Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанныхс жестоким обращением с детьми

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Систематизированы основные аспекты социально-правового положения детей в Российской Федерации (социально-демографических, медицинских, социально-педагогических, правовых, криминологических). При этом выявлено серьезное противоречие между общей гуманистической направленностью развития страны и реальным ухудшением некоторых социальных, экономических, правовых и других аспектов жизнедеятельности… Читать ещё >

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Жестокое обращение с детьми как объект социальноправового исследования
    • 1. 1. Негативные тенденции в социальном положении детей
    • 1. 2. Понятие жестокого обращения с детьми и его формы
    • 1. 3. Жестокость в преступлениях против детей и подростков
  • Глава 2. Криминологическая характеристика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми
    • 2. 1. Количественно-качественные показатели преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми
    • 2. 2. Источники и социально-психологические механизмы преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми
  • Глава 3. Профилактика преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми
    • 3. 1. Правовая защита детей от преступлений, связанных с жестоким обращением
    • 3. 2. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми
    • 3. 3. Правовое обеспечение системы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми

Криминологическая характеристика и профилактика преступлений, связанныхс жестоким обращением с детьми (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Процесс глубокого реформирования нашего общества не мог не затронуть проблемы социальной и правовой защиты несовершеннолетних от преступных посягательств. Содержание происходящих в этой сфере изменений определяется тем, что существующая система профилактики, основанная на мерах социального контроля, административного и уголовного наказания, больше, чем ранее должна быть дополнена комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.1.

Как научная проработка, так и практическое решение проблем предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, осуществляется в очень сложной и противоречивой социальной ситуации.

С одной стороны, за последние годы в Российской Федерации были приняты важные законодательные акты в области защиты детства: осуществлено Конституционное закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка: разработана федеральная программа «Дети России» — издан Указ Президента РФ «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних и защите их прав», принято ряд других законодательных мер.

1 В данном исследовании мы будем использовать термин «дети» для характеристики лиц до 14 лет включительно. Это соответствует терминологии применяемой Министерством социальной защиты населения.

С другой стороны, в последние годы в России произошло снижение реального уровня социально-правовой защиты детства: растет смертность детей, ухудшается их здоровье и экономическое положение, увеличивается социальное сиротство, усиливается физическая и информационная агрессия в отношении детей и подростков.

В этой связи особого внимания заслуживает проблема разработки общесоциальных и специально-криминологических мер предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Достаточно распространенными формами такого рода преступлений являются: умышленное убийство с особой жестокостью, детоубийство, доведение до самоубийства, телесные повреждения, истязания и побои, изнасилование, мужеложство, развратные действия с несовершеннолетними, похищение и подмена ребенка, злостное уклонение от алиментов или содержания детей, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность. В определенном смысле преступность самих несовершеннолетних также может рассматриваться как следствие жестокости по отношению к детям.

Статистические данные, характеризующие данный вид преступности, свидетельствуют о их резком росте с 1990 по 1993 годы и определенной стабилизации в 1994;1995 годах. При этом по отдельным видам преступлений: похищение или подмена ребенка, вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность, отмечается значительное увеличение их числа.

О распространенности жестокого обращения с детьми свидетельствует увеличение числа детей и подростков, погибающих от неестественных причин: травм, убийств, отравлений, самоубийств. Всего в 1995 году по этим причинам погибло 34,2 тыс. детей. Из них стали жертвами убийств 2,5 тысячи и более 2 тысяч детей покончили жизнь самоубийством.

Актуальность проблемы заключается и в том, что несмотря на многочисленность органов социально-правовой охраны детства и предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних в реальной практике дети, попавшие в кризисные ситуации, в криминогенное социальное окружение, своевременно не выявляются, не защищаются и либо становятся жертвами преступлений, либо пополняют преступную среду.

Особую тревогу вызывает рост жестокого обращения с детьми и подростками в семье. При этом эскалация насилия и жестокости в семье тесно коррелирует с обнищанием значительной части населения, с его алкоголизацией и наркотизацией, что является одной из основных причин жестокого обращения с детьми.

Низкая результативность проводимых профилактических мер заставляет как ученых, так и практиков вновь и вновь анализировать имеющийся научный потенциал, положительный опыт, возвращаться к истории предупреждения преступлений в отношении детей, совершенствовать старые и искать новые формы работы, ибо от эффективности социально-правовой защиты подрастающего поколения зависит будущее нашего общества.

Степень научной проработанности данной проблемы, к сожалению, является достаточно слабой. Если социологические, педагогические и психологические аспекты предупреждения жестокого обращения с детьми нашли весомое отражение в работах И. И. Демьяненко, Л. Я. Олиференко, Н. А. Ивановой, В. И. Куфаева, Т. Я. Сафонова, Е. И. Цымбал и других авторов, то криминологическим и уголовно-правовым аспектам уделялось незначительное внимание. Исключением являются лишь работы Ю. М. Антоняна, Е. И. Самовичева, В. М. Бурыкина, И. Б. Мельниковой и некоторых других авторов. При этом на 100 публикаций, посвященных проблеме преступности несовершеннолетних приходится не более двух, посвященных преступности в отношении несовершеннолетних.

Анализ научной литературы по избранной проблеме показал также неравномерность и противоречивость развития отдельных аспектов ее исследования.

Таким образом, неразработанность современной криминологической концепции предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, и острая потребность практики совершенствования форм и методов социально-правовой защиты детей от преступной жестокости предопределяют актуальность исследования этой темы.

