АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ. Созданная к настоящему времени законодательная база, регулирующая деятельность средств массовой информации и коммуникации, заложила основу для интенсивного формирования информационной индустрии, распространения разнообразных по содержанию информационных потоков, усилению влияния и роли свободно производимой и распространяемой массовой информации.
С 1990 года в РФ были приняты ряд Законодательных актов (Закон «О печати и других средствах массовой информации», Закон «О средствах массовой информации», Закон «О свободе совести», Закон «Об информации, информатике и защите информации» и некоторые иные), где в соответствующих нормах предусмотрены ограничения на характер публично (через органы печати и массовой коммуникации) распространяемой информации.
С выходом названных законов публично распространяемая информация стала рассматриваться, анализироваться и применяться не только как социальная категория.
Так, Закон РФ «О средствах массовой информации» (далее СМИ) впервые в истории отечественного законодательства ввел институт ответственности, обозначенный в ст. 4 Закона как «Недопустимость злоупотребления свободой массовой информации». В частности, в этом законе выражены в юридических категориях такие понятия как «свобода слова», «массовая информация» ," злоупотребление свободой слова", раскрыт перечень уголовно наказуемых деяний, которые составляют сущность понимания информации как элементов соответствующих деликтов.
Под юридическим институтом, в контексте указанного Закона, понимаются значимые в правовом (уголовно-правовом) отношении характеристики массовой информации — т. е.элементы объективной стороны в форме публично распространяемых печатных, аудио и аудиовизуальные сообщений и материалов.
Законодательно провозглашенные возможности могут достаточно полно использоваться в том случае, если будут устраняться те социальные факторы, которые препятствуют социально-позитивному использованию средств массовой информации.
К числу этих факторов принадлежат те, которые способствуют или непосредственно вызывают деформирование публичного информационного воздействия СМИ в общественно опасных формах, само состояние государственных и частных органов массовой коммуникации, характеризуемое высоким уровнем коррупционных процессов и включенностью структур организованной преступности в коммуникационный процесс как система детерминант, продуцирующих общественно опасные действия в этой сфере.
Совокупность действующих в СМИ противоречий, характер процессов и явлений, криминально ориентированное публичное воздействие, природа которых теоретически не изучена и не конкретизирована, — достигли того уровня, на котором противодействующие факторы становятся очевидными, переходят на уровень социальной проблемы и затрагивают интересы и потребности всего общества в целом. Перечислим их и кратко охарактеризуем.
Во-первых, в условиях высокой социальной напряженности, ряда других факторов, эта деятельность носит характер информационного насилия, угроз и психологического давления, серийных пропагандистских компаний, направленных на отмену или принятие законодательных актов, прямого или завуалированного подстрекательства, введения в заблуждение, недобросовестной рекламы и прочих формах, отличающихся большим разнообразием.
Во-вторых, ряд органов печати, а также финансирующие их физические лица — лидеры и функционеры различных организаций, заметно влияют на общественное сознание, преобладающие настроения определенных социальных групп, утверждая негативные стереотипы поведенияпротивостоят правоохранительным органам как институты корпоративного социального давления, склоняя, например, в косвенной, завуалированной форме к необходимости проведения противоправных акций, в том числе антиконституционного характера, -чем формируется благоприятное" криминально ориентированное информационное поле" .
В-третьих, в практике правоохранительных органов зафиксированы многочисленные случаи, когда информационная деятельность, применяемая для решения чисто криминальных задача, экономической борьбы, конкуренции, осуществляемая под эгидой вновь образованных политических и экономических формирований, грубо нарушает этические нормы и соответствующие требования законодательных актов. Речь идет о словесноинформационных посягательствах через органы печати и электронной коммуникациилишь незначительная часть из этих посягательств попадает в сферу действия уголовного закона. В нашем исследовании и ряде других работ, отмечается зависимость между интенсивностью информационного влияния, в том числе в форме пропагандистской деятельности и совершением тяжких преступлений, освобождением из-под стражи и прекращением уголовного преследования лиц, подозреваемых в тяжких преступления, между разглашением конфиденциальной информации, клеветой и прекращением деятельности коммерческих организаций пр. негативные последствия.
