Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Развитие электроэнергетики Таджикистана на базе комплексного использования водных ресурсов

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Наиболее эффективным экономическим механизмом в сфере использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек в соглашений в современных условиях Центральной Азии может быть только компенсация потерь одной стороны за услуги по поставке воды и регулированию режимов речного стока, оказываемые ею другой стороне. Сложными являются не только методика количественного определения размеров… Читать ещё >

Содержание

  • ГЛАВА I. РЕСУРСЫ ГИДРОЭНЕРГЕТИКИ ТАДЖИКИСТАНА И ИХ МЕСТО В РЕГИОНАЛЬНОМ И МИРОВОМ ПОТЕНЦИАЛЕ
    • 1. 1. Место и роль гидроэнергетики в энергоресурсах мира
    • 1. 2. Водные ресурсы Центральной Азии и экономические проблемы их использования для выработки электроэнергии
    • 1. 3. Значение Таджикистана в энергетическом потенциале водных ресурсов стран Центральной Азии
  • ГЛАВА II. АНАЛИЗ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ И ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНЫХ РЕСУРСОВ ТАДЖИКИСТАНА
    • 2. 1. Использование водного потенциала для выработки электроэнергии в стратегии развития энергетики Таджикистана
    • 2. 2. Проблема конфликта интересов между гидроэнергетикой и ирригацией
    • 2. 3. Объективная необходимость и пределы государственного регулирования использования водно-энергетических ресурсов
  • ГЛАВА III. СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОЭНЕРГЕТИКИ НА БАЗЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВОДНО-ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ
    • 3. 1. Оптимизация размещения и параметров гидроузлов в стратегии развития электроэнергетики Таджикистана
    • 3. 2. Экономическая эффективность комплексного развития гидроэнергетики и социально-экономическое развитие Таджикистана
    • 3. 3. Учет внешних факторов в стратегии развития гидроэнергетики Таджикистана

Развитие электроэнергетики Таджикистана на базе комплексного использования водных ресурсов (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Проблемы энергетики привлекают в последние годы все большее внимание мировой общественности, поскольку она является наиболее экологически чистым, экономически эффективным и возобновляемым источником электроэнергии. Гидроэнергия является одним из наиболее изученных и практически освоенных возобновляемых источников, уже более 200 лет успешно применяемая человеком для выработки электроэнергии. Вместе с тем, многочисленные проблемы ее использования ещё далеко не решены.

Освоение гидроэнергоресурсов, запасы которых очень велики, является жизненно важной задачей для Таджикистана, его экономического развития и скорейшего преодоления кризисной ситуации. Объемы ВВП в стране по сравнению с концом 1980;х годов прошлого века снизились более чем в два раза. В Таджикистане возник и постоянно возрастает дефицит электроэнергии, который достиг к настоящему времени 3,5 — 4,5 млрд.кВт.ч. в год, что составляет около 30% от общего объема производства. Сельские жители, численность которых составляет почти 70% от общей численности населения страны, получают электроэнергию зимой только утром и вечером, всего 4−6 часов в сутки1.

Нерешенными остаются также вопросы межгосударственных отношений и государственного регулирования в области использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек. Особенно слабо разработаны общие методологические принципы комплексного использования гидроэнергетических ресурсов Таджикистана и сопредельных государств Центральной Азии целях ирригации и выработки электроэнергии.

Вопросами изучения гидроэнергетических ресурсов России, Центральной Азии и Таджикистана занимались Валамат-Заде Т., Кудрявый В. В., Кучеров Ю. М., Александров Ю. Л., Малик JI.K., Нечаев В. В., Уринсон Я., Одинаев Х. А., Тохиров И. Г., Петров Г. Н. Проблемы использования водно-энергетических.

1 Петров Г. К вопросу о стратегии экономического развития Таджикистана// Центральная Азия и Кавказ. — 2006, № 3. ресурсов и строительства крупных гидроузлов с водохранилищами рассмотрены в исследованиях Одинаева X., Волкова Э. П., Розанова Н. П., Асанбаева М. Б., Гришина М. М., Молодюка К. В., Шанина С. А., Усубалиева Е., Петрова Г. Н., Семенова А. А. Отдельные аспекты межгосударственных отношений и государственного регулирования в области использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек исследовались Асанбаевым М. Б., Ниязи А., Думновым А. Д., Камбаровым Б., Михайловым В. В., Петровым Г. Н., Абдусаматовым М., Латиповым Р. Б., Усубалиевым Т. У. Проблемы экономической эффективности гидроэнергетики и вопросы инвестиционной политики отражены в работах Подковальника С. В., Абызова М. А., Волкова Э. П., Кудрявого В. В., Рекшинской Ю. Ю., Байнева В., Петрова Г. Н.

Недостаточно изученными остаются вопросы топливно-энергетического баланса и места в них гидроэнергетики, оптимизации схем комплексного использования водного стока и финансово-экономической политики в энергетики в условиях образования в Центральной Азии новых независимых государств и совместного использования ими водно-энергетических ресурсов трансграничных рек. Все это определило выбор предмета, объекта, цели и задач диссертационного исследования.

Объектом диссертационного исследования является гидроэнергетика Таджикистана и других стран Центральной Азии.

Предметом исследования являются экономические отношения, формирующиеся в Таджикистане и соседних странах бассейна трансграничных рек в процессе формирования и реализации стратегии развития гидроэнергетики на основе комплексного использования водно-энергетических ресурсов.

Цель диссертационной работы состоит в разработке рекомендаций по совершенствованию развития гидроэнергетики Таджикистана на основе комплексного использования водных ресурсов, с учетом интересов соседних государств, в условиях трансграничного характера рек Центральной Азии.

Для достижения этой цели были определены следующие задачи:

• изучить современное состояние мировой энергетики, тенденции ее развития, а также место и роль в ней гидроэлектроэнергетики;

• исследовать существующую ресурсную базу энергетики Таджикистана и других стран Центральной Азии и на основе сравнительного анализа различных видов ресурсов определить реальные возможности развития электроэнергетики страны;

• теоретически обосновать общие принципы разработки схем использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек в интересах гидроэнергетики с учетом других конкурирующих водопотребителей, минимизации стоимости и сокращения сроков строительства гидроузлов;

• разработать предложения по оптимизации параметров и территориального размещения гидроузлов, минимизирующие общие затраты на сооружение ГЭС и ЛЭП;

• разработать рекомендации по совершенствованию экономического механизма взаимоотношений между странами региона и хозяйствующими субъектами в стратегии комплексного использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек;

• обосновать предложения по оптимизации схем инвестирования, совершенствованию тарифной политики и государственного регулирования развития гидроэнергетики Таджикистана.

