Помощь в учёбе, очень быстро...
Работаем вместе до победы

Взаимосвязь уровня социального интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий

ДиссертацияПомощь в написанииУзнать стоимостьмоей работы

Имеющиеся в отечественной психологии работы рассматривают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А.Аминов, Ю. Н. Емельянов, М. В. Молоканов, А. Л. Южанинова и др.). Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает… Читать ещё >

Содержание

  • Глава 1. Социальный интеллект как инструмент межличностного познания
    • 1. 1. Системные представления в качестве теоретической базы изучения психологии человека
    • 1. 2. Развитие представлений о природе интеллекта
    • 1. 3. Социальный интеллект как психологический феномен
  • Глава 2. Социальный интеллект и тревожность как системные качества человека
    • 2. 1. Социальный интеллект в структуре личности
    • 2. 2. Проблема тревожности в работах отечественных и зарубежных авторов
    • 2. 3. Пилотажное исследование взаимосвязи социального интеллекта и тревожности
  • Глава 3. Проявления взаимосвязи социального интеллекта и тревожности в условиях разной профессиональной деятельности
    • 3. 1. Организация исследования и характеристика выборки
    • 3. 2. Особенности проявления социального интеллекта и тревожности у представителей разнотипных профессий

Взаимосвязь уровня социального интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий (реферат, курсовая, диплом, контрольная)

Актуальность исследования. Усложнение общественной жизни, убыстряющаяся динамика социальных процессов, ломка сложившихся социальных установок, сопровождающая социальные катаклизмы, предъявляют особые требования к способности человека понимать происходящее и соответствующим образом интерпретировать как происходящие социальные изменения, так и собственное поведение и поведение других людей. Все это предполагает увеличение компетентности человека при познании социального мира, чего невозможно достичь без развития «грамматики коммуникаций» (Г.М.Андреева, 1999).

В широком смысле «социальный интеллект» и используется для констатации наличия таких способностей у людей, а так же различия людей по уровню развития этих способностей. Проблема социального интеллекта привлекала ученых давно, но тем не менее однозначных решений она пока не получила. В развитие понятия внесли свой вклад такие зарубежные психологи, как Э. Торндайк, Г. Олпорт, Г. Айзенк, Х. Гарднер, Дж. Гилфорд, Р. Стернберг, Р. Селман, Н. Кэнтор и Дж.Кильстром. Среди отечественных ученых следует выделить — Н. А. Аминова, Ю. Н. Емельянова, М. Л. Кубышкину, Н. А. Кудрявцеву, В. Н. Куницыну, Е. С. Михайлову, М. В. Молоканова, Л. И. Уманского, А. Л. Южанинову и др.

Имеющиеся в отечественной психологии работы рассматривают проблему социального интеллекта преимущественно в аспекте коммуникативной компетентности (Н.А.Аминов, Ю. Н. Емельянов, М. В. Молоканов, А. Л. Южанинова и др.). Учитывая, что социальный интеллект является характеристикой человека, проявляющейся во всех сферах его жизнедеятельности, необходимо отметить, что особое значение он обретает в таких видах профессиональной деятельности, где индивид действует вместе с другими или по отношению к другим. Сегодня развитие науки проявило еще один, ранее не очень заметный аспект социального интеллекта — его влияние на выбор человеком жизненных сфер самореализации и успешность человека в профессиональных видах деятельности, которая во многом зависит от эффективности социального взаимодействия, непосредственно связанной с уровнем развития социального интеллекта.

С другой стороны, невозможность успешной самореализации может стать основанием для развития различных негативных проявлений, к числу которых можно отнести и тревожность личности. Известно, что тревожность блокирует личностную активность, мешает правильно воспринимать и оценивать межличностные отношения (Р.Мэй, С. Кьеркегор, Ч. Спилбергер, З. Фрейд, К. Хорни, О. Х. Маурер, Дж. Тейлор, Г. Селье, Г. С. Салливен, Ф. Б. Березин, А, А, Бодалев, А. И. Захаров, Н. Д. Левитов, A.M.Прихожан, Ю. Л. Ханин и др.). Однако исследований, которые были бы непосредственно ориентированы на установление взаимосвязи между социальным интеллектом людей, выбравших виды труда, требующие для его эффективного выполнения большее или меньшее развитие социального интеллекта, и уровнем тревожности у этих людей, пока не проводилось.

В связи с этим цель нашего исследования предполагала выявление и анализ взаимосвязи социального интеллекта и тревожности у представителей разнотипных профессий.

Для достижения поставленной цели решались следующие задачи:

1. В процессе теоретического анализа провести сопоставление взглядов на проблему социального интеллекта и выявить возможности понимания этого феномена как системного свойства человека.

2. Разработать методический инструментарий, позволяющий адекватное решение проблемы выявления взаимосвязи социального интеллекта и тревожности у представителей разнотипных профессий (сферы «человек-человек» и «человек-знаковая система»).

3. В процессе пилотажного исследования удостовериться в наличии указанных закономерностей и адекватности использованных методик цели и гипотезе исследования, заявленным в работе.

4. В психологическом исследовании выявить влияние социального интеллекта и тревожности на успешность профессиональной деятельности у представителей профессии типа «человек-человек», «человек-знаковая система».

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что социальный интеллект можно представить как профессионально значимое системное качество людей, самореализация которых осуществляется в профессиональном труде в системе «человек-человек». Предполагается, что тревожность (как состояние) у людей, выбравших указанную сферу профессиональной деятельности, будет тем более выражена, чем ниже уровень социального интеллекта. У людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знаковая система», возможна другая зависимость между социальным интеллектом и тревожностью.

