Актуальность темы
исследования. Становление рыночных отношенийнаряду с определенными позитивными изменениями сопровождается криминализацией российской экономики. Экономическаяпреступность в период реформ получила дополнительные стимулы криминальной активности, генерируя новые виды противоправного — экономического поведения, и борьба — с ними? не приносит желаемых результатов:
Теневой оборот капитала и неконтролируемый вывозего за рубеж подрывают экономическую безопасность государства. Преступность в сфере г экономической деятельности порождает и подпитывает коррупцию.
В' результате столь мощного криминального воздействия происходит деформация базисных экономических. отношений, наносящая ущерб экономическим, социальным, политическим и государственным устоям общества.
Растущая криминализация металлургической: промышленности наносит существенныймноговекторный! вред системе легальных экономических отношений: в этойстратегической1 отрасли экономики. Поэтому важное значение приобретает формирование методологии и создание системы предупреждения экономической преступности, соответствующей современным реалиям.
Предупреждение экономической преступности в металлургической промышленностиЧелябинской области представляет несомненный научныйи практический-интерестаккак здесь сосредоточен крупнейший в России металлургический комплекс, производящий более 30% черных металлов, а также существенную часть цветных металлов.
Деловая активность и оборот значительного по объемам промышленного < капитала в этой сфере сопровождается не менее масштабными процессами криминализации: Традиционнаяже система противодействия экономической: преступности, ориентированная, восновном, на выявление: корыстно-насильственных преступлений против собственности, работает неэффективно:
В новых экономических условиях актуальным становится анализ взаимодействия экономической системы хозяйствующих субъектов с правовыми. механизмами регулирования рыночных отношений, который позволяет выявить: основные причины, порождающие современную экономическую преступность. Исследование природы этих взаимосвязей дает возможность перенести акцент с уголовнорепрессивной деятельности на предупреждение экономической преступности.
В связиг с этим разработка-, системы предупреждения* экономической преступности в металлургической промышленности субъекта Российской Федерации является актуальной научно-практической задачей;
В разработку концептуальных основ предупреждения экономической преступности внесли весомый вклад известные ученые Г. А. Аванесов, А. И. Алексеев, А. А. Аслаханов, JI. B: Баринова, А. Д. Бойков, С. В: Бородин, Б.В. Волжен-кин, И. К. Выскребцев, С.И.' Герасимов, В. И. Гладких, С. П. Глинкина, К.К. Го-ряйнов, А. И: Долгова, Л. Я. Драпкин, В. А. Дубовцев, Э. А. Иванов, В. Н. Карасев, Т. Кесареева, М. И: Ковалев, В.Н. КудрявцевН.Ф. Кузнецова, B.C. Лавров, В: Д. Ларичев, А. Ларьков, Н-А. Лопашенко, В. В. Лунеев, Р. Н. Марченко, М.Г. Ми-ненок, Г. М. Миньковский, Э. М: Петров, В: А. Попов, К. В. Привалов, А.Л. Ре-пецкая, С. А. Спасский, М. В. Талан, Г. А. Тосунян, А. В1 Шеслер, A. MI Яковлев, П. С. Яни, В: Б. Ястребов и другие.
Работы указанных и других ученых касаются, как правило, отдельных направлений превентивной деятельности либо профилактики экономической преступности в целом.
Криминологаческие исследования экономической преступности в крупных-промышленных комплексах проводились в последнее время лишь в единичных случаях и фрагментарно. В металлургической промышленности Уральского региона такие исследования за последнее десятилетие вообще не проводились.
Кроме того, формирование эффективной системы криминологической профилактики требует комплексного? изучениясовременных экономических реалий, криминогенных детерминант и последующей трансформации и модификации профилактической деятельности.
Объект и предмет исследования. Объектом исследования является экономическая: преступность в металлургической промышленности региона как криминологическая проблема.
Предметом исследования является современное международное, федеральное и региональное законодательство в сфере предупреждения преступности, методология и практика криминологической профилактики экономической преступности в металлургической отрасли.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является разработка современной и эффективной системы предупреждения экономической преступности в металлургической промышленности региона, адаптированной к рыночным экономическим отношениям.
Для реализации указанной цели в работе поставлены следующие задачи:
1. Дать оценку состояния и динамики экономической преступности в металлургической промышленности региона в период рыночных реформ.