Методологической и теоретической основой диссертационного исследования являются теории и методы, разработанные в трудах вышеуказанных экономистов, специалистов в области энергетики и гидроэнергетики, международного и национального водного права и международных отношений, теории и практики инвестиций гидротехнического строительства. В диссертационном исследовании применялись методы экономико-статистического анализа и теории оптимизации.

Информационно-статистической базой диссертации являются официальные материалы Государственного комитета по статистике Республики Таджикистан, Государственные планы экономического развития, отчеты Госэнергокомпании Таджикистана, издания ООН и других международных организаций, национальных проектов развития энергетики и водного хозяйства Таджикистана.

Научная новизна диссертационной работы заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию стратегии развития электроэнергетики Таджикистана на базе комплексного использования водных ресурсов с учетом интересов соседних стран Центральной Азии, по уточнению методов оптимизации схем размещения и параметров ГЭС при каскадном освоении гидроэнергоресурсов трансграничных рек, по улучшению рыночных механизмов взаимоотношений между конкурирующими видами комплексного использования водно-энергетических ресурсов на основе модели оптимизации инвестиционного развития и государственного регулирования гидроэнергетики, как основы экономического развития стран региона.

Наиболее существенные результаты, полученные лично диссертантом, состоят в следующем:

По специальности 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством: экономика, организация и управление предприятиями, отраслями, комплексами (промышленность):

1. Предложен экономический механизм и конкретная схема взаимоотношений между гидроэнергетикой и ирригацией при комплексном использовании водных ресурсов Таджикистана;

2. Разработаны направления сокращения общих затрат на сооружение ГЭС и ЛЭП в Таджикистане, на основе оптимизации их параметров и территориального размещения;

3. Определенно оптимальное сочетание методов стратегического планирования и государственного регулирования гидроэлектроэнергетики, обеспечивающее наиболее эффективное ее развитие в результате экономического стимулирования роста инвестиций;

4. Разработаны предложения по совершенствованию тарифной политики в электроэнергетике Таджикистана, обоснованна необходимость поэтапного повышения тарифов на электроэнергию до уровня, обеспечивающего возмещение затрат и накопления средств для дальнейшего развития отрасли.

По специальности 08.00.14 — Мировая экономика:

1. Выявлены важнейшие проблемы обеспеченности электроэнергией и использования потенциала водноэнергетических ресурсов стран Центральной Азии;

2. Разработаны рекомендации по совершенствованию правовой базы реализации стратегии развития электроэнергетики Таджикистана, на основе изучения международного и национального законодательства в сфере использования водных энергоресурсов трансграничных рек;

3. Раскрыты положительные аспекты зарубежного опыта экономических взаимоотношений между странами и хозяйствующими субъектами при использовании водно-энергетических ресурсов трансграничных рек, приемлемые для использования в Центральноазиатском регионе для разработки стратегии развития электроэнергетики;

4. Обоснована методика определения суммы компенсации услуг по регулированию стока и механизм оплаты, как необходимые условия для нормального функционирования гидроэнергетического комплекса региона и развития производства электроэнергии;

5. Предложены принципы и методика расчета «цены» на речной сток в эквиваленте электроэнергии, позволяющие Таджикистану не только получить справедливую компенсацию, но и сделать плату за воду стран получателей более обоснованной.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования разработанных в диссертации методов и рекомендаций при разработке и реализации стратегии развития гидроэнергетики/Таджикистана. Они могут найти применение при уточнении схем комплексного использования водно-энергетических ресурсов речных бассейнов и проектировании конкретных гидроузлов и в других странах Центральной Азии.

По одной из разработок диссертанта — «Проекту переброски стока реки Пяндж в реку Вахш для повышения эффективности работы каскада Вахшских ГЭС» Правительством Таджикистана было принято специальное Распоряжение (№ 7 от 22 ноября 2006 г.), обязывающее все Министерства и ведомства рассмотреть данный проект и дать свои предложения по возможности его реализации.

Исследование проведено в рамках специальностей: 08.00.05 — Экономика и управление народным хозяйством, п. 15.20. — «Состояние и перспективы развития отраслей топливно-энергетического, машиностроительного, металлургического комплексов», и 08.00.14 — Мировая экономика, п. 18. -«Национальная экономика отдельных стран в системе мирохозяйственных связей: проблемы оптимизации их взаимодействия с этой системой и обеспечения их экономической безопасности», п. 23. — «Интеграционные процессы в развитых и развивающихся регионах мирового хозяйства, закономерности развития этих процессов, оценка интеграционных перспектив различных торгово-экономических блоков» Паспорта специальностей ВАК Министерства образования и науки РФ (экономические науки).

Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы из 250 наименований и содержит 199 страниц машинописного текста, 37 таблиц и 31 рисунок.

Во введении обоснована важность и актуальность темы исследования, рассмотрена степень разработанности проблемы, определены цели и задачи исследования, изложена научная новизна и практическая значимость работы.

В первой главе «Ресурсы гидроэнергетики Таджикистана и их место в региональном и мировом потенциале» рассмотрены состояние мировой электроэнергетики, тенденции и перспективы ее развития в современных условиях. В главе анализируется потенциал электроэнергетики и водных ресурсов Центральной Азии, показывается взаимозависимость стран региона в сфере использования этого потенциала.

Во второй главе «Анализ развития электроэнергетики и использования водных ресурсов Таджикистана» дается анализ современного состояния электроэнергетической отрасли и оценка возможностей ее развития в ходе различных вариантов освоения разведанных запасов энергоресурсов. Обосновывается роль гидроэнергетики, как основного ресурса для республики. Большое внимание уделяется анализу рыночного механизма взаимоотношений между двумя основными конкурирующими отраслями: гидроэнергетикой и ирригацией с учетом интересов соседних государств.

В третьей главе «Современные тенденции и перспективы развития электроэнергетики на базе использования водно-энергетических ресурсов» на примере конкретных проектов рассматриваются методы оптимизации основных экономических параметров гидроузлов и их размещения с учетом стоимости транспортировки электроэнергии. На основе анализа практики освоения гидроэнергетических ресурсов реки Вахш разрабатываются направления оптимизации стратегии комплексного развития гидроэнергетики в целом и совершенствования тарифной политики с учетом внутренних и внешних факторов.

