Правовые последствия устных сделок купли
Если же по иску о признании права собственности на транспортное средство, приобретенное по устной сделке купли-продажи, будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований покупателя, то тем самым будет установлен факт купли-продажи. В соответствии с ч. 2 ст. 182 ГПК факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, обязательны для суда… Читать ещё >
Правовые последствия устных сделок купли (реферат, курсовая, диплом, контрольная)
Правовые последствия устных сделок купли-продажи транспортных средств Анализ материалов гражданских исков по взысканию вреда, причиненного в результате дорожно-транспортных происшествий, позволяет сделать вывод о том, что в настоящее время отчуждение транспортных средств без надлежащего оформления совершаемой сделки, во-первых, приняло массовый характер, а во-вторых, значительно усложнило разрешение такого рода споров. Рассмотрим некоторые правовые последствия сделок купли-продажи транспортных средств, совершенных в устной форме, в сравнении с аналогичными сделками, оформленными надлежаще.
На смену доверенностям — устные сделки В соответствии с действовавшими ранее Правилами дорожного движения, утвержденными постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 21.03.1996 № 203, владелец транспортного средства был вправе передавать управление транспортным средством другому лицу только в своем присутствии либо на основании надлежащим образом оформленной доверенности на право распоряжения или пользования транспортным средством. Водитель механического транспортного средства был обязан иметь при себе, кроме прочих документов, подтверждающих право управления транспортными средствами соответствующей категории, заверенную в установленном порядке доверенность на право распоряжения или пользования транспортным средством или свидетельство о праве общей собственности на транспортное средство в случаях, когда водитель управляет транспортным средством в отсутствие владельца. Владелец транспортного средства, а также лицо, имеющее (применительно к рассматриваемому периоду времени — имевшее) доверенность на право пользования или распоряжения им, могло передавать управление транспортным средством в своем присутствии другому лицу, имеющему при себе водительское удостоверение на право управления транспортным средством данной категории.
Вступивший в силу с августа 2002 г. Закон Республики Беларусь от 17.07.2002 № 132-З «О дорожном движении» (далее — Закон о дорожном движении) предоставил право владельцу транспортного средства доверять управление им другому лицу как по письменной доверенности, так и путем устного уполномочия.
Пункт 10 Правил дорожного движения, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.12.2002 № 1850 1, уже устанавливал для водителя механического транспортного средства обязанность иметь при себе и передавать работникам ГАИ для проверки документы, подтверждающие лишь право на управление механическим транспортным средством соответствующей категории. Доверенность из перечня документов, которые водитель транспортного средства обязан предъявлять работнику ГАИ в качестве доказательства указанного права, а работник ГАИ, со своей стороны, имеет право требовать для предъявления, выпала.
Введенные в действие с 1 июля 2003 г. новые нормы Правил дорожного движения были восприняты гражданами как «отмена доверенностей», что быстро отразилось, прежде всего, на объеме и пределах прав и обязанностей владельцев транспортных средств, в том числе — при переходе права собственности на последние, и, как следствие, — также на порядке разрешения правовых интересов того же круга лиц в случаях, когда они становятся участниками судебных споров, связанных с возмещением вреда, причиненного в результате дорожно-транспортного происшествия.
Напомним, что ранее купля-продажа транспортных средств в значительном количестве случаев документально оформлялась не как классический договор купли-продажи, порядок заключения которого урегулирован ст. 424 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее — ГК), а в виде нотариально удостоверенного письменного уполномочия на право пользования и распоряжения транспортным средством. С исключением доверенности из состава документов, требуемых для управления транспортным средством, количество сделок купли-продажи транспортных средств, оформленных в виде доверенностей, резко пошло на убыль и в настоящее время стало единичными случаями. Сегодня на руках граждан находятся, как правило, лишь доверенности, оформленные два-три года назад.
Вполне закономерно, что через непродолжительное время на смену так называемым сделкам купли-продажи «по доверенности» пришли сделки купли-продажи транспортных средств, совершаемые в простой письменной форме, а следом — сделки купли-продажи, заключенные в устной форме. Цель такого упрощения процедуры купли-продажи для сторон сделки очевидна — сократить временные затраты на ее совершение и избежать оплаты пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, осуществляющими контроль за регистрацией транспортных средств.
Правомерность осуществления устной сделки В соответствии с п. 1, 2 ст. 160 ГК сделка, для которой законодательными актами не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно. Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
Законодательство Республики Беларусь, регулирующее порядок заключения сделок купли-продажи транспортных средств, не требует в настоящее время и не требовало ранее в обязательном порядке оформления рассматриваемых сделок в простой письменной либо нотариальной форме. При этом, как уже говорилось, существовало требование к водителю подтвердить документально право пользования управляемым им транспортным средством. Указанное требование служило своего рода дисциплинирующим моментом для покупателя при приобретении транспортного средства, заявлялось им в качестве одного из условий совершения сделки и, соответственно, определяло поведение продавца в части оформления договора отчуждения транспортного средства.
В соответствии с нормативными предписаниями ст. 424 ГК по договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать имущество (вещь, товар) в собственность, хозяйственное ведение, оперативное управление другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять это имущество и уплатить за него определенную денежную сумму (цену). Поскольку, заключая сделку купли-продажи транспортного средства в устной форме, стороны совершают действия, предусмотренные указанной статьей ГК, а именно: продавец передает транспортное средство в собственность покупателю, а покупатель принимает транспортное средство и оплачивает продавцу за него следуемую денежную сумму, сделка с точки зрения закона считается состоявшейся.
Постановлением Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 24.06.2004 № 9 (далее — постановление ВС № 9) судам разъяснено (п. 7), что если после заключения договора купли-продажи транспортное средство перешло во владение покупателя, то он несет все обязанности, вытекающие из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, независимо от того, произведена ли в установленном законом порядке регистрация транспортного средства за новым собственником. Следует так понимать, что данные разъяснения в полной мере относятся и к переходу транспортного средства во владение покупателя по устной сделке купли-продажи.
Владеть можешь, а пользоваться — нет Итак, покупатель, став владельцем транспортного средства, в составе комплекса прав в отношении приобретенного транспортного средства приобретает, в том числе, право его эксплуатации. Рассмотрим, каковы правовые рамки реализации указанного права и чем они обусловлены.
В этой связи следует напомнить, что в соответствии с п. 140, 141, 142 Положения о страховой деятельности в Республике Беларусь (далее — Положение), утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 25.08.2006 № 530 «О страховой деятельности» (далее — Указ № 530), все транспортные средства, подлежащие государственной регистрации и используемые в дорожном движении на территории Республики Беларусь, а также ввозимые на указанную территорию для временного пользования, могут использоваться лишь при страховании их владельцами своей гражданской ответственности 2.
В соответствии с п. 5.3 Указа № 530 использование в дорожном движении транспортного средства без заключения его владельцем договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств влечет наложение штрафа на владельца транспортного средства.
Аналогичное требование содержится и в Законе о дорожном движении, согласно которому использование в дорожном движении транспортного средства без договора обязательного страхования гражданской ответственности его владельца является нарушением обязанностей водителя. В соответствии со ст. 25 названного Закона, а также в соответствии с п. 12.1.4 Правил дорожного движения водитель механического транспортного средства обязан иметь при себе и передавать работникам Государственной автомобильной инспекции для проверки в числе прочих документов страховое свидетельство (страховой полис), подтверждающее заключение договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства.
Для заключения договора внутреннего страхования согласно с п. 137 Положения владелец транспортного средства обращается к страховщику с заявлением и представляет технический паспорт либо иной документ, подтверждающий право на владение транспортным средством.
В этой ситуации становится очевидным, что лицо, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи, не имеет возможности застраховать свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства, как того требует закон, поскольку покупатель транспортного средства по устной сделке купли-продажи вообще не имеет указанного в предыдущем абзаце документа в подтверждение своих прав. Следовательно, вопреки разъяснению, данному в п. 7 постановления ВС № 9, покупатель не может нести (в смысле — исполнить, осуществить) все обязанности, вытекающие из отношений по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
Следовательно, будучи лишенным возможности заключить договор страхования, покупатель в силу существующего запрета не имеет права использовать приобретенное транспортное средство в дорожном движении, что, в свою очередь, лишает смысла сам факт совершения им сделки купли-продажи транспортного средства.
Рассмотрим также последствия сделки купли-продажи транспортного средства и возникшее в связи с заключением такой сделки право собственности покупателя применительно к целям регистрации приобретенного транспортного средства.
В соответствии с п. 16 Правил государственной регистрации и государственного учета транспортных средств, снятия с учета и внесения изменений в документы, связанные с регистрацией транспортных средств, утвержденных постановлением Совета Министров Республики Беларусь 31.12.2002 № 1849 (далее — Правила учета транспортных средств), транспортные средства физических лиц регистрируются по месту прописки (регистрации) собственника. При этом согласно п. 18 указанных Правил учета транспортных средств регистрация транспортных средств осуществляется на основании документов, подтверждающих приобретение транспортного средства.
К документам, подтверждающим приобретение транспортных средств или номерных агрегатов при регистрации транспортных средств, не подлежащих таможенному оформлению, согласно п. 20.1 Правил учета транспортных средств относятся:
— решение суда о признании права собственности или удостоверенное нотариусом свидетельство о праве на наследство;
— решение органа социальной защиты о выделении транспортных средств инвалидам;
— договор купли-продажи, дарения (пожертвования) транспортного средства;
— счет-справка установленного образца, выдаваемая юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, осуществляющими торговлю транспортными средствами на основании лицензии, а также производителем транспортного средства;
— документы, подтверждающие законность приобретения транспортных средств за пределами Республики Беларусь;
— копия приказа (распоряжения) о передаче транспортного средства;
— копии учредительных документов юридического лица в случае внесения транспортных средств в уставный фонд организации;
— свидетельство о праве собственности на долю в имуществе, составляющем общую собственность супругов;
— иные документы в случаях, предусмотренных законодательством.
По содержанию приведенного перечня видно, что лицо, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи, ни одним из перечисленных документов не обладает. И хотя приведенный перечень не является исчерпывающим, что расширяет рамки возможностей лица, ходатайствующего о регистрации транспортного средства, такое лицо в любом случае предоставленной возможностью воспользоваться не может, поскольку оно также не обладает никаким иным доказательством, подтверждающим приобретение транспортного средства. Устное свидетельство продавца для целей регистрации покупателем приобретенного транспортного средства в качестве доказательства неприменимо.
В связи с чем действия лица, которое приобрело транспортное средство по сделке купли-продажи, совершенной в устной форме, с одной стороны, не могут быть расценены как противоправные, поскольку закон их не запрещает, а с другой стороны, такое лицо — покупатель — не имеет права использовать приобретенное транспортное средство в дорожном движении, так как не может застраховать свою гражданскую ответственность владельца транспортного средства. Что же касается прежнего владельца — продавца — то он, сняв с учета транспортное средство для продажи, не сможет подтвердить в регистрирующем органе ГАИ, что оно действительно продано, а новый владелец — поставить приобретенное транспортное средство на учет по собственному месту жительства, то есть произвести регистрацию транспортного средства как своей собственности. Таким образом, покупатель фактически лишен одного из составляющих его права собственности, а именно права использования приобретенного имущества по назначению.
Кто из владельцев возмещает вред Теперь рассмотрим вопрос распределения бремени ответственности за причинение вреда в процессе эксплуатации транспортного средства, проданного по устной сделке купли-продажи.
В соответствии со ст. 948 ГК обязанность возмещения вреда возлагается на юридическое лицо или гражданина, которые владеют источником повышенной опасности на праве собственности либо на ином законном основании, в том числе на праве аренды (за исключением аренды транспортного средства с экипажем (ст. 611 ГК), по доверенности на право управления транспортным средством, в силу распоряжения соответствующего органа о передаче ему источника повышенной опасности и т. п.
Как уже неоднократно указывалось, устная сделка купли-продажи транспортного средства, поскольку таковая законом не запрещена, влечет возникновение права собственности, то есть создает законное основание владения. Однако именно такая особенность сделки купли-продажи транспортного средства, как совершение ее в устной форме, вызывает определенные сложности в установлении лица, должного нести ответственность за вред, причиненный транспортным средством как источником повышенной опасности.
Буквальное прочтение нормативных предписаний ст. 948 ГК требует возложения обязанности по возмещению вреда на собственника транспортного средства либо иного его законного владельца. При этом в соответствии с техническим паспортом транспортного средства таковым является его продавец, а документальные (письменные) доказательства обратного отсутствуют. Возложение же обязанности по возмещению вреда, причиненного при эксплуатации транспортного средства, на продавца, который фактически перестал быть его собственником, противоречит самому смыслу принципа возмещения вреда. Поэтому в случае причинения вреда лицом, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи (покупателем), вопрос возложения на него обязанности по возмещению причиненного вреда решается не ранее, чем будет однозначно установлено право собственности покупателя на приобретенное транспортное средство.
В этой связи хотелось бы привести в качестве положительного примера практику суда Заводского района г. Минска, при которой сложился следующий порядок рассмотрения таких гражданских дел по возмещению вреда. Так, если в ходе рассмотрения дела ответчики — причинитель вреда и лицо, числящееся собственником транспортного средства согласно учету МРЭО (РЭП) ГАИ, — сообщают суду, что между ними была достигнута договоренность о купле-продаже транспортного средства, оно было передано покупателю, а продавец получил оговоренную денежную сумму, а также сведения о том, что дальнейшее поведение покупателя свидетельствовало о его отношении к приобретенному транспортному средству как к своей собственности, а поведение продавца — об обратном, суд разъясняет ответчикам их право в порядке, предусмотренном ст. 161 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь (далее — ГПК), по взаимному соглашению сторон ходатайствовать о приостановлении производства по рассматриваемому делу о возмещении вреда с целью подачи и получения результата рассмотрения иска о признании за покупателем права собственности на приобретенное транспортное средство.
Напомним, что к документам, подтверждающим приобретение транспортных средств, согласно п. 20.1 Правил учета транспортных средств относятся как решение суда о признании права собственности, так и договор купли-продажи транспортного средства. Для заинтересованных лиц последнее проще в оформлении, в связи с чем на первый взгляд может показаться более предпочтительным выходом из сложившейся ситуации.
В этой связи следует обозначить разницу в правовых последствиях для участников судебного спора о возмещении вреда между решением суда о признании за покупателем права собственности на транспортное средство, вынесенным в период приостановления производства по делу о возмещении вреда, и договором купли-продажи транспортного средства, заключенным в тот же период. Эта разница заключается в следующем.
Если стороны изберут второй путь, то тем самым они закрепят дату перехода права собственности на транспортное средство, которая, во-первых, не будет совпадать с датой его фактической купли-продажи, что само по себе явится противоречием, ставящим под сомнение законность совершения такой сделки и требующим соответствующей оценки суда, а во-вторых, будет подтверждать наличие права собственности именно продавца, а не покупателя в отношении транспортного средства на день дорожно-транспортного происшествия, которое, как известно, имело место до возникновения спора, что, в свою очередь, с учетом нормативных предписаний ст. 948 ГК послужит доказательством обязанности по возмещению вреда не покупателем, а продавцом. Тем самым ответчики создадут основания для вынесения решения о взыскании суммы вреда, причиненного в ДТП покупателем, с продавца.
Если же по иску о признании права собственности на транспортное средство, приобретенное по устной сделке купли-продажи, будет вынесено решение об удовлетворении исковых требований покупателя, то тем самым будет установлен факт купли-продажи. В соответствии с ч. 2 ст. 182 ГПК факты, установленные вступившим в законную силу решением суда по одному гражданскому делу, обязательны для суда и не доказываются вновь при разбирательстве других гражданских дел, в которых участвуют те же лица или их правопреемники. Таким образом, факт и дата перехода права собственности в отношении транспортного средства, проданного по устной сделке купли-продажи, будут установлены судом и не потребуют доказывания в ином судебном процессе. Более того, решение суда об установлении факта совершения сделки купли-продажи либо решение о признании права собственности на приобретенное по такой сделке транспортное средство за покупателем является одним из документов, позволяющих регистрацию транспортного средства в соответствии с Правилами учета транспортных средств.
Собственности нет, а право собственности осталось И, наконец, коснемся вопроса прекращения права собственности покупателя, который приобрел транспортное средство по устной сделке купли-продажи.
Статьей 210 ГК установлено, что собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения его имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие законодательству, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, а также распоряжаться им иным образом.
Статья 236 ГК гласит, что право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества, утрате права собственности на имущество и в иных случаях, предусмотренных законодательством.
Не исключено, что покупатель транспортного средства по устной сделке купли-продажи окажется последним его собственником и будет, вопреки всем нормативным запретам и предписаниям, эксплуатировать транспортное средство путем использования в дорожном движении до полного исчерпания его технических возможностей. При этом транспортное средство, более не пригодное к эксплуатации, возможно, утилизированное, по-прежнему формально будет числиться по праву собственности за его продавцом.
Если же лицо, которое приобрело транспортное средство по устной сделке купли-продажи, пожелает его продать (либо осуществить его отчуждение в любой иной разрешенной законом форме), то последующий покупатель столкнется с теми же правовыми сложностями в реализации своего права собственности на приобретенное транспортное средство, что и предыдущий. Более того, есть основания полагать, что все последующие, если таковые будут иметь место, сделки по отчуждению транспортного средства, приобретенного ранее в силу устного договора, скорее всего, будут носить также лишь устную форму.
Думайте сами, решайте сами Таким образом, анализ прав и обязанностей продавца и покупателя, возникающих в связи с заключением между ними договора купли-продажи транспортного средства в устной форме и регламентированных соответствующими нормами права, позволяет сделать следующие выводы.
Во-первых, приобретение транспортного средства по устной сделке купли-продажи минимизирует объем прав покупателя транспортного средства как собственника, а именно:
— покупатель имеет право владеть транспортным средством, однако не имеет возможности документально ни подтвердить, ни оформить свое право владения;
— покупатель формально имеет право пользования приобретенным транспортным средством, однако фактически использование оного в дорожном движении ему запрещено;
— покупатель имеет право распоряжаться своим имуществом, однако, учитывая специфику имущества как подлежащего обязательному учету, не имеет возможности соблюсти требования такого учета.
Во-вторых, продавец транспортного средства по устной сделке купли-продажи формально остается собственником проданного имущества и в связи с этим лишен возможности в установленном порядке документально закрепить прекращение своего права собственности и налагаемых таким правом обязанностей собственника.
В-третьих, поскольку закон связывает обязательства по возмещению вреда, причиненного при эксплуатации в дорожном движении транспортного средства как источника повышенной опасности, с правом собственности либо правом иного законного владения, то избежание титульным собственником, каковым остается продавец транспортного средства по сделке купли-продажи, заключенной в устной форме, обязанности по возмещению вреда, причиненного покупателем, возможно лишь после документального подтверждения факта сделки купли-продажи.
Как видим, правовые последствия сделки купли-продажи транспортного средства, совершенной в устной форме, столь очевидно негативны для сторон такой сделки, что доказывает нецелесообразность совершения ее в указанной форме. Нормализация названных правовых последствий возможна лишь при последующем документальном оформлении сделки купли-продажи транспортного средства, заключенной ранее в устной форме. К сказанному следует добавить, что с учетом распространенности устных сделок купли-продажи транспортных средств сложившаяся ситуация в правовом плане может быть охарактеризована как проблемная и требующая своего разрешения путем принятия соответствующих мер, направленных на воспрепятствование передаче транспортных средств по сделкам, заключенным в устной форме.