, 1997. — 304 с.
  10. Ю.М. Роль конкретной жизненной ситуации в совершении преступления. М., 1973.
  11. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н. Личность корыстного преступника. Томск, 1989. — С. 84−157.
  12. Ю.М., Голубев В. П., Кудряков Ю. Н., Бовин В. Г. Некоторые отличительные психологические черты личности преступника // Личность преступника и предупреждение преступлений // Сб. научных трудов. -М., 1987.-С. 113−26.
  13. Ю.М., Лунев В. В., Яковлев A.M. Мотивообразующие факторы преступного поведения //Криминальная мотивация. М., 1986. -С. 44−115.
  14. Ю.М. Психологическое отчуждение личности и корыстные правонарушения. Ереван: Айстан, 1987. — 202 с.
  15. Ю.М. Психологические особенности осужденных за кражи личного имущества и индивидуальная работа с ними / Ю. М. Антонян, В. П. Голубев, Ю. Н. Курдюков. М.: ВНИИ МВД, 1989. — 67 с.
  16. Ю.М. Несовершеннолетние преступники с акцентуациями характера / Ю. М. Антонян, В. В. Юстицкий. М.: ВНИИ МВД, 1993.
  17. С.Д. Предупреждение и преодоление криминогенных установок у несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра, психол. наук. М., 1988.-33 с.
  18. А.Г. Психология личности. М.:Изд-во МГУ, 1990. -367 с.
  19. И.П. Психология асоциально-криминальных групп подростков и молодежи. Москва-Воронеж, 2002. — 414 с.
  20. Т.В. Тендерная психология. СПб, 2005. — 430 с.
  21. Л. Агрессия. СПб., 2002. — 510 с.
  22. Ш. Тендерная психология. М., 2001. — 305 с.
  23. П.П. Трудные школьники. М., Работник просвещения, 1929.
  24. Р. Психология криминального поведения. СПб, 2004. -495 с.
  25. А.А. Психология личности. М.: Изд-во МГУ, 1988. -187 с.
  26. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.-464 с.
  27. Л.И. Особенности самосознания у подростков // Вопросы психологии. 1995, № 1, с. 98−107.
  28. Г. Г. Психологическая характеристика мотивационной сферы подростка-правонарушителя // Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. — С.230−259.
  29. .С. Аномалии личности. М.: Мысль, 1988. — 304 с.
  30. Р., Ричардсон Д. Агрессия. СПб, 1997. — 330 с.
  31. Г. К. Самооценка у несовершеннолетних правонарушителей / Г. К. Валицкас, Ю. Б. Гиппенрейтер // Вопросы психологии. 1989. — № 1. — С. 45−54.
  32. В. А. Юридическая психология. СПб.: Питер Ком, 1998. -656 с.
  33. Винокуров J1.H. Состояния школьной дизадаптации и их преодоление у учащихся. Кострома: Эврика-М, 2000.
  34. Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. -М., 1973.
  35. .С. Мотивы преступлений: Уголовно-правовое и социально-психологическое исследование. Казань, 1982. — С. 42- 48.
  36. Я.И. Девиантология. СПб, 2004. — 518 с.
  37. А.Д., Пирожков В. Ф. Исправительно-трудовая психология. М., 1974.- С. 307.
  38. И.А. Влияние семьи на формирование делинквентности у подростков // Психологический журнал. 1994. — № 2. -С. 57−64.
  39. В.А. Подростковая судебная психиатрия. М., 1996
  40. В.Г. Структура направленности личности осужденных молодежного возраста // Сб. науч. тр. «Проблемы исполнения наказания в воспитательно-трудовых колониях и предупреждение преступности молодежи». М.: ВНИИ МВД СССР, 1989. — С. 41−50.
  41. А.А. Реализация концепции «Я» в системе жизненных отношений личности / А. А. Деркач, Е. Б. Старовойтенко, А. Ю. Кривокулинский. -М.: 1993. 155 с.
  42. В.Ф. Психические девиации и противоправное поведение подростков / В. Ф. Десятников, Н. Ф. Козюля. М.: ВНИИ МВД, 1982.-84 с.
