Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Проблема преображения жизни в истории культуры России XVIII века: На материале творческого наследия святителя Тихона Задонского

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Тихон Задонский — «выученик» той духовно-семинарской системы, которая сложилась в Новгородской епархии под влиянием деятельности братьев Лихудов, выпустившей выдающихся деятелей русской культуры. В числе выпускников Новгородской духовной семинарии, достигших высших церковных постов, были: Симон Лазов — архиепископ Рязанский, Иосиф Заболотский — архиепископ Тверской, Владимир Ужинский… Читать ещё >

Содержание

  • Глава I. Культура России XVIII века и проблема преображения
    • 1. Понимание преображения жизни в религиозном и философскобогословском аспектах
    • 2. Преобразовательная деятельность государства и проблема социокультурного преображения жизни в России XVIII века
  • Глава II. Святитель Тихон Задонский и проблема преображения жизни
    • 1. Проблема социокультурного преображения жизни в деятельности св. Тихона Задонского
    • 2. Христианская философия св. Тихона Задонского и проблема индивидуально-личностного преображения жизни

Проблема преображения жизни в истории культуры России XVIII века: На материале творческого наследия святителя Тихона Задонского (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ф Актуальность темы исследования. Проблемы русской культуры XVIII века весьма актуальны для современности, что определено следующими факторами: «V во-первых, безусловной связью этой культуры с духовными традициями русского православияво-вторых, секуляризирующими тенденциями зарождающегося российского европоцентризма.

Данное соотношение показывает соединение собственно Византийских и европоцентриских начал. Это сочетание, весьма ^ сходно с теми процессами отечественной культуры, которые I сложились в постсоветскую эпоху. Как в XVIII веке, несмотря на коренные преобразования духовной жизни России, мерилом подлинности бытия оставалось православие, так и в настоящее, время с падением «атеистического государства», как утверждает Патриарх Алексий II, российское общество все больше начинает осознавать перспективы своего духовного возрождения в контексте «второго крещения», т. е. восстановления духовных ценностей ® восточного христианства.

Одной из важнейших проблем русской культуры XVIII века является «преображение жизни», которое значимо не только в исследовательском плане для теории и истории культуры, этики, философии, но и в практическом аспекте для российского государства в целом. Сегодня в России, как уже отмечалось, ^ существует настоятельная необходимость в «исправлении нравов» людей, возрождении духовности, обращении к общечеловеческим ценностям, благодаря чему на первое место выходят такие мировоззренческие категории как «мир» и «человек». Представления о мире, человеке в разных культурах и исторических эпохах весьма разнообразны. Антропологические начала большинства культур современности сложились под ф мощным воздействием религиозных воззрений.

Для нашей страны такой религией является православие, которое «стало закваской слишком многих и различных культур».1 «ТМногообразное значение православия, его воздействие на все стороны русской жизни позволяет говорить о нем как о духовном стержне русской культуры. По мнению некоторых исследователей (В.Н. Топорова, С. С. Аверенцева, о. Иоанна (Кологривова), о. Иоанна (Экономцева), В. А. Никитина, Г. Н. Прохорова, Д.С. Лихачева), зарождение и распространение православной веры на ^ Руси привело к культурному росту во всех областях человеческого бытия.

Основной заслугой этой религии считается привнесение в русскую культуру нового миропонимания и мироощущения, базирующегося на системе новых ценностей, что явилось причиной появления в дальнейшем такого мессианского мнения в народе: «все страны граничат друг с другом, а Россия с Богом». Возможно, это и даёт повод всему миру говорить об особой уникальности ® русского менталитета. Как отмечает А. Ф. Замалеев, отечественные древности еще долго оставались (возможно, остаются и теперь!) главным источником и опорой русского л национального самосознания и духовности". На почве православия создается разновидность идеократической культуры, пронизанной сознанием соборности и святости. Она не противостоит светским ^ идеалам и стремлениям человека, но дает им духовный критерий преображения и совершенствования.

1 Лосскпй В. Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М., 1991. С. 16.

2 Замалеев А. Ф. Лекции по истории русской философии. СПб., 1995. С. 7.

Культуру России XVIII века невозможно полностью изучить и оценить без рассмотрения религиозно-философских аспектов русской просветительской мысли. Нередко, именно в богословском наследии этой эпохи поднимались проблемы, которые являются актуальными и значимыми сегодня.

Внутрицерковная жизнь не всегда протекала параллельно светской. Вопреки внешним обстоятельствам, в ней проходили регенерационные процессы. В XVIII веке выделилась целая плеяда богословов, оказавших значительное влияние на русскую культуру. Однако немногие из церковных деятелей оставили после себя богословские труды. Одним из тех, чье богатейшее творчество нашло отражение в умах и сердцах многих русских людей, был святитель Тихон Задонский.

В XVIII веке русская культура до некоторой степени раздвоилась, пошла двумя самостоятельными, параллельными путями: с одной стороны, все более и более укреплялась в сознание необходимости «боготкровенной веры», православия, а, с другой, -усиливалась на поприще развития светской, мирской цивилизации, науки, просвещения. Первоначально эта ситуация осмысливалась как оппозиция, как явная несовместимость, раздирающая и ослабляющая Россию. Во всяком случаи так представляли себе дело М. М. Щербатов и его последователи. Однако уже XIX век смотрел на проблему иначе: русская культура XVIII века начинает восприниматься как мощное порождение православной традиции, как следствие его многообразных и разносторонних влияний. Все основания имеет утверждение, что именно православие находится в основе всего русского культуротворчества, в том числе и послепетровской эпохи. Выражением разнообразия этой культурной традиции служили символы святого и гения, концептуализированные в фигурах Тихона Задонского и Пушкина.

Поэтому для исследователя русской культуры XVIIIXIX веков одинаковую важность имеет наследие того и другого. В этом одно из важнейших подтверждений актуальности идей Тихона.