В-четвертых, социально-экономические изменения в обществе за последний период вызвали значительные изменения в структуре преступности, в частности, отмечен рост посягательств на государственные и частные экономические интересы в сфере конкуренции, безопасности и иные отношения, на порядок и защищенность проведения оперативно-розыскных мероприятий, репутацию лиц и организаций и т. д., совершаемых внешне позитивными способами, не образующими состав преступления и поэтому не наказываемых в уголовном порядке.
В-пятых, в настоящее время на территории страны действуют преступные формирования, в т. ч. этнические, связанные сепаратистскими движениями, в чьи функции входит ведение информационно-пропагандистской работы антиконституционного характера.
В-шестых, анализ распространения СМИ определенных сведений, оцениваемых в гражданско и уголовно-правовом отношениях, как правонарушения или в категориях общественного сознания, как несущих социально негативную нагрузку, — имеет немаловажное значение, в частности, для понимания криминологических и криминалистических характеристик преступлений, относящихся к категориям организованной преступности в целом.
Таким образом, названные составляющие, актуализирующие эту тему, свидетельствуют о том, что влияние организованной преступности на средства массовой информации, по нашим оценкам, достигло того состояния, которое настоятельно требует проведения исследований в этой области.
Кроме того, актуальность этой темы видится еще и в том, что проблемные вопросы, связанные с информационным влиянием организованной преступности до настоящего времени не являлись предметом специального исследования, а также специального разведывательного интереса, а имеющийся некоторый опыт в этой области с научных позиций не обобщался. Не было и монографических работ на эту тему.
Правоохранительные органы еще не располагают необходимыми рекомендациями по предотвращению активизации организованной преступности в этой области. Теоретически не осмыслен характер угрозы, которую представляют последствия контроля преступными формированиями средств массовой информации, последствия пропаганды, исходящей от уголовного мира. До настоящего времени в юридической литературе нет обобщающего исследования, посвященного рассмотрению информации как социально-правового явления, связанного с функционированием организованных преступных формирований.
Отсутствуют работы, в частности специального характера, посвященные роли, способам и форме присутствия организованных преступных формирований (далее ОПФ) в коммуникационных органах, их влиянию на характер и направленность злоупотреблений свободой массовой информацииеще не даны развернутые криминологические и оперативно-тактические характеристики этого процесса.
Практика показывает, что глубокое научное исследование вопросов информационного влияния организованной преступности на общество, государственно-правовые институты, использование СМИ как доходного промысла и пр. и выработка на этой основе рекомендаций законодательного и управленческого характера крайне необходимы.
Отсутствие законодательной базы, специальных структур в подразделениях по организованной преступности и научно обоснованной методик приводит на практике к тому, что это важнейшее направление активности организованной преступности остается неприкрытым.
Дальнейшая разработка проблем, связанных с информационным влиянием организованной преступности, делает необходимым: изучение конкретно-исторических предпосылок и социальных закономерностей распространения информации в России и других странахраскрытия содержания «информационной среды», объективных характеристик средств массовой информации и коммуникации, где происходит развитие этих процессованализа их нормативной урегулиро-ванностиразработку комплекса правовых средств и тактических приемов для использования подразделениями по организованной преступности в противодействии этим общественно-опасным деяниям.
Таким образом, названные составляющие, актуализирующие эту тему, свидетельствуют о том, что влияние организованной преступности на средства массовой информации, достигло такого состояния, которое настоятельно требует проведения исследований в этой области, что определило выбор темы диссертации.