Объектом исследования является уровень социальный интеллект у представителей разнотипных профессий. | Предметом исследования выступает взаимосвязь уровня социального ч интеллекта с показателями тревожности у представителей разнотипных профессий.

В качестве методологической основы исследования выступили труды Дж. Гилфорда, Н. Кэнтор, Дж. Кильстром, Р. Стернберга, Ю. Н. Емельянова, В. Н. Куницыной — разработчиков проблемы социального интеллекта, учение о психологических системах в рамках культурно-исторической психологии (Л.С.Выготский), системно-структурный анализ К. К. Платонова, методологические основания теории самореализации личности К. Роджерс, теория психологических систем (В.Е.Клочко).

Для решения поставленных задач использовались следующие методы:

1. Психодиагностические: методика исследования социального интеллекта Дж. Гилфорда и М. Салливена, адаптированная Е. С. Михайловойшкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера — Ханинаметодика, разработанная нами и направленная на измерение тревожности, связанной с деятельностью, с взаимоотношениями и с самооценкой личностиэкспертная оценка, позволяющая определить успешность или неуспешность деятельности в разных профессиональных областях.

2. Статистические методы, включающие количественную обработку данных. Среди них: корреляционный анализ (параметрическая корреляция по Пирсону) и многофункциональный статистический критерий — угловое преобразование Фишера, а также приемы качественного анализа.

Проведенное исследование включало три этапа:

1. Анализ литературы по теме исследования, работа над понятийным аппаратом, уточнение методологической основы, формулирование гипотезы, выбор методов исследования (1998;1999).

2. Подбор методик, соответствующих цели и задачам, отбор испытуемых в группу для исследования, реализация исследовательской программы (19 992 001).

3. Количественный и качественный анализ и систематизация психодиагностических данных, оформление материалов исследования (20 012 002).

Описание выборки. Выборку основного исследования составили педагоги, менеджеры и инженеры-программисты в количестве 129 человек.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что наряду с традиционным пониманием социального интеллекта в качестве преимущественно социально-психологической категории, выделен ее общепсихологический аспект — как системной характеристики человека, обусловливающей процессы жизненного самоопределения и предпочтения в выборе сфер профессиональной деятельности и ее успешности.

Научная новизна исследования состоит в выявлении связи между социальным интеллектом и тревожностью, в выделении различных видов тревожности, разработке опросника, позволяющего дифференцировать тревожность, обусловленную отношениями межличностных взаимодействий и тревожность, связанную с самооценкой личности и с процессом деятельности.

Практическая значимость работы состоит в том, что на основе выявленной взаимосвязи между социальным интеллектом и тревожностью, можно строить психокоррекционную работу, направленную на развитие социального интеллекта и соответственно снижение тревожности, полученные данные могут быть использованы в тренинговой работе, в профориентационной работе и при решении проблем управления персоналом и расстановке кадров.

Достоверность и обоснованность научных результатов* и выводов исследования обеспечиваются сочетанием теоретических и эмпирических методов исследования, использованием математической обработки полученных данных, репрезентативностью выборки.

Апробация работы. Основные теоретические и практические, положения диссертационной работы докладывались и обсуждались на межрегиональной научно-практической конференции «Гуманистическая и социально-психологическая поддержка личности» (Чита, 2000), на научной сессии социально-психологического факультета Забайкальского государственного педагогического университета им. Н. Г. Чернышевского «Психологическая наука — практике» (Чита, 2000), на региональной конференции «Психологическое здоровье участников образовательного процесса» (Барнаул, 2001), на региональной научно-практической конференции психологов образования «Психологическое сопровождение «становления личности в образовательном процессе» (Барнаул, 2002), на второй межрегиональной школе молодых ученых-психологов (Бийск, 2002), а также на заседаниях кафедры практической психологии социально-психологического факультета ЗабГПУ в период с 1998 по 2001 гг.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Социальный интеллект представляет собой не просто способность к эффективным межличностным взаимодействиям, пониманию других и самого себя как субъекта деятельности в социальной среде, но и особое системное качество человека, влияющего на процессы жизненного самоопределения и самореализации и характеризующее степень открытости человека в социум.

2. У людей, выбравших сферу «человек-человек» как исходную базу для своей личностной самореализации, уровень тревожности (как состояния), как правило, тем выше, чем ниже уровень социального интеллекта.

3. Включение в систему управления (обучения) авторитарного типа не требует от человека социального интеллекта высокого уровня, но этот показатель становится особо значимым в демократических системах управления (личностно-ориентированных моделях обучения и воспитания).

Заключение

.

В ходе теоретического и психологического исследования мы пришли к следующим выводам:

1. Проведенный нами анализ представлений о социальном интеллекте позволил нам считать, что социальный интеллект представляет собой системно детерминированное качество, и, обладая целостностью, может выступать как познаваемый феномен, взаимосвязанный с другими системными качествами человека как самоорганизующейся психологической системы. Социальный интеллект можно рассматривать как способность понимать себя и окружающих людей, умение анализировать социальные ситуации взаимодействия с целью разрешения конкретных проблем, возникающих в межличностных отношениях.