2. Осуществить анализ новых видов экономической преступности, сформировавшихся в рыночных условиях.
3. Обобщить генезис взаимодействия экономической и правовой систем в рыночной среде, что позволит выделить основные причины и условия, детерминирующие экономическую преступность в металлургической промышленности.
4. Основываясь на причинном комплексе, разработать методику предупреждения экономической преступности в металлургической промышленности региона.
5.-Определить объекты и субъекты профилактической деятельности.
6. Произвести классификацию профилактических мер.
7. Определить механизмы планирования и координации профилактической деятельности.
8. G использованием системно-структурного метода классифицировать актуальные направления криминологической профилактики экономической преступности в металлургическом комплексе региона и дать оценку ее результативности.
9. Разработать предложения по совершенствованию специальных профилактических мер.
Методологическая основа и методы исследования. Методологическую основу работы составляет общенаучный диалектический метод познания и ча-стнонаучные методы: статистический, исторический, системный, сравнительно-правовой, структурно-функциональный, социологический, метод экспертных оценок и анализа документов: Применялся метод обследований и изучения работы металлургических предприятий, учрежденийфинансово-бюджетной системы, внешнеэкономической сферы, управленческой деятельности органов власти г и самих акционерных обществ. Обобщалась, превентивная деятельность правоохранительных и контролирующих органов:
Теоретическая^основа исследования: При проведении исследования использовалась отечественная и зарубежная криминологическая, теоретико-правовая, уголовно-правовая, экономическая, социологическая литература^ опубликованная в виде монографий, диссертаций, учебников, пособий, статей.
Нормативная основа исследования: Правовую основу диссертационного исследования, составляют федеральное и региональное законодательство, нормативно-правовые акты, регулирующие рыночные отношения и определяющие основные направления превентивной деятельности. Помимо этого использовались международные соглашения и материалы антидемпинговых расследований, федеральные и региональные программные документы по борьбе с преступностью.
Эмпирическая основа исследования. Эмпирическая база исследования, представлена достаточным объемом статистической информации, характеризующей экономическую преступность в металлургической промышленности. Изучено более 2 тысяч уголовных дел О преступных посягательствах на собственность металлургических предприятий.
Соединяя науку с практической деятельностью в органах прокуратуры, автор проанализировал и обобщил деятельность субъектов профилактики по декриминализации экономики металлургического комплекса региона. В работе использованы материалы реализации" комплексных программ по борьбе с преступностьюи решения* координационного совещания руководителей правоохранительных органов за период с 1996 по 2004 годы.
В рамках диссертационного исследования проведены социологические опросы работников металлургических предприятий. Изучены по исследуемой теме материалы прокурорского надзора: 150 представлений i об устранении нарушений законности, причин и условий, способствующих их совершению, более 200 исков, рассмотренных арбитражным судом, по вопросам собственности и управления акционерными обществами: Обобщены материалы налоговых инспекций, Челябинской и Магнитогорской таможен.
Научная, новина исследования. Настоящая работа представляет собой комплексное исследование проблем предупреждения экономической преступности! в крупном промышленном образовании, каким является металлургическая промышленность Челябинской области.
На основе системного подхода проведен всесторонний < анализ экономической преступности в металлургической промышленности"за весь период экономических реформ., Даны количественные и качественные. характеристики экономической преступности. Особое внимание уделено исследованию латентной преступности, теневого оборота капитала и незаконного вывоза его за рубеж.
Важное место отводится узловой проблеме криминологии — изучению, причин экономической преступности и условий, способствующих совершению данных преступлений.
Центральное место в работе занимает разработка адаптированной к рыночным условиям методики предупреждения экономической преступности в металлургической промышленности. Автором разработаны" и классифицированы актуальные направлениякриминологической профилактики в этой отрасли промышленности. Научно обоснована и доказана на практике необходимость ш неизбежность перехода от преимущественно уголовно-репрессивной системы противодействия экономической преступности, которая работает неэффективно, к современной системе предупреждения экономической преступности.
О новизне свидетельствуют предложения и выводы, содержащиеся в диссертации, а также основные положения, выносимые на защиту:
1. Криминализация экономики крупного промышленного комплекса деформирует легальные экономические отношения, нанося ущерб экономическим, социальным, политическим и государственным устоям общества.
