Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Система контроля при реализации управленческих решений в органах государственной власти

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

В департаменте экономического развития Белгородской области, главным критерием эффективности выступают исполнение документа в срок с соблюдением юридических норм и правил делопроизводства. Складывается впечатление, что контроль выполняется из-за самого контроля. При этом сложилась ситуация, когда все стремления подразделений нацелены на то, чтобы хорошо предоставить себя при проведении… Читать ещё >

Система контроля при реализации управленческих решений в органах государственной власти (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования обусловлена тем, что принятие решений является важным элементом процесса управления, как общества, так и государства в целом. Как показывает многолетняя практика, опыт принятия решений основывается на интуитивном полагании руководителя на собственный опыт Данное положение дел свойственно и для процесса принятия УР в органах государственной власти. Но тем не менее, ответственность за принятие государственных решений большая, так как именного от индивидуального решения может зависеть судьба общества. Поэтому руководитель в сегодняшнем сложном и быстро меняющемся мире не может принимать непродуманных решений.

Деятельность государственных органов власти вытекает в принятии и реализации соответствующих властных решений. Решения всегда принимаются и исполняются на всех уровнях системы управления. Хорошая чёткость и эффективность процесса контроля выступает как основной фактор беспрерывного существования и развития общества.

Процесс принятия управленческих решений в органах государственной власти, последующее их внедрение и адаптация прямо зависят от уровня власти, потому, что у разных уровней власти существует строго ограниченный доступ к информации. В государственном секторе уровни, которые стоят выше, обладают большим объёмом информации, и имеют большее воздействие.

Так, необходимость контроля управленческого государственного решения обусловлена тем, что:

— во-первых, исчезает неопределённость: никакое планирование, даже самое тщательное, не может учесть всех возможных осложнений и обстоятельств. Мероприятия контроля распознают их и делают возможным корректировку программ действий;

— во-вторых, появляется возможность предотвращения кризисов: не поможет избежать ряда мелких ошибок и упущений. Если их вовремя не исправлять, их количество может превысить некую «критическую массу».

Мероприятия контроля государственных решений позволяют выявить и исправить их, не дожидаясь кризиса;

— в-третьих, выявляются не только деструктивные, но и конструктивные явления: контроль позволяет выявить эффективные решения, определить перспективные направления деятельности.

Степень изученности исследуемой проблематики недостаточно высока. Проблеме контроля исполнения решений в органах государственной власти уделяли внимание в своих работах, такие учёные, как И. А. Азовкин, Г. В. Атаманчук, В. С. Гапоненко, Д. П. Зеркин, В. И. Кнорринг, В. Н. Ковалевский и многие другие Азовкин И. А. Местные советы в системе органов власти. М., 2011; Атаманчук Г. В. Теория государственного управления. М., 2012; Гапоненко В. С. Трудовое право. М., 2011; Зеркин Д. П. Основы политологии. М., 2013; Кнорринг В. И. Теория, практика и искусство управления. М., 2011; Ковалевский В. Н. Теория управления. М., 2012.

Анализ степени изученности литературы показывает, что формированию системы контроля реализации управленческих государственных решений уделяется недостаточное внимание, и некоторые аспекты процесса контроля раскрыты не в полной мере. Это и обусловило выбор темы исследования.

Проблема исследования заключается в противоречии между необходимостью в создании эффективной системы контроля реализации управленческих государственных решений и нехваткой теоретических и практических разработок в данной области.

Объектом исследования является система контроля реализации управленческих решений в органах государственной власти.

Предметом исследования является система контроля реализации управленческих государственных решений в департаменте экономического развития Белгородской области.

Цель исследования состоит в поиске новых подходов реализации системы контроля управленческих государственных решений в департаменте экономического развития Белгородской области.

Реализация данной цели возможна посредством решения следующих задач:

1. Изучить теоретические аспекты контроля реализации управленческих решений в органах государственной власти;

2. Провести анализ практики системы контроля реализации управленческих государственных решений в департаменте экономического развития Белгородской области;

3. Определить основные направления совершенствования системы контроля реализации управленческих государственных решений в департаменте экономического развития Белгородской области.

Теоретико-методологическую основу исследования составили положения, обобщения, идеи, содержащиеся в трудах ученых, в которых в широком спектре анализируются проблемы контроля реализации управленческих государственных решений. Был привлечен широкий круг достижений и разработок, лежащих в основе системы контроля управленческих решений Карданская Н. Л. Контроль государственного решения. М., 2011; Кузнецова Л. А. Разработка контроля управленческого решения. Челябинск, 2013.

В работе были использованы такие общенаучные методы как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Специфика исследования определила широкое использование формально-юридического и сравнительно-правового методов.

