Экологическая культура и образование
Диссертация
Образ природы — достояние конкретной культуры, причем в равной степени относительно того, что именно включается в «культурно значимую» природу, так и относительно ценностных аспектов и норм взаимодействия с природой. Поэтому встает проблема культурно обусловленной нормы и, соответственно, «нормы реакции» на состояние окружающей среды. На наш взгляд, обостренное переживание изменения состояния… Читать ещё >
Содержание
- ГЛАВА I. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА КАК ФАКТОР ГАРМОНИЗАЦИИ ОТНОШЕНИЙ ЧЕЛОВЕКА К ПРИРОДНОЙ СРЕДЕ
- 1. Проблема взаимодействия человека, природы и социума в философско-культурологической рефлексии
- 2. Экологическая культура: понятие, структура, функции и методологические принципы ее изучения
- ГЛАВА II. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ОБРАЗОВАНИЕ
- 1. Созидательный потенциал системы образования в становлении экологической культуры
- §-2.Тенденции развития экологической культуры в общеобразовательной и профильной школе
- §-3.Проблемы культурно-экологического просвещения управленческих кадров, специалистов и взрослого населения
- Заключение 145 Библиография
Список литературы
- Абрамов Э.А. Экологическое образование должно быть непрерывным // Экология и жизнь. 1998. — N 3. — С. 17−18.
- Агаджанян Н.А., Гичев Ю. П., Торшин В. И. Экология человека. Избранные лекции. Новосибирск, 1997. — 355 с.
- Адамский А.И. Размышления о гуманитарном образовании: Международная гуманитарная школа // http://archive.lseptember.ru/ ирг/1998/upr48 .htm.
- Акимова Т.А., Хаскин В. В. Экология. М.: ЮНИТИ, 1988. — 455 с.
- Алексеев С.В., Симонова Л. В. Идея целостности в системе экологического образования младших школьников // Нач. шк. — 1999. № 1. -С. 19−22.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды: В 2-х т.- М.: Наука, 1982.-Т. 1.- 433 с.
- Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогического исследования. М., 1982. — 142 с.
- Багдасарьян Н.Г. Функции культуры //http://subscribe.ru/member/ quick.
- Балханов В.А., Елгина Л. С. Мировоззренческие и концептуальные основы фундаментализации образования. Улан-Удэ: Изд-во БГУ, 2000.- 86 с.
- Бахтин М.М. К философии поступка // Философия и социология науки и техники: Ежегодник. М., 1986.-С. 101−117.
- Бацин В. XX век бросает вызов //http://archive.lseptember.ru/upr/ 1998/upr.
- Бейтсон Г. Экология разума. Пер. с англ. М.: Смысл, 2000- 476 с.
- Белавина И.Г. Психологический подход к формированию экологической культуры // Мир психологии. 1998. — № 2 (14). — С. 121−130.
- Белл Д. Становление постиндустриального общества.-М., 1976.-250 с.
- Бергман С. Дух, освобождающий природу / Пер. с нем.- Архангельск: Изд-во Поморского ун-та, 1999. 538 с.
- Бережной Н.М. Человек и его потребности / Под редакцией В.Д. Ди-денко. М.: Изд-во МГУ, 2000 г. — 168 с.
- Берулава М.Н. Гуманизация образования: проблемы и перспективы — Бийск: НИЦ БиГПИ, 1995. С.31−41.
- Бестужев-Лада И. В. Альтернативная цивилизация.- М.: Владос, 1998.- 325 с.
- Библер B.C. От наукоучения к логике культуры (Два философских введения в XXI век). М.: Изд-во полит, лит-ры, 1991. — 278 с.
- Библер B.C. Школа диалога культур: введение в программу // Прогнозное социальное проектирование: теоретико-методологические и методические проблемы. М.: Наука, 1994. — С.239
- Билль о правах человека и природы. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1997. — 200 с.
- Болдонова И.С. Опыт герменевтического понимания устойчивого развития // Устойчивое развитие: Сб. научн. тр. ВСГТУ. Вып.З. — Улан Удэ, 1999 .С. 103 -115.
