Актуальность темы
исследования обусловлена преобразованиями, происходящими в сфере международного перевозочного процесса, напрямую относящимися к РФ. Геополитическое положение России на Евразийском континенте обусловливает ее предназначение как великого транспортного пути, соединяющего страны Запада и Востока. В связи с этим, международный железнодорожный процесс оказывает большое влияние на экономику России, а именно, способствует развитию международных связей между странами, осуществляющими импорт и экспорт производимых ими товаров.
Однако, кризисное состояние Российских железных дорог в области международных перевозок грузов, а также необходимость совершенствования законодательства в области регулирования международного перевозочного процесса не позволяют использовать железные дороги РФ в качестве основного транспортного пути между Западом и Востоком. Международные перевозчики отказываются от услуг Российской железной дороги в области международных железнодорожных перевозок, предпочитая использовать другие международные пути перемещения грузов. В частности, к ним относится морской путь вокруг всего Евразийского континента с точкой назначения в Финляндии.
Из вышесказанного, можно выделить те моменты, совокупность которых не позволяет использовать на полную мощность потенциал Российских железных дорог в международном грузовом сообщении:
— во-первых, это перегрузка грузов на пограничных пунктах, вызывающая потери грузов, замедление перевозочного процессаво-вторых, несоответствие железнодорожного и таможенного законодательства, приводящее к увеличению времени прохождения таможнив-третьих, длительная обработка документов на пограничных станциях;
— в-четвертых, сказываются и высокие ставки складского хранения грузов на станциях российских железных дорог, которые в два раза дороже, чем хранение груза на консигнационном складе в порту Котка в Финляндии.
Решение данных проблем требуют не только соответствующего нормативного регулирования, но и теоретического исследования, с целью выявления необходимых изменений и дополнений к действующему внутреннему и международному законодательству в области грузовых перевозок. Совершенствование правового регулирования международных перевозок грузов должно развиваться совместно с экономическими способами воздействия на перевозки грузов с целью эффективной работы железных дорог РФ в международном сообщении.
Правовое регулирование отношений, возникающих при осуществлении процесса международной перевозки грузов, подвергалось комплексному исследованию давно, хотя определенные теоретические выводы и положения предыдущих теоретических исследователей имеют и сейчас определенное значение для науки Международного частного права. Также необходимо отметить, что предыдущие исследования правовых проблем в области международной железнодорожной перевозки грузов проводились в период использования в РСФСР командно-административных методов руководства, плановой системы хозяйствования, в том числе и в международных перевозках, выполняемых железнодорожным транспортом СССР, что отразилось на выводах и предложениях исследователей.
В настоящее время, в юридической литературе уделяется внимание только отдельным вопросам международных железнодорожных перевозок грузов.
Указанные выше обстоятельства обусловили выбор темы диссертационной работы и ее актуальность (гражданско-правовой аспект).
Цели и задачи диссертационного исследования. Настоящая работа имеет своей целью, на основе анализа и сопоставления материалов, международного и внутреннего законодательства в области международных перевозок грузов определить историко-правовой аспект развития международной перевозки грузоврассмотреть теоретические вопросы касающиеся: определения и видов международной железнодорожной перевозки грузов, понятия договора перевозки и другие вопросы не получившие достаточного освещения в научной литературевыявить проблемы в действующем законодательстве о международной железнодорожной перевозке грузов и выработать в рамках возможного, научно — обоснованные рекомендации по его совершенствованию.
Методологическая основа исследования. Основой настоящей работы, являются общенаучные методы исследования: диалектический, исторический, системный, классифицированный, а также юридическиеколлизионный, сравнительно-правовой. Использовались достижения экономической, технической и правовой наук. Комплексный характер работы основан на действующем законодательстве, подзаконных нормативных актах, выводах общей теории права, анализа данных статистики.
Теоретическая основа исследования. Теоретической основой диссертации послужили многие положения, изложенные в трудах ученых правоведов, таких как: С. С. Алексеев, Н. М. Артемьева, М.К. Александров-Дольник, М. М. Богуславский, М. И. Брагинский, В. А. Вятчин, М. В. Гордон, А. Г. Дмитриев, В. А. Егиазаров, В. Г. Ермолаев, В. П. Звеков, В. Н. Изволенский, В. А. Кудрявцева, J1.A. Лунц, М. Г. Масевич, В. В. Меркулов, Ю. М. Неруш, В. Т. Осипов, В. В. Повороженко, Л. И. Рапопорт, А. Н. Романович, О. Н. Садиков, Т. П. Савичев, A.C. Скаридов, В. Т. Смирнов, О.В.