Эмпирическая база исследования составили аналитические материалы, опубликованные в научной и периодической печати, нормативно-правовые документы Российской Федерации Об утверждении положения о департамента экономического развития Белгородской области: постановление правительства Белгородской области от 30 июня 2008 г. N 160-пп // Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2007. Основную аналитическую выборку составили российские газеты, так же материалами монографических исследований, научные статьи, публикации отечественных и зарубежных авторов.

Структура курсовой работы состоит из введения, трёх разделов, заключения, списка источников и литературы.

РАЗДЕЛ I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В ОРГАНАХ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ Изучение теоретических аспектов контроля качества государственного решения целесообразно начать с основных понятий, включённых в данный процесс.

Так, по мнению О. А. Меримы, решение — итог выбора из различных вариантов, альтернатив и предполагает руководство к действию, в основе которого лежит разработанный проект или план работы Мерима О. А. Организация контроля исполнения. М., 2011. С. 75. Главной целью решения является предоставление движения к установленным перед ним задачам Глазунова М. И. Система государственного управления. М., 2011. С. 102. .

Решение можно представить как результат управленческого труда, а принятие его как процесс, который приводит к данному результату. Решения, которые применяются в государственном управлении, различны, так как разные ступени управления применяют множество решений.

Для них существуют множество различных причин и критериев, их можно применить на самые различные объекты, а так же они регулируют различные общественные отношения и взаимодействия, которые происходят во всех сферах экономики и общественной жизни.

Если рассматривать управленческое государственное решение с функциональной точки, то можно сказать, что оно представляет с одной стороны — процесс выбора реальных мероприятий из предложенных альтернатив, с другой — процесс осуществления мероприятий, которые не рассматривались ранее. Помимо этого, процесс принятия решений состоит из сбора и обработки важной информации, согласования и подтверждения мероприятий, а так же юридическое оформление акта решения.

Главными элементами теории принятия управленческих государственных решений выступает генерирование альтернативных решений, их исполнение, контроль и анализ результатов действий.

Существуют некоторые требования, которые предъявляется к управленческим государственным решениям, такие как:

— всесторонняя целенаправленность решения;

— выполнение его в сроки;

— определённая полнота содержания;

— полномочность;

— сопоставимость с ранее принятыми решениями.

Рассмотрим вышеперечисленные требования более подробно.

Под всесторонней обоснованностью решения нужно понимать важность принятия его на основе более полной и правильной информации. Но этого недостаточно. Важно что бы решения затрагивало полный спектр вопросов, весь объём потребностей управляемой системы. Для этого нужно иметь представление об особенностях, направлений развития управляемой, управляющей систем, а так же окружающей среды. Проводиться детальный анализ ресурсного обеспечения, научно-технических перспектив, целевых функций развития, экономических и социальных направлений региона, отрасли, национальной и мировой экономики. Всесторонняя обоснованность решений нуждается в поиске новых форм и путей обработки научно-технической и социально-экономической информации, другими словами в формировании передового профессионального мышления, развития его аналитико-синтетических функций.

Выполнение управленческого решения в сроки предполагает, что исполненное решение не может ни отставать, ни перегонять потребности и цели социально-экономической системы. Преждевременно исполненное решение, у которого нет основания для реализации, может развить негативные тенденции. Решения, которые запоздали, тоже не несут положительных тенденций для общества. Они не помогают решению уже «перезревших» задач и ещё сильнее портят и без того болезненные процессы.

Определённая полнота содержания решений предполагает то, что решение должно охватывать управляемый объект полностью, то есть все сферы его деятельности, а так же все направления развития. В стандартной форме у управленческого решения существуют границы:

а) цель (так же их совокупность) функционирования и преобразования системы;

б) средства и ресурсы, которые нужны для достижения данных целей;

в) главные пути и механизмы достижения целей;

г) сроки прихода к цели (временные ограничения);

д) механизм взаимофункционирования между подразделениями и исполнителями;

е) организацию выполнения работ на всех этапах реализации решения.

Одним из главных критериев управленческого решения выступает полномочность (властность) решения, то есть выполнения субъектом управления тех прав и полномочий, которые ему даны высшей ступенью управления. Сбалансированность прав и ответственности каждого органа в отдельности, каждого звена и каждого уровня управления — постоянная проблема, связанная с неизбежным возникновением новых задач развития и отставанием от них системы регламентации и регулирования Атаманчук Г. В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы. М., 2012. С. 201.

Важным содержанием деятельности органов государственного управления выступает руководство хозяйственным и социально-культурным развитием на определённой территории. Данное руководство орган управления выполняет через принимаемые управленческие решения.

