Взаимосвязь уровня социального интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий
Диссертация
Имеющиеся в отечественной психологии работы рассматривают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А.Аминов, Ю. Н. Емельянов, М. В. Молоканов, А. Л. Южанинова и др.). Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает… Читать ещё >
Содержание
- Глава 1. Социальный интеллект как инструмент межличностного познания
- 1. 1. Системные представления в качестве теоретической базы изучения психологии человека
- 1. 2. Развитие представлений о природе интеллекта
- 1. 3. Социальный интеллект как психологический феномен
- Глава 2. Социальный интеллект и тревожность как системные качества человека
- 2. 1. Социальный интеллект в структуре личности
- 2. 2. Проблема тревожности в работах отечественных и зарубежных авторов
- 2. 3. Пилотажное исследование взаимосвязи социального интеллекта и тревожности
- Глава 3. Проявления взаимосвязи социального интеллекта и тревожности в условиях разной профессиональной деятельности
- 3. 1. Организация исследования и характеристика выборки
- 3. 2. Особенности проявления социального интеллекта и тревожности у представителей разнотипных профессий
Список литературы
- Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования 1. Психол. ж. Т. 15. — 1994. № 4. — С. 39−55.
- Айзенк Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.-С. 111−120.
- Акимова М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей. Дис.. доктора психол. наук. — М., 1999. — С. 34−65.
- Акимова М.К., Козлова В. Т., Ференс H.A. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1. — С. 21−31.
- Александровский Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1993. — 272 с.
- Аминов H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. — С. 74−83.
- Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. В 2-х т. Т. 2 М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
- Ананьев Б.Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР. Вып. 18., М-Л, 1948. 5 с.
- Ананьев Б.Г. О проблемах современного чел’овекознания. СПб.: Питер, 2001, — 272 с.
- Анастази А. Психологическое тестирование. Книга 1, 2. М.: Педагогика, 1982.-688 с.
- И.Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. 1979. № 6. -С. 26−38. 12. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. — 547 с.
- Анохин П.К. Теория функциональной системы. Успехи физиологических наук. Т. 1. — 1970. № 1. — С. 26−27.
- Анохин П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
- Анурин В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. -Нижний Новгород: изд-во Нижегор. Ун-та, 1997. 436 с.
- Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1975. — т. 1, С. 148−149, 174−175.
- Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. В кн. Прикладная психология. № 1. СПб., 1999. — С. 41−47.
- Бабаева Ю.Д., Васильев И. А., Войскунский А. Е., Тихомиров O.K. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник МГУ. Серия 14.- 1999. № 2, 3-С. 91−96- С. 42−55.
- Барабанщиков В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова // Психол. журнал. Том 18.- 1997. № 1. С. 3−9.
- Бачманова Н.В., Стафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985.
- Березин Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-269 с.
- Берталанфи Л. Общая теория системы: Крит, обзор. В кн.: Исследования по общей теории систем. Ежегодник. — М., 1969. — С. 29.
- Берталанфи Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973. — С. 20−36.
- Берулава Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. -Новосибирск, 1990. 47 с.
- Богомаз С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. — 71 с.
- Богоявленская ДБ. Интеллектуальная активность как проблематворчества / Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 1983. 173 с.
- Бодалев A.A. Восприятие и понимание человека человеком. Автореферат дис.. докт. пед. наук. — М., 1965. — 34 с.
- Бодалев A.A. Личность и общение. Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
- Божович Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
- Бурлачук Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 1999.- 519 с.
- Венгер Л.А., Холмовская В. В., Венгер Н. Б. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
- Вертгеймер М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980.-С. 84−97.
- Выготский Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М&bdquo-: Педагогика, 1982. — С. 5−361.
- Выготский Л.С. Проблема развития психики // Собрание сочинений. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. 367 с.
- Выготский Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. -1007 с.
- Габриелян H.A. Интеллект как регулятор проявления личности в групповом взаимодействии. Дис.. канд. психол. наук.-М., 1999.-С. 1−134.
- Геранюшкина Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента. Автореферат дис.. канд. психол. наук. — Иркутск, 2001. — 21 с.
- Гилфорд Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. -ML, 1965.
- Гмурман В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М.: Высшая школа, 1998.-400 с.
- Гмурман В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 6. -М.: Высшая школа, 1998. 480 с.
- Гольбах П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1963. — т. 1, С. 670−672.
- Гордецова Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978.
- Доронина О.В. Страх перед компьютерами: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 1. — С. 68−78.
- Дружинин В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-216 с.
- Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -356 с.
- Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2. СПб.: Питер, 2000. — 228 с.
- Дусавицкий А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебно2й деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3.
- Егорова М.С. Психология индивидуальных различий / Ин-т «Открытое общество». М.: Планета детей, 1997. — С. 76−91, 327 с.
- Езан C.B. Эмоциональный компонент социально-перцептивного образа // Ананьевские чтения (тезисы докладов). СПб., 1998. — С. 34−35.
- Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
- Жамкочьян М.С. Взаимосвязи некоторых характеристик активированное&trade-, интеллекта и личности в структуре индивидуальности. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. -134 с.
- Захаров А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. -111с.
- Захаров Л.Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.
- Зинченко В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. -63с.
- Изард К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — С. 292−325, 460 с.
- Имедадзе Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — 81 с.
- Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
- Келер В., Коффка К. Гештальт-психология. М.: изд-во Моск. ун-та, 1998.-688 с.
- Кепалайте А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психол. ж. Т.13. 1982. № 2. — С. 120−126.
- Кисловская В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане). Дис. .канд. психол. наук. — М.-1972.
- Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
- Клочко В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Авторефера дис. докт. психол. наук. — М., 1991. -46 с.
- Клочко В.Е. Предмет науки и психосинергетика. В сборнике: Психологическое исследование: методология, теория, методы. Барнаул-Бийск, 2000.-С. 3−7.
- Клочко В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психол. журнал. Томск. 1998. № 8−9. — С. 7−15.
- Коблянская Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Дис.. канд. психол, наук. — СПб., 1995. — С. 34−49.
- Кондаш О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. М., 1973. — 18 с.
- Конт О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. — 187 с.
- Костцкий П.И. Нервная система и стресс. М., 1970. — 163 с.
- Краснорядцева О.М. Использование метода реконструкции профессионального образа мира при исследовании педагогического мышления. В сборнике: Психологическое исследование: методология, теория, методы. -Барнаул-Бийск, 2000. С. 16−21.
- Краснорядцева О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности. Автореферат дис.докт. психол. наук. — М., 1996. — 47 с.
- Краснорядцева О.М., Морозова В. Е. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. Барнаул: БГПУ, 2000. -70с.
- Кубышкина М.Л. Мотив социального успеха // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Выпуск 2. Ч. 2. СПб., 1996.-С. 39−45.
- Кубышкина М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1997.
- Кудрявцева H.A. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993−1994).-СПб., 1995.
- Кузьмин В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психол. журнал. Т. 3. 1982. № 4. — С.3−5.
- Кузьмин В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1980. 312 с.
- Куницына В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1, ч. 1. СПб., 1995. — С. 48−61.
- Куницына В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
- Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — С. 143−161.
- Левитов Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. — С. 131−137.
- Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
- Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
- Ломов Б.Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975. № 2.-С. 37.
- Ломов Б.Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психол. журнал. Т. 10. 1989. № 4. — С. 19−21.
- Ломов Б.Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопросы философии. 1976. № 4. -С. 89.
- Лузаков A.A. Некоторые исследования по социальной перцепции в материалах XXII Международного психологического конгресса // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сб. научн. трудов / Отв. ред. О. Г. Кукосян. Краснодар, 1985. — С. 115−123.
- Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175 с.
- Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: изд-во МГУ, 1974. -172 с.
- Магун B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов. Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1977.
- Маккоби М., Модиано Н. О культуре общества и понимании эквивалентности // Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.
- Мельников В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
- Мерлин B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / Сб. статей. Вып. 6., Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970. 296 с.
- Мир философии // Часть 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — С. 282 302.
- Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. Руководство по использованию. СПб., 1996. — 53 с.
- Мнацаканян Л.И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников. Автореферат дис.. докт. пед. наук. — М., 1990.-38 с.
- Мусина И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени. Дис.. канд. психол. наук. — М., 1993.
- Наенко И.И. Психическая напряженность. М.: изд-во МГУ, 1976. -112с
- Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
- Неймарк М.С. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. -294 с.
- Новикова E.B. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. М., 1985. — 118 с.
- Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам / Сост. А. А. Рукавишников, М. В. Соколов, А. П. Чернявская, И. Г. Сенин. -Ярославль, 1991. -32 с.
- Обозов H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 80−81.
- Орлов А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. -1988. № 6.-С. 142−146.
- Павлов И.П. Полное собрание сочинений. -М: Акад. наук СССР, 1951.
- Перлз Ф.С. и др. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальттерапии. СПб.: Петербург-XXl в., 1995. — 447 с.
- Перлз Ф.С. Гештальттерапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3.
- Петровский A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — т. 1, С. 311−366.
- Пиаже Ж. Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
- Пиз А. Язык жестов. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. — 218 с.
- Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
- Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-С. 29−55.
- Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 559 с.
- Прихожан A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000. — 303 с.
- Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 1997.-272 с.
- Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко E. J1. Психогенетика. Учебник для вузов / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Аспект-пресс, 1999. -447с.
- Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. М.: Прогресс, 1987. -271с.
- Райе Ф. Психология подросткого и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.-616 с.
- Рейковский Я. Экспериментальная психология эмоций / Перевод с пол. В. К. Вилюнаса. Общ. ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
- Роджерс К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
- Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. -М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 272−275.
- Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. М.: Акад. наук СССР, 1957. -328 с.
- Рубинштейн С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Акад. наук СССР, 1958.-147 с.
- Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946. -704 с.
- Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
- Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психол. журнал. Т. 3. 1987. № 1.-С. 113−126.
- Русалов В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития. В кн. Труды института психологии РАН. Т.1. -М., 1995.
- Садовский В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
- Садовский В.Н., Юдин Э. Г. Исследования по общей теории систем. Предисловие. М.: Прогресс, 1969. — С. 3.
- Селиванова Р.Г. Измерение и оценка эмпатийности как личностного образования // Проблема оценивания в психологии. М., 1984. — С. 10−14.
- Селье Г. Стресс без дистресса / Общ. ред. Е. М. Крепе. М.: Прогресс, 1982.-125 с.
- Сидоренко Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социал. психол. центр, 1996. 349 с.
- Сиерральта Зуньига Хорхе Бернардо Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (коппинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект). Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2000. — С. 32−43.
- Смирнова Н.Л. Имплицитные концепции интеллекта: представления об умном человеке в обыденном сознании. Дис. .канд. психол. наук.**- М., 1995.
- Смирнова Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки) // Психол. ж., т. 15. 1994. № 6. — С. 61−68.
- Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: Инфра-М, 1999. 687 с.
- Сосновский Б.А. Лабораторный практикум по общей психологии / Под ред. В. М. Гамезо. -М.: изд-во МГУ, 1979. 156 с.
- Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 12−24.
- Суворова В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
- Теплов Б.М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -329с.
- Теплов Б.М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 205 с.
- Тихомиров O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: изд-во МГУ, 1969. -304 с.
- Тихомиров O.K. Теория психологических систем // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. № 2. — С. 3−13.
- Тренькаева H.A., Богомаз С. А. Типологические особенности влияния степени развития интеллекта школьников на уровень их тревожности // Сибирский психол. журнал. Вып. 13. Томск, 2000. — С. 20−21.
- Трусов В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
- Трусов В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии. В кн. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-С. 139−157.
- Уемов А.И. Системы и системные исследования. М.: Мысль, 1970. -С.65.
- Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — С.250−263.
- Фрейд 3. Страх. М., 1927. — 148 с.
- Фромм Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1992. — 159 с.
- Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
- Ханин Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-209 с.
- Хекхаузен X. Мотивация и деятельность / Перевод с нем., под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Педагогика, 1986. — С.244−250.
- Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва-Томск: Рос. акад. наук. Институт психологии., 1997. 391 с.
- Хорни К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ., общ. ред. Г. Бурменской. М.: Прогресс, 1993. — С. 33−47.
- Хорни К. Собрание сочинений в 3-х т. М.: Смысл, 1997.
- Чамата П Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн. Психологическая наука в СССР. Т. 2., М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. -650 с.
- Чеснокова О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В сб. Познание. Общество. Развитие. / Сост. и ред. Д. В. Ушаков. М.: РАН Институт психологии, 1996. — С. 54−75.
- Шихирев П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979, — 229 с.
- Шкуратова И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: изд-во Рост. пед. ун-та, 1994. — 154 с.
- Шошин П.Б. Метод экспертных оценок. М.: изд-во МГУ, 1987. — 78 с.
- Штернберг Р. Дж. Интеллект, приносящий успех. Перевод с англ. С. И. Ананин. Минск, 2000. — 368 с.
- Эшби У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М.: изд-во иностр. л-ры, 1962. С. 36.
- Южанинова А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. — С. 6367.
- Яничева Т.Г. Восприятие и оценивание ситуации межличностного взаимодействия. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1991.
- Ярошевский М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Academia, 1996. -410с.
- Ярушкин H.H. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности. Дис.. доктора психол. наук. — СПб., 1998.
- Ясперс К. Смысл и назначение истории / Перевод с нем. М. И. Левина. Вступ. ст. П. П. Гайденко. М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
- Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.Y., 1937. — p. 313−516.
- Azuma H., Kashiwagi K. Descriptors for an intelligent person: A Japanese study // Japanese Psychological Research. 1987. № 29. — p. 17−26.
- Berry J.W. Toward a universal psychology of congnitiv competence // Inter. J. of Psychol. 1984, v. 19.-p. 335−361.
- Brand C.R., Egan V., Deary I.Y. General intelligence and personality: No relation? // In Dk. Detterman (Ed). Current topics in human intelligence. N.Y., 1991.
- Brody E.B., Brody N. Intelligence: nature, determinants and consequences. -L., 1976.
- Bruner J.S. Shapiro D., Tagiuri R. The meaning of traits in isolation and combinatin // Personal perception and interpersonal behavior. Stanford, 1959.
- Buss A. Self-consciousness and social anxiety. San Francisco: W.H.Freeman, 1980.
- Cantor N., and Kihlstrom J.F. Personality and social intelligence. Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1987. — p. 71−90, 234, 235.
- Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston, 1971.
- Cattell R.B. Intelligence: Its structure growth and action. Amstrdam. The Netherlands: North-Holland, 1987.
- Cronbach L.J. Essentials of psychological testing (3-rd ed). N.Y., 1970.
- Dasen P.R., Dembele B., Ettien K., Kabran K., Kamagate D., Koffi K.A., N’quessan A. N’glouele, L’intlligance chez les Baoule // Archives de Psychologie, 1985. 53.-p. 293−324.
- Dollard J., Miller N.E. Personality and Psychotherapy. N. Y.: The Ronald Press Company, 1950.
- Eysenk H.J. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skills. 1971. № 32. — p. 637−638.
- Eysenk H.J., Eysenck M.W. Personality and individuals difference. A natural science approach. N.Y.-London: Plenum Press, 1985.
- Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifialibity. In: Presseisen B.Z. (Ed.). Learning and thinking styles: Classroom interaction. Washington, D.C.: Nat. Educat. Association, 1990. p. 68−134.
- Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and costruction of hierarchies of skills. Psychological Review. V. 87 (6), 1980. p. 477−531.
- Guilford J. Personality. -N.Y.: Norton, 1959.-470 p.
- Handbook of studies on anxiety / Eds: G. Burrows and Davies, Elsevier North-Holland Biomedical Press, Amsterdam-New York-Oxford, 1980. p.21−36 (Айзенк X. Психологические теории тревожности).
- Heider F. The Psychology of Interpersonal Relation. N.Y., 1958. — 283 p.
- Jones E.E., Davis K.E. From Acts to Disposition. In: Advances in Experimental Social Psychology. -N.Y., 1965, v. 2. — p. 219−260.
- Kelley H.H. Attribution Theory in Social Psychology. In: Nebraska Symposium on Motivation. — Lincoln, 1967. — p. 120−168.
- Leary M. A self-presentational model for treatment of social anxieties // Social processesin clinical and counseling psychology / Eds. J. Maddux et al. N.Y., 1987. -p. 126−138.
- Leary M. Understanding social anxiety: social personality and clinical perspectives. Beverly Hills, CA: Sage publications, 1983.
- Leary M., Atherton S. Self-efficacy, social anxiety and inhibition in social encounters // Journal of Social and Clinical Psychology. 1986. V. 4. -p. 258−267.
- Maddux J. et al. Cognitive components of social anxiety: An investigation of the integration of self-presentation theory and self-efficacy theory // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988, v. 6. — p. 180−190.
- May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1950.
- May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1979 (перевод В.М.Астапова).
- Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence, 1993, 17.-p. 433−442.
- Morris L.W. et al. Cognitive and emotional components of anxiety: Literature
- Mowrer O.H. Learning Theory and Behaviour. -N.Y.:John Wiley, 1960.
- Mugny G., Carugati F. Social representations of intelligence. Cambrige, 1989.
- Mussen P.H. et Conger J.J. Child development and personality. N.Y., 1985.
- Personality Psychology in Europe. V. 4. Tibbury University Press, 1993.
- Raty H., Snellman L. Does gender make any difference? Common-sense conceptions of intelligence // Social behavior and personality. 1992. V.20 (1). — p. 23−34.
- Raven J.C. Guide to the Progressive Matrices. London: Lewis, 1960.
- Raven J.C. Raven’s progressive matrices tests: Their origin and contribution to society. Психодиагностика в социалистических странах. Психодиагностический бюллетень. Братислава, 1985. — с. 27−31.
- Review and revised worry-emonationalyty scale. // J. of Educat. Psychology. V. 73 (4), 1981.-p. 541−555.
- Reykowski J. Psychol. Wgch., 1976.
- Robinson D.L. How personality relates to intelligence test performance: Implications for a theory of intelligence, ageing research and personality assessment // Personality and Individual Differences. 1985. № 6. — p. 203−216.
- Ross L.D. The Intuitive Psychologist and his Shortcomings: Distortion in the Attribution Process. In: Advances in Experimental Social Psychology. — N.Y., 1977, v. 10.-p. 171−220.
- Rycroft Ch. Anxiety and Neurosis. Allen Lane, the Penguin Press. — London, 1968. — p. 1−54 (перевод B.M. Астапова).
- Saklofski D.H., Kostura D.D. Extraversion-introversion and intelligence // Personality and Individual Differences. 1990. № 11.- p.547−551.
- Sarason I.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. V.l. N.Y., 1972.
- Sarason S.B. et al. Anxiety in Elementary School Children. N.Y., 1960.
- Schlenker B., Leary M. Social anxiety and self-presentation: A conceptualization and model // Psychological Bulletin. 1982. V. 92. — p. 641−669.
- Semin G.R. Everyday Assumptions, Language and Personality. In Gun R. Semin and K.J.Gergen. Everyday understanding: social and Scientific Implications. -London: Sage Publications., 1990.
- Semin G.R. On the relationships between representations of theories in psychology and ordinary language // Current Issues in European Soc. Psychol. / Eds. W. Doise, S.Moscovici. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.
- Spearman C. The abilities of man. N. Y.: MacMillan, 1927.
- Spence K.W. Anxiety (drive) levd and performance in egelid conditioning // Psych. Bull. V. 61,1964.
- Staats A.W. Personality theory, Abnormal Psychology and Psychological Measurement. A Psychological Behaviorism. Behavior Modification, 17, 1993 p. 842.
- Sternberg R. Implicit theories of intelligence // Journ. of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. — p. 607−627.
- Sternberg R. The triarchic mind. N.Y.:Viking, 1988.
- Sternberg R. J Human intelligence: The model is the message. Science? V. 230, 1985.-p. 1111−1118.
- Sternberg R.J., Conway B.E., Kerton J.L., Bernstein M. Peopl’s conceptions of intelligence // J. of Personality and Soc. Psychology. V. 41, 1981. p. 37−55.
- Sullivan H.S. The Collected Work. V. 1, 2. -N.Y., 1953.
- Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // J. Abnormal and Soc. Psychol., 1953.
- Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine, 1920. — p. 227 235.
- Thorndike R.L. Factor analysis of social and abstract intelligence // Journal of Educational Psychology. 1936. № 27. — p. 231−233.
- Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y., 1965.