2. Масштабы современной экономической1 преступности в металлургической промышленности региона и новые виды противоправного экономического поведения, сформировавшиеся" в период рыночных реформ, требуют значительного обновления системы криминологической профилактики.
3. Анализ взаимодействия экономической системы хозяйствующих субъектов с правовыми механизмами регулирования рыночных отношений позволяет выделить экономические, социальные и организационно-управленческие детерминанты экономической преступности в металлургической промышленности.
4. Теневой оборот капитала и незаконный вывоз его за рубеж являются определяющими факторами эскалации экономической преступности в этой отрасли промышленности.
5. На основе выявленного причинного комплекса разработана и предложена к реализации методика предупреждения современной экономической преступности в металлургическом комплексе региона.
6. Систематизированы основные направления, общей профилактики, создающие условия для проведения государственными органами экономической политики, максимально свободной от криминальных издержек.
7. Обоснована необходимость усиления роли государственных органов в правовом регулировании, экономических (рыночных) отношений посредством совершенствования экономических, организационно-управленческих и правовых механизмов.
8. Обоснована необходимость преодоления последствий криминальной приватизации, стабилизации отношений собственности и обеспечения ее легитимности посредством реализации комплекса мер правового характера.
9. Предложена система правовых и организационно-управленческих мер по пресечению криминального и коррупционного передела собственности.
10. Аргументированы и предлагаются к практическому применению основные параметры защитных мер по противодействию теневому обороту капитала и незаконному вывозу его за рубеж.
11. Предложен комплекс общих и специальных мер профилактики-преступлений против собственности в металлургической промышленности.
12. Обоснована необходимость реализации системы экономических и правовых мер по ослаблению^ влияния транснациональной' экономической' преступности и коррупции.
13. Сформулированы основные подходы к оценке результативности осуществления криминологической профилактики экономической преступности в металлургическом комплексе региона.
14. Обоснована необходимость совершенствования уголовного, гражданского и налогового законодательства, а также системы управления криминологической профилактикой.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Настоящее диссертационное исследование позволило сформулировать теоретические положения, направленные на формирование современной, адаптированной к рыночной экономике, системы криминологической профилактики экономической преступности.
Обоснованность и достоверность научных положений подтверждаются:
• представительным объемом статистической информации;
• соответствием теоретических выводов общим закономерностям состояния и динамики экономической преступности на предприятиях металлургического комплекса региона;
• внедрением результатов исследования в систему криминологической профилактики экономической преступности на предприятиях металлургического комплекса региона;
• позитивными результатами функционирования обновленной системы криминологической профилактики экономических правонарушений;
Практическая значимость исследования заключается в том, что:
• предложена современная и эффективная система профилактики экономической преступности в крупном промышленном комплексе региона, позволяющая значительно повысить уровень экономической безопасности;
• определены основные направления предупреждения экономической преступности в современных условиях;
• разработаны практические рекомендации по формированию действенной системы профилактики экономической преступности и по ее реализации.
Апробация результатов исследования. Диссертация подготовленана кафедре уголовного права — Уральской государственной' юридической академии, где произведено ее рецензирование и обсуждение.
Научные положения диссертационного исследования нашли отражение в «Концепции промышленной политики Челябинскою области на' 2000;2005 годы», утвержденной Постановлением Законодательного Собрания № 876 от: 20 мая 2000 годаЗаконе Челябинской области «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области», утвержденномПостановлением >Законодательного Собрания № 979 от 28 августа 2003 г., а также в Комплексных программах по борьбе с преступностью в Челябинской области на 1998;2000, 2001;2003 и 2004;2006 годы.
Основные положения диссертационной работы использованы, в решениях коллегиипрокуратуры: Челябинской: области-, определивших основные — направления профилактической деятельности органов прокуратуры.
Выводы и рекомендации, вытекающие из результатов исследования, оформлены в виде информационных писем, указаний, представлений в адрес правоохранительных и контролирующих ведомств, предприятий металлургической промышленности, а также отражены в справках, информациях и докладах в органы власти и управления, в решениях: координационного совещания руководителей правоохранительных органов Челябинской области.
Основные положения диссертационного исследования изложены автором в научных публикациях, докладывались на научно-практических конференциях.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
Процесс рыночных преобразований в российской экономике не только привел к определенным позитивным изменениям в укладе хозяйственной жизни, но и вызвал немало сложных проблем, в том числе связанных с криминализацией новых экономических отношений. Формирующаяся система рыночных отношений подвергалась криминальному натиску, причиняющему ущерб экономическим, социальным, политическим и государственным устоям общества.