Главными функциями государственного управления выступает организация выполнения управленческих решений (распорядительных документов) органов государственного управления, а так же контроль их исполнения.

Далее перейдём к понятию контроля.

Так, контроль является одной из функций управления, которая определяет степень сопоставления принятых управленческих решений объективному состоянию системы, определяющая несоответствие и как следствие их источники и причины. Процессом контроля является деятельность субъектов контроля, которая предусматривает выполнение принятых управленческих решений путем исполнения определенных задач и методов Азовкин И. А. Контроль в государственном управлении. М., 2012. С 56. Его характеризуют следующие составляющие, такие как:

— содержательная, то, что делается в процессе контроля;

— организационная, в неё входят кем и в какой последовательности выполняется контроль;

— технологическая, т. е. то, как осуществляется контроль.

Главной целью контроля выступает предоставление единства решения и исполнения, устранение ошибок и недоработок, а так же отклонений. Содержание контроля просматривается в выполняемых им функциях Мандрица В. М. Правовые основы управления. Ростов н/Д, 2012. С. 205.

Суть диагностической функции контроля содержится в исследовании фактического состояния по исполнению принятия решения.

Ориентирующая функция контроля. Данная функция нацеленная на предусмотренные ориентиры, т. е. круг вопросов, которым в указанный момент нужно уделять внимание.

Стимулирующая функция основывается на установлении и вовлечении «в работу» ресурсов, которые используются, в первую очередь человеческого фактора.

Корректирующая функция основывается на установлении сути самого решения, но только в том случае, если произошли изменения в обстановке. И еще одной из функций контроля является авторский надзор, который помогает посмотреть воплощение замысла.

Если следовать классификации, которая предложена профессором И. О. Радченко, контроль исполнения распорядительных документов нужно относить к общим функциям государственного и муниципального управления. Любая общая функция управления основывается на базе одной или нескольких главных функций социального управления, которые включают в себя Радченко И. О. Система государственного управления. М., 2013. С. 126.:

— планирование;

— контроль;

— организация;

— регулирование;

— мотивация;

— учет;

— координирование.

Задачей подсистемы контроля за исполнением нормативно-правовых актов выступает выполнение эффективности управления в основе которого лежит организация выполнения управленческих решений, а также контроль за сроками, объёмами и качеством их исполнения, принятия своевременных мер по выполнению этих решений.

Для выполнения установленной цели, данной подсистемой нужно выполнить следующие комплексы похожих работ:

— регистрация, учёт и постановка документов на контроль;

— обоснование планов мероприятий, созданных для выполнения документов;

— вовремя увидеть отклонения от заданий, которые предусмотренных в документах, по срокам и объёмам исполняемых работ;

— информирование исполнителей о приближении сроков исполнения распорядительных документов;

— давление в нужных случаях на исполнителей распорядительных документов, если по их вине нарушены сроки реализации документов;

— ежедневное информирование руководителей органа управления о ходе выполнение документов;

— убрать документы с контроля.

В основе контроля исполнения распорядительных документов лежат как общие, так и на частные принципы контроля, которые показывают организационно-техническую сторону контроля.

Перечислим частные принципы контроля исполнения распорядительных документов органов государственного управления, к которым относятся следующие:

— системность контроля исполнения распорядительных документов;

— личная ответственность первого руководителя за состояние контроля исполнения;

— централизация контроля исполнения;

— единство ответственности за организацию исполнения и контроль исполнения;

— единство подготовки распорядительных документов и контроля их фактического исполнения;

— соответствие содержания распорядительного документа необходимым условиям контроля его исполнения.

Контроль исполнения документов включает в себя следующие стадии:

1. Учет контролируемых документов.

2. Непосредственную проверку и регулирование хода исполнения документов.

3. Анализ результатов исполнения контролируемых документов в установленные сроки.

Контроля государственных управленческих решения представляет систему, которая определяется в совокупности объекта, субъекта, а так же методов контроля, которые взаимодействуют как единое целое в работе выявления желаемых результатов исполнения, измерения состояния объекта контроля, анализа и оценки данных измерений, выработки корректирующих воздействий. Важно сказать о том, что применяются разные системы линейного, функционального и операционного контроля. Так линейный контроль происходит в администрации в целом. Любая процедура функционального контроля имеет определённые границы подразделения, за которые не может выйти. Процедуры операционного контроля имею границы одного конкретного задания.