В заключении приводятся обоснованные выводы и обобщения о совершенствовании развития комплексного использования водных ресурсов республики Таджикистан.

Выводы по главе:

1. Промышленное развитие гидроэнергетики Таджикистана, как базы всей экономики страны, может быть обеспеченно только за счет каскадного строительства ГЭС с водохранилищами во всех крупных речных бассейнах. Экономический анализ показывает, что при этом наиболее эффективным являются ГЭС с плотинами, высотой 90−100 м. Это снижает общую стоимость гидроузлов и резко уменьшает объемы затопления территорий.

2. Развитие гидроэнергетики Таджикистана должно обеспечить как интересы государства (налоги, сборы и др.) так и интересы развития самой энергосистемы. Анализ показывает, что для каждого варианта стратегии существуют оптимальные уровни налогообложения энергетики, обеспечивающие наибольший совокупный эффект.

При этом обязательным условием устойчивого развития гидроэнергетики Таджикистана в сегодняшних условиях, повышение тарифов на электроэнергию уровень который крайне низок по уровню с другими странами Центральной Азии.

3. Исторически и политически Таджикистан находится в одних и тех же социально-экономических условиях с соседними, странами Центральной.

1 Макаров А. А. Электроэнергетика и социально-экономическое развитие РоссииЮнергия. 2003. — № 2.

Азии. В этих условиях устойчивое развитие республики и региона возможно только при согласовании интересов всех стран и выработки общей региональной стратегии развития водно-энергетического сектора.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

На основе проведенного исследования можно сделать следующие выводы и обобщения.

1. Поскольку энергетика любой страны является базой ее экономики, то только опережающее развитие энергетики может обеспечить высокие темпы экономического развития. Отставание в развитии энергетики, наоборот, создает тормоз этому развитию. Именно такая ситуация складывается сегодня в ряде стран, несмотря на наличие в ней огромных запасов энергоресурсов всех возможных видов.

В Таджикистане сегодня ситуация с энергетикой находится на критическом уровне. Экономическое производство в стране по сравнению с концом 1980;х годов прошлого века снизилось более чем в два раза и его восстановление и развитие является неотложной необходимостью. В то же время вследствие целого ряда объективных причин, в первую очередь разрыва существовавших в период Советского Союза экономических связей с союзными республиками и гражданской войны 1992 — 1997 гг., в Таджикистане возник и постоянно возрастает дефицит электроэнергии, который достиг к настоящему времени 3,5 — 4,5 млрд.кВт.ч. в год (30% от общего производства). В результате не только тормозится развитие промышленности и сельского хозяйства, но возникли серьезные социальные проблемы. Сельское население, численность которого составляет 70% от общей численности страны, получает электроэнергию зимой только утром и вечером, всего 4−6 часов в сутки. В городах положение не намного лучше, отключение электроэнергии имеет место даже в столице Таджикистанагороде Душанбе.

2. Запасы нефти, газа и угля — энергоресурсов, занимающих сегодня основное место в мировой энергетике, достаточны только на несколько десятилетий, их добыча усложняется, стоимость постоянно растет.

Кроме того, использование угля, нефти и газа является одним из основных источников эмиссии парниковых газов и для большинства стран, в первую очередь развитых, ограничивается вводом в действие Киотского протокола.

В этих условиях все большую роль в энергетике начинают играть возобновляемые источники энергии — постоянно существующие или периодически возникающие в окружающей среде потоки энергии. В Центральной Азии — это гидроэнергия, являющаяся одним из наиболее экологически чистых и безопасных источников энергии. Тем более, что коэффициент полезного действия современного гидротурбинного оборудования гидроэлектростанций достигает 90 и более процентов.

3. Отличительной особенностью гидроэнергии рек в регионе является то, что как ресурс она кроме энергетики одновременно используется в других важнейших отраслях народного хозяйства — ирригации, бытовом и промышленном водоснабжении, судоходстве, рыболовстве, рекреации. В определенных условиях это приводит к конфликтам интересов между ними.

Особенно обостряется проблема конкурирующих видов использования водных ресурсов в случае, когда они имеют трансграничный характер и географически расположены в пределах разных стран. В таком случае международное и национальное законодательство в сфере использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек должно формироваться на основе консультаций, переговоров и заключения соглашений, как между странами, так и хозяйствующими субъектами.

4. Наиболее эффективным экономическим механизмом в сфере использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек в соглашений в современных условиях Центральной Азии может быть только компенсация потерь одной стороны за услуги по поставке воды и регулированию режимов речного стока, оказываемые ею другой стороне. Сложными являются не только методика количественного определения размеров компенсации, но и процедура их межгосударственного соглашения. Кроме того, в стратегии комплексного использования водных ресурсов трансграничных рек, во взаимоотношениях между гидроэнергетикой и ирригацией должен быть заложен механизм водосбережения и, соответственно, энергосбережения.

5. Стратегия развития энергетики любой страны определяется её конкретными возможностями, прежде всего имеющимися энергетическими ресурсами. Таджикистан практически не обладает промышленными запасами нефти и газа. Запасы угля в стране довольно значительны, по сравнению с запасами нефти и газа, но даже в сумме с последними недостаточны для удовлетворения собственных потребностей, особенно с учетом перспективы.

В отличие от минерального топлива, запасы гидроэнергоресурсов в Таджикистане в несколько десятков раз превышают сегодняшний уровень их освоения и могут обеспечить не только будущие потребности республики при любых вариантах её развития, но стать одним из основных экспортных ресурсов.

6. Схемы комплексного использования водных ресурсов речных бассейнов Аральского моря, в том числе для территории Таджикистана многократно разрабатывались во времена СССР, но уточнялись последний раз в 1980;е годы прошлого века. Они составлялись в других политических и экономических условиях и в настоящее время требуют коренного пересмотра.

7. Национальные интересы Таджикистана заключаются в развитии гидроэнергетики и максимальном использовании энергетического потенциала рек. Критерием этого является максимально полное использование перепадов высот и сезонное и многолетнее регулирование речного стока в соответствие с режимами энергопотребления.

Расчеты показывают, что для выполнения обоих этих условий для всех наиболее крупных рек Таджикистана нет необходимости сооружения гидроузлов со сверхвысокими плотинами, типа Рогунской (Н = 335 м).