Задонского для нашей постсоветской духовной жизни.

Многие современные специалисты в области истории русской философии XVIII века забывают тех ее представителей, источником творчества которых была православная культура. В данном диссертационном исследовании, на основе произведений св. Тихона Задонского, с культурологических позиций, анализируется концепт «преображение жизни» в философии эпохи русского Просвещения.

Степень разработанности темы. Культурологических исследований проблемы преображения жизни в истории культуры.

России XVIII века, а также научных трудов, в которых рассматривалась религиозная философия св. Тихона Задонского, нам известно совсем не много.

Исследование проблемы соотношения человека и мира в философии и культуре России XVIII века не является новой для отечественной философско-культурологической мысли и может показаться, на первый взгляд, достаточно изученной. Однако следует помнить, что изучение философских взглядов в эпоху русского Просвещения зачастую основывается на материалах светской культуры, примером данного типа исследований являются 1 работы Т. В. Артемьевой и А. П. Валицкой .

Изучение богословского наследия православной просветительской мысли России XVIII века показали их значимость как одной из важнейших и интереснейших областей.

1 См.: Артемьева Т. В. История метафизики в России XVIII века. СПб., 1996; Она оюе «Область дай ума.» // Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. СПб., 1996; Она же Русская историософия XVIII века. СПб., 1996.

2 Валицкая А. П. Русская эстетика XVIII века. М., 1983. духовного опыта, оказавшего влияние не только на светское мировоззрение, но и на русскую духовную культуру в целом.

Наиболее обстоятельные исследования, посвященные русской богословской просветительской мысли XVIII века и непосредственно святителю Тихону Задонскому, принадлежат.

1 7 1 проф. П. С. Казанскому, С. А. Касаткину, П. Кратирову, П.С.

Шкуринову4, В.А. Котельникову5, П.Е. Бухаркину6, А.И. Есюкову7 и о другим. Также надо упомянуть работы С. С. Хоружего, отслеживающие антропологические моменты исихазма в русской философии и культуре XVIII века.

Необходимо отметить и ряд работ церковных авторов, исследовавших не только православную просветительскую мысль России XVIII века, но и деятельность Тихона Задонского, среди них труды протоиерея Василия Зеньковского9, протоирея Георгия Флоровского10, схиархимандрита Иоанна (Маслова) п, протоиерея.

1 Казанский П. С., проф. Житие иже во святых отца нашего Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца. СПб., 1862- Он же Труды св. Тихона первого, еп. Воронежского, по управлению Воронежской паствой. М., 1862.

2 Касаткин С. А. Св. Тихон как проповедник. Воронеж, 1884.

3 Кратиров П. Святитель Задонский Тихон как пастырь и пастыреучитель. Казань, 1897.

4 Шкуринов П. С. Философия России XVIII века. М., 1992.

5 Котельников В. А. Восточнохристианская аскетика на русской почве // Христианство и русская литература. Сб. 1. СПб., 1994.

6 Бухаркин П. Е. Православная Церковь и светская литература в Новое время: основные аспекты проблемы // Христианство и русская литература. Сб. 2. СПб., 1996; Он же Православная Церковь и русская литература в XVIII — XIX веках:Проблемы культурного диалога). СПб., 1996.

Есюков А. Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Архангельск, 1998.

8 Хоружий С. С. После перерыва. Пути русской философии. СПб., 1994.

9 Зеньковский Василий, прот. История русской философии. В 2-х томах. Ростов на Дону, 1999.

10 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. (репринт -1991).

11 Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М., 1995. Он же. Симфония по творениям святителя Тихона Задонского. М., 1996.

1 2 Александра Лебедева, священника Тимофея (Попова), архиепископа Сергия (Страгородского)3. В этих исследованиях святитель рассматривается как выдающийся православный мыслитель эпохи русского Просвещения. С другой стороны, в работах П.С. Шкуринова4, А.И. Есюкова5 Тихон Задонский характеризуется как философ-проповедник.

Данное исследование основано на базе первоисточников, представленных церковно-историческими, богословскодогматическими, мемуарными и другими произведениями православной просветительской мысли России XVIII — XIX веков.

К ним относятся как собственно творения Тихона Задонского6, I у, I Т епископа Воронежского, так и сочинения митрополита Евгения (Болховитинова)7, записки Василия Чеботарева8 и Ивана Ефимова9, исследования Е.Н. Поселянина10, Г. И. Светлова11, а также ряд других работ.

Анализ литературы по избранной проблеме позволяет сделать следующий вывод:

Ф 1 Лебедев Александр, прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец.

СПб., 1896.

Попов Тимофей, свягц. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916.

3 Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Казань, 1898. (репринт — 1991).

4 Шкурипов П. С. Философия России XVIII века.

5 Есюков А. Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография.

6Творения святителя Тихона Задонского. В 5 тт. Т. 1 — 5, М., 1889 (репринт — 1994).

7 Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона // Словарь (исторический) о бывших в России писателях духовного чина греко' российской церкви. М., 1995.

Записки Чеботарева // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 тт. Т. 5, приложение.

9 Записки Ефимова // Там же. ® 10 Поселянин Е. Н. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М., 1998. пСветлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Выпуск I. Петроград., 1917.

4. во-первых, в отечественной истории культуры отсутствуют целостные философско-культурологические исследования ф православной просветительской мысли России XVIII векаво-вторых, без подробного анализа остаются такие концепты как «преображение», «преображение жизни», в философском или ^ культурологическом смысле, употребляемые в некоторых работах русских мыслителей (В.Н. Лосского, Н. А. Бердяева, Н. Ф. Федорова и других) только в качестве «рабочих» понятийв-третьих, богатейшее творческое наследие святителя Тихона Задонского не рассматривается (за редким исключением П. С. Шкурников, В. А. Котельников, П. Е. Бухаркин и другие), ни, а философами, ни культурологами.