Цель и задачи исследования
Целью диссертационного исследования является изучение криминологических аспектов распространенности, форм, интенсивности и последствий воздействий преступных формирований через средства массовой информации как основа для обеспечения правовых и организационных вопросов профилактики, а также выработки четких критериев криминологического и оперативно-тактического характера, позволяющих применять систему мер по выявлению и пресечению коррупционного воздействия на СМИ со стороны структур организованной преступности.
В соответствии с поставленной целью, задачи исследования достигались путем:
1. Теоретической проработки и анализа: а) теоретических и практических аспектов воздействия средств массовой информации на формирование общественного мнения. б) факторов, обусловливавших криминализацию информационной сферыв) наиболее подверженных воздействию со стороны организованной преступности элементов механизмы функционирования средств массовой информации. г) практики разрешения информационных конфликтов Судебной палатой по информационным спорам при Президенте России. д) истории развития уголовного законодательства по пресечению «информационных деликтов» — е) действующего уголовного законодательства на предмет эффективности пресечения деяний, совершаемых словесными способами.
2.Научного обоснования и выработки: а) понятия и признаков криминогенного информационного воздействияб) единой системы приоритетов, определяющих концепцию работы подразделений по организованной преступности, по взаимодействию их со СМИ и ограждению от влияния организованных преступных формированийв) предложений по совершенствованию методики определения правовых и поисковых признаков коррумпированности органов СМИ, появления «заказных» статей, участия преступных формирований в деятельности средств массовой информации для последующей аналитической обработки в зависимости от оперативно-тактических особенностей объектов.
Объект и предмет исследования.
Объектом данного исследования является криминологическая природа информационного воздействия преступных сообществ через средства массовой информации на общественное сознание.
Предметом исследования выступают характеристики средств массовой информации, позволяющие использовать их организованными преступными формированиямиобщественно опасная деятельность организованных преступных формирований по информационному воздействию на общество с использованием средств массовой информациипредупреждение и профилактика этого воздействия подразделениями по организованной преступности.
Методология и методика исследования.
В процессе исследования использовались общенаучный и частные методы познания: логико-юридический, исторический, сравнительно-правовой, конкретно-социологический. Широкое применение в работе нашел метод системного подхода в исследовании явлений, различные социологические методы (статистический анализ, группировка, анкетирование).
Положения, выводы и рекомендации исследования основаны на анализе законодательства, регулирующего распространение информации и информационные процессы, а также международного, государственного, уголовного, гражданского права.
Теоретической основой работы послужили научные труды по проблемам уголовного права, криминологии, социологии, философии.
Использованы данные судебно-следственной практики по 105 уголовным делам за оскорбление и клевету, также за особо опасные государственные преступления и иные государственные преступления за 1975 — 1985 гг.
— и.
Значительное внимание в соответствующих разделах исследования уделялось процедуре контент-анализа, количественным способам анализа текстов с последующей статистической обработкой информации. Кроме того, исследовались литературные источники, касающиеся вопросов информационно-поисковой деятельности. Все вышеперечисленные методы применялись в комплексе (в совокупности и единстве).
Эмпирическая база исследования включает также обширный фактический материал, полученный в результате анализа публикаций и статей в СМИ за 1992; 1994 годы. С использованием специально разработанных автором рубрикаторов были изучены материалы, помещенные в ряде газет и иных периодических изданиях, оперативные материалы и документы подразделений по организованной преступности.
С помощью сопоставительного анализа изучались статистические данные, характеризующие отдельные виды информационно-пропагандистской деятельности СМИ — интенсивность рекламной деятельности, закономерности и частота появления «заказных статей», специализация авторов и пр. параметры, касающиеся информационных процессов, характеризующие искаженную воздействием организованной преступности «картину» распространения публичной информации.
В качестве базовых были избраны: при анализе уголовных дел в отношении лиц, которым инкриминировалось совершение преступлений в пропагандистской форме, — Мосгорсудосновного анализируемого источника информации — центральные газеты. Изучались материалы подразделений по организованной преступности, в частности, ГУОП МВД РФ и РУОП г. Москвы (в рамках анкетного опроса).