- Бондаревская Е. В. Теория и практика личностно-ориентированного образования // Педагогика. 1996 — № 5. — С.72 — 80
- Борейко В.Е. Двенадцать ошибок в экопросветительской деятельности российских заповедников // Гуманитарный экологический журнал.- Т.2. Вып.2. 2000. — С.90 — 97.
- Борейко В.Е. Прорыв в экологическую этику. Киев: КЭКЦ, 1 998 128 с.
- Борейко В.Е. Три идеологии современного заповедного дела // Гуманитарный экологический журнал.-Т. 3. Вып. 1.-2001.-С.33−42.
- Бубер М. Я и Ты. М.: Высшая школа, 1993.-173 с.
- Васильев JI.C. История религий Востока: религиозно-культурные традиции и общество. М, 1983. — 368 с.
- Велихов Е.П., Зинченко В. П., Лекторский В. А. Сознание: Опыт междисциплинарного подхода // Вопросы философии. 1988. — № 11. -С.56 — 63.
- Вербицкий И.А. Основы концепции развития непрерывного экологического образования // Педагогика —1997. № 6. — С.31 — 36.
- Выжлецов Г. П. Философия ценностей и вызовов XXI века. Сб.: Философия и вызов XXI века. Санкт-Петербург, 1996 — С.75−97.
- Гальперин С. От цельного знания — к цельной личности // Гуманитарный экологический журнал — № 3.-1998. http://www.subscribe.ru/ ecolife. ru/journal/ htm
- Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989. — 336 с.
- Гелен А.Человек. Его природа и его положение в мире — М., 1940. — 360 с.
- Герасимов И.П. Методологические проблемы экологизации современной науки // Вопросы философии. 1998. — № 11С.9−16.
- Гердер И.-Г. Идеи к философии истории человечества. — М.: Наука, 1977.-720 с.
- Гессен С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию М.: Школа — Пресс, 1995. — 286 с.
- Гибсон. Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1988.- 464 с.
- Гиреюк Ф.И. Экология, цивилизация, ноосфера. М., 1987 180 с.
- Гирусов Э.В., Бобылёв С. Н. и др. Экология и экономика природопользования. М.: Закон и право. ЮНИТИ, 1998 — 455 с.
- Глазачев С.Н. Экологическая культура учителя. Исследования и разработки экогуманитарной парадигмы М.: Совр. писатель, 1998.-432 с.
- Глазачев С.Н. Экология: учебная книга // Экология и жизнь № 2−3, 1997.-257 с.
- Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности / Пер. с англ. и фр. М.: Прогресс, 1990. — 495 с.
- Гносеологический анализ структуры естественнонаучного знания. -Киев: Наукова думка, 2000. 342 с.
- Горелов А.А. Экология. Курс лекций. — М.: Центр, 2000. — 237 с.
- Горшков В.Г. Физические и биологические основы устойчивости жизни. -М.: ВИНИТИ, 1995. 472 с.
- Горюнов В. П. Методологические проблемы комплексности. Специфика и функции философского знания. JL, 1980. — 67 с.
- Григер Т.Б. Социальная история природы. — Улан-Удэ: Изд- во БГУ, 2002. 293 с.
- Григорьев С.И. Концептуальные основания подготовки специалистов для социальной сферы регионов экологического неблагополучия // Образование в Сибири. 1998- № 1. — С.118 — 125.
- Г умилёв J1.H. География этноса в исторический период. Л.: Наука, 1990.-279 с.
- Гуревич Г1.С. Первообразы культуры//Лики культуры. Альманах. Т.1. М., 1995. — С. 500−515.
- Давидович В.Е., Жданов Ю. А. Сущность культуры. Ростов н/Д.: Изд-во Рост, ун-та, 1979. — 248 с.
- Данилов-Данильян В. И. Состояние и проблемы охраны окружающейсреды в Российской Федерации // Научные и технические аспекты охраны окружающей среды — Вып. 10.- М., 1995. С. 16−32.