Цели и задачи диссертационного исследования.

Цель состоит в описании и объяснении феномена жестокого обращения с детьми как основа для создания системы предупреждения данного вида преступлений, ее правовой базы и организационного обеспечения.

Реализация указанной цели потребовала решения следующих основных задач:

— систематизация основных аспектов социально-правового положения детей в Российской Федерации (социально-демографических, медицинских, социально-педагогических, правовых, криминологических);

— конкретизация понятия жестокого обращения с детьми и его криминальных форм, выявление социальных и криминологических последствий жестокого обращения с детьми;

— анализ основных признаков преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, выявление пробелов в уголовно-правовой защите детей от преступных посягательств;

— определение количественно-качественных показателей преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, выявление их основных тенденций и закономерностей, а также связи такого обращения с преступностью несовершеннолетних;

— выявление источников и социально-психологических механизмов совершения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми;

— разработка структуры комплексной системы предупреждения органами внутренних дел преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми;

— разработка предложений в проекты нормативных актов и внесение рекомендаций по совершенствованию правового обеспечения предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является криминологическая природа и причины поведения, связанного с жестоким обращением с детьми.

Предметом исследования являются социальные, правовые, криминологические и другие аспекты предупреждения жестокости, в первую очередь криминальной, в отношении детейосновные элементы комплексной системы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьмиправовой статус и механизм функционирования этой системы, особенно органов внутренних дел.

Методология и методика исследования.

Методологической основой исследования являются теоретические положения философии, социологии, права, педагогики, криминологии и других гуманитарных дисциплин о сущности негативных социальных явлений, их детерминации и методах их предупреждения.

При разработке теоретических проблем использовались также труды по психологии, социальному управлению, теории права и других отраслей знания, охватывающих вопросы, необходимые для исследования избранной темы.

Комплексный анализ различных аспектов предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, предопределил необходимость изучения литературы по проблемам социальной и правовой защиты несовершеннолетних: труды Антоняна Ю. М., Гульдана В. В., Мошик Г. Г., Бурыкина В. М., Мельниковой И. Б., Шестакова Д. А., Кима Е. П., Романова Г. А., Мышляева Н. П., Голина В. В., Беляковой A.M., Во-рошейкина Е.М. и других авторов .

В исследовании механизма совершения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, были использованы теоретические положения социологии, общей и социальной психологии, представленные в работах Б. И. Алмазова, Г. М. Андреевой, С. А. Беличевой, Л. И. Божович, В. В. Гульдана, JI.C. Выготского, С. М. Ковалева, И. С. Кона, А. Н. Петровского, Л. М. Фридмана.

Основные методологические принципы исследования нашли отражение в выдвигаемых нами гипотезах:

— о необходимости рассмотрения преступности, связанной с жестоким обращением с детьми, в контексте ужесточения преступности в целом;

— о необходимости рассмотрения преступности в отношении несовершеннолетних в тесной связи с преступностью самих несовершеннолетних;

— о необходимости исследования механизма совершения преступлений в форме криминального насилия в отношении детей и с учетом социальной, психологической и психической деградации личности преступника;

— о необходимости развития системы предупреждения жестокости в отношении детей на основе инновационной технологии с учетом международного опыта решения этой проблемы;

— жестокое обращение с детьми своими корнями уходит в жестокие нравы и острые социальные конфликты общества.

В ходе исследования использована совокупность общенаучных и частнонаучных методов: анализ и синтез, восхождение от абстрактного к конкретному, исторический, логический и сравнительный анализ.

Основными источниками получения информации по избранной теме явились научная литература, нормативные акты, регулирующие деятельность по социально-правовой защите детей, социальная и правовая статистика, материалы проведенных автором исследованийрезультаты анализа практики предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми.

Научная обоснованность и достоверность положений, выводов и рекомендаций, содержащихся в диссертации Содержащиеся в диссертации положения, выводы и рекомендации опираются на достижения социологии, криминологии и юридических наук. При их выработке использованы гносеологически значимые для данного исследования выводы философии, педагогики, психологии, теории социального управления. В диссертации использован междисциплинарный, комплексный подход к анализу негативных социальных явлений.

Эмпирическую основу исследования составляет обширный фактический материал, полученный в результате анализа данных социальной и криминологической статистики, а также материалы конкретных криминологических исследований, проведенных автором и другими учеными. В ходе исследования было опрошено 250 несовершеннолетних, ставших жертвами преступной жестокости, в приемнике-распределителе были проведены беседы со 150 несовершеннолетними, подтвергавшимися жестокому обращению, проанкетировано более 100 уголовных дел по преступлениям, связанным с жестоким обращением, опрошено 250 работников органов внутренних дел и правоохранительной системы, принимавших непосредственное участие в предупреждении, пресечении и расследовании преступлений, связанных с криминальной жестокостью в отношении детей. В качестве контрольной группы было опрошено 250 учащихся 4−7 классов московских общеобразовательных школ. При формулировании выводов и предложений автор опирался также на свой опыт практической работы в органах внутренних дел по предупреждению преступлений несовершеннолетних и в отношении несовершеннолетних.

В целом достоверность и обоснованность содержащихся в диссертации положений, выводов и рекомендаций обеспечиваются научно обоснованной и апробированной методикой исследования и репрезентативностью использованного эмпирического материала.

Научная новизна диссертационного исследования состоит в том, что проблема криминологической оценки и предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, впервые подвергнута комплексному междисциплинарному изучению под углом зрения формирования концепции и модели системы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми.