  43. Е.Г. Комплексная судебная психолого-психиатрическая экспертиза несовершеннолетних обвиняемых (психологический аспект). Автореф. дис. канд.психол.наук.-Jl., 1988.
  44. Е.Г. Аномальное развитие личности подростков и юношей с делинквентым и криминальным поведением: Автореф. дисс. докт. психол. наук.- СПб., 2000.
  45. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. -М.: Юрид. лит., 1981. 159 с.
  46. Н.Б. Футуропрактика: подростки и будущее // Школьный психолог Приложение к газете «Первое сентября». Ноябрь. 1998.
  47. С.В. К вопросу о причинности в механизме преступного поведения // Вопросы борьбы с преступностью. М.: Юрид. лит., 1987. -С. 14−23.
  48. В.П. Преступность несовершеннолетних с психическими аномалиями. Саратов, 1980. — 123 с.
  49. Г. Х. Изучение ценностно-нормативной сферы преступников // Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979. — С. 120−134.
  50. Е.В. Психологическая характеристика личности подростков с отклоняющимся поведением / Е. В. Заика, Н. П. Крейдун, А. С. Ячина // Вопросы психологии. 1990. — № 4. — С. 83−89.
  51. В.В. Понимание асоциальными подростками ситуаций насилия и унижения человеческого достоинства // Вопросы психологии. -1990.-№ 1.-С. 20−28.
  52. А.С. К вопросу об изучении личности преступника. -Киев, 1924.
  53. .В., Братусь Б. С. Очерки по психологии аномального развития личности. М., 1980.
  54. Е.В. Девиантология. М., 2003. — 288 с.
  55. О.И. Проблема отклоняющегося поведения // Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М, 1976. -С. 343−365.
  56. Н.Я., Личко А. Е. Патохарактерологические исследования у подростков. JL, 1981. — 120 с.
  57. К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: социально-психологический очерк. Свердловск: Средне-Уральское кн. изд-во, 1973. — 160 с.
  58. Игошев К. Е, Психология преступных проявлений среди молодежи. М., 1971. 173с.
  59. Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. СПб, 2002. — 544 с.
  60. В.Е. Психогенные формы школьной дезадаптации // Вопросы психологии. 1984. — № 4. — С. 89−95.
  61. В.А. Что такое насильственные преступления // Человек против человека. СПб., 1994. — С. 79−86.
  62. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М.: Российское право, 1992. -431 с.
  63. Квятковская-Тохович Э. Агрессивность и конфликтность несовершеннолетних правонарушителей как объект педагогическогоизучения и воздействия: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1980. -26 с.
  64. М.К. Психозащитное поведение преступления женщин: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 2004. — 26 с.
  65. Ю.А. Девиантное поведение в вопросах и ответах. М., 2006.-296 с.
  66. И.С. Психология тендерных отношений. СПб, 2004. -404 с.
  67. В.В. Социально-психиатрический аспект проблемы девиантного поведения у детей и подростков // Нарушения поведения у детей и подростков. -М., 1981.-С. 11−23.
  68. В.Г. Применение медико-психологического теста СМОЛ в практике ВТК. М.: МВД СССР, 1983. — 52 с.
  69. Кон И.О., Фельдштейн Д. М. Отрочество как этап жизни, некоторые психолого-педагогические характеристики переходного возраста // В мире подростка. М., 1980. — С. 16−28.
  70. Е.Н. Социально-психологическая профилактика делинквентности у несовершеннолетних в местах лишения свободы: Автореф. дис. канд. психол. наук. Кострома, 2004. -26 с.
  71. Е.Н. Исследование индивидуально-стилевых стратегий профессионального самоопределения делинквентных школьников // Вестник КГУ им. Н. А. Некрасова. Кострома, 2002. -№ 3. — С. 97−99.
  72. В.Т. Девиантное поведение у подростков. Минск, 1988.
  73. JI.П. Становление насильственных и корыстных форм поведения в период семейной социализации // Социальная работа. Вып. 7. Семья как объект социальной работы. -М., 1993. С. 137−148.
  74. М.Ю. Социально-ролевая детерминация межличностного восприятия в группах трудновоспитуемых подростков и юношей: Автореф. дис. канд. психол. наук. М., 1983. — 24 с.
