Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Особенности форм реализации права

КурсоваяПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Реализация права всегда подразумевает достижение определенного результата, который предусмотрен соответствующей нормой права. Результат права всегда указывает на то, что фактические и юридические цели всегда достигнуты. С этой точки зрения реализация права представляет собой фактическую правомерную деятельность, которая связана с достижением фактических результатов. Конечны результат реализации… Читать ещё >

Особенности форм реализации права (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Федеральное агентство по образованию Кафедра государственного и административного права КУРСОВАЯ РАБОТА по теории государства и права Тема: «Особенности форм реализации права»

Санкт-Петербург

СОДЕРЖАНИЕ Введение Глава 1. Понятие и признаки права Глава 2. Формы реализации права

2.1 Соблюдение — форма реализации права

2.2 Исполнение — форма реализации права

2.3 Использование — форма реализации права

2.4 Правоприменение как особенная форма реализации права Глава 3. Проблемы реализации права Заключение

ВВЕДЕНИЕ

Проблемам реализации права всегда уделялось большое внимание в юридической науке, однако, чем глубже ученые углублялись в данный процесс, тем более трудными становились поставленные пред учеными задачи.

Формирование правового государства предполагает строгое соблюдение законов, именно поэтому проблемы реализации права приобрели большую практическую значимость. Крайне важно произвести анализ деятельности правореализации с самых различных сторон, ибо путь от создания до воплощения закона в жизнь, в фактическое его исполнение людьми очень сложен и зависит от множества факторов. Именно эти условия и факторы во всем их разнообразии и составили предмет научного изучения. Изучая эту тему, необходимо понимать, что представляют собой различные формы реализации права.

Реализация права — общецивилизованная основа и суть правопорядка. Право является высшей социальной ценностью, но только тогда когда его принципы реализуются в действия социального общения. В правовом государстве с одной народ стороны и государство с другой принимают на себя обязательства следовать праву.

В цивилизованном обществе принимая новый закон, законодатель обязан руководствоваться конституцией и законами, принятыми ранее, более того, он должен руководствоваться не только собственными, но и федеральными законами, а так же законами субъектов. Во всяком случае, он реализует их в форме соблюдения. Правоспособно воздействовать на поведение людей, но это будет лишь мотивационное воздействие.

Право создается для того, чтобы быть реализованным в поведении, деятельности людей, для воплощения в жизнь. Если эти условия не соблюдаются, нормы права теряют свое назначение. В наш период кризисов и реформ применение права становится особенно важным, поскольку только государство в состоянии обеспечивать эффективное регулирование общественных отношений.

В механизме правового регулирования общественных отношений реализация права имеет большое значение, поскольку в большой степени от этого зависит, в полной ли мере будет осуществлен реальный порядок в стране и будет ли обеспечена свобода личности. Основной задачей правореализации является то, чтобы эффективно переводить предписания норм права в правомерное поведение субъектов права.

Проблемы реализации права являются значимыми, актуальными и требующими постоянного решения.

Темой данной курсовой являются особенности форм реализации права. Основная цель курсовой работы заключается в том, чтобы дать ответ на вопрос, какие существуют формы реализации права и что они из себя представляют, каковы особенности каждой из них.

Задачи данной курсовой работы заключаются в следующем:

— раскрыть понятие реализации права;

— рассмотреть каждую из форм реализации права;

— изучить их особенности;

— рассмотреть проблемы реализации права.

Глава 1. Понятие и признаки реализации права Термин «реализация» имеет значение осуществления чего-либо, проведение в жизнь какой-либо идеи, проекта, превращение во что-либо реальное. Касательно права, это понятие означает воплощение его норм в социальной жизни, применение его особенностей в целях регулирования поведения социального общества. Следовательно, реализация права может определяться как осуществление, претворение в действительность принципов и предписаний права.

Реализация права имеет особое значение для юридической теории и практики, поскольку этот процесс утверждает в обществе определенный правопорядок, обеспечивает свободу личности. Правозаконность и правопорядок не только устанавливают и реализовывают предписания юридических норм, но определяют в какой степени участники общественных отношений могут осуществлять свои субъективные права.