Основные сформулированные и обоснованные в диссертации новые положения относятся к анализу криминологических последствий социально-правового положения детей Российской Федерациик понятийному аппарату, применяемому в анализе криминальных форм жестокого обращения с детьмик криминологической характеристике данного вида преступностик характеристике основных элементов комплексной системы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми.

Положения, выносимые на защиту.

Диссертант выносит на защиту следующие основные положения:

1. Социально-правовое положение детей в Российской Федерации отражает переходное состояние общества и характеризуется глубоким противоречием между общей гуманистической направленностью развития страны и реальным ухудшением некоторых социальных, экономических, правовых и других аспектов жизнедеятельности подрастающего поколения.

Данное противоречие, кроме демографических, медицинских, педагогических, психологических и других социальных последствий имеет резко выраженные криминальные последствия, которые еще недостаточно исследованы в криминологической науке.

2. Понятие жестокого обращения с детьми включает в себя физическое и психическое насилие обязательно с элементами жестокости, иногда особой жестокости, в том числе в форме пренебрежения интересами и нуждами ребенка, в результате чего возникает угроза его жизни, здоровью, психическому и социальному развитию. Многие преступления, связанные с жестоким обращением с детьми, относятся к числу наиболее опасных преступлений.

Криминологически значимые формы жестокого обращения с детьми весьма многообразны и не всегда осознаются как таковые обществом (традиции карательной педагогики), виновным (все так делают) и даже потерпевшим в силу его недостаточного интеллектуального, физического и социального развития. Поэтому одной из важнейших задач предупреждения жестокости в отношении детей является гуманизация социально-педагогической деятельности и межличностного общения, в первую очередь в семье.

3. Группа уголовно наказуемых деяний, связанных с жестоким обращением с детьми, является относительно самостоятельной частью общей преступности с определенной спецификой детерминации, субъектов преступлений и объектов преступного посягательства. Поэтому в криминологии целесообразно эту часть преступлений выделить в самостоятельную группу. Успешное предупреждение жестокого обращения с детьми невозможно без решения социальных проблем, не имеющих на первый взгляд прямого отношения к детям и подросткам. Предупреждение жестокого обращения с детьми представляет собой отдельное направление деятельности органов внутренних дел.

Узкоспециализированные службы защиты детей от преступных посягательств не решают проблемы. Только интеграция общих процессов воспитания, защиты и профилактики позволяет объединять всех заинтересованных субъектов в реально действующую систему повседневной деятельности.

4. Совершенствование правового обеспечения системы предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, кроме разработки специальных законопроектов, должно включать в себя совершенствование механизма правоприменительной деятельности. Как показало наше исследование этой проблемы, решение вопросов правоприменительной деятельности тесно связано и с преодолением правового нигилизма в отношении семейно-бытовых отношений.

5. Недостаточная результативность профилактики жестокого обращения с детьми, в том числе органами внутренних дел, на современном этапе обусловлена экономической, социально-педагогической, правовой, кадровой, информационной необеспеченностью всей системы предупреждения правонарушений.

Теоретическая и практическая значимость данной работы определяется тем, что в ней обоснован междисциплинарный подход к анализу и предупреждению преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. В рамках проведенного исследования раскрыты социальные, правовые и криминологические признаки преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, выявлены их качественно-количественные характеристики, проанализировано соотношение социально-правовой охраны и предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, показаны отдаленные последствия данного явления в преступном поведении взрослого человека, подвершегося в детстве жестокому обращению.

В результате исследования разработаны концептуальные основы и модель системы предупреждения органами внутренних дел криминальной жестокости в отношении детей, определены основные направления совершенствования ее правового регулирования.

Апробация и внедрение результатов диссертационного исследования.: Основные положения, выносимые на защиту, выводы и предложения, сформулированные в диссертации апробированы в опубликованных автором статьях:

1. Жестокость и насилие как криминологические категории.

В сборнике научных трудов, Омск, ОмЮИ МВД России, 1996 г. -0,3 уч.-изд.л.

2. Криминогенное^ жестокого обращения с детьми.

В сборнике научных трудов, Омск, ОмЮИ МВД России «Социально-правовые проблемы борьбы с насилием», 1996 г. — 0, 5 уч.-изд.л.

3. Роль эмоциональных семейных отношений в формировании насильственных установок // Насильственные преступления: природа, расследование, предупреждение:

В сборнике научных трудов — М, ВНИИ МВД России, 1994 г., с. 118−125.

Результаты исследований докладывались на научных конференциях и научно-практических семинарах.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

.

Проведенное исследование позволило выявить проблему, обосновать объект и предмет исследования, определить наиболее перспективные методы анализа, прогноза и предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Автор полагает что:

1. Систематизированы основные аспекты социально-правового положения детей в Российской Федерации (социально-демографических, медицинских, социально-педагогических, правовых, криминологических). При этом выявлено серьезное противоречие между общей гуманистической направленностью развития страны и реальным ухудшением некоторых социальных, экономических, правовых и других аспектов жизнедеятельности подрастающего поколения. Данное противоречие имеет явно выраженные криминальные последствия, которые проявляются как в преступности несовершеннолетних, так и в преступности против них, в том числе и в преступлениях, связанных с жестоким обращением с детьми.

2. Конкретизировано понятие жестокого обращения с детьми и его криминальных форм. Преступления, связанные с жестоким обращением с детьми являются наиболее общественно-опасной формой жестокого обращения с детьми и характеризуется нанесением серьезного ущерба физическому, психическому, нравственному и социальному благополучию ребенка.