  75. В.В. Психические отклонения у подростков-правонарушителей. М.: Медицина, 1992. — 207 с.
  76. Ц.П. Аддиктивное поведение. Общая характеристика и закономерности развития // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В. М. Бехтерева. 1991.-№ 1.-С.8−15.
  77. Н.П. Психологическое содержание криминогенного комплекса личности и его динамика в условиях изоляции от общества: Автореф. дис. канд. психол. наук. Киев, 1991. — 19 с.
  78. . Социальная психология агрессии. СПб, 2003. — 333 с.
  79. Криминальная мотивация / Под ред. А. Н. Кудрявцева. М.: Наука, 1986.-302 с.
  80. В.Н. Правовое поведение: норма и патология. М.: Наука, 1986.-302 с.
  81. И.А. Психологический анализ смыслообразующих факторов делинквентного поведения подростков. / И. А. Кудрявцев, Г. Б. Морозова, А. С. Потнин, А. П. Корзякова, О. Ф. Семенова // Психологический журнал. 1996. — № 5 — С. 76−89.
  82. В. Н. Социальные деформации (причины, механизмы и пути преодоления М.: ИГПАМ. 1992. — 133 с.
  83. И.А., Ерохина М. Б., Лавринович А. Н., Сафуано Ф. С. Психологические проблемы критичности и некоторые механизмы отклоняющегося поведения // Психологич.журнал. -1986.-Т.7.-№ 2.-С.127−140.
  84. В.Н. Социальные отклонения: введение в общую теорию / В. Н. Кузнецов, B.C. Нерсесянц, В. Ю. Кудрявцев. М: Юрид. лит., 1984.-320 с.
  85. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. -М., 1984.-С. 29.
  86. Т.Н. Сравнительный анализ психологических особенностей несовершеннолетних правонарушителей // Актуальные проблемы психологической теории и практики. СПб., 1995. — С. 119−124.
  87. Т.Н. Структурный анализ агрессии / Б. Г. Ананьев и ленинградская школа в развитии современной психологии. СПб., 1995.
  88. Т.Н. Эмоционально-поведенческие особенности несовершеннолетних правонарушителей: Автореф. дис. канд. психол. наук.-Л., 1981.-25 с.
  89. С.И. Дефекты нравственного сознания в генезисе преступного поведения несовершеннолетних и их характеристика // Личность осужденного и вопросы исправления и перевоспитания. М.: ВНИИ МВД, 1986.
  90. Е.В. Психологический анализ корыстной деформации личности несовершеннолетнего правонарушителя: Дис. канд. психол. наук. -М.: РАГС, 1995.- 175 с.
  91. М. Криминология и социология отклоненного поведения. -Хельсинки, 1994.-С. 53−58,125,131.
  92. В. В. Нарушение психического развития у детей. -М., 1985.- 167с.
  93. А. Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. -М.: Медицина, 19.83. 256 с.
  94. Мотивация и профилактика общественно-опасных действий несовершеннолетних / Наталевич Э. С., Диамант J1.H. и др. // Судебно-психиатрическая экспертиза: сб: -М., 1978. -№ 31. С. 131−140.
  95. Ю9.Налчаджан А. А. Атрибуция, диссонанс и социальное познание. -М., 2006.-414 с.
  96. ПО.Неймарк М.С.О соотношении осознаваемых и неосознаваемых мотивов в поведении, характеризующем направленность подростков // Вопросы психологии. 1968. — № 5. — С. 79−86.
  97. В.Ф. Криминальная субкультура: психологическая интерпретация функций, содержания, атрибутики // Психологический журнал, 1994.-№ 2.-С 38−51.
  98. В.Ф. Криминальная психология. Кн. 1. М.: Ось-89, 1998.-304 с.
  99. В.Ф. Криминальная психология. -М.: 2001. 702 с.
  100. Пб.Пискарев Д. П. Исследование социально-психологическихстереотипов противоправного поведения молодежи: Автореф. дис.канд. психол. наук. Кострома., 1999. — 27 с.
  101. Д.П. Социально-психологические стереотипы противоправного поведения молодежи. М.- Кострома: Изд-во КГУ, 1999. -124 с.