- Данилов-Данильян В.И., Лосев К. С. Экологический вызов и устойчивое развитие. — М.: Прогресс-Традиция, 2000. -416 с.
- Дерябо С.Д. Параметры субъективного отношения к природе как критерий эффективности экологического воспитания // Мир психологии. 1998 -№ 2 (14). — С. 109 — 121.
- Дрейер O.K. и др. Глобальная проблематика и Римский клуб. М., 1995.-367 с.
- Думая как гора: на пути к Совету Всех Существ / Пер. с англ.- М.: Голубка, 2000. 127 с.
- Егоренко В. Л. Каким должно быть школьное экологическое образование и воспитание // Нар. образование 2000- № 7.- С 133- 134.
- Ермолаева В.Е. Космизм и экологическая этика // Обществ, науки и современность. 1995. — № 4.-С.118 — 124.
- Ермолаева В.Е. Ноосфера, экологическая этика и глубинная экология // Гуманитарный экологический журнал: Т. 4. Вып. 2.— 2002. С. 67 -79.
- Ермолаева В.Е. Философия отношений с природой: споры вокруг глубинной экологии. М.: ИНИОН РАН, 1997. — 48 с.
- Жибуль Н.Я. Экологические потребности: сущность, динамика, перспективы М., 1991. — 178 с.
- Загладин В.В. Экология и социализм // Экология: пути выживания и развития человечества. М., 1988. — С. 112−136.
- Зверев И.Д. Экология в школьном обучении:новый аспект образования. М., 1980. — 287 с.
- Зинченко В. Рассудок и разум // Человек.- 2000. № 5. — С.21−35
- Змеев С.И. Основы андрогогики М.: Изд-во Флинта, 1999.- 148 с.
- Зубаков В.А. XXI век. Сценарии будущего: Анализ последствий глобального экологического кризиса. СПб, МТУ, 1995. — 86 с.
- Зубаков В.А. Место человека в направленной эволюции :выбор будущего // Гуманитарный экологический журнал.-№ 3 1998 http:// www. subscribe.ru/ ecolife. ru/journal/ htm
- Иг натова В. А. Интегрированные учебные курсы как средство формирования экологической культуры учащихся: Дисс. доктора пед. наук. — Тюмень, 1999.-387с.
- Игнатова В.А. Региональный компонент образования: методология, структура и содержание // Образование в Сибири. 1998. — № 1. — С. 97- 103.
- Игнатова В.А. Экологическое мировоззрение и идеи синергетики // Наука и Школа. 1999. — № 3. — С. ЗЗ — 39.
- Игнатова В.А. Профессиональная готовность учителя к эколого образовательной деятельности // Вестник ТюмГУ. — 1999 — .№ 4. С. 168−171.
- Ильенков Э.В. Диалектика абстрактного и конкретного в «Капитале» Маркса. М.: Изд-во Акад. наук СССР, 1960. — 153 с.
- Ильина И.А. Экологическая тревога: она существует // Учитель. -2000 № 2. — С.53 — 59.
- Иоселиани А. Д. Система «человек-природа» в религиях Востока. //Философские науки 2000- № 3- С. 154 — 166
- Каган М. С. Системный подход и гуманитарное знание. Л., 1991.— 320с.
- Калмыков А. А. Введение в экологическую психологию. М., 1999.-126с.
- Карпинская Р.С. и др. Философия природы. Коэволюционная стратегия М.: Интерпракс, 1995. — 352 с.
- Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998
- Кларин М.В. Инновации в обучении: метафоры и модели. М.: Наука, 1997.-208 с.
- Кобылянский В.А. Лекции по общей теории экологии 2-ое изд., испр., доп. — Чита: Изд-во ЗабГУ, 2000. — 60 с.
- Когай Е.А. Экологическая парадигма культуры и образования // Социально-гуманитарные знания. 2000 — № 4. — С. 114 — 129.
- Колдаева И. Теория и практика формирования экологической культуры // Профессионал. 1998. — № 8/9. — С. 23 — 42.