3. Проведен анализ уголовно-правовых признаков преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, выявлены определенные пробелы в уголовно-правовой защите детей от преступных посягательств. При этом автор считает, что группа уголовно-наказуемых деяний, связанных с жестоким обращением с деггьми является относительно самостоятельной частью общей преступности с определенной спецификой ее детерминации, специфическими особенностями субъектов преступлений и объектов преступного посягательства. Основными доминантным признаком этой группы преступлений является повышенная уязвимость, а нередко и полная беззащитность жертвы преступления.

4. Выявлены качественно-количественные показатели преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, а также источники и социально-психологические механизмы совершения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. Автор делает вывод, что практически любое преступление (от убийства до доведения до самоубийства) несет на себе признаки жестокости, если оно обращено против ребенка.

5. Социально-психологический механизм преступного поведения, связанного с жестоким обращением с детьми, по мнению автора, включает процесс взаимодействия внутренних, заложенных в раннем детстве, в основном под влиянием родителей, программ поведения личности и внешних факторов окружающей среды, воспринимаемых в контексте субъективно значимой ситуации совершения преступления. При этом решающую роль играет деградация морально-волевых, психологических и социальных качеств личности преступника.

Анализ теории и практики предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми позволил сделать вывод, что:

1. Несмотря на многочисленность органов социально-правовой охраны детства и предупреждения социальных отклонений несовершеннолетних в реальной действительности дети, попавшие в кризисные ситуации, в криминогенное социальное окружение, своевременно не выявляются, не защищаются и либо становятся жертвами преступлений, либо пополняют преступную среду.

2. Существующая система профилактики основанная на мерах социального контроля административного и уголовного наказания должна быть дополнена комплексом мер адекватной социально-правовой, медико-психологической и социально-педагогической поддержки и помощи семье, детям, подросткам, юношеству.

3. Автором предлагается модель процесса предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми с учетом его основных аспектов, показан его комплексный, интегральный характерраскрыто содержание и выполнено уточнение и дополнение понятийного аппарата, отражающего сущность социально-правовой защиты детей от преступных посягательств. Особое внимание уделено идее интеграции процессов социального воспитания, социально-правовой охраны и предупреждения преступлений в отношении детей и подростков.

4. Криминологическая теория предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, кроме традиционных элементов, должна включать в себя развернутую методику виктимологического анализа потерпевших, с учетом огромной латентности данного вида преступлений. Поэтому необходимо дополнить формы отчетности правоохранительных органов специальными показателями, отражающими совокупность типичных криминогенных факторов, определяющих данный вид преступности.

5. Уточнены структура и функции отдельных субъектов предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми и на этой основе построена модель системы, позволяющая четко распределить компетенцию основных участников профилактической работы. Особое внимание должно быть уделено совершенствованию профилактической деятельности органов внутренних дел. В этой связи автор предлагает уточнить функции ряда служб и подразделений органов внутренних дел.

6. Разработаны предпосылки правового обеспечения предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми. В этой связи показаны преимущества подхода, обеспечивающего: развитие первичных норм, закрепляющих правовой статус несовершеннолетнихразработку механизма реализации и защиты законных прав и интересовусиление гуманистической направленности законодательства одновременно усиление ответственности за преступления в отношении детейповышение ответственности должностных лиц за нарушение или ущемление прав детей и подростковсовершенствование правовой защиты несовершеннолетних от криминального насилия в семье.

7. Представленная в диссертации концепция предупреждения преступлений, связанных с жестоким обращением с детьми, требует дальнейшего исследования психобиологических, информационных, правовых и финансовых аспектов этой деятельности.