Металлургическая промышленность в период реформ также подверглась криминализации. Эскалация экономической преступности в одной из ведущих отраслей экономики представляет повышенную опасность.
В хозяйственном комплексе Челябинской области металлургия занимает доминирующее положение, поэтому задача декриминализации этой отрасли промышленности приобретает актуальное значение.
В этой связи разработка методологии предупреждения экономической преступности в металлургической промышленности, адаптированной к рыночным* отношениям, является важнейшим аспектом формирования региональной системы экономической безопасности.
Комплексное исследование экономической преступности в металлургической отрасли региона позволило сформулировать следующие выводы:
1. Масштабы современной экономической преступности в металлургической промышленности деформируют базисные экономические отношения, наносят ущерб экономическим, социальным, политическим и государственным устоям общества.
2. Традиционные усилия по нейтрализации экономической преступности уголовно-репрессивными мерами не дают ожидаемого результата.
3. Новые виды экономической преступности, сформировавшиеся в период рыночных реформ, и их масштабы требуют значительного обновления методологии криминологической профилактики этого вида преступлений:
4. В этой связи особое значение приобретает изучение экономической преступности в металлургической промышленности как криминологической проблемы.
5. Анализ состояния и динамики экономической преступности на предприятиях металлургической промышленности Челябинской области за последние 14 лет свидетельствует о неуклонном росте этого вида преступлений до 2000 года. Ущерб от экономических преступлений в указанной отрасли региональной экономики ежегодно увеличивался и составил за этот период 150 007 865 рублей.
Повсеместное расширение теневого оборота капитала и незаконного вывоза его за рубеж приводит к планомерному и поступательному «вымыванию» промышленного капитала из экономики региона.
С 2001 года отмечается резкое сокращение количества зарегистрированных экономических преступлений в три раза, что связано, помимо, с реализацией системы мер профилактического характера.
6. Анализ исходного фактического материала позволил выделить обстоятельства экономического, политического, организационно-управленческого, социального, правового, духовно-нравственного характера, детерминирующиеэкономическую преступность в металлургической промышленности.
К ним относятся:
• необоснованное отстранение государства от регулирования рыночных отношений;
• директивное создание класса крупных собственников посредством криминальной приватизации и асоциального характера проводимых в стране рыночных реформ;
• нелегитимность права собственности значительной части, владельцев металлургических предприятий;
• криминальный и коррупционный передел собственности;
• сращивание экономической преступности, политики и власти, породившее тотальную коррупцию в обществе;
• дискредитация права как регулятора экономических отношений, кризис законности и уменьшение доверия населения к власти;
• разрастание теневого оборота капитала в металлургической промышленности;
• усиление влияния транснациональной экономической преступности в металлургии, связанное с незаконным вывозом капитала за границу;
• материальное расслоение общества на богатых и бедных;
• смещение целей политики от общенационального развития к обеспечению группового меркантильного интереса элиты;
• развал и ликвидация криминологической профилактики.
Таким образом, системными детерминирующими факторами экономической преступности в металлургической промышленности региона являются дефекты экономических, социальных и организационноуправленческих: преобразований, в стране, а также влияние внешних факторов, связанных с глобализацией экономической преступности.
7. С учетом выявленных тенденций криминологическая профилактика экономической преступности должна обеспечивать системное декриминализи-рующее воздействие как на внутренние, так и на внешние факторы.
8. В связи с этим в диссертационном исследовании центральное место отведено разработке и апробации методики предупреждения экономической преступности в металлургической промышленности.
В соответствующем разделе определены объекты и субъекты профилактической деятельности. В частности, под объектом криминологической профилактики понимается экономическая система хозяйствующих субъектов, осуществляющих свою деятельность в правовой среде рыночных отношений.
К субъектам профилактики отнесены совокупность государственных и негосударственных органов, деятельность которых полностью или частично связана с решением задач предупреждения экономической преступности.
Исходя из общих принципов классификации, выделены общие и специально-криминологические меры предупреждения преступности, методы планирования и координации криминологической профилактики.
9. Содержательно-видовой анализ основных направлений профилактической деятельности позволил разработать матрицу экономической безопасности для предприятий металлургической промышленности региона.