- Конев В.А. К методологии построения теории культуры // Методологические проблемы науки и культуры: Культура и пути ее познания. — Куйбышев, 1979. С. 25 — 43.
- Конев В.А. Культура и общественно-экономическая формация: Культура как система хранения социального опыта //Методологические проблемы развития науки и культуры // Межвуз. сб. Куйбышев, 1976.-С. 125−132
- Конрад Н. И. Запад и Восток. М., 1972. -365 с.
- Кочергин А.Н., Марков Ю. Г. Формирование социально-экологического знания // Проблемы методологии науки. — Новосибирск, 1985. -С. 212−222.
- Красилов В.А. Метаэкология. Закономерности эволюции природных и духовных систем. М., 1997. — 258 с.
- Кульпин Э.С. Бифуркация Запад Восток. Введение в социоестест-венную историю. — М.: Моск. лицей, 1996. — 200 с.
- Кульпин Э.С. Путь России. Кн.1.: Генезис кризисов природы и общества в России. М.: Моск. лицей, 1995. — 200 с.
- Культура — человек — философия: К проблеме интеграции развития // Вопросы философии. 1982. — № 1. — С.46 — 67.
- Культурология: XX век: Словарь. СПб.: Университетская книга, 1997.-619 с.
- Кургузов B.JI. Генезис антропологического знания. Улан-Удэ, 2001.- 226 с.
- Кургузов В.Л. Гуманитарная среда технического вуза. Методология. Опыт. Проблемы. Улан-Удэ, 1997. — 185 с.
- Кургузов В.Л. Противоречивость некоторых сценариев устойчивого развития // Устойчивое развитие: Сб. научн. тр. ВСГТУ. Вып.З. -Улан-Удэ, 1999. — С. 166−177
- Кутырёв В.А. Естественное и искусственное: борьба миров. Нижний Новгород, 1994. — 199 с.
- Кутырев В.А. Культура в объятиях культурологии // Человек -1998. — № 2. С. 22 -38.
- Кутырёв В.А. Разум против человека (Философия выживания в эпоху постмодернизма). М.: ЧеРо, 1999. — 230 с. 101 .Ландшафт и этнос. М.: Ин-т востоковедения РАН, 1999. — 256 с.
- Ласло Э. Век бифуркации. Постижение изменяющегося мира // Путь.- М.: Прогресс, 1995. -№ 7. С. З — 129.
- Л иберов А. Н. Философские основания экологизации образования // Наука и Школа. 1999 — № 1. — С.48 — 53.
- Лихачев Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1992 — 528 с.
- Лихачев Д. С. Письма о добром и прекрасном. М., 1988.
- Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества // Лоренц К. Оборотная сторона зеркала М.: Республика, 1998.-393 с.
- Лосев А. В. Социальная экология: история и современность. Воронеж, 1993.-310 с.
- Лотман Ю.М. О двух моделях коммуникации в системе // Труды по знаковым системам. Тарту, 1973. — Вып. 308. — 194 с.
- Лотман Ю.М. Феномен культуры // Труды по знаковым системам: — Тарту, 1978. Вып. 473. — 187 с.
- Ю.Любовь к природе // Материалы международной школы-семинара
- Трибуна 6″. — Киев: КЭКЦ, 1997. — 304 с. 1 11. Мамардашвили М. К. Классический и неклассический идеал рациональности. — Тбилиси, 1984. — 82 с. 112. Мамардашвили М. К. О философии // Вопросы философии. — 1991 -№ 5, — С. З — 10.
- И.Мамедов Н. М. Культура, экология, образование. М.: РЭФИА, 1996.- 151 с.
- М.Мангатов В. В. Стратегия Разума: экологическая этика и устойчивое развитие: В 2-х томах. Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1998.
- Мантатов В.В. Холмс Ролстон: этика нового тысячелетия // Устойчивое развитие: Сб. научн. трудов ВСГТУ. Вып. З — Улан-Удэ, 1999.- С. 23−32
- Маркарян Э.С. Теория культуры и современная наука. М.: Мысль, 1983.- 456 с.