Однако, реализация права не ограничивается только осуществлением предписаний юридических норм. Правореализация — это в первую очередь деятельность должностных лиц, граждан, органов государственной власти по воплощению в жизнь принципов и норм права. Зачастую встречается утверждение о том, что существует две формы реализации: в рамках правовых отношений и вне таковых Явич Л. С. Общая теория права. Л., 1976 г. с. 206. В большинстве случаев правовые нормы реализуются в рамках правовых отношений, в этом случае участники этих отношений являются обладателями конкретных субъективных прав по отношению друг к другу. От исполнения своих обязанностей одними субъектами напрямую зависит осуществление субъективных прав другими субъектами права. Для того, чтобы осуществить субъективные права в рамках правоотношений необходимо инициатива со стороны субъектов права. При этом реализация определенных норм права побуждает возникновение, изменение или прекращение правоотношений.

Процесс правореализации вне рамок правоотношений подразумевает, прежде всего, осуществление конституционных и абсолютных прав, т. е. Таких субъективных прав, которыми пользуется отдельные субъекты по отношению ко всем остальным субъектам права. Каждому субъективному праву соответствует определенная обязанность не совершать действий, которые молги бы помешать осуществлению этих прав. Также, вне правоотношений осуществляются общие юридические обязанности (запреты), содержащиеся в нормах права. В таких нормах законодатель устанавливает юридическую ответственность за несоблюдения установленных правил поведения. Например нормы уголовного права вступают в действие тогда, когда субъекты права нарушают установленные нормы поведения.

Реализация права — весьма сложный процесс, который имеет несколько этапов. В первую очередь потому, что право представляет собой многостороннее явление, содержащее в себе как субъективное, так и объективное право. Обязанность государства — признание естественных прав и свобод человека, а также подкрепление их в законодательных актах. Это значит, что государство несет перед личностью и обществом ответственность за реализацию в полной мере прав и свобод человека и гражданина.

Правомерное поведение, т. е. Такое поведение, которое соответствует правовым предписаниям, людей является неотъемлемым условием реализации права. В одном случае это активные действия (использование права или исполнение обязанностей), в другом — бездействие субъектов (воздержание от совершения противоправных действий). Норма права может быть выражена как в законодательном акте, так и в другом источнике права, например, нормативном договоре или обычном праве. Осуществление требований и возможностей, которые содержит та или иная норма права, и есть ее реализация.

Близким по содержанию, но более широким по сравнению с понятием реализации права является понятие осуществление права. Им охватываются и реализация и правоприменение.

Отмечаются следующие признаки реализации права:

— реализация права — это правомерное поведение субъектов, которым адресована та или иная правовая норма. Поведение, которое не отвечает содержанию норм права, является неправомерным, а значит, не реализует право и не связанно с осуществлением поставленных целей. Правомерное поведение — объективная сторона реализации права. В этом смысле реализация права является воплощением правовых норм в правомерном поведении субъекта права.

— Реализация права всегда подразумевает достижение определенного результата, который предусмотрен соответствующей нормой права. Результат права всегда указывает на то, что фактические и юридические цели всегда достигнуты. С этой точки зрения реализация права представляет собой фактическую правомерную деятельность, которая связана с достижением фактических результатов. Конечны результат реализации права не ограничивается юридической стороной, но также предполагает достижение той полезной цели, к которой стремится законодатель. Таким образом, содержанием реализации права охватывается как юридически значимое поведение, так и конечный результат — правомерные действия, связанные с достижением социально-полезного результата;

— реализация права — это не только объективированные действия, но и их субъективная сторона, т. е. Отношение правореализующего субъекта к этим действиям. С этой стороны реализация права ничто иное как акт подчинения воли адресатов ее требованиям. Для юридической квалификации поведения мотивы не играют решающего значения, однако, для законодателя не безразлично, как реализуются требования закона — добровольно или под воздействием угрозы государственного принуждения. Если не учитывать этих представлений, то вообще невозможно создать действенный закон, который будет достигать поставленных перед ним целей.

Долгое время в российской юридической науке не бралась в расчет субъективная сторона проблемы реализации. Чтобы закон был работающим, считалось достаточным снабдить его санкциями, но психологической школой было доказано, что необходимо психологическое восприятие и принятие человеком права, что руководит и направляет его действия.