В процессе исследования применялись также методы анкетирования, программированного опроса, сравнительного анализа. Для выявления объективной картины по специально разработанной анкете было опрошено 75 работников ГУОПРУОПУОП.
Объем исследовательского материала и репрезентативность выборки, обусловливают, по мнению автора, научно обоснованность и достоверность изложенных в диссертации выводов и предложений.
Научная новизна исследования.
Проблемы выявления и предупреждения криминогенного информационного воздействия с использованием сил и средств государственных органов, осуществляющих контроль и регулирование публичного информационного воздействия, а также привлечение к этой деятельности государственных органов, наделенных правом на ведение оперативно-розыскной деятельности, до настоящего времени не подвергались самостоятельному научному исследованию.
Проделанные исследования охватывают наиболее важные для практики и недостаточно разработанные на нормативном и методологическом уровнях, а также в теории, проблемы аналитической работы по гласным источникам информации, что в значительной мере позволило установить характер и формы присутствия организованных преступных формирований в СМИ.
Научная новизна исследования определяется тем, что автор на основе нового концептуального подхода к определению понятия и характерных особенностей криминогенного информационного воздействия, осуществляемого организованными преступными формированиями в интересах поддержки преступных промыслов, обеспечения собственной безопасности и манипулирования общественным мнением,-формулирует ряд теоретических и практических положений, касающихся научной классификации указанного информационного воздействия. Даны выводы и предложения по оценке состояния нормативной базы, регулирующей правоотношения в области массовой информациипо использованию специальных информационно-аналитических методик предупреждения криминогенного информационного воздействия преступных сообществ и дополнений действующего уголовного и иного законодательства Основные положения, выносимые на защиту сводятся к следующему: сформулирован теоретический подход в определении криминологического понятия и сущности информационного влияния преступных формирований как одного из направлений активности современной российской организованной преступностипроведено обобщение факторов, способствующих деформации публичного информационного воздействия в общественно опасных формах, само состояния средств массовой информации, характеризуемых высоким уровнем коррупционных процессов и включенностью структур организованной преступности в коммуникационный процессопределено понятие и содержание общественно опасного информационного воздействия в интересах организованной преступности, его основные признаки, направленность, механизм и негативные последствиядана криминологическая и уголовно-правовая классификация, криминогенного информационного воздействия с учетом характеристик современных СМИ, действующего законодательства, зарубежных концепций борьбы с противоправным информационным воздействиемобоснована постановка вопроса о введении института альтернативной уголовно-правовой или административной ответственности органов массовой информации за совершение определенных деликтовпоказана необходимость профилактической, антикоррупционной работы специального круга государственных органов, наделенных правом на осуществление оперативно-розыскной деятельности по предупреждению проявлений организованной преступности в СМИ и создания специальных служб в составе ГУОП-РУОП, ориентированных на предупреждение коррупционных проявлений в СМИс позиции предложенной концепции показывается необходимость определения уголовно-правового понятия «воздействия преступной организации с использованием средств массовой информации» в форме дополнения п. 3 ст.210 УК РФ и введения в ряд норм уголовного Закона квалифицирующего признака «совершение деяния с использованием средств массовой информации» .
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что криминологический анализ распространения СМИ определенных сведений, оцениваемых в гражданскои уголовно-правовом отношениях, как правонарушения, или в категориях общественного сознания, как несущих социально негативную нагрузку,-способствует углубленному пониманию криминологических и криминалистических характеристик преступлений, относящихся к категориям организованной преступности. Сформулированы выводы и предложения, которые могут быть учтены при совершенствовании действующего и разработке нового уголовного и административного законодательства.
Работа посвящена комплексным проблемам предупреждения преступлений и иных правонарушений со стороны структур организованной преступности, установлению коррумпированного сегмента и взаимосвязей этих элементов в формировании общественно-опасного информационного влияния на социум.