- Межуев В.М. Культура как объект познания// Проблемы философии культуры. М., 1984. — С. 12−28.
- Моисеев Н. Н. Судьба цивилизации. Путь разума М.: Языки русской культуры, 2000. — 224 с.
- Моисеев Н.Н. На пути к новой цивилизации. Образование как циви-лизационная парадигма // Свободная мысль. 1999. — № 10.- С. 96 — 101.
- Моисеев Н.Н. Постиндустиальный мир и Россия // Зеленый мир. — 1997.-№ 29.- С. 32−51.
- Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М.: АГРАФ, 1998, — 473 с.
- Назагерян А.П. Агрессия, мораль и кризисы в развитии мировой культуры (Синергетика исторического процесса): Изд. 2. — М.: Наследие, 1996.- 184 с.
- Наше общее будущее. Доклад Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР). М., 2000. — 176 с.
- Никитин Е.П. Исторические судьбы гносеологии // Философские исследования. М. — 1993. — № 1. — С. 28−36.
- Никитин Е.П. Природа обоснования: Субстратный анализ. М.: Наука, 1981. -176 с.
- Никитина Б. А. Экологическая культура и ее формирование у современных школьников Дис.. канд. социол. наук. М., 2000. — 183 с.
- Никонорова Е.В. Экологическая культура и факторы ее формирования. Филос.-социол. аспект пробл.: Дис.. д-ра филос. наук. -М., 2000.-278 с.
- Новая технократическая волна на Западе.- М., 1998. -260 с.
- Общие вопросы. Проблемы антропосоциогенеза— М.: Наука, 1983 — 260 с.
- Один мир для всех. Контуры глобального сознания. М.: Прогресс, 1990.-216 с.
- Пб.ОйзерманТ.И. Проблемы культуры в философии марксизма.// Вопросы философии 1983.- № 3. — С.38 -53.
- Олейников Ю.В. Экологическая детерминация мировоззренческих трансформаций // Философия и общество. 2000 — № 1 — С. 141 — 158.
- Олейников Ю.В., Оносов А. А. Ноосферный проект социоприродной эволюции. М.: Ин-т философии РАН, 1999. — 210 с.
- Г1анарин А. С. Глобальное политическое прогнозирование в условиях стратегической нестабильности М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 272 с.
- Панарин А.С. Искушение глобализмом.—М.: Русский национальный фонд, 2000.-381 с.
- Панов В.И. Состояние и проблемы экологической психологии.// Психологическая наука и образование. -1998, № 1.- С. 35−42.
- Петров В.М., Бояджиев Л. Г. Перспективы развития искусства: методы прогнозирования. М, 1996. — 180 с.
- Печчеи А. Человеческие качества. М., 1985. — 98 с.
- Плахов В.Д. Традиция и общество: Опыт философско-социологического исследования. М.: Мысль, 1982. — 98 с.
- Плющ И.В. Влияние экологической культуры на социальные явления (на примере смертности и продолжительности жизни) //http:// www.ecolife.ru/joum/ecap/index.shtml.
- Поздняков Э. А. Философия культуры М., 1999. — 476 с.
- Г1оппер К. Открытое общество и его враги: 4.1,2. М., 1992 — 386 с.
- Поспелов Б. Синтез конфуцианской и западной культур как фактор экономического роста // Проблемы Дальнего Востока. 1991. — № 5. С. 169−176.
- Поэтическая экология. Киев: КЭКЦ, 1998. — 200 с.
- Пригожин И. Переоткрытие времен // Вопросы философии. 1988-№ 8.-С. 15−45
- Пригожин И., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Пер. с англ./ Общ.ред. В. И. Аршинова, Ю.А. Климонто-вича и Ю. В. Сачкова. М.: Прогресс, 1986. — 432 с.
- Принцип дополнительности и материалистическая диалектика. М, 1976.-276 с.
- Программа действий. Повестка дня на XXI век и др. документы конференции в Рио-де-Жанейро. Женева, 1993. — 130 с.
- Проект Федерального Закона «Об экологической культуре» // Вестник образования М., 2000. С. 21−34.