Наиболее оптимальной схемой освоения водно-энергетических ресурсов крупных рек Таджикистана является каскадное строительство плотин, высотой 75−95 м, при минимальной их высоте 50 м.

Такой схемный подход существенно (примерно на 30%) удешевляет стоимость строительства гидроузлов, упрощает конструктивно-компановочные решения и повышает их безопасность, а также позволяет унифицировать используемое оборудование.

Освоение гидроэнергоресурсов рек при помощи строительства каскадов однотипных гидроузлов с плотинами, высотой 75−95 м оптимизирует также транспортировку и распределение электроэнергии. Это позволяет унифицировать типоразмеры ЛЭП и минимизирует их стоимость, не накладывая каких-либо дополнительных ограничений на расстояния электропередач.

8. При всей привлекательности и необходимости для Таджикистана привлечения внешних инвестиций, обязательным условием эффективного развития гидроэнергетики республики является использование для этих целей собственных средств национальной энергосистемы.

Максимальная эффективность развития гидроэнергетики, как для самой системы, так и для государства может быть достигнута только при государственном регулировании — проведении соответствующей тарифной (повышение сегодня существующего уровня тарифов) и налоговой (долевое распределение прибыли между государством и энергосистемой) политики. Конкретные значения оптимальных параметров государственного регулирования зависят от длительности принятого периода планирования. При этом эффект государственного планирования возрастает с ростом последнего.

Для успешной реализации стратегии развития гидроэнергетики в условиях государственного регулирования необходим постоянный мониторинг финансово-экономической деятельности всей энергосистемы в целом и её отдельных предприятий.

9. Одним из важнейших условий успешной реализации стратегической для Таджикистана задачи — развития гидроэнергетики, является совершенствование тарифной политики в электроэнергетике.

Повышение тарифов на электроэнергию должно быть тщательно подготовлено и осуществляться достаточно постепенно. Но первоначальное повышение тарифов до рационального сегодня во всех отношениях уровня 22,5 цента за кВт.ч. может быть осуществлено достаточно быстро. Дальнейшее повышение цен должно учитывать мировые и региональные тенденции. И за всеми этими процессами и их результатами в отрасли и общей экономике должен также проводиться постоянный мониторинг.

При этом, учитывая высокий уровень бедности основной массы населения республики, повышение тарифов должно сопровождаться механизмом защиты наиболее бедных слоев населения.

