Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Экономические и административные формы реализации налоговой политики

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Результативность налоговой политики и гибкость налогообложения зависят от оптимального сочетания налоговых льгот и налоговых санкций, а также от способов налогового стимулирования инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности. В системе налогового регулирования рассматривается налоговые рычаги, регуляторы и стимулы, способствующие проведению протекционистских мероприятий (льготы… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Налоговая реформа в системе государственного регулирования экономики
    • 1. 1. Налог как форма отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества
    • 1. 2. Налоговая составляющая государственного регулирования экономики
    • 1. 3. Проблемы и перспективы развития налоговой реформы
  • Глава 2. Сущность и основные направления реформирования системы налогового администрирования
    • 2. 1. Налоговое администрирование — современный этап налоговой реформы
    • 2. 2. Реформирование системы налогового администрирования в рамках модернизации налоговых органов
    • 2. 3. Налоговое администрирование региональных налоговых систем
    • 2. 4. Основные направления совершенствования налоговой политики и налогового администрирования

Экономические и административные формы реализации налоговой политики (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность темы

исследования. Экономика современной России переживает достаточной сложный этап, связанный с процессами стабилизации. Высокая результативность и положительный эффект данных процессов не в последнюю очередь зависит от грамотного налогового регулирования экономики и администрирования налогообложения. Российской Федерации. В свою очередь, данное направление государственного регулирования экономики определяется эффективностью реформирования системы налогового администрирования на современном этапе, имеющем своей конечной целью построение эффективной системы налогообложения как на федеральном, так и на региональных и местном уровнях.

Кроме того, практика последних лет показала, что эффективность указанных процессов зависит также от степени и качества государственного участия в экономических процессах. Все это потребовало скорейшего принятия соответствующих экономических и правовых норм, способных обеспечить цивилизованный механизм налогового администрирования с учетом всего многообразия новых хозяйственных форм и отношений.

В связи с этим стало особенно актуальным создание налоговой системы, соответствующей изменившимся экономическим условиям, и системы органов, обеспечивающих ее функционирование.

Осуществляемая сегодня реформа системы налогового администрирования предполагает изменение степени участия и роли государства в экономической сфере и, прежде всего, в сфере налогообложения.

Результативность реформы налогового администрирования, в том числе на федеральном и региональном уровнях, напрямую связана с эффективностью созданной системы налогообложения, с качеством взаимоотношений всех ветвей власти, деятельность которых направлена на выполнение поставленных налоговой реформой задач. Недостаточная изученность проблемы, несмотря на постоянные поиски в сфере факторов роста налогового потенциала и методов государственного регулирования экономики, придает научному анализу проблем налогового регулирования экономики и администрирования налогообложения РФ, реформирования системы налогового администрирования на современном этапе налоговой реформы особенно большое значение и актуальность.

Степень разработанности проблемы. Налоговое регулирование экономики и администрирование налогообложения РФ, реформирование системы налогового администрирования вызывает сегодня повышенный интерес, обусловленный проводимыми в стране преобразованиями, изменениями в налоговой системе, имеющими своей целью создание экономически и политически обоснованной системы налогов и сборов. Кроме того, в завершающей стадии находится реализация программы модернизации налоговых органов, разработанная еще Министерством РФ по налогам и сборам.

К основоположникам теоретического анализа проблем налога как формы отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества, налоговой составляющей государственного регулирования экономики можно отнести таких выдающихся ученых зарубежной экономической школы, как А. Смит, Д. Рикардо, Ф. Кенэ, А. Тюрго, О. Ми-рабо, К. Маркс, Ш. Монтескье, JL Штейн, А. Шеффле, А. Вагнер, К.Г. Pay, Ж. Сис-монди, Ж. Боден, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ф. Юсти, Э. Селигман, Д. Кейнс, Б. Франклин, Ф. Ной-марк, А. Хансен, Р. Харрод, А. Лернер, У. Шульц и др.

Существенный вклад в развитие теории налогов внесли российские ученые Н. Тургенев, С. Ю. Витте, Б. А. Рогозин, И. Горлов, В. А. Лебедев, В. А. Альтшулер, A.A. Тривус, А. Соколов.

Исследованию вопросов современного налогообложения, специфики реформирования системы налогового администрирования, эффективности налогообложения и налогового администрирования, в том числе в рамках модернизации налоговых органов России и региональных налоговых систем, посвящены работы Г. И., Букаева, Н. В. Герасименко, Л. В. Дуканич, Т. В. Игнатовой, В. П. Макрушина А. В., Морозова, А. И. Пономарева, А. Смирнова, Ю. А. Тихомирова, О. Тимофеева, Д. Г. Черника, А. П. Починка, Е. М. Шаблина и др.

Вместе с тем, в современных условиях существует необходимость дальнейшей теоретико-методологической проработки проблем эффективного налогообложения, налогового администрирования и обеспечения проводимых в России реформ. Данное обстоятельство определило актуальность исследования налоговой составляющей государственного регулирования экономики, проблем и перспектив развития проводимой налоговой реформы, налогового администрирования региональных налоговых систем, совершенствования налоговой политики и налогового администрирования.