  102. И8.Познышев С. В. Криминальная психология. Преступные типы. -М., 1996.-С. 7.
  103. Г. К., Копейкин Р. Г. Социальная криминология. СПб, 2005.- 195 с.
  104. Практикум по экспериментальной и прикладной психологии / Под ред. А. А. Крылова. СПб., 1990. — 266 с.
  105. Психологические проблемы выявления и коррекции отклоняющегося поведения школьников / Под ред. Д. И. Фельдштейна. -М.: Изд-во АПН СССР, 1990. 160 с.
  106. Психологическое изучение личности преступника: методы исследования / Под ред. А. Р. Ратинова. М.: Всесоюз. ин-т по изучению и разработке мер предупреждения преступности, 1976. — 212 с.
  107. Ю.А. Характеристика личности подростков-делинквентов. М., 2006. — 24 с.
  108. А.Р., Ефремова Г. Х. Правовая психология и преступное поведение. Красноярск: Изд-во Краснояр. ун-та, 1988. — 253 с.
  109. А. А. Локус контроля делинквентной личности // Психологический журнал. 1994. — № 2. — С. 52−56.
  110. А. А. Характерологические особенности подростков-делинквентов // Вопросы психологии. 1991. — № 4. — С. 139−144.
  111. А. А., Коломинский Я. Л. Социальная педагогическая психология. -М., 1999.-412 с.
  112. Н.В. Особенности воли несовершеннолетних правонарушителей // Материалы IV Съезда Общества психологов СССР. -М., 1989.-С. 61−62.
  113. А.Е. Основные типы нарушений поведения у подростков // Патологические нарушения у подростков // Сб.тр. Л., 1973. — С-3−7.
  114. В.В. Мотивация преступного поведения. М.: Наука, 1991.-382 с.
  115. В.В. Преступность в XXI веке (методология прогноза) // Социол. иссл. 1996 -№ 7. — С. 93−106.
  116. В.В. Личностные условия мотивации преступного поведения // Криминальная мотивация. М., 1986. — С. 98−115.
  117. ЮО.Лунц Д. Р. Проблемы невменяемости в теории и практике судебной психиатрии. М., 1966.
  118. Ю1.Магомед-Эминов М. Ш. Трансформация личности. М., 1998. -С. 400−412.
  119. Ю.В. К вопросу о типологии личности корыстных преступников: история и проблемы / Вопросы социальной и педагогической психологии. Иваново: ИвГУ, 2000. — С. 39−51.
  120. Ю4.Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения. СПб, 2005.-442 с.
  121. Р. К. Социальная культура и аномия // Социология преступности. М.: Прогресс, 1966. — С. 300−356.
  122. Юб.Микадзе Ю. В. Методологические принципы психологического анализа нарушений поведения // Вестник МГУ 1991. — № 2. — С. 12−17.
  123. Ю7.Миньковский Г. М. Изучение предпреступных и допреступных форм социально-отклоняющегося поведения среди несовершеннолетних и
  124. П.Б. Мотивация насильственных преступлений несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. психол. наук. Казань, 1986. -21 с.
  125. Е.В. Социально-психологические проблемы девиантного поведения подростков старшего возраста: Автореф. дис. канд. психол. наук. Ярославль, 1998. — 26 с.
  126. Ш. Самыгин П. С. Девиантное поведение молодежи. Ростов-на-Дону, 2006.-438 с.
  127. Н.Н. Исследование социально-психологических особенностей нормативного и отклоняющегося поведения учащихся: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2002. — 24 с.
  128. В.В. «Образ мира» подростка-правонарушителя // Психологическая коррекция и психотерапия девиантного поведения и дисгармоний в развитии личности детей и подростков: Тез. науч.-практ. конф. Воронеж: Изд-во Воронеж, педин-та, 1993. — С. 68.
  129. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. / Под ред. С. А. Беличевой, В. М. Фокина. М.: Социальное здоровье России, 1992. — 77 с.
  130. Л.Ю. Психологические защиты. Ярославль, 2000. -110с.
  131. Э. Уголовная социология. -М., 1908. С.8−9.