Отсюда следует, что необходимо наличие определенных условий для реализации права, которые побуждали бы адресатов норм действовать в согласии с их требованиями.

Таким образом, реализация права — это обязательное условие существования права, без которого оно бы утратило свой социальный смысл11 Власов В. И., Низовцев В. В., Шевченко В. А. Основы правоведения. Ростов-на Дону 1997. — С.95. Реализация права (как субъективного, так и объективного) играет существенную роль в социальном прогрессе, развитии общественных отношений. Право в большой степени способствует творческому развитию личности, удовлетворению ее духовных и материальных потребностей, реализации основных прав и свобод личности и общества.

Глава 2. Формы реализации права Многообразие форм реализации права определяет многообразие правовых норм, субъектов, к которым они обращены, сфер, в которых они реализуются.

Правовые нормы реализуются в различных формах. Это вызвано рядом факторов:

— разнообразие содержания и характера общественных отношений, которые регулируются правом;

— спецификой содержания норм права;

— формой внешнего проявления правомерного поведения;

— различием средств воздействия права на поведение людей.

По субъектному составу выделяют индивидуальную и коллективную формы реализации права. Одни требования субъект может выполнять самостоятельно (право на реализацию избирательного права, право на образование и т. д.), реализация других требует объединения для получения конкретного результата (право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов).

В зависимости от характера правового регулирования — запрещения, дозволения или обязывания и соответствующих видов правовых норм (запрещающих, управомачивающих и обязывающих), выделяют три формы реализации права: соблюдение, использование и исполнение. Зачастую, в некоторых источниках к трем вышеперечисленным формам приписывают и применение права. Однако однозначного мнения на этот счет нет: в ряде источником применение права относят к особому способу осуществления права, что принципиально отличается от реализации права.

2.1 Соблюдение — форма реализации права Соблюдение обязанностей выражается в воздержании от совершения действий, которые запрещены юридическими нормами права. В этой форме реализуются нормы, которые определяют юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных и общественных организаций, их органов.

Такая форма реализации права не требует участия государственных органов и должностных лиц, речь идет исключительно о соблюдении запретов, которые установлены нормами особенной части уголовного кодекса, нормами Кодекса об административных правонарушениях и др.

Специфика данной формы реализации права состоит в том, что соблюдение предполагает пассивное поведение и всегда связано с осуществлением запрещающих норм11 Абдуллаев М. И. Теория государства и права. М., 2004. — С.259. Основное назначение данной формы реализации права является в недопущении совершения действий субъектами права, которые могли бы причинить вред не только обществу и государству, но и личности. В основном, эта форма реализации права происходит под угрозой наступления отрицательных для субъекта последствий, установленных санкциями. Чаще всего соблюдение не фиксируется, поэтому не содержит ярко выраженной юридической стороны, оно осуществляется повседневно.

Особенности данной формы реализации заключается в следующем:

а) это в основном пассивная форма поведения субъектов, т. е. воздержание от неправомерных действий;

б) самая универсальная форма реализации права, которая относится ко всем субъектам, как коллективным, так и к индивидуальным, от президента, до обычного рабочего;

в) касается в основном правовых запретов;

г) вне конкретных правоотношений;

д) в большинстве случаев происходит естественно, незаметно, никак не фиксируется.

2.2 Исполнение — форма реализации права Исполнение норм права — форма их реализации, требующая активного поведения субъекта права по осуществлению обязанностей, которые на него возложены. Такая форма реализации права подразумевает реализацию обязывающих норм. Исполнение обязательств выражается в совершении лицами (физическими или юридическими) действий, предусмотренных нормой права. Также в договорах и индивидуальных актах, которые изданы в процессе правоприменения, могут предусматриваться действия, связанные с выполнением обязательств.

Исполнение обязательств путем совершения определенных действий в некоторых случаях означает воздержание от совершения тех или иных действий. Независимо от характера его достижения (будь то активные действия или же наоборот, воздержание от них, путем бездействия) всегда связанно с реализацией обязывающих предписаний.