Органами контроля за исполнением распорядительных документов в субъекте Российской Федерации выступают контрольные органы Российской Федерации в субъектах Российской Федерации. Данные функции в регионе в первую очередь осуществляет полномочный представитель Президента Российской Федерации. Помимо этого выполняет контроль за деятельностью Администрации субъекта Российской Федерации. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации, на которое возложена задача координации всех контрольных органов на всех уровнях государственного управления, Прокуратура Российской Федерации, министерство юстиции Российской Федерации, министерство внутренних дел Российской Федерации, налоговая служба Российской Федерации и другие контрольные органы Российской Федерации осуществляют контроль за деятельностью своих территориальных подразделений в субъектах Российской Федерации, а также контрольных органов субъектов Федерации.

Указы и Распоряжения Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, Постановления и Распоряжения Главы Администрации, правительства субъекта Российской Федерации по различным вопросам, выступают объектами контроля.

Если рассматривать систему контроля на примере администрации, то можно сказать, что контроль начинает применяться с того момента, как руководство выявило цели и задачи в распорядительных документах.

Контроль за выполнением распорядительных документов является элементом однородного процесса обеспечения достижения администрацией поставленных целей, которые прописаны в постановлениях и распоряжениях. В данном случае важно то, что цели и планы администрации выявляют ее направление деятельности, распределяя ее усилия тем или иным образом и направляя исполнения работ.

Изучив теоретические аспекты контроля качества реализации управленческих государственных решений, можно сделать следующие выводы.

1. Система контроля выступает важным элементом любого управленческого государственного решения. Содержание контроля состоит в том, чтобы вовремя выявить отклонения. Корректирующее решение создаются на базе установления причин отклонений. Смыслом его является возвращение организации к начальным стандартам.

2. От систематичности и целенаправленности организации выполнения распорядительных документов и контроля их исполнения зависит своевременное и качественное выполнение решений вышестоящих органов государственной власти, решений представительного органа территориального образования, а также собственных решений органа государственного и муниципального управления.

3. Контроль можно рассматривать с двух сторон. С одной стороны, как процесс выявления стандартов, измерения уже достигнутых результатов и их отклонений от изначальных стандартов. С другой стороны, как процесс исследования хода исполнения и оценки достигнутых результатов в процессе выполнения и принятых управленческих решений.

РАЗДЕЛ II. АНАЛИЗ ПРАКТИКИ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ Проанализируем контроль качества реализации управленческого государственного решения в департаменте экономического развития Белгородской области. Для начала рассмотрим структуру департамента, представленную на рисунке 1.

Рис. 1. Структура департамента экономического развития Белгородской области Как видно из рис. 1. департамент подразделяется на четыре управления.

В департаменте осуществляется два вида контроля: текущий и внутренний. Каждое из управления несёт ответственность за возложенный на него ряд функция, а начальники управления осуществляют контроль за их выполнением.

Система контроля качества в департаменте экономического развития Белгородской области складывается из двух этапов.

1. До того, как начать реализацию государственного управленческого решения, применяется предварительный контроль. Основной его целью является выявление правильности поставленных целей и выбора их достижений. На данном этапе определяются рамки оценки решения, а так же происходит отладка методики последующего вида контроля, который называется текущим. Нехорошо обдуманная система контроля может направить исполнителей не на выполнение поставленных целей, а на удовлетворение требований контроля, что плохо и очень опасно для функционирования организации.

2. Текущий контроль применяется уже в процессе разработки и реализации решения. Он включает в себя важные измерения, критерии, оценку. Существует еще такой вид контроля как фильтрующий контроль. Он применяется однократно, в случае если существуют резкие отклонения реализация решения, и исполнение данного решения приостанавливается. Что бы улучшить гибкость и точность текущего контроля, можно и даже нужно использовать ПК.

Процесс данного вида контроля состоит из следующих стадий:

— выбор критериев функционирования;

— поиск данных о существующих результатах;

— сопоставление и оценка существующего и планируемого результата;

— разработка и исполнение уравнивающих действий.

Порядок применения текущего контроля за слежение и выполнением ответственными должностными лицами положений административного регламента и иных нормативных правовых актов, которые дают требования к применению государственной функции, а также принятием решений ответственными лицами установлен определёнными нормами законодательства Российской Федерации и Белгородской области.

Текущий контроль за исполнением порядка выполнения государственной функции делается должностными лицами департамента экономического развития Белгородской области, которые ответственными за выполнение работы по исполнению государственной функции.

Текущий контроль подразделяется на:

А) Контроль исполнения, который включает в себя:

— вписывание в документы контролируемых точек;

— учет служебных документов в аппарате Администрации;

— предоставление документов исполнителям;

— установление сроков доведения информации о исполнении;

— контроль за временем исполнения;

— установление памятки об ограничении сроков исполнения;

— проверку по ходу реализации;

— проверку качества исполнения;

— учет и анализ результатов исполнения;

— снятие документов с контроля;

— подготовку информаций о состоянии контроля и исполнения.