  132. Н.П. Психологические основы тендерных различий. -Москва-Кострома,
  133. Н.П. Психология девиантного поведения: диагностика и методы профилактики. М. — Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2003. -320 с.
  134. Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М., 2005. — 536 с.
  135. Л. Б. Психологические способы изучения личности обвиняемого. М., 1983.
  136. Л.В. Социально-психологические проблемы делинквентности подростков: Автореф. дис. канд. психол. наук. -Ярославль, 1998. 26 с.
  137. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1989. -456 с.
  138. Э. Анатомия человеческой деструктивности. -М., 1994. -447 с.
  139. С.В. Социально-психологическая профилактика преддевиантного поведения у детей дошкольного возраста: Автореф. дисс. канд. психол. наук. Ярославль, 2003.-21 с.
  140. Л.Б. Девиантное поведение детей и молодежи. М. -334 с.
  141. О.П. Атрибутивные тенденции личностной ответственности у людей с разным уровнем успешности. Омск, 2004. -18 с.
  142. Л.В. Психологические проблемы ранней профилактики правонарушений у несовершеннолетних: Автореф. дис. д-ра психол. наук. М.: Академия управления МВД, 1998. — 39 с.
  143. AichomA. JuvenilDelinquency / A. Aichom, Y. Wayward-N. Y.: Thomas Y. Crowell. Co., 1968. -P. 284.
  144. Bennett J. Delinquent and neurotic children. N.Y., 1960.
  145. Bender L. The brein and child behavior // Arch. Gen. Psychiat., 1961. -vol.5.
  146. Bolzinger A. Infantilism. Etude sur le mouvement des idees et de mots en psychiatrui. Evalut psychiatr., 1881, vol.46, № 4,p. 989−1018.
  147. Borel J. le desequilibre psychlque. Paris, P.V.F. 1946/
  148. Buss A. Sociology of Aggression. J. Wiley end Sons: N. Y. L., 1961. 125 p.
  149. Bundura A. Agresja wokresie dorastamia Wptyv prasy к wychbawawetych i stosunkow rodzinnych / A. Bundura, R. Walters // Tlumaczy Ctz Cracow. W PWN, 1968. — 433 p.
  150. Cohen J.A. Delinquent Boys: The Cultaze of the Cang. N. Y., 1955.
  151. Cohen J.A. The transition from childhood to adolescence. Chicago, 1964.
  152. Colemen J.S. The Adolescent Sjciety. N.Y., 1966.
  153. Crandall J.E. A scale for Social Interest //Individual Psychology: The Journal of Adlerian Theory, Research and Practice. 1991, Vol.47. № 1. P. 106 114.
  154. Erikcon E.H. Identity, Youth and Crisis.- N.Y., 1968.
  155. Eysenk S. Crime and Personality. An empirical Study of Theory / S. Eysenk, H. Eysenk // British Journal of Criminology. 1970. — P. 255−269.
  156. Frazier Sh. Characterand Violens // Character Pathology. N. Y.: Brunn Mazel Publishes, 1984. — P. 50−70.
  157. Flavigny H. De la notion de psychopathic // Rev. Neuropsychiat. -pant, 1977. P. 19—75.
  158. Gall A. Caracterologle des enfans et des adolescents. Paris, P73. -502 p.
  159. Gordon C. Self-conceptions: Configurations of content. N.Y., 1968.
  160. Gunderson E. Emotional symptoms in extremely isolated groups. -Arch. Gen. Psychiatry, 1963, N 9, p. 362−368
  161. Hammer S. L. School underachievement in the adolescent // Pediatrics. 1967, n 40.
  162. Hall G.S. Adolescence: Its Psychology and Its Relation to Physiology, Anthropology, Sociology, Sex, Crime, Religion and Education.-N.Y., 1922.-V. 12.
  163. Hirshi Т. Causes of Delinqency. Bercly University of California -Press, 1969.- P. l 61.
  164. Hirshi T. Intelligence and Delinqency Arevisionist Revie / T. Hirsci, M. Hindeland // American Sociological Rewiav. 1977. — Vol. 42. — P. 571 586.