2. Анализ современных представлений, посвященных проблеме тревожности, привел к необходимости выделения различных видов тревожности. Опираясь на эти представления, мы выделяем: тревожность, связанную с деятельностью, когда результаты деятельности расходятся с ожиданиями человека, когда работа не приносит удовольствиятревожность, связанную с взаимоотношениями, порождаемую неудовлетворительными отношениями в межличностной сферетревожность, связанную с самооценкой, проявляющуюся в случае, когда фрустирована потребность в устойчивой самооценке, в сохранении собственной ценности. Отсутствие исследовательского инструментария для изучения этих разновидностей тревожности дало основания для разработки опросника, который прошел проверку на надежность и валидность.

3. В ходе пилотажного исследования была установлена отрицательная корреляционная? связь между социальным интеллектом и ситуативной тревожностью, а также тревожностью, связанной с деятельностью и тревожностью, связанной с самооценкой.

4. Полученные нами данные об изучаемых характеристиках в разных профессиональных группах свидетельствуют о том, что наиболее высокие показатели социального интеллекта чаще встречаются у людей, занятых профессиональным трудом в системе «человек-знак», в то время как у представителей профессии «человек-человек» (педагогов и менеджеров) преобладают низкие значения социального интеллекта. Кроме того, у педагогов в силу различных факторов отмечаются наиболее высокие показатели по всем видам тревожности, при чем низкий уровень тревожности, связанной с деятельностью, с взаимоотношениями и с самооценкой, не обнаружен ни у одного педагога.

5. Существуют различия в уровне развития социального интеллекта и тревожности в группах успешных и неуспешных в профессиональной деятельности представителей разнотипных профессий. Эти различия касаются следующего: в группе неуспешных в своей деятельности педагогов, по сравнению с успешными, оказалось большее количество испытуемых с социальным интеллектом ниже среднего. Среди успешных в профессиональной деятельности педагогов-инноваторов уровень социального интеллекта средний или выше среднего и невысокие показатели тревожности.

У менеджеров, которых оценили как неуспешных, был выявлен более высокий уровень ситуативной тревожности и тревожности, связанной с деятельностью.

В группу успешных в профессиональной деятельности инженеров, эксперты отнесли тех, у кого более выражена тревожность, связанная с деятельностью, и больший процент составляют испытуемые с низкими показателями тревожности как черты личности, по сравнению с группой неуспешных инженеров, у которых более выраженной оказалась тревожность, связанная с самооценкой.

6. Выявленная взаимосвязь позволяет нам говорить о том, что, содействуя становлению социального интеллекта, мы сможем снижать тревогу, а, с другой стороны, купируя проявления тревожности, мы тем самым, будем способствовать более успешной самореализации человека через развитие социального интеллекта.