Например, юридические обязанности граждан, должностных лиц, государственных органов — совершать определенные действия (выполнение своих обязанностей, возложенная законом). Продавец товара обязан предоставить полную и достоверную информацию покупателю о товаре, который он предлагает к продаже11 Гражданский кодекс РФ ст. 495.

Главной особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от их желания, предпринимать активные действия или же наоборот бездействовать, в зависимости от требований закона. Отличительными факторами данной формы реализации является:

— в основном, ее действие распространяется на обязывающие нормы

— предполагает активные действия субъектов

— за неисполнение могут последовать юридические наказания

— правоисполнительные действия (в отличии от первой формы) фиксируются, оформляются.

К примеру, молодой человек призывного возраста обязан пройти военную службу, если нет обстоятельств, по которым от этой службы он освобождается; все граждане обязаны платить налоги; следователь обязан исполнять свои должностные обязанности. При этом осуществление своих должностных обязанностей должностными лицами не только их право, но и обязанность.

2.3 Использование — форма реализации права Использование (осуществление) прав — это активная деятельность лица, специально направленная на получение предоставленных ему прав, возможностей?, удовлетворения законных интересов11 Теория государства и права. Борисов Г. А. — Учебник — 2007. С. 207

Эта форма реализации юридических норм подразумевает как активное, так и пассивное поведение субъекта, осуществляющего свои права. С помощью их использования реализуются управомочивающие нормы, которые содержатся в нормативно-правовых актах. Например, осуществление гражданами России своих конституционных прав и свобод (например, право на свободу личности) В обычной, повседневной жизни люди постоянно совершают дозволенные законом, юридически значимые действия, вступают друг с другом, а также с различными организациями в определенные правоотношения, заключают различные сделки, договоры (покупают, продают, вступают в брак, разводятся и т. д.)

Для того, чтобы совершить подобные действия не требуется каких-то специальных разрешений от компетентных органов, достаточно того, что это дозволено законом. Однако, в некоторых случаях для полного и беспрепятственного осуществления гражданином своего права необходима помощь таких органов или должностных лиц (например, люди не могут сами себе выдать зарплату или зачислить себя в ВУЗ). Необходимо содействие соответствующих органов (служб, инстанций и др.)

Существует большое различие в осуществлении прав гражданами и государственными органами, должностными лицами.

Использовать или не использовать свои субъективные права гражданами является сугубо добровольным делом. Никто не в праве принудить их к использованию ими своих прав и никто не может нести никакой ответственности за неиспользвание этих прав.

Что касаемо государственных органов и должностных лиц, осуществление ими своих полномочий является не только правом, но и обязанностью.

2.4 Правоприменение как особая форма реализации права Зачастую наряду с тремя основными формами реализации права (исполнение, использование и соблюдение) выделяют четвертую форму — правоприменение, которое характеризуется рядом признаков, отличающих его от соблюдения, исполнения и использования. Это вызвано тем, что существует немало случаев, когда трех вышеперечисленных форм оказывается недостаточно да обеспечения полной реализации норм и требуется вмешательство компетентных органов.

Применять нормы права — значит применять власть, в разных ее видах, влючая принуждение, наказание. Правоприменение осуществляется только специальными субъектами. Например, назначение пенсии.

По своей сущности применение права является организующей властной деятельностью государства, с помощью которой упорядочивается общественная жизнь путем установления четких организационных начал взаимоотношений между различными субъектами общественных отношений, передавая решение определенных вопросов в руки компетентных органов.

Подобная деятельность связана с особыми примерами разрешения жизненных ситуаций, при помощи профессиональных знаний, навыков.

Беря в расчет это, государство назначает специальных субъектов и наделяет их властными полномочиями для реализации подобной деятельности. К таким субъектам относятся: госорганы (суд, прокуратура и т. д.); должностные лица (Президент РФ, глава администрации и т. д.); некоторые общественные организации (профсоюзы, товарищеские суды) Граждане не являются субъектами правоприменения, в силу того, что государство не наделило их полномочиями на подобную деятельность. Однако, роль граждан в правоприменительной деятельности все же высока, поскольку нередко именно по их инициативе осуществляется применение права.

Это говорит о том, что применить норму права — это не только осуществить, реализовать ее. Это деятельность компетентного органа, которому государство предоставило полномочия на реализацию права самостоятельно, по своему усмотрению.