  165. Jenkins R.L. Classification of behavior problems in children // Am. J Psychiat., 1969. V. 125. № 8, P. 1032—103.9.
  166. Johnson A. M. Juvenil delinquency // American Handbook of Psychiatry / Ed. S. Ariety. N. Y.: Bacic Books, Ins., Publisher, 1959. — VOI.I.-P. 840−856.
  167. Kaplan H. B. Deviant behavior in defence of self.-N.Y: Academic press, 1980.-255 p.
  168. Kohlberg L. Development of moral character and mora ideology// Rewiew of child development research. N.Y., 1964.
  169. Kohlberg L. Moral stages and moralization: The cognitive developmental approach // Moral development and behaviour: Theory, receach and social issues.-N.Y., 1976.-P. 31−53.
  170. Kraepelin E. Psychiatrie. Leipzig, 1915.
  171. Kuhn M.H., McFarland T.S. An empirical investigation of self-attitudes / Amer. Sociol. Rev., 1954. V. 14. № 1. P. 68—76.
  172. Long В., Ziller R., Henderson R. The Self Social Symbols Tasks. N.Y., 1968.
  173. Lutz J. Psychiatrie Infantile. Paris, 1968.
  174. Machover K. Personality projection in the drawning о the human — Figure. Springfield, 1950.-181 p.
  175. Maclachron A.E. Mentally retarded offenders: prevalence and characteristics // Amer. J. Ment. Defic 1979. — Vol. 84, — № 2. — P. 165−176.
  176. Magargee E. Empirically Determined Characteristics of the Ten Types / E. Magargee, M. Bohn // Criminal Justise and Behavior. 1977. — № 4. — P. 142−210.
  177. Magnusson D., Endler N.S. Personality at the Crossroads: Current Issues in Interactional Psychology. N.Y., 1977.
  178. Micheau L. Les troubles du charactere. Paris, 1964. 112 p.
  179. Mochener H., Lawler E.I., Endorsement of formal leaders an inteigrative model. Journal of personality and social psychology. 1975, vol.31.
  180. Nuttin J. Motivation and Perspective d' Avenir. Louvain, 1980. — 2881. P
  181. Nuttin J. Theorie de la motivation humaine. P., 1980. — 304 p.
  182. Offer D., Offer J.B. From Teenage to Young Manhood: Psychological Stady. H.Y., 1975.
  183. Osgood Ch.E., Susi G.E., Tannenbaum P.H. The Measurement of Meaning. Urbana: Univ. I. 11. Press. P. 1957. 314.
  184. Payk Th.R. Therapie psychischer Erkrankungen. Stuttgart, 1982.
  185. Plutchik R., Kellerman H. A. structural theory of ego defenses and emotions // Emotion: Theory, research a experience. V. 2. N.Y., etc, 1983.
  186. Piaget J. Les stades du development intellectuel de l’enfant, Paris, 1956.
  187. Quay H. Personality and Delinquency // Juvenile Delinquency. -Prinception, N. Y., 1965. P. 139−163.
  188. Reiss A. Social Corelates of Psychological Tipes of Delinqency // American Social Review. 1982. — Vol. 17. — P. 710−780.
  189. Rutter M. Temperament, personality and personality disoder // Brit. J. Psychiat. 1987. — Bd 55, H 12. — P. 255−260.
  190. Satterfleld J.H. et al. Psychological stadles of th hyperkinetic child // Am.J.Psychlat., 1979, n 128.
  191. Senne R. Le mensonde et le caractere. Paris. P.V.F
  192. Sutherland E. Prinsiples of Criminology / E. Sutherland, D. Cressey. -Philadelfia: N. Y., 1966. 240 p.
  193. Szustrowa I. Test of Egocentric Association//Polish Psychological Bulletin. 1979. V.7.-№ 4.
  194. Thibaut J., Kelley H. The social psychology of groups. N. Y., 1961, 312 p.
  195. Vallon A. L’evalutlon psychologlque de l’enfant. Paris, 1967.
  196. Vallon G-H, Les notions morales chez l’enfant. Paris, 1949.
  197. Witkin H. XYY and XXY Men Criminality and Agression // Bio-social Bases of Criminal Behavior. N.Y., 1977. — P. 165.
Заполнить форму текущей работой