Показать весь текст

Список литературы

  1. Абульханова-Славская К. А. Социальное мышление личности: проблемы и стратегии исследования 1. Психол. ж. Т. 15. — 1994. № 4. — С. 39−55.
  2. Г. Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. № 1.-С. 111−120.
  3. М.К. Интеллект как динамический компонент в структуре способностей. Дис.. доктора психол. наук. — М., 1999. — С. 34−65.
  4. М.К., Козлова В. Т., Ференс H.A. Теоретические подходы к диагностике практического мышления // Вопросы психологии. 1999. № 1. — С. 21−31.
  5. Ю.А. Пограничные нервно-психические расстройства. М.: Медицина, 1993. — 272 с.
  6. H.A., Молоканов М. В. Социально-психологические предпосылки специальных способностей школьных психологов // Вопросы психологии. 1992. № 1−2. — С. 74−83.
  7. .Г. Избранные психологические труды / Под ред. А. А. Бодалева и др. В 2-х т. Т. 2 М.: Педагогика, 1980. — 287 с.
  8. .Г. К постановке проблемы развития детского самосознания. Известия АПН РСФСР. Вып. 18., М-Л, 1948. 5 с.
  9. .Г. О проблемах современного чел’овекознания. СПб.: Питер, 2001, — 272 с.
  10. А. Психологическое тестирование. Книга 1, 2. М.: Педагогика, 1982.-688 с.
  11. И.Андреева Г. М. Процессы каузальной атрибуции в межличностном восприятии //Вопросы психологии. 1979. № 6. -С. 26−38. 12. Анохин П. К. Биология и нейрофизиология условного рефлекса. — М.: Медицина, 1968. — 547 с.
  12. П.К. Теория функциональной системы. Успехи физиологических наук. Т. 1. — 1970. № 1. — С. 26−27.
  13. П.К. Философские аспекты теории функциональной системы. Избранные труды. М.: Наука, 1978. — 400 с.
  14. В.Ф. Интеллект и социум. Введение в социологию интеллекта. -Нижний Новгород: изд-во Нижегор. Ун-та, 1997. 436 с.
  15. Аристотель. Метафизика // Сочинения в 4-х т. М.: Мысль, 1975. — т. 1, С. 148−149, 174−175.
  16. В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги. В кн. Прикладная психология. № 1. СПб., 1999. — С. 41−47.
  17. Ю.Д., Васильев И. А., Войскунский А. Е., Тихомиров O.K. Эмоции и проблемы классификации видов мышления // Вестник МГУ. Серия 14.- 1999. № 2, 3-С. 91−96- С. 42−55.
  18. В.А. Принцип системности в психологической концепции Б.Ф.Ломова // Психол. журнал. Том 18.- 1997. № 1. С. 3−9.
  19. Н.В., Стафурина H.A. К вопросу о профессиональных способностях психолога // Современные психолого-педагогические проблемы высшей школы. Вып. 5. Л., 1985.
  20. Ф.Б. Психическая и психофизиологическая адаптация человека. -Л.: Наука, 1988.-269 с.
  21. Л. Общая теория системы: Крит, обзор. В кн.: Исследования по общей теории систем. Ежегодник. — М., 1969. — С. 29.
  22. Л. фон. История и статус общей теории систем // Системные исследования. Ежегодник. М., 1973. — С. 20−36.
  23. Г. А. Психодиагностика умственного развития учащихся. -Новосибирск, 1990. 47 с.
  24. С.А. Психологические типы К. Юнга, психофизиологические типы и интертипные отношения. Томск, 2000. — 71 с.
  25. ДБ. Интеллектуальная активность как проблематворчества / Отв. ред. Б. М. Кедров. Ростов-на-Дону: изд-во Рост, ун-та, 1983. 173 с.
  26. A.A. Восприятие и понимание человека человеком. Автореферат дис.. докт. пед. наук. — М., 1965. — 34 с.
  27. A.A. Личность и общение. Избр. труды. М.: Педагогика, 1983. -271 с.
  28. Л.И. Избранные психологические труды: Проблема формирования личности. М.: Междунар. пед. акад., 1995. — 209 с.
  29. Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968. — 464 с.
  30. Л.Ф., Морозов С. М. Словарь-справочник по психодиагностике. -СПб.: Питер, 1999.- 519 с.
  31. Л.А., Холмовская В. В., Венгер Н. Б. и др. Диагностика умственного развития дошкольников. М.: Педагогика, 1978. — 248 с.
  32. М. О гештальттеории // Хрестоматия по истории психологии. -М., 1980.-С. 84−97.
  33. Л.С. Мышление и речь // Собрание сочинений. Т. 2. М&bdquo-: Педагогика, 1982. — С. 5−361.
  34. Л.С. Проблема развития психики // Собрание сочинений. Т. 3. -М.: Педагогика, 1983. 367 с.
  35. Л.С. Психология. М.: Апрель-Пресс: Эксмо-Пресс, 2000. -1007 с.
  36. H.A. Интеллект как регулятор проявления личности в групповом взаимодействии. Дис.. канд. психол. наук.-М., 1999.-С. 1−134.
  37. Г. П. Социальный интеллект студентов-менеджеров и его развитие в условиях формирующего эксперимента. Автореферат дис.. канд. психол. наук. — Иркутск, 2001. — 21 с.
  38. Дж. Структурная модель интеллекта // Психология мышления. -ML, 1965.
  39. В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике: Учеб. пособие для вузов. Изд. 4. М.: Высшая школа, 1998.-400 с.
  40. В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика. Изд. 6. -М.: Высшая школа, 1998. 480 с.
  41. П. Система природы, или О законах мира физического и мира духовного // Избранные произведения. В 2-х т. М.: Соцэкгиз, 1963. — т. 1, С. 670−672.
  42. Н.М. Взаимосвязь тревожности ожиданий, психодинамической тревожности и социометрического статуса у старших дошкольников // Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Вып. 2. Пермь, 1978.
  43. О.В. Страх перед компьютерами: природа, профилактика, преодоление // Вопросы психологии. 1993. № 1. — С. 68−78.
  44. В.Н. Психодиагностика общих способностей. М.: Академия, 1996.-216 с.
  45. В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер, 1999. -356 с.
  46. В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2. СПб.: Питер, 2000. — 228 с.