Одновременно нужна большая разъяснительная работа с общественностью, что повышение тарифов на электроэнергию не является ни самоцелью, ни целью повышения финансовой доходности энергокомпании. Повышение тарифов на электроэнергию в сегодняшнем Таджикистане является средством для экономического развития страны. Индикаторами результатов повышения тарифов может быть отношение динамики роста ВВП на душу населения к динамике роста тарифов или отношение динамики роста доходов населения к динамике роста тарифов.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Международные и национальные проекты.26. «Республика Таджикистан. Среднесрочная стратегия структурных преобразований, восстановления экономики и экономических реформ». Европейская экономической комиссии ООН Женева: 1999.
  2. Батиграфические исследования Нурекского и Кайраккумского водохранилищ. Исполком МФСА. Агентство проекта GEF. Проект «Управление окружающей средой и водными ресурсами». Компонент «С». Душанбе: 2001.
  3. Управление водохранилищами. Исполком МФСА. Агентство проекта GEF. Проект «Управление окружающей средой и водными ресурсами». Компонент «С». Душанбе: 2001.
  4. Безопасность плотин. Исполком МФСА. Агентство проекта GEF. Проект «Управление окружающей средой и водными ресурсами». Компонент «С». Душанбе: 2001.
  5. М., Латипов Р. Б., Рахматиллоев Р. и др. Рекомендации по предупреждению и разрешению конфликтных ситуаций при распределении и использовании водных ресурсов. Душанбе: 2003.
  6. М., Хакимов P.O., Латипов Р. Б., Абдужабборов Т. Состояние водных ресурсов бассейна реки Вахш. Труды Технологического университета Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2004.
  7. М.А., Хлебников В. В. Экономические аспекты реформирования российской электроэнергетикиЮнергия. 2004. — № 1.
  8. М.Ю. Организационно-правовая характеристика управления электроэнергетикой//3акон и право. 2005. — № 5.
  9. X. Финансовое управление энергетическим потенциалом Таджикистана. Душанбе: Ирфон, 2007.
  10. Ю.Л. Современное состояние и перспективы развития электроэнергетики России//ЭКО. 2004. — № 3.
  11. .А. Новое в энергетике: передача электроэнергии силовое оборудование. М.: Энергетика за рубежом, 2004, № 2.
  12. Б. А. Энергосистемы к. 2020 году. Обзор перспектив. М.: Электрические станции, 2004, № 6.
  13. К.Р. Энергетика мира и Узбекистана. Аналитический обзор. -Ташкент: Издательство «Молия» Банковско-финансовая академия, 2007.
  14. К.Р., Хохлов В. А. Малая гидроэнергетика в условиях энергосбережения Узбекистана. Проблемы энерго- и ресурсосбережения, 2005, № 1.
  15. М.А., Пулатов Я. Р. Вопросы управления водными ресурсами и проблема водохозяйственного комплекса республики. Таджикистан и современный мир. Душанбе: 2005. — № 3(7)
  16. В.П., Чазов А. В. Энергоэффективность и проблема изменения климата. М.: 2006.
  17. Х.О., Арифова П. Х. К вопросу использования передового международного опыта водопользования и международного водного права в Таджикистане. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2008. -№ 1
  18. Х.О., Негматуллаев С. Х., Арифова П. Х. О применении международного опыта при водопользовании в бассейне Аральского моря. Экономика Таджикистана: стратегия развития. Душанбе: 2007. -№ 2.
  19. В. Электроэнергетика комплекс общегосударственного значенияЮкономист. — 2004. — № 12.
  20. , М.Б. Некоторые аспекты водной проблематики в Центральной Азии//Саясат = Policy. 2002. — №¾.
  21. А.Е., Радченко В. Г. Строительство малых ГЭС в КНР. М.: Гидротехническое строительство, 2005, № 4.
  22. Г. С., Молодцов С. Д., Лихачев В. Л. Рациональное и эффективное использование энергетических ресурсов в Центральной Азии. ООН, Специальная Программа ООН для экономик Центральной Азии. «СПЕКА». М.: 2001.
  23. К. Реформирование электроэнергетики в России и за рубежом. -М.: Мировая экономика и международные отношения, 2004, № 4.
  24. К. Реформирование электроэнергетики в России и за рубежом// Мировая экономика и международные отношения. 2004. — № 4.
  25. К. Реформирование электроэнергетики в Российской Федерации// Проблемы теории и практики управления 2003. — № 6.
  26. Д.Д., Султанов Н. М. Проблемы повышения эффективности мелиоративно-водохозяйственной отрасли в Согдийской области. Экономика Таджикистана Душанбе: 2007. — № 4
  27. В.Ф. Электроэнергетика: пути развития//Экономист. 2004. — № 10.
  28. В.Ф. Рыночно ориентированное реформирование электроэнергетики//Белорусский экономический журнал. 2004. — № 4.
  29. В.А. и др. Проблемы обеспечения надежности ЕС России в условиях развития конкурентных отношений в электроэнергетике. Электрические станции. Душанбе: 2005. № 8.
  30. П.П. Возобновляемая энергетика: вчера, сегодня, завтра. М.: Электрические станции, 2005, № 2.
  31. Л.С., Марченко О. В., Подковальников С. В. Электроэнергетика России: последствия перехода к конкурентному рынку//Энергия. 2002. — № 6.
  32. А.С. Возобновляемые источники энергии в Энергетической стратегии России. М.: Электрическая политика, 2005, № 1.
  33. Г. Развитие экономики Таджикистана в первом и первом полугодии. 2007 года и задачи года. Экономика Таджикистана. -Душанбе: 2007. № 3
  34. А.Б., Бычков A.M. О перспективах развития электроэнергетики России. М.: Энергетик, 2005, № 1.
  35. Р.С., Джураев Д. К. Опыт функционирования рынков электроэнергии стран мира и создание электроэнергетического рынка в Таджикистане. «Неру» (Энергия). Душанбе: 2005. — № 1(3)
  36. Валамат-Заде Т. Водные ресурсы Таджикистана в стратегии национальной и региональной политики/Щентральная Азия и Кавказ. -2001.-№ 2.
  37. В.Г. Реформирование мировой электроэнергетики//Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 4.
  38. В.Г. Модели реформирования электроэнергетики: мировой опыт и Россия//Энергетическая политика. 2003. — Выпуск 1.
  39. .А., Летунова Н. С., Преображенская Л. Б. Основные направления развития энергетики Египта//Энергия. 2004. — № 2.
  40. К. Дефицит воды в Узбекистане: естественная засуха или дело рук человеческих?//Центральная Азия и Кавказ. 2002. — № 2.
  41. А.Н. Реформа электроэнергетики России ответственный шаг// Энергетик. — Душанбе: — 2005. — № 1
  42. Э.П., Баринов В. А., Маневич А. С. Основные направления развития электроэнергетики России с учетом долгосрочной перспективы и совершенствования рыночных отношений//Академия наук. Энергетика, РАН.-2000.-№ 5.
  43. Э.П., Баринов В. А., Маневич А. С. Проблемы и перспективы развития электроэнергетики России. М.: Энергоатомиздат. — 2001.
  44. Н.И., Паламарчук С. И., Подковальников С. В. Современное состояние и проблемы электроэнергетики России/ЯТроблемыпрогнозирования. 2001. — Выпуск 5.
  45. Н.И., Сендеров С. М., Рабчук В. И. Стратегические угрозы энергетической безопасности России//ЭКО. 2006. — № 12.