Исследуя историографию по избранной проблеме, автор обнаружил отсутствие специальных работ, анализирующих концепт «преображения жизни» в творчестве выдающегося деятеля России XVIII века — Тихона Задонского. Сегодня его произведения все более и более входят в круг научного исследования, если в XIX веке изучением жизни и творчества святителя занимались преимущественно церковные авторы (митрополит Евгений • (Болховитинов), то в настоящее время интерес к нему приобретает масштабный характер, сводя воедино ученых разных направленийисториков, философов, богословов, культурологов. Вместе с тем, совершенно очевидна неполнота осмыслений наследия святителя, так совершенно неисследованным остается учение Тихона Задонского о преображении жизни.

Именно в философско-культурологическом контексте автор данного исследования рассматривает творческое наследие Тихона Задонского и проводит анализ проблемы «преображения жизни» в истории русской культуры XVIII века. V.

Объектом исследования является православная философско-богословская просветительская мысль XVIII века, посвященная осмыслению проблемы «преображения жизни».

Предметом исследования выступает концепт «преображение жизни» в истории русской культуры XVIII века, рассматриваемый на материалах творческого наследия святителя Тихона Задонского.

Цель и задачи исследования

Опираясь на широкий круг источников, автор поставил перед собой следующую цель: произвести философско-культурологический анализ концепта «преображение жизни» в истории культуры России XVIII века, основываясь на философско-богословских произведениях св. Тихона Задонского.

В соответствии с целью исследования автором определены следующие задачи:

1. раскрыть специфику понятия «преображение жизни» в религиозном и философско-богословском смыслах;

2. исследовать сущность и динамику процесса соцокультурного «преображения жизни» России в XVIII веке;

3. выявить социокультурные аспекты преображения жизни в практической деятельности св. Тихона Задонского;

4. проанализировать проблему индивидуально-личностного преображения жизни в творческом наследии св. Тихона Задонского.

Методология проведения исследования. В соответствии с целью и задачами научной работы автор использовал следующую методологию. Основным в работе является культурно-исторический подход, который дает возможность проследить за процессом развития исследуемой проблемы. При рассмотрении теоретических вопросов использовался метод логической реконструкции, позволяющий преодолеть определенную фрагментарность работ Тихона Задонского. Обращение к философским, культурологическим, философско-богословским источникам потребовало применения конкретно-текстового анализатакже в работе используется аксиологический метод, позволяющий выделить в проблеме преображения жизни ее сущностное ядро.

Теоретическую основу исследования составляют труды отечественных философов, культурологов и богословов.

Научная новизна исследования. В диссертации впервые на основе творчества Тихона Задонского, в философско-культурологическом контексте, исследован концепт «преображения жизни». Показано, что его содержание, будучи неотъемлемой частью христианской веры, имеет философско-богословский смысл, заключающийся в практическом применении данного религиозного понятия в социокультурном и индивидуально-личностном аспектах.

Основные результаты исследования выражены в следующих положениях, выносимых на защиту:

1. концепт «преображение» включает в себя философско-богословское понимание, которое охватывает социокультурное и индивидуально-личностное устремление к теоцентризму жизни и как обратный результат — выход на новый качественный уровень бытия;

2. социокультурный контекст богословской идеи преображения жизни в России XVIII века включает в себя взаимодействие государства и церкви, что отразилось на системе высшего духовного образования, ярким примером которого является создание Новгородской духовной семинарии;

3. в произведениях Тихона Задонского концепт преображения жизни раскрывается в двойном аспекте: социальном (учение об обществе и государстве, а также учение о церкви) и антропологическом (учение о человеке);

4. идея социокультурного преображения, сформировавшаяся у святителя, нашла свое практическое применение в его деятельности при управлении Воронежской епархией и получила закрепление в трудах святителя;

5. православная антропология Тихона Задонского рассматривает индивидуально-личностное преображение жизни, в котором находят свое отражение теоретический аспект, раскрывающий особенности христианского учения святителя о человеке и практический аспект, выступающий в качестве рекомендаций для человека, вступившего на путь преображения (каждодневное «доброделание»).

Научно-практическое значение диссертационной работы заключается в том, что она рассматривает такую мало изученную область истории российской культуры и философии, как философско-религиозное просвещение в России XVIII века. Материалы диссертационного исследования способствуют расширению знаний и пониманию процессов, происходящих в русской истории и культуре, а также могут быть использованы для дальнейшей разработки концепта «преображения жизни» в более широких пространственно-временных рамках.

Данное диссертационное исследование можно использовать при подготовке и написании учебных пособий по истории культуры России и в частности XVIII века. Материалы, содержащиеся в диссертационной работе, могут быть применены при подготовке лекционных курсов по теории и истории культуры, истории русской философии, религиоведению, а также для ряда специальных курсов.

Апробация основных положений работы. Результаты исследования сообщались в докладах на конференциях, семинарах российского и регионального уровней за период 2000;2006 годов: «Бренное и вечное: Проблемы функционирования и развития культуры» (НовГУ, 2000 г.), «Бренное и вечное: экология человека в современном мире» (НовГУ, 2001 г.), VIII научная конференция преподавателей, аспирантов и студентов (НовГУ, 2001 г.), «Человек-Культура-Общество. Актуальные проблемы философских, политологических и религиоведческих исследований» (МГУ, 2002 г.), «Вера как ценность» (НовГУ, 2002 г.), «Актуальные проблемы социальной философии» (СПб У МВД России, 2005 г.), «Первая научно-практическая конференция молодых ученых Гуманитарного института» (НовГУ, 2006 г.). По данной теме исследования автором был опубликован ряд докладов и тезисов, выступлений в различных научных изданиях.

Материалы и выводы диссертации используются автором в учебной работе со студентами, в разработке и преподавании курсов по философии, культурологи и религиоведению, читаемых на отделении по внебюджетной образовательной деятельности Новгородского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России и в Северо-Западной Академии государственной службы при президенте РФ в городе Великий Новгород. Также диссертация обсуждалась на заседании кафедры теории и истории культуры философского факультета Новгородского государственного университета имени Ярослава Мудрого и рекомендована к защите.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих четыре параграфа, заключения и списка литературы.