10. В комплексе актуальных направлений криминологической профилактики значительное место отведено превентивным мерам общего характера.
К числу таких направлений относится реализация основных положений Федеральной целевой программы «Экономическое и социальное развитие Челябинской области на 1999;2005 годы» и «Концепции промышленной политики Челябинской области на 2000;2005 годы».
Общее превентивное воздействие на экономическую преступность призваны оказывать постановление Губернатора Челябинской области от 29 июля 1997 года «Об организационных мерах по стимулированию инвестиционной-деятельности в Челябинской области», Закон Челябинской области от 28 августа № 175 — 30 «О стимулировании инвестиционной деятельности в Челябинской области» и ежегодные прогнозы социально-экономического развития региона.
В этих программных документах закреплены две взаимосвязанные модели борьбы с экономической преступностью. Первая предусматривает систему мер по ограничению и пресечению любых форм противоправного экономического поведениявторая — предполагает поощрение законопослушной и эффективной экономической деятельности.
Профилактические меры общего характера, как известно, воздействуют на экономическую преступность опосредованно, поэтому для достижения большего эффекта они должны быть дополнены специально-профилактическими мерами.
11. К социально-профилактическим мерам относятся, прежде всего, меры по повышению роли государственных органов в регулировании рыночных отношений.
С этой целью региональными органами власти, а также правоохранительными и контролирующими органами в 1997;2003 годах реализован комплекс мер по развитию рыночных отношений и утверждению на их основе принципа законности, конкуренции и демонополизации экономики, по стимулированию инвестиционной активности, усилению контрольных механизмовв- налогово-бюджетной и денежно-кредитной сферах.
Выполнению этих задач были подчинены решения Коллегии при Губернаторе Челябинской области, Совета безопасности и координационного совещания руководителей правоохранительных органов.
12. В сложившейся постприватизационной обстановке важнейшей задачей обеспечения криминологической безопасности является преодоление последствий криминальной приватизации, стабилизация отношений собственности и установление ее легитимности.
Для. ее решения в регионе в период с 1997 по 2000 годы" был реализован комплекс мер. Так, при расследовании уголовного дела о злоупотреблениях полномочиями чиновников Челябинского областного комитета по управлению государственным имуществом прокуратурой области были предъявлены иски о признании незаконными сделок с. пакетами акций и возврате их законным собственникам — государству либо трудовым коллективам.
В числе указанных исков более трети составили иски в защиту интересов предприятий металлургической отрасли. Так, по требованию прокуратуры Челябинской области 29,4% акций Кыштымского медеэлектролитного завода возвращены из незаконного владения и переданы трудовому коллективу.
Подобные меры по стабилизации отношений собственности реализованы на Магнитогорском металлургическом комбинате, Златоустовском металлургическом заводе и др. Это позволило вернуть указанные предприятия в сферу л егальной экономики и обеспечить проведение социально ориентированной промышленной политики.
13- В криминологической профилактике экономической преступности главное внимание должно уделяться реализации государственными органами системы мер по пресечению криминального и коррупционного передела собственности.
Указанные защитные меры реализованы в отношении Магнитогорского* металлургического комбината, Кыштымского медеэлектролитного заводаСат-кинского чугунолитейного завода, комбината «Магнезит» и других, что способствовало стабилизации обстановки и снижению масштабов теневого оборота капитала.
14. В условиях растущей криминализации металлургической промышленности важное значение приобретает предупреждение корыстной преступности.
В комплексных программах борьбы с преступностью, принимаемых органами власти региона, предусматриваются соответствующие криминологические мероприятия.
Изучение более 2 тысяч уголовных дел о корыстных преступлениях, совершенных на предприятиях металлургической промышленности, позволило выявить системный комплекс причин и условий, способствующих совершению этого вида преступлений. На основании анализа реализована система профилактических мер, направленных на предупреждение корыстной преступности, получившей широкое распространение на предприятиях черной и цветной металлургии.
15. Особое место в системе криминологической профилактики экономической преступности в металлургической промышленности должны занимать меры по противодействию теневому оборотукапитала и его незаконному вывозу за рубеж.