Анализ состояния, структуры, интенсивности и основных видов криминогенного информационного воздействия и негативных явлений, сопряженных с ним, с учетом его особенностей и направленности, изучение характеристик организованных преступных формирований, использующих этот тип воздействия, позволили выработать конкретные рекомендации по правовым, организационным, тактическим и методическим аспектам предупреждения этого воздействия и сопряженных с ним преступлений, что обусловливает теоретическую значимость рассматриваемых в диссертации вопросов.
Практическая значимость исследования определяется тем, что автор сформулировал рекомендации и предложения по созданию в подразделениях по организованной преступности служб, применяющих методологию информационной разведки. Все это может способствовать обеспечению научно обоснованного методологического подхода к решению проблем, возникающих при установлении фактов коррупции в СМИ и мер по их нейтрализации.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в работе по совершенствованию правового регулирования деятельности подразделений по организованной преступности, в оперативно-аналитической деятельности по установлению и пресечению противоправной информационной активности с использованием СМИ.
Апробация результатов исследования Материалы исследования использованы при подготовке Положения о подразделениях информационной разведки, направленного в ГУОП МВД РФ и ОПУ МВД РФ, о чем получены акты внедрения: ГУОП МВД РФ от 17.03. 1997 г. N 8/501- ОПУ МВД РФ от 15.05.1995 г. исх. N 35/993.
Отдельные предложения дисертанта, в которых затрагиваются вопросы улучшения системы учета были направлены в Прокуратуру РФ. Эти предложения, лекции и методики получили положительную оценку.
Основные выводы и рекомендации соискателя прошли практическую апробацию во ВНИИ МВД РФ при работе по плановым темам НИР, подготовке предложений по совершенствованию законодательства-а также при выполнении поручений руководства МВД России, что подтверждается соответствующими справками и актами о внедрении.
Результаты диссертационного исследования докладывались на двух научно-практических конференциях, плановых лекционных занятиях в Академии МВД России, в Московском юридическом институте. По результатам исследования опубликовано одно пособие, одна лек-цияи и пять статей.
Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, библиографии и приложений.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
.
В своей работе мы ставили цель изучения особенностей криминогенного информационного воздействия организованных преступных формирований (сообществ) и пути противодействия с использованием правовых, оперативно-розыскных и информационно-аналитических возможностей служб криминальной милиции и иных субъектов социального контроля.
Характер целеообразования в диссертационной работе был вызван отсутствием достаточной ясности в выработке концептуальных подходов к возможностям и практике борьбы подразделений по организованной преступности на этом участке. Наряду с этим, нас интересовало и современное состояние криминального влияния и присутствия организованной преступности в коммуникационной сфере, интенсивность коррупционных процессов.
Исследование было основано на комплексном и системном подходе в разработке и понимании таких категорий как," криминально-ориентированное (криминогенное)информационное воздействие", злоупотребление свободой слова, публично распространяемая информация, информационноаналитический поиск, что, как представляется, позволило нам: раскрыть сущность некоторых аспектов общественно опасного информационного влияния организованных преступных группопределить типы информации, распространяемой в интересах поддержки преступных промыслов, лидеров и управленческих решений, ее источники, носителей, объекты посягательстввычленить признаки публикаций и передач, носящих «заказной» характер, подпадающих под запрет законодательных актоввыявить данные, указывающие на присутствие и использование преступными синдикатами средств массовой информации.
При рассмотрении современного состояния криминологического уровня функционирования средств массовой информации были выявлены ряд негативных закономерностей в практике освещения тех или иных событий, определены основные каналы и способы манипулирования, проникновения в СМИ и использования их в противоправных или социально негативных целях.
Практика и тот опыт, который нами изучался, говорят о том, что владение методологией установления коррупционного прикрытия преступных образований в средствах массовой информации, установления распространяемых материалов противоправного или общественно опасного содержания, а также лиц, причастных к этому процессу, позволяет более полно и оперативно информировать соответствующие государственные структуры, противодействовать определенным проявлениям в этой сфере контрпропагандистскими или специальными средствами с использованием методологии аналитической разведки.