Заключение

.

Ф Опираясь на широкий круг источников и работы предшественников, автор провел философско-культурологическое исследование проблемы преображения жизни в истории культуры России XVIII века, основываясь на христианской философии св. Тихона Задонского.

Проблемой человека и его жизни во все времена интересовалась философия и богословие. Всевозможные философские учения на разных этапах развития культуры предлагали свои версии «нового», «другого» человека — тот идеал, • к которому надо стремиться. Христианские богословы предлагают свой вариант идеала, выдвигая фигуру Иисуса Христа как образец духовного совершенствования для «истинного христианина».

Проанализировав концепт «преображение» можно сделать вывод о необходимости рассмотрения его: во-первых, в религиозном понимании, как один из двунадесятых праздников, в память того, как Иисус Христос преобразился перед своими учениками (Петром, Иаковом и.

Иоанном) — во-вторых, в философско-богословском смысле, включающем в себя два элемента: индивидуально-личностный и социокультурный.

Преображение жизни в индивидуально-личностном значении служит необходимой основой для соцокультурного преображения, жизни. Человек, идущий по пути преображения, — изменяет свою внутреннюю жизнь и меняет окружающий его мир.

В XVIII веке модифицируется вероисповедальная форма ^ сознания: государство начинает насаждать свое представление о сущности и значении христианства, ослабляя при этом евангельское начало, общие принципы евангелизма. Как реакция на этот момент огосударствления православия возрождается чисто духовное движение, связанное с попытками утверждения евангельских принципов в общественно культурной и вообще духовной жизни. В этом отношении весьма примечательна позиция Паисия Величковского, который восстановил свод афонской монастырской религиозности и закрепил ее в своем знаменитом «Добротолюбии».

Аскетизм, пришедший к мирскому человеку через старчество, показывает свой путь преображения жизни. Данный путь заключается в отказе от мира греха, в воспитании в себе «страха Божиего», в смирении и молитве. Самым главным на пути преображения жизни для аскета является обретение «дара любви», который невозможен без уединения, смирения и созерцания.

В XVIII веке благодаря реформаторской деятельности, проводимой светской властью изменяется функциональная роль церкви — управление находиться под контролем государства. Как отмечает Г. Флоровский: «всего меньше у церкви остается власти, ибо государство чувствует и считает себя абсолютным"1.

Изменение формы управления церковными делами, конечно, это несколько ограничивало самостоятельность церкви, но отнюдь не в вероисповедном плане. Следует учитывать, что в отличие от католицизма, который признает именно Папу источником церковной истины, православие никогда не возлагала и не возлагает каких-то особых полномочий в плане сохранения церковной истины на Патриарха. В православии церковь является хранительницей Богооткровения и святоотеческого предания, петровские реформы никоем образом не подрывали такого понимания роли церкви в сознании верующей паствы.

1 Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж, 1937. С. 83.

Столкнувшись с кризисом образования, светская власть приходит к выводу о необходимости создания школ, как низшего (начального), так и среднего и высшего звена. Ко второй четверти XVIII века в России были распространены два основных типа учебных заведений: светские (государственные, домашние) и богословские (церковные).

Духовное (богословское) просвещение в России XVIII века развивалось довольно успешно и играло немалую роль в распространении знания. Исследование новгородской системы образования выявило, что Новгород был одним из центров духовного просвещения в России XVIII века, а открытая в 1740 году Новгородская духовная семинария тому подтверждение.

Тихон Задонский — «выученик» той духовно-семинарской системы, которая сложилась в Новгородской епархии под влиянием деятельности братьев Лихудов, выпустившей выдающихся деятелей русской культуры. В числе выпускников Новгородской духовной семинарии, достигших высших церковных постов, были: Симон Лазов — архиепископ Рязанский, Иосиф Заболотский — архиепископ Тверской, Владимир Ужинский — архиепископ Казанский и другие. Выдающимися общественными деятелями стали: М. И. Владиславлев — доктор философских наук, ректор Санкт-Петербургского университета, Е. В. Барсов — крупнейший фольклорист, исследователь древнерусской письменности и другие. В этом созвездии выдающихся выпускников Новгородской духовной семинарии, самой яркой фигурой, символом русской святости был Тихон Задонский.

Такой высокий уровень достижений выпускников Новгородской духовной семинарии свидетельствует об огромном научно-педагогическом потенциале данного учебного заведения. Как отмечает Г. И. Светлов, «Новгородская духовная семинария в первый период своего существования представляла собой универсальное учебное и ученое учреждение, заключавшее в себе все стадии образования того времени от низов до самых верхов тогдашней русской науки"1.

Государство, изменив положение церкви, вовлекает ее в политическую борьбу за власть, отвлекая от «чистого» богословия, а так же и от духовно-нравственного просвещения простого народа. Данное упущение привело к медленному развитию индивидуально-личностного начала в преображении жизни, что повлияло, как было указано выше, на социокультурный аспект в культуре России XVIII века. Государственная власть, несмотря на все усилия, так и не смогла гармонично соединить эти две составляющие.

По пути возрождения евангельской духовности идет св. Тихон Задонский, один из самых почитаемых святителей русской православной церкви. Его евангелизм состоит в том, что он актуализирует идею преображения, рассматривая ее в социально-политическом и антропологическом аспектах.

Святитель, примером своей практической деятельности и литературного творчества, примером вообще всей жизни сделал возможным гармоничное сочетание социокультурного и индивидуально-личностного аспектов жизни.

Труд мыслителя по восстановлению нравственности на Воронежской кафедре показывает нам его усилия в свете социокультурного преображения жизни, проводимого на практике. Для Тихона Задонского главенствующее положение занимает нравственное воспитание паствы, его интересовали не только общие причины проблемы, но и частные аспекты ее реализации и.