С учетом выявленных тенденций нарастания теневого оборота и скрытого вывоза капитала за рубеж, в результате чего металлургические предприятия региона в 1997;1999 гг. вывели в тень и переместили за границу промышленный капитал на сумму 1 0 45 929 тыс. долларов, реализована система превентивных мер по противодействию этим видам противоправного экономического поведения, что позволило впоследствии вывести значительные финансовые ресурсы из теневого оборота.
Такие меры применялись к Златоустовскому металлургическому заводу, ОАО «Мечел», Челябинскому электролитно-цинковому заводу, ОАО «Уфалей-никель» и др.
16. Система криминологической профилактики, реализуемая в металлургической отрасли региона, может иметь более высокую эффективность — при условии совершенствования правовой базы, регулирующей рыночные отношения.
В частности, в целях защиты экономических интересов Российской Федерации от неконтролируемого вывоза капитала за, границу следует предусмотреть в действующем законодательстве параметры защитных мер от недобросовестного экспорта. Предлагается Федеральный Закон «О мерах по защите экономических интересов Российской Федерации при осуществлении внешней: торговли товарами» № 63-Ф3 от 14 апреля 1998 года дополнить положениями, предусматривающими ответственность за незаконный вывоз капитала за границу.
Кроме этого, в законе должны найти отражение:
• основания и порядок проведения расследований по фактам недобросовестного экспорта;
• порядок определения ущерба от недобросовестного экспорта;
• общие принципы и порядок применения защитных мер.
17. Необходимо внести изменения в ст. 40 Налогового Кодекса Российской Федерации путем исключения из нее положения, позволяющего налоговым органам осуществлять контроль за полнотой начисления налогов лишь при отклонении более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичным (однородным) товарам.
18. Помимо этого предлагается предусмотреть в специальной норме УК РФ ответственность за незаконный вывоз капитала из страны (отмывание промышленного капитала).
19. Внесены предложения о дополнении мероприятий по предупреждению экономической преступности на предприятиях металлургической промышленности в областной! целевой программе по усилению борьбы с преступностью в Челябинской области на 2004;2006 годы.
20. Организационные основы криминологической профилактики требуют совершенствования.
Исходя из того, что в соответствии с Федеральным Законом «О прокуратуре Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации от 18 апреля 1997 года «О координации деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью» прокуратура обладает универсальными полномочиями в сфере предупреждения преступности, предлагается специальным нормативным актом возложить на прокуратуру функции единого организующего, координирующего и контролирующего органа в этой сфере.
21. Реализация современной, системы криминологической профилактики экономической преступности в металлургической промышленности дает основания для позитивной оценки ее результативности.
22. Начиная с 2000 года отмечается резкое снижение зарегистрированных корыстных преступлений. Так, если в 2000 году на всех металлургических предприятиях было совершено 1814 таких преступлений, то затем произошло более чемтрехкратное их сокращение, и в 2003 году зарегистрировано лишь, 513 преступлений, связанных с посягательствомна собственность этих предприятий.
23. Стабилизация отношений собственности, а также реализация комплекса мер по декриминализации экономики предприятий металлургии способствовали вытеснению теневого оборота капитала. О том, что финансовые потоки этих предприятий стали более прозрачными, свидетельствуют данные о налоговых поступлениях от этой отрасли промышленности в бюджеты всех уровней. Так, налоговые платежи предприятий черной и цветной металлургии возросли с 2,2 млрд. рублей в 1997 году до 11,7 млрд. рублей в 2003 году (+529,7%).
24. Преодоление последствий криминальной приватизации, легитимизация права собственности, пресечение фактов криминального и коррупционного передела собственности способствовали повышению деловой активности в этой отрасли и успешной реализации программ перевооружения и модернизации производства.
Так, инвестиции в основной капитал предприятий черной и цветной металлургии возросли с 1,3 млрд. рублей в 1995 году до 9,0 млрд. рублей в 2003 годуиностранные инвестиции в эту отрасль экономики региона увеличились с 227 тыс. долларов США в 1998 году до более чем 1,0 млрд. долларов США в 2003 году.
Таким образом, современная система криминологической профилактики экономической преступности, адаптированная к рыночным отношениям, позволяет оказывать эффективное воздействие на социально-экономические процессы в регионе с целью приведения их к заданным параметрам безопасности.
Разработанная и частично реализованная система предупреждения экономической преступности может быть использована в других регионах страны и в промышленных комплексах со сходными криминологическими характеристиками.