Все это создает реальные условия для отсечения структур организованной преступности от информационной сферы, облегчает условия для проведения действенных оперативнорозыскных мероприятий, развенчания навязываемой обществу преступной идеологии и стандартов поведения.
Проведенное диссертационное исследование позволяет сделать следующие выводы.
1. В настоящее время для средств массовой информации характерно, с одной стороны, во все возрастающей степени подчинение влиянию мощных, в экономическом отношении^-^еступных сообществ и с другой, нарастающее противостояние правоохранительным органам, а также минимальная защищенность СМИ с их стороны. Совокупность действующих в СМИ противоречий, характер процессов и явлений, криминально ориентированное публичное воздействие, — достигли того уровня, на котором противодействующие факторы становятся очевидными, переходят на уровень социальной проблемы.
2. Преступления в сфере массовой информации и с их использованием вызывается их состоянием, характеризуемом высоким уровнем коррупционных процессов и включенностью структур организованной преступности в коммуникационный процесс, подконтрольностью ряда частных средств массовой информации организованным преступным сообществам.
3. Криминогенное информационное воздействие осуществляется через полностью или частично коррумпированные или подчиненные силовыми способами органы СМИ в общественно опасных и частично противоправных целях, является одним из промыслов организованной преступности и обладают повышенной латентностью. Выявлена зависимость между интенсивностью информационного влияния, в том числе в форме пропагандистской деятельности и совершением тяжких преступлений, освобождением из-под стражи и прекращением уголовного преследования лиц, подозреваемых в тяжких преступления, между разглашением конфиденциальной информации, клеветой и прекращением деятельности коммерческих организаций пр. негативные последствия.
4. Необходимо разделять воздействие организованных преступных сообществ на частные и государственные СМИ с целью их подчинения или переориентации, осуществляемое с помощью комплекса характерных для организованной преступности средствугроз, убийств, коррумпирования, замаскированного манипулирования (презентаций, организация путешествий, предоставление контрактов на долгосрочное размещение рекламы по завышенным тарифам и пр.), — и последующее криминогенное информационное воздействие, осуществляемое подчиненным (зависимым, коррумпированным органом СМИ) в различных формах — дискредитационные компании, информационная поддержка и пр.
5. Информационное воздействие с целью склонения к преступлению, вовлечение в общественно опасную деятельность как социально-правовое понятие включающее обширный перечень названных в диссертационном исследовании способов распространения сведений, наказуемых в уголовном порядке и составляют тот аспект (информационный массив), где деятельность отдельных граждан и организаций ограничена и регламентируется нормами права.
Криминогенное информационное воздействие представляет собой специфический правовой институт, устанавливающий и регулирующий ответственность за противоправную общественно-опасную деятельность юридических и физических лиц, применяющих публичное информационное влияние в целях формирования определенных взглядов, представлений и эмоциональных состояний, направленных на возбуждение к совершению преступлений или формирование деструктивного общественного сознания, повлекшего или могущего повлечь предусмотренные действующим законодательством общественно опасные последствия.
6. Криминогенное информационное воздействия в большинстве случаев носит общественно опасный, этически некорректный, но не противоправный характер, когда ряд органов печати, а также финансирующие их физические лица — лидеры и функционеры различных организаций, заметно влияют на общественное сознание, преобладающие настроения определенных социальных групп, утверждая негативные стереотипы поведенияпротивостоят правоохранительным органам как институты корпоративного социального давления с использованием информационного насилия, угроз и психологического давления, серийных пропагандистских компаний, направленных на отмену или принятие законодательных актов, прямого или завуалированного подстрекательства, введения в заблуждение, недобросовестной рекламы и прочих формах, отличающихся большим разнообразием.