1 Светлов Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. С. 143. воплощения. Так, при рассуждении о духовно-нравственном основании преображения церковной жизни, святитель обращал внимание на искоренение недостатков среди священнослужителей, на строительство храмов и открытие духовных школ и так далее.

Жизнь и творчество Тихона Задонского показательна со стороны индивидуально-личностного преображения, указывающим каждому человеку путь, ведущий к преображению.

Среди причин, которые повлияли на формирование философско-богословского мировоззрения Тихона Задонского, главное место занимает знакомство святителя со святоотеческим наследием (с произведениями Макария Египетского, Григория Нисского, Иоанна Златоуста, Августина и др.) и в достаточной степени с творчеством современных западных писателей (Экхарда, Таулера, Арндта, И. Галла и др.).

Новгородские земли с богатейшей историей знаменитых монастырей, в которых никогда не угасала богословская мысль, также оказали влияние на развитие мировоззрения св. Тихона Задонского.

Всеми своими сочинениями святитель жизнь каждого верующего человека старался направить по пути индивидуально-личностного преображения. Основной задачей епископа Воронежского была проповедь слова Божьего для христиан и концентрация человека на изучение не «внешнего любомудрия», а «евангельской и христианской философии"2.

Произведения св. Тихона Задонского, его христианская философия, оказали большое влияние на светскую и духовную культуру России последующих веков, а именно на свт. Игнатия.

1 Об этом подробнее см.: Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. С. 123- Евгений (Болховитинов), митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона. С. 218.

2 Об этом подробнее см.: Тихон Задонский, свт. Сокровище духовное. С. 213.

Брянчанинова, Феофана Затворника, оптинских старцев, которые развивают православную антропологию, а в учении о спасении уделяют большое внимание идее духовно-нравственного возрождения человека. Образ старца Зосимы, изображенный Ф. М Достоевским в «Братьях Карамазовых», как отмечают исследователи1, состоит из портрета отца Амвросия и святителя Тихона Задонского, чьи произведения он (Ф.М. Достоевский — А.Р.) благоговейно штудировал.

У B.C. Соловьева, в его философской системе о Богочеловечестве, человек рассматривается как соединение Божественной и материальной (земной) природы, задача духовного человека состоит в стремлении к внутреннему единению с Богом путем отвержения в себе эгоистической воли. В работах В. И. Несмелова присутствует развитие идей антропологического богословия, а высшей ценностью философских построений для него является поддержка «стремлений индивида к богоподобию». Рассмотрение концепта преображения можно встретить и в трудах Н. А. Бердяева. В. Н. Лосский в своей научной деятельности сочетая исследования патристики западной религиозной мысли и византийского богословия, говорит о том, что Иисус Христос вернул человеку возможность преображения космоса и указал путь его совершения.

По мнению В. В. Зеньковского, в христианской философии св. Тихона Задонского возрождается идея преображения через.

1 Буланов A.M. Святоотеческая традиция понимания «сердца» в творчестве Ф. М. Достоевского // Христианство и русская литература. Сб. 1. СПб., 1994; Бнллингтон Д. X. Икона и топор: опыт истолкования истории русской культуры. М, 2001. С. 252. мистическое осмысление жизни, придается иное значение месту Церкви1.

Человек в христианской философии св. Тихона понимается как образ Божий и дифференцируется на телесного, душевного и духовного. Причем лишь духовный человек искренне ориентирован на самосовершенствование. Таким образом, под индивидуально-личностным преображением в христианской философии св. Тихона Задонского понимается восхождение от плотского — к душевному, от душевного — к духовному человеку.

Индивидуально-личностный аспект преображения жизни в христианской философии святителя включает в себя весьма конкретные действия, благодаря которым и возможно нравственное совершенствование.

В системе Тихона Задонского можно выделить ряд средств, которые помогают христианину преобразить себя и мир: христианская вера, любовь к Богу и ближнему, христианское милосердие и страх Божий, смирение и молитва, послушание и надежда, покаяние и терпение в скорбях, очищение совести и пост, чтение слова Божьего и творений святых отцов, рассуждения, память о смерти и сокрушение о своих грехах.

На пути преображения жизни, по учению мыслителя, человека ожидают препятствия: грех и страсти, которым подвержен каждый индивид.

Рассмотренный путь преображения человека в христианской философии св. Тихона Задонского позволяет утверждать: христианину для преображения себя и своей жизни необходимо усвоить все христианские добродетели, избегая те препятствия, которые тормозят внутреннее нравственное развитие человека. Он.

1 Об этом подробнее см.: Зепъковский Василий, прот. История русской философии. Т. 1. С. 70. должен стремиться к святости как богоподобию. Святость и обожение рассматриваются в христианской философии русского мыслителя в аспекте реального преображения человеком самого себя и через это — окружающего мира. Таким образом, христианской философией святителя утверждается возможность «апокатастазиса» — экзистенциального просветления человеком образа Божьего.

Можно говорить о существовании различных путей, ведущих к индивидуально-личностному преображению жизни, но, несмотря на некоторые различия, существует ряд положений, которые объединяют, эти разрозненные воззрения. Человек, желающий преобразить себя и свою жизнь, должен преодолеть греховность и суетность эмпирического мира, «стяжать дары Духа Святого», делая это добровольно и свободно.

Измениться, стать лучше, добрее, честнее, христоподобнеевот основная цель для человека, который встал на путь преображения.

Определение направлений развития российского общества, сценариев положительного воздействия на него, особенно в эпоху неоднозначных общественных перемен, настойчиво требует полного системного рассмотрения базовых аксиологических основ ее нынешнего бытия, способных создать прочный фундамент нового общества, свободного от культурных и мировоззренческих предрассудков.