Применение права всегда осуществляется в рамках определенных правовых отношений, которые получили в специализированной литературе название правоприменительных отношений. Правовое положение участников в подобных отношения в значительной мере отличается. Субъекту, обладающему в данном конкретном отношении властными полномочиями, принадлежит активная и определяющая роль. Он обязан использовать их, удовлетворяя не свои собственные интересы, а интересы других участников правового отношения в конкретной жизненной ситуации.

Субъект правоприменения — наделенный государством соответствующей компетенцией участник правовых отношений, которому принадлежит ведущая роль в развитии и движении этих отношений в направлении разрешения конкретной жизненной ситуации при помощи акта применения.

Правоприменения осуществляются в специальных, установленных законом формах. Тем самым способствуя укреплению законности и правопорядка в обществе, обеспечивая защиту интересов личности.

Применение права, как отдельная форма реализации права — весьма сложная, поскольку ее осуществление проявляется в сочетании с иными формами реализации (исполнением, использованием и соблюдением) и во взаимном проникновении друг в друга.

Применение права — не одноактное действие, а целый процесс, который имеет начало и окончание, который состоит из ряда последовательных стадий реализации права.

Правоприменительная деятельность является сложным процессом, который состоит из нескольких последовательных стадий.

1. Установление фактических обстоятельств дела. Должно быть обоснованным и законным, от этого зависит правильность применения права. Для полноты установления обстоятельств необходимо всестороннее исследование фактов, выяснение их достоверности.

Важно иметь в виду, что правоприменительными органами проводятся исследования не абсолютно всех фактов, а только тех, которые непосредственно относятся к решению юридического дела, т. е. Фактические обстоятельства устанавливаются в соотношении с той нормой права, которая относится к данным обстоятельствам. Например, при установлении обстоятельств определенного уголовного дела в первую очередь устанавливаются следующие фаты: кем совершено преступление, когда и где, каким способом, каковы мотивы совершения преступления. Юридически важные факты устанавливаются на месте преступления, при помощи свидетельских показаний, экспертизы и т. д. Такие данные называются юридическими доказательствами.

2. Выбор и анализ нормы права, которая соответствует применению к полученным фактическим обстоятельствам. На этой стадии правоприменительный орган решает вопрос, какая норма права ляжет в основу решения данного дела. Выбрать норму — означает дать правовую оценку фактическим обстоятельствам дела.

Затем необходимо проверить, не допущено ли в тексте каких-либо ошибок, не была ли изменена данная норма. При этом всегда пользуются документом из официального издания. Более того, необходимо пользоваться только последним редакцией со всеми изменениями и дополнениями на день применения нормы. Также правоприменительный орган должен определить, не противоречит ли выбранная норма законам или иным нормативно-правовым актам.

При анализе выбранной правовой нормы должна быть произведена тщательная проверка ее действий во времени, пространстве и по кругу лиц. Т. е. правоприменительный орган должен четко установить: действует ли норма на момент решения конкретного дела с ее помощью; действует ли она на той территории, где разрешается данное дело; распространяется ли эта норма на лиц, в отношении которых она будет применена.

3. Вынесение решения органами, компетентными по данному делу и доведение решения до заинтересованных лиц. Это завершающая и основная стадия процесса применения нормы права. Две предыдущие стадии лишь подготавливают издание правового акта (например, приговор суда). Необходимо убедиться, что именно выбранная норма права относится к данному делу, а все обстоятельства исследованы в мере, достаточной для определения верности выбранной нормы, только после этого осуществляется вынесение конкретного решения. На основании этого убеждения компетентный орган выносит властное решение, затем объявляет его заинтересованным лицам.

На этом процесс применения нормы права заканчивается.