Б) Контроль за объёмом и качеством реализации государственной функции состоит из выполнения проверок, определения и устранения отклонений, ознакомление с жалобами, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, принятие решений на действия (бездействие) должностных лиц департамента экономического развития Белгородской области.

Внутренними распорядительными документами (приказами) департамента экономического развития Белгородской области выявляется перечень должностных лиц, которые выполняют контроль.

В целях выполнения контроля за соблюдением правильности действий, установленных административными процедурами, принятием решений, за полнотой и качеством исполнения государственной функции департамент экономического развития Белгородской области проводит как плановые, так и внеплановые проверки.

Текущий контроль происходит путем проведения должностным лицом, ответственным за организацию работы по исполнению государственной функции, проверок соблюдения и исполнения специалистами положений настоящего административного регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Деятельность органов государственного управления, в том числе департамента экономического развития Белгородской области заключается в работе с документами.

Порядок работы с контролируемыми документами определяется Регламентом департамента экономического развития Белгородской области Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги департамента экономического развития Белгородской области: постановлением правительства Белгородской области от 30 июня 2008 года № 160-пп //Сборник нормативных правовых актов Белгородской области, 2007.

Текущий контроль за соблюдением Регламента:

— текущий контроль всегда выполняется государственными гражданскими служащими, осуществляющими государственную услугу, по каждой отдельной процедуре в соответствии с прописанным в Регламенте содержанием и сроками действий, а также путем проведения начальником департамента экономического развития Белгородской области — заместителем председателя правительства Белгородской области, первым заместителем начальника департамента экономического развития Белгородской области, заместителем начальника департамента — начальником управления по развитию потребительского рынка департамента экономического развития Белгородской области проверок исполнения государственными гражданскими служащими положений Регламента, иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

— для текущего контроля нужны сведения, которые взяты из электронной базы данных, служебная корреспонденция, устная и письменная информация должностных лиц, осуществляющих регламентируемые действия;

— о случаях и причинах нарушения сроков и содержания административных процедур ответственные за их осуществление

— государственные гражданские служащие немедленно информируют своих непосредственных руководителей, а также осуществляют срочные меры по устранению нарушений;

— государственные гражданские служащие, предоставляющие государственную услугу, несут персональную ответственность за соблюдение сроков и порядка рассмотрения заявлений и представления информации, размещения информации на официальных сайтах и ее публикацию в общероссийских периодических печатных изданиях, достоверность и полноту сведений, представляемых в связи с предоставлением государственной услуги;

— контроль за полнотой и качеством предоставления государственной услуги включает в себя проведение плановых и внеплановых проверок, выявление и устранение нарушений прав граждан и юридических лиц, рассмотрение, принятие решений и подготовку ответов на обращения заявителей, содержащих жалобы на решения, действия (бездействие) должностных лиц департамента.

3. Внутренний контроль выполняется:

— начальником департамента экономического развития области — заместителя правительства области, а так же первым его заместителем.

Проанализировав систему контроля качества реализации государственных управленческих решений в департаменте экономического развития Белгородской области, можно сделать следующие выводы.

1. Основной причиной, которая обуславливает необходимость принятия технологий контроля является неопределенность. Она выступает главным элементом будущего и существует в каждом управленческом государственном решении, выполнение которого будет осуществлено в будущем. Выполнение контроля можно оценивать и измеряет с двух сторон. С одной стороны, как ход выполнения уже принятых государственных решений, а с другой, как соответствие принятых ранее решений реализовавшемуся развитию ситуации принятия решения.

2. В департаменте экономического развития Белгородской области контроль осуществляется в три этапа: предварительный контроль, текущий контроль, внутренний контроль.

3. Проблема системы контроля качества в департаменте заключается в том что, действия департамента экономического развития области основываются на теории «контрольного факта», теории, которая уже не отвечает требованиям современного контроля. Во всех структурных подразделениях департамента происходят явления, заслуживающие как позитивной, так и негативной оценки. У каждого управления существует как сильная, так и слабая стороны деятельности. Исходя из этого, сущность контроля заключается не только в выявлении теневых сторон деятельности, но, и в первую очередь в установлении соотношения позитивных и негативных сторон.