Абсолютно обоснованной в этом отношении является возникшая в российском обществе глубокая духовная потребность обращения к богатейшему достоянию отечественной культуры. В данном отношении не вызывает сомнения необходимость философского наследия св. Тихона Задонского. Его учение о преображении жизни весьма актуально для современной этики, философии, теории и истории культуры.

Примечательно, что подобных исследований на сегодняшний день явно недостаточно.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.И. К вопросу о влиянии просветительской философии на духовно-академическую философию России // Методологические проблемы изучения общественной мысли. Казань, 1990. С. 56 84.
  2. А.И. Философия в духовных академиях (традиции платонизма в русском духовно-академическом философствовании) // ВФ. 1997. № 9. С.138 144.
  3. Г. П. О причине времени // ВФ. 1996. № 1. С. 42 50.
  4. Т. А. Донченко А.П. Нравственней смысл жизни в аспекте личностного времени // ФН. 1985. — № 3. С. 43 — 51.
  5. Е.В. Время петровских реформ. JI.: Лениздат, 1989.
  6. Антология педагогической мысли России XVIII века. / Сост. И. А. Соловков. М.: Педагогика, 1985.
  7. Т.В. История метафизики в России XVIII века. СПб: Алетейя, 1996.
  8. Т.В. Русская историософия XVIII века. СПб, 1996.
  9. Н.А. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.
  10. Н.А. Самопознание. Л.: Лениздат, 1991.
  11. Н.А. Судьба России: Сочинения. М.: ЭКСМО -Пресс, 1998.
  12. Д. X. Икона и топор. Опыт истолкования истории русской культуры. М.: Изд-во «Рудомино», 2001.
  13. В.А. История Екатерины Второй. СПб, 1891.
  14. В. П. Володина Т.В. Выжлег{ова Н.Е. Своеобразие русской культуры в ее историческом развитии. / Под ред. В. П. Большакова. Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2002.
  15. В.П. Культура как форма человечности. Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2000.
  16. В.П. Ценность культуры и время (некоторые проблемы современной теории культуры). Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2002.
  17. М. История Киевской Академии. СПб, 1843.
  18. А.П. Русская эстетика XVIII века. М.: Искусство, 1983.
  19. Василий (Kpueouieun), архиеп. Богословские труды 19 521 983 гг. Статьи, доклады, переводы. Н. Новгород. Братство во имя святого князя Александра Невского, 1996.
  20. Великий Новгород колыбель российского образования. НовГУ имени Ярослава Мудрого. Великий Новгород, 2000.
  21. Вениамин (Румовский-Краснопевков) епископ. История о животных бессловесных. М., 1803. С. 183−184.
  22. Н.В. Полное собрание сочинений. Т. 8. JL: Наука, 1952.
  23. Григорий Богослов. Увещевания // Творения св. Григория Богослова. В 2 тт. Т 2. СПб., 1994.
  24. Григорий Нисский сет. О блаженствах. М.: Изд. им. Святителя Игнатия Ставропольского, 1997.
  25. И. Л. Салоников Н.В. Библиотека новгородской духовной семинарии: 1706−1925 годы // Чело. 2000. № 1 (17). С. 76−83.
  26. И. Л. Салоников Н.В. Библиотека новгородской школы Лихудов // 200 лет первому изданию «Слова о полку Игореве»: Материалы юбилейных Чтений по истории древней и новой России. Ярославль, 2001. С. 249−255.
  27. И. Л. Салоников Н.В. Допетровский университет в Новгороде XVII века // Новгородский университет № 35−36 1999 год С. 29−34.
  28. И.Л., Салоников Н. В. К изучению истории библиотеки Новгородской духовной семинарии // Прошлое Новгорода и Новгородской земли. Материалы науч. конф. 1113 ноября 1997 г. Новгород, 1997. С. 123−129.
  29. А.Я. Категории средневековой культуры. М.: Искусство, 1984.
  30. П.С. Философия культуры. М.: АО «Аспект Пресс», 1994.
  31. . T.l. М.: Типолитография И. Ефимова, 1885. (репринт Paris, YMCA PRES, 1988)
  32. Добротолюбие. Т.2. М.: Типолитография И. Ефимова, 1895. (репринт Свято-Троицкая Лавра, 1992)
  33. . Т.З. М.: Типолитография И. Ефимова, 1901. (репринт Свято-Троицкая Лавра, 1993)
  34. Добротолюбие. Т.4. М.: Типолитография И. Ефимова, 1901. (репринт Свято-Троицкая Лавра, 1992)
  35. Добротолюбие. Т.5. М.: Типолитография И. Ефимова, 1900. (репринт Свято-Троицкая Лавра, 1992)
  36. А.П. Время как фактор индивидуально-личного жизнетворчества // Вестник НовГУ. Серия: Гуманитарные науки. 1995. № 2. С. 9 — 16.
  37. А.П. Время человека, самому себе непонятное // Человек сам себе непонятный: сборник статей. Новгород, 1997. С. 12−20.
  38. А.П. Фактор времени в нравственном становлении личности. JI.: ЛГУ, 1988.
  39. И.И. Былые добрые люди Тамбовского края. «Исторический вестник», кн. 9, 1895.
  40. Евгений (Болховитинов) митр. Полное описание жизни Преосвященного Тихона // Словарь (исторический) о бывших в России писателях духовного чина греко-российской церкви. М.: Русский двор. Свято-Троицкая Сергиева лавра. Паломник, 1995.
  41. А.Н. Человек и мир в православной просветительской мысли России второй половины XVIII века. Историко-философские очерки: Монография. Архангельск: Изд-во Поморского университета, 1998.
  42. Жития святых чтимых православной церковью (август). Составлены святителем Филаретом, архиепископом Черниговским. Издание Сретенского монастыря, 2000. С. 85−107.
  43. И. А. Почкаев И.Н. Русская история: от Екатерины Великой до Александра II. М.: Мысль, 1994. 766 с.
  44. Закон Божий, пятая книга о православной вере. М.: ТЕРРА-TERRA, 1991.
  45. А.Ф. Восточнославянские мыслители: Эпохи средневековья. СПб.: Изд-во СПбГУ, 1998.