Глава 3. Проблемы реализации права реализация правоприменение соблюдение Реализация законных прав и свобод граждан является одной из самых сложных сторон современного общества. Пробелы в праве — это те случаи, когда определенные общественные отношения, находящиеся в сфере правового регулирования, оказываются по каким-то причинам не урегулированными нормами права11 Мелехин А. В. Теория государства и права. М., 2007. — С. 373. Проблемы в реализации правовых норм возникают почти во всех отраслях права (семейном, жилищном, трудовом и др.). В различных правовых сферах субъекты права сталкиваются с различными проблемами в реализации своих прав. Анализ и сравнение теоретических аспектов и практического опыта позволили сделать вывод, что реализация одних видов прав и свобод является более сложной, чем реализация других. Причины многообразны: от невозможности государственных органов учесть все моменты системы, сложившейся в обществе, до расстановки приоритетов в пользу внешней политики, выполнения государственных планов в ущерб вышеуказанной проблеме.

Устранение пробелов в праве окончательно не решает проблем, возникающих при реализации гражданами своих прав. Причины проблем реализации права состоят не только в появлении пробелов в законодательстве, основными проблемами, с которыми сталкиваются граждане Российской Федерации, на мой взгляд, являются коррупция, социальное и имущественное неравенство, низкий уровень пенсий, зарплат, недостаточная правовая компетенция граждан.

Каждое отдельное право имеет свои особенности, которые закреплены в соответствующих актах. Проблемы в реализации того или иного права могут быть вызваны пробелами в праве, в правовом урегулировании, но всегда носят специфический характер, который определяется особенностью реализующего право субъекта, внешних обстоятельств, особенностей сложившейся ситуации. Чаще всего сложности в осуществлении прав возникают в гражданских, налоговых, земельных правоотношениях.

В форме использования реализация права позволяет гражданину сделать выбор: воспользоваться своим правом или нет.

Весьма распространенной является ситуация, когда гражданин решил воспользоваться своим правом, но не получил ожидаемого правового результата. Например, в прошлые годы была очень распространенной проблема реализации права на бесплатное обучение: выпускник, желающий поступить в ВУЗ на бесплатное обучение, которое проходит на конкурсной основе (п. 7 ст.50 Закона РФ от 10.07.1992 г. № 3266−1 «Об образовании»). После сдачи необходимого вступительного испытания он не находит себя в списках. Казалось бы, это говорит о том, что он не набрал необходимого балла, однако причина может быть вызвана фальсификацией результатов заданий. Таким образом, можно «отключить» право на бесплатное образование. Проблема в том, что закон не предусматривает четкого механизма защиты права в этой ситуации, а потому гражданину весьма сложно добиться осуществления своего субъективного права. Эта проблема основана на материальном аспекте. Бесплатное обучение осуществляется за счет средств из государственного бюджета, также как и объемы приема обучающихся. Причинами фальсификации результатов может стать коррупция. Долгое время подобные вопросы оставались нерешенными государством.

На данный момент мы имеем наиболее четкий механизм защиты прав обучающихся или поступающих в учебное заведение — ЕГЭ. Данный процесс автоматизировал процесс проверки результатов сдающих экзамены и в какой-то степени уменьшил риск фальсификации. Однако, последние годы практики использования такого вида оценки знаний показали, что и этот механизм имеет свои «изъяны», поскольку все распространенней становится проблема недобросовестной сдачи экзаменов студентами: утечка заданий, использование помощи. А это также ведет к необъективной оценке знаний обучающихся.

Урегулировать данный вопрос, на мой взгляд, можно путем принятия новых законов, которые будут предусматривать более полные механизмы защиты прав добросовестных выпускников. Необходимо разработать такой нормативно-правовой акт, который бы предусматривал процедуру сдачи экзаменов с использованием камер или большего количества наблюдающих — независимых, сторонних экспертов, с целью недопущения нарушения.

Еще один пример проблемы реализации права является случай, когда государство гарантирует исполнение обязательств перед группой лиц, но не данные обязательства не выполняет ввиду некоторых причин. Так, согласно ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27 мая 1998 г. № 76-ФЗ военнослужащий обладает правом на жилище: военнослужащим гражданам, которые проходят военную службу по контракту, и повсеместно проживающим с ними членам семьи не позднее трехмесячного срока должны быть предоставлены жилые помещения по нормам и в порядке, предусматриваемыми федеральными законами и иными нормативными актами РФ, с учетом права на дополнительную жилую площадь; также, жилые помещения должны быть предоставлены в населенных пунктах, где находятся военные части, а при невозможности предоставить жилое помещение в таких населенных пунктах, предоставить в близлежащих. Тем не менее, военнослужащие зачастую встречаются с проблемой невозможности использования такого права ввиду того, что государство не выделяет достаточных средств на решение этого вопроса и, по сути, военная часть не располагает достаточным количеством жилых помещений. В данном случае право, которое прописано и гарантировано законом не осуществляется.