  46. X. Сотрудничество стран Центральной Азии в решении проблем Аральского моря. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2006. -№ 2
  47. А.Н. Перспективы динамики мирового топливно-энергетического баланса. М.: Энергосбережение, 2005.
  48. С. Рынки электроэнергии стран-членов Европейского Союза: перспектива и стратегия//Энергетическая политика. 2003. — Выпуск 6.
  49. . Ю. Геополитическая роль внешней торговли энергоресурсами для России. М.: Мировая экономика и международные отношения, 2006.
  50. Р.С. и др. Возможности использования опыта Великобритании при реформировании российской единой энергосистемы//Научные труды Международного союза экономистов и Вольного экономического общества России. СПб. — 2001.
  51. B.C. Бушуев В. В. Энергетика экономика — развитие. — М.: Энергетическая политика, 2004.
  52. Р. Тенденции мировой электроэнергетики//Мировая экономика и международные отношения. 2003. — № 4.
  53. М.М., Розанов Н. П., Белый Л. Ж. и др. Бетонные плотины (на скальных основаниях). М.: Стройиздат. — 1975.
  54. С. Системная уязвимость энергетики США: причины и условия// Экономист. 2003. — № 10.
  55. А.П. Запасы и пределы производства энергии на Земле. М.: Промышленная энергия, 2002.
  56. А. Уран, уголь и электроэнергия Казахстана и их роль в политике молодого государства//Азия и Африка сегодня. 2003. — № 9.
  57. Я.Б., Коваленко А. Н. Энергетика и ее роль в современном мире. Изв. АН РФ, 2004.
  58. Ю.И. Системный анализ и исследование операций. М.: Вышая школа, 1996.
  59. М. Реформа электроэнергетики//Свободная мысль XXI. — 2003. -№Ю.
  60. А.Д. Новые независимые государства Центральной Азии в мировом сообществе. М.: 2000.
  61. А.Д. Учет использования воды: история организации, методология, статистический анализ//Вопросы статистики. 2004. — № 6.
  62. В. А., Сорокин А. Г. Оценка влияния Рогу некого водохранилища на водный режим реки Амударья. Ташкент: 2007.
  63. А.Ф. Проблемы надежности и безопасности электроснабжения потребителей. М.: Энергетик, 2006.
  64. А.Ф. Тарифная политика и электроэнергетическая безопасность России. М.: Издательство МЭИ, 2000.
  65. И.С. Некоторые региональные особенности использования водных ресурсов в современной России//Академия наук. 2001. — № 5.
  66. Р.А. Основные направления энергосбережения в отрослях экономики Узбекистана. — Ташкент: ТГТУ. Проблемы энерго- и ресурсосбережения, 2005, № 4.
  67. Р.А. Энергетика стран Центральной Азии: перспективы развития и сотрудничества. Труды международного семинара, TEMPUS. — Ташкент, 2004.
  68. Л.Д. Экономическое пространство СНГ. Возможные пути организации. М.: Вопросы экономики. — 1994. — № 3.
  69. Л.А., Сиротин В. В. Концепция энергоресурсосбережения России. М.: Энергонадзор и энергобезопасность, 2005.
  70. ЮЗ.Исламова Н. Специфика управления водными ресурсами в Центральноазиатском регионе. Общество науки в Узбекистане. -Ташкент: 2004. № 4.
  71. Ш. М. Экономико-правовое обеспечение развития в Таджикистане. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2007. — № 4
  72. . Рациональное использование водных ресурсов предгорно-равнинной зоныЮкономический вестник Узбекистана 2004. — № 5/6.
  73. М.В., Хейфец П. Б. Формирование межотраслевых продуктовых потоков электроэнергетики. Экономика. Омск: 2004. — № 3.
  74. Н.К. Водно-энергетическая стратегия Таджикистана. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2007. — № 2
  75. В.П., Торасов А. П. Нетрадиционная энергетика в странах ЕС: экономическое стимулирование развития//Энергия. 2006. — № 9.
  76. А.А. Международная энергетическая безопасность. М.: 2006.
  77. А.Э., Коржубаев А. Г., Эдер Л. В. Прогноз глобального энергообеспечения: методология, количественные оценки//Минеральные ресурсы России. Экономика и управление. Mineral resources of Russia. Economics and management. 2006. — № 5.
  78. Ш. Корнеев A.B. Государственное регулирование в энергетике США. М. Наука, 2004.
  79. В.В. Российская электроэнергетика: настоящее и будущее// Энергетическая политика. 2002. — Выпуск 2/3.
  80. ПЗ.Кузовкин А. И. Цели реформирования электроэнергетики: конкуренция или надежность. Проблемы прогнозирования. М.: 2004. — Выпуск 2.
  81. Ю.М., Пузин Г. Н. Экологическая политика РАО «ЕЭС» России// Энергия.-2003.-№ 1.
  82. Е.В. Производство и потребление электроэнергии в Сибири: прогнозы и тенденции//Регион: экономика и социология. 2004. — № 4.
  83. А. Электроэнергетика России: производственные перспективы и хозяйственные отношения/Юбщество и экономика. 2003. — № 7/8.
  84. А.А. Электроэнергетика и социально-экономическое развитие РоссииЮнергия. 2003. — № 2.
  85. В.В. Техническая диагностика высоких плотин. М.: Энергоатомиздат. -1990.
  86. Л.К. Гидроэнергетика в энергообеспечении и решении водохозяйственных проблем Российской Федерации//Академия наук. -2001.-№ 1.
  87. Г. Д. Материалы международного форума: «Энергетика-общество 2004». Доклад. — М.: Энергетическая политика, 2004.
  88. В.А., Преображенская Л. Б., Колесникова Н. М. Реструктуризация электроэнергетики в странах мира//Энергия. 2002. — № 10.
  89. Е.С. Роль и развитие гидроэнергетики в XXI веке в странах СНГ. М.: Гидротехническое строительство, 2004, № 6.
  90. К.В. Проблема ввода новых генерирующих мощностей и управления ценовыми рисками в условиях развития конкуренции на рынке электроэнергии//Энергетическая политика. 2004. — Выпуск 6.
  91. Х.М. Проблема распределения водных ресурсов в Центральной Азии и их использование. Экономика Таджикистана. -Душанбе: 2005. № 4
  92. Х.М., Камолидинов А. К. Водные ресурсы основа сотрудничества в Центральной Азии. Экономика Таджикистана. -Душанбе: 2008.-№ 1
  93. Ш. З. Проблемы энергетической зависимости Республики Таджикистан. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2007. — № 4
  94. В.В., Губанов JI.H, Петрова Е. Н. Глобальные эколого-экономические проблемы. Нижний Новгород: — 2002.
  95. С.Х., Арифов Х. О., Арифова П. Х. О применении международного опыта при водопользовании в бассейне Аральского моря. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2007. — № 2
  96. А.С., Синяк Ю. В. Энергетический баланс России до 2025// Энергия 2006. — № 10.
  97. В.В. Электроэнергетика России: состояние и перспективы// Энергия.- 2000. -№ 1.
  98. А. Таджикистан: проблемы использования водноэнергетических ресурсов/Щентральная Азия и Кавказ. 2003. — № 4.
  99. Х.А. Водный баланс и проблемы устойчивого водопользования в Таджикистане//Вестник Московского университета. Экономика. 2003. -№ 2.
  100. В.Р. Управления электроэнергетическими системами. JL: Издательство ЛГУ. — 1976.
  101. Г. Г. Глобальные проблемы энергетики. М.: Электрические станции, 2005.