  46. А.Ф. Зоц В.А. Богословы ищут бога: Философско-атеистические очерки по истории христианской теологии. Киев: Молодь, 1980.
  47. А.Ф. Истории русской культуры. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2005.
  48. А.Ф. Курс истории русской философии. М.: Магистр, 1996.
  49. А.Ф. Лекции по истории русской философии (XI XX вв.). СПб: Издательско-торговый дом Летний сад, 2001.
  50. А.Ф. Философская мысль в средневековой Руси (XI XVI вв.). Л.: Наука Ленинградское отделение, 1987.
  51. Записки Ефимова. // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994) приложение, С. 19−46.
  52. Записки Чеботарева. // Творения св. Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт -1994) приложение, С. 3−19.
  53. Зепъковский Василий, прот. История русской философии. В 2-х томах. Т. 2 Ростов на Дону: Феникс, 1999.
  54. П.В. Духовные школы России до реформы 1808 г. Казань, 1881.
  55. П.В. История русской церкви. М.: Паломник, 1996.
  56. Г. В. Пиетизм // Большая Советская Энциклопедия. В 30 т. Т. 19. М., 1984. С. 525.
  57. Иоанн (Маслов), схиархим. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М.: Самшит, 1995.
  58. Иоанн (Маслов), схиархим. Симфония по творениям Святителя Тихона Задонского. М.: Самшит, 1996.
  59. Иоанн (Экономцев), игумен. Русская Православная Церковь и возрождение культуры / Девятые Рождественские чтения // http://oroik.netda.ru/chten01/01econ. htm.
  60. Иоанн Златоуст, сет. Избранные беседы о повседневных вопросах христианской жизни. М.: Отчий дом, 1999.
  61. Иоанн Златоуст, сет. Против иудеев. М.: Отчий дом, 1998.
  62. Иоанн Лествичник, препод. Лествица. СПб.: Святословъ, 1998. (печатается по 7-му изданию 1908 года Козельской Введенской Оптиной Пустыни с переводом текста в современную орфографию).
  63. Иоанн Мейендорф, прот. Введение в святоотеческое богословие. Нью-Йорк: R.B.P., 1985.
  64. Исаак Сирин. Творения. Слова подвижнические. -Сергиев Посад, 1991.
  65. История культуры России. М.: Знание, 1993.
  66. История России: Народ и власть. / Под ред. В. П. Сальникова. СПб.: Лексикон, 2001.
  67. История Русской философии. / Редкол. М. А. Маслин и др. М.: Республика, 2001.
  68. И. Религия в пределах только разума // Трактаты и письма. М.: Наука, 1980.
  69. А.В. Очерки по истории русской церкви. Т. 2. М.: Издательский центр «Терра», 1991.
  70. Г. С. «Кризис нашего времени», как проблема человека // ВФ. 1999. № 1. С. 40−52.
  71. В.О. О русской истории: Сборник. / Сост., авт. предисл. и примеч. В.В. Артёмов- Под ред. В. И. Буганова. М.: Просвещение, 1993.
  72. С.В. Русские философы. Справочник. СПб: Лань, 2001.
  73. .И. Очерки русской культуры XVIII века. М.: Просвещение, 1987.
  74. Краткий словарь литургических терминов. М.: изд. МП, 1971.
  75. И.А. История религий. Очерки в двух томах. -Т.2. М.: Мысль, 1976.
  76. Культурология XX век. Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.
  77. B.C. Духовные константы древнерусской художественной культуры. Диссертация на соискание ученой степени кандидата философских наук. Великий Новгород: Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого, 2005.
  78. Г. Великие христианские мыслители / Пер. с нем. О. Ю. Бойцовой. СПб.: Алетейя, 2000.
  79. Лебедев Александр, прот. Святитель Тихон Задонский и всея России чудотворец. Изд. 3 СПб., 1896.
  80. Д.С. Прошлое Будущее. Статьи и очерки. Л., 1985.
  81. В.Н. Очерк мистического богословия Восточной Церкви. М. 1991.
  82. Н.О. История русской философии. Пер. с англ. М.: Советский писатель, 1991.
  83. Ю.М. Беседы о русской культур. Быт и традиции русского дворянства (XVIII XIX века). СПб.: Искусство, 1994.
  84. Михаил (Деспицкий) епископ. Изображение ветхаго, внешняго, плотскаго и новаго, внутренняго, духовнаго человека. В 2 ч. Часть I. СПб., 1798. С. 26 — 54.
  85. Мужи апостольские и апологеты. Антология. Брюссель: «Жизнь с Богом», 1978.
  86. В.И. Овладение временем. Избранные философские и публицистические произведения / сост. Г. П. Аксенов. М.: РОССНЕП, 1998.
  87. Мысли о душе. Русская метафизика XVIII века. / Подготовка текстов, вступительная статья Т. В. Артемьева. СПб.: Наука, 1996.
  88. В. Терапия души. Святоотеческая психотерапия. Воронеж: «ПАК», 1997.
  89. Н.М. История русской церкви. М.: Политиздат, 1985.
  90. Ничипоров Борис, свящ. Введение в христианскую психологию. М.: Школа-пресс, 1994.
  91. Л.И., Сиземская И. Н. Русская философия истории: курс лекций. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1997.
  92. О России и русской философской культуре философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.
  93. Очерки русской культуры XVIII века. Часть первая. М.: изд-во МГУ, 1985.
  94. Попов Тимофей, свящ. Святитель Тихон Задонский и его нравоучение. М., 1916.
  95. Е.Н. Очерки из истории русской церковной и духовной жизни в XVIII веке. М.: Таан, 1998.
  96. Православная энциклопедия // Под общей редакцией Патриарха Московского и всея Руси Алексея II. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2000.
  97. С.Г. Обзор русской истории. Серия «Мир культуры, истории и философии». СПб.: Лань, 1999.
  98. М.В. «Естественная история» Бюффона и Фонвизин // XVIII век. Сб. 15. Л., 1986. С. 97−108-
  99. Русская мысль в век Просвещения / Н. Ф. Уткина, В. М. Ничин, П. С. Шкуриков и др. М.: Наука, 1991.