Таким образом, основные задачи настоящего диссертационного исследования в целом решены. В несколько меньшей степени, чем планировалось, удалось проследить связь жестокого обращения с подростками с жестокими преступлениями, совершаемыми самими подростками. Гипотезы нашли свое подтверждение в ходе исследования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 г. М., 1993.
  2. Закон от 1 июля 1994 г. № 9-ФЗ «О федеральном бюджете на 1994 г.» // Ведомости Федерального Собрания Российской Федерации. 1994. — № 8.
  3. Указ Президента Российской Федерации от 16 сентября 1992 г. № 1075 «О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1992. -№ 12.
  4. Указ Президента Российской Федерации от 15 сентября 1994 г. № 1922 «О федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 22.
  5. Указ Президента Российской Федерации от 18 августа 1994 г. № 1969. «О Президентской программе «Дети России» II Российская газета. 1994. — 27 августа.
  6. Постановление правительства Российской Федерации от 25 ноября1994 г. № 1279 «О Федеральной программе «Молодежь России» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. — № 31.
  7. Парламентские слушания «Демографическая ситуация и проблемы семьи в Российской Федерации» // Думский вестник. 1994. — № 2.
  8. Государственный доклад за 1994 г. «О положении детей в Российской Федерации». Москва., 1995.
  9. Государственный доклад за 1994 г. «О положении детей в Российской Федерации». Москва., 1996.
  10. Декларация прав и свобод человека и гражданина.// Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1991, N52, ст. 1865.
  11. Декларация прав ребенка. Резолюция 1386 (XIV) Генеральной Ассамблеи ООН от 20.11.1959 г.
  12. Конвенция ООН о правах ребенка 1989 г. // Международная защита прав и свобод человека. Сб. документов, 1990.
  13. Закон РФ «О правах ребенка».
  14. Конвенция ООН о борьбе с торговлей людьми и с эксплуатацией проституции третьими лицами.// Российская юстиция, 1995, N7.
  15. Научно-практический комментарий к УК РФ. Ярославль, 1994.
  16. Уголовный кодекс РСФСР М., 1995.
  17. Указ Президента Российской Федерации «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав» от 6 сентября 1993 года, N 1338. // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1993, N37, ст. 3449.
  18. Постановление Государственной Думы от 19 июля 1995 года «Об Уголовном кодексе Российской Федерации». М., 1995.
  19. Сборник документов по истории уголовного законодательства СССР и РСФСР, 1917−1952, М., 1953.2. РЕШЕНИЯ СУДЕБНЫХ ОРГАНОВ
  20. Вопросы уголовного права и процесса в практике Верховных Судов СССР И РСФСР (1938−1978 гг.) М., 1980.
  21. Постановление Пленума Верховного Суда РСФСР от 21 апреля 1987 г. «Об обеспечении всесторонности, полноты и объективности рассмотрения судами уголовных дел». Сборник постановлений Пленумов Верховного Суда Российской Федерации (1961−1993 гг.) — М., 1994.
  22. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N4 «О судебной практике по делам об изнасиловании» от 22 апреля 1992 года. Сборник постановлений Пленумов Верховных Судов СССР и РСФСР (РФ) по уголовным делам. — М., 1995.
  23. Бюллетень Верховного Суда РСФСР. 1980. N4.3. КНИГИ И МОНОГРАФИИ
  24. JI.С. Зависимость отклоняющегося поведения школьников от типа неблагополучной семьи // Предупреждение педагогической запущенности и правонарушений школьников. М., 1979.
  25. .Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1977.
  26. .Г. Онтогенез и жизненный путь человека. Изб. пси-хол.труды, т.1. — М., 1980.
  27. .Г., Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. М., 1972.
  28. А.Д., Гуткина Н. И. Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту. М., 1982.
  29. А.Д., Гуткина Н. И. Формирование личности старшеклассника. М., 1989.
  30. В.П. Проблемы социализации личности М.: Наука, 1970.
  31. Г. М. Социальная психология. М., 1980.
  32. Ю.М. Преступная жестокость. М. 1994. ЗЛО. Антонян Ю. М. Жестокость в нашей жизни. М., 1995.
  33. Ю.М., Бородин Р. В. Преступность и психические аномалии. М.: Наука, 1987.
  34. Ю.М., Самовичев Е. Г. Неблагоприятные условия формирования личности в детстве: Психол. Механизмы насильственного преступного поведения. -М.: ВНИИ МВД СССР, 1983.
  35. Ю.М. Социальная среда и формирование личности преступника (неблагополучные влияния на личность в микросреде): Учебное пособие. М., 1975.
  36. Ю.М. Изучение личности преступника: Учебное пособие. -М., 1982.
  37. Ю.М. Причины преступного поведения. М., 1992.
  38. М.М. Проституция и преступность. М., 1991.
  39. Е.Г., Ревин В. П. Профилактика правонарушений в молодежных общежитиях: Лекция. М., 1989.
  40. Е.Г., Бусурин С. В. Правовая социализация несовершеннолетних: Лекция. М., 1995.
  41. Е.Г. Современные тенденции преступности среди несовершеннолетних и молодежи: криминологические показатели, причинный комплекс, проблемы профилактики: Учебно-методическое пособие/ Академия МВД РФ М., 1992.
  42. К. Рядом с тобой подросток. Алма-Ата, 1969.
  43. К. Прокурорский надзор за расследованием дел о преступлениях несовершеннолетних. М., 1971.
  44. В.М. Внушение и его роль в общественной жизни. С.-Пб., 1908.
  45. В.М. Общие основы рефлексологии человека. М., 1928.
  46. А.А. Психология личности. М., 1988.
  47. В.И., Жмакин К. Н. Акушерство. М., 1970.
  48. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. -М., 1968.
  49. Л.И., Словина Т. К. Психическое развитие школьника и его воспитание. М., 1979.
  50. С.В. Квалификация преступлений против жизни. М., 1977.