РАЗДЕЛ III. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ДЕПАРТАМЕНТЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ В широком смысле контроль в сфере государственного управления подразумевает проверку исполнения законов, нормативных правовых актов, исполнения принятых решений, выявления отклонений от поставленных целей и задач государственного управления и исправление деятельности объекта управления. Поскольку контроль существует на всех этапах управленческой деятельности, то есть выступает «сквозной» управленческой функцией, можно его определить как аналитическую функцию управления, которая представляет собой осуществляемый субъектом управления совокупность мер слежения за подготовкой, принятием и исполнением управленческих решений, а также проверки реального состояния государственной организации (подразделения, сотрудника).

Система контроля, выступает как подсистема государственного управления, во многом помогает устойчивости системы, а так же ее развитию. С помощью контроля выполняется достоверная обратная связь, которая помогает определить результаты воздействия управляющего объекта на управляемый, сделанные отклонения от управленческих решений, а также принципов организации и регулирования. Определяя отклонения и их источники, контроль помогает определить пути достижения целей и устранение допущенных просчетов или нарушений в работе объекта управления.

Система контроля должна обеспечить сплочённую работу аппарата, улучшение результативности и поиск рационального развития как структуры, так и процесса с учетом динамики изменения экономических, политических и социальных условий в обществе Шохин С. О. Проблемы и перспективы развития контроля в Российской Федерации. М., 2012. С. 156.

Главной целью государственного контроля выступает обеспечение государственной исполнительской дисциплины, а так же единства исполненного решения и его своевременного и качественного выполнения, устранение возможных ошибок и нарушений в функционировании подконтрольных органов. Для этого нужно преобразование системы контроля реализации государственных управленческих решений.

Для совершенствования системы контроля реализации управленческих решений, нужно следующее:

— во-первых, объективность тех людей, которые выполняют функции контроля, а также выполнение ответственности органов, которые контролируют. Нужно показывать правдивое положение дел. Так же во время проведения контроля важно ограничиться от эмоций и предвзятого отношения к управленческим решениям, которые контролируются. Контроль должен быть своевременным и гибким, ориентированным на решение поставленных организацией задач и соответствующим им;

— во-вторых, контроль должен присутствовать на всех этапах государственных управленческих решений и помогать успешному решению целей, стоящих перед объектом государственного управления. Отсутствие контроля порождает опасность утраты инициативы;

— в-третьих, контроль над принятием государственных управленческих решений в департаменте экономического развития Белгородской области должен быть гласным, то есть должно быть доведение результатов контроля до проверяемых объектов управления;

— в-четвертых, делая систему контроля исполнения принятых решений, важно придерживаться комплекса мер по планированию и организации контрольной деятельности в департаменте Фатхутдинов Р. А. Управленческие решения. М., 2013. С. 56.

Комплекс действий по совершенствованию организации контроля должен включать в себя следующие элементы.

1. Выбор концепции контроля. Руководитель должен решить, следует ли применить всеобъемлющую систему планирования, контроля и отчетности или организовать контрольную деятельность применяя частные проверки и контроли.

2. Выявление цели контроля. Руководитель на этом этапе построения системы контроля выдвигает критерии целесообразности, правильности, регулярности и эффективности выполнения контрольных мероприятий.

3. Установление контролируемых норм. В их качестве предоставляются объекты должностных или функциональных обязанностей, например: этические, правовые, производственные и сравнительные нормы, цели, задачи.

4. Установление субъектов контроля. Это действие подразумевает выбор вида контроля по критерию «зависимости от процесса».

5. Выявление методов контроля. По установлению может быть выбран прогрессивный контроль, то есть от положения вещей к его отображению или ретроградный — от отображения к положению вещей; по непосредственности различают методы непосредственного контроля и косвенного контроля (по контрольным индикаторам).

6. Установление объема контроля. В зависимости от объема выделяют полный, сплошной или выборочный контроль. Грамотное определение объема контроля воздействует на эффективность контрольной работы.

7. Установление действий по контролю. Если нужно руководитель может указывать последовательность мероприятий при осуществлении конкретной программы контроля. В ряде случаев лица, привлеченные к проведению контрольных мероприятий могут действовать разрозненно.

8. Установление точек контроля. Выполняя контрольные мероприятия нужно хорошо определять место или места осуществления контрольных мероприятий, время начала и завершения контроля, установить последовательность контрольных мероприятий.

9. Определение точек контроля. Для того, что бы повысить качество контроля нужно предоставить контрольной деятельности определенные ресурсы. В качестве ресурсов можно применить, различные счетные устройства, компьютеры с соответствующим программным обеспечением и т. п.

10. Определение областей контроля. При принятии решения о проведении контрольных мероприятий следует четко обозначить область объекта контроля, параметры которой интересуют руководителя. Это позволит снизить затраты времени и ресурсов на осуществление контрольных мероприятий, а также ограничить поток информации, проходящей через руководителя.