Сиваков, В. А. Тархов, М. А. Тарасов, В. И. Троегубов, Т. А. Фадеева, В. А. Хохлов, К. К. Яичков, а труды иностранных ученых: Rodier R., Bonner G.A., G. Heimerl, P. Brewer и др.
При использовании традиционных положений гражданского права представляется необходимым исходить из того, что безусловное следование традиции порождает консерватизм, но и пренебрежение к теоретическому наследию прерывает преемственность в развитии науки, приводит к потере ее ценных достижений. Поэтому автор в своей работе, опираясь на предшествующий опыт ученых-правоведов, пробует обосновать возможные нововведения в правовом регулировании в области международной железнодорожной перевозки грузов.
В диссертации рассматриваются основные международно-правовые нормативные акты: Соглашение о международном железнодорожном сообщении (СМГС) от 1951 года, Соглашение о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ) от 1980 года, Транспортный устав железных дорог РФ от 1998 года и другие.
Степень разработанности темы.
В данной диссертации впервые в юридической литературе на монографическом и диссертационном уровне проведен анализ международной железнодорожной перевозки грузов (гражданско-правовой аспект), современных международных соглашений и правовой литературы, дающих правовой обзор по вопросам международной железнодорожной перевозки грузов.
Имеющиеся в гражданско-правовой литературе разработки касались отдельных аспектов данной проблемы, что явно недостаточно для уяснения сути данного явления и его значения для науки и практики.
Научная новизна исследования.
Новизна состоит в самой постановке целей и задач исследования и их решении. Диссертация является комплексным исследованием положений выносимых на защиту и являющимися новыми в науке о международной железнодорожной перевозке грузов.
Рассматриваются правовые основы принятия Всеобщего соглашения «О правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов». Обосновываются предложения и определенные шаги, необходимые для успешной интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитие международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России.
Проводится комплексное исследование договора международной железнодорожной перевозки грузов, его правовая природа. В диссертации сделан ряд выводов и положений, а также вносятся предложения по современному действующему законодательству.
На защиту выносятся следующие положения:
1. Вывод о том, что международная железнодорожная перевозка — это перевозка грузов и пассажиров осуществляемая между двумя и более государствами на основе заключенного между ними специального международного соглашения, или на основе отдельных договоров перевозки, заключенных по правилам стран следования груза.
2. Сформулировано положение о том, что для признания перевозки международной вовсе не обязательно, чтобы она фактически осуществлялась по территории двух или более стран, достаточно сдать груз к перевозке в соответствующем сообщении.
3. Обоснован вывод о том, что в настоящее время наиболее эффективными являются смешанные контейнерные перевозки, т. е. с участием двух и более видов транспорта.
4. На основе исследования правовых отношений, связанных с правовым регулированием международных железнодорожных перевозок грузов, вносится предложение о необходимости принятия Всеобщего соглашения «О правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов» ,.
5. Предлагается изменить редакцию п. 3. ст. 34 «Транспортного устава железных дорог РФ». Он должен звучать следующим образом: «В случае вскрытия вагонов, контейнеров для таможенного досмотра, их пломбирование новыми запорно-пломбировочными устройствами проводят таможенные органы, за счет грузополучателя» .
6. Обосновываются положения, что для успешной интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитие международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России требуется сделать следующие шаги:
— введение глобальной компьютерной сети во всей системе российских железных дорог и таможен РФ;
— совместная работа органов МПС и ГТК РФ в области законотворчества;
— введение упрощенного таможенного оформления не только к контейнерным перевозкам, но и к по вагонным отправкам;
— усиление ответственности железных дорог и органов таможни при осуществлении международной железнодорожной перевозки;
— создание в России консигнационных складов конкурирующих с финскими складами;
7. Сформулировано определение понятия договора международной железнодорожной перевозки грузов как договора, в силу которого одна сторона, именуемая перевозчиком, принимает на себя обязательства принять груз, перевезти его в оговоренный сторонами срок, в целости и сохранности в указанное место назначения и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему определенную сумму, именуемую провозной платой.
8. Обосновывается положение о том, что договор перевозки грузов — это договор об исполнении третьему лицу, в котором грузополучатель, не являясь стороной в договоре, наделяется определенными правами и обязанностями в соответствие с нормами международных соглашений, регулирующих процесс перевозки.