- Прусаков Д.Б. Природа и человек в Древнем Египте. М.: Моск. лицей, 1999.-240 с.
- Пути за пределы «Эго». Трансперсональная перспектива / Пер. с англ. М.: Изд. Трансперс. Ин-та, 1996. — 318 с.
- Разенкова Д. Ф. Экологическая культура: социально-философские аспекты формирования Дис.. канд. филос. наук. М., 2001— 168 с.
- Реймерс Н.Ф. Экология (теории, законы, правила, принципы и гипотезы). М.: Россия молодая, 1994. — 376 с.
- Римский клуб. История создания, избранные доклады и выступления, официальные материалы. — М., УРСС, 1998. — 182 с.
- Рожко К.Г. Экологическая культура// Теория и экология разума. — Тюмень, 1997.- С.73−77.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем: Логико-методологический анализ. М., 1974. — 279 с.
- Садовский В.Н. Проблемы философского обоснования системных исследований // Системные исследования: Методологические проблемы. М., 1974. С. 34 — 48.
- Самойлов J1.H. Глобальные проблемы общественного прогресса. Фи-лос. вопросы типологии и взаимосвязи. М.: Изд. Моск. ун-та, 1985. -96 с.
- Самойлов Л.Н. Философия. Исторический обзор. М.: Географический факультет МГУ, 1999. — 94 с.
- Самохин Ю.С. Ландшафт как социокультурная категория //Журнал теории и практики Евразийства .-№ 11 2001. — С. 13−24
- Сере П.-Б. Климат и цивилизация // Изменение климата. М., 1958. -С.56 — 74.
- Сериков В. В. Теория и практика личностно-ориентированного образ ования // Педагогика. 1996 — № 5. — С.72 — 80
- Сигарева Е.В. Экологическая культура как способ социоприродного бытия и ее детерминация. Дис.. канд. филос. наук — М., 2001. -168 с. 171 .Смирнов С. А. К вопросу о новой образовательной парадигме // Не зависимая газета. — http:// www.religion.ng.ru.
- Соколов В.В. Очерки истории экологической политики России.-СПб, 1994.- 147 с. 1 73. Сорокин П. Человек, цивилизация, общество. М., 1993. — 223 с.
- Степин B.C. Цивилизационный выбор и сценарии мирового развития. http://www.ecolife.ru/journal/ecap/index.shtml
- Степин B.C. Новые ориентиры цивилизации http:// www, ecolife. ru/journal/ecap/index.shtml.1 76. Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс — Традиция, 2000. — 744 с.
- Стратегия выживания: космизм и экология. М.: УРСС, 2000. -246 с.
- Субетто А.И. Бессознательное. Архаика. Вера. СПб., 1997. — 304 с.
- Суравегина И.Т. Концепция и программа деятельности общеобра зовательной школы по экологическому образованию. М.: Педагогика, 1991.-84с.
- Тейяр де Шарден. Феномен человека / Пер. с фр М&bdquo- 1965. — 240 с.
- Тоффлер Э. Столкновение с будущим— М.: ООО «Изд-во ACT», 2001.-350 с.
- Тоффлер Э. Шок будущего, — М.ЮОО «Изд-во ACT», 2001. 560 с.
- Тулохонов А.К. Социальные аспекты решения экологических проблем в Байкальском регионе // Человек у Байкала и среда его обитания. Материалы 1-й междунар.конф. по экол. проблемам Байкальского региона. Улан-Удэ, 1991. — С. 9 — 28
- Уайг Л. Исторические корни нашего экологического кризиса // Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности М., 1990. — С. 196.214
- Урсул А.Д. Переход России к устойчивому развитию. Ноосферная стратегия. М., 1998.-175 с.
- Урсул А.Д., Лось В. А. Стратегия перехода на модель устойчивого развития: проблемы и перспективы. М., 1994. — 254 с.
- Урсул А. Образование для устойчивого развития http:// archive. lseptember.ru/ ирг/ 1998/upr48. htm
- Федоров Н.Н. Философия общего дела. М., 1982. — 326 с.