7. Очевиден рост посягательств на государственные и частные экономические интересы в сфере конкуренции, безопасности и иные отношения, на порядок и защищенность проведения оперативно-розыскных мероприятий, репутацию лиц и организаций и т. д., совершаемых внешне позитивными способами, не образующими состав преступления и поэтому не наказываемых в уголовном порядке. Некоторые формы криминогенной информационной деятельности применяются для решения чисто криминальных задача, экономической борьбы, конкуренции, осуществляемые через органы печати и электронной коммуникациилишь незначительная часть из этих посягательств попадает в сферу действия уголовного закона, но остаются безнаказанными, так как осуществляются по «заказу» юридических лиц и с использованием возможностей ухода от ответственности за распространение искаженной, ложной, клеветнической, неполной и с т.п.характеристиками информации, предоставляемых возможностями Закона «0 средствах массовой информации» .
Представляется бесспорным, что информационное воздействие, формируемое в интересах организованных преступных формирований и осуществляемое с нарушением действующего законодательства, в том числе уголовно-правовых норм, — крупная теоретическая и организационно-правовая проблема, включающая все направления противодействия этому явлению: предупреждение и выявление тех деликтов, которые не относимы к преступлениям, их профилактика, раскрытие и расследование, наступление уголовной и иной ответственности.
Анализ распространения СМИ определенных сведений, оцениваемых в гражданско и уголовно-правовом отношениях, как правонарушения или в категориях общественного сознания, как несущих социально негативную нагрузку, — имеет немаловажное значение, в частности, для понимания криминологических и криминалистических характеристик преступлений, относящихся к категориям организованной преступности в целом.
Исследование также показало, что усиление контроля за информационным влиянием организованных преступных формирований, способствовала бы дальнейшая научная разработка данной проблемы. Сейчас наиболее актуальная задача в этой области науки — исследование различных аспектов этого влияния на криминологическом, разведывательном, социальном и общественно-психологическом уровнях с учетом видов информационно-пропагандистского воздействия. Именно это позволит глубже раскрыть содержательную сторону взаимосвязи распространяемой информации и негативных изменений в обществе, индивидуальных преступных актов. Результатом таких научных разработок могли бы быть методические рекомендации для сотрудников подразделений по организованной преступности, осуществляющих антикоррупционные меры в органах власти и управления, СМИ.
Нуждается в изучении распространенность и влияние на интенсивность организованной преступной деятельности и степень ее общественной опасности, — коррупционные связи, коммерческое присутствие и манипулятивные действия в органах массовой информации и коммуникации.
Ждут своего исследования вопросы предупреждения информационно-аналитическими методами внедрения преступных синдикатов в информационные органы и журналистскую среду.
Особого внимания заслуживают вопросы выявления и устранения тех методов силового и коррупционного проникновения преступных формирований в средства массовой информации, которые могут приводить и в значительном числе случаев приводят к деформирующему воздействию на социум, а через него к противоправному поведению целых групп населения.
Решение определенных вопросов, связанных с устранением деформирующего, криминального влияния в СМИ, в основном находится в компетенции Законодателя и высших органов управления, поэтому далее мы не будем на них останавливаться, хотя они и очень важны. А вот решение вопросов, связанных с выявлением коррупционного сегмента в СМИ, закономерностей его активизации, характера решаемых задач и системы связей журналистов с лидерами преступных формирований, а также обоснованная постановка вопросов, связанных с правовым регулированием ответственности юридических лиц и некоторые иные, — находится в компетенции подразделений по организованной преступности.
Разумеется, научное, а затем и практическое решение названных проблем невозможно в течение короткого времени. Необходимо объединение усилий специалистов различных профилей: криминологов, правоведов, социологов, журналистов, практических работников подразделений по организованной преступности. Дальнейшая научная разработка рассматриваемой проблемы способствовала бы решению задач, выдвинутых в директивных документах МВД по уменьшению активности организованной преступности.