9. Сделан вывод о том, что договор международной железнодорожной перевозки грузов является реальным договором, т.к. он считается заключенным только после передачи груза железной дороге вместе с накладной и принятием его железной дорогой от отправителя для перевозки.
10. Признать нецелесообразным в современных условиях отмену монополии на Российские железные дороги и дать свободный доступ к железнодорожным линиям всем третьим лицам, как это планируется в Европе.
11. Нормы СМГС следует дополнить институтом смешанной ответственности.
Практическое и теоретическое значение. Практическое значение работы состоит в том, что содержащиеся в ней выводы могут быть использованы в законодательной деятельности: при совершенствовании «Транспортного устава железных дорог РФ» — в законодательной деятельности железнодорожных и таможенных органов. В диссертации разработаны критерии для принятия международного нормативного акта, осуществляющего правовое регулирование международной железнодорожной перевозки грузов. Также предложения и выводы в диссертации могут быть использованы в учебно-методологической работе при преподавании курса Международного частного права в юридических ВУЗах.
Апробация и внедрение результатов исследования. Диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре Международного частного права Саратовской государственной академии права. Результаты исследования были использованы при чтении лекций и проведении семинарских занятий со студентами по курсу Международного частного права. Основные положения диссертации изложены в опубликованных автором научных статьях, а также в докладе на научно-практической конференции 20−26 мая 2000 года «Правовая реформа в современной России: проблемы, тенденции, перспективы» (Астрахань, 2000 г.).
Структура диссертации: Диссертация состоит из введения, двух глав, 9 параграфов, заключения и списка используемой литературы.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Настоящая работа ставит своей задачей дать анализ основных правовых вопросов в области международной железнодорожной перевозки грузов. Главное внимание в диссертации уделяется проблематике грузовых перевозок, поскольку основная роль международного транспорта состоит в обеспечении доставки внешнеторговых и иных грузов.
В первой главе диссертации рассматривается теоретический аспект международной железнодорожной перевозки грузов. Анализируется исторический и правовой аспекты развития международной железнодорожной перевозки. Железнодорожный транспорт за более чем полутора вековой период своего существования доказал надежность, бесперебойность, безопасность, устойчивость к климатическим колебаниям и имеет хорошие экологические показатели. Все это делает наиболее приемлемым использование железных дорог в качестве транспортного обеспечения мировой системы хозяйствования.
Речь идет о создании единой планетарной железнодорожной системы на базе трансконтинентальных и межконтинентальных железнодорожных линий, охватывающих Европу, Северную и Южную Америку, Азию, Африку и Австралию. Для этого потребуется преодолеть ряд трудностей, таких как разноколейность, разнотипность подвижного состава, различие правовых систем регулирующих процесс перевозки, конкуренция с другими видами транспорта, осуществляющих международные перевозки и другие трудности. Одно, несомненно — железным дорогам в будущем должна принадлежать ведущая роль в международных перевозках.
Помимо историко-правового анализа в первой главе дается понятие международной железнодорожной перевозки грузов и ее виды. Под международной железнодорожной перевозкой понимается перевозка грузов и пассажиров осуществляемая между двумя и более государствами на основе заключенного между ними специального международного соглашения или на основе отдельных договоров перевозки, заключенных по правилам стран следования груза. Наряду с этим, рассматриваются различные виды международных перевозок, и выделяется наиболее перспективный в настоящее время вид перевозки. Это международная смешанная перевозка грузов.
Необходимо отметить, что транспортная инфраструктура любого развитого государства немыслима без смешанных перевозок. Они активно используются на всех транспортных маршрутах. Ускорение, удешевление и упрощение процесса движения грузов укрупненными грузовыми местами (в контейнерах и трейлерах) от изготовителя к потребителю по варианту «от двери до двери» привело к интегрированию транспортных систем. Именно этот вид перевозки должен получить наибольшее развитие в современных транспортных отношениях, как перевозка, в процессе выполнение которой существенно увеличивается скорость транспортировки, сокращается объем пути и расходы, связанные с перевозкой и дает повышенную защиту перевозимых грузов.
Говоря о правовом регулировании международной железнодорожной перевозки грузов, отмечается необходимость принятия единого соглашения.
0 международной перевозке. При его исполнении не будет оказываться «давление» на внутреннее законодательство стран участвующих в этом соглашении и международная перевозка будет осуществляться более качественно, быстро и «безболезненно» для участников этого соглашения.