11. Установление допусков на погрешности. При проведении контрольных мероприятий важно определить величину разрешимой ошибки итогов контроля.

12. Установление метода сообщения итогов контроля. По итогам контроля обычно делается акт с подписями лиц, которые выполняли контрольные мероприятия, и лиц, действия или объекты ответственности которых подвергались проверке.

13. Выявление способа оценки отклонений. Данное действие предполагает проведение анализа отклонений, локализацию их причин, установление ответственности, исследование возможностей исправления ситуации.

— в-пятых, своевременно предоставлять итоги контроля, переделывать данные итоги в корректирующие решения, подлежащие исполнению и повторному контролю.

В случае если контроль установил нарушения, нужно выявить причины нарушений, провести их анализ, разработать соответствующие меры по устранению данных причин Азовкин И. А. Контроль в управлении. М., 2013. С. 102.

В департаменте экономического развития Белгородской области, главным критерием эффективности выступают исполнение документа в срок с соблюдением юридических норм и правил делопроизводства. Складывается впечатление, что контроль выполняется из-за самого контроля. При этом сложилась ситуация, когда все стремления подразделений нацелены на то, чтобы хорошо предоставить себя при проведении контрольных проверок и отчетов, а вовсе не на то, чтобы достигнуть выполнения сути постановлений и распоряжений. В этих условиях крайне важен комплексный анализ, он позволяет выявить слабые места в работе администрации с тем, чтобы устранить их и наметить меры по повышению эффективности работы департамента.

Несмотря на выявленные недостатки в работе и организации департамента, оно в целом выполняет, возложенные на него задачи, осуществляя свою деятельность на высоком профессиональном уровне.

Характеристиками успешного контроля является то, что люди являются неотъемлемыми участниками любой стадии управления, поэтому их поведение должно приниматься во внимание на каждом этапе контроля. Следует учитывать и то, что контроль сам оказывает непосредственное воздействие на поведение людей.

Контроль наиболее действенен тогда, когда фиксируются ошибки, а когда они предотвращаются. Он должен быть направлен не столько на наказание и изобличение, сколько на помощь и эффективную организацию дела Семиков В. Л. Организационное поведение руководителя. М., 2012. С. 125.

Эффективность контроля определяется не только особенностями поведения людей, но и такими условиями (характеристиками), как:

— стратегическая направленность;

— ориентация на конечные результаты работы организации;

— соответствие делу (контроль должен соответствовать контролируемому виду деятельности, неподходящие методы контроля скорее маскируют, чем дают критически важную информацию);

— своевременность (не быстрота его проведения, а время между проведением измерений и происхождением измеряемого события необходима нужная информация нужным людям в нужное время);

— гибкость (в систему контроля необходимо встраивать новые факторы, чтобы приспособить ее к происходящим изменениям;

— простота (разрабатываемые методики хорошо проверять на детях разработчиков: если они понимают инструкцию, то специалист поймет наверняка);

экономичность (соизмерение результатов с затратами).

Соблюдение данных критериев поможет более быстро и точно осуществлять контроль качества в департаменте экономического развития Белгородской области.

Рассмотрев направления совершенствования системы контроля качества в департаменте экономического развития Белгородской области, можно сделать следующие выводы.

1. В процедуре контроля есть три четко различимых этапа: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, принятии необходимых корректирующих действий. В департаменте должна быть обеспечена непрерывность контроля по специально разработанному комплексу действий по планированию и организации контроля работ и принятых решений.

2. Что бы контроль осуществлялся наиболее эффективно, нужно соблюдать ряд критериев и условий, которые были предложены как направления улучшения контроля в департаменте. Такие как: стратегическая направленность; соответствие делу; своевременность; гибкость; простота.

3. Представляется целесообразным строго определить приоритетным и исключительным направлением контрольной деятельности департамента.

Необходимость контроля за реализацией принятых решений достаточно очевидна. Практика свидетельствует, что нередко и качественно разработанные решения оказываются невыполненными из-за отсутствия хорошо налаженной системы контроля.

управленческий решение орган власть

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Система контроля качества является неотъемлемой частью любого управленческого государственного решения.

Процесс контроля — это, с одной стороны, процесс установления стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и их отклонения от установленных стандартов; с другой — процесс установления хода реализации принятых управленческих решений и критериев оценки результатов, которые были достигнуты в ходе их выполнения.

Сущность контроля состоит в беспрерывном поиске наиболее лучшего пути прихода целей, в выявлении и устранении проблем и потерь, изучении и мобилизации положительных тенденций в процессе управления.

При помощи системы контроля реализации управленческих государственных решений руководство департамента экономического развития Белгородской области определяет целесообразность своих решений и выявляет потребность в их корректировке.