  51. С.В. Ответственность за убийство: квалификация и наказание по российскому праву. -М., 1994.
  52. Борьба с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность. Киев, 1986.
  53. В.Г., Иванов В. Д. Ответственность за преступления против личности. Фрунзе, 1981.
  54. М.И. Ребенок из неблагополучной семьи. М., 1988.
  55. Ю.В. Криминологическая характеристика и профилактика насильственных преступлений несовершеннолетних. Л., 1978.
  56. В.Л. Предупреждение правонарушений несовершеннолетних. -Л., 1980.
  57. Н.И. Охрана интересов семьи уголовно-правовыми средствами: Пособие для слушателей. М., 1990.
  58. Н.В. Профилактика правонарушений среди молодежи. М., 1980.
  59. С.П. Личность в системе нравственных отношений. -Минск, 1988.
  60. Вопросы совершенствования борьбы с преступностью несовершеннолетних. -Уфа, 1983.
  61. .С. Правовые и информационные средства уголовно-правовой борьбы с преступностью ГРОВД: Лекция. М., 1994.
  62. Л.С. История развития высших психических функций// Собр.соч.: в 6 т. М., 1984.
  63. И.М. Наказание: социальные функции, практика применения. М., 1983.
  64. Л.Д. Борьба с насильственными посягательствами. М., 1969.
  65. Л.Д. Квалификация преступлений: (Понятие, значение и правила) Лекция. М., 1991.
  66. М.И. Социальные факторы преступности. М., 1905.
  67. Н.А., Побегайло Э. Ф., Ревин В. П. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с бытовыми насильственными преступлениями. М., 1983.
  68. П.Ф. Современные проблемы уголовной политики и уголовно-правовой практики: Лекция. М., 1994.
  69. Р.Г. Социологические проблемы воспитания. М., 1981.
  70. Г. Д. Личность как социологическая проблема. Алма-Ата, 1970.
  71. А.И. Социально-психологические аспекты преступности несовершеннолетних. М., 1981.
  72. Д.А. Маленькие преступники. М., 1984.
  73. С.Н. Некоторые результаты исследования агрессии// Личность преступника как объект психологического исследования. М., 1979.
  74. В.А. Улица подросток — воспитатель. — М., 1991.
  75. В.Д. Социально-правовая профилактика правонарушений несовершеннолетних, связанных с недостатками семейного воспитания.1. М., 1981.
  76. Е.С. Криминологическая характеристика социальных аномалий в среде несовершеннолетних и их предупреждение: Учебное пособие. М., 1992.
  77. Защита прав несовершеннолетних и иных лиц, требующих социальной защиты, профилактика их безнадзорности и правонарушений: Учебное пособие. Казань, 1995.
  78. А.Н. Уголовный закон охраняет права несовершеннолетних. М., 1971.
  79. А.Н. Ответственность за преступления против нравственности. М., 1966.
  80. К.Е. Преступность и ответственность несовершеннолетних: Социально-психологический очерк. Свердловск, 1973.
  81. К.Е., Миньковский Г. М. Семья, дети, школа. М., 1989.
  82. К.Е. Опыт социально-психологического анализа личности несовершеннолетних правонарушителей. М., 1967.
  83. К.Е. Типология личности преступника и мотивация преступного поведения. Горький, 1974.
  84. И.И. Преступность: иллюзии и реальность. М., 1992.
  85. И.И. Индивидуализация наказания. М., 1961.
  86. Кон И. С. Социология личности. М., 1967.
  87. Кон И. С. Психология старшеклассника. М., 1980.
  88. Кон И. С. Психология юношеского возраста: (проблемы формирования личности). М., 1979.
  89. Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988.
  90. Ю.А. Семья, государство, общество. М., 1971.
  91. Криминальная мотивация / Под ред.В. Н. Кудрявцева. М., 1986.
  92. В.Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972.
  93. Н.Ф. Проблема социально-биологического и социально-психиатрического в криминологии // Теоретические проблемы учения о личности преступника. М., 1979.
  94. Н.Ф. Проблемы криминологической детерминации. М., 1984.
  95. К.К. Уголовно-правовая борьба с вовлечением несовершеннолетних в пьянство. М., 1978.
  96. B.JI. Нестандартный ребенок. М., 1983.
  97. Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. -Л., 1969.
  98. А.А. Драматическая педагогика: очерки конфликтных ситуаций. М., 1983.
  99. .Т. Общие проблемы воспитания школьников. М., 1979.
  100. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. М., 1984.
  101. П.И. Борьба с преступностью в детском и юношеском возрасте. М., 1929.
  102. С.В., Ревин В. П. Насильственные преступления в сфере семейно-бытовых отношений и проблемы их профилактики. М., 1993.
  103. Э.Б. Правосудие по делам несовершеннолетних: история и современность. М., 1990.
  104. Механизмы преступного поведения / Под ред. В. Н. Кудрявцева. М., 1981.
  105. Г. М. Профилактика правонарушений среди молодежи. Киев, 1987.
  106. В. Человек, мораль, воспитание. М., 1975.
  107. А.В. Личность школьника и ее воспитание в коллективе. -М., 1983.
  108. А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М., 1984.
  109. A.M. Брак, семья, закон. М., 1984.
  110. A.M. Права и обязанности родителей по воспитанию детей.- М., 1973.
  111. A.M. Правоотношения в сфере личных семейных отношений. М., 1991.
  112. A.M. Семья и закон: Правовое регулирование неимущественных брачно-семейных отношений. М., 1980.
  113. .П., Никитина Л. А. Мы и наши дети. М., 1980.
  114. Особенности психологии личности педагогически запущенных учащихся / Под ред. И. Ф. Мягкова. Воронеж, 1982.
  115. Охрана прав несовершеннолетних: Пособие для слушателей. М., 1983.
  116. .Д. Социальная психология как наука. Л., 1967.
  117. Э.Ф. Пути совершенствования деятельности органов внутренних дел по борьбе с тяжкими насильственными преступлениями: Учебное пособие. М., 1986.