Транспортное право любого государства по своей природе должно являться открытой, международной системой или, по крайней мере, быть совместимой с международными нормами транспортного права.1.
Эта точка зрения подтверждает возможность заключения единого транспортного соглашения о международной перевозке. Существование единого транспортного соглашения, на наш взгляд, дает преимущество в.
1 Якушев В. Общие тенденции развития современного права перевозок грузов и их влияние на правовое регулирование смешанных перевозок // Хозяйство и право. 1996. № 9. С. 57 правовом регулировании и осуществлении международной железнодорожной перевозки грузов, по сравнению с ныне действующими нормативными актами в области международного железнодорожного транспорта.
Во-первых, железнодорожная перевозка грузов будет осуществляться намного быстрее и качественнее, чем в настоящее время. Это объясняется беспрепятственным прохождением груза через территорию любого государства, за счет единого регулирования. Не будет трат времени, связанного с прохождением груза между странами, в которых действуют различные международные железнодорожные соглашения.
Во-вторых, возрастет роль железнодорожного транспорта по сравнению с другими видами перевозчиков.
В-третьих, появятся общие формы договоров перевозки грузов и других товарораспорядительных документов. Это также благоприятно отразится на процессе осуществлении перевозки.
В-четвертых, процесс выполнения перевозки намного упростится по сравнению с настоящей перевозкой грузов. Это объясняется тем, что не будет большого количества различных предписаний, дополнительных соглашений.
Вообще сам транспортный процесс должен быть предельно прост. Правовое регулирование, заключение договора перевозки, процесс выполнения перевозки, права и обязанности сторон, ответственность за нарушения договора перевозки — все должно быть четко сформулировано, и не допускать других толкований. Главное направление в международной железнодорожной перевозки грузов — это стремление в налаживании доверительных отношениях между перевозчиком и клиентурой.
Говоря о развитии международного правового регулирования в области международной железнодорожной перевозке грузов необходимо проанализировать роль Российских железных дорог в международной перевозке.
Геополитическое положение России на Евроазиатском континенте обуславливает ее предназначение как великого транспортного пути, соединяющего страны Запада и Востока. В связи с эти, необходимо предусмотреть развитие транспортной инфраструктуры не только в европейской части России, но и на азиатском направлении. Поэтому, весьма важным представляется своевременное налаживание транспортных связей между западными и азиатскими странами.
Везти грузы в Россию и транзитом через Россию сегодня невыгодно. Не касаясь внешнеполитических аспектов уменьшения роли и значения Российских железных дорог в международных перевозках, остановимся на тех факторах, которые всецело зависят от решений государственных структур.
Несоответствие нормативно-правовых актов относительно быстроменяющихся условий экономической деятельности в России, неоднозначная трактовка приказов и распоряжений Государственного таможенного комитета (ГТК) таможенными органами на местах, громоздкость таможенных процедур на пограничных переходах и в таможнях назначения создают большие сложности для грузовладельцев в доставке грузов железнодорожным транспортом в Россию и транзитом в третьи страны. Все это вместе взятое заставляет их отдавать предпочтение автотранспортным и морским перевозкам в убыток железнодорожному транспорту.
Для решения вышеперечисленных проблем необходимо: — усовершенствовать таможенное и транспортное законодательства, призванные в новых условиях обеспечить экономическую безопасность России, способствовать активизации связей российской экономики с мировым хозяйством и освоению международного рынка транспортных услуг;
— рассмотреть, с целью увеличения объемов перевозок внешнеторговых грузов, поступающих прямо в Россию, а также получения дохода от складской деятельности, возможность создания на базе существующих складов, в крупных региональных центрах России, консигнационных складов для обработки экспортно-импортных грузов;
— активно внедрять новые технологии (интернет, компьютерные сети, электронная передача данных по продвижению товара), что позволит оперативно получать и предоставлять правовую информацию, обо всех этапах железнодорожной перевозки международных грузов и перемещении их через границу. Это поможет оптимизировать все процессы, связанные с оформлением, отправкой и получением международных грузов в системе железнодорожного транспорта.
Успешное решение вышеперечисленных проблем приведет к интеграции транспортной сети России в общеевропейскую транспортную систему и развитию международных и транзитных грузовых перевозок через территорию России. Это повысит конкурентоспособность российских железных дорог перед другими видами транспорта, и как следствие, обеспечит увеличение объемов перевозок, и получение дополнительной прибыли.