  47. А.К. Зависимость между интересом и тревожностью в учебно2й деятельности младших школьников // Вопросы психологии. 1982. № 3.
  48. М.С. Психология индивидуальных различий / Ин-т «Открытое общество». М.: Планета детей, 1997. — С. 76−91, 327 с.
  49. C.B. Эмоциональный компонент социально-перцептивного образа // Ананьевские чтения (тезисы докладов). СПб., 1998. — С. 34−35.
  50. Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. Л.: изд-во Ленингр. ун-та, 1985. — 167 с.
  51. М.С. Взаимосвязи некоторых характеристик активированное&trade-, интеллекта и личности в структуре индивидуальности. Проблемы интегрального исследования индивидуальности. Пермь, 1978. -134 с.
  52. А.И. Как преодолеть страхи у детей. М.: Педагогика, 1986. -111с.
  53. Л.Н., Сергиюк П. И., Кузьминова М. П. Тревога, эмоциональная напряженность и стресс в профессиональной деятельности учителя // Психология человека в условиях социальной нестабильности. М., 1994.
  54. В.П. Аффект и интеллект в образовании. М.: Тривола, 1995. -63с.
  55. К. Психология эмоций. СПб.: Питер, 2000. — С. 292−325, 460 с.
  56. Н.В. Тревожность как фактор учения в дошкольном возрасте // Психологические исследования. Тбилиси, 1966. — 81 с.
  57. З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. М.: Педагогика, 1981.-200 с.
  58. В., Коффка К. Гештальт-психология. М.: изд-во Моск. ун-та, 1998.-688 с.
  59. А. Знак эмоциональности и особенности интеллекта // Психол. ж. Т.13. 1982. № 2. — С. 120−126.
  60. В.Р. Зависимость между социометрическим статусом и симптомом тревожности ожиданий в социальном общении (в возрастном плане). Дис. .канд. психол. наук. — М.-1972.
  61. Е.А. Психология профессионального самоопределения. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — 509 с.
  62. В.Е. Инициация мыслительной деятельности. Авторефера дис. докт. психол. наук. — М., 1991. -46 с.
  63. В.Е. Предмет науки и психосинергетика. В сборнике: Психологическое исследование: методология, теория, методы. Барнаул-Бийск, 2000.-С. 3−7.
  64. В.Е. Становление многомерного мира человека как сущность онтогенеза // Сибирский психол. журнал. Томск. 1998. № 8−9. — С. 7−15.
  65. Е.В. Психологические аспекты социальной компетентности. Дис.. канд. психол, наук. — СПб., 1995. — С. 34−49.
  66. О. Шкала классического социально-ситуационного страха, волнения. М., 1973. — 18 с.
  67. О. Дух позитивной философии. СПб., 1910. — 187 с.
  68. П.И. Нервная система и стресс. М., 1970. — 163 с.
  69. О.М. Использование метода реконструкции профессионального образа мира при исследовании педагогического мышления. В сборнике: Психологическое исследование: методология, теория, методы. -Барнаул-Бийск, 2000. С. 16−21.
  70. О.М. Психологические механизмы возникновения и регуляции мышления в реальной жизнедеятельности. Автореферат дис.докт. психол. наук. — М., 1996. — 47 с.
  71. О.М., Морозова В. Е. Педагогическое мышление как проявление профессиональной компетентности. Барнаул: БГПУ, 2000. -70с.
  72. М.Л. Мотив социального успеха // Теоретические и прикладные вопросы психологии (параметры личности). Выпуск 2. Ч. 2. СПб., 1996.-С. 39−45.
  73. М.Л. Психологические особенности мотивации социального успеха. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1997.
  74. H.A. Единство интеллекта. Научный отчет (Грант РФФИ 1993−1994).-СПб., 1995.
  75. В.П. Исторические предпосылки и гносеологические основания системного подхода (окончание) // Психол. журнал. Т. 3. 1982. № 4. — С.3−5.
  76. В.П. Принцип системности в теории и методологии К.Маркса. -М.: Политиздат, 1980. 312 с.
  77. В.Н. Социальная компетентность и социальный интеллект: структура, функции, взаимоотношение / / Теоретические и прикладные вопросы психологии. Вып. 1, ч. 1. СПб., 1995. — С. 48−61.
  78. В.Н., Казаринова Н. В., Погольша В. М. Межличностное общение. Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2001. — 544 с.
  79. С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. — С. 143−161.
  80. Н.Д. Психическое состояние беспокойства, тревоги // Вопросы психологии. 1969. № 1. — С. 131−137.
  81. А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1975.-304 с.
  82. .Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. -М.: Наука, 1984.-444 с.
  83. .Ф. О системном подходе в психологии // Вопросы психологии. -1975. № 2.-С. 37.
  84. .Ф. Системный подход и проблема детерминизма в психологии // Психол. журнал. Т. 10. 1989. № 4. — С. 19−21.
  85. .Ф. Соотношение социального и биологического как методологическая проблема психологии // Вопросы философии. 1976. № 4. -С. 89.
  86. A.A. Некоторые исследования по социальной перцепции в материалах XXII Международного психологического конгресса // Вопросы психологии межличностного познания и общения. Сб. научн. трудов / Отв. ред. О. Г. Кукосян. Краснодар, 1985. — С. 115−123.
  87. Лук А. Н. Эмоции и личность. М.: Знание, 1982. — 175 с.
  88. А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. Экспериментально-психологическое исследование. М.: изд-во МГУ, 1974. -172 с.
  89. B.C. Психологическое исследование объективности оценок и самооценок у студентов. Дис.. канд. психол. наук. — Л., 1977.
  90. М., Модиано Н. О культуре общества и понимании эквивалентности // Исследования развития познавательной деятельности. М., 1971.