Эта проблема, на мой взгляд, имеет государственный уровень. Недостаточно контроля над процедурой финансирования этой сферы, либо в нерациональном расходовании средств бюджета. Для решения этой проблемы необходим целый ряд нормативных актов, которые регламентировали бы новый порядок контроля бюджетной сферы, создавая новые структуры по контролю бюджета, наделенных соответствующими полномочиями.

Напрашивается вывод: законодательные акты должны не только декларировать права, но и предусматривать эффективные механизмы и пути их реализации.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В завершение своей работы хотелось бы подвести некоторые итоги:

1. Право приобретает смысл и ценность лишь в том случае, если оно реализуется. В противном случае оно неизбежно теряет свой смысл. Основной функцией норм права является помощь в определении содержания прав субъектов, а формы реализации права, в свою очередь, определяют в какой форме это будет происходить (пользоваться правом, соблюдать его или же следовать).

2. Несмотря на отработанную годами теоретическую базу, имеется ряд практических проблем и пробелов в реализации права;

— недостаточное финансирование отдельных правовых сфер, которые гарантированы законодательством;

— неэффективность механизмов реализации права, которые предусмотрены отдельными правовыми нормами.

В практической деятельности мы зачастую сталкиваемся с проблемой несовершенства механизмов реализации права (например, права граждан на получение впервые бесплатного среднего профессионального или высшего образования в пределах государственных образовательных учреждений на конкурсной основе), гарантированные права не финансируются (право военнослужащих на обеспечение жильем).

В ходе анализа теоретических аспектов реализации права, можно сделать два вывода относительно реализации права: зачастую граждане не всегда стремятся защитить свои законные права и интересы, а со стороны государства не всегда предоставлены четкие механизмы реализации права.

3. К формам реализации права относятся: соблюдение норм права, исполнение норм права, использование норм права и применение норм права.

Применение норм права является основной из форм реализации прав и проходит несколько этапов применения права:

— установление фактических обстоятельств дела — установление фактов,

— полное их исследование;

— выбор правовой нормы, которая подлежит применению — отыскание нормы права, соответствующей фактам дела;

— вынесение решения, доведение его до заинтересованных лиц — властные органы, после тщательной проверки верности выбранной нормы, выносят решение по данному делу и объявляют его заинтересованным лицам.

Данная работа направлена на изучение форм реализации права, их особенностей и проблем в реализации того иного права и поиска возможных решений по их устранению. В работе раскрыто содержание понятий каждой из форм реализации права, освещены особенности каждой из них, рассмотрены проблемы реализации права.

Библиографический список Нормативные правовые акты:

1. ФЗ «О статусе военнослужащих» от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ

2. Закон РФ «об образовании» от 10.07.1992 № 3266−1

3. Гражданский кодекс РФ 495

4. Явич Л. С Общая теория права. Л., 1976. 206

5. Власов В. И., Низовцев В. В., Шевченко В. А. Основы Правоведения. Ростов-на Дону.: Феникс, 1997. — С. 95

6. Абдулаев М. И. Теория государства и права. — М.: Финансовый контроль, 2004. — С. 259

7. Мелехин А. В. Теория государства и права. Учебник. — М.: Маркет ДС, 2007. — С. 373

8. Протасов В. Н. Что и как регулирует право. Учебное пособие. — М.: Юристъ, 1995. — 95 c.

3. Карташев В. Н. Применение права. Учебное пособие. — Ярославль: Издательство Ярославского Университета, 1980. — 74 c.

4. Поляков А. В., Общая теория права. Курс лекций. — СПб., 2001. — 642 с.

5. Матузов Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристъ, 2004. — 512 с.

6. Борисов Г. А. Теория государства и права. — Белгород: БелГУ, 2007. — С. 207

Показать весь текст
Заполнить форму текущей работой