  102. Э.К. Стратегия: укрепление экономических связей государств Центральной Азии//Реформа. Бишкек: 1999. — № 2.138.0нучко В. Энергоаппетиты человечества все растут. М.: Мировая энергетика, 2005.
  103. Е.С., Пожарнов В. А. Перспективы использования биомассы в энергетике России и экспорте топлива. М.: Электрическая политика, 2005, № 2.
  104. Г. Гидроэнергетические проекты Таджикистана: прошлое, настоящие, будущее/Щентральная Азия и Кавказ. 2004. — № 5 (35).
  105. Г. Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана/Щентральная Азия и Кавказ. 2003. — № 3.
  106. Г. К вопросу о стратегии экономического развития Таджикистана// Центральная Азия и Кавказ 2006. — № 3.
  107. Г., Бурханова М. Всемирная Торговая Организация (ВТО) и устойчивое рациональное использование энергетических ресурсов Республики Таджикистан.
  108. Г. Н., Халиков X. Проект переброски стока из реки Пяндж в реку Вахш для повышения эффективности работы каскада Вахшских ГЭС «Бизнес & Политика». 2006. — № 42, 44, 45, 46, 26 октября, 9, 16, 23 ноября.
  109. Г. Н., Халиков Ш. Х. К вопросу о развитии гидроэнергетики Таджикистана. Экономика Таджикистана. Душанбе: 2006. — № 3
  110. Г. Н., Халиков Ш. Х. Экономические отношения в станах Центральной Азии в сфере использования водно-энергетических ресурсов трансграничных рек. Экономика ТаджикистанаЮ Душанбе: 2007. — № 4
  111. Г. Н., Халиков Ш. Х. Энергоснабжение населения и социально экономического развития Таджикистана. Экономика Таджикистана. -Душанбе: 2007.-№ 2
  112. В.В. О факторах калифорнийского кризиса в электроэнергетике России. Энергетик. Душанбе: 2005. — № 9
  113. С.В. Инвестирование электроэнергетики СССР и России //Энергия. 2003. — № 5.
  114. В. Обеспеченность мировой экономики энергоносителями в XXI веке. М.: Мировая экономика и международные отношения, 2005.
  115. М.А. Государство и энергетика США. М.: США и Канада, 2004.
  116. А.Б. Структура производства электроэнергии в странах мира//Энергия 2006. — № 3.
  117. С.Д. Центральная Азия: реалии и перспективы экономической интеграции. М.: 2000.
  118. . Экономика возобновляемых источников энергии: геотермальные воды Таджикистана. Экономика Таджикистана. -Душанбе: 2007. -№ 3
  119. А.Н. Реструктуризация национальных электроэнергетик: мировая практика. Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов. СПб. — 2003.
  120. Ю.Ю., Ульянычев И. В. Оценка эффективности инвестиционных проектов на предприятиях электроэнергетики// Менеджмент в России и за рубежом. 2005. — № 3.
  121. Т.Т. и др. Использование и охрана трансграничных рек в странах Центральной Азии. Алматы: Атамура. — 2004.
  122. JI.A., Исманжанов А. И., Мирзахалилов Б. Б. Экономические аспекты регулирования водно-энергетического баланса реки Сырдарья. -Ташкент: ТГТУ. Проблемы энерго- и ресурсосбережения, 2005, № 2−3.
  123. Д.С. Роль солнечной энергии в энергетике будущего. М.: Электрическая политика, 2005, № 2.
  124. Е.С. Мир, СНГ. Россия на пороге XXI века. М.: Общество и экономика. — 1998. — № 1.
  125. A.M., Магомедов Г. Д. и др. К концепциям развития малой гидроэнергетики. М.: Электрические станции, 2004, № 4.
  126. А.А. Топливно-энергетический комплекс, экономика России и государство. -М.: Энергетическая политика, 2005.
  127. А.А. Энергоэффективность как фактор влияния на экономику, бизнес, организацию энергосбережения. М.: Электрические станции, 2005, № 1.
  128. Ту кенов А. А. Особенности реформирования розничного рынка электроэнергии. М.: Энергетик, 2006.
  129. И., Бердибеков П., Давронбеков Р. Вопросы интеграции региональных электроэнергетических систем//Экономический вестник Узбекистана. Ташкент: 2001. № 7/8.
  130. Я. Перспективы российской электроэнергетики//Вопросы экономики. М.: 2000. — № 4.
  131. С., Иркабаева Н. Особенности реформирования электроэнергетики в современных условияхЮкономический вестник Узбекистана. Ташкент: 2001. — № 7/8.
  132. Е., Усубалиев Э. Проблемы территориального урегулирования и распределения водно-энергетических ресурсов в Центральной Азии// Центральная Азия и Кавказ. 2002. — № 1.
  133. Т.У. Закон Кыргызской Республики «О Межгосударственном использовании водных объектов, водных ресурсов и водохозяйственных сооружений Кыргызской Республики». «ШАМ». Бишкек: 2002.
  134. P.M. О концепции прогноза развития гидроэнергетики России в первой половите XXI века. М.: Гидротехническое строительство, 2005, № 9.
  135. Р.С. Водные ресурсы как основа устойчивого развития гидроэнергетики. М.: Гидротехническое строительство, 2005, № 9.
  136. В. Анализ моделей конкурентных рынков электроэнергии. Мировая экономика и международные отношения. М.: 2004. — № 1.
  137. В.В. Реструктуризация электроэнергетики: проблемы и перспективы. Экономическая наука современной России. М.: 2003. -№ 1.
  138. Е., Шульга В. Интеграционный потенциал СНГ и его роль в развитии мирохозяйственных связей. М.: Экономист. — 1998. — № 6.
  139. В.Н., Маркова В. М. Перспективы энергосбережения Сибирского федерального округа//Регион: экономика и социология. 2006. — № 4.
  140. С.А. Влияние энергосберегающей политики на темпы развития отраслей материального производства: На примере электроэнергетики. Проблемы прогнозирования. М.: 2004. — Выпуск 6.
  141. Э.Р. Задачи энергосбережения и пути их решения в электроэнергетической области страны. Проблемы энерго- и ресурсосбережения. Ташкент: ТашГТУ. 2003.
  142. Г. Энергетика в XXI веке. М.: Энергия: экономия, техника, экология, 2004.
  143. Вода для жизни. Материалы Душанбинского международного форума по пресной воде 29 августа 1 сентября 2003.
  144. Водный Кодекс Республики Таджикистан. 2000.
  145. Вопросы эффективности энергетического производства/А.А. Семенов- под редакцией В. Р. Окорокова Д.: Энергоиздат, Ленинградское отделение, 1982.
  146. Гидротехнические сооружения. Том 1, 2. (Учебник для ВУЗов). М.: «Стройиздат». — 1996.
  147. Гидроэнергетика бассейна Аральского моря. Ташкент: Ташгидропроект. — 1994.
  148. Гидроэнергетика и устойчивое развитие. М.: Гидротехническое строительство, 2005, № 1.
  149. Гидроэнергетические ресурсы Таджикистана. Центральная Азия и Кавказ. -2003.-№ 3(27).
  150. Гидроэнергетические ресурсы Таджикской ССР. «Недра». Л.: 1965.
  151. Годовые бухгалтерские балансы ГАХК «Барки-Точик».
  152. Диагностический доклад для подготовки региональной стратегии рационального и эффективного использования водных ресурсов Центральной Азии. М.: проект на 15 декабря 2001.
  153. Договор о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой, Республикой Таджикистан и Республикой Узбекистан.
  154. Доклад о человеческом развитии в Центральной Азии. Региональное бюро ПРООН по странам Европы и СНГ, 2005.
  155. Инструкция по определению экономической эффективности капитальных вложений в развитие энергетического хозяйства. М.: Энергия. — 1973.