Вторая глава диссертации посвящена проблемам договора международной железнодорожной перевозки грузов. В ней рассматриваются определение договора международной перевозки, его значение и правовая природа.
Под договором международной железнодорожной перевозки грузов понимается договор, в силу которого одна сторона, именуемая перевозчиком, принимает на себя обязательства принять груз, перевести его в оговоренный сторонами срок, в целости и сохранности в указанное место назначения и выдать его грузополучателю, а другая сторона, грузоотправитель, передает груз перевозчику и обязуется уплатить ему определенную сумму, именуемую провозной платой.
Характеризуя правовое значение договора международной перевозки груза необходимо выделить следующие моменты:
1. Договор, является правовым основание возникновения обязательств по перевозке груза между грузоотправителем, железной дорогой и получателем груза;
2. Для осуществления транспортного процесса необходима конкретизация условий перевозки, установленных международными соглашениями и правилами национального законодательства, с учетом потребностей и возможностей грузовладельцев и транспортных организаций, что также требует договорного оформления их отношений;
3. Договор международной перевозки груза является основанием имущественной ответственности железных дорог и клиентуры в случае невыполнения ими обязательств по перевозке.
Правовое значение договора перевозки грузов видится нам не только как, правовое основание возникновения обязательств по перевозке, конкретизация условий перевозки и основание имущественной ответственности сторон, но и как главный регулятор международной железнодорожной перевозки грузов, в отсутствие которого, нет самой перевозки грузов. Т. е. договор перевозки — это главная деталь в осуществлении перевозочного процесса.
Рассматривая проблему правовой природы договора перевозки грузов, необходимо считать договор перевозки грузов совершенно самостоятельным договором гражданского права, условия которого определяются транспортным правом и не подчинены нормам других договоров.
Рассмотрев различные взгляды на предмет и цель договора перевозки грузов, автор пришел к выводу, что предметом договора перевозки грузов, является предоставление перевозчиком транспортных услуг, а целью договора будет процесс перевозки и выдачи груза в целости и сохранности уполномоченному грузополучателю.
Относительно взаимоотношений грузополучателя, грузоотправителя и перевозчика в российской и западной литературе существуют различные мнения, и данный вопрос продолжает оставаться спорным в настоящее время. По нашему мнению, договор международной перевозки грузов — это договор об исполнении третьему лицу, в котором грузополучатель, не являясь стороной в договоре, наделяется определенными правами и обязанностями в соответствие с нормами международных соглашений, регулирующих процесс перевозки.
В диссертации автором анализируются положения Постановления Правительства РФ «О концепции структурной реформы федерального железнодорожного транспорта» от 15 мая 1998 г. № 448.
По нашему мнению положительные черты реформы определяются следующими моментами:
— созданием условий для демонополизации отдельных сфер деятельности железнодорожного транспорта и развитие рыночной конкуренции;
— доступностью инфраструктуры железных дорог для пользователей различных форм собственности;
— усилением государственного контроля за установлением экономически обоснованных тарифов на железнодорожном транспорте;
— недопущением злоупотребления монопольным положением на рынке транспортных услуг, а также на рынках производства товаров и услуг для железнодорожного транспорта.
Наряду с вышесказанным в диссертации подробно рассматриваются: форма договора международной перевозки. Накладная является обязательной письменной формой договора перевозки и основным документом на перевозку грузов, устанавливающих взаимные обязательства железной дороги и клиентуры.
Момент заключения договора международной железнодорожной перевозки грузов считается момент передачи груза грузоотправителем перевозчику вместе с заполненной товаротранспортной накладной.
Права и обязанности сторон договора, их ответственность рассматриваются на основании Соглашения о международном железнодорожном грузовом сообщении (СМГС) и Соглашения о международных железнодорожных перевозках (КОТИФ).
При рассмотрении прав и обязанностей сторон договора не ограничивается рассмотрение содержания договора только со стороны обязанностей сторон. Для полного восприятия содержания договора, а также в практических целях в диссертации рассматриваются права и обязанности каждой стороны.
Изучая ответственность перевозчика, отмечается, что она должна обеспечивать решение двух важных задач. Во-первых, давать достаточную защиту организациям и лицам, пользующимися услугами транспорта. Во-вторых, стимулировать перевозчиков к надлежащей организации транспортного процесса и не порождать для них чрезмерных финансовых трудностей, которые могут поставить под угрозу нормативное функционирование транспортных линий, осуществляющих перевозки.