  91. В.М., Ямпольский Л. Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей института повышения квалификации преподавателей педагогических дисциплин университетов и пед. институтов. М.: Просвещение, 1985. — 319 с.
  92. B.C. Проблемы экспериментальной психологии личности / Сб. статей. Вып. 6., Пермь: Пермский пед. ин-т, 1970. 296 с.
  93. Мир философии // Часть 1. Исходные философские проблемы, понятия и принципы / Сост. П. С. Гуревич, В. И. Столяров. М.: Политиздат, 1991. — С. 282 302.
  94. Михайлова (Алешина) Е. С. Методика исследования социального интеллекта. Адаптация теста Дж. Гилфорда и М.Салливена. Руководство по использованию. СПб., 1996. — 53 с.
  95. Л.И. Теория и методика воспитания оценочных способностей у старшеклассников. Автореферат дис.. докт. пед. наук. — М., 1990.-38 с.
  96. И.А. Диагностика уровня тревожности по характеристикам восприятия времени. Дис.. канд. психол. наук. — М., 1993.
  97. И.И. Психическая напряженность. М.: изд-во МГУ, 1976. -112с
  98. В.Д. Основные свойства нервной системы человека. М.: Просвещение, 1966. — 383 с.
  99. М.С. Изучение мотивации поведения детей и подростков. М.: Педагогика, 1972. -294 с.
  100. E.B. Проблемы психодиагностики обучения и развития школьников. М., 1985. — 118 с.
  101. Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Стандартные требования к психологическим тестам / Сост. А. А. Рукавишников, М. В. Соколов, А. П. Чернявская, И. Г. Сенин. -Ярославль, 1991. -32 с.
  102. H.H. О трехкомпонентной структуре межличностного взаимодействия. В кн. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981. — С. 80−81.
  103. А.Б. Перспективы гуманизации обучения // Вопросы психологии. -1988. № 6.-С. 142−146.
  104. И.П. Полное собрание сочинений. -М: Акад. наук СССР, 1951.
  105. Ф.С. и др. Внутри и вне помойного ведра. Практикум по гештальттерапии. СПб.: Петербург-XXl в., 1995. — 447 с.
  106. Ф.С. Гештальттерапия дословно // Московский психотерапевтический журнал. 1994. № 3.
  107. A.B., Ярошевский М. Г. История и теория психологии. В 2-х т. Ростов-на-Дону: Феникс, 1996. — т. 1, С. 311−366.
  108. . Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология // Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1969. -659 с.
  109. Пиз А. Язык жестов. Воронеж: НПО «Модэк», 1992. — 218 с.
  110. К.К. Краткий словарь системы психологических понятий. М.: Высшая школа, 1981. — 175 с.
  111. К.К. Система психологии и теория отражения. М.: Наука, 1982.-С. 29−55.
  112. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии. / Под ред. А. А. Крылова, С. А. Маничева. СПб.: Питер, 2000. — 559 с.
  113. A.M. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Москва-Воронеж, 2000. — 303 с.
  114. Психология менеджмента / Под ред. Г. С. Никифорова. СПб.: Питер, 1997.-272 с.
  115. Равич-Щербо И.В., Марютина Т. М., Григоренко E. J1. Психогенетика. Учебник для вузов / Под ред. И.В.Равич-Щербо. М.: Аспект-пресс, 1999. -447с.
  116. Развитие личности ребенка / П. Х. Массен и др. М.: Прогресс, 1987. -271с.
  117. Ф. Психология подросткого и юношеского возраста. СПб.: Питер, 2000.-616 с.
  118. Я. Экспериментальная психология эмоций / Перевод с пол. В. К. Вилюнаса. Общ. ред. О. В. Овчинниковой. М.: Прогресс, 1979. — 392 с.
  119. К. Взгляд на психотерапию: Становление человека. М.: Прогресс, 1994.-480 с.
  120. Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. Уроки социальной психологии. -М.: Аспект-Пресс, 1999. С. 272−275.
  121. С.Л. Бытие и сознание. М.: Акад. наук СССР, 1957. -328 с.
  122. С.Л. О мышлении и путях его исследования. М.: Акад. наук СССР, 1958.-147 с.
  123. С.Л. Основы общей психологии. М.: Педагогика, 1946. -704 с.
  124. С.Л. Проблемы общей психологии. М.: Педагогика, 1973.
  125. В.М. Новый вариант адаптации личностного теста EPI // Психол. журнал. Т. 3. 1987. № 1.-С. 113−126.
  126. В.М., Дудин С. И. Темперамент и интеллект: общие и специальные факторы развития. В кн. Труды института психологии РАН. Т.1. -М., 1995.
  127. В.Н. Основания общей теории систем. Логико-методологический анализ. М.: Наука, 1974. — 279 с.
  128. В.Н., Юдин Э. Г. Исследования по общей теории систем. Предисловие. М.: Прогресс, 1969. — С. 3.
  129. Р.Г. Измерение и оценка эмпатийности как личностного образования // Проблема оценивания в психологии. М., 1984. — С. 10−14.
  130. Г. Стресс без дистресса / Общ. ред. Е. М. Крепе. М.: Прогресс, 1982.-125 с.
  131. Е.В. Методы математической обработки в психологии. -СПб.: Социал. психол. центр, 1996. 349 с.
  132. Сиерральта Зуньига Хорхе Бернардо Особенности психических ресурсов личности в раннем юношеском возрасте (коппинг-стратегии, защитные механизмы, социальный интеллект и общий интеллект). Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 2000. — С. 32−43.
  133. Н.Л. Имплицитные концепции интеллекта: представления об умном человеке в обыденном сознании. Дис. .канд. психол. наук.**- М., 1995.
  134. Н.Л. Социальные репрезентации интеллектуальности (на примере российской выборки) // Психол. ж., т. 15. 1994. № 6. — С. 61−68.
  135. Современная психология. Справочное руководство / Под ред. В. Н. Дружинина. -М.: Инфра-М, 1999. 687 с.
  136. .А. Лабораторный практикум по общей психологии / Под ред. В. М. Гамезо. -М.: изд-во МГУ, 1979. 156 с.
  137. Стресс и тревога в спорте / Сост. Ю. Л. Ханин. М.: Физкультура и спорт, 1983.-С. 12−24.
  138. В.В. Психофизиология стресса. М.: Педагогика, 1987. — 208 с.