На каждом этапе исполнения государственного решения должен присутствовать контроль, то есть он является неотъемлемой его частью. Предварительный контроль используется на этапе подготовки к реализации, в процессе разработки плана реализации решения, и при создании его механизмов, т. е. делегировании и мотивации.

Далее текущий контроль, который применяется уже в процессе реализации и должен включать в себя установленные отклонения практической деятельности про реализации решения, то есть от того, что должно было достричься и того, что получилось, а так же нахождение причин данных отклонений.

А заключительный контроль уже даёт ответ на вопрос, получен ли тот результат, который был запланирован при разработке решения.

В ходе курсового исследования мы выяснили, что при применении грамотной системы контроля важно придерживаться таких принципов, как:

— установление жестких рамок, но достижимых стандартов;

— осмысленность и однозначное восприятие стандартов сотрудниками;

— обратная связь при общении с сотрудниками;

— отсутствие чрезмерного контроля, то есть контроль должен быть в меру;

— поощрение за выполнение установленных стандартов и норм;

— так же важно, что бы контроль был своевременным и непрерывным, ориентированным на решение поставленных задач и соответствующим им.

В заключение отметим, что контроль — это одна из основных функций управления, представляющая собой процесс обеспечения достижения целей, поставленных организацией, обеспечения реализации принятых управленческих решений.

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРА

1. Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги департамента экономического развития

Белгородской области [Текст]: постановлением правительства Белгородской области от 30 июня 2008 года № 160-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

2. Об утверждении положения о департамента экономического развития Белгородской области [Текст]: постановление правительства Белгородской области от 30 июня 2008 г. N 160-пп // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

3. Азовкин, И. А. Контроль в государственном управлении [Текст] / И. А. Азовкин. — М.: Наука, 2012. — 83 с.

4. Азовкин, И. А. Контроль в управлении [Текст] / И. А. Азовкин. — М.: Наука, 2008. — 208 с.

5. Азовкин, И. А. Местные советы в системе органов власти [Текст] / И. А. Азовкин. — М.: Наука, 2011. — 209 с.

6. Атаманчук, Г. В. Государственное управление. Организационно-функциональные вопросы [Текст] / Г. В. Атаманчук. — М.: ЮНИТИ, 2013. — 256 с.

7. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления [Текст] / Г. В. Атаманчук. — М.: Медиан, 2012. — 204 с.

8. Гапоненко, В. С. Трудовое право [Текст] / В. С. Гапоненко. — М.: Наука, 2013. — 256 с.

9. Глазунова, М. И. Система государственного управления [Текст] / М. И. Глазунова. — М.: Наука, 2014. — 189 с.

10. Гуща, И. В. Развитие контроля в современной России [Текст] / И. В. Гуща. М.: Наука, 2013. — 259 с.

11. Зеркин, Д. П. Основы политологии [Текст] / Д. П. Зеркин. — М.: ЮНИТИ, 2012. — 109 с.

12. Карданская, Н. Л. Контроль государственного решения [Текст] / Н. Л. Карданская. — М.: Наука, 2014. — 209 с.

13. Кнорринг, В. И. Теория, практика и искусство управления [Текст] / В. И. Кнорринг. — М.: Наука, 2011. — 206 с.

14. Ковалевский, В. Н. Теория управления [Текст] / В. Н. Ковалевский. — М.: Наука, 2012. — 302с.

15. Кузнецова, Л. А. Разработка контроля управленческого решения [Текст] / Л. А. Кузнецова. — Челябинск: Депо, 2013. — 137 с.

16. Мандрица, В. М. Правовые основы управления [Текст] / В. М. Мандрица. — Ростов н/Д: Дело, 2012. — 230 с.

17. Мерима, О. А. Организация контроля исполнения [Текст] / О. А. Мерима. — М.: Наука, 2011. — 189 с.

18. Надев, А. Т. Системный подход к разработке, принятию и реализации управленческих решений [Текст] / А. Т. Надев. — М.: Наука, 2012. — 222 с.

19. Радченко, И. О. Система государственного управления [Текст] / И. О. Радченко. — М.: Наука, 2013. — 208 с.

20. Семиков, В. Л. Организационное поведение руководителя [Текст] / В. Л. Семиков. — М.: Наука, 2012. — 159 с.

21. Фатхутдинов, Р. А. Управленческие решения [Текст] / Р. А. Фатхутдинов. М.: Наука, 2012. — 247 с.

22. Шохин, С. О. Проблемы и перспективы развития контроля в Российской Федерации. М., 2014. — 369 с.

.ur

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой