Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях с использованием обучающих игр

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Нормативные игры используются с целью приобретения знаний основ законодательства РФ в области пожарной безопасностиформирования умений планировать совместные действия сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуацияхинформационныедля уяснения задач и правовых основ совместной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуацийцелевые и ролевые — с целью… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА 1. НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС И МВД РОССИИ К ЭФФЕКТИВНЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
    • 1. 1. Педагогический анализ противоречий в системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях

    1.2. деятельностный подход — методологическая основа применения игровых методов для профессионального обучения сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

    1.3. Обучающие игры — эффективное средство формирования профессиональных навыков и умений у сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычай11ых ситуациях.

    ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

    2.1. Организация исследования.

    2.2. Методы исследования.

    ГЛАВА 3. СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДИКА ПРИМЕНЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ ГПС МЧС И МВД РОССИИ к

    ЭФФЕКТИВНЫМ СОВМЕСТНЫМ ДЕЙСТВИЯМ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    3.1. Факторы, определяющие высокую эффективность применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным cobmecti 1ым действиям в чрезвычайных ситуациях.

    3.2. Обоснование различных видов обучающих игр для формирования профессиональных навыков и умений у сотрудников ГПС МЧС и МВД россии в чрезвычайных ситуациях.

    3.3. Методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД россии к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

    ГЛАВА 4. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПРОВЕРКА ЭФФЕКТИВНОСТИ РАЗРАБОТАННОЙ МЕТОДИКИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СОТРУДНИКОВ гпс МЧС И МВД РОССИИ ДЛЯ ЭФФЕКТИВНЫХ СОВМЕСТНЫХ ДЕЙСТВИЙ В ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ.

    4.1. Педагогические условия, необходимые для эффективного формирования навыков и умений у сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

    4.2. Организация педагогического эксперимента.

    4.3. Результаты педагогического эксперимента и их обсуждение

Профессиональная подготовка сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях с использованием обучающих игр (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность. Современная жизнь россиян характеризуется наличием опасности возникновения аварий и катастроф техногенного, а также природного характера. Несмотря на позитивные изменения в деятельности сотрудников ГПС МЧС России по предупреждению чрезвычайных ситуаций и сокращению жертв пожаров, количество лиц погибших во время них, остается достаточно высоким. Так, по заявлению Министра по чрезвычайным ситуациями России С. К. Шойгу, только за 2009 год в нашей стране в результате пожаров погибло более 11 тыс. человек.

В настоящее время в России функционирует свыше 2,5 тысяч химически опасных объектов, более 1,5 тысяч радиационноопаспых объектов, около 8 тысяч пожароопасных объектов, более 30 тысяч гидротехнических сооружений. Большая часть этих объектов представляет не только экономическую, оборонную и социальную значимость для страны, но и потенциальную опасность для здоровья и жизни людей при возникновении на них аварий. Масштаб последствий таких аварий может многократно усиливаться в случае возникновения катастрофических неблагоприятных природных явлений. В зонах возможного воздействия поражающих факторов при возникновении чрезвычайных ситуаций на этих объектах проживает свыше 90 миллионов жителей страны. Положение усугубляется значительным износом основных производственных фондов, снижением технологической дисциплины.

Большую опасность для населения страны представляют аварии и катастрофы на транспорте, которые характеризуются теми же последствиями, что и аварии на производстве, но особая их опасность заключается в непредсказуемости места аварии и, как следствие, зоны распространения поражающего воздействия. Кроме того, при авариях на транспорте, как правило, проведение работ по ликвидации последствий осложнено удаленностью места аварии от сил и средств, необходимых для выполнения этих работ, либо труднодоступностью места аварии из-за особенностей местности (болота, горы, реки, моря и т. п.). Достаточно вспомнить недавнюю трагедию, связанную с подрывом скорого поезда «Невский экспресс», в результате которой погибло 26 человек и более 70 человек получили травмы различной степени тяжести.

Свежа в памяти трагедия, разыгравшаяся в результате пожара в кафе «Хромая лошадь» города Перми. Из-за неосторожного обращения с огнем, лишилось жизни более 150 человек и свыше 80 человек были эвакуированы в ожоговые центры Москвы и Санкт-Петербурга для оказания помощи.

В ходе ликвидации последствий пожара в Перми были отмечены серьезные недостатки в совместных действиях сотрудников ГПС МЧС и МВД России. Из-за несогласованных совместных действий данных категорий сотрудников к месту трагедии своевременно не могли подъехать машины «Скорой помощи». Это привело к тому, что многим пострадавшим своевременно не была оказана медицинская помощь. В результате этого количество жертв трагедии возросло.

Президент России Медведев Д. А. и председатель Правительства России Путин В. В. в своих выступлениях обратили внимание на серьезные недостатки в профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС и МВД России при осуществлении совместных действий в чрезвычайных ситуациях. Все это вызывает необходимость дальнейшего поиска эффективных методик обучения сотрудников ГПС МЧС и МВД России для совершенствования совместных действий в чрезвычайных ситуациях и устранения данных недостатков в их профессиональной подготовке.

Анализ специальной литературы показывает, что одним из эффективных путей моделирования профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуациях, является применение обучающих игр. Теоретические и экспериментальные исследования последних лет, проведенные С. Д. Неверковичем (1995), А. М. Букачевым (1999), А. Э. Болотиным (2001), В. И. Мартыновым (2002), Н. В. Логиновой (2003), В. Е. Кирсановым (2006) и др., свидетельствуют о высокой эффективности применения обучающих игр в профессиональной подготовке разных специалистов. Однако, как свидетельствует анализ процесса профессиональной подготовки специалистов ГПС МЧС и МВД России, применение обучающих игр сопряжено с большими трудностями. Это связано, прежде всего, с недостаточным уровнем подготовленности преподавательского состава для их использования и отсутствием методики их применения при обучении данной категории специалистов к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена целым рядом обстоятельств:

1. Высокими требованиями, предъявляемыми современным обществом к профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

2. Недостаточной эффективностью процесса профессиональной подготовки данных категорий сотрудников для действий в чрезвычайных ситуациях.

3. Недооценкой значимости применения игровых методов для профессионального обучения данной категории сотрудников со стороны преподавательского состава учебных центров ГПС МЧС России и вузов МВД.

4. Невысоким уровнем мотивации самих сотрудников ГПС МЧС и МВД к приобретению необходимых профессиональных знаний, навыков и умений для эффективных совместных действий в чрезвычайных ситуациях.

Устранение указанных причин, а также необходимость дальнейшего поиска новых эффективных педагогических технологий, обеспечивающих высокий уровень профессиональной подготовленности данной категории сотрудников, обусловили выбор темы настоящего исследования.

Научная проблема заключается в наличии диалектического противоречия между высокими современными требованиями, предъявляемыми к уровню профессиональной подготовленности сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях и ее реально низким состоянием из-за недостаточной разработки дидактической системы методов профессиональной подготовки данной категории специалистов.

Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что применение в определенной последовательности различных видов обучающих игр в профессиональном совершенствовании сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях позволит обеспечить более высокое качество процесса их подготовки.

Объект исследования — процесс профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Предмет исследования — методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Целью исследования является разработка методики применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях и экспериментальная проверка ее эффективности.

Задачи исследования:

1. Провести педагогический анализ профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуациях, а также противоречий, существующих в системе их подготовки.

2. Обосновать виды обучающих игр и выявить факторы, определяющие высокую эффективность их применения в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

3. Разработать методику применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к совместным действиям в чрезвычайных ситуациях и экспериментально проверить ее эффективность.

Теоретическую основу исследования составили:

— законодательные и нормативные акты Российской Федерации в сфере обеспечения пожарной безопасности, а также ликвидации последствий чрезвычайных ситуацийсоциально-деятельностный подход к анализу обучения профессиональной деятельности, изложенный в работах Б. Г. Ананьева, О. С. Анисимова, Ю. К. Бабанского, Л. С. Выготского, А. А. Деркача, Н. В. Кузьминой, Б. Д. Ломова, Н. А. Пономарева, В. Д. Шадрикова,.

B.А.Якунина и др.;

— основные теории и концепции обучения с помощью игровых методов, изложенные в работах М. М. Бирштейна, А. Э. Болотина,.

C.Р.Гидровича, К. Ф. Грейя, Р. Г. Грэма, И. М. Гуськова, В. В. Давыдова, Э. В. Ильенкова, Н. В. Логиновой, В. И. Мартынова, С. Д. Неверковича, В. М. Розина, А. А. Сидорова, И. М. Сыроежина, М. С. Хайдарова, Г. П. Щедровицкого и др.;

— исследования процесса профессиональной подготовки сотрудников МВД, изложенные в работах А. Ф. Арсланова, Е. В. Балашова, И. В. Герасимова, А. Ф. Калашникова, Е. А. Козловской, Э. В. Маркина и др.;

— теории организации профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС России (В.С.Артамонов, Ю. Г. Баскин, В. А. Гадышев, А. А. Грешных, Н. Н. Северин, В. И. Ткачев и др.).

Научная новизна исследования состоит в обосновании и разработке методики применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Установлены противоречия в системе профессиональной подготовки данной категории сотрудников. Установлено, что главным из них является противоречие между большими дидактическими возможностями применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях и недостаточной сферой реализации этих возможностей.

Выявлены факторы, определяющие высокую эффективность применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся: наличие научно обоснованной методики применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки данной категории сотрудников к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуацияхвысокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игрразвитие и поддержание мотивации у данной категории сотрудников во время применения обучающих игррациональное распределение различных видов обучающих игр, исходя из содержания программы профессиональной подготовки сотрудников для действий в чрезвычайных ситуацияхсоответствие содержания обучающих игр решаемым на занятиях задачамналичие сценария, плана игр, а также хорошо подготовленных помощников, участвующих в организации и проведении обучающих игрумение преподавателя вызывать интерес у данной категории сотрудников к изучаемым вопросам во время проведения игры.

Установлены виды обучающих игр, которые целесообразно использовать в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся: нормативные, информационные, целевые, ролевые, ситуационные, коммуникативные, позиционные и эвристические игры.

Нормативные игры используются с целью приобретения знаний основ законодательства РФ в области пожарной безопасностиформирования умений планировать совместные действия сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуацияхинформационныедля уяснения задач и правовых основ совместной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуацийцелевые и ролевые — с целью формирования навыков проведения аварийно-спасательных работ на объектах, оказания помощи пострадавшим и ведения учета населения, перемещенного в результате эвакуацииситуационные — с целью формирования умений и навыков по осуществлению взаимодействия при организации тушения пожаров, обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностейкоммуникативные и позиционные — для совершенствования умений по выявлению причин и условий, способствующих нарушению правил пожарной безопасности, по осуществлению совместных профилактических мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуацийэвристические — с целью формирования навыков осуществления совместных неотложных действий на месте ликвидации чрезвычайных ситуаций по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах и стихийных бедствиях.

Экспериментально подтверждена высокая эффективность разработанной методики применения обучающих игр в профессиональной подготовке сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Теоретическая значимость исследования заключается в разработке научно обоснованных видов обучающих игр, которые целесообразно использовать в профессиональной подготовке сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях и методики поэтапного их применения в процессе формирования профессиональных навыков и умений у обучаемых.

Практическая значимость работы определяется тем, что в ней представлен комплекс теоретически обоснованных и экспериментально проверенных методических рекомендаций по применению обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Высокая эффективность формирования профессиональных навыков и умений у сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях обеспечивается применением обучающих игр, направленных на: уяснение задач проведения аварийно-спасательных работ на объектахведение учета населения, перемещенного в результате эвакуацииосуществление взаимодействия при организации тушения пожаровобеспечение общественного порядка и охрану материальных ценностейвыявление причин и условий, способствующих нарушению правил пожарной безопасностиорганизацию совместных профилактических мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуацийосуществление совместных неотложных действий на месте ликвидации чрезвычайных ситуаций по спасению людейоказание им первой медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах и стихийных бедствиях.

2. Содержание обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях зависит от изучаемых вопросов и решаемых на занятиях задач.

3. Организация и проведение обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях включает: подготовку, определение участников игры, формулировку профессиональных задач при ликвидации чрезвычайных ситуаций, поиск их решений, выбор оптимальной стратегии для решения этих задач, сравнение их с эталоном, определение наиболее эффективного решения, оценку конечного результата.

ВЫВОДЫ.

1. Результаты педагогического анализа совместной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуациях, свидетельствуют о недостаточном уровне их подготовленности. Особые трудности у них вызывают вопросы, связанные с обоснованностью и законностью принимаемых решенийс организацией и проведением совместных аварийно-спасательных работс обеспечением общественного порядка и охраной материальных ценностей при ликвидации чрезвычайных ситуацийс организацией совместных действий по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях.

2. Проведенный педагогический анализ системы профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России для действий в чрезвычайных ситуациях, позволил выявить противоречия, свойственные этому процессу. К ним относятся:

— противоречие между высокими современными требованиями, предъявляемыми к системе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России для совместных действий в чрезвычайных ситуациях и фактическим недостаточно эффективным состоянием этого процесса;

— противоречие между необходимостью научно-методического обоснования системы игрового обучения сотрудников ГПС МЧС и МВД России для совместных действий в чрезвычайных ситуациях и использованием ее с игнорированием некоторых дидактических принципов;

— противоречие между педагогически оправданным применением активных методов профессионального обучения данной категории сотрудников для действий в чрезвычайных ситуациях и их бессистемным использованием;

— противоречие между большими дидактическими возможностями применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки данной категории сотрудников для эффективных совместных действий в чрезвычайных ситуациях и относительно узкой сферой реализации этих возможностей;

— противоречие между необходимостью наличия специальных знаний, навыков и умений по применению обучающих игр и отсутствием их у преподавательского состава учебных центров ГПС МЧС России.

3. Как показали проведенные исследования, в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях, целесообразно использовать нормативные, информационные, целевые, ролевые, ситуационные, коммуникативные, позиционные и эвристические. игры.

Нормативные игры используются с целью приобретения знаний основ законодательства РФ в области пожарной безопасностиформирования умений планировать совместные действия сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуацияхинформационныедля уяснения задач и правовых основ совместной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России при ликвидации чрезвычайных ситуацийцелевые и ролевые — с целью формирования навыков проведения аварийно-спасательных работ на объектах, оказания помощи пострадавшим и ведения учета населения, перемещенного в результате эвакуацииситуационные — с целью формирования умений и навыков по осуществлению взаимодействия при организации тушения пожаров, обеспечения общественного порядка и охраны материальных ценностейкоммуникативные и позиционные — для совершенствования умений по выявлению причин и условий, способствующих нарушению правил пожарной безопасности, по осуществлению совместных профилактических мероприятий для предупреждения чрезвычайных ситуацийэвристические — с целью формирования навыков осуществления совместных неотложных действий на месте ликвидации чрезвычайных ситуаций по спасению людей, оказанию им первой медицинской помощи при авариях, катастрофах, пожарах и стихийных бедствиях.

4. Проведенный опрос респондентов позволил выявить ранговую структуру факторов, определяющих высокую эффективность применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях. К ним относятся: наличие научно обоснованной методики применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки данной категории сотрудников к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях (ранговый показатель 21,7%) — высокий уровень методической подготовленности преподавателей по применению обучающих игр (18,5%) — развитие и поддержание мотивации у данной категории сотрудников во время применения обучающих игр (17,7%>) — рациональное распределение различных видов обучающих игр, исходя из содержания программы профессиональной подготовки сотрудников для действий в чрезвычайных ситуациях (14,1%) — соответствие содержания обучающих игр решаемым на занятиях задачам (10,3%>) — наличие сценария, плана игр, а также хорошо подготовленных помощников, участвующих в организации и проведении обучающих игр (9,4%) — умение преподавателя вызывать интерес у данной категории сотрудников к изучаемым вопросам во время проведения игры (8,3%>).

5. В результате проведенного исследования была разработана методика применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях, включающая в себя совокупность информационно-дидактических и игровых модулей. Эти модули находятся в строгой последовательной логической зависимости между собой, в соответствии с программой обучения. Содержание обучающих игр ориентировано на решение наиболее сложных задач совместной профессиональной деятельности сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуациях.

6. Результаты педагогического эксперимента свидетельствуют о высокой эффективности разработанной методики применения обучающих игр в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях. Так, испытуемые экспериментальной группы, обучающиеся по экспериментальной программе, показали достоверное преимущество (р<0,05) по сравнению контрольной группой в показателях успешности овладения профессиональными навыками, необходимыми для эффективной совместной профессиональной деятельности в чрезвычайных ситуациях.

По окончании педагогического эксперимента только 12,7% испытуемых контрольной группы имели высокий уровень развития профессиональных навыков, а в экспериментальной — это число составило 37,2%. И, наоборот, количество лиц с относительно низким профессиональным потенциалом в контрольной группе было 28,5%, а в экспериментальной — 9,3%.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ.

Проведенное исследование позволяет сформулировать ряд предложений методического характера для преподавателей, использующих в своей практике обучающие игры в процессе профессиональной подготовки сотрудников ГПС МЧС и МВД России к эффективным совместным действиям в чрезвычайных ситуациях.

1. Выбор темы и диагностика исходной ситуации: материал для игры должен иметь практический выход на совместную профессиональную деятельность сотрудников ГПС МЧС и МВД России в чрезвычайных ситуациях.

2. Преподавателю необходимо исходить из необходимости достижения двух видов целей: игровых и педагогических.

3. Необходимым условием при подборе исходной информации для организации и проведения игры является проблемность профессиональных, ситуаций.

4. Для подготовки и проведения обучающей игры необходимо разработать четыре основных документа: проспект игры, характеристику моделируемого объекта, сценарий, рекомендации координатору.

5. Руководство игрой осуществляет преподаватель, который выполняет роль арбитра в спорных ситуациях. Педагог производит введение участников в игру, сообщая им: игровые позиции сторон, целевую направленность и тематику игры, процедуру ее проведения, способы достижения целей в игре в соответствии с ее предназначением.

6. В обучающей игре главным является коллективный подход, который заключается в поиске оптимальной смешанной стратегии решения учебных задач, основанный на индивидуальных стратегиях игроков. Выполнить задание можно только путем согласования различных мнений и позиций, то есть выработки общего подхода к проблеме, что побуждает обучаемых творчески осваивать изучаемый материал.

7. Перед началом серии обучающих игр целесообразно провести анкетирование участников игры. Это позволяет увидеть игровой коллектив, выявить самооценку участников, определить уровень притязаний каждого, а главное — найти каждому игроку оптимального партнера. Анализируя анкеты, можно определить структуру коммуникаций, предпочтений, выявить неформальные группировки, их внутренние интересы, лидеров. Знание связей между членами группы, скрытых неформальных отношений позволит оптимизировать процессы игрового общения.

8. Организационной формой реализации коллективного подхода является разделение группы на подгруппы (коалиции) — по 3−4 человека в каждой. При формировании коалиций необходимо учитывать следующее:

— индивидуальные качества сотрудника, то есть его компетентность, умение выполнять необходимые профессиональные действия;

— направленность обучаемого на коллективные взаимодействия, его желание принять и развить цели, нормы и требования коллектива как свои собственные и, тем самым, обеспечить сплоченность коллектива, его возможности согласованного действия;

— психологические особенности игрока, его умения саморегулировать свои действия и поведение, считаться с коллегами, совершенствовать деловые качества, развивать способности.

9. В каждой кооперации (подгруппе) должен быть лидер, организатор, который возьмет на себя функции согласования взаимодействий, оценит общий результат деятельности и затем представит его на межгрупповое коллективное обсуждение.

10. При формировании проблемы игры, ее участникам задается некая проблемная ситуация, требующая поиска рационального решения, направленного на достижение наилучшего результата в модельной ситуации будущей профессиональной деятельности за наименьшее время.

11. Для выработки результата совместной деятельности игрокам необходимо найти удобное для совместной деятельности пространственное распределение функций внутри коалиции. Оно не навязывается педагогом, а возникает и осознается участниками как необходимость самоорганизации для выработки общей смешанной стратегии.

12. Оптимальная доминирующая стратегия определяется преподавателем.

13. Наиболее приемлемыми требованиями для принятия групповых решений должны быть: оптимальность, положительная связь с практической деятельностью сотрудника в чрезвычайной ситуации, суверенитет игроков, высокая степень полезности.

14. Для оценки деятельности участника игры необходимо учитывать:

— предметные знания (объем и качество);

— навыки выполнения предполагаемых профессиональных действий сотрудника в чрезвычайных ситуациях;

— качество деятельности, обеспечивающей решение поставленной задачи;

— результаты анализа общенияналичие групповой слаженности, психологического контакта, организации игрового коллектива.

Показать весь текст

Список литературы

  1. А.А. Физическая подготовка сводных отрядов МВД России к экстремальным условиям служебно-боевой деятельности: Монография/А.А. Абраменко. СПб., 2002. — 124 с.
  2. Н.В. Использование моделирования при обучении пожарных в США/ Н.В. Алексеева// Проблемы обеспечения безопасности при чрезвычайных ситуациях: Материалы международной научно-практической конференции. СПб., 2004. — С. 15−19.
  3. , В.И. Педагогика творческого саморазвития: Инновационный курс: Учебное пособие/ В. И. Андреев. Казань, 1998.-154с.
  4. , Л. А. Дидактические игры как средство развития профессионально значимых качеств будущего специалиста: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ Л. А. Андреева. Орел, 1999. — 28 с.
  5. А.Ф. Интеграция профессиональной и гуманитарной подготовки как средство формирования профессиональной компетентности курсантов образовательных учреждений МВД: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ А. Ф. Арсланов.- Казань, 2007.-21с.
  6. А.Ф. Методические подходы к интеграции гуманитарной и профессиональной подготовки в образовательных учреждениях МВД /
  7. A.Ф. Арсланов // Вестник ВЮИ МВД РФ. Воронеж: Изд-во ВЮИ МВД РФ, 2007. — № 3 — С. 3 — 6.
  8. А.Ф. Модель интеграции содержания гуманитарной и профессиональной подготовки курсантов образовательных учреждений МВД/ Арсланов // Научные труды КЮИ МВД России.- Казань: КЮИ МВД России, 2006.- № 6 С. 330 — 337.
  9. А.Ф. Проблемы соотношения универсальной и специализированной подготовки специалистов МВД/ А. Ф. Арсланов // Научные труды КЮИ МВД России. Казань: КЮИ МВД России, 2007. — С. 363 — 367.
  10. , В.Г. Мотивация поведения и формирование личности/ В. Г. Асеев. М.: Мысль, 1996. — 158 с.
  11. В.Г. Общество: системность познания и управления/
  12. B.Г. Афанасьев. М.: Политиздат, 1981. — 432 с.
  13. В.Г. Системность и общество/ В. Г. Афанасьев. М., 1980.-311 с.
  14. Ю.К. Избранные педагогические труды/ Ю. К. Бабанский. М.: Педагогика, 1989. — 557 с.
  15. , С.А. Социально-психологические аспекты изучения личности и коллектива/ С. А. Багрецов, В. А. Кулганов, И. П. Горелов. -СПб.: ВИКА, 1996.-305 с.
  16. , А.С. Карьера и профессиональные компетенции специалистов/ А.С. Бажин// Высшее образование сегодня.- 2007.-№ 9.- С. 37−44.
  17. В.И. Новые стандарты высшего образования: методологические аспекты/ В.И. Байденко// Высшее образование сего дня.-2007.-№ 5.- С. 15−17.
  18. Е.В. Воспитание морально-волевых качеств средствами физической подготовки/ Е.В. Балашов// Мат.-лы докладов межвуз. науч.-практ. конф. Орел: Высшая школа МВД России, 1994. — С. 18−20.
  19. П.Н. Интенсификация учебно-воспитательного процесса в вузе/ П. Н. Барашков, М. И. Житницкий, A.M. Захаров. Д.: ВАС, 1990. -212с.
  20. С.Н. К вопросу о психологической подготовке курсантов высших учебных заведений МВД России/ С.Н.Баркалов// Мат.-лы межвузовской научно-практической конференции. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1996.-С. 46−52.
  21. Ю.Г. Прогностическая модель выпускника вуза МЧС России/ Ю. Г. Баскин, Е.П. Соловьева// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России. 2006. -№ 4 (15). — С.35−38.
  22. В.П. Обучающие игры как средство подготовки студентов университета к воспитательной работе: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ В. П. Бедерханова. Л., 1980.- 21с.
  23. JI. Общая теория систем (критический обзор исследований об общей теории систем)/ JI. Берталанфи. М., 1969. — 512 с.
  24. В.П. Слагаемые педагогической технологии/ В. П. Беспалько. М.: Педагогика, 1989. — 183 с.
  25. , В.П. Системно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса подготовки специалистов/ В. П. Беспалько. М.: Высшая школа, 1989. — 141 с.
  26. С.А. Моделирование как стратегия современного образования/ С. А. Бешенков // Инновации в образовании.- 2007.- № 6.- С. 21−26.
  27. М.М. Производственные игры/ М. М. Бирштейн // Серия «Экономика и организация производства». № 6. — М., 1978.
  28. М.М. Советские деловые игры 30-х годов и проблема развития современной производственной деловой игры/ М. М. Бирштейн // Деловые игры и их программное обеспечение. М., 1976.
  29. И.В. Становление и сущность системного подхода/ И. В. Блауберг, Э. Г. Юдин. М., 1983.- 198 с.
  30. Н.Н. Коммуникации и общение/ Н. Н. Богомолова. М., 1988. — С. 31−35.
  31. Н.Н. Ситуационно-ролевая игра как метод активной социально-психологической подготовки/ Н.Н. Богомолова// Мат.-лы науч.-практ. конф.: Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. М., 1987. — С. 8−16.
  32. В.А. Психология профессиональной пригодности/ В. А. Бодров.-М.: ПЕР СЭ, 2001.-511 с.
  33. А.Э. Деятельностный подход — основа применения игровых методов обучения/ А. Э. Болотин // Теория и методика физической подготовки: Научно-педагогический журнал. СПб.: СК МО РФ, ВИФК, 2000.-№ 7.-С. 12−18.
  34. А.Э. Методические подходы к проведению военно-специальных игр при подготовке спортивных организаторов/ А.Э.Болотин// Тезисы докладов итоговой научной конференции Института за 2001. СПб.: ВИФК, 2002. — С.129−130.
  35. А.Э. Педагогические основы применения обучающих игр в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Монография/ А. Э. Болотин.- СПб.: Мин-во образования РФ, СПбГУ, 2001.-132с.
  36. А.Э. Педагогические особенности применения игровых методов обучения/ А. Э. Болотин // Теория и методика физической подготовки: Научно-педагогический журнал. СПб.: СК МО РФ, ВИФК, 2000.-№ 7.-С. 18−28.
  37. А.Э. Принципы моделирования игровых процессов при обучении специалистов по физической подготовке/ А. Э. Болотин // Военно-физкультурное образование проблемы и перспективы: Межвузовский сб. научных статей. СПб.: ВИФК, 1998. — С.3−6.
  38. А.Э. Теория и практика игрового обучения специалистов физической подготовки и спорта: Монография/ А. Э. Болотин.- СПб.: Гос. Академия спорта, 2000.- 221с.
  39. А.Э. Теория и практика применения игровых методов обучения специалистов по физической подготовке и спорту: Автореф. дис.. докт. пед. наук/ А. Э. Болотин. СПб., 2001. — 58 с.
  40. А.Э. Физическая подготовка курсантов старших курсов вузов МВД России с учетом их спортивных интересов: Учебно-методическое пособие/ А. Э. Болотин, Э. В. Маркин.- Орел: Орловский юридический институт, 2006. 146 с.
  41. А.Э. Характеристика модели игрового обучения специалистов по физической подготовке/ А.Э.Болотин// Всероссийская научно-практ. конференция «100 лет физической культуре и спорту в СПбГУ» СПб: Тезисы докладов ч. 2 СпбГУ, 2002. — С. 11−12.
  42. Г. А. Актуальные проблемы современной профессиональной подготовки/ Г. А. Бордовский// Подготовка специалистов в области образования. Основные направления совершенствования. СПб., 1996. — Вып. IV. — С. 14−18.
  43. Г. А. Управление качеством образовательного процесса: Монография/ Г. А. Бордовский, А. А. Нестеров, С. Ю. Трапицын. -СПб.: Изд-во РПГУ им. А. И. Герцена, 2001.-359 с.
  44. A.M. Организация и проведение военно-специальных игр в процессе подготовки курсантов военно-физкультурного ввуза: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ A.M. Букачев. СПб., 1999. — 24 с.
  45. Н.М. Морально-психологическая подготовка курсантов учебных заведений МВД и УВД: Методическое пособие/ Н. М. Буланов, Н. С. Бачковский. М.: Учебно-методический кабинет МВД СССР, 1991. -154с.
  46. Н.М. Подготовка курсантов учебных заведений МВД: Учебно-методическое пособие/ Н. М. Буланов, Н. С. Бачковский. М.: МВД СССР, 1985.-С. 13−19.
  47. Буланова-Топоркова М. В. Педагогические технологии: Учебное пособие/ М.В. Буланова-Топоркова, А. В. Духавнева, B.C. Кукушкин, Г. В. Сучков, — М., 2004. 235с.
  48. О.Н. Психолого-педагогические основы формирования профессиональной деятельности/ О. Н. Бурмыкина, Н. А. Нечаев. М.: Изд-воМГУ, 1998.- 166с.
  49. А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод, пособие/ А. А. Вербицкий. М.: Высшая школа, 1991. -207с.
  50. , И.П. Влияние лидерства и руководства на групповую динамику в условиях стресса/ И. П. Волков, А. И. Захаров и др.// Руководство и лидерство: Опыт социально-психологического исследования. Д.: Лениздат, 1987. — С. 53−61.
  51. Г. А. Структуризация содержания обучения/ Г. А. Воробьев, В.Н. Малыш// Высшее образование сегодня.- 2007.-№ 5.- С. 14.
  52. Т.В. Учебная деятельность и ее средства/ Т.В. Габай- М.: МГУ, 1998.-64 с.
  53. С.Р. Игровое моделирование экономических процессов (деловые игры): Учебное пособие/ С. Р. Гидрович, И. М. Сыроежин. М., 1990. — 121 с.
  54. М.М. Управление процессом формирования профессиональных качеств специалиста на основе модели будущейдеятельности: Учебное пособие/ М. М. Голхернер, Э. А. Непомнящая. М., 1997.- 185с.
  55. , В.Д. Лидерство как фактор групповой деятельности: Автореф. дис.. канд. психол. наук/ В. Д. Гончаров.- Л., 1981.-21 с.
  56. Ю.А. К построению общей теории игры/ Ю.А.Горбачев// Философия и наука. Л., 1975. — С. 189−192.
  57. А.В. Кадры органов внутренних дел: современные проблемы обеспечения/ А. В. Горожанин.- СПб: Изд-во фонда поддержки науки и образования в области правоохранительной деятельности «Университет», 1999. 235с.
  58. , А.С. Введение в социологическое исследование профессиональной деятельности. Методология, исследовательские практики/ А. С. Готлиб. М.: Флинта, 2005. — 382 с.
  59. М.Г. Личность педагога/ М. Г. Громкова. СПб.: РГПУ, 1995.-74 с.
  60. Р.Г. Руководство по операционным играм/ Р. Г. Грэм, К. Ф. Грей.-М., 1987.-С. 32−43.
  61. А.А. Адаптация слушателей, молодых сотрудников МВД и формирование социально-психологического климата/ А. А. Гусейнов // Психопедагогика в правоохранительных органах, 2003. — № 1. — С.40.
  62. И.М. Об использовании деловых игр в управлении/ И. М. Гуськов // Программно-целевой подход и деловые игры. Новосибирск, 1982.-С. 21−24.
  63. В.В. Организационно-имитационные игры как новая форма подготовки кадров/ В. В. Давыдов, С. Д. Неверкович, А. А. Тюков // Теория и практика физической культуры. № 9. — 1993.- С. 34−36.
  64. В.В. Проблемы развивающего обучения/ В. В. Давыдов. -М., 1996.- 125с.
  65. В.П. Теоретические и методические основы моделирования процесса профессиональной подготовки специалиста/ В. П. Давыдов, О. Х.-А. Рахимов // Инновации в образовании. -2002.- № 2.- С. 6283.
  66. Н.А. Как быстро научиться интересно и эффективно обучать специалистов/ Н. А. Давыдов, Н. А. Бойченко. Симферополь, 1996.-270с.
  67. В.Ф. Боевая подготовка сотрудников МВД России: Учебное пособие/ В. Ф. Дергачев, C.JI. Копотев, Х. Ш. Шафигуллип. -Ижевск, 1996. 138 с.
  68. А.А. Оптимизация управления деятельностью персонала образовательных систем/ А. А. Деркач. М.: РАУ, 1997. — 260 с.
  69. А. Профессиональная компетентность как показатель качества образования/ А. Дорофеев// Высшее образование в России. -2005. -№ 4. С.30−33.
  70. В.М. О методике разработки управляющих игр на основе системы спецификаций/ В. М. Ефимов, В.Ф.Комаров// Международный семинар по управленческим играм. София, 1988 — С. 19−25.
  71. В.И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учеб. пособие для студентов вузов/ В. И. Загвязинский. -М.: Академия, 2001. 188с.
  72. Г. Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения/ Г. Е. Залесский// Вестник МГУ.- Сер. 14.- Психология, 1998. № 2.- С. 34−37.
  73. Э.Ф. Психология профессионального развития: Учебное пособие/ Э. Ф. Зеер. — м.: Академия, 2007. — 240с.
  74. Э.Ф. Становление личностно ориентированного образования/ Э. Ф. Зеер // Образование и наука -1999. -№ 1(1). С. 112−122.
  75. , И.Ф. Профессионально-педагогическая культура преподавателя/ И. Ф. Исаев. М.: Академия, 2004. — 208 с.
  76. А.Ф. К вопросу подготовки слушателей школ МВД РФ к служебной деятельности/ А. Ф. Калашников // Тез. докл. межвуз. науч.-практ. конф. Орел: Высшая школа МВД РФ, 1997. — 173 с.
  77. , А.И. Активные методы обучения/ А. И. Каменев. М.: Педагогика, 1989.-210 с.
  78. , JI.A. Готовность к деятельности в напряженных ситуациях: Психологический аспект/ JI.A. Кандыбович. Минск, 1985. -98с.
  79. Квалификационные требования к сотрудникам основных служб органов внутренних дел МВД России. МВД РФ, ГУК Методический центр профессионального образования и координации научных исследований. М., 1997.- 96 с.
  80. Квалификационные характеристики выпускников образовательных учреждений МВД России (высшая и средняя квалификация). М.: ГУК МВД РФ, Методический центр профессионального образования и координации научных исследований, 1997.- 98с.
  81. В.Е. Обучающие игры в системе профессиональной подготовки курсантов Новочеркасского военного института связи/
  82. B.Е.Кирсанов// Сборник научно-методических работ. Новочеркасск: НВИС. — 2002. — С. 81−84.
  83. В.Е. Профессиональная подготовка курсантов военно-учебных заведений войск связи на основе применения обучающих игр: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ В.Е.Кирсанов- ИФК.- СПб, 2004.- 21с.
  84. В.Г. Современная концепция профессиональльной подготовки в ВУЗах МВД России/ В. Г. Колюхов, В. И. Лисицын // Учение, научные школы и идеи. М.: МЮИ МВД России, 1995. — С. 21−23.
  85. Е.П. К психологической характеристике эффективности учебно-ролевых игр/ Е. П. Коровяковская, О.Н. Юдина// Вопросы психологии. 1990. — № 1.- С. 45−48.
  86. Э.Н. Технология проблемно-деятельностного обучения в вузе/ Э. Н. Коротков. М.: ВПА, 1990.- 170 с.
  87. С.Е. Физическая подготовка курсантов вузов МВД России в начальный период обучения на основе применения однонаправленных тренировочных нагрузок: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ С. Е. Костин. -СПб.: ГПУ, 2005.-23 с.
  88. С.Е. Структура и пути совершенствования профессионально-прикладной физической подготовленности слушателей высшей школы МВД СССР: Автореф. дис. .канд. пед. наук/ С. Е. Красноперцев.- М., 1990.- 25с.
  89. Н.В. Понятие «педагогическая система» и критерии ее оценки: Методы системного педагогического исследования/ Н. В. Кузьмина. Л., 1980. — С. 31−49.
  90. Г. В. Морально-психологическая подготовка курсантов вузов МЧС России в процессе обучения/ Г. В. Курносов// Тезисы 2-й Междунар. науч.-практ. конф.- Смоленск, 2006. С. 57- 64.
  91. Г. В. Проблемы адаптации и методика формирования психологической устойчивости личности к негативным факторам профессиональной деятельности/ Г. В. Курносов// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- 2006.- № 4 (15). С. 45−48.
  92. Г. В. Психолого-педагогические особенности подготовки сотрудников МЧС России к профессиональной деятельности в условияхриска/ Г. В. Курносов// Антитеррор. Проблемы глобальной безопасности.-2008.-№ 1, — С. 67−82.
  93. Г. В. Формирование психологической готовности курсантов в процессе тактико-специальной подготовки: уч.-методич. пособие/ Г. В. Курносов.- СПб, СПб У ГПС МЧС России, 2007. 58с.
  94. В. Главное охрана конституционных прав и свобод человека/ В. Лебедев // Законность.- 1996.-№ 2.- С. 15−18.
  95. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность/ А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1981. 302с.
  96. Н.В. Профессиональное совершенствование руководителей физического воспитания средних специальных учебных заведений на основе применения организационно-деятельностных игр: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/Н.В.Логинова- ВИФК.- СПб, 2003.- 23с.
  97. А.К. Анализ профессиональной компетентности специалиста/ А.К. Макарова// Советская педагогика.- 1990.- № 8.- С. 62−71.
  98. Е.А. Проблемы управления профессиональной подготовкой сотрудников МЧС к действиям в чрезвычайных ситуациях/ Е.А. Малыгина// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России, № 1. СПб.: СПбИ ГПС МЧС России, 2003. — С. 78−82.
  99. Ш. Маркин Э. В. Физическая подготовка курсантов старших курсов вуза МВД России с учетом их физкультурных интересов: Автореф. дис. .канд.пед.наук/Э.В. Маркин- ВИФК.- СПб., 2006.- 20с.
  100. , А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. -М, 1996.-245с.
  101. Н.И. Психопрофилактическое обеспечение органов внутренних дел, осуществлявших оперативно-служебную деятельность в экстремальных условиях/ Н. И. Мягких, И. В. Колос, Г. В.Шутко// Психопедагогика в правоохранительных органах. 2000.- № 2(14) — С.74−75.
  102. Г. М. Обязанности, права и ответственность начальника горрайоргана внутренних дел в работе с кадрами: учебно-методическое пособие / Г. М. Мякишев. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2002.- С. 8.
  103. P.P. Внешняя и внутренняя мотивация деятельности/ Р. Р. Назарова // Социальная сфера трансформирующегося общества: сб. науч. статей / ИСЭПН АН РТ. Казань, 1997.-С. 76−80.
  104. Иб.Неверкович С. Д. Игровые методы подготовки кадров/ С.Д. Неверкович- Под ред. В. В. Давыдова. М.: Высшая школа, 1995. — 206 с.
  105. С.Д. Психолого-педагогические основы игровых методов подготовки кадров: Автореф. дис.. докт. пед. наук/ С. Д. Неверкович. М., 1988. — 31 с.
  106. С.В. Направленность и содержание физической подготовки сотрудников подразделений быстрого реагирования МВД РФ на первоначальном этапе профессионального становления: Монография/ С. В. Никишов. СПб., 2000. — 223 с.
  107. , A.M. Об аспектах и уровнях развития профессиональной культуры специалиста: Учебное пособие/ A.M. Новиков. М.: Академия, 2005.-54с.
  108. Опыт правоохранительной деятельности в зарубежных странах/ Сб. мат.-лов ГИЦ МВД России. М., 1994.- С.200−205.
  109. , Ю.П. Психологические основы коллективной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук/ Ю. П. Платонов. — JL: ЛГУ, 1991.-48 с.
  110. Ю.П. Психологическое содержание профессионального становления человека / Ю. П. Поваренков. М.: Изд-во УРАО, 2002. -160 с.
  111. Подготовка выпускников образовательных учреждений МВД России к службе в органах внутренних дел: Сборник аналитических и методических материалов. М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003.- С. 28.
  112. Ю.Ф. Проблемы профессиональной подготовки сотрудников МВД/ Ю. Ф. Подлипняк, В.Н. Яншин// Проблемы боевой и физической подготовки слушателей вузов МВД СССР.- Минск, 1985, — С.40−48.
  113. И.В. Системный подход и общесистемные закономерности: Системы и проблемы управления: Учебное пособие/ И. В. Прангишвили.- М.: Изд-во Синтег, 2000.- 528с.
  114. Приказ МВД России от 07.06.1996 г. № 311 «Об утверждении инструкции об итоговой государственной аттестации выпускников образовательных учреждений профессионального образования МВД России». -М., 1996.
  115. Приказ МВД РФ от 2 июля 2002 г. № 627 «О мерах по совершенствованию деятельности Государственной инспекции безопасности дорожного движения и укреплению доверия к ней со стороны участников дорожного движения»
  116. М.В. Методы педагогических исследований: Учебное пособие/ М. В. Прохорова.- СПб.: СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта, 1993.-125с.
  117. И.Н. Деловые игры в подготовке специалистов по физической культуре и спорту: Методические разработки / И. Н. Решетень, В. П. Копаев, М. В. Прохорова, Ю. А. Фомин. -М.: ГЦОЛИФК, 1993.- 125с.
  118. В.М. Методологический анализ деловой игры как новой области научно-технической деятельности и знаний/ В. М. Розин // Вопросы философии. 1986. — № 6.
  119. , В.И. Исследование функций лидерства в групповой деятельности/ В.И. Румянцева// Личность и деятельность. Л.: Изд-во ЛГУ, 1992. — 87 с.
  120. Е.Н. Специальная физическая подготовка курсантов образовательных учреждений МВД к действиям в условиях ограниченной видимости и ночью/ Е. Н. Семенов. СПб.: ВИФК, 2001. — 163 с.
  121. JI.A. Непрерывное образование как фактор поддержания функциональной грамотности и профессиональной компетентности/ JI.A. Симонова. Л., 1990. — 115с.
  122. Т.М. Педагогические условия применения деловых игр в техническом вузе: Автореф. дис.. канд. пед. наук/ Т. М. Сорокина. М., 1986.- 25с.
  123. И.Ю. Учет психофизиологических особенностей деятельности сотрудников ГПС МЧС России в процессе подготовки в вузе/ И.Ю. Стригельская// Вестник Санкт-Петербургского института ГПС МЧС России.- СПб., 2003. С. 45−47.
  124. И.М. Игра в рабочее время?/ И. М. Сыроежи // Экономика и организация промышленного производства. М., 1995. — С. 24−26.
  125. И.М. Методика разработки и использования деловых игр как формы активного обучения студентов/ И. М. Сыроежин, А. А. Вербицкий.-М.: НИИ ВШ, 1991. С. 4−13.
  126. , М.Ф. Воспитание специалиста/ М. Ф. Фатхуллин.-Казань.: Изд-во Казан, ун-та, 1990. 148 с.
  127. С. Правовая реформа: укрепление основ российского общества/ С. Филатов// Российская юстиция.- 1996.- № 1.- С.34−37.
  128. А.Р. Развитие личности в процессе профессионализации/ А.Р. Фонарев// Вопросы психологии.- 2004.- № 6.- С. 72−83.
  129. М.С. Теория и практика организации игровой деятельности студентов в учебном процессе (дидактическая имитационная игра)/М.С. Хайдаров. Алма-Ата, 1981.- 135с.
  130. Ю.Л. Психология общения в совместной деятельности: Автореф. дис.. докт. психол. наук/ Ю. Л. Ханин. Л., 1996. — 44 с.
  131. Н.В. Психотехнические игры в спорте/ Н. В. Цзен, Ю. В. Пахомов. М., 1985. — 165 с.
  132. Т.И. Управление образовательными системами/ Т. И. Шамова, П. И. Третьяков, Н. П. Капустин. М.: ВЛАДОС, 2001. — 320 с.
  133. А.Н. Правовая подготовка студентов физкультурных вузов с использованием обучающих игр: Автореф. дисс. .канд. пед. наук/ А. Н. Шумарин.- Великие Луки, 2007.- 24с.
  134. П.А. Участие подразделений собственной безопасности в совершенствовании кадрового обеспечения органов внутренних дел/ П. А. Шурыгин, А.Е. Московкин// Вестник МВД России.- 2006.- № 5.- С.58−62.
  135. Г. П. Игра как социотехническая система: организация и исследование: Программно-целевой подход и деловые игры: Учебное пособие /Г.П. Щедровицкий. Новосибирск, 1992.- 135с.
  136. Г. П. Оргдеятельностные игры/ Г. П. Щедровицкий // Сб. ВНИИ системных исследований. М., 1985. — С. 30−41.
  137. Г. П. Оргдеятельностные игры/ Г. П. Щедровицкий, С.И. Котельников// Сборник ВНИИ системных исследований. М., 1995.-С. 60−69.
  138. В.А. Обучение как процесс управления/ В. А. Якунин. Л., 1988.- 159 с.
  139. В.А. Педагогическая психология: Учебное пособие/ В. А. Якунин. СПб.: Изд-во Михайлова В. А.: Изд-во «Полиус», 1998. — 639 с. 1. На иностранном языке
  140. Adler S. Personality and work behaviour: Exploring the linkages/ S. Adler // Applied Psychology. 1996. — 45 (3). — P. 24−207.
  141. Allen L.E. What counts is the game is scored: one way to increase achievement is learning mathematics/ L.E. Allen, G. Jackson, J. Ross, S. White// Ibid. 1998. — Vol. 9. — № 4. — P. 371−392.
  142. Armstrong M. Performance Management: The New Realities/ M. Armstrong, A. Baron. London: Institute of Personnel and Development, 1998.
  143. Bacharach S.B. Beyond situational constraints: job resources inadequacy and individual performance at work/ S.B. Bacharach, P. Bamberger // Human Resource Management Review. 5(2). — 1995. — P. 79−102.
  144. Bredermeier M.E. Providing referents for sociological concepts: Simulation Gaming/ M.E. Bredermeier// Haching Sociology. — 1998. Vol. 5. -№ 2. — P. 409−421.
  145. Greenblat C.S. Teaching with simulation games a review of chains and avidence/ C.S. Greenblat// Teaching Sociology. 1993. — vol.1. — № 3. — P. 6283.
  146. Kaplan R.S. Using the balanced scorecard as a strategic management system/ R.S. Kaplan, D.P. Norton// Harvard Business Review. 1996. — 73(1). -P. 75−85.
  147. Leister J.P. Evaluation a role-specific simulation/ J.P. Leister, M.J.Stoil// Ibid. 1999. — Vol. 10. — № 2. — P. 167−188.
  148. Liggett H. An evaluation instrument for use with urban simulation and games/ H. Liggett // Simulation Games. 1997. — Vol. 8. — № 2. — P.150.
  149. Sternberg R.J. Tacit knowledge and job success. In N. Anderson, P. Herriot (eds) Assessment and Selection in Organizations. First Update and Supplement/R.J. Sternberg. Chiehcster: Wiley, 1994.
Заполнить форму текущей работой