- Философские вопросы буддизма. Новосибирск, 1984. 350 с.
- Фромм Э. Иметь или быть. М., 1986. 238 с. 191 .Хайдеггер М. Время и бытие. М., 1993. — 236 с.
- Хаснулин В.И. Космические тайны вашего самочувствия. Новосибирск: Изд. Наука-Сиб. 1992. — 176 с.
- Хейзинга Й. Homo ludens. Статьи по истории культуры. М.: Прогресс-Традиция, 1997. — 263 с.
- Хесле В. Философия и экология /Пер. с нем.- М.: Наука, 1993. 205 с.
- Христианство и экология. СПб.: РГХИ, 1997. — 352с.
- Человек и культура: Индивидуальность в истории культуры /Отв. ред.А. Гуревич.- М., 1990. 203 с.
- Чижевский A. J1. Космический пульс жизни: Земля в объятиях Солнца. Гелиотараксия. М.: Мысль, 1995. — 767 с.
- Чижова В.П. Школа природы. М.: Всемирный фонд Дикой Природы, 1997.- 158 с.
- Чумаков А.Н. Философия глобальных проблем. М., 1994. — 254 с.
- Шарипов М. И. Социально-философский анализ проблемы формирования экологической культуры Дис.канд. филос. наук. М., 2000. -174 с. 201 .Швейцер А. Упадок и возрождение культуры: Избранное. М., 1993. — 186 с.
- Шилин К.И. Экософия.- М., 2000. 459 с.
- Шпенглер О. Закат Европы: очерки морфологии, мировой истории. Т.2.: Всемирно- исторические перспективы / Пер. с англ. С, Борич- Научн. ред. О. Н. Шпрага. Минск: ООО «Попурри», 1999. — 720 с.
- Шрейдер Ю.А. Особенности описания сложных систем // Системные исследования: ежегодник. М., 1983. -С.46—59.
- Экологическая антология. Пер. с англ. М.: Голубка, 1992. -270 с.
- Экологический словарь / Под ред. В.И. Данилова-Данильяна. М., 1999.-930 с.
- Экологическое образование школьников/ А. Н. Захлебный, И. Д. Зверев, Е. М. Кудрявцева и др.: Под ред. И. Д. Зверева, Т. И. Суравегиной. -М: Педагогика, 1983. 238 с.
- Экологическое образование: опыт России и Германии. — М.: Горизонт, 1997.-515 с. 211 .Экология и религия. М.: РАУ Луч, 1994. — 409 с.
- Этико-эстетический подход в охране дикой природы и заповедного дела. Из отечественных классических работ. Изд. 2, испр. — Киев, КЭКЦ, 1999.-260 с.
- З.Юдин Э. Г. Методологическая природа системного подхода// Системные исследования: Методологические проблемы: Ежегодник М., 1974. — С.56 — 74.
- Юнг К.Г. О психологии восточных религий и философий М., 1994.-432 с.
- ЮНИСЕФ:(1998), Образование для всех? Региональный монито ринговый доклад № 5 проекта MONEE.- Флоренция: Международный центр развития ребенка, ЮНИСЕФ, 1998. — 96 с.
- Яблоков А.В. Природа больше не может ждать от нас милости // Дом и Отечество. -№ 11,1996. С.97−106
- Яковец Ю.В. Об устойчивом развитии и экологических циклах. Дискуссионный клуб журнала «Экология и жизнь». Устойчивый мир. // info@ ecolife.ru.
- Яркина Т. Ф. Проблемы духовного мира человека на пороге ноосфер-ной эпохи // Педагогика. М. — 1996 — № 5.
- Ясвин В.А. История и психология формирования экологической культуры. М.: Наука, 2000. — 100 с.
- Smokier H. Istitutional rationality: The complex norms of science //Synthese. 1983.- P.26 56.
- Rorty R. Philosophy in history.-Cambridge: Cambr. Univ. Press, 1985. -248 c.
- Wagner R. The invention of culture. Prentice-Hall, 1975. — P.275