  118. Э.Ф. Умышленные убийства и борьба с ними. Воронеж, 1965.
  119. Положение детей в СССР: состояние, проблемы, перспектива. М., 1990.
  120. В.И. Правовые основы учения о жертве преступления.- Горький, 1979.
  121. Н. Роль семьи в социализации индивида. II Проблемы быта, брака и семьи. Вильнюс, 1970.
  122. М. Алименты на содержание детей. // Рос. юстиция, 1995, N3.
  123. Л. Особые суды по делам несовершеннолетних в России. // Соц. законность, 1990, N11.
  124. Н. Основания для отобрания детей у родителей без лишения родительских прав.// Рос. юстиция, 1994, N 10.
  125. В. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в потребление средств, влекущих одурманивание. II Сов. юстиция, 1991/, N8.
  126. А.В. Объект вовлечения несовершеннолетних в пьянство и назначение наказания. II Проблемы ответственности и применения уголовного наказания: Сб.науч.тр. М., 1981, N73.
  127. P.M., Исаев Г. А. Криминальная социализация казанских подростков и преступность. // Государство и право, 1992, N4.
  128. B.JI., Мамайчук И. И. Анализ личности несовершеннолетних жертв половых преступлений. // Вопросы психологии, 1993, N1.
  129. К. Родители в ответе за детей. // Рос. юстиция, 1995, N5.
  130. А. Применение принудительного лечения к несовершеннолетним наркоманам. // Сов. юстиция, 1990, N3.
  131. И.А., Лелеков В. А. Влияние семьи на преступность несовершеннолетних. // Социс, 1993, N10.
  132. А.Р. Криминологические и уголовно-правовые аспекты неосознаваемой психической деятельности. // Сов. государство и право, 1984, N9.
  133. В.И. Виктимологические меры предупреждения преступлений. // Вестник Московского университета. Cep. l 1. Право. 1990. N3.
  134. Т.В. Психологическая характеристика девочек, подвергшихся насильственным преступлениям. // Психолого-педагогические проблемы исполнения уголовных наказаний: Материалы научно-практической конференции. Рязань, 1992.
  135. В.В. Виктимологические аспекты мотивации тяжких насильственных преступлений в сфере быта. // Проблемы совершенствования уголовного законодательства и практики его применения: Сб.науч.трудов. М., 1991.
  136. А.В. Поможем жертвам преступлений // Рос. Юстиция, 1994, N4.
  137. Ю. Подростку больше гуманности. // Сов. юстиция, 1991, N1.
  138. О. Если в дом пришла беда . (К вопросу о совершенствовании правового статуса жертв преступлений). // Преступление и наказание, 1993, N4/5.
  139. М.В. Проблемы функционирования специальных органов по делам о правонарушениях несовершеннолетних. II Правоведение, 1993, N3.
  140. М., Шость Н. Ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность. II Сов. юстиция, 1982, N16.
  141. О. Предупреждать преступления против несовершеннолетних. // Сов. Юстиция, 1989, N5.
  142. Г. М. и др. Проблемы борьбы с вовлечением несовершеннолетних в антиобщественное поведение. // Сборник научных трудов. М., 1981.
  143. Г. М., Мельниченко О. Жестокое обращение. //1. Сов. милиция, 1980, N5.
  144. Г. М. Неблагополучная семья и противоправное поведение.// Социологические исследования, 1982, N2.
  145. А.С. Об ответственности за похищение детей. // 27 съезд КПСС и укрепление законности и правопорядка. М., 1987.
  146. Насильственная преступность и ее значение для характеристики общественных отношений. // Экспресс-информация. Вып.1 / МВД М., 1992.
  147. Некоторые вопросы назначение и исполнения наказания в виде лишения свободы за злостное уклонение от уплаты алиментов на детей. // Проблемы совершенствования уголовного законодательства на современном этапе: межвуз. Сб.науч.трудов. Свердловск, 1985.
  148. A.M. Защита интересов детей в случаях ненадлежащего воспитания. // Сов. государство и право, 1972, N4.
  149. П.П. Квалификация половых преступлений, совершенных в отношении несовершеннолетних. // Вестник ЛГУ, 1966, N5.
  150. В. Содействие проституции вне закона. // Рос. юстиция, 1995,1. N7.
  151. И. Ответственность за истязание. // Соц. законность, 1983, N7.
  152. Предупреждение правонарушений и охрана прав несовершеннолетних. // Сб. нормативных актов. М., 1977.
  153. Преступления, совершаемые с особой жестокостью. // Науч. обзор результатов исследования. Киев, 1989.
  154. Проблемы социальной и правовой защиты несовершеннолетних. // Сборник научных трудов. М., 1990.
  155. Н. Насилие. // Преступление и наказание, 1994, N11.
  156. С.М. Некоторые вопросы разграничения развращения малолетних от смежных составов преступлений. // Вопросы охраны правопорядка и борьбы с правонарушениями в деятельности ОВД. Караганда, 1983.
  157. В.П. О современной концепции охраны прав и интересов семьи и молодежи. //Проблемы уголовно-правовой борьбы с преступностью: Труды Академии МВД РФ. М., 1992.
  158. В.П. Направления развития охраны прав, свобод и интересов несовершеннолетних. //Социальная профилактика правонарушений среди несовершеннолетних: Тезисы сообщений на научно-практическом семинаре. М., 1990.
  159. Реорганизация государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики безнадзорности и правонарушений. //Программа межвед. респуб. Научно-практической конференции. Казань, 1994.
  160. Реорганизация государственной системы защиты прав несовершеннолетних, профилактики их безнадзорности и правонаршений. //Тезисы докладов и сообщений республиканской научно-практической конференции. Казань, 1994.
  161. Е., королев Ю. Защищать права ребенка. //Соц.законность, 1990, № 11.
  162. В. Похищение или подмен ребенка. //Сов.юстиция, 1988, № 7.
  163. В. Ответственность за злостное уклонение от уплаты алиментов. //Соц.законность, 1983, № 2.