  156. Интересы России в СНГ. М., Международная жизнь. — 1994. № 9.
  157. Исполком МФСА. Агентство проекта GEF. Проект «Управление окружающей средой и водными ресурсами». 2001.
  158. К укреплению сотрудничества по рациональному и эффективному использованию водных и энергетических ресурсов Центральной Азии. Специальная программа ООН для экономик Центральной Азии. СПЕКА. -2004.
  159. Кадастр мелиоративного состояния орошаемых земель и технического состояния оросительных систем за 1990 2002 гг. — Душанбе: Минводхоз.
  160. Концепция отраслей топливно-энергетического Комплекса Республики Таджикистан на период 2003 2015 гг.
  161. Межгосударственный статистический комитет СНГ. Внешняя торговля стран Содружества Независимых Государств. 2005: Статистический сборник. М.: 2006.
  162. Международный государственный совет по проблемам Аральского моря. Основные положения водной стратегии бассейна Аральского моря. -Алматы Бишкек — Душанбе — Ашхабад — Ташкент: 1996.
  163. Международный обмен Электроэнергией. Энергетика мира- под редакцией П. С. Непорожнего и В. И. Попкова. М.: Энергоатомиздат, 1985.
  164. Министерство охраны природы Республики Таджикистан. Национальный план действий по гигиене окружающей среды Республики Таджикистан. -Душанбе: 1999.
  165. Национальная программа оздоровления и стабилизации социально-экологической ситуации в бассейне Аральского моря в Республике Таджикистан. Таджикский филиал Исполкома МФСА. Душанбе: 2000.
  166. Обзор результативности экологической деятельности. Таджикистан. ЕЭК ООН, Комитет по экологической политике. Нью-Йорк Женева. 2004.
  167. Оптимизация использования водно-энергетических ресурсов бассейна реки Сырдарья в современных условиях. US AID, EPIQ (Таяк Order № 813, контракт №РСЕ 1−00−96−2−00). Алматы — Бишкек — Душанбе -Ашхабад — Ташкент: 2000.
  168. Освоение потенциала. Как усовершенствовать управление водными ресурсами в Таджикистане. Национальный отчет по человеческому развитию. 2003 ПРООН. Душанбе: 2003.
  169. Основные положения водной стратегии бассейна Аральского моря. Книга 1. Разработан при поддержке и участии Всемирного Банка Реконструкциии развития. Алматы — Бишкек — Душанбе — Ашхабад — Ташкент: 1996. Сентябрь.
  170. Основные положения водной стратегии бассейна Аральского моря. Международный государственный совет по проблемам Аральского моря, Всемирный банк. 1996.
  171. Стратегия развития малой гидроэнергетики Республики Таджикистан. Офис ПРООН в Республике Таджикистан, Министерство Энергетики и промышленности Республики Таджикистан. 2007.
  172. Положение об Исполнительном комитете Межгосударственного Совета Республики Казахстан, Кыргызской Республикой и Республики Узбекистан.
  173. Предложения по развитию гидроэнергетики в Средней Азии до 2000. Институт Гидропроект. Среднеазиатское отделение. Ташкент: 1978.
  174. Программа бассейна Аральского моря. Проект управления водными ресурсами и окружающей средой. Национальный отчет № 2. Душанбе: 2003.
  175. Программа ООН по Окружающей Среде. Региональный Ресурсный Центр Азии и Тихоокеанского региона. UNEP RRCAP. 2005.
  176. Программа первоочередных мер по улучшению мелиоративного состояния орошаемых земель Таджикистана в 2005 2009 гг.
  177. Программа экономического развития Республики Таджикистан на период до 2015. № 86 от 1 марта 2004.
  178. ПРООН. «Доклад о развитии человека. 2006. Что кроется за нехваткой воды: власть, бедность и глобальный кризис водных ресурсов». /Перевод с английского. М.: Издательство «Весь мир», 2006.
  179. Протокол о присоединении Республики Таджикистан к договору о создании единого экономического пространства между Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан от 30 апреля 1994.
  180. Реформирование европейских рынков электроэнергии и газа: перевод с английского. Международная юридическая фирма «Аллен энд Овери». -М.: 2004. 3 издание.
  181. Соглашение о Межгосударственном Совете Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Республикой Узбекистан и его институтах.
  182. Составлено по данным Мирового энергетического совета «Мировая энергетика». — 2007. — № 5(41).
  183. СПЕКА. «К укреплению сотрудничества по рациональному и эффективному использованию водных и энергетических ресурсов Центральной Азии». 2004.
  184. Среднесрочная программа социально-экономического развития. Республики Таджикистан на период до 2015.
  185. Статистический ежегодник Республики Таджикистан, Государственный комитет статистики Республики Таджикистан, (официальное издание, 2001).
  186. Таджикистан (природа и природные ресурсы). Душанбе: Дониш, 1982.
  187. Таджикистан. Резюме доклада об инвентаризации источников антропогенных эмиссий и стоков парниковых газов. Правительство Республики Таджикистан. Программа развития ООН. Душанбе: 2001.
  188. Таджикистан: Состояние окружающей среды 2005. Программа ООН по Окружающей Среде. Региональный Ресурсный Центр Азии и Тихоокеанского региона. UNEP RRCAP. 2005.
  189. Энергетика для завтрашнего мира: Действовать сейчас: Материалы МИРЭСЮлектрические станции. М.: 2005.
  190. Н. Энергетикаи Точикистон: дируз, имруз ва фардо. «Эчод». -Душанбе: 2006.
  191. Andersson, Е., Nilsson, С., and Johansson, М. Е., 2000: Effects of river fragmentation on plant dispersal and riparian flora. Regulated Rivers: Research and Management 16, 83−89.
  192. , А. Т., 2001: Undamming rivers: a review of the ecological impacts of dam removal. Environmental Management 27, 803−814.
  193. IMF. «Republic of Tajikistan: Poverty Reduction Strategy Paper Second Progress Report». IMF Country Report № 06/1, 2006- № 06/2, 2006.
  194. Republic of Tajikistan. National Sustainable Development Report. RIO + 10. «Adopted». Decree the Government of the Republic of Tajikistan. 13 July 2002, № 297.
  195. Special Programme for the Economies of Central Asia Project Working Group on Energy and Water Recouces. ECE/ESCAP. 2004.
  196. Strengthening Cooperation for Rational and Efficient use of Water and Energy resources in Central Asia. Special Programme for the Economies of Central Asia Project Working Group on Energy and Water Resources. ECE/ESCAP. 2004.
  197. Strengthening Cooperation for Rational and Efficient use of Water and Enercy resources in Central Asia Special Programme for the Economies of Central Asia Project Working Group on Energy and Water Recouces. ECE/ESCAP. 2004.
  198. The First National Communication of the Republic of Tajikistan to the United Nations. Framework Convention on Climate Chage. «Adopted» Decree the Government of the Republic of Tajikistan. 6 June 2003, № 259.
  199. The International Journal on HYDROPOWER & DAMS, 1997, «WORLD ATLAS AND INDUSTRY GUIDE».
Заполнить форму текущей работой