  100. Русская философия: Словарь / Под ред. М. А. Маслина. М.: Республика, 1995.
  101. Русские цари 1547 1917 // Под ред. Ханса-Иохима Торке. Ростов на Дону: Изд-во «Феникс», 1997.
  102. Русское православие: вехи истории / Науч. ред. А. И. Клибанов. М.: Политиздат, 1989.
  103. Сборник статей, читанных в отделении русского языка и словесности императорской Академии наук. Т. IV. СПб.: СПб АН, 1868.
  104. Г. И. Краткий очерк истории Новгородской духовной семинарии. Выпуск I. Петроград: Типолитография М. П. Фроловой. Галерная 6, 1917.
  105. Серафим (Соболев), архиеп. Русская идеология / Отв. за вып. В. П. Пархоменко. СПб.: Издательство им. А. С. Суворина, 1992.
  106. Н. Святитель Тихон, епископ Воронежский и Задонский и Всея России чудотворец. М.: Типография И. Д. Сытина, 1898 (репринт Нью-Йорк, 1965).
  107. Сергий (Страгородский), архиеп. Православное учение о спасении. Казань: Типолитография Императорского Университета, 1898. (репринт 1991).
  108. И.К. История русской церкви 1700−1917. 4 2. М.: «Терра», 1996,
  109. С.М. Учебная книга русской истории: Учеб. Дорев. России по истории / Сост. и авт. предисл. А. И. Самсонов. М.: Просвещение, 1996.
  110. СМ. Чтение и рассказы по истории России. / Сост. и вступ. ст. С.С. Дмитреева- Комм. С. С. Дмитреева и Л. П. Дойниковой. М.: Правда, 1989.
  111. АД. Русская философия: особенности, традиции, исторические судьбы. М.: Мысль, 1995.
  112. И.П. Задонский Богородицкий монастырь и святой Тихон. Историко-критическое исследование. Воронеж: Типография Губсоюза, 1927.
  113. JI.A. Монархическая государственность. СПб.: АО Комплект, 1992.
  114. Тихон Задонский, свт. Должность священническая. О семи таинствах // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт -1994). С. 1−20.
  115. Тихон Задонский, свт. Инструкция учителям // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 242−243.
  116. Тихон Задонский, сет. Краткие нравоучительные слова // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 178−240.
  117. Тихон Задонский, сет. Молитвы. Воздыхания. Напутствия. Увещевания. Советы // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 204−229.
  118. Тихон Задонский, сет. Наставление христианское // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 139−177.
  119. Тихон Задонский, сет. О грехе // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 239−242.
  120. Тихон Задонский, сет. О истинном христианстве // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 2. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994).
  121. Тихон Задонский, сет. О истинном христианстве // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 3. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994).
  122. Тихон Задонский, сет. Письма келейные // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 1−138.
  123. Тихон Задонский, сет. Письма посланные // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 5. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 241−345.
  124. Тихон Задонский, сет. Плоть и дух // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 120−185.
  125. Тихон Задонский, сет. Размышления. // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 185−203.
  126. Тихон Задонский, сет. Слова, говоренные к воронежской пастве // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 21−89.
  127. Тихон Задонский, сет. Сокровище духовное // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 4. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994).
  128. Тихон Задонский, сет. Увещевания и наставления // Творения святителя Тихона Задонского. В 5 т. Т. 1. М.: Въ Синодальной типографии. 1889. (репринт 1994). С. 90−120.
  129. В.Н. Святость и святые в русской духовной культуре. В 2 тт. Т. I. Первый век Христианства на Руси. М., 1995.
  130. Е.Н. Смысл жизни. М.: Республика, 1994.
  131. Н.Н. Время человеческого бытия. М.: Наука, 1997.
  132. Г. П. Святые Древней Руси (X-XVII ст.). Париж, /ИМКА-ПРЕСС/, 1985.
  133. Феофан Затворник, сет. Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться? М.: Сестренство во имя преподобномученицы великой княгине Елизаветы, 2001.
  134. В.В. Краткий иконографический словарь. М.: Просвещение, 1996.
  135. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 1997.
  136. Флоровский Георгий, прот. Пути русского богословия. Париж: YMCA-PRESS, 1937. (репринт Вильнюс 1991).
  137. С.Л. Смысл жизни. // Педагогическое наследие русского зарубежья, 20-е годы. М., 1993. С. 12 36.
  138. Ю. Модерное сознание времени и его потребность в самосовершенствовании (пер. с нем. В.Б. Власовой) // ФН. 1997. № 2. С. 46 54.
  139. С.С. Исихазм и история // Человек. 1991. № 45. С. 72 83- 71 -78.
  140. С.С. После перерыва. Пути русской философии. СП б.: «Алетейя», 1994.
  141. И.Ф. Царь. Бог. Россия. Самосознание русского дворянства (конец XVII первая треть XIX вв.). М.: Изд-во МГУ, 1995.
  142. Цицерон. Философские трактаты. М.: Наука, 1985.
  143. А.Л. Историография с древнейших времен по XVIII век. Л.: Изд-во ЛГУ, 1982.
  144. П.С. Философия России XVIII века. М.: Высшая школа, 1992.
  145. Шмеман Александр, прот. Исторический путь православия. Нью-Йорк: изд. им. Чехова, 1954. (репринт М.: Паломник, 1993).
  146. Hartman N. Zur Grundlegung der Ontologie. Berlin: Bde. 1935. S. 42 76.
Заполнить форму текущей работой