Цель и задачи исследования

Цель диссертационного исследования состоит в том, чтобы, опираясь на теоретический анализ проблем налоговой составляющей государственного регулирования экономики, выявить особенности налогового администрирования в рамках проводимых в РФ реформ, механизмы совершенствования налоговой политики на федеральном и региональном уровнях.

Реализация поставленной цели исследования потребовала последовательного решения системы взаимосвязанных задач:

— раскрыть сущность налога как формы отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества на основе сравнения различных подходов и теорий налогообложения;

— рассмотреть проблемы и перспективы развития налоговой реформы в Российской Федерации во взаимосвязи с проводимой налоговой политикой;

— исследовать процессы налогового администрирования на современном этапе;

— выявить направления реформирования системы налогового администрирования в рамках модернизации налоговых органов;

— провести анализ налогового администрирования региональных налоговых систем на примере налога на имущество организаций, налога на игорный бизнес, транспортного налога;

— определить возможные основные направления совершенствования налоговой политики и налогового администрирования.

Объектом исследования выступают налоговые отношения в процессе налогового администрирования как современного этапа налоговой реформы, методов и способов их регулирования.

Предметом исследования является налоговое регулирование экономики и администрирование налогообложения РФ, реформирование системы налогового администрирования.

Методологическую и теоретическую основу исследования составляют основные положения современной экономической теории и макроэкономики, классических и новых теорий налогообложения, законодательные и нормативные документы, решения и постановления Правительства РФ, Федеральной налоговой службы РФ, научная литература, периодические издания, посвященные проблемам налогового администрирования и налогообложения.

Обоснование теоретических положений и аргументация выводов осуществлялась автором на основе системного подхода и основополагающих принципов, представленных в научных исследованиях по макроэкономике, а также научных разработок, законодательных и нормативных документов.

Поставленные в работе задачи реализуются автором на основе системно-функционального подхода с использованием методов сравнительного, статистического и динамического анализа. Применены общенаучные методы сравнительного научного обобщения.

В основу теоретического анализа положены данные Министерства финансов РФ, Федеральной налоговой службы РФ (правопреемника МНС России), нормативно-правовая база России, субъектов Российской Федерации, расположенных как в пределах Южного федерального округа, так и за его пределами, периодических изданий, научно-практических конференций и семинаров.

Рабочая гипотеза проведенного исследования заключается в том, что в современных условиях реформирования налоговой системы РФ происходит принципиальное изменение системы налогового администрирования, используются новые формы взаимоотношений между федеральными и региональными органами власти, практические меры их регулирования, новые принципы налогообложения, дополняющие классические.

Основные положения исследования, выносимые на защиту:

По специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика:

1. На каждом этапе развития общества содержание налогов все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Усиление функциональной роли налогов в регулировании рыночной экономики и социальной сферы требует переосмысления их сущности и выполняемых ими функций. Исходя из этого обстоятельства, налоги можно рассматривать как регламентированные законодательством денежные отношения между государством и налогоплательщиками, обусловленные необходимостью формирования централизованных фондов денежных средств общественного назначения и регулирования социально-экономического развития страны и отдельных территорий.

2. Мы считаем, что если выработанные системой производственных отношений и государством в воспроизводственном процессе истины, функции и базовые, основополагающие принципы налогообложения — не «работают», то это означает, что налоговая система больна, а налоговая политика не эффективна. Однако в результате изменения производственных отношений на основе опыта и практики современного этапа налоговой реформы — администрирования системы налогообложения — модифицируются старые и формируются новые налоговые истины.

3. При осуществлении перераспределительных отношений стоимости в налоговые необходимо помнить, что налогоплательщик есть работодатель государства и что налог есть специфическая «цена» государственных и региональных услуг. При эффективном налоговом регулировании экономики субъекты хозяйствования должны воспринимать уплату налогов и сборов не как нечто навязанное, а как объективную необходимость развития экономики своей страны, как личный вклад в ее процветание.

4. Система институционального налогового обеспечения налогового администрирования выступает частью целостной системы государственного регулирования народным хозяйством, включает рациональную организацию, критерии и подходы к управлению региональным хозяйством, социальными процессами, методологию экономического и финансового обеспечения, взаимодействия государства и региональных образований, что создает активные мотивационные и ресурсные начала для всех хозяйствующих субъектов, управленческих структур и населения.

5. Современный этап налоговой реформы требует создания принципиально новой системы налогового администрирования, при которой отношения между государством и обществом в лице налогоплательщиков будут носить уже не чисто фискальный, властный характер, а будут являться по свой сути экономическими, партнерскими отношениями. Это требует создания экономических институтов, изменяющих вектор развития налоговой системы от фискальных ориентиров в сторону рыночных приоритетов ее развития, направленных на создание предпосылок устойчивого роста общественного благосостояния на всех уровнях взаимодействия экономических субъектов.

Основные положения диссертации, выносимые на защиту по специальности 08.00.10 — финансы, денежное обращение и кредит:

1. Специфика социально-экономического развития российского общества в рыночно-трансформационный период проявляется в том, что она осуществляется под приоритетным воздействием фискальной политики государстваприоритетность регулирующего воздействия фискальной системы объясняется тем, что на начальном этапе переходного к рынку периода необходимо обеспечить финансирование бюджетного дефицита.

2. Системный подход к гармонизации налоговых отношений требует раскрытия региональной налоговой системы в ее функциональном и процессном разрезе на основе вертикальной и горизонтальной декомпозиции налоговой оптимизации с использованием широкого спектра законодательных, организационно-управленческих и экономических инструментов налогового администрирования.

3. Эффективность региональной налоговой системы определяется, с одной стороны, обеспечением налоговой деятельности государства (фискальная функция налогов), а с другой — соблюдением экономических интересов собственников в регионе, предоставлением им возможности осуществлять расширенное воспроизводство (регулирующая функция налогов). В этой связи, налоги выступают не только источником формирования регионального бюджета, но и оказывают непосредственное воздействие на производство.

Научная новизна диссертационного исследования выражается в теоретико-методологическом обосновании основных направлений реформирования системы налогового администрирования как современной формы реализации налоговой политики.

Элементы приращения научного знания заключаются в следующем по специальности 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством: макроэкономика:

— теоретически осмысленно, что налог — экономическая категория, конкретно-исторический характер которой обусловлен уровнем развития экономических отношений и степенью влияния государства на экономикуэто также средство социализации потребностей — вывода индивидуальных, семейных, групповых и иных потребностей на более высокий социальный уровень. На поверхности экономических отношений налог представляет форму договорно-правовых отношений, в соответствии с ними должны строиться финансовые и межбюджетные отношения;

— теоретически и концептуально обобщены научные подходы к налоговому обеспечению процесса администрирования налоговой реформы. Доказано, что федерализация государственного устройства в сочетании с недостаточно взвешенной децентрализацией системы управления и распределения финансовых полномочий вызвали к жизни новые противоречия экономических интересов, дезинтегрирующие социально-экономическую систему федерации, поэтому современный этап налоговой реформы невозможен без законодательно установленной налогово-бюджетной автономии;

— показано что эффективная налоговая система и налоговая политика является сегодня формой экономической реализации налогового администрирования, обосновывается необходимость создания принципиально новой системы налогового администрирования, при которой отношения между государством и обществом в лице налогоплательщиков будут носить уже не чисто фискальный характер, а будут являться по свой сути экономическими и партнерскими отношениями.

— доказано, что разрешение накопившихся противоречий должно осуществляться, в первую очередь, разграничением государственных и региональных функций в сфере, доходных и расходных полномочий между уровнями бюджетной системы, налоговым и государственным администрированием. по специальности 08.00.10. — финансы, денежное обращение и кредит:

— показано, что процесс реформирования системы налогового администрирования в современной России, объективная необходимость организации его по функциональному принципу становится очевидным, что это не мера воздействия на определенные участки внутренней работы налогового органа, а целая система, представляющая собой взаимосвязь как внутренних, так и внешних факторов, направленных на построение такого сложного организма, как государственная налоговая система, способная изыскивать внутренние резервы и критично и адекватно оценивать результаты собственной деятельности;

— определено, что налоговое администрирование направлено на совершенствование системы налогообложения и должно решать проблемы организационной декомпозиции по разным целевым основаниям: по оптимизации процессов управления налоговой системой, минимизации дестимулирующих внешних эффектов и снижению административных издержек функционирования налоговой системы, обеспечивающих рост общественного благосостояния;

— отмечается объективная необходимость в налоговой политике углубления партнёрских взаимоотношений с налогоплательщиками, усиления гарантированное&tradeналоговой поддержки предпринимательской деятельности. Государство как управляющий центр и как агент экономических отношений (участник воспроизводственных отношений), формируя налоговую систему, учитывая стоимостные взаимосвязи со всеми хозяйствующими субъектами, должно в полной мере реализовать принцип возмездности с учётом его экономической и социальной функции.

Обоснованность и достоверность полученных результатов подтверждается использованием в диссертации современных научных исследований, корректной постановкой задач, аргументированным обоснованием необходимости их решения, достоверностью исходных и статистических материалов.

Теоретическая и практическая значимость диссертационной работы заключается в анализе и обобщении различных подходов к проблемам налоговой составляющей государственного регулирования экономики, а также к проблемам реформирования системы налогового администрирования, формирования и реализации эффективной налоговой политики государства.

Отдельные разделы работы могут послужить базой для дальнейших исследований в области налоговой системы, а также использоваться в процессе преподавания курсов «Экономическая теория», «Государственное регулирование экономики», «Налоги и сборы в РФ», «Регионоведение», «Государственные и муниципальные финансы» и др. в высших учебных заведениях, а также при подготовке специалистов-управленцев различного уровня.

Апробация результатов работы. Основные положения, теоретические обобщения, выводы и рекомендации, сформулированные в диссертации, докладывались в порядке обсуждения на научно-практических конференциях в Северо-Кавказской академии государственной службы.

В целом, по теме диссертационного исследования опубликованы 3 работы общим объёмом 30 п.л.

Структура работы обусловлена целью и задачами, поставленными в данном исследовании. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (156 наименований) и приложений (3), содержит 186 страниц.

Заключение

.

Сложность практической реализации поставленных налоговой реформой целей определяется тем, что необходимо создать принципиально новую систему налогового администрирования. Необходимо создать механизм налогообложения, позволяющий убедить и заинтересовать каждого члена общества — потенциального налогоплательщика в необходимости исполнения своей обязанности перед государством по уплате обязательных платежей в бюджет. В ходе реформирования системы налогового администрирования в системе органов государственной власти необходимо выделить специальные органы, в чьи функции входило бы создание эффективной системы налогообложения и обеспечение формирования доходов бюджета. Сложность и многоаспектность поставленной проблемы определяет значимость и актуальность диссертационного исследования.

В первой главе «Налоговая реформа в системе государственного регулирования экономики» рассматривается налог как форма отражения экономических отношений и роли государства в социально-экономической жизни общества, налоговая составляющая государственного регулирования экономики, анализируются проблемы и перспективы развития налоговой реформы.

Анализ экономической, философской и юридической сущности налога позволил сделать следующие выводы:

— налоги должны отражать производственные отношения и связи;

— охватывать всю совокупность производственных отношений (производство, распределение, обмен и потребление);

— охватывать все формы собственности;

— осуществлять дальнейшую социализацию личности, семьи и всех субъектов хозяйствования, выводить их потребности на более высокий социальный уровень;

— отражать движение стоимости с последующим распределением и перераспределением произведенного национального дохода;

— строиться на вновь созданной стоимости, налоговые изъятия в суммарном выражении не должны превышать 35−36% вновь созданной стоимости;

— улавливать все рентные платежи от использования участков земли, недр, труда и капитала.

Какие бы самые совершенные налоговые формы ни использовались, они не будут работать, пока мы не изменим философию налога, не создадим налоговую теорию (систему научных знаний о сути и природе налогов, их роли и значении в жизни общества).

В диссертационной работе сделан вывод о том, что налоговая система России является довольно громоздкой и сложной. Между тем, общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы — простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкованийприемлемость для большинства членов общества. ,.

При реализации налоговых законов возникает множество острейших проблем, касающихся взаимоотношений налогоплательщиков и государства, ответственности юридических и физических лиц за выполнение налогового законодательства, прав и обязанностей налоговых органов.

Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам.

Все это вызывает необходимость реформирования системы налогового администрирования как современного этапа налоговой реформы. Необходимо принятие четких правил введения изменений в налоговое законодательство, установления или отмены налогов. Одна из основных бед российской налоговой системы заключается в том, что Налоговый кодекс РФ пока не стал единственным сводом налоговых законов, наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения и т. д. Это затрудняет работу самих налоговых служб.

Результативность налоговой политики и гибкость налогообложения зависят от оптимального сочетания налоговых льгот и налоговых санкций, а также от способов налогового стимулирования инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности. В системе налогового регулирования рассматривается налоговые рычаги, регуляторы и стимулы, способствующие проведению протекционистских мероприятий (льготы, пониженные ставки налогов), анализируются ограничительные мероприятия (санкции, повышенные ставки налогов), налоговые платежи, ориентированные на определенное воздействие на экономические процессы (налог на недвижимость, экологические налоги и др.). Показывается, что инструменты государственного регулирования подразделяются на административные и экономические.

Особой системой выработки и принятия решений является налоговое планирование и прогнозирование. Основная задача налогового планирования и прогнозирования — экономически обоснованно обеспечить качественные и количественные параметры бюджетных заданий и перспективных программ социально-экономического развития страны исходя из разработанной и принятой в законодательном порядке налоговой концепции и направлений устойчивого развития экономики.

Эффективная реализация функций государства в налоговой сфере требует учета сущностных характеристик процесса налогового реформирования, который, в отличие от отдельных поправок к существующей налоговой системе, подразумевает коренной пересмотр ее концептуальных и методологических основ и представляет собой протяженный во времени, динамично развивающийся, многовариантный и многоцелевой процесс, имеющий определенный набор унифицированных по назначению и специфических по исполнению и уровню принятия решений последовательных стадий развития. Этот процесс, на наш взгляд, немыслим без системы налогового администрирования, которая включает в себя создание специальных организационных структур управления налоговыми отношениями — налоговых администраций, обеспечивающих эффективность работы всех звеньев налогового механизма, без возрастания роли налоговых администраций в процессе осуществления эффективных налоговых отношений. В свою очередь, решение всех этих проблем потребует всестороннего усиления роли государства в регулировании экономики.

Во второй главе «Сущность и основные направления реформирования системы налогового администрирования» рассматриваются современные аспекты налогового администрирования: реформирование системы налогового администрирования в рамках модернизации налоговых органов, налоговое администрирование региональных налоговых систем и основные направления совершенствования налоговой политики и налогового администрирования в РФ.

Мы показали, что если выработанные системой производственных отношений и ролью государства в воспроизводственном процессе истины — функции и базовые, основополагающие принципы налогообложения — не «работают», то это означает, что налоговая система больна, а налоговая политика не эффективна. Однако в результате изменения производственных отношений, о чем мы говорили в первой главе диссертационного исследования, на основе опыта и практики современной системы налогообложения могут модифицироваться старые и формироваться новые налоговые функции и принципы налогообложения.

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно, на основе длительного и тщательного анализа ситуации со взиманием налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе Российской Федерации, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику.

Эффективное налоговое администрирование требует принципиального изменения подходов к организации и проведению выездных налоговых проверок налогоплательщиков за счет внедрения допроверочного анализа, выявления перспективных направлений и объектов проверки, планирования, координации и обеспечения согласованного и синхронного проведения контрольных мероприятий в отношении всех звеньев и организаций, в том числе холдингов и финансово-промышленных групп, обеспечивающих получение корпоративного финансового результата. Необходимо внедрение методов, основанных на системе оценок косвенных индикаторов налоговой базы, анализа информации о физических объемах потребляемых ресурсов и произведенной продукции. Значимость контроля государственных доходов привела к выделению в системе налогового администрирования самостоятельных налоговых органов, непосредственно осуществляющих взимание налогов и сборов и контроль их поступления в бюджет.

Налоговое регулирование осуществляется Министерством финансов, а его инструментом выступают федеральные налоги или некоторые из них. Важной мерой является закрепление за налоговым ведомством функции сборщика налогов. В настоящее время в налоговой сфере действуют многие ведомства: кроме МНС России, Минфин России и федеральное казначейство, Банк России и т. д. От такой ситуации государство не выигрывает, тратятся огромные средства на ведение параллельных систем учета, эффективность налогового контроля падает, осложняется ведение единой налоговой статистики. С учетом опыта зарубежных стран в этой сфере следует передать МНС России все функции по сбору всех налогов и других обязательных платежей в стране на единый счет налоговых органов.

Главное в реформировании системы налогового администрирования и в модернизации налоговых органов — изменение принципов налогового администрирования в сторону увеличения взимаемости налогов при сокращении соответствующих затрат, а также изменение существующих взаимоотношений между налоговыми органами и налогоплательщиками, в том числе снижение административного бремени, возлагаемого на налогоплательщиков. Необходима система, осуществляющая взаимосвязь как внутренних, так и внешних факторов, направленных на построение такого сложного организма, как государственная налоговая система, которая способна изыскивать внутренние резервы и критично и адекватно оценивать результаты собственной деятельности.

Эффективность соотношения интересов субъектов налогообложения во многом предопределяет налоговый суверенитет, влияющий на финансовое положение и социально-экономическую обеспеченность общественными благами как субнационального субъекта федерации в отдельности, так и всего государства в целом.

Далее в диссертационной работе рассматриваются основные особенности региональных налоговых систем на примере таких региональных налогов, как:

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

При организации процесса администрирования в территориальных налоговых органах, непосредственно взаимодействующих с налогоплательщиками, должны подвергаться анализу и оказывать непосредственное влияние на их дальнейшую работу следующие основные процессы налогового администрирования:

— изменение экономической стратегии или ситуации в стране, состояние и особенности экономической среды конкретного региона;

— тенденции изменения политического курса, международного статуса, договоров и соглашений, нормативной и законодательной базы налоговой системы;

— изменение подхода к принципам и методам информационной работы с налогоплательщиками в соответствии с тенденциями унификации подхода к юридическим и физическим лицам в процессе постепенного стирания резких граней между ними;

— дальнейшее развитие функций налогового администрирования и выполнение, наряду с контролирующей и фискальной функциями, функции консалтинга для оказания помощи во взаимодействии с налогоплательщиками и другими административными органами региона;

— выработка единой системы налогообложения с целью достижения оптимального экономического состояния каждого хозяйствующего субъекта и получения, соответственно, максимальной отдачи от ведения хозяйственной деятельности;

— развитие корпоративности системы налоговых органов на основе унификации организационных структур, действующих по функциональному принципу, направленное на облегчение управления вышестоящих нижестоящими;

— дальнейшее повышение уровня информатизации с целью получения возможности использования в работе автоматизированных рабочих мест налоговых инспекторов;

— создание открытых и закрытых специализированных баз данных и знаний, накопление и централизация информационных массивов данных;

— внедрение и использование передовых информационных технологий, позволяющих производить и поддерживать учет, контроль, отчетность, анализ, обобщение, оценку, диагностику и коррекцию деятельности налоговых органов и их контрагентов в актуальном пространстве и времени с целью получения объективной информации;

— повышение научной и культурной емкости процесса налогового администрирования и, соответственно, возрастание требований к профессиональной подготовке, интеллектуальному развитию, эрудиции и морально-этическим качествам налогового служащего.

При государственном регулировании этих процессов оптимальное сочетание налоговых интересов должно исключать всякую возможность того, что бюджеты территорий попадут в полную зависимость от нерационального распределения долей регулирующих федеральных налоговых доходов центральными органами государственной власти. Таким образом, бюджетный федерализм в России строится на том, что, во-первых, доходы и расходы бюджетов республик и местных бюджетов не повторяют доходов и расходов федерального бюджета, а, во-вторых, сочетание интересов всех уровней налоговой системы, обеспечивает, в целом, ее единство.

Реформирование системы налогового администрирования приведет к формированию устойчивой и эффективной системы регионального налогообложения как важнейшей составной части процесса оптимизации налоговой системы как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.

Таким образом, можно сформулировать следующие задачи, стоящие перед налоговой реформой в процессе реформирования системы налогового администрирования:

— укрепление правовой базы в сфере налогообложения;

— развитие нейтральной, справедливой по отношению к налогоплательщикам стабильной системы налогов;

— достижение фискальной эффективности налоговой системы, обеспечение создания доходной базы государства в условиях спада и подъёма;

— формирование системы конкретных налогов, наиболее адекватно отвечающей интересам федеративного государства;

— создание эффективной системы администрирования налогов.

Безусловно, создание справедливой налоговой системы государства — это многоэтапный процесс, основанный на четко сформулированных целях и приоритетах в рамках пользующейся поддержкой общества последовательной государственной налоговой политики.

На современном уровне эффективная налоговая политика означает создание оптимальной национальной налоговой системы, которая, обеспечивая финансовыми ресурсами потребности государства, не должна снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, одновременно обязывая его к постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Конституция РФ //Российская газета. 1993. — № 237от 25.12
  2. Бюджетный кодекс РФ. -М.: ТК «Велби», изд-во «Проспект», 2003
  3. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая -М.: Юрайт-Издат, 2003
  4. Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть I и И. М: ТК «Велби», издательство «Проспект», 2005
  5. Закон РФ от 27.12.1991 г., № 2118−1 «Об основах налоговой системы в РФ» // Российская газета. 1992. — № 56 от 10.03.
  6. Закон РФ от 15.07.1992 г., «О субвенциях в составе РФ, краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу» //Сборник законодательных актов РФ. 1992. — Выпуск XVII
  7. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1995. -. № 35 от 28.08. — Ст. 3506.
  8. ФЗ «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации» //Собрание законодательства РФ. 1997.- № 39 от 29.09. — Ст.4464.
  9. ФЗ «О принципах разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ» //Собрание законодательства РФ. 1999. — № 26. — Ст. 3176.
  10. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ „Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ“». 27.07.2000 г. //Собрание законодательства РФ. 2000.- № 32. -Ст.ЗЗЗО.
  11. ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ „Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ“» от 29.07.2000 г., // Собрание законодательства РФ. 2000.- № 31. — Ст.3205.
  12. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-Ф3 //Российская газета. 2003. — 08.10.
  13. Федеральный Закон «О транспортном налоге» № 110-ФЗ от 24.07.2002.
  14. ФЗ «О внесении изменений в статьи 220 и 224 Части второй Налогового Кодекса Российской Федерации» от 31.07.2004 г. № 112-ФЗ //"Консультант Плюс". 2004.-20.08.
  15. ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» № 120-ФЗ от 05.08.2004 г. // «Консультант Плюс». 2004.-20.08
  16. ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 г». № 186-ФЗ. от 28.11. 2003 г. // «Консультант Плюс». 2003. — 23.12
  17. ФЗ «О федеральном бюджете на 2005 г». № 173-Ф3 от 23.12.2004 г. // Консультант Плюс". 2005. — 15.01
  18. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» //Собрание законодательства РФ. 2004. — № 27 от 28.05.
  19. Постановление Правительства РФ от 22 мая 2004 года № 249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов» //Собрание законодательства РФ, 28.05.2004, № 27.
  20. Приказ МНС России от 14.02.2003 № БГ-3−15/66 «О создании межрегиональных инспекций МНС России по крупнейшим налогоплательщикам». СПС «Гарант», 2003
  21. Приказ МНС России от 17.03.2003 г. № БГ-3−15/122″ «Об организации обучения работников территориальных органов МНС России по программам, связанным с модернизацией налоговых органов и внедрением программного комплекса «Система ЭОД местного уровня»
  22. Приказ МНС России «Об утверждении порядка представления налоговой декларации в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи», № БГ-3−32/169 от 02.04.2002 г.
  23. Приказ МНС России «Об утверждении структуры и форматов текстовых файлов информации, поступающей в соответствии с налоговым законодательством в налоговые органы от организаций и учреждений», № БГ-3−14/410 от 28.11.2000
  24. Послание Президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию РФ от 16 мая 2003 г. //Российская газета. 2003. — № 93 от 17.05
  25. Послание Президента РФ Федеральному Собранию 2004 года «Послание Президента России Владимира Путина Федеральному собранию РФ».
  26. Послание президента Российской Федерации В. В. Путина Федеральному Собранию Российской Федерации от 25 апреля 2005 года.
  27. Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003−2005 годы) (утв. распоряжением Правительства РФ от 15 августа 2003 г. № 1163-р) //Российская газета. 2003. — № 173 0 т 02.09
  28. Постановление Правительства РФ от 21 декабря 2001 г. № 888 «О федеральной целевой программе «Развитие налоговых органов (2002 -2004 годы)» //Собрание законодательства РФ. 2002. — № 1 от 07.01. -Ч. II. — Ст. 32.
  29. Закон Астраханской области от 27.11.2003 № 43/2003−03 «О налоге на имущество организаций» // Астраханские известия. 2003. — 28 ноября. — № 48(669)
  30. Закон Волгоградской области от 27.11. 2003 № 888-ОД «О налоге на имущество организаций» ////Волгоградская правда. 2003. — № 221 от 29 ноября.
  31. Закон Карачаево-Черкесской Республики от 21.11.2003 № 57-РЗ «О налоге на имущество организаций» // День Республики. 2003. — № 168−169 (16 373) от 29 ноября
  32. Закон Волгоградской области от 17 декабря 1999 г. № 351-ОД «О ставках налога на игорный бизнес» //Волгоградская правда. 2003. — № 189 от 14 октября
  33. Закон Республики Калмыкия «О ставках налога на игорный бизнес» от29 апреля 2004 г. за № 20-Ш-З //Хальмгунн. 2004. — № 102−104 от 15 мая
  34. Закон Республики Дагестан № 39 «О транспортном налоге» //Собрание Законодательства Республики Дагестан, от 31 декабря 2002 г., № 12, ст.913
  35. Закон Республики Калмыкия № 255-П-З «О транспортном налоге» //Хальмгунн. 2003. — № 20 от 1 февраля
  36. В.А. Налоги (промысловый, подоходный, гербовый сбор и акцизы) //Экономическая жизнь.- 1926.
  37. А. Влияние налоговой политики на инвестиционный климат в РФ в условиях трансформации экономики //Современные аспекты экономики. 2002.-№ 15.-С.37−40.
  38. К. Приоритеты налоговой реформы в РФ //Экономист. 2003. -№ 2. — С.54−60.
  39. Э.Б., Стиглиц Д. Э. Лекции по экономической теории государственного сектора. М., 1995.
  40. Д. Добросовестность как одно из неотъемлемых условий для применения налоговых льгот //Налоговый вестник. 2004. — № 2. — С. 177 180.
  41. С. Налоговые льготы как элемент налогообложения и инструмент налоговой политики //Финансы. 2002. — № 2. — С.39−42.
  42. М. Экономическая жизнь в ретроспективе / Пер. с англ. 4-е изд. М.: Дело ЛТД, 1994. — С.720.
  43. Г. И. Об итогах поступления и задачах. //Налоговая политика и практика. 2004. — № 3.
  44. Васильев Ю В. Депутаты намерены поддержать правительственный вариант снижения ЕСН //Российский налоговый курьер. 2004. — № 11.
  45. Вагнер. Финансы / Шпшш. Т. 2. — 302с.
  46. Н.В. Правовые проблемы оптимизации системы региональных налогов и сборов //Законодательство и экономика. — 2003. № 1.
  47. И.В. Налоговый потенциал в механизме межбюджетных отношений. М.: Финансы и статистика, 2003.
  48. В.В. Действующая налоговая система и пути ее совершенствования //Финансы.- 2002. № 4.
  49. А. В. Российская налоговая система на рубеже XXI века //Финансы. 2004. — № 4
  50. Дж.М. Общая теория занятости, процента и денег. М.: Прогресс, 1978.-364 с.
  51. Клюкович 3. Рыночные тенденции трансформирования налоговой системы России. Ростов-на-Дону: РГУ, 1999. — 9с.
  52. Е. Субфедеральные налоговые льготы и их влияние на привлечение инвестиций в регионы России //Инвестиции в России. 2000. -№ 5. -С.33−44.
  53. К. Инвестиционная политика на юге России и ее институционально-инструментальное обеспечение //Современные аспекты экономики. -2002.-№ 12.-С.36−44.
  54. Л.Н. Инвестиционный налоговый кредит //Профессионал. -2003.-№ 5.76.3ерщиков Ю. С, Макрушина О. Ю. Модернизация налоговых органов области шаг к налогоплательщику //Налоговый вестник. — 2001. — № 10
  55. O.A. Правовое регулирование транспортного налога // Гражданин и право. 2003. — № 1, январь-февраль
  56. В.А., Бобоев М. Р. О совершенствовании налоговой системы Российской Федерации. //Налоговый вестник. 2002. — № 1, .декабрь
  57. Е. Б. К вопросу о развитии целевых бюджетных фондов //Финансы. 2005- № 1
  58. A.JI. Федеральный бюджет //Финансы. 2004. — № 1
  59. H.A. Уплата налога на игорный бизнес //Финансовая газета: Региональный выпуск.- 2004. № 26, июнь
  60. Р. Б. Административные и финансовые механизмы реформы государственного управления //Финансы. 2004. — № 1.
  61. Ю. Изменения порядка налогообложения прибыли организаций и их влияние на налоговую нагрузку //Налоговый вестник. 2003. — № 11. С.3−7.
  62. А. В. Формирование и развитие налоговой политики /Автореф. канд. дисс. Саратов, 2003.
  63. Ю. Процедура проведения выездной налоговой проверки // Налоговый вестник. 2004. — № 3. С.175−178.
  64. . О порядке проведения налоговых проверок //Налоговый вестник. 2004. — № 11.-С.3−6.
  65. С. Как повысить эффективность налоговых проверок // Российский налоговый курьер. 2004. — № 4. — С.72−76.
  66. М. О камеральных и выездных налоговых проверках // Налоговый вестник. 2004. — № 3. — С.93−97.
  67. C.B., Некрасова П. В. Теория и практика предпринимательской деятельности. Ростов-на-Дону, 2002. — Часть 2.
  68. А. Административная реформа //Общество и экономика. 2004. -№ 3.
  69. С. Налогообложение и экономическое развитие //Деньги и кредит. 2002. — № 3.
  70. И., Шульгина И. Главное в административной реформе //Общество и экономика. 2003. — № 1
  71. Основные принципы гармонизации налогового администрирования в государствах-членах ЕврАзЭС (утверждены Решением Интеграционного Комитета Евразийского экономического сообщества от 5 апреля 2002 г. № 75)
  72. С. Налоговая реформа как основная составляющая инвестиционной политики в России //Финансы. 2003. — № 9. — С.76−77.
  73. В.Г. Идет ли в России налоговая реформа?//РЭЖ. 2001.- № 1.
  74. В. К оценке проектируемых поправок в налоговое и бюджетное законодательства: аспект правообеспечения межбюджетных отношений //Российский экономический журнал (РЭЖ). 2004. — № 2.
  75. В. Некоторые проблемы налоговой реформы //Финансы. 2004. № 12. — С.24−27.
  76. В. Я бы приостановил налоговую реформу //Родная газета. -2003, — 11.12
  77. В. Трактат о налогах и сборах. М.: Эконов, 1993. — Т.1.. — С.5−78
  78. А.И. Налоги и налогообложение в РФ. Ростов-на-Дону: Феникс, 2001.
  79. А.И., Ковалев П. И., Николаев Д. В. Налоги и налогообложение в РФ. Ростов-на-Дону: ООО «Мини Тайп2005.
  80. Л. И. Бюджетно-налоговое законодательство и реформа федеративных отношений //Финансы. 2004. — № 3
  81. ЮЗ.Пушкарева В. История финансовой мысли и политики налогов. М.: Ин-фра-М, 1996. -С.23−56
  82. В.М. Либеральный поворот налоговой политики в России. //Финансы. 2001. — № 1.
  83. Региональные стратегии и технологии экономического развития /Под ред. проф. Игнатовой Т. В. Ростов н/Д.: Изд-во СКАГС, 1999
  84. Д. Начала политической экономии и налогового обложения. М.: Эконов, 1993. — Т. 1.-С.401−473
  85. Е. Изменение налогового законодательства и инвестиционная активность предприятий России //Вестник МГУ. Серия 6. — 2004. — № 4. С.82−100.
  86. P.A. Налоговый паспорт региона как инструмент планирования поступлений в бюджет //Российский налоговый курьер. 2004. — № 4.
  87. Ф.К. Анализ и планирование налоговых поступлений: теория и практика. М., 2004
  88. ПО.Сашичев В. О контрольной работе налоговых органов и мерах по повышению ее эффективности //Налоговый вестник. 2003. — № 8. С.3−7.
  89. Ш. Сашичев В. Эффективность налоговых проверок возросла //Российский налоговый курьер. 2004. — № 8. — С.8−10.
  90. . Новые начала политэкономии. М., 1897
  91. А. О налогах. М.: Фонд им. И. Д. Сытина, 1997.
  92. А. Теория налогов. М., 1928.
  93. А. Д. Государственное регулирование бюджетных отношений в условиях интеграции //Финансы. 2004. — № 1
  94. Пб.Суспицин С. Подходы к оценке приоритетов региональной инвестиционной политики //Регион: экономика и социология. 2002. — № 2. С.25−44.
  95. Тенденции развития федерализма в Российской Федерации.- М., 2002
  96. О. Налог как инструмент государственного регулирования. // Экономист. 1996. — № 11.
  97. Транспортный налог // Право и экономика. 2004. — № 12, декабрь- 2005 — № 1, 2, 3, январь, февраль, март
  98. A.A. Налоги как орудие экономической политики. Баку: РИО, АСПС, 1925
  99. Н.И. Опытъ теории налоговъ. СПб: Въ типографии Н. Греча, 1818.
  100. Федеральный бюджет должен стать инструментом модернизации экономики. (Материалы расширенного заседания совместной коллегии Министерства финансов РФ и Министерства экономического развития и торговли РФ, 19.04.2004 г.) //Финансы. 2004. — № 4
  101. Д. Налоги в странах с развитой рыночной экономикой // РЭЖ. 1992. — № 7
  102. Д.Г., Починок А. П., Морозов В. П. Основы налоговой системы РФ: Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ, 2000
  103. Е.М. Как управлять налогами //Финансы. 2002. — № 8.
  104. С. Снижение налоговой нагрузки должно сопровождаться адекватным усилением контроля //Российский налоговый курьер. 2004. № 17. -С.8−11.
  105. А. А. Нужна ли Росси налоговая амнистия //Российский налоговый курьер. 2004. — № 9
  106. Т. Налоги и налогообложение. М.: Инфра-М, 2004. — 734 с.
  107. В. Трансформация налоговой политики государства при переходе к рыночной экономике: автореферат диссертации канд. экон. наук. -Ростов-на-Дону, 1998.
  108. Bird, Richard М. Central-Local Fiscal Relations and the Provision of Urban Public Services, Canberra: Center for Research on Federal Financial Relations, Australian National University, 1980.
  109. Buchanan J. M., An Economic Theory of Clubs // Economica. Vol. XXXII (125), February, 1965, стр. 1−14.
  110. Buchanan J. M., Federalism and Fiscal Equity// American Economic Review. -Vol. 40 (4), September, 1950, стр. 583−599
  111. Musgrave, Richard A. Who Should Tax, Where and What?, Tax Assignment in Federal Countries / Charles E. McLure, ed. Canberra: Centre for Research on Federal Fiscal Relations, Australian National University. — 1983. — C.2−19.
  112. Oates, Wallace E. Fiscal Federalism, New York: Hartcourt, Brace, Jovanovich, 1975.
  113. Tiebout С. M., A Pure Theory of Local Expenditures // Journal of Political Economy. Vol. 64, 1956. C. 416−424.
Заполнить форму текущей работой