  139. .М. Избранные труды: в 2-х т. Т. 1. М.: Педагогика, 1985. -329с.
  140. .М. Ум полководца. М.: Педагогика, 1990. — 205 с.
  141. O.K. Структура мыслительной деятельности человека (опыт теоретического и экспериментального исследования). М.: изд-во МГУ, 1969. -304 с.
  142. O.K. Теория психологических систем // Вестник МГУ. Сер. 14. Психология. 1982. № 2. — С. 3−13.
  143. H.A., Богомаз С. А. Типологические особенности влияния степени развития интеллекта школьников на уровень их тревожности // Сибирский психол. журнал. Вып. 13. Томск, 2000. — С. 20−21.
  144. В.П. Социально-психологические исследования когнитивных процессов. Л.: изд-во ЛГУ, 1980. — 144 с.
  145. В.П. Теории атрибуции в зарубежной социальной психологии. В кн. Психология межличностного познания / Под ред. А. А. Бодалева. М.: Педагогика, 1981.-С. 139−157.
  146. А.И. Системы и системные исследования. М.: Мысль, 1970. -С.65.
  147. Фрейд 3. Введение в психоанализ: Лекции. М.: Наука, 1991. — С.250−263.
  148. Фрейд 3. Страх. М., 1927. — 148 с.
  149. Э. Искусство любить. М.: Педагогика, 1992. — 159 с.
  150. М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: Республика, 1993.-447 с.
  151. Ю.Л. Психология общения в спорте. М.: Физкультура и спорт, 1980.-209 с.
  152. X. Мотивация и деятельность / Перевод с нем., под ред. Д. А. Леонтьева. М.: Педагогика, 1986. — С.244−250.
  153. М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -Москва-Томск: Рос. акад. наук. Институт психологии., 1997. 391 с.
  154. К. Невротическая личность нашего времени. Самоанализ / Пер. с англ., общ. ред. Г. Бурменской. М.: Прогресс, 1993. — С. 33−47.
  155. К. Собрание сочинений в 3-х т. М.: Смысл, 1997.
  156. Чамата П Р. Вопросы самосознания личности в советской психологии. В кн. Психологическая наука в СССР. Т. 2., М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1959. -650 с.
  157. О.Б. Изучение социального познания в детском возрасте. В сб. Познание. Общество. Развитие. / Сост. и ред. Д. В. Ушаков. М.: РАН Институт психологии, 1996. — С. 54−75.
  158. П.Н. Современная социальная психология США. М.: Наука, 1979, — 229 с.
  159. И.П. Когнитивный стиль и общение. Ростов-на-Дону: изд-во Рост. пед. ун-та, 1994. — 154 с.
  160. П.Б. Метод экспертных оценок. М.: изд-во МГУ, 1987. — 78 с.
  161. Р. Дж. Интеллект, приносящий успех. Перевод с англ. С. И. Ананин. Минск, 2000. — 368 с.
  162. У.Р. Конструкция мозга. Происхождение адаптивного поведения. -М.: изд-во иностр. л-ры, 1962. С. 36.
  163. А.Л. К проблеме диагностики социального интеллекта личности. В сб.: Проблемы оценивания в психологии. Саратов, 1984. — С. 6367.
  164. Т.Г. Восприятие и оценивание ситуации межличностного взаимодействия. Дис.. канд. психол. наук. — СПб., 1991.
  165. М.Г. История психологии. От античности до середины XX века / Учебное пособие для высших учебных заведений. М.: Academia, 1996. -410с.
  166. H.H. Саморегуляция и самоорганизация социального поведения личности. Дис.. доктора психол. наук. — СПб., 1998.
  167. К. Смысл и назначение истории / Перевод с нем. М. И. Левина. Вступ. ст. П. П. Гайденко. М.: Политиздат, 1991. — 528 с.
  168. Allport G.W. Personality: A Psychological Interpretation. N.Y., 1937. — p. 313−516.
  169. Azuma H., Kashiwagi K. Descriptors for an intelligent person: A Japanese study // Japanese Psychological Research. 1987. № 29. — p. 17−26.
  170. Berry J.W. Toward a universal psychology of congnitiv competence // Inter. J. of Psychol. 1984, v. 19.-p. 335−361.
  171. Brand C.R., Egan V., Deary I.Y. General intelligence and personality: No relation? // In Dk. Detterman (Ed). Current topics in human intelligence. N.Y., 1991.
  172. Brody E.B., Brody N. Intelligence: nature, determinants and consequences. -L., 1976.
  173. Bruner J.S. Shapiro D., Tagiuri R. The meaning of traits in isolation and combinatin // Personal perception and interpersonal behavior. Stanford, 1959.
  174. Buss A. Self-consciousness and social anxiety. San Francisco: W.H.Freeman, 1980.
  175. Cantor N., and Kihlstrom J.F. Personality and social intelligence. Prentice-Hall, Inc. Englewood Cliffs, New Jersey, 1987. — p. 71−90, 234, 235.
  176. Cattell R.B. Abilities: Their structure, growth and action. Boston, 1971.
  177. Cattell R.B. Intelligence: Its structure growth and action. Amstrdam. The Netherlands: North-Holland, 1987.
  178. Cronbach L.J. Essentials of psychological testing (3-rd ed). N.Y., 1970.
  179. Dasen P.R., Dembele B., Ettien K., Kabran K., Kamagate D., Koffi K.A., N’quessan A. N’glouele, L’intlligance chez les Baoule // Archives de Psychologie, 1985. 53.-p. 293−324.
  180. Dollard J., Miller N.E. Personality and Psychotherapy. N. Y.: The Ronald Press Company, 1950.
  181. Eysenk H.J. Relationship between intelligence and personality // Perceptual and Motor Skills. 1971. № 32. — p. 637−638.
  182. Eysenk H.J., Eysenck M.W. Personality and individuals difference. A natural science approach. N.Y.-London: Plenum Press, 1985.
  183. Feuerstein R. The theory of structural cognitive modifialibity. In: Presseisen B.Z. (Ed.). Learning and thinking styles: Classroom interaction. Washington, D.C.: Nat. Educat. Association, 1990. p. 68−134.
  184. Fischer K.W. A theory of cognitive development: The control and costruction of hierarchies of skills. Psychological Review. V. 87 (6), 1980. p. 477−531.