  164. В. Мать бросила. Тюрьма подобрала. Рабочая трибуна. № 115, 1994.
  165. Ю. Нужен ли несовершеннолетним прокурор? //Соц.законность, 1991, № 10.
  166. С. Дети-жертвы насильников //Юрид.вестник, 1993, № 3.
  167. К. О лишении родительских прав и отобрании детей. //Сов.юстиция, 1979, № 15.
  168. В. Торговля несовершеннолетними: социальные аспекты и юридические нормы. //Рос.юстиция, 1995, № 8.
  169. Трагедийны ли современные медеи. Российская газета. № 205 от 28.10.1994.
  170. Н.Г., Пристанская О. В. Несовершеннолетний потерпевший в свете современной уголовной политики. //Труды Академии МВД РФ. М., 1995.
  171. АВТОРЕФЕРАТЫ И ДИССЕРТАЦИИ 5.1. Абубакиров Ф. М. Уголовно-правовые и криминологические проблемы противодействия организованной преступной деятельности несовершеннолетних: Автореф. Дис.канд.юрид.наук. М., 1995.
  172. Jl.И. Роль семьи м сверстников в правовой социализации несовершеннолетних: Автореф. Дис.канд.юрид.наук. М., 1982.
  173. С.В. Криминологические проблемы правовой социализации несовершенолетних: Дис.канд.юрид.наук. М., 1995.
  174. С.И. порнография (уголовно-правовой и криминологический аспекты): Дис.канд.юрид.наук. М., 1993.
  175. Л.Л. Виктимологические аспекты борьбы с вовлечением несовершеннолетних в преступную деятельность: Автореф. Дис.канд.юрид.наук. М, 1989.
  176. А.Д. Охрана прав и интересов несовершеннолетних, оставшихся без родительского попечения, органами опеки и попечительства: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1987.
  177. Л.В. Уголовная ответственность за злостное уклонение от платежа алиментов на содержание детей: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Харьков, 1982.
  178. А.П. Уголовно-правовая охрана граждан от преступлений в сфере сексуальных отношений: Дис. д-ра юрид. наук. М., 1993.
  179. В.А. Криминологические и уголовно-правовые проблемы борьбы с похищением детей: Дис. канд. юрид. наук. М., 1985.
  180. Г. К. Сексуальные посягательства взрослых и их несовершеннолетние жертвы: Автореф. Дис. канд. Юрид. Наук. Казань, 1991.
  181. Л.П. Уголовно-правовая борьба со злостными уклонениями от уплаты алиментов детям: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. -М., 1983.
  182. Л.И. Обязательства по содержанию несовершеннолетних детей: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1972.
  183. А.В. Уголовная ответственность за занятие бродяжничеством или попрошайничеством либо ведением иного паразитического образа жизни: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. М., 1986.
  184. А. А. Уголовно-правовые проблемы ответственности несовершеннолетних и охраны их прав и интересов: Автореф. Дис. д-ра юрид. наук. М., 1985.
  185. С.М. Уголовно-правовые и криминологические вопросы борьбы с развратными действиями в отношении малолетних: Автореф. Дис. канд. юрид. наук. Томск, 1984.
  186. В.П. Современные проблемы изучения и организации борьбы с преступлениями в сфере семейно-бытовых и молодежно-досуговых отношений: Автореф. дис. д-ра юрид. наук. М., 1994.
  187. В.Я. Виктимологические проблемы преступности несовершеннолетних: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Иркутск, 1984.
  188. Н.Х. Виктимологическое поведение несовершеннолетних и совершение против них насильственного преступления: Дис. канд. юрид. наук. М., 1995.
  189. А.Д. Криминологические проблемы борьбы с истязаниями: Автореф. дис. канд. юрид. наук. Душанбе, 1981.
  190. Л.И. Ответственность за детоубийство по советскому уголовному праву: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1980.
  191. К.В. Семейное правоотношение по воспитанию детей: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 1989.
  192. Н.И. Уголовно-правовая охрана духовного и физического развития несовершеннолетних: Автореф.дис.д-ра юрид.наук. М., 1979.
  193. А.Я. Уголовно-правовая охрана интересов семьи: Автореф. Дис. канд.юрид.наук. М., 1982.
  194. Е.А. Уголовная ответственность за вовлечение несовершеннолетних в преступную деятельность: Дис. канд. юрид.наук. М., 1966.
  195. Т.Д. Детоубийства и меры по их искоренению: Автореф. Дис. канд.юрид.наук. Киев, 1975.
  196. Н.В. Расследование вовлечения несовершеннолетних в преступную и иную антиобщественную деятельность: Автореф. Дис. канд. юрид.наук. Харьков, 1973.
  197. Криминология. Под ред. Миньковского Г. М., Кузнецовой Н. Ф. М., 1994.
  198. Курс советского уголовного права, в 5 томах. Л., 1981.
  199. Преступность и правонарушения. 1994. Статистический сборник. -М., 1995.
  200. Насильственные или недобровольные исчезновения лиц: Изложение фактов № 6. //Всемирная компания за права человека. Центр по правам человека ООН. Женева, 199 L
  201. Преступления несовершеннолетних и преступления против несовершеннолетних. //Вопросы борьбы с преступностью за рубежом. Вып. 31. -М., 1995.
  202. Примерный уголовный кодекс (США). //Официальный проект Института американского права. М., 1969.
  203. З.К. К проблематике проституции несовершеннолетних. //Сборник переводов № 471. М., 1985.
  204. Уголовный кодекс Австрии. 1974 (перевод с нем.), стр. 1−137.
  205. Уголовный кодекс Швейцарии 1982 год (Извлечения) 1992 год (перевод с французского языка).
  206. Уголовный кодекс Швеции (Швеция, пер. с англ.).
  207. Г. Родительский надзор: беспризорные дети как причина преступности несовершеннолетних //Сб.переводов № 447. М., 1985.
  208. К. Детство подростков, совершивших правонарушения. //Сборник переводов № 517. М., 1990.
Заполнить форму текущей работой