  185. Guilford J. Personality. -N.Y.: Norton, 1959.-470 p.
  186. Handbook of studies on anxiety / Eds: G. Burrows and Davies, Elsevier North-Holland Biomedical Press, Amsterdam-New York-Oxford, 1980. p.21−36 (Айзенк X. Психологические теории тревожности).
  187. Heider F. The Psychology of Interpersonal Relation. N.Y., 1958. — 283 p.
  188. Jones E.E., Davis K.E. From Acts to Disposition. In: Advances in Experimental Social Psychology. -N.Y., 1965, v. 2. — p. 219−260.
  189. Kelley H.H. Attribution Theory in Social Psychology. In: Nebraska Symposium on Motivation. — Lincoln, 1967. — p. 120−168.
  190. Leary M. A self-presentational model for treatment of social anxieties // Social processesin clinical and counseling psychology / Eds. J. Maddux et al. N.Y., 1987. -p. 126−138.
  191. Leary M. Understanding social anxiety: social personality and clinical perspectives. Beverly Hills, CA: Sage publications, 1983.
  192. Leary M., Atherton S. Self-efficacy, social anxiety and inhibition in social encounters // Journal of Social and Clinical Psychology. 1986. V. 4. -p. 258−267.
  193. Maddux J. et al. Cognitive components of social anxiety: An investigation of the integration of self-presentation theory and self-efficacy theory // Journal of Social and Clinical Psychology. 1988, v. 6. — p. 180−190.
  194. May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1950.
  195. May R. The meaning of anxiety. N.Y., 1979 (перевод В.М.Астапова).
  196. Mayer J.D., Salovey P. The intelligence of emotional intelligence. Intelligence, 1993, 17.-p. 433−442.
  197. Morris L.W. et al. Cognitive and emotional components of anxiety: Literature
  198. Mowrer O.H. Learning Theory and Behaviour. -N.Y.:John Wiley, 1960.
  199. Mugny G., Carugati F. Social representations of intelligence. Cambrige, 1989.
  200. Mussen P.H. et Conger J.J. Child development and personality. N.Y., 1985.
  201. Personality Psychology in Europe. V. 4. Tibbury University Press, 1993.
  202. Raty H., Snellman L. Does gender make any difference? Common-sense conceptions of intelligence // Social behavior and personality. 1992. V.20 (1). — p. 23−34.
  203. Raven J.C. Guide to the Progressive Matrices. London: Lewis, 1960.
  204. Raven J.C. Raven’s progressive matrices tests: Their origin and contribution to society. Психодиагностика в социалистических странах. Психодиагностический бюллетень. Братислава, 1985. — с. 27−31.
  205. Review and revised worry-emonationalyty scale. // J. of Educat. Psychology. V. 73 (4), 1981.-p. 541−555.
  206. Reykowski J. Psychol. Wgch., 1976.
  207. Robinson D.L. How personality relates to intelligence test performance: Implications for a theory of intelligence, ageing research and personality assessment // Personality and Individual Differences. 1985. № 6. — p. 203−216.
  208. Ross L.D. The Intuitive Psychologist and his Shortcomings: Distortion in the Attribution Process. In: Advances in Experimental Social Psychology. — N.Y., 1977, v. 10.-p. 171−220.
  209. Rycroft Ch. Anxiety and Neurosis. Allen Lane, the Penguin Press. — London, 1968. — p. 1−54 (перевод B.M. Астапова).
  210. Saklofski D.H., Kostura D.D. Extraversion-introversion and intelligence // Personality and Individual Differences. 1990. № 11.- p.547−551.
  211. Sarason I.G. Experimental approaches to test anxiety: attention and the uses of information // Anxiety, Current Trends in Theory and Research. V.l. N.Y., 1972.
  212. Sarason S.B. et al. Anxiety in Elementary School Children. N.Y., 1960.
  213. Schlenker B., Leary M. Social anxiety and self-presentation: A conceptualization and model // Psychological Bulletin. 1982. V. 92. — p. 641−669.
  214. Semin G.R. Everyday Assumptions, Language and Personality. In Gun R. Semin and K.J.Gergen. Everyday understanding: social and Scientific Implications. -London: Sage Publications., 1990.
  215. Semin G.R. On the relationships between representations of theories in psychology and ordinary language // Current Issues in European Soc. Psychol. / Eds. W. Doise, S.Moscovici. Cambridge: Cambridge Univ. Press, 1987.
  216. Spearman C. The abilities of man. N. Y.: MacMillan, 1927.
  217. Spence K.W. Anxiety (drive) levd and performance in egelid conditioning // Psych. Bull. V. 61,1964.
  218. Staats A.W. Personality theory, Abnormal Psychology and Psychological Measurement. A Psychological Behaviorism. Behavior Modification, 17, 1993 p. 842.
  219. Sternberg R. Implicit theories of intelligence // Journ. of Personality and Social Psychology. 1985. № 49. — p. 607−627.
  220. Sternberg R. The triarchic mind. N.Y.:Viking, 1988.
  221. Sternberg R. J Human intelligence: The model is the message. Science? V. 230, 1985.-p. 1111−1118.
  222. Sternberg R.J., Conway B.E., Kerton J.L., Bernstein M. Peopl’s conceptions of intelligence // J. of Personality and Soc. Psychology. V. 41, 1981. p. 37−55.
  223. Sullivan H.S. The Collected Work. V. 1, 2. -N.Y., 1953.
  224. Taylor J. A. A personality scale of manifest anxiety // J. Abnormal and Soc. Psychol., 1953.
  225. Thorndike E.L. Intelligence and its uses. Harper’s Magazine, 1920. — p. 227 235.
  226. Thorndike R.L. Factor analysis of social and abstract intelligence // Journal of Educational Psychology. 1936. № 27. — p. 231−233.
  227. Vernon P.E. The structure of human abilities. N.Y., 1965.
